Ведь начало [должно быть] без начала (sine principio principium), если только оно есть и называется началом. Итак, Тот, Кто был в начале, вечно существует или в Боге, или у Бога. А ведь Слово (λγος) было у Бога и было в начале. Значит, оно было всегда. Если же оно было всегда, необходимо, чтобы оно не произошло из не сущего и не было сотворено 156 . Иоанн говорит: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил 157 . Итак, мы имеем эти тождественные [определения], что Иисус есть Сущее (ν), что Он есть Слово (λγος), что Он был в начале, что Он был у Бога, что Он существует в недре Божием. Разве все эти [выражения] не указывают ясно и определенно на то, что это Сын, Которому приписываются эти [названия]: Сущее (ν) и Сущее прежде всех (ante omnia ν)? 158 если Бог Отец был прежде, чем существует Сущее, Он понимается как потенция самого Сущего (potentia ipsius quod ν est) 159 . И поскольку Сущее (τ ν) произошло от своей потенции, [которую имело] в своем Отце, то самое Сущее (τ ν), которое было сокрытым, стало проявленным (manifestationem accipiens). И это есть Божественное и неизреченное рождение 160 . Следовательно, необходимо исключить мнение (dogma) о том, что Иисус произошел из не сущего. 17. Рассмотрим теперь другой вопрос, если Иисус есть Слово (λγος). Что же такое Слово (λγος)? Я утверждаю, что это некая активная отеческая потенция (patrica activa quaedam potentia), которая находится в движении и полагает саму себя так, чтобы существовать актуально, а не потенциально 161 . Если это так, то почему Слово ( λγος) было у Бога? 162 Это необходимо по тому самому, что посредством этого Слова (per istum λγον) все начало быть и без Него ничто [не начало быть] 163 . Следовательно, Бог действует посредством Слова (λγον) и действует всегда. Итак, Слово (λγος) – это активная потенция (activa potentia), которая находится в движении, чтобы привести в актуальность то, что было в потенции 164 . Итак, мы говорим, что Оно было в начале. Но «быть в начале» разве не означает то же, что и «быть нерожденным»? 165 да, конечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

158 Видел я неразумных и истаял, что слов Твоих они не хранили. 159 Смотри, как я возлюбил заповеди Твои, Господи! По милости Твоей оживи меня. 160 Начало слов Твоих – истина и во век все суды правды Твоей. 161 Князья преследовали меня без вины, а слов Твоих боялось сердце моё. 162 Я буду радоваться о словах Твоих, как нашедший большую добычу. 163 Неправду возненавидел я и возгнушался, а закон Твой возлюбил. 164 Семикратно днем я хвалил Тебя за праведные суды Твои. 165 Мир велик у любящих закон Твой, и нет им соблазна. 166 Ожидал я спасения Твоего, Господи, и заповеди Твои возлюбил. 167 Хранила душа моя свидетельства Твои и сильно возлюбила их. 168 Сохранил я заповеди Твои и свидетельства Твои, ибо все пути мои пред Тобою, Господи. 169 Да приблизится моление моё к Тебе, Господи, по слову Твоему, вразуми меня. 170 Да войдет принцип мой к Тебе, Господи, по слову Твоему, избавь меня. 171 Изольют уста мои песнь, когда научишь меня оправданиям Твоим. 172 Возвестит язык мой слово Твоё, ибо все заповеди Твои – правда. 173 Да будет рука Твоя во спасение мне, ибо заповеди Твои я возлюбил. 174 Возжелал я спасение Твоё, Господи, и закон Твой – поучение моё. 175 Жива будет душа моя и восхвалит Тебя, и суды Твои помогут мне. 176 Я заблудился, как овца погибшая, взыщи раба Твоего, ибо заповедей Твоих я не забыл. Псалом 119 Песнь ступеней. 1 Ко Господу в скорби моей я воззвал, и Он услышал меня. 2 Господи, избавь душу мою от уст неправедных и от языка льстивого. 3 Что дастся тебе или что прибавится тебе при языке льстивом? 4 Изощренные стрелы Сильного с пустынными углями. 5 Горе мне, что жизнь моя в переселении продолжительна: поселился я в шатрах Кидарских. 6 Много скиталась душа моя: с ненавидящими мир я был в мире. 7 Когда же я говорил с ними, они без вины враждовали со мною. Псалом 120 Песнь ступеней. 1 Возвел я очи мои в горы, откуда придет помощь моя. 2 Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. 3 Не давай споткнуться ноге твоей: не воздремлет Хранящий тебя. 4 Вот, не воздремлет и не заснет Хранящий Израиля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

