На месте мигдонийского г. Аполлония при Антонинах существовала значительная рим. колония. С 250 г. начались набеги готов на М., в 253, 262/3 и 268 гг. они осаждали Фессалонику. Впосл. поселение готов в пограничных областях в качестве федератов не смогло обеспечить устойчивый мир. С разделением в 293 г. империи на 4 зоны (тетрархия) М. оказалась под упр. Галерия . Столица этой части империи находилась в Сирмии (ныне Сремска-Митровица), но Галерий перенес резиденцию в Фессалонику, где построил дворец, триумфальную арку, ипподром и мавзолей. В 298/9 г. там был устроен монетный двор. В 297 г. в результате реформ имп. Диоклетиана М. превратилась в небольшую провинцию в границах исторической области М. (без Юж. Иллирии и Фессалии) в составе диоцеза Мёзия, одного из 12 диоцезов, на к-рые этот правитель разделил империю. Столицей новообразованной пров. Дардания стала Скупи. Имп. равноап. Константин I Великий продолжил реформу Диоклетиана, создав крупнейшие адм. единицы - префектуры, каждая из которых включала несколько диоцезов. В префектуру Италии, Иллирика и Африки вошел Иллирик, состоявший из диоцезов Мёзия и Паннония (впосл. Мёзия была разделена на 2 диоцеза - Македония и Дакия; по мнению одних исследователей, это произошло до 327, согласно другим - в 369 или 372). В 322-323 гг. во время приготовлений к войне с Лицинием Константин Великий устроил в Фессалонике большую искусственную гавань для своего флота. В 324 г. после поражения Лициний был отправлен в ссылку в Фессалонику. Базилика вмч. Димитрия в Фессалонике. V–XX вв. Базилика вмч. Димитрия в Фессалонике. V–XX вв. Во время гонений в нач. IV в. значительное число христиан пострадали в Фессалонике: мученицы Агапия, Хиония и Ирина , мч. Александр , сщмч. Александр Пиднский , мц. Анисия , вмч. Димитрий Солунский , мч. Домнин , мч. Лупп , мц. Матрона , мч. Нестор , мученики Феодул и Агафопод и др. Уроженцы М. претерпевали мучения за Христа и в др. городах: напр., мц. Васса из Эдессы - в Кизике, сщмч. Мокий из Амфиполя - в Византии.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

ОЛЬГА Семеновна Кошелева (1874 - 1939), мц. (пам. 21 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ОЛЬГА Александровна Масленникова (1874 - 1941), мц. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 656-658 ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА (1895 - 1918), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), вел. кнж. ОЛЬГЕРД [Альгирдас] (1-я пол. 1300-х гг.- май 1377), кн. витебский (не позднее 1325-1345), вел. кн. Литовский (1345-1377) 658-664 ОЛЬГИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., во имя вмц. Екатерины (в кон. XIX - XX в. освящен во имя равноап. Ольги) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 665-666 666-668 ОЛЬМЕКОВ РЕЛИГИЯ система верований и практик, предположительно существовавшая у ольмеков (название народа, от ацтекского «страна каучука»), как полагают, в древности заселявших юж. побережье Мексиканского зал. 668-670 ОМ священный звук или совокупность звуков, выступающие как концепция, инструмент, символ; важнейшая мантра в инд. религиях 670-671 671-678 678-682 ОМОВЕНИЕ ПРЕСТОЛА [«омовение (либо разоблачение) св. трапезы»], в правосл. литургической традиции одно из чинопоследований Великого четверга 683-684 ОМОФОР [«носимое на плечах»], в правосл. традиции один из основных отличительных элементов богослужебного одеяния епископа, представляющий собой широкую ленту , которая охватывает плечи, при этом один ее конец спускается на грудь, а другой - на спину 684-685 685-702 702-703 703-712 712-713 713-715 715-716 ОНИСИЙ (I в.?), мч. Усуровский (Исаврийский) (пам. 5 марта), в визант. и греч. источниках не упоминается ОНИСИМ (кон. I - нач. II в. по Р. Х.), апостол от 70, ученик ап. Павла, сщмч. (пам. 15 февр., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70) 716-719 719-721 ОНИСИМ (XIII-XVI вв.?), прп. (пам. 21 июля, 4 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе Всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, затворник

