163 За исключением, как упомянуто, ничтожного по содержанию письма Миллера к его родным к Черновцах, которое могло служить для Геронтия даже подтверждением, что он именно природный буковинский житель. 164 Кроме довольно значительной суммы денег при Геронтии взяты между прочим: план и фасад строившегося в Белой-Кринице здания с церковию, рисунки старинных крестов, рисунки клобука патр. Филарета, книги: Чин, како подобает петь дванадесять псалмов (ркп.), поучение святительское к новопоставленному иерею, Беседы к глаголемому старообрядцу, Историческое рассуждение о чинах греко-российской церкви, Описание старопечатных книг Царского, История российской иерархии, Путешествие Барского и др.; 14 икон в сребро-позлащенных окладах, сосуды, Евангелие, кресты, плащаница шитая шелком, митра, 2 архиерейские панагии, архимандричий крест, наперсный, 2 фиолетовые скуфьи, канитель, блестки, фольга, свечи восковые, 13 кусков материй, меха, кучерская одежда и шапка бархатная. Некоторые из этих вещей приобретены, как мы знаем, по поручению Павла. Для следователя имели значение найденные при Геронтии архиерейские и архимандричьи принадлежности; но не видно, чтобы на них было обращено особое внимание. 165 И потом, в своем показании, Геронтий писал, что московским жертвователям он дал заклятие: „аще бы и смертию претили мне, о том, будьте покойны, никому открыто не будет“. («Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских», стр. 149). 169 Показание Геронтия, даже с соблюдением его орфографии, напечатано вместе с другими документами в той же книге «Чтений в Императорском обществе истории и древностей Российских» (стр. 146–151). На нем значится, и даже в двух местах дата: „20 июня 1847 года“ (стр. 146 и 161), а еще в одном месте: „10 июня 1847 года“ (стр. 149). Эти отметки на согласуются с показанием Липранди, что следственное дело, начавшееся в Петербурге с конца мая, продолжалось „около двух месяцев“. Не напечатано ли по ошибке 20 июня вместо 20 июля? К такому предположению располагает и то обстоятельство, что „донесение“ Липранди министру внутренних дел с подробным изложением следственного дела о Геронтии и прочих лицах и с заключениями по этому делу подано 1 августа 1847 г. (см. там же, стр. 123). Десяти дней для составления этого донесения вполне достаточно; тогда как месяц и десять дней (от 20 июня до 1 августа) срок слишком большой и такую медленность трудно допустить. А между тем, в Сборнике Кельсиева (вып. 1-й стр. 148) сказано, что в 27 день июля 1847 г. последовало уже Высочайшее решение по делу Геронтия и прочих подсудимых, и значит показание Геронтия написано или 20, или даже 10 июня. Вообще на основании этих источников трудно установить точные числовые данные. Этого можно было бы достигнуть только посредством справок в подлинном деле министерства, чего мы сделать не можем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Втор.17:8 и др.). А принятие этого объяснения для не располагает, естественно, к тому, чтобы видеть в прочное основание для признания земли Гесем областью, лежащей выше нильской долины: если о путешествии Иосифа к столице фараона употреблено «взойду» 161 в смысле почтения или преклонения пред фараоном, то в подобном же значении могло быть сказано «и взошел» о путешествии Иосифа навстречу Иакову, как именно отцу. Приложение III. Вопрос о западной границе земли Гесем Вопрос о западной границе земли Гесем и в связи с этим о столице Египта во времена Моисея. Что земля Гесем лежала на восток от Дельты, между Пелузийским, следовательно, рукавом Нила и египетской границей, указание на это находят (Ebers. Durch. Gosen. 500; Dillmann. Genesis. 445 ) в том, что библейское повествование не говорит о переходе израильтян через Нил при выходе из Египта 162 . Но это доказательство, подобно другим, почерпаемым из молчания библейского повествования, является слабым, в чем, между прочим, может убеждать подобное же молчание Пятикнижия о переходе Авраама через Евфрат во время путешествия его из Харрана в Ханаан, хотя этот переход не может подлежать сомнению: где бы ни полагать Ур Халдейский, в восточной ли части Месопотамии, между Гафрой и Називисом 163 или в северной 164 – или на западном берегу Евфрата, в Мугеире 165 , во всяком случае путешествие в Ханаан из Харрана или греко-римского Carrae, находившеяся к востоку от Евфрата 166 , не могло миновать этой реки. И как из молчания Пятикнижия о переправе Авраама через Евфрат нельзя делать выводов относительно местонахождения Харрана, так и из молчания о переходе евреев через Нил несправедливым представляется заключать к положению земли Гесем на восток от Дельты. Не более доказательны и другая находимые в Библии данные для определения западной границы Гесем. «Какой рукав Нила ограничивал эту область, – рассуждает, напр., Франц Делич, – решение этого находится в связи с вопросом о тогдашней столице Египта, ибо земля Гесем была недалеко от нее, потому что Иосиф, поселивши здесь своих родных, имеет их близ себя ( Быт.45:10 ), и потому что между Гесемом и местопребыванием Иосифа совершалось легкое и быстрое сообщение» 167 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

