НАТАЛИЯ Лукьяновна Сивакова (1872 - февр. 1941), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НАТАЛИЯ Тихоновна Силуянова (1905-1942), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НАТАЛИЯ Ивановна Сундукова (1887-1942), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НАУМ († 11.11.1918), мч. (пам. 29 окт., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) НЕКТАРИЙ (XVI в.?), Бежецкий, прп. (пам. 3 апр. и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) НЕКТАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. , Киево-Печерский, Послушливый (пам. 29 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) НЕКТАРИЙ († 1492 (1494?), прп. Тверской(пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) Тверской НЕКТАРИЙ (Тихонов Николай Васильевич; 1853-1928), иеросхимонах, прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев) НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НЕОФИТ Порфирьевич Любимов (1846-1918), прот., сщмч. (пам. 17 окт., в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НЕОФИТ (Осипов Николай Александрович; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НЕСТОР († 1-я четв. XII в. (?), Киево-Печерский мон-рь), древнерус. агиограф, летописец, прп., Киево-Печерский (пам. 27 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) НЕСТОР (XIII-XVII вв.?), прп., Киево-Печерский (пам.: 27 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Некнижный, в Дальних пещерах почивающий

http://pravenc.ru/rubrics/122338_36.html

Храм был назван в честь свв. вмцц. Варвары Илиопольской (память 4/17 декабря) и Анастасии Узорешительницы (память 22 декабря/4 января). Сведения о деятельности В.А. Татищевой, связанной с попечением о тюрьмах и заключенных, указывают на то, что наречение ее при постриге в монашество Анастасией состоялось в честь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. 28 февраля 1893 года Учрежденный собор Лавры обратился к епископу Дмитровскому Александру (Светлакову) за благословением на постройку нового здания больницы-богадельни в связи с тем, что Варваринский корпус стал слишком мал и неудобен в санитарном и гигиеническом отношении. По благословению митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского) для строительства больницы было выбрано место в Пафнутьевском саду. Проект больнично-богаделенного комплекса был разработан архитектором А.А. Латковым, который был удостоен звания потомственного почетного гражданина Сергиева Посада за эту работу. Строительство комплекса продолжалось с 1893 по 1896 год. В 1893 году Учрежденным собором Лавры было решено перенести церковь свв. вмцц. Варвары и Анастасии из Варваринского корпуса во вновь строящуюся больницу-богадельню в Пафнутьевском саду. Еще до переноса церкви в больницу-богадельню к наименованию церкви было прибавлено имя св. мц. Акилины. Поводом к этому послужило следующее обстоятельство. 25 апреля 1893 года скончалась купчиха из г. Воскресенска Московской губернии Акилина Алексеевна Смирнова (тайная монахиня Рафаила). Она была известной храмоздательницей, благотворившей Русскому Пантелеимонову монастырю на Афоне , московским Скорбященскому и Зачатьевскому монастырям, Головинскому монастырю в честь Казанской иконы Божией Матери близ Москвы и другим монастырям и храмам. 5 июня 1893 года ее душеприказчик, владелец типографии сергиево-посадский купец И.Е. Ефимов пожертвовал завещанные ею 10 000 руб. на устройство церкви в больнице-богадельне Лавры с условием, чтобы к именам свв. вмцц. Варвары и Анастасии было присоединено имя св. мц. Акилины, и в церкви ежедневно вместе с именем графини Варвары об упокоении упоминалось имя рабы Божией Акилины. 11 ноября 1896 года Учрежденный собор Лавры испросил благословения у митрополита Сергия перенести иконостас Варваринской церкви в только что выстроенное здание больницы-богадельни. Здесь, на этаже под храмом прп. Иоанна Лествичника, устроили церковь-усыпальницу свв. вмцц. Варвары, Анастасии и св. мц. Акилины. В храме находилась икона прп. Сергия, написанная на верхней доске от деревянной раки Преподобного. В этой церкви отпевали усопших.

http://patriarchia.ru/db/text/5085494.ht...