http://pravenc.ru/vol/LII.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 6 июля 2024 года 23. Суббота. Мц. Агриппины. Владимирской иконы Божией Матери. Собор Владимирских святых. Прав. Артемия Веркольского. Свт. Германа, архиеп. Казанского (службу зри 6 ноября) . Прп. Иосифа Заоникиевского (службу зри 21 сентября) . Блгв. кн. Феодора Владимирского. Служба мц. Агриппины не имеет праздничного знака, может совершаться вместе с полиелейной службой в честь Владимирской иконы Божией Матери (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы в честь Владимирской иконы Божией Матери (без соединения со службой мц. Агриппины) (Б) . Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный…» и обычного начала). А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Богородицы, глас 4й – 5, и мученицы, глас тот же – 3. «Слава» – Богородицы, глас 8й: «Приидите, российстии собори…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На стиховне стихиры Богородицы, глас 8й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас тот же: «Да радуются российстии собори…». По Трисвятом – тропарь мученицы, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 4й (дважды). «Слава» – тропарь мученицы, глас тот же, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас тот же. Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны Богородицы. Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 1й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое». Евангелие Богородицы. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 2й: «Готовися, всечестный граде Москва…». Каноны: Богородицы (Минеи) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученицы на 4.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Св. ап. Анания , не будучи священником, крестил ап. Павла, но потому, что получил на это власть от Бога (2 пр. св. апп. Петра и Павла в Корм. л. 30). 2 . Сщмч. Киприана и мц. Иустины; блаж. Андрея, Христа ради юродивого. 3 . Сщмч. Дионисия Ареопагита и с ним Иустина пресвитера и Елевферия диакона; прп. Иоанна хозевита, еп. Кесарийского; блаж. Исихия хоривита. 4 . Сщмуч. Иерофея, еп. Афирского; обретение честных мощей свв. Гурия, первого архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского; прмч. Петра Капитолийского; мц. Домнины и двух дщерей ее: Виринеи и Проскудии; мч. Давикта и дщери его Каллисфении; прпп.: Аммона и Павла препростого; мчч.: Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона. Свв. Гурий († 1563 г.) и Варсонофий († 1576 г.) считали столь необходимым присутствовать за богослужением в храме Божием, что в старости, будучи не в состоянии ни ходить в храм, ни стоять на ногах, просили учеников своих свезти или снести их в храм и там сидя или лежа слушали божественную службу. Пусть наши сектанты убедятся, как древнерусские предки наши, св. угодники Божии, почитали храм Божий и дорожили церковным богослужением. 5 . Мц. Харитины, свтт.: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митр. Москов. и всея России чудотв.: сщмч. Дионисия, еп. Александрийского, прпп.: Дамиана Печерского, Иеремии прозорливого Печерского и Матфея, прозорливого. 6 . Ап. Фомы. 7 . Мчч.: Сергия и Вакха, Юлиана пресвитера и Кесария диакона, Полихрония, Пелагеи Тарсийской; прп. Сергия Печерского послушливого. 8 . Прп. Пелагеи, св. Пелагеи, девицы Антиохийской; св. Таисии. 9 . Св. ап. Иакова Алфеева, прп. Андроника и жены его Афанасии; прп. Петра Галатийского; свв. прав. Авраама праотца и Лота племянника его; мчч.: Еввентия и Максима; св. Поплии исповедницы. 10 . Мчч.: Евлампия и Евлампии, Феотекна; прпп.: Феофила исповедника и Вассиана. Мч. Евлампий во время своих мучений окрестил 200 воинов, уверовавших во Христа, покропив их водою из котла, в который был ввержен. Еще новое свидетельство, что окропительное или поливательное крещение, в случае крайней нужды, дозволительно.