(159) Посмотри, как люблю я повеления Твои, Г-споди, по милости Твоей оживи меня. (160) Основа слова Твоего – истина, и навеки всякий праведный суд Твой. (161) Вельможи преследуют меня напрасно, но слова Твоего испугалось сердце мое. (162) Радуюсь я словам Твоим, как нашедший великую добычу. (163) Ложь ненавижу я и гнушаюсь (ею); Тору Твою люблю я. (164) Семь (раз) в день я восхваляю Тебя за законы справедливые Твои. (165) Велико благополучие любящих Тору Твою, и нет у них препятствий. (166) Уповал я на помощь Твою, Г-споди, и заповеди Твои исполнял. (137) Хранила душа моя заповеди Твои, и полюбил я их весьма. (168) Хранил я повеления Твои и заповеди Твои, ибо все пути мои пред Тобой. (169) Пусть дойдет до Тебя, Г-споди, молитва моя, по слову Твоему вразуми меня. (170) Да придет к Тебе моление мое, по слову Твоему спаси меня. (171) Изрекут уста мои хвалу, когда Ты научишь меня законам Твоим. (172) Изрекать будет язык мой слово Твое, потому что справедливы все заповеди Твои. (173) Да будет рука Твоя в помощь мне, потому что повеления Твои избрал я. (174) Жажду помощи Твоей, Г-споди, и Тора Твоя – отрада моя. (175) Да живет душа моя и славит Тебя, и помогут мне суды Твои. (176) Заблудился я, как овца потерянная, ищи раба Твоего, потому что заповеди Твои не забыл я. 120 (1) Песнь ступеней. К Г-споду в несчастьи воззвал я, и Он ответил мне. (2) Г-споди, спаси душу мою от уст лживых, от языка коварного. (3) Что даст тебе и что прибавит тебе язык коварный? (4) Остры стрелы сильного с (горящими) углями дроковыми. (5) Горе мне, что жил я с Мэшэхом, обитал у шатров Кэйдара. (6) Долго обитала душа моя у врага мира. (7) Мирен я, но как заговорю – они к войне. 121 (1) Песнь ступеней. Поднимаю глаза мои к горам – откуда придет помощь мне? (2) Помощь мне от Г-спода, сотворившего небо и землю. (3) Он не даст пошатнуться ноге твоей, не будет дремать страж твой. (4) Вот, не дремлет и не спит страж Йисраэйля. (5) Г-сподь – страж твой, Г-сподь – сень для тебя по правую руку твою. (6) Днем солнце не повредит тебе и луна – ночью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Судьбы народов – в руках народов. Бог говорит, что существует некая чаша беззакония для каждого народа. Эта чаша наполняется злыми делами народа. Существует некая коллективная ответственность людей между собой. Существуют некие народные традиции, и если народ не живет в Боге, они становятся все хуже и хуже. Происходит деградация людей, которые отделены от Бога, зло разъедает его душу. Бог говорит: «ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» ( Быт.15:16 ), т.е. судьбы народов – в руках народов, в руках их беззаконий; и в руках Божиих, как следствие. Бог смотрит на их беззакония и стирает народы или не стирает народы. 161. Существует ли преемственность Нового Завета от Ветхого? В Ветхом Завете есть 33 указания на эпизоды из жизни Спасителя (это самые малое число (есть данные о 50 и о 80 эпизодах)), а в Новом Завете содержится 276 цитат из Ветхого Завета, причем 272 из них совпадают с переводом семидесяти, а 4 совпадают с еврейским текстом. 162. Зачем нужна Богу жертва? Нужно избавить человека от власти дьявола, грех совершается перед Богом. Бог гневался, потому что человек нарушал его заповеди. Нужна ли Богу кровь Сына Божия? Образ брака в Библии. Человек берет в жены женщину, и берет на себя все ее долги. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего – либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:22–27 ). 163. За кого пострадал Христос? За всех людей. «Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф26:28 ). За многих изливается. В возможности за всех, в реальности за многих. Те кто не захотел, просто будут сами отвечать за свои поступки. Крещеные гибнут не за некрещеность, а за свои поступки. Некрещеный, который слышал проповедь Евангелия и отверг ее будет отвечать еще и за это. 164. Существует ли реинкарнация?