В 22 день по утру Государь из Веприна поехал до помянутого паса к генералу порутчику Рену; потом неприятель, видя, что с нашей стороны тот трудный пас остережен, пошел от того места. Тогда, оставя тут партию для охранения того паса, возвратились к деревне Веприну. В 23 день от Веприна пошли в Борисовичи. В то же время получена ведомость от генерала маюра Волконского чрез взятых языков, что неприятель пошел в верх по реке Соже к Крычову, и для того пошли к деревне Лабжицам. В 24 день от деревни Лабжиц пошли к Крычову, где получили ведомость, что неприятель идет ко Мстиславлю, и в то время Государь пошел с полками гвардии и несколькими драгунскими (которые у Крычова были с генералом порутчиком Флюком) в верх реки Сожи 3 мили до Страколы, и там ночевали, и на другий день по утру переправились (161) реку Остру, которая впала в Сожу. Того же 25 числа переправились чрез реку Сожу по мосту, потом паки, с полмили отъехав, прибыл Государь к корпусу фельдмаршала Шереметева. (163) Потом вся главная армия, в Литве стоящая, пошла к речкам Налам Белой и Черной, и там по определению по оной стали постирунгом, дабы неприятеля держать. А гаупт-квартиру тогда имели при местечке Добром. (164) В 30 день в вечеру, оставя тот пас, пошли ко Мстиславлю, а оттоль к Мигновичам; а неприятсль за нами следовал. А когда неприятель стал приближаться к иашим границам, тогда мили за 3 до деревнн Мигнович сентября в 9 день была с нашей кавалерией реконтра, где неприятелей несколько побито. (165) В 10 день сентября пошли в Соболев, где получили подлинную ведомость, что неприятель уже Сожу реку перешел со всем войском, и к Украине марш свой восприял. Тогда же получена ведомость, что генерал Левенгоупт от Риги идет со знатным корпусом во случение своему Королю; того для учинен воинский совет, что делать, понеже неприятель маршем обманул, и трудный пас уже перешел; на котором совете положено, чтобы для престороги за главным войском неприятельским идти генералу фельдмаршалу Шереметеву с главным Российским корпусом на Украину, а добрую часть отделить на Левенгоупта и его атаковать, которое дело Государь взял на себя, куда, отделя корпус, пошел без обоза, токмо с одними вьюками.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В своей деятельности немецкий баптистский союз пользуется сочувственною и щедрою поддержкой англо-американских баптистских обществ. Содействие баптистов Англии и Америки насаждению и развитию немецкого баптизма замечается с самого начала последнего. Онкен, главный вождь немецкого баптизма, прибыл в Германию из Англии, крещение принял от американского баптиста, 161 с 1840 г. состоял миссионером американского баптистского союза, за что получал 3.000 долларов годового содержания. 162 Главные сотрудники Онкена, без сомнения, как и он, получали содержание от миссионерских обществ Англии или Америки. Эти общества посылают временных и содержат постоянных миссионеров для пропаганды баптизма на материке Европы. С особенным усердием действует в этом направлении American Baptist Missionary Union. 163 В Англии и Америке производятся специальные сборы на нужды немецкой миссии, и в каждом частном случае пожертвования англо-американских баптистов занимают очень видное место: открывается в 1875 году в Гамбурге союзная вспомогательная касса для постройки молитвенных домов; в основной фонд её поступает английских пожертвований 14.101 фунт стерлингов. 164 Строится новое здание для Гамбургской семинарии; американские баптисты жертвуют 22.000 марок. 165 Руководители немецких баптистов нередко сами предпринимают поездки в Англию и Америку для сбора пожертвований. 166 Главная цель и назначение баптистского союза: взаимопомощь и пропаганда. Он объединяет разрозненные стремления баптистов к прозелитизму, дает им направление и единство. Каждому члену союза внушается, что он должен употреблять все усилия для распространения своего учения, жертвуя для этого материальными средствами и личным трудом. Ревность в пропаганде, по выражению Missionsblatt, является термометром, или показателем душевного состояния верующего. Отсюда неудержимый прозелитизм секты. Англичанин Крамп, выражая присущее всем баптистам убеждение, говорит: «великая задача распространения и возвещения истины лежит на нас; она требует горячей любви, предприимчивой смелости и непреоборимой настойчивости».