161 . После же этого некие люди привели к нему родившую верблюдицу, и ее детеныш следовал за ней, очень слабый, но она не позволяла ему сосать. Увидев ее, наш отец принес немного воды из церковной чаши и дал ей. Она выпила, и он подтолкнул ее сына к ней, говоря: «Почему ты не даешь сосать твоему сыну? Почему ты вообще родила его?». Тотчас она дала ему молоко без затруднений. После этого взяли ее хозяева и пошли в свой дом, воздавая славу Богу и нашему отцу святому апе Шенуте. 162 . Был некий человек в области Шмина, который был батраком, и он работал все годы, получая свое жалованье, но его детям не хватало хлеба. Этот (человек) поднялся, пришел к нашему отцу пророку апе Шенуте и стал просить его. Мой же отец понял тотчас, по какому делу тот пришел к нему. 163 . Тогда сказал человек ему: «Мой отец святой, да постигнет меня твоя милость, потому что я работаю с детства, выполняя работу каждому, но после (всего) этого я и мои дети нуждаемся в хлебе, и мы в нужде ежедневно». Наш отец сказал ему: «Мой сын, может быть, ты не нашел себе (такой) работы, чтобы жить ею?». Он сказал: «Я не знаю, мой отец святой». 164 . Наш отец вошел в церковь , помолился и попросил Господа за него. И когда он кончил молиться, он нашел немного огуречных семян. Он взял их, смочил освященной водой и дал их человеку, говоря ему: «Возьми эти несколько огуречных семян, ступай в такое-то место и посади там огурцы, потому что это – дело, которое Господь назначил тебе, чтобы ты жил от него. И когда они вырастут, моя доля в них, они предназначены мне вместе с тобой». Ответил человек, говоря: «Да, конечно, мой отец святой». 165 . Человек тот пошел, посадил огурцы, и вернулся снова к нашему отцу, и сказал ему: «Вот я посадил огурцы, но помолись за меня, чтобы я пошел и завершил те двадцать дней работы, которые я должен до конца года там, где я (сейчас) работаю». 166 . И после этих (дней) он пошел трудиться над огурцами. Когда те выросли, он снял первые (плоды) и принес их в обитель. Наш отец взял их и раздал братьям. Потом он помолился над небольшим количеством воды и дал ее ему, говоря: «Побрызгай на них этой водой, говоря: «Сказал Шенуте: „Растите, потому что моя доля в вас“». Человек взял воду и побрызгал ею на огурцы, говоря: «Сказал святой апа Шенуте: „Растите, потому что моя доля в вас " ».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

85 Copiosa divinorum testimoniorum ex patrum dictis experta adnectere exempla proposui. Loc. cit. pars VI. Migne, t. 149, p. 1400 и след. 87 Coelestique lampade splendidius eniteret, quaedam quae de scripturis sanctis te sumere nounumquam dicis, aut penitus esse falsa aut aliqua ex parte. Migne, t. 150, p. 408. Liber de Corp. et 5. Dom. c. I. 88 Migne, t. 161, p. 284. – Decreti pars IV c. 74. Сравни с сочинением, вероятно, того же автора ,Panormia”. 89 Наес Christi et ecclesiae sacrificia, lecfiones nostrae de quibuscunque libris historico vel allegorico stylo dictae commendant: haec melodiae cantorum ad pietatis affectum suavitate canora animos populorum excitantes resonant. Sermones V. Migne, t 162, p. 552. 90 Migne, t. 158, p. 437. Lex Dei dicitur, quia a Deo est, et lex Moysi, quia, per Moysen ministrata est. Lib. de concept. Virg c. IV. 92 Loc. cit. t. 158, p. 261. Et, ut alia taceam, quibus sacra pagina nos ad investigandam rationem invitat, ubi dicitï Nisi credideritis, non intelligetis, aperte nos monet, intentionem ad intellectum extendere, cum docet, qualiter ad illum debeamus proficere. Lib. de Fide Trin. praef. 94 Praecipite episcopis et religiosis clericis, qui in vestro regno sunt, ut eas vobis edicant. T. 159, p. 179. Epist. 147 ad Muriard. reg. Hil. 95 Migne, t. 162, p. 1216 Credendum est tamen, aposfolum a Spiritu Sancto, quod dicit de sequentibus generationibus accepisse, sicuti caetera quae dicit. Enarrin Matth. с I. 97 Migne, t. 164, p. 311. Qui ergo vult loqui cum Deo, veniat ad Cherubim, currat ad scripturarum testamenta, ibique Dominum et loquentem et propitiantem inveniet Expos. in Exod. c. 25. 101 T 164, p. 315. Unumquodque evangelium per se universo mundo sufficexet ad fidem, doctrinam et salutein. Expos. in Exod. c. 25. 104 T. 164, p. 193. Sola enim ista siifficiunt contra eos, qui omnia ad litteram intelligere volunt, aut si non sifficiunt, abscidant aures et secent corda, quod a nemine usque hodie factum audivimus. Expos. in Genes. cap. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