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Феофилу вырвали язык и забили камнями в поле. Мн. другие, не названные по именам святые, сподобились в этот день принять мученические венцы. Мц. Домна собрала останки всех этих мучеников и похоронила их. После этого она и сама была обезглавлена по приказу Максимиана, а останки ее сожгли (PG. 117. Col. 229-232). В визант. Синаксаре XIV в. (Paris. gr. 1582) под 28 дек. указаны памяти: диак. Феофила, забитого камнями; Индиса, Горгония и Петра, утопленных в море; Зинона, скончавшегося от меча; сожженного Мардония; Мигдония, живым засыпанного землей во рву; сожженного Гликерия; мц. Домны. В греч. печатной Минее (Венеция, 1595) под этим же числом помимо вышеперечисленных обозначена также память препозита Дорофея (SynCP. Col. 353-354). Прп. Никодим Святогорец поместил сказание о 20 000 мучениках, пострадавших в Никомидии, под 28 дек. В «Новом синаксаристе» иером. Макария Симонопетрского под тем же числом содержатся сказания о 20 тыс. Н. м., о мц. Домне и др. При переводе греч. синаксарей на слав. язык память 20 000 Н. м. вошла под 28 дек. в состав слав. Пролога краткой редакции. Под этим же числом здесь содержится память Индиса и Домны, а также память «святых от синклита и вне огня оставшихся», среди к-рых упомянуты Индис, Горгоний и Петр, воевода Зинон, Дорофей, Мардоний, Мигдоний, диак. Феофил и Домна (перевод XI-XII вв., славянский и греческий текст см.: Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции) за сент.-февр./Изд. подгот.: Л. В. Прокопенко и др. М., 2010. Т. 6: Текст и коммент. С. 544-550). В стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в., под 28 дек. содержится память 20 000 Н. м., а также других мучеников, не сгоревших в никомидийской церкви,- Индиса, Горгония и Петра, утопленных в море, Зинона и Дорофея, усеченных мечом, Мардония, сожженного заживо, диак. Феофила, побиенного камнями, Мигдония, засыпанного землей во рву, пресв. Гликерия, сожженного заживо ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2011. Т. 4. С. 105-107).

http://pravenc.ru/text/2566232.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новомученики ( русские святые канонизированные после 1988 г.) АЛЕКСАНДР Фёдорович Гневушев (1889 – 1930), свящ., сщмч. (пам. 15 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Симбирских святых) АЛЕКСАНДР Яковлевич Вислянский (1870 – 1930), сщмч., сщмч. (пам. 21 февр., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Ивановна Дьячкова (1893 – 1938), прмц. (пам. 1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница АЛЕКСАНДРА Иоакимовна Булгакова (1886 - 1938), мц. (пам. 2 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДРА (Самойлова Анна (?) Никитична; 1882 – 1938), прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСАНДРА (Червякова Мария Афанасьевна; 1873 – 1938), прмц. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), схим. АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСИЙ Николаевич Кузнецов (1871 – 1918), сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АЛЕКСИЙ Николаевич Троицкий (1875 – 1942), сщмч. (пам. 7 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Тютюнов (1892 – 1937), сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Брянских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ.

http://pravenc.ru/rubrics/122344_3.html

Тогда жестокий судья, приведенный в негодование словами девушки, решил сообщить о ней эмиру, а пока заточил ее в тюрьму, заковав в тяжелые кандалы. По приказанию принцепса она была казнена мечом, а ее тело повесили вниз головой на кресте, где несколько дней назад был распят какой-то убийца. Ее тело с останками разбойников, казненных за преступления, было брошено в воду в провинции Бетика и сначала не было найдено. Но Христос, наш Бог и Господь, помогающий сражающимся и увенчивающий мучеников, дающий мужество уставшим, являясь вратами, в которую будут стучать ищущие, проявил Свое милосердие и, исполняя желания, по Своему условленному предопределению, известному и намеченному заранее до сотворения мира для мученического венца, упокоил в мире Свою служительницу. Ему честь и слава, сила и власть во веки веков. Аминь. Эта дева удостоилась венца в 14 календы августа вышеуказанной эры. 1011 918 Baxter Wolf K. Christian Martyrs in Muslim Spain. Cambridge, 1988; Coope J A. The Martyrs of Cordoba: Community and Family Conflict in an Age of Mass Conversion. Lincoln:L., 1995: Tiesien C.L. Christian Identity Amid Islam in Medieval Spain. Leiden. 