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

158 Посему и Господь на вопрос иудеев о прелюбодеянии сказал: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так, ибо сотворивший в начале, мужчину и женщину сотворил их и сказал: посему оставит человек отца и мат и прилепится к жене своей, и будут два одною плотию. И чтобы кто-нибудь из заблуждающихся не сказал, что Он скорее предсказал имеющее появиться, чем предписал, прибавил: что Бог сочетал, того человек да не разлучает 159 . И св. ап. Павел, следуя наставлению Христа, говорит: брак честен и ложе нескверно, блудникам же и прелюбодеям судит Бог 160 , и в другом месте: кто отдает свою деву в замужество, хорошо делает, а кто не отдает, лучше поступает 161 . Девство потому должно быть хвалимо, что предпочитается браку, который есть благо, ибо что хвалится по сравнению со злом, то лишается собственного достоинства. XII. Итак, утвердив сначала благо природы и благословение и честь брака, мы последовательно отвергаем природный грех, или каким бы иным именем он ни назывался, чтобы не причинить оскорбления Творцу всех, Богу, утверждением, что им может быть творимо что-либо с грехом. В обличение этой лжи приводим свидетельства ветхого завета; не умирают отцы за детей и дети за отцов, но каждый умрет за собственное преступление 162 , что значит для вас та притча – отцы ели кислый виноград, а у детей болят зубы? Живу Я, говорит Господь, не будут больше говорить этой притчи в Израиле, поскольку все души – Мои; душа, которая согрешит, сама умрет. – Сын не наследует неправду отца своего, и отец не наследует неправду сына своего, праведность праведного на нем будет. – Каждого по пути его буду судить вас, дом Израилев, говорит Господь 163 . И Апостол говорит: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое 164 ; также: каждый из нас за себя даст отчет Богу 165 , и в ином месте: каждый понесет свое бремя 166 . XIII. А святых ветхого завета, оправданных Богом и часто восхваляемых судом Его, не можем обвинять, по слову Апостола: кто будет обвинят избранных Божиих? Бог оправдывает их; кто осуждает " 167 ? И Господь в евангелии свидетельствует: да придет но вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии 168 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Необходимо ознакомиться с догматическим богословием изучаемого направления в христианстве, а также ознакомиться с молитвами, которые читаются при рукоположении священнослужителей. Может оказаться, что догматика не предполагает каких–либо отличий священнослужителя от мирянина, а в молитве испрашивается только благословение, а не право приносить жертвы или совершать Таинства, как это имеет место у англикан: – у них сохранилось преемство возложения рук от Апостолов, но вероучение о священстве не предполагает отличия священников от мирян, а в молитве на рукоположение испрашивается просто благословение. Именно по этой причине англиканство не имеет священства. 161 Православный архиерей, рукополагая священника, возложив руку на голову ставленника, молится: «исполни Святаго Твоего Духа дара: да будет достоин предстояти непорочно жертвеннику Твоему, вествовати Евангелие Царствия Твоего, священнодействовати слово истины Твоея, приносити Тебе дары и жертвы духовныя, возновляти люд Твой чрез купель пакирождения». В то время, как при рукоположении диакона испрашивается «... служителем быти, и работати нескверным Твоим Тайнам, ... даруй же ему благодать, юже даровал еси Стефану, первомученику Твоему,» ... 162 Священник приносит Богу в жертву умилостивления и благодарения за всех христиан во время литургии хлеб и вино (см. ниже), а Таинства совершает Бог (см. ниже), поэтому священник только предстоит жертвеннику, совершает молитву и действия, но не Таинства – это есть точное следование догматике. Сравнение Основным возражениями являются ссылки на: «... устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом». 163 «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет, некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы». 164 Из этих слов сектантами делается вывод, что все христиане священники и особое священство не нужно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