Он распространился в десятки тысяч, даже сотни тысяч своих верующих, сделав их всех частью себя. Говоря в целом, все эти верующие вкупе с Ним стали совокупным Христом. Единый человек вроде бы равен Христу, но вроде бы и не равен. А главное то, что Христос и есть сама церковь. Сама “Местная Церковь” и есть то, что есть Бог. Таким образом, у Троицы появляется четвертая Ипостась: “Теперь Они четыре в Одном — это Отец, Сын, Дух и Тело, то есть церковь”. Вот вам и Никейский Символ веры, который они якобы принимают! Если церковь — это Сам Бог, то здесь налицо явное идолопоклонство. Более того — это некий “духовный нарциссизм”: сектанты поклоняются сами себе, что является вполне естественным и логичным выводом из их извращенного учения. Закончить рассказ о “Поместной церкви” я хочу еще одним вполне циничным заявлением лидера этой тоталитарной секты: Мы должны быть в “Местной церкви”, чтобы строить веру, для того, чтобы нас дисциплинировали, для того, чтобы мы учили уроки, для того, чтобы мы росли в жизни. Аллилуйя! Хвалите Господа! Он указал нам местные церкви (то есть нас самих. — А. Д.). Уже не раз отмечено, что для деструктивных культов характерно отношение к адептам, как к неразумным детям, которых надо учить, наказывать и воспитывать. Эти слова основателя секты еще раз доказывают, что в случае МЦ мы имеем дело именно с такой группировкой. Выводы В заключение приведем основные отличительные черты МЦ, сформулированные православным исследователем. Жестко иерархизированная система во главе с апостолом и его безупречный авторитет. Он — гуру и современный пророк, безошибочный интерпретатор Св. Писания (только его толкование считается наиболее совершенным из всех существующих). Внеконтекстуальное толкование Писания и его неверный перевод. Вне МЦ нет полного спасения, также как и правильного понимания Писания. Приемлемость новых (высших) откровений. Адогматизм, отрицающий необходимость Божественных догматов для духовной христианской жизни и неразрывную связь их с заповедями. Противоречивая концепция спасения: с одной стороны — спасение верой (как и в большинстве направлений протестантизма, оно происходит в момент уверования и не может быть утрачено), с другой стороны (для “обожения”) — полная зависимость от практики призывания имени Господа и других необходимых обязанностей, связанных с жестко структурированной системой секты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Дию (19 июля). Без 2-й песни: 15 сщмч. Вассу (18 сент.); 16 на перенесение мощей бессребреников Кира и Иоанна (28 июня); 17 мученикам Флору и Лавру (18 авг.). Еще для 11 канонов, опубликованных в этом издании, атрибуция Г. ненадежна. Каноны со 2-й песнью: 18 свт. Григорию, Просветителю Армении, и мц. Рипсимии и проч. (30 сент.); 19 сщмч. Дионисию Ареопагиту (3 окт.); 20 ап. Луке (13 окт.); 21 мученикам Маркиану и Мартирию нотариям (25 окт.); 22 свт. Григорию Нисскому (10 янв.; в рукописях канон атрибутируется Г., Феофану; возможно авторство прп. Андрея Критского); 23 св. Исаакию, пресвитеру, исповеднику (30 мая; канон в рукописях атрибутируется Г. или Агиополиту); 24 мученикам Мануилу, Савелу и Измаилу (17 июня; в рукописях канон атрибутируется Г. или Андрею Пирру); 25 мученикам Трофиму, Феофилу и проч. (23 июля; в рукописях канон атрибутируется Г., Андрею, Игнатию, прп. Феодору Студиту). Каноны без 2-й песни: 26 равноап. Аверкию, еп. Иерапольскому (22 окт.); 27 святителям Афанасию и Кириллу Александрийским (18 янв.; возможно авторство прп. Андрея Критского); 28 прп. Онуфрию Египетскому (12 июня; в рукописях канон атрибутируется Г., Феофану, Иоанну, Иосифу). 29 канонов Г. известны только по рукописям и до сих пор не опубликованы. Каноны со 2-й песнью: 1 прп. Иоанну Постнику (2 сент.); 2 сщмч. Анфиму, мц. Василисе, мч. Зотику и прп. Феоктисту (3 сент.); 3 на Рождество Пресв. Богородицы (8 сент.); 4 на Воздвижение Креста (14 сент.); 5 мц. Евфимии (16 сент.); 6 мученикам Евлампию и Евлампии (10 окт.); 7 свт. Григорию Неокесарийскому (17 нояб.); 8 на попразднство Рождества Христова (28 дек.); 9 свт. Василию Великому (1 янв.); 10 прп. Авксентию (14 февр.); 11 прп. Алексию, человеку Божию (17 марта); 12 на Рождество Иоанна Предтечи (24 июня); 13 на перенесение мощей бессребреников Кира и Иоанна (28 июня); 14 мученикам Кирику и Иулитте, матери его (15 июля); 15) пророкам Илии и Елисею (20 июля); 16 преподобным Олимпиаде и Евпраксии (25 июля); 17 вмч. Пантелеимону (27 июля); 18 на обновление храма Богородицы во Влахернах (31 июля).