161), затем – надеждою благ от исполнения закона (ст. 162), любовию к сему закону (ст. 163), – вот эти орудия духовные отражают всякое движение, противное словесам Божиим. К ним, в конце, пророк присоединяет хождение пред Богом (ст. 168), которое еще крепче тех трех, и даже им самим придает силу. Это – зубы его. А чем занята речь у того человека? Богохвалением, именно, за блага, истекающие от судеб правды Божией (ст. 164). Чем питается он? Теми благами, какими исполняется душа его от исполнения заповедей (ст. 165–167). Таково содержание сего осмистишия. Пс.118:161–163 По переводу с еврейского 161-й стих читается так «Князья гонят меня безвинно; но сердце мое боится слова Твоего». Говоря о гонениях со стороны князей, пророк разумеет здесь, очевидно, то гонение, которое воздвиг против него Саул с его приближенными, когда они гонялись за ним по пустыне, и когда Саул не раз попадался в руки Давида и не был им умерщвлен потому только, что страх Божий связывал не руки только, но и помышления сердца Давидова. Они прогнали, говорит, меня и гонялись за мною, но совершенно напрасно: мне это не было страшно. Князи погнаша мя туне: и от словес Твоих убояся сердце мое. Сердце мое только словес Твоих, Господи, боялось и тем удерживалось от всякой неправды и от всякого злого дела. Страх Божий естествен духу нашему и всегда живет в сердце. Страсти подавляют его и заглушают, но не уничтожают. Лишь только повеет благодать Божия на сердце, страх первый тотчас оживает и воздвигает с собою совесть. Потом они вдвоем производят, под действием благодати, покаяние и обращение грешника от греха к добродетели, и далее они не держат его на этом новом пути, не оставляя его до последних степеней совершенства в новой жизни. Страх Божий всюду предводительствует. Пусть гонят внешно, пусть подымаются внутри волны помышлений злых, но когда цель – страх словес Божиих, то нечего бояться. Не Сам ли Христос Спаситель наш сказал: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне»? ( Мф.10:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

В третьей вине «показуются догматы , предания и чиноположения, противящияся древлеправославней церкви». В Диакояовых ответах этому посвящены пункты 3, 5 (стр. 161). Предписывается креститься тремя перстами в чине принятия от еретиков, а крестящиеся с Армянами двумя проклинаются. Повторяя прежния свидетельства в защиту двуперстия, автор делает заключение: «Еда вси сии (т. е. переименованные святые) не православни? еда под клятвою? еда со еретики причитаются? Но не суть тако, не суть. Не точию бо православии, но и святи и друзи Богу возлюблени. Аще же православии и святи суть, убо и содержание их двоперстного сложения, всецерковне держимого, православно есть. Аще же православно, якоже и есть, убо требник сей дерзостно порицая православное церкви содержание. недостоверен нам является» 92 . Подробно разбирается текст требника о принятии от еретиков. Положенные в нем клятвы на крестящихся двумя перстами не соответствуют ни старым ни новым книгам. Это положение очень тщательно доказывается сопоставлением текстов, при чем указывается, что текст требника противоречит самому себе. Мы не будем утомлять читателя пересказом этого подробного разбора, составляющего развитие п. 4 Диаконовых ответов (стр. 161) и сравнительно