2013. Cm. также: Рыбина Μ.B. Добровольные мученики Кордовы IΧ–Χ вв. Проблема социальной идентификации. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. МГУ, 2010. 923  Отсылки к знаменитым римским и греческим авторам: историку Титу Ливию, государственному деятелю Марку Порцию Катону, оратору Демосфену, граммагику Квинтилиану. 924  По контексту Альвар критикуег увлечение Евлогия красотами риторики, боясь, что излишнее украшение текста риторическими приемами затемнит его смысл. 928  Табаненский монастырь основан св. Иеремией (†852). родственником св. Исаака (†852). и его женой Елизаветой. сестрой мц. Колумбы (†853). В 853 г. разрушен мусульманами. 952  См. о мц. Евлалии Барселонской (ок.303 г.) и мц. Евлалии Меридской (249–251) в Испанском пассионарии. 954  Дистихи Катона.3.14/Пер. с лат. Е.М.Штаерман//Вестник древней истории. 1981. (158). С.227–234.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В житии пр. Евфросина († 1481 г.), ревностного защитника сугубой аллилуии, рассказывается, что будто бы спасителю его явилась во сне Пресв. Богородица, протолковала тайну божественной аллилуии и заповедала сугубить ее. Но рассказ этот чит. в Ч.-Мин. Макар. или Вып. Озер. 2, 180–185) изложен очень непонятно, слово «аллилуиа» толкуется в нем так, как видим, именно: оно будто бы значит воскресе, и тайна алилуии обличает жидов, елинов и латин, которые «воскресению распятого Христа не веруют», что первый раз аллилуиа произносится в прославление Бога Отца, второй – в прославление Бога Сына и третий – в прославление Духа Св. и значит: воскресе, воскресе, в божестве и человечестве; но Бог Отец и Бог Дух Св. не вочеловечивались, не умирали и не воскресали, а умер и воскрес плотию оно не божеством) Иисус Христос. Замечается в житии, что где произносится «третие аллилуиа, тут прилагается чуждый бог языческий»; между тем в другом мест его говорится, что во Пскове, во всех, пяти соборах и во всех приходских церквах и во всей окрестности, аллилуиа троила, и что многие из троящих аллилуию прославлены Богом. Вообще стоит только внимательно прочитать это житие, чтобы видеть, что оно «лживо есть». 16. Пр. Феодора освящ.; блаж. Музы; св. Георгия еп. митил.; перен. мощ. п. Ефрема перскомск., пр. Кассиана, Лаврентия комельск.; мч.: Вита, Модеста, мц. Крискентии. 17. Ап. Андроника и св. Иупии, п. Стефана, архиеп. царегр.; мч. Солохона, Памфамира и Памфалона; п. Евфросинии. 18. М. Феодота: мц: Текуси, Александры, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны. Иулии; мч. Симеона, Исаака, Петра, Дионисия, Андрея, Павла, Ираклия. Павлина, Вахтисия, Венедима; мц. Христины; п. Иакова. О крестном знамении. Из жития мученика Феодота, пострадавшего в начале IV в., видно, что он открыто ограждал себя крестным знаменем (все тело оградить крестом), выражая этим пред гонителями исповедание веры во Христе, а сами язычники принимали это за отличительный признак последователей Христовых, как это известно, напр., из слов одного язычника о св. Наркисе и его диаконе: «я потому знаю, что они христиане, что они каждую минуту делают на своих челах знамение креста» (Труды Киев. дух. Акад. 1865 г. 326. В актах св. Афры, обнародованных Вельзером Martigny, Ор. с. р. 188).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Ист.: Книга Степенная царскаго родословия. М., 1775. Ч. 1. С. 562-565; ПСРЛ. Т. 5, 6, 8, 11, 15, 16, 18, 21. Ч. 2; Т. 23-28, 33-35, 37; [Владиславлев В. Ф., прот.]. Св. блгв. кнг. Иулияния Вяземская, местно чтимая в г. Торжке//Тверские ЕВ. 1883. Ч. неофиц. 23. С. 695-713; 24. С. 737-745; Описание о российских святых. С. 183-184; Скрипиль М. О. Лит. история «Повести о Иулиании Вяземской»: [Исслед. и публ. списков]//ТОДРЛ. 