http://pravenc.ru/text/164781.html

Открытые лица. Люди и судьбы в портретах священника Игоря Палкина. [Священник Игорь Палкин, фотограф, заведующий фотослужбой Патриарха Московского и всея Руси, клирик храма мц. Татианы при МГУ: «При съемке портрета для меня важен не столько результат, сколько возможность поговорить с человеком, узнать его ближе, чему-то научиться и лучше его понять»]//Фома. - — апрель 2022. - С.60-69. - (раздел « Люди »). Имеется краткая биографическая справка (фото Михаила Еремина) - « Священник Игорь Палкин » (С.62). Каждый публикуемый в подборке фотопортрет сопровождается информацией о том, кто на нем запечатлен. Представлены работы: Протоиерей Сергий Правдолюбов . [Настоятель храма Св. Троицы в Троицком-Голенищеве. Священник в шестом поколении. В его роду одиннадцать прославленных Церковью святых. На снимке о. Сергий в епитрахили своего деда — священномученика Сергия Правдолюбова, несколько лет тайно служившего в ней во время заключения в Соловецком концлагере в 30-е годы]. Москва, 2020. - С.60-61; Ира и Инна . [Ирина, владелица небольшого салона красоты, регулярно приезжает к одинокой Инне, чтобы поговорить с ней, поздравить с праздниками, утешить и подготовить к причастию. Они познакомились, когда Инна работала уборщицей в здании, где расположен Ирин салон]. Захарово, 2021 . - С.62-63; Протоиерей Валериан Кречетов . [Многолетний духовник Московской епархии. С самого детства он желал служить в Церкви, на что отец говорил: «хочешь быть священником — готовься к тюрьме». Именно поэтому перед поступлением в семинарию он окончил Лесотехнический институт, чтобы приобрести специальность на случай возможного заключения]. Акулово, 2021 . - С.64; Ирина Тарковская (Ирма Рауш). [Актриса, писательница, режиссер и сценарист. Прихожанка храма свт. Николая в Хамовниках. За ее спиной Хрустальная звезда — приз французской Киноакадемии — награда за исполнение роли блаженной дурочки в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублёв»]. Москва, 2017 . - С.64-65; Петя. [Коренной москвич, имеющий паспорт и московскую регистрацию, но из-за превратностей судьбы приходящий к храму мц. Татианы ради милостыни и возможности почитать книги в церковной лавке]. На ступеньках храма мц. Татианы при МГУ. Москва, 2021 . - С.66-67;

http://foma.ru/bibliografija-foma-4-228-...