менее интересного, (л. л. 71 об. по 75) и перейдем к разбору слова Леонтия Вальсамона, предписывающего именословное перстосложение при благословении. В Диаконовых ответах опровержения помещены в п. п. 3 до 8 (стр. 161–164). Здесь оно также развито стройней и подробней. Объяснив составление этого сложения, автор указывает, что оно приписывается преданию св. апостолов и св. отцов. «Сие рассуждение, возражает автор ответов, не и от иных свидетельств, но от самого себе зрится, елико не согласно апостольскому преданию, толико и естеству перстосложения невместимо, понеже апостоли быша евреи сущии и еврейска языка, якоже и сам Христос на земли быв, еврейским языком беседоваше, и якоже сих Христос благослови, тако и они людей благословляху, благословляху же тогда христианы от еврей сущих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

что разделением работ возбуждается и не возбуждается дух изобретательности; Ibidem, t. I, p. 21-22; t. IV, p. что сельская промышленность зависит и не зависит от других отраслей промышленности; Ibidem, t, II, p. 409-410 и t. II, p. что земледелием доставляется и недоставляется наибольшая выгода для капиталов; Ibidem, t. II, p. 376-378, 407, 498 и t. I, p. 260-261; t. II, p. 401-402, 481, 483, 485, 486, 487, что умственный труд есть и не есть сила производящая, т. е. умножающая народное богатство; Ibidem, t. II, p. 204-205; t. I, p. 213-214, 23, 262-265 и t. II, что частный интерес лучше и хуже видит общественную пользу, нежели какое-либо правительственное лицо; Ibidem, t. V, p. 524, t. III, p. 60, 223, t. II, p. 344 и t. II, p. 161, 423-424, t. III, p. 492, t. II, p. 248, 289, t. I, p. что частные выгоды купцов тесно связаны и вовсе не связаны с выгодами других членов общества. Ibidem, t. II, p. 161, t. Ill, p. 239, 208-209, 435, 54-55, 59 и t. Ill, p. 295, 145, 239, t. II, p. 164, 165, t. Ill, p. Кажется, довольно? я брал из таблицы наудачу; а дело идет о важнейших аксиомах науки. Успех Адама Смита весьма понятен; главная цель его была доказать, что никто не должен вмешиваться в купеческие дела, а что должно их предоставить так называемому естественному ходу и благородному соревнованию. Можно себе представить восхищение английских торговцев, когда они узнали, что с профессорской кафедры им предоставляется право барышничать, откупать, по произволу возвышать и понижать цены и хитрой уловкой, без дальнего труда, выигрывать сто на один, - что во всем этом " они не только правы, чуть не святы " ... С того времени вошли в моду звонкие слова " обширность торговли " , " важность торговли " , " свобода торговли " . При помощи последней клички теория Адама Смита пробралась во Францию и единственно по созвучию слов самый смысл их (если он есть) сделался там аксиомой: Адам Смит признан и глубоким философом, и благодетелем рода человеческого; за сим немногие читали его, и никто не понял, что он хотел сказать; но, несмотря на то, из темного запутанного лабиринта его мыслей вытекли многие поверья, ни на чем не основанные, ни к чему не годные, но которые льстили самым низким страстям человека и потому распространились в толпе с неимоверною быстротою. Так, благодаря Адаму Смиту и его последователям, ныне основательностью, делом - называется лишь то, что может способствовать купеческим оборотам; человеком основательным, дельным называется лишь тот, кто умеет увеличивать свои барыши, а под непонятным выражением естественное течение дел, - которого отнюдь не должно нарушать, - разумеются банкирские операции, денежный феодализм, ажиотерство, биржевая игра и прочие тому подобные вещи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