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Две крайние позиции, напротив, являются реакцией (быть может, иногда слишком односторонней) на очевидную дихотомию в формуле Клауса Мёрсдорфа. Обе они кажутся логичными, потому что в них «метод соответствует природе дисциплины» 161 . Но в то же время они обнаруживают некоторую односторонность, потому что из этих формулировок нельзя уяснить связь канонистики с теологией или (во втором случае) с правом. В частности, если мы определяем канонистику как «юридическую науку, применяющую юридический метод», то мы, с одной стороны, неизбежно выводим «фундаменталь ные теологические вопросы за пределы канонистики, где они предварительно решаются, а затем просто принимаются канонисти кой». С другой стороны, создается впечатление, что «связь с теологией» опять-таки понимается «как чисто внешняя» 162 . В свете учения II Ватиканского собора особенно очевидна опасность впадения в радикальную антиномию права и таинства. Желая избежать этой опасности, а также сознавая, что богословские составные элементы в Церкви непременно заключают в себе правовую нормативность, Эудженио Корекко отчеканил формулу: «Канонистика есть теологическая дисциплина, применяющая теологический метод» 163 . Нельзя отрицать, что и эта крайняя формула, как таковая, подвергается разного рода риску быть неверно понятой. С одной стороны, ее сжатость заставляет думать, что она не улавливает научной сложности канонического права и не отвечает на вопрос о том, какую роль в этой дисциплине играет феномен «право». С другой стороны, она рискует вызвать реакцию отторжения со стороны тех, кто опасается растворения данной формулой самого понятия канонической юридичности. Однако если принимать ее не как окончательную формулировку, а в качестве ориентира, тогда она представляется способной указать путь к преодолению не только дихотомии формулы Мёрсдорфа, но и гораздо более губительного расхождения (присущего не только Кельзену, но и всей правовой культуре девятнадцатого века) 164 – расхождения между тем, что можно было бы назвать математикой понятий и юридическим опытом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Казалось бы, определение сущности человека должно быть краеугольным и дня археолога-палеолитчика. Но, как ни странно, археология как наука заключений по этому поводу пока не дала. Даже в наиболее авторитетных обобщающих работах, посвящённых палеолитоведению, археологи откровенно стремятся уйти от прямого ответа. В антропологии же без определения понятия «человек» обойтись сложнее. И оно есть (хотя и дискуссионное, но более-менее устоявшееся) 159 . Комплекс наших отличий от «обезьяны» называется «гоминидной триадой» 160 , т.е. совокупностью таких качеств «животного», как «прямохождение, определённый объём мозга и способные для относительно тонкой работы руки». Маловато, конечно, но что делать... Человек, по понятиям антропологии, как биологический вид входит в отряд «приматов» (вместе с обезьянами и «полуобезьянами»), общепринятой классификации которых к настоящему времени нет 161 и в ближайшем будущем не ожидается 162 . В составе «приматов» антропологи выделяют семейство «гоминид», где оказался и «современный человек», и «ископаемые люди», и некоторые «вымершие высшие приматы типа австралопитеков». Есть ещё и такое понятие, как «человекообразные обезьяны», под которыми биологи подразумевают гиббонов и понгид (к ним относят горилл, шимпанзе и орангутанов), а в популярной археологической литературе – «существа», занимающие как бы промежуточное положение между древними вымершими обезьянами и человеком «современного облика». Как видим, в целом типология довольно путаная. Нο коль скоро археология всё чаще отличает себя от антропологии, – должно быть и археологическое определение понятия «человек», должны существовать и отличия следов деятельности обезьяны от следов деятельности человека. Первый шаг в поиске подобного рода определений сделали, правда, не археологи. Этих персон стоит упомянуть – станет яснее, где и в какой среде зарождались подобные идеи. Вероятно, раньше всех прямо заявил об этом Бенджамин Франклин... 163 . Его приговор был таков: «Человек это животное, делающее орудия». Не мог пройти мимо и наш властитель либеральных умов, «людовед и душелюб» Н.А. Радищев: «Паче всего человека отличающее качество состоит в прямохождении». Побоялся остаться в стороне и Фридрих Энгельс: главное, по его мнению, – «способность трудиться». Звучит это, правда, довольно расплывчато, но, меж тем, такое понимание человека стало основным в «марксистской науке» 164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/fenomen...