198 Имя святой вынесено в начало стиха, отчего на него падает особое логическое ударение. Имя Agnes от греческого γνς (чистый), однако вызывает ассоциации со словом agnus (агнец) (ср. с иконографией святой, изображаемой с агнцем на руках). О значении её имени см.: uirgb. 2. 6. 199 Natalis – день рождения. У первых христиан день рождения в вечную жизнь – это день смерти. Ср.: uirgb. 1. 5. 200 Мученица, возрастом ещё ребёнок, по-видимому, не была крещена, пролитие крови послужило для неё крещением. Ср.: pass. Perp. 21. 202 К деве-мученице здесь применяется топос puer senex, распространённый уже в классической литературе; ср. у Вергилия: Aen. 8. 311; 7. 53, а также: uirgb. 1. 8. О возрасте мученицы – ей было 12 лет, см.: uirgb. 1. 7. 205 Ср. у Вергилия: Aen. 12. 527528, а также: uirgt. 1. 27. Образ «веры, не знающей преград» – христианское преломление стоической максимы о безграничной свободе мудреца (см.: Hymnes. Р. 390). 206 У Пруденция тот же мотив отнесён к мц. Евлалии (perist. 3. 3645). Свт. Амвросий рассказывает нечто подобное о св. Пелагии (см.: uirgb. 3. 33). 212 Противопоставление огня и пламени как символов язычества и погибели свету, символизирующему веру Христову. 213 Слово pompa у свт. Амвросия употребляется в значении «торжественность», «поведение, исполненное достоинства». Ср.: uirgb. 2. 30; 2. 17. 214 Ср.: uirgb. 1. 7. Римский епископ Дамас упоминает отросшие волосы мученицы Агнии (epigr. 37. 78). Пруденций относит этот эпизод к мц. Евлалии (perist. 3. 151155). 218 В качестве античных литературных параллелей описания смерти мц. Агнии можно привести смерть Поликсены в «Гекубе» Еврипида (ст. 636639), ср. ту же сцену в описании Овидия (met. 13. 476480). Ср. у Тита Ливия (1. 58. 11) описание смерти Лукреции, также у Проперция (3. 15. 34) описание смерти Антиопы. 219 Мощи воинов-мучеников Виктора, Набора и Феликса были обретены и перенесены в начале IV в. епископом Матерном из г. Laus Pompeia (совр. г. Лоди), где они приняли мученичество (см.: epist. 77. 7; exp. Luc. 7. 178). Память их праздновалась 14 мая. Двоим из них, Набору и Феликсу, была посвящена базилика на кладбище у Porta Vercellina. Мощи мч. Виктора покоились в другой базилике, которая позднее получила название San Vittore in Ciel d’Oro, к которой по инициативе свт. Амвросия после обретения мощей мчч. Протасия и Гервасия была пристроена basilica martyrum, освященная в 386 г. Здесь, слева от гробницы св. Виктора, свт. Амвросий похоронил прах своего брата Сатира (см. эпиграмму 49). Несмотря на отсутствие древних свидетельств, аутентичность гимна признают многие исследователи (Дрейвс, Штайер, Симонетта, Лаццати и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

соорудил грандиозную базилику. С VI в. катакомбы Домитиллы стали упоминать под именами мучеников: так, в Liber Pontificalis говорится, что папа Иоанн I (523-526) восстановил катакомбы Н. и А. (Л. Дюшен считал, что речь идет о базилике Н. и А., а не о катакомбах - LP. T. 1. P. 276-278). В рим. итинерариях VII в. отмечено, что Н. и А. были похоронены вместе с мц. Петрониллой в посвященной ей церкви на Ардеатинской дороге (Codice topografico della città di Roma/Ed. R. Valentini, G. Zucchetti. R., 1942. T. 2. P. 89, 110, 149). Т. о., с этого времени эта базилика стала местом почитания не только Н., А. и мц. Домитиллы, но и мц. Петрониллы. Именно с почитанием последней было связано учреждение папой Григорием III (731-741) ежегодных торжественных процессий к этой базилике. Интерьер базилики во имя мучеников Нерея и Ахилия в Риме. IX, XVIII в. Фотография. 2013 г. Интерьер базилики во имя мучеников Нерея и Ахилия в Риме. IX, XVIII в. Фотография. 2013 г. Во время археологических раскопок базилики при катакомбах Домитиллы, предпринятых Де Росси в 1873-1875 гг., были обнаружены 2 фрагмента мраморной плиты с отрывками эпитафии папы Дамаса (ICUR. N. S. T. 3. N 8132), выполненной шрифтом, характерным для мастерской каллиграфа Фурия Дионисия Филокала. Мраморная плита располагалась над гробницей Н. и А. Вместе с фрагментами в апсиде базилики были найдены барельефные изображения, являющиеся своего рода иллюстрацией к тексту эпитафии и также относящиеся к кон. IV в. Барельефы вырезаны на 2 небольших колоннах, к-рые поддерживали киворий алтаря. На 1-м барельефе изображено страдание А. с частично сохранившимся именем святого: (Achil)LEUS (ICUR. N. S. T. 3. N 8133). Мученик представлен в длинной тунике без пояса, т. е. он был лишен воинского звания. Палач, заносящий над святым меч, облачен в полное позднерим. воинское одеяние. Присутствуют христ. символы, указывающие на то, что А.- мученик: крест и венец. На 2-м барельефе изображен, вероятно, Н., но надпись отсутствует. В Риме центром почитания Н.