А 1 (153–154) Воззри на мое бедствие Б 1 (155) Нечестивые В (156–157) Щедроты Господа Б 2 (158) Отступники А 2 (159–160) Узри мою любовь 153–154 Воззри на мое бедствие. Рассмотри мое дело. Страдающий псалмопевец выступает как обвинитель врагов своих. Слово избавь (как и слово близок, 151) относится к лексике словаря ближайшего родственника: избавитель отождествляется с родственником, который берет на себя и выплачивает все его долги, обеспечивает все его нужды. Верность слову (закону) сохраняется и в этой бедственной ситуации. 155 Нечестивые – отступившие от слова истины не могут рассчитывать на спасительное вмешательство Господа. 156–157 Щедроты Господа. Много щедрот… много… гонителей. Сострадание Господа движимо Его неизменной любовью и милостью. Велики милости и благодеяния Божьи. Его любовь хранит нас при всякой угрозе нашей жизни. 158 Отступники – ненадежные, недостойные доверия люди, которые не хранят Его закон. 159–160 Узри мою любовь. Наученный горьким опытом отступников (158), которые недостойны спасения (155), псалмопевец снова говорит о своей любви к слову и вечной истине слова. 161–168 Син и Шин. Сокровенное слово, благочестивая жизнь. Если следовать расположению начальных букв этого раздела – в оригинале Син и Шин, – то становится очевидным, что он делится на три части: 161–163, 164–166, 167–168, в которых соответственно говорится о постоянстве сердца (оно «боится», оно радуется слову как величайшему сокровищу), о постоянстве в повседневном поведении (молитвенный образ жизни, благочестие и послушание) и постоянстве в приверженности законам Господа (хранение откровений и повелений Господа, исходящее из любви, послушное хранение, приводящее к радости). О любви говорится в каждой части: благочестивое сердце любит повеления Господа (163) и ненавидит ложь; благочестивая жизнь полна радости и покоя (165, умиротворение, мир с Богом, с окружающими людьми, мир в душе) как следствия любви к Его закону. В основе повиновения законам Божьим лежит любовь к откровениям Его, к тому, что Он Сам открыл о Себе (167). Благочестивая, самоотверженная жизнь, которая остается неизменной при всех трудных жизненных обстоятельствах, духовно обогащает человека и дает ему мир и покой; но она неизбежно ставит перед ним задачи нравственного характера, поскольку твердая жизненная позиция всегда подвергается испытанию. Выбор один: что любить и что ненавидеть. Борьба идет за сохранение преданности Господу. Но именно послушание является отличительным признаком любви, и именно повиновение заповедям Господа радует Его (168).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

164–165. 161. В пятой снизу строчке пропущено слово «уст» и получилось поэтому не совсем ладно. Примечание же, занимающее нижнюю половину страницы, представляет уже не один пересказ, но и буквальные выписки из той же статьи (срвн.165.166. 70 стр. ). В средине примечание приведено из этой статьи буквально (со стр. 166) описание мощей свв. Бориса и Глеба, но в скобках стоит цитата: «см. у Голубинского, 20 стр. и сл.», хотя у Голубинского этого именно описания мощей мне найти не удалось. Почти весь текст на стр. 611 взят буквально из той же статьи Протопопова (См. Душеполезное Чтение, 1888, ч.1стр. 171–172). Здесь повествуется о мощах св. Спиридона Тримиеунтского. В качестве цитаты на конце примечания видим: «См. Арсения арх. Летопись церковн.событий, 564–565 стр. » Но в летописи архим. Арсения всех сведений о мощах св. Спиридона, сообщаемых о. Малиновским со слов Протопопова, не найти. История злополучной цитаты такова. Архим. Арсений делает выписку из сочинения Рангова и ставить цитату: " Е λληνικα (1852) ч.3, стр. 678». Говоря о мощах св. Спиродона, Протопопов между прочим заимствует эту выписку у архим.Арсения, что и отмечает, поставляя двойную цитату и на Рангова и на Арсения. О. Малиновский без всякой проверки наскоро списывает со статьи Протопопова, опускает греческую цитату и оставляет только русскую на архим.Арсения. А между тем из слов Рангова к о. Малиновскому попала лишь одна фраза, стоящая в конце примечания и ничем, напр., кавычками, как у Протопопова, не отмеченная. Все же предыдущее-слова Протопопова, выданныя фальшивой цитатой за слова архим.