Письмо м Филарета к М. Н. Муравьеву. Чт. в общ. люб. дух. просв. 1883 г. ч. III – материалы, стр. 38, § 27. 161 О доверии местных старообрядцев к этой школе в позднейшее время, см. корреспонд.: «из Гуслиц» в «Рус. Ведом», 1880 г. 84 и 102. Цит. по А. Пругавину , «Раскол-сектантство», вып. I, Москва. 1887 г, стр. 122, 738. См. также Брат. Слово 1891 г. т. II, стр. 236. 164 Слова из речи м. Филарета к Леониду, еп. Дмитровскому, см. сочинения м. Филарета, т. V, изд. 1885 г. стр. 493. 166 Какое важное значение в прежнее время предавали этому средству в борьбе с расколом, можно видеть из следующих примеров: в одном синодальном постановлении по делам. раскола (кн. II. стр. 70), относящемся к 1807 г., прямо воспрещается священникам города Уральска обращать раскольников на путь истины «состязанием (что ныне – собеседование), а рекомендуется для этой цели исключительно «кротость примера» и «святость жизни»; в секретном указе св. Синода 1800 года (22 марта) и в циркулярном отношении С.-П-бургского митроп. Амвросия духовенству запрещено было входить в какие-бы то ни было сношения с раскольниками. См. «Доклад» в моск. консистории митр. Филарету. Чт. в общ. истор. и древ. 1875 г. кн. III. отд. V, стр. 134; ср. собран. мнен. и отз. т. IV, стр. 221. 167 Известно, что и на собеседованиях в числе важных аргументов, к которым любят прибегать раскольнические начетчики, – доказывая еретичество греко-российской церкви является факт существования в последней «недостойных» священников. В ввиду этого, как известно, и в «Выписках» Озерского, в противовес раскольническому аргументу, помещен под одной из рубрик ряд выписок на тему, что «благодать действует и чрез недостойного священника» (часть I, стр. 127–148, по изд. 1887 г.). 168 См. напр. Брат. Слово, 1893 г. т. I. стр. 323, где рассказан очень поучительный в этом отношении пример из истории раскола в одном приходе Саратовской епархии (с. широкий Буерах). Раскол здесь усилился в 60 и 70 годах нынешнего столетия, благодаря грубому обращению и нетрезвой жизни местного священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В любом случае, Филон стал первым, если не единственным, из философов античной школы, прямо отрицавшим представления о безначальности и нетленности космоса (τι γενητς κσμος) 161 . При этом он определял материю как ничтожную в сравнении с Богом, полностью бесформенную и мертвую, бескачественную и неподвижную, и по причине этого способную поддаться любому воздействию и принять в себя любые свойства и формы 162 . Есть даже основания для утверждения, что, в отличие от языческих интерпретаторов платоновского Тимея, Филон косвенно отрицал концепцию двух начал (ρχα) – Бога и материи 163 . Однако дуалистические представления о противоположности между духом и материей с негативной оценкой последней все-таки сказались в учении Филона. Прежде всего, это видно в его представлении о том, что, изначально сотворив идеальный нематериальный мир, Бог встретился с ограничениями со стороны свойств материи при реализации идеального творения на феноменальном уровне 164 . Стараясь примирить библейское повествование с Платоном, а также оправдать негативные стороны земной жизни человека, Филон учил, что человек, прежде чем стал существом, состоящим из тела и души, был чистым духом. И хотя при описании первого человека экзегет отмечает его красоту как по телу, так и по душе (τ καθ’ κτερον ψυχν τε κα σμα κλλος) 165 , но, именно исходя из платонических первооснов, Филон отчетливо различает реально существующего, сотворенного человека – от его прообраза, созданного первоначально: «идеального, невидимого, архитипического