1940. Т. 4. С. 159-175; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 441-442; Святая мученица блг. кнг. Иульяния. М., 1895; То же, изм. загл.: Житие св. мц. Иулиании кнг. Вяземской: К 600-летию преставления св. блгв. кнг. Иулиании Вяземской. М., 2006. Лит.: Соковнин С. П. Опыт ист. словаря о всех в истинной правосл. греко-рос. вере святою непорочною жизнию прославившихся святых мужах. М., 1784. С. 123-126; Филарет (Гумилевский). РСв. 18652. Отд. 3. С. 596-599; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 281-282; Сперанский М. Н. О двух рукописях Тверского музея//Журнал 28 заседания Тверской УАК. Тверь, 1890. С. 3-4; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 126-127; Рубцов М. В. Тверская редакция «Книги, глаголемой о российских святых»//Тверские ЕВ. 1899. 11. С. 305; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 391, 392; Храмовые празднества г. Твери. Тверь, 1904. Вып. 2. С. 27-28; Голубинский. Канонизация святых. С. 330; Димитрий (Самбикин). Тверский патерик: Кр. сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1907. С. 21; он же. Месяцеслов. Вып. 4. С. 161-164; Вып. 10. С. 12; Знаменский И., свящ. Святая мц. блгв. кнг. Иулияния Новоторжская. М., 1910; Соколова Л. В. Сказание о Юрии Святославиче и Иулиании Вяземской//СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 394-396; Духовная связь времен: Св. блгв. кнг. мц. Иулиания Вяземская, Новоторжская, сщмч. Александр Вершинский/Сост.: Е. М. Белинская. М., 2002; Гадалова Г. С. Каталог агиогр., литург. и ист. памятников, посвященных тверским святым, в хранилищах Твери. Тверь, 2006. С. 24; она же. К вопросу о происхождении кнг. Иулиании Новоторжской (Вяземской)//Род и семья в контексте тверской истории: Дворянские роды Тверской губ.: Сб. науч. тр. Тверь, 2009. Вып. 3. С. 5-11.

http://pravenc.ru/text/1237847.html

Лит.: Usener H. Legenden der hl. Pelagia. Bonn, 1879. P. 17-28; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 392-393; Т. 3. С. 518-519; Delehaye. Origines. P. 282, 326-327, 330; idem. Étude sur le légendier romain. Brux., 1936. P. 171-186; Halkin Fr . Εγενα//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1001-1002; Aubert R. Eugénie//DHGE. T. 15. Col. 1374-1376; Gordini G. D. Eugenia, Filippo, Claudia, Sergio, Abdon, Proto e Giacinto//BiblSS. Vol. 5. Col. 181-183; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 139-140; Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. T. 54. P. 176. Е. Г. Сапирова Гимнография В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 144) память Е. отмечена 24 дек., без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 307), представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава , под 24 дек. находится последование Е., включающее минимальный набор песнопений - канон, седален и стихиры - и соединяемое с торжественным последованием последнего дня предпразднства Рождества Христова: на вечерне песнопения Е. отсутствуют, стихиры Е. исполняются на хвалитех, седален Е. поется не по 3-й песни канона, а после кафизм, т. к. по 3-й песни канона исполняется ипакои Рождества. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 350-351), представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, последование Е. ради торжественности дня 24 дек. переносится на 21 дек. и поется вместе с последованиями предпразднства Рождества Христова и мц. Иулиании. На «Господи, воззвах» исполняются 2 стихиры предпразднства, 2 - мц. Иулиании и 2 - Е. (подобное соединение служб 2 святых и предпразднства составляет особенность Евергетидского Типикона); на утрене поются «Аллилуия» и тропарь предпразднства, исполняются каноны предпразднства, мц. Иулиании и Е. (на 4); после 3-й песни звучит седален Е. Если совершается литургия, то поется последование только предпразднства. Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 77), к-рый представляет афоно-итал. редакцию Студийского устава, под 24 дек. из песнопений Е. упоминает лишь канон, предписывая исполнять его на полунощнице. Различные редакции Иерусалимского устава (в т. ч. и совр.) указывают под 24 дек. память Е. и предписывают совершать службу без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ) в соединении со службой предпразднства Рождества Христова.

http://pravenc.ru/text/187019.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010