Так же от света происходит другой, и светит не уменьшая первого. Подобным образом и Сын Божий рождается от Отца. 153 Но св. Ириней, более строгий и недоверчивый к человеческому разуму в познании тайн Божества, не делая и этого, он даже не одобряет подобных аналогий. Те, говорит он, которые стараются объяснить рождение Сына от Отца, сами не знают, что делают. Напрасно они объясняют это рождение Сына Божия от Отца, сравнивая Его с обыкновенным словом, которое образуется от мысли. 154 Слово, Сын Божий есть единородный 155 у Отца, собственно единый истинный Сын, родившийся от Бога, 156 Он родился прежде, нежели была сотворена земля, прежде чем произошли источники и утвердились горы, 157 прежде сотворения тварей, 158 всего мира 159 и прежде века, 160 прежде всего, 161 в начале, 162 искони, 163 и поэтому Он есть первенец Бога, 164 перворожденный Отца, 165 перворожденное дело Его. 166 Что во всех этих выражениях церковные писатели прямо говорят только о домирном существовании Слова, не значит еще, чтобы они представляли Его начавшим существовать незадолго до творения. Уже из того одного, что здесь Сын Божий противополагается как несотворенный всему сотворенному, как неимеющей времени всему временному, нужно понимать, что здесь говорится не о домирном только существовании Слова, но и о вечном. Тем более такое понимание должно необходимо следовать из того, что эти же писатели, говоря о единстве Сына со Отцом, представляют Его соприсущим Ему. 167 Наконец, некоторые писатели прямо говорят, что Сын Божий не получил бытия во времени, 168 что Он вечен. 169 Таким образом Сын Божий родился от Отца предвечно. 170 Как рожденное Богом, проявленное от Отца, Слово отлично от Него, 171 Оно есть также самостоятельная личность, как, например, Ангелы. 172 Слово – Сын Божий – второй Бог, второй не по имени только, а и по числу, 173 и порядку, 174 только не по существу. По существу и природе Своей, Слово едино с Отцем, потому что Он в Отце, равно и Сам служит вместилищем Отца. 175 Как Богу по естеству, писатели церкви приписывают Слову все черты и все имена, которые усвояют Божеству вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Но поставленный при нем в единственном числе определенный член ( τ) и числительное πρτ заставляют нас думать, что св. Ириней имел в виду, прежде всего один, а не два или несколько возрастов, и притом довольно строго определенный – первый. Но что же такое имеется в виду под «первым возрастом»? При ответе на этот вопрос некоторую помощь могут оказать 22 и 24 главы II книги Contra haereses. 159 Здесь св. отец перечисляет все возрасты человеческой жизни в таком порядке: infans, parvulus, puer, 160 juvenis, senior. Четвертый и пятый из них имеют у него также и более точное хронологическое определение: юность, по нему, начинается у человека с 30-го года и продолжается приблизительно до середины сороковых (44–45); 161 все же последующее время занимает старость. – К сожалению, однако, ни здесь, ни где-либо еще Ириней не дает указаний относительно продолжительности первых трех периодов. Между тем, знать об этом для нас гораздо более интересно. Не находя никаких данных по этому поводу у св. отца, приходится обращаться к другим источникам. К числу последних, может быть отнесена уже упомянутая нами выше рукопись Московской Синодальной библиотеки. 162 В ней содержится обычное, по-видимому, для греков исчисление возрастов человека, 163 причем определяется точно, в годах, продолжительность каждого из них. 1) Βρφος, по ней, продолжается от 1 до 4 лет ребенка; 2) πας – от 4 до 14; 3) μειρκιον – с 14 до 22; 4) νεανσκος – с 22 до 44; 5) νρ – с 44 до 57; 6) γηραις – с 57 до 68; 7) πρεσβτης – с 68 до смерти человека. Если сравнить данные, заключающиеся здесь, с тем, что мы знаем из Contra haereses, то окажется, что оба источника имеют нечто сходное между собою. Здесь и там перечисление возрастов идет в одном и том же порядке; точно также совпадают в общем хронологические определения конца четвертого и начала пятого периода. Такое сходство дает нам право думать, что Ириней, исчисляя их в Contra haereses, следовал обычной греческой практике 164 и, в частности, в отношении к первым трем возрастам держался, в общем, того же счета, какой нашел себе отражение в упомянутой рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Через два дня после окончания работы Всероссийского съезда ученого монашества в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре состоялся Всероссийский съезд представителей от монастырей (с 16 по 23 июля 1917 