Арсения. По статье же Протопопова составлено и 2-ое примечание на этой стр. (Срвн. Душеполезное Чтение, 1888, ч.1, стр. 168–169 прим). В средине 642 стр. есть опять буквальная выписка из статьи Протопопова со стр. 167, а второе примечание списано со стр. 161–162 той же статьи. Пересказ одного примечания к стр. 272 этой статьи видим и во втором примечании на 643 стр. Статья Протопопова в перечне «литературы» указана, но процитована она только однажды на стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Так понимаемая предметность человеческого слова оказывалась тем, что стоики называли бытием нейтральным (adiaphora), или, как мы теперь сказали бы, бытием иррелевантным. Такую предметность человеческого слова стоики называли " лектон " . Но тут же становилось ясным также и то, что стоики, оставаясь античными мыслителями, ни в каком случае не могли удовлетворяться только простой констатацией иррелевантной предметности слова. Ведь и само слово, кроме самой иррелевантности, еще и просто могло существовать и могло не существовать, могло быть истинным и могло быть ложным. Поэтому когда это лектон стало проектироваться на объективный мир, то объективный мир оказался уже не просто физической субстанцией, но и не просто идеей этой субстанции. Стоики в данном случае конструировали новое понимание вещи, которая уже не просто существовала и не просто мыслилась, но отражала на себе свое иррелевантное лектон. А это значит, во–первых, что вещь стала трактоваться как организм, в котором ведущее начало существовало во всех органах, но само было выше каждого отдельного органа. А во–вторых, этот организм стал пониматься теперь не только абстрактно и не только диалектически, но уже человечески ощутимо. Человек дышал этим дыханием (а уже не просто мыслил здесь при помощи интеллекта), ощущал теперь органическую насыщенность космоса, и ощущал ее при помощи непосредственной и прямой чувственной ощутимости. Отсюда и те основные учения стоицизма, которые мы сформулировали в своем месте. В основе объективного мира лежал не просто логос, но " семенной логос " (ИАЭ V 114 – 122). Природа трактовалась как тождество творящего и творимого (160 – 161), и это тождество ярче всего констатировалось в человеке (163 – 164). В основе всех вещей продолжал оставаться общеантичный огонь, из которого путем сгущения и уничтожения происходили все вещи. Но этот огонь трактовался теперь у стоиков как огненная пневма, то есть как огненное дыхание, чтобы становилась ясной органическая природа всего существующего. Ведь все живое, во–первых, является носителем теплоты и во–вторых, обязательно дышит. Но тогда огненная пневма, поскольку она трактовалась субъективно–человечески, была также и творяще–оформляющим огнем (pyr technicon), даже была промыслом, причем этот промысл отождествлялся с роком (163 – 164).

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

в таком-то виде Псалтирь, именно с молитвами, стихами покаянными и поклонами, предлагается здесь). И далее говорит: азъ же недостоинъіи худъіи мни лнивъіи. слъішавъ и видвъ плтрь сицевыи. грььскъімъ зыкомъ написанъ. съжалихъси помъісливъ сво неразуми. понеже неразумхъ добр грььскъі. но пакъі бохъс. вдъіи раба оного лниваго, скръівъшаго талантъ. и прибъітка имъ не створша. и муку даную му. за то помнувъ. и потщавъс бию блгтью. по сил лико мощь постиже. изложи и преда вамъ. истньиъімъ торжникомъ. Отпечатано там же – в Жур. Мин. нар. просвещ. стр. 161., по редакции 431. Л. 8 об. Чинъ, єгда кт хще т пти лтрь. Л. 9 об. Правил и даде агглъ великм пахмь. И потом: правнл. немщимъ грамте. Л. 10 об. ставъ о собрн съгласїи и съставленіи. стыми аплы, и бгонсными цы. Нач. трьна пти. занеже тра ран въскрсе хс бъ мртвы. Здесь объясняется побуждение и цель установления каждого из дневных молитвословий. В заключение говорится о сохранении благочиния в церкви. Л. 13. Под красивою заставкою, расписанною золотом и красками: Псалтирь с песнями библейскими. Гл. в. Текст книги псалмов согласен с помещённым в полных списках Библии : во всех случаях, где замечено было отличие текста 1–3 от древнейшего списка Псалтири 1296 г. (см. Описан. отд. I стр. 63. 