человека» 166 . Характерно, что этот идеальный человек не рассматривается как некая отвлеченная парадигма, но именно как «реальная фигура» 167 . Этот первый «небесный» человек «создан по образу Божию, тогда как материальный, родовой – из праха» 168 . Само желание представить первого человека в виде чисто духовного бестелесного существа (νοητς, σματος), не знающего полового разделения (οτ’ ρρεν οτε θλυ) и, по-видимому, именно в силу этого обладающего нетленной (φθαρτος φσει) природой 169 , указывает на доминанту скорее платонического, чем библейского воззрения на свойства материи и тела человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Боуер ввел использование квадратных скобок для выделения тех мест, которые отсутствуют в наиболее достоверных рукописях; например, он взял в скобки доксологию Иисусовой молитвы ( Мф.6:13 ), pericope de adultera ( Ин.7.53–8:2 ), Comma Johanneum ( 1Ин 5:7–8 ), отдельные стихи (например, Деян.8и 15:34) и слова Нового Завета. В других местах Боуер также отступал от Textus Receptus и вводил в свой текст разночтения, которые содержатся в более надежных рукописях 161 . В приложение ко второму тому Бовьер включил около 200 страниц исправлений различных мест Нового Завета, текстовых и пунктуационных 162 . Другой англичанин, Эдвард Харвуд (Edward Harwood) (1729–1794), служитель нонконформистской Церкви, опубликовал в 1776 г. двухтомное издание Нового Завета, в котором, согласно информации на титульном листе, “использованы тексты наиболее заслуживающих доверие рукописей, с отдельными критическими примечаниями на английском языке, с ссылками на авторов, которые наилучшим образом комментируют Св. Писание. К изданию также прилагается каталог основных изданий греческого текста Нового Завета и список самых выдающихся исследователей и критиков в этой области”. Тексты Евангелий и Деяний Апостолов печатались в основном по кодексу Безы, а тексты Посланий – по Клермонтскому кодексу. Если в отдельных случаях эти тексты не были доступны, автор прибегал к помощи других рукописей, в основном Александрийскому кодексу 163 . Анализируя 1000 новозаветных отрывков, Реус обнаружил, что Харвуд отступил от Textus Receptus более чем в 70 случаях из ста, а в 643 местах его текст совпадает со знаменитым критическим изданием Лахмана, опубликованным в XIX b. Неудивительно, что в то время, когда лишь очень немногие осмеливались критиковать Textus Receptus, первым Греческим Новым Заветом, который появился в Америке, был именно этот общепринятый текст 164 . Это издание было напечатано Исайей Томасом младшим (Isaiah Thomas) (1749–1831), предприимчивым и трудолюбивым янки. Отданный в ученики к печатнику в возрасте шести лет, Томас очень скоро начал свое профессиональное восхождение и достиг таких вершин, что был принят в члены почти всех научных обществ страны. Почетные степени ему присудили Дартмутский и Аллигенский колледжи. Его типография выпустила более 900 наименований книг – больше, чем предприятия Бенджамина Франклина, Хуго Гейна и Мэтью Кери, его соперников по печатному делу. Его блестящая типографская работа и разнообразие печатной продукции позволили Франклину с полным правом назвать Томаса “американским Баскервиллем”. Предчувствуя, что рынок готов для нового издания Греческого Нового Завета, Томас заручился поддержкой образованного церковного служителя Калеба Александера 165 и выпустил edito prima Americana Греческого Нового Завета. Это издание в 478 страниц размером в 1 / 12 листа было напечатано в Вустере, штат Массачусетс, в апреле 1800 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstol...