г.) 239 . Приведем некоторые постановления съезда, относящиеся к миссионерско-просветительской деятельности: Ст. 159. Просветительская деятельность монастырей… выражается прежде всего в истовом, уставном совершении богослужения, духовничестве и старчестве, в произношении проповедей во время богослужения, молебнов и крестных ходов, в устройстве внебогослужебных бесед для народа и в бесплатной раздаче брошюр и листков религиозно-нравственного содержания, а также и в устройстве школ, где это возможно. Ст. 161. В больших обителях… желательно иметь постоянных проповедников из монашествующих, в малых же обителях проповедническое слово и внебогослужебные беседы могут быть организованны  особыми епархиальными проповедниками из монашествующих лиц. Ст. 163. В местностях, зараженных сектантством, расколом и неверием, просветительная деятельность монастырей  должна   носить миссионерский характер. Ст. 164. Некоторые монастыри, расположенные среди инородческого населения,  должны  посвятить себя преимущественно миссионерскому служению. Ст. 173. Приветствовать проект учреждения при всех святых обителях « Братств православных паломников в защиту св. веры»   с объединением этих Братств около « Всенародного Союза православных ревнителей веры». Ст. 175. Ввиду того что… типографии Свято-Троицкой Сергиевой и Киево-Печерской Успенской Лавр и др. в настоящее время отобраны общественными организациями, а потребность в апологетической православной литературе в широких народных массах увеличилась, — необходимо просить Временное правительство об освобождении указанных типографий. Ст. 158. Желательно восстановить издание журнала «Русский инок» или же организовать издание нового иноческого журнала, выписка которого должна быть обязательной для всех монастырей. Ст. 182. Ввиду передачи, согласно постановлению Временного правительства, церковно-приходских школ в ведение Министерства народного просвещения необходимо все монастырские школы сохранить на служение Православной Церкви, а потому, отказавшись от субсидии Государственного казначейства на содержание таковых школ, оставить их на местах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

161 По мнению О. Скурлатовой, Семиречье – это область Центральной Азии, откуда «часть наших предков... шла через го­ры на Юг (судя по всему, в Индию), другая часть пошла на запад, «до Карпатской горы " » (Скурлатова О. Указ. соч., с. 57). 162 В традиции интерпретаторов ВК это лицо отождествляется с готским королем Эрманарихом (ум. в 375 году н. э.). 163 По современным научным представлениям, в начале первого тысячелетия до н. э. славяне обитали в Центральной Ев­ропе, а не за Волгой; готы, двигаясь с севера, достигли степей северного Причерноморья в начале III века н. э., а не в IX веке до н. э., как вытекает из рассказа ВК. 164 Точнее, здесь сказано, что Аскольд жил за 1300 лет «до исхода из Карпат» (вероятно, это случайный недосмотр созда­теля ВК; он хотел сказать – «после»). 165 Знаки вопроса в скобках принадлежат переводчику, включенное в скобки в цитате с дощечки 6б читается в машинопи­си Миролюбова. 168 Славянские древности: Сочинение П. И. Шафарика/Перевод с чешского И. Бодянского. М., 1837, т. 1, кн. 2, с. 41, 43, 47, 51, 52, 59–61, 124, 125 и др. 170 Миролюбов объясняет эти понятия так: «Явь» – действительность, реальность, видимый мир; «Правь» – невидимый «ко­стяк» реальности, на котором та держится; «Навь» – потусторонняя, лишенная «Прави» «Явь» (т. 9, с. 31). 171 Любопытно, что Миролюбов постоянно говорит о «ведическом» письме и санскрите как языке, имеющем свою пись­менность. Это не так: деванагри – система письма, используемая для записи санскритских текстов, – возникла в начале второго тысячелетия нашей эры. Веды были созданы 1000–1200 лет до нашей эры, а записывать их начали несколькими веками позднее, используя для этого разные системы письма. 172 См. в его письме С. Лесному от 26 сентября 1953 года: «...это были греческо–готские буквы... среди коих были и буквы санскритские»; об этом же Миролюбов пишет и в своих сочинениях (т. 5, с. 25; т. 8, с. 236). 173 Трудно удержаться и не привести «научного аргумента» в пользу достоверности сказов: «Их нельзя отнести за счет ее (Захарихи, – О.Т.) собственной фантазии, так как она утверждала, что сама научилась им от древней старухи, когда была еще девчонкой»; к тому же в сказах упоминаются «всякие такие вещи и события, которых Захариха, простая женщина, придумать сама не могла» (т. 6, с. 106).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010