64.), рассматриваемая рукопись представляет одно чтение с полными списками Библии . По окончании песней библейских, л. 157. правило, как оканчивать чтение Псалтыри, и сказанїе іанна мниха. за колико покло алтырь потс. Тоже самое в Псалтири 1296 г. (Опис. Отд. 1 стр. 184.). Л. 158. Под заставкою, расписанною красками: Часлвець има слб нощню и дневню по став, иже в ерлим лавръі, стго и бгоноснаго ца ншего савы сщнна. Гл. г. В начале полагается полунощница с применением к совершению её и в келлии; при чём указывается на правило, кже пвел тврити, и в сты ць нашь филеи, патрїархъ цригра, ченик свем. В символе веры , положенном на полунощнице, читается: дха стаго истиннаг. Молитва св. Ефрема Сирина читается так: л. 161 об. Ги влк живт моем , дхъ нынїа небреженїа. сребрлбїа и празнслвїа не даже ми ги . В ектении, по окончании полунощницы, читается: л. 163 об. Пмлимс дръжавны стъі гдіи црїи нши, и вс х блгочтвы кнзеи провославны . И вообще прошений в сей ектении более, нежели в нынешних печатных. Для келейного совершения полунощницы положено на конце, л. 164., испвданіе г бг ншем іу х, или краткое и общее покаяние во всех грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Убеждение, что все словеса Божии, определяющие достодолжный образ жизни нашей, суть непреложно истины, служит основанием жизни по сим словесам. Посему нельзя не держать в мысли и сердце, что одно из двух неизбежно, – или жить по слову Божию, или обречь себя на вечную пагубу, – вечную, потому что во век вся судбы правды Божией, то есть сила решений Божиих, праведно определяющих, посредством заповедей, как следует нам жить, простирается на всю вечность. Сознав же такую неминучесть, можно ли еще раздумывать и колебаться, какою идти дорогой? Враг знает силу этих убеждений, а потому все усилие употребляет к тому, чтобы рассеять их. Помнящий же заповеди и носящий убеждение, что они непреложны, стоит не колеблясь. Кругом волны, а он словно на утесе, – около ветры бушуют, а он как в уютной комнате. И враг ничего с ним не может поделать. Весь мир, которому мы и пределов не знаем, стоит на судьбах правды Божией, но стоит не сам собою: держит его в этом всемогущая десница Божия. А так как он не сам собою стоит, то и отступать от этих судеб сам собою не может. Мы же свободны: нам надобно свободно подчинить себя этим судьбам и держать себя в них, чтоб войти в соглашение и гармонию со всею совокупностию тварей. ДВАДЦАТЬ ПЕРВОЕ ОСМИСТИШИЕ (Ст. 161–168). 161. Князи погнаша мя туне и от словес Твоих убояся сердце мое. 162. Возрадуюся аз о словесех Твоих, яко обретаяй корысть многу. 163. Неправду возненавидех и омерзих: закон же Твой возлюбих. 164. Седмерицею днем хвалих тя о судбах правды Твоея. 165. Мир мног любящым закон твой, и несть им соблазна. 166. Чаях спасения Твоего, Господи, и заповеди Твоя возлюбих. 167. Сохрани душа моя свидения Твоя и возлюби я зело. 168. Сохраних заповеди Твоя и свидения Твоя, яко вси путие мои пред Тобою, Господи. Это осмистишие означается буквою или словом шин, что значит «зуб». Зубы в животном царстве служат орудием защиты и питания, а у людей, сверх того, помогают говорению. Человека, ходящего в законе Божием и окруженного неприязнию против сего хождения в законе, прежде всего можно спросить: чем же дано ему защищаться против сей неприязни? На сей вопрос пророк и отвечает в выписанном осмистишии так: во-первых, страхом нарушить словеса Божии в законе (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010