В главе 23 Книги пророка Иезекииля мы читаем про двух сестер: Охолу и Охоливу, где первая отождествляется с Самарией, а вторая с Иерусалимом ( Иез. 23:4 ). Охола и Охолива 161 – это так называемые «говорящие» имена: Охола – «имеющая свой шатер», Охолива – «женщина с шатром внутри» 162 . Эти сестры «…блудили в Египте, в юности своей блудили, там спали сосцы их, и там они растлили девство» ( Иез. 23:3 ). 163 Бог отдает неверную Ему Охолу (т.е. в то время, когда она еще была Его «женой») «в руки любовников – ассирийцев, к которым она пылала страстью» и которые, в итоге, убивают её мечом ( Иез. 23:9–10 ). Охолива не усвоила урока своей сестры. Более того, она стала еще развратнее: её особенно привлекали вавилоняне, которые имели «плоть ослиную и похоть как у жеребцов» ( Иез. 23:20 ). 164 И Бог производит суд над Охоливой так же, как сделал это с Охолой: Так как ты забыла Меня и отвергла, то и терпи теперь за всё твое распутство и блуд! ( Иез. 23:35 , ББИ) И если Охола погибает от меча, то Охолива за больший блуд принимает смерть несравненно более жестокую, будучи разрублена на куски ( Иез. 23:25 ). Яхве полагает конец распутству на «сей земле» ( Иез. 23:48 ). Тему сходства неверности Израиля Богу и нарушителя брачного договора использовали и другие пророки. В Книге пророка Иеремии Бог вспоминает о добрых отношениях с Израилем: Вспомнил Я, как ты [столица] была Мне предана в юности, как любила Меня еще невестой, ты пошла тогда за Мной в пустыню, в землю, которую никто не засевал. Израиль – святыня Господа… ( Иер. 2:2–3 , ББИ) Но Израиль (невеста) совершает духовное прелюбодеяние – идолопоклонство. 165 И сказал мне Господь (было это в годы правления царя Иосии): «Видел ли ты, что позволяла себе эта отступница, дочь Израиля? Когда она ходила на всякую гору высокую и под деревья раскидистые и всюду блудила? Думал Я, что она после всего, что сделала, вернется ко Мне, но она так и не вернулась. И видела это неверная сестра её Иудея. Видела она, что из-за прелюбодеяний отступницы, дочери Израиля, Я развёлся с ней и дал ей свидетельство разводное. Но не испугалась вероломная сестра её Иудея, а в свой черед предалась блуду. Безоглядным блудом своим, и она осквернила землю и прелюбодействовала с идолами из камня и дерева … ( Иер. 3:6–9 , ББИ)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorik...

161 . Следовательно, вы видите, что Его слова указывают на единство Божественного величия, ибо и Дух называется источником, и что Христос не отказывает в источнике даже неверным. И как Дух называется источником, так и Отец говорит: «Вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов – как разливающийся поток» ( Ис 66:12 ). Кто же усомниться, что Сын Божий является рекой жизни, от которой текут потоки жизни вечной? 162 . Сколь же прекрасна эта вода, эта духовная благодать. Кто даст мне грешному этот источник? Да забьет во мне ключом и заструится Податель вечной жизни. Да потечет во мне этот источник, и да не иссякнет. Ибо сказала премудрость: «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице» ( Прит 5:15–16 ). Как же мне сохранить эту воду, чтоб она не растеклась и не расплескалась? Как мне сохранить мой сосуд, чтоб через трещину греха не вытекла влага вечной жизни? Научи нас, Господи Иисусе, научи как научил апостолов Своих, говоря: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» ( Мф 6:19 ). 163 . Господь явно указывает, что вор – это нечистый дух, который не может подкрасться при свете добрых дел, но если поймает кого-либо во тьме мирских страстей и среди земных наслаждений, то расхищает всякий цветок вечной добродетели. И потому Господь сказал: «Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф 6:20–21 ). 164 . Наша ржавчина – распутность, наша ржавчина – похоть, наша ржавчина – роскошь, которые бельмом бесчестия покрывают очи нашего разума. Моль же наша – Арий, моль наша – Фотин, которые своим нечестием раздирают одеянье Церкви, желая разделить нераздельное единство Божественного могущества, святотатственными клыками грызущие драгоценный покров веры. Вода прольется, если Арий вонзит свои зубы, вытечет, если Фотин вонзит свое жало в сосуд. Мы состоим из простой глины и быстро чувствуем изъяны. Но никто не может сказать мастеру: «Зачем ты меня так сделал»? ( Рим 9:20 ) Ибо хотя наши сосуды из глины, однако, иной пребывает в чести, а иной в бесчестии. Следовательно, не рой себе ров, не выкапывай пороками и грехами, чтобы не услышать тебе: «Рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил» ( Пс 7:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Другую картину представляли для араба его родные небеса и земля, когда небо покрывалось тучами и грозные раскаты грома раздавались по безлюдной пустыне или по гладкой равнине, а молния поражала его зрение. Ослепленный этим явлением моментального проявления света, человек как бы лишался зрения, погруженный в непроглядный мрак, увеличивающий еще более и без того уже сильное впечатление. Блеск молнии, – как выражается Коран, – почти уничтожает зрение. 