http://pravenc.ru/text/2565064.html

С нач. XVII в. встречаются композиции с избранными Новгородскими святыми и святыми, особо почитаемыми в Новгороде. На иконе 1-й четв. XVII в. (собрание К. В. Воронина; см.: Шесть веков русской иконы: Новые открытия. М., 2007. Кат. 14. С. 30), происходящей из Успенской ц. в дер. Курицко, связанной еще со времен жизни М. с Клопским мон-рем. Композиционный центр иконы - изображение моления пред образом Св. Троицы с гостеприимством Авраама (вверху), прп. Антония Сийского (в медальоне справа) и М. (в медальоне слева; оба подвизались в мон-рях, посвященных Св. Троице); в нижней части иконы - ростовые образы вмч. Димитрия Солунского, свт. Никиты Новгородского, арх. Михаила, свт. Иоанна Новгородского, свт. Моисея, архиеп. Новгородского, и прор. Илии. К нач. XIX в. относится происходящая из г. Романова-Борисоглебска (ныне Тутаев Ярославской обл.) Тихвинская икона Божией Матери с избранными новгородскими святыми (ГРМ; см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». СПб., 1995. С. 221). М. помещен на нижнем поле между преподобными Антонием Римлянином и Варлаамом Хутынским. В этом же ряду, крайним справа, изображен блж. Николай Качанов. На иконе 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ) с изображением в верхней части огненного восхождения прор. Илии, а в нижней - Казанской иконы Божией Матери, образ М. помещен внизу, в ряду избранных святых вместе с неизвестным святым и прп. Антонием Римлянином. Вместе с прп. Антонием Леохновским М. представлен на иконе XIX в. (НГОМЗ; возможно, список иконы с изображением новгородских святых в молении - часть фигуры М. срезана) - оба в рост, у М. правая рука с четками на груди, смотрит вниз, прп. Антоний - вверх. Ряд икон с избранными святыми без связи с новгородской темой представляют собой семейные иконы святых, тезоименитых заказчикам, напр.: Ангел-хранитель и М. в предстоянии Господу Вседержителю (1-я четв. XIX в., ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. СПб., 2008. С. 56); мц. София и М. (руками опирается на посох перед собой), предстоящие Спасителю на иконе худож. М. И. Кошкарёва (1888, частное собрание); мц. Александра и М. в предстоянии Божией Матери (1912, ГосНИИР); мц. Александра, М. (в среднике) и святые Лидия и Евстолия (в медальонах в углах иконы) (нач. XX в.; частное собрание).