161 Лопухин А.П. Указ. соч. С. 91; см. также: Лопухин А.П. Семейные отношения по законам Моисея//Христианское Чтение. 1878. II. С. 357. 162 «Мудрецы обязали писать разводное письмо по строго определённым многочисленным правилам, которые требуют специального изучения. Разводное письмо, написанное в произвольной форме без учёта того, что должен быть выбран определённый пергамент и использованы особые чернила, не признаётся еврейским судом. Муж, задумавший развестись с женой, был вынужден обращаться к профессиональному писцу, который мог выполнить свою работу, только получив разрешение еврейского суда данной общины. Для того чтобы получить разрешение написать разводное письмо, муж должен был объяснить суду причину, по которой он собирается расторгнуть брак. Далеко не всегда он мог с лёгкостью сделать это» (Герц Й. Указ. соч. С. 1386.). 164 Пророк Малахия в указанном стихе ясно не говорит, кто именно покрывает слезами жертвенник Яхве, поэтому толкователи предлагали и иные варианты объяснения данных слов, отличные от приведённого в основном тексте нашей работы. В частности, высказывалось предположение, что пророк здесь использует гиперболу и ведёт речь о мужьях, которые были виновниками разводов и сами чувствовали, что совершают беззаконие. Поэтому, чтобы успокоить свою совесть, они готовы были принести Господу дары и «поплакать» у жертвенника. Однако недостаток такого толкования в том, что, как указывает П.В. Тихомиров , такое предположительное поведение иудейского народа совершенно не соответствует характеру эпохи. Напротив, из книги пророка Малахии мы знаем, что его современники страшно пренебрегали своими обязанностями по отношению к храму и, вместо того, чтобы прибегать к Богу и со слезами молить Его милости, роптали против Яхве и кощунствовали. Потому наиболее вероятно, что слова пророка Малахии о плаче и стенании пред жертвенником относятся к иудейским женщинам, презрительно отвергнутым своими мужьями (См.: Тихомиров П.В. Пророк Малахия. Сергиев Посад, 1903. С. 362–364; см. также: Pismo Swiete Starego Testamentu.T 12. С 2. Poznan, 1968. S. 487).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Его статья, кажется, была в журнале «Числа». 158 Впоследствии многие мои католические подруги мне завидовали: «Вот так мы бы тоже хотели!» 159 Может быть, для снобов он все же был Христом, но много ли в нем Христа для меня? Не больше ли красивой декорации? 160 Наташа Parain — урожденная Челпанова, дочь проф. Челпанова, художница, из Москвы ее привез Parain. В Париже иллюстрировала французские детские книги, имела большой успех. 161 Кроме «Картинок-листков», которые печатала на свои деньги, сделала «Мальчик у Христа на елке», «Где любовь, там и Бог» (они света не увидели), «Герасим и его лев» — сперва ручным способом трафаретом — 60 экземпляров, потом французская писательница снабдила французским текстом, и эта книга выдержала несколько изданий: имела большой успех. 162 Через несколько лет она стала портиться! К счастью, удалось найти специалистов, которые спасли ее (уже без меня). Слайды с росписи и фото с иконостаса можно увидеть у Э. Семенцовой. Художник В. А. Волков, посетивший Лондон в 1972 г. после своего путешествия в Италии и Франции, высоко оценил роспись и даже сам удивлялся своей оценке: «и это после Италии!» — говорил он, смеясь. Местные отзывы мне неизвестны. 163 Конечно, были исключения — чудесный священник о. Григорий Кузан и его матушка — но это уже ближе к моему отъезду. Но прежнего во мне нет. 164 Медзилаборцы, кстати, — родина И. Грабаря! 165 Как часто в жизни я укоряла ее за властность, но тут она оказалась спасительной! 166 во что бы то ни стало (фр) — прим. ред 167 ныне отпущаеши (лат.) 168 благословение (англ.) 169 примечание Ю.Н. 170 Е.Рейтлингер Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=115...