161 О тропической грозе мы можем составить крайне слабое понятие, только в жарких странах можно понять все величие и всю грозность этого явления. В Аравии она привлекала внимание поэтов своим грозным величием, и в арабской поэзии есть много восторженных описаний этого явления, так как кочевник среди своих пустынь более, чем где-либо, чувствовал полнейшую беззащитность и беспомощность пред этим грозным явлением природы 162 . Приведем описание аравийской грозы словами уроженца этих стран. «Вот от чего, – говорит Иову Елиуй, – трепещет сердце мое и подвиглось с места своего. Слушайте, слушайте голос Его (т.е. Бога) и гром, исходящий из уст Его. Под всем небом раскат его и блистание его до краев земли. За ним гремит глас; гремит Он гласом величества своего, и не останавливает его, когда голос его услышан. Дивно гремит Бог гласом своим; делает дела великие, для нас непостижимые. Он налагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его. Тогда зверь уходит в убежище в остается в своих логовищах». 163 Действительно, араб должен был видел в этом проявление могущества грозного божества, особенно, поражало это явление ночью, когда среди непроглядной тьмы вдруг заблещет сильная молния, озарит все кругом, и снова все впадает еще в более глубокий мрак; путник в пустыни в это время, совершенно, в беспомощном состоянии, ему некуда укрыться от грозы, он не имеет даже, куда ему направить свой путь, единственные почти в ночное время путеводители пустыни, звезды и луна сокрыты от его глаз. Он не знает направления стран света и своего пути и, естественно, стоит как прикованный к своему месту, не двигаясь ни туда, ни сюда, в ожидании, когда пройдет гроза и снова появятся ясные звезды, освещающие ему путь. Мухаммед, конечно, сам испытавший на себе подобные случаи, говорит в своем Коране: «те, которые при туче небесной, от которой мрак, гром, молния, затыкают перстами себе уши, от ударов молнии опасаясь смерти... Молния почти отнимает у них зрение: как скоро она осветит их, они при ней идут; когда она потемнеет над ними, они останавливаются». 164 Путник пытается в подобную темную непроглядную ночь засветит огонь, но ветер гасит и оставляет путника в непроглядной тьме 165 , объятого страхом, усиливаемым еще суеверными представлениями об ужасах пустыни и ночной темноте.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

За Божественной литургией в обители схиархимандрита Зосимы всегда можно услышать ектению об уврачевании раскола, об обращении отпавших от Церкви чад. Наверняка и сокровенные молитвы батюшки были устремлены к Богу об искоренении вражды и воцарении в Церкви мира и любви: «Нам остается всем только молиться о раскольниках, скорбеть о уклонившихся в секты, в расколы, в сатанинский, хохляцкий этот жуткий раскол автокефализма. Да призови, Господи, сотвори чудо, чтоб они, заблудшие, поняли, пришли к познанию истины, покаялись и соединились с Матерью нашей Святой Русской Православной Церковью». 161 Богатство Бог испытывает одних богатством, иных бедностью. И неизвестно, какое из испытаний является более тяжелым. Преподобный Анатолий Оптинский так отвечает одной из своих духовных чад: «Вот ты до такой степени увлеклась миром, что и разум потеряла: ты говоришь, что богатым легче спастись, а Господь сказал: «Неудобно богатым войти в Царство Небесное!» 162 Благодари Бога, что не богата». 163 Но и в бедности можно завидовать, быть корыстолюбивым, жадным, роптать на Бога. А будучи богатым можно быть милостивым, сострадательным, благотворительным. Само по себе богатство не является пороком, но страстное отношение к нему и неправедное использование – несомненно греховно. Об этом отец Зосима говорит так: «Богатство никогда не было пороком, если праведным трудом наживается, не бандитизмом современным наживается, а праведным, добрым трудом наживается; но всегда, еще в Ветхом Завете Господь сказал, десятую часть от имения твоего отдай бедным, нищим. Благотворителям богоугодно – в храм Божий. Вот куда надо отдать эту десятую часть от имения. И Бог давать тебе успех будет, и богатство твое умножаться будет». 164 Делами благотворительности от своего состояния богатые люди спасаются. И эту возможность, конечно, им дает Бог. Священное Писание об этом говорит так: Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны. 165 В духе евангельском и батюшка Зосима поучает: «Бог мудро спасает и богатых людей, которые творят благие дела, благотворительностью доброй занимаются, помогают храмам, нищим, убогим помогают, бедным, в несчастье людям помогают, питают людей, и это и есть – Богу все возможно». 166

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010