http://pravenc.ru/text/2563470.html

В рус. иконописи изображения А. ч. Б. нередко имели патрональный характер: в среднике складня 1491 г. с изображением Ярославской иконы Божией Матери (ГТГ) из ц. прор. Илии в Сандырях близ Коломны - полуфигуры А. ч. Б. и мц. Фёклы внизу в круглых медальонах; на деисусной иконе кон. XV - нач. XVI в. (ГРМ) из Гуслицкого мон-ря в г. Куровское Московской обл. (первоначально находился в ц. митр. Алексия в московском Чудовом мон-ре ) А. ч. Б. изображен как соименный святой свт. Алексия; на поле новгородской иконы «Спас Недреманное Око» 2-й пол. XVI в. (ГТГ) - среди избранных святых; на ростовско-суздальской иконе «Воздвижение Креста, Покров Богородицы и избранные святые», 1565 г., мастера Д. И. Усова (ГТГ). Особенно часто образ А. ч. Б. встречается на иконах сер.- 2-й пол. XVII в., где святой - небесный покровитель царя Алексея Михайловича - изображался с прп. Марией Египетской (в честь к-рой была названа первая супруга царя М. И. Милославская) или с мц. Наталией (небесной покровительницей Н. К. Нарышкиной - 2-й супруги государя): икона «Преподобные Алексий, человек Божий, и Мария Египетская», 1648 г., работы Я. Т. Рудакова (Якова Казанца) из Успенского собора Московского Кремля (ГММК); «Прп. Мария Египетская, прп. Алексий, человек Божий, свт. Алексий, митр. Московский, и вмч. Феодор Стратилат, предстоящие Троице Новозаветной», 2-я пол. XVII в. (СПГИАХМЗ); «Первый Вселенский Собор» 2-й пол. XVII в. (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля (на полях А. ч. Б. и мц. Наталия). Существуют и единоличные изображения А. ч. Б. на фоне пейзажа, напр. на иконе сер. XVII в. (СПГИАХМЗ) из дворцовой Алексеевской ц. с. Воздвиженского - преподобный представлен прямолично, со сложенными на груди руками; на иконе 2-й пол. XVII в. (ГТГ) - в молении Спасителю на фоне Москвы, являющей образ Третьего Рима. Икона сер.- 2-й пол. XVII в. (ГММК) из надгробного иконостаса Архангельского собора Московского Кремля (вероятно, была перенесена после смерти царя Алексея Михайловича из Благовещенского собора): А. ч. Б., облаченный в тунику охристого цвета с живописной разделкой твореным золотом, обращен к благословляющей его из облака деснице Господней; руки святого подняты в жесте приятия благодати (персты правой сложены именословно). В иконостасе Благовещенского собора (напротив стоящего прежде у юго-вост. столпа царского моленного места) находится икона с изображениями св. Иоанна Предтечи и ап. Петра, ок. 1683 г. (ГММК), к к-рым между 1745 и 1761 гг. был дописан образ А. ч. Б. (покровителя отца царей-соправителей Иоанна V и Петра I Алексеевичей) и 3 сюжета внизу, в т. ч. «Преставление Алексия, человека Божия».

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСИЙ ЧЕЛОВЕК ...

Время, место и обстоятельства кончины А. У. в др. источниках не совпадают с житием Симеона Метафраста; это происходит из-за смешения А. У., называемой Младшей, с др. происходившей также из Рима мученицей, Анастасией Римляныней (пам. 29 окт.), называемой Старшей. В древние зап. мартирологи включена память только А. У., на Востоке памяти обеих Анастасий отмечены с IX в. (2 канона Иосифа Песнописца ); в X в. появляются 2 жития Симеона Метафраста, написанные, вероятно, на основе более древних источников. 2 разных сказания содержатся и в Минологии Василия II , согласно к-рому А. У. была усечена мечом, как и Анастасия Римляныня. В древнейших слав. Прологах под 29 окт. помещено сказание об А. У., а во 2-й редакции Прологов есть память мц. Анастасии Солунской (30 окт.), житие к-рой повторяет житие Анастасии Римляныни. По Иеронимову мартирологу, А. У. пострадала в столице Иллирика г. Сирмий (совр. Сремска-Митровица, Сербия), по малому Римскому мартирологу - в Риме, по мартирологу Беды Достопочтенного - на о-ве Пальмария недалеко от Рима. Греч. именование «Фармаколитрия» переводится как «исцеляющая от ядов или болезней»; в рус. традиции святая названа узорешительницей за то, что облегчала («разрешала») страдания узников-христиан. Согласно Симеону Метафрасту, мощи А. У. были захоронены благочестивой женщиной Аполлинарией, позже построившей над могилой церковь. По рим. преданию, храм в честь А. У. находился в Риме еще в нач. IV в. В К-поле храм мц. Анастасии, находившийся в портиках Домнина, существовал с кон. IV в. и был перестроен св. Маркианом в V в. По свидетельству Феодора Анагноста (нач. VI в.), при имп. Льве I и Патриархе Геннадии (458-471) в этот храм были перенесены мощи А. У. из Сирмия. Неизвестный греч. автор сообщает, что храм А. У. в К-поле был построен имп. Анастасием I Дикором на месте дома некоего Фармака (от имени к-рого якобы идет прозвание святой), в то время как храм прп. Маркиана посвящен Анастасии Римляныне (Patria CP. III 103; 43). Согласно житию прп. Андрея Юродивого , при храме А. У. находилась лечебница для душевнобольных. Антоний Новгородский (1200) видел в К-поле мощи А. У. и Анастасии Римляныни. В один день с А. У. отмечается память мучеников Хрисогона и Евтихиана, мц. Феодотии и ее сына мч. Евода.

http://pravenc.ru/text/114938.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010