Другим и более выдающимся представителем умеренно-ортодоксальных взглядов на вдохновение св. Писания был Фридрих Адольф Филиппи (1809–1882), профессор богословия сначала в Дерпте, потом в Ростоке. Догмат о боговдохновенности св. Писания Филиппи причислял к самым необходимым предположениям христианского учения. Если этот догмат не получил подробного символического выражения, то только потому, что еретики и лжеучители довольно редко нападали на боговдохновенный характер Библии. Основанием для веры в божественный авторитет св. Писания у Филиппи служит, главным образом, свидетельство Св. Духа. Дух Божий всегда удостоверяет спасительность засвидетельствованного во Христе Слова Божьего, особенно же слова Нового Завета 160 . Свидетельство это, как действительное влияние на нас Св. Духа, легко можно отличать от других, потому что оно не похоже на обыкновенное, естественное чувство и не есть произведение натурального состояния человеческого духа. Между тем, как натуральные религиозно-нравственные чувства и суждения обыкновенно находятся в согласии со склонностями нашей испорченной природы, это свидетельство идёт весьма часто против их всех 161 . Но свидетельство Духа Божьего не всегда достаточно без внешнего исторического свидетельства. Оно даёт достаточное ручательство в спасительности того или другого слова, устного или письменного. Но ещё этим не доказано каноническое, первоначальное достоинство той или другой библейской книги. Слово Божье должно служить вечной нормой спасительной истины для христианской церкви всех времён и мест. А это возможно только в таком случае, если оно произошло через таких писателей, которых сам Бог избрал и соделал свидетелями, орудиями, носителями своего первоначального Откровения 162 . Уверенность в этом даёт уже внешнее свидетельство истории 163 . Самое вдохновение св. Писания Филиппи определяет в таких словах: „Вдохновение, или боговдохновенность есть такое действие Духа Божьего на дух человеческий, через которое последний всецело входит в объект Откровения и делается способным чисто и невозмутимо воспринимать и передавать его, или такое соединение человеческого духа с божественным Духом, через которое откровение последнего делается чище и не искажённо воспринимается первым 164 . Выражение Филиппи „соединение человеческого духа с божественным Духом” (Zusammenschluss des Menschengeistes mit dem Gottesgeiste), по-видимому, предполагает такой акт, при котором не столько Св. Дух нисходит к человеческой природе, сколько человеческий дух возвышается к превосходству Духа божественного. Следовательно, здесь идёт речь не столько о нисхождении ( κατ βασις) Св. Духа, сколько о восхождении ( νβασις) человека-писателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Это учение ясно выражает мысль о едином верховном виновнике всего сущего, который именуется Зевсом. Зевс Орфических гимнов совершенно отличен от Зевса народной мифологии. Он изображается единым, первоначальным, высочайшим, виновником всего, единой силой и божеством, от которого произошел мир и все боги. 160 Хотя другие черты, приписываемые Зевсу, и затемняют это чистое понятие о Божестве, представляя его по отношению к миру, то душой разлитой по всем частям природы и оживляющей их, как душа оживляет тело, то пантеистическим началом, нераздельно соединенным с вещественным миром, но, тем не менее, в учении Орфических поэтов о Зевсе высказываются мысли, чуждые последующему язычеству. Происхождение мира у Орфиков изображается в виде образования первобытного хаоса силой светлого, божественного Эроса, носившегося среди мрака и нестроения и образовавшего небо и землю, богов и людей. 161 Касательно явления и происхождения самого Эроса, сохранившиеся до нас отрывки из древних феософов, по-видимому, не согласны между собой. У одних все творение приписывается одному разумному существу, которое изображается виновником самого Эроса, 162 со вечным хаосу. 163 У других, например, у Гезиода, мирообразующий Эрос кажется являющимся из самых недр хаоса, и все учение о происхождении мира получает физический оттенок в том, что материя считается первоначальной, а дух после явившимся из недр материи бытием. Но тем не менее, древние писатели и толкователи отстраняют эту неясность в происхождении Эроса тем, что и Гезиоду, как и прочим Орфикам, приписывают мысль о самостоятельности и независимости от вещества, мирообразовательного, божественного начала, которое называется Эросом. 164 Представленные нам свидетельства, касательно существования в древнейшие времена Греции более чистых и близких к единобожью понятий, чем впоследствии, подтверждаются и мнениями древних писателей. Так, Платон называет очень древним то учение, что Бог заключает в Себе начало и конец всего сущего и всем управляет, 165 и говорит, что учение Элиатов о происхождении всех вещей из единого духовного начала существовало в Греции еще прежде Ксенофана, основателя этой школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Kudryav...

124 Предполагают, что равнина Месопотамская образовалась из берега моря, постоянно отливавшего и удалявшегося, и сальсоли или солянки в земле – это именно свидетельство такого образования этой равнины. 134 Marriage, by William Latham Bevan в Dictionnary of the Bible, by Smith. Автор опровергает мнение, что вено составляло цену невесты, которою она, будто бы, покупалась у отца, и доказывает, что вено составляло собственность невесты. Жалобы Лии и Рахили показывают, что Лаван злоупотребил, присвоив себе их вено. Быm. XXXI. 14–16 . 148 Ib. XVIII. 6. В своем переводе Библии Каэн делает заметку об этом кушанье современных Арабов. 161 Сезострис царствовал от 1394 до 1328 г. до Р. Хр. История изображает его великим завоевателем и великим государем. Geschichte des Alterthums, von Max Duncker. Erster Band. стр. 31–42. 162 Египет находился под властью чужого племени, известного под именем Гиксов, от 2100 до 1580 г. до Р. Хр. Эти Гиксы или цари-пастыри пришли из Сирии и северной Аравии и были потомки Сима, т.е. пришли оттуда же и были того же племени, что и Евреи; тогда как Египтяне были племени Хама. Подозрения и опасения новой царствующей династии против Евреев – племени, родственного прежним притеснителям Египта, были довольно естественны. Сезострис и войны свои вел, между прочим, для того, чтобы оградить Египет от всяких вторжений других народов. О Гиксах или царях-пастырях в цитированной выше Истории Дункера, т. 1, стр. 22. 163 Extrait memoire sur les campagnes de Ramses II (Sesostris), traduction de M. le vicomte de Rouge. Поэма: Pen–ta–our. 164 Предание это не противоречит Библии, но может объяснить ближайший повод распоряжения царя умерщвлять детей Еврейских мужского пола. La Femme biblique, par M. Buder. стр. 280. 167 Иосифа. Ant. jud. liv. II. c. V. Вообще отношения дочери царя к отцу, о которых сохранились предания, могут объяснить, каким образом мог воспитаться в семье самого царя мальчик, который был предназначен к смерти. 171 Иосиф Флавий называет ее Термутис, каковое название напоминает собою имя, даваемое дочери Сезостриса Диодором Сицилийским, Атирта. По словам Иосифа, Артапана и Филона, нареченная мать Моисея не имела собственных детей. Moses, daughter в Dictionnary of the Bible, by Smith.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Интересно, что только из данного песнопения Постной Триоди можно узнать, что вторая седмица Великого поста трактуется как попраздненство первой, самой строгой седмицы, которая воспринимается как праздник. А если вспомнить, что попраздненства имеют только двунадесятые праздники, то получится, что начало поста, приравнивается к самым важным праздникам, самым важным дням церковного года. Гимнографы предлагают нам огромное количество образов поста и характеристику постного времени. Пост – это подвиг: «Приспе время духовных подвигов начало, на демонов победа» 143 ; «постный подвиг». 144 Пост – это «ангельское благолепие». 145 Пост – это и «всеоружное воздержание» 146 , и защита от врагов: «Твердое оружие поста имуще, яко щит». 147 Пост – это «Мати целомудрия, обличитель грехов проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков». 148 Пост – это «матерь добродетелей». 149 Пост – это губитель страстей: «Страстоубийца пост настоящий» 150 , «страстоубийцу пост возлюбим». 151 Пост – «хранитель чистоты и матерь безстрастия». 152 Пост – это «воздержания наслаждение». 153 Пост свят: «Святаго поста возсиявшая благодать» 154 , «священного воздержания 155 , он отделен от всего обыкновенного и посвящен Богу. Пост изливает свет: «Се светоносное прииде время» 156 ; «светоносное пощение». 157 Песнотворцы сравнивают пост с лучами солнца, со светом, с сиянием на протяжении всей Постной Триоди, начиная с подготовительных недель и до конца поста: «Светлая предпразнства воздержания, светлая предпутия поста днесь» 158 , «светлого поста время» 159 , «светлый день воздержания поста» 160 , «солнца светлее пост возсиявый, многосветлая благодать» 161 , «богосветлая благодать воздержания, возсиявши нам днесь солнца светлее». 162 Вступающий в пост, сам облекается в светлую ризу поста: «во светлую поста облекшеся ризу». Как солнце растворяет тьму, так и пост очищает от тьмы грехов: «Поста благодать днесь солнечныя лучи всем предлагает, предочищающи мрак от греха». 163 И, наконец, пост сам является творцом света: «…Светотворных постов». 164

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Внутренно ли, наружно ли человек искушается, и испытывается, Господь всегда памятует о нем, и промышляет, и в продолжении искушения утешает его. В сиротстве ли человек остался, нищету ли и бедность сносит, гонения ли претерпевает, болезнями ли мучится, поношениями ли тревожится, притеснениями ли беспокоится; Господь вся сия видит, памятует, и когда надобно, внутренне сими словами удостоверяет: аще преходиши сквозе воду, с тобою есмь, и реки не покрыют тебе; и аще сквозе огнь пройдеши, не сожжешися, и пламень не опалит тебя 161 . И со временем избавит действительно от всех бед и скорбей. Как же избавит и когда? Всесильному и Всемогущему Богу избавлять человеков от искушений, бед и напастей весьма нетрудно, и Он творить сие всегда готов есть. А что Он иногда, по-видимому, помощью Своею медлит, и как бы или о них не памятует, или оставляет, то сие не по другой какой причине делает, как что хочет более очистить их, утвердить в терпении и на том пути, по коему идут, и тем крепче привязать к Себе. Как Ной, будучи в ковчеге, не беспокоился о том, долго ли он будет носим волнами потопных вод, а вручил себя в совершенное управление Божие и в Его святейшее благоволение, так и всякий внутренний человек, взошед в ковчег спасения, не должен тревожиться тем, долго ли будут обуревать его волнующиеся искушения, долго ли будут продолжаться гонения н напасти, а препоручив себя Богу, с великодушием должен ожидать конца. Бог все сие кончит и легко, и скоро. Когда Премилосердый Бог воспомянул Ноя и всех животных, бывших с ним в ковчеге, тогда наведе только дух на землю, и преста вода. Дунул только дыханием уст Своих, и заключи источницы бездны, и хляби небесныя, и удержася дождь от небесе; и вспять пойде вода идущая от земли, и умаляшеся вода, так что в седмый месяц потопа седе ковчег на горах Араратских, а в десятый месяц явишася верси и других гор 162 . Равным о6разом, и для прекращения искушений и напастей не другое что потребно, как единое дуновение, мановение и слово Божие. Стоит только дунуть Господу, и расточатся вси врази Его. Надлежит только воззреть Господу, и разрушатся все козни вражеские. Надобно только сказать Господу, и все падет и разорится. Дунет Господь на сатану, и исчезнет со всеми мечтательными искушениями своими. Воззрит Господь на мир, и вся химерическая прелесть его пропадет. Коснется Господь плоти, яко огнь, и всю похоть ее попалит. Рцет больному: возми одр твой и ходи 163 , и отыдет от него болезнь. Повелит престати непостоянному ветру гонений и поношений, и уляжет море, и умолкнет сей народный шум. Яко и ветры и море послушают Его 164 . Прострет щедрую Десницу Свою, и нужное богатство человеку потечет. Соблаговолит, и водворится как внутренняя, так и наружная тишина.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010