ръкописи в б-ката на Зографския манастир в Света гора. София, 1994). Он также участвовал в составлении описи рукописей б-ки Троянского мон-ря ( Кожухаров Е., Велчева Б., Кочева Е. Ръкописната сбирка на Троянския манастир//Старобългарска лит-ра. София, 1971. Кн. 1. С. 461-497). Заметный вклад К. внес в изучение средневек. болг. муз. культуры, собрав максимальное количество сведений об использовании т. н. фитной нотации в рукописях XIII-XIV вв. (Нотни начертания в Орбелския триод, среднобълг. книжовен паметник от XIII в.//Бълг. език. София, 1974. Год. 24. 4. С. 324-343; Палеографски проблеми на -нотацията в среднобълг. ръкописи от XII-XIII в.//Слав. палеография и дипломатика: Докл. и съобщ. от семинара (София, септ. 1979). София, 1980. С. 228-246). К. опубликовал совместный канон-молебен (параклис) святым Симеону и Савве Сербским по молдав. списку XVI в. (Един рядък случай на химнографска компилация в неизвестен параклис за Симеон Неман и Сава Сръбски//Зб. ucmopuje Београд, 1976. 10: Стара српска С. 41-52) и определил влияние канона мч. Иоанну Новому митр. Григория Цамблака на творчество рус. книжников XVI-XVII вв. Также К. принадлежит исследование и публикация болг. летописной повести 2-й четв. XIII в. о перенесении мощей прп. Параскевы-Петки из Каликратии в Тырнов (Неизвестен летописен разказ от времето на Иван Асен II//Литературна мисъл. София, 1974. Год. 18. 2. С. 123-136) и очерк о болг. лит-ре этого столетия (Българската лит-ра и книжнина през XIII в.: Агиография, химнография, историко-летописни съчинения, белетристика, апокрифи из сборниците на XIII в., писма, грамоти, приписки, надписи. София, 1987; Българската лит-ра през XIII в.: Встъпителна статия//Там же. С. 25-37). Ряд положений по истории древнеболг. гимнографии XIII в., к-рые К. развивал, следуя предшествующей исследовательской традиции, в наст. время пересмотрены: напр., доказано, что службы прп. Иоанну Рильскому и св. Михаилу Воину из Потуки являются переводами с греческого, а не оригинальными болг. произведениями (см.: Добрев И.

http://pravenc.ru/text/1841670.html

Ничего особенного нельзя сказать только против того предположения, по которому в 44 псалме прославляется Соломон, по случаю его брака с египетскою царевною 163 . Можно, поэтому, согласиться, что поводом, послужившим к составлению 44 псалма и давшим ему некоторую часть исторического содержания, был брак Соломона с дочерью египетского царя, как думают очень многие толкователи 164 . Но повторим, что этот брак мог дать только некоторую долю содержания 44 псалма. Полным же предметом 44 псалма Соломон не может быть ни в каком случае, потому что никогда не могло идти к нему то, что говорится о царе псалма, напр. в ст. 7–8, 18 и др. Эти последние стихи могут быть приложимы к одному только духовному царю Израиля, к Мессии. Вот почему большинство лучших экзегетов как иудейских 165 , так и, особенно, христианских видят в 44 псалме предызображение Мессии. Из христиан ещё Апостол Павел, в послании к Евреям (гл. 1, ст. 8 и 9), приводил 7 и 8 стихи этого псалма, как сказанные „ πρς τν ιν.” Вслед за ним, Св. Отцы Церкви, как западные, так и восточные, также видят в 44 псалме предызображение Иисуса Христа, в Его отношении в Церкви. В особенности прекрасно объяснили весь этот псалом, по отношению к Иисусу Христу, св. Иоанн Златоуст , Василий Великий , Афанасий, бл. Феодорит, Иероним, Августин и др. Так же объяснялся этот псалом и у нас, в известных наших толкованиях, равно как и на христианском Западе, где он так же объясняется большинством учёных и теперь. Но только, как древние экзегеты расходились в определении способа (формы) отношения 44-го псалма к Мессии, так в этом расходятся и новые. В настоящее время это определение отношения 44 псалма к Мессии, главным образом, представляется зависящим от разрешения вопроса: относится-ли 44 псалом к Мессии непосредственно, при чём изображение в псалме брака царя должно превратиться в образное, или аллегорическое представление отношения Мессии к Его невесте-Церкви, (эта аллегория может представляться немеющею никакой исторической опоры); или этот псалом большею частью относится, первее всего, к Соломону, а потом чрез него уже, как чрез прообраз, и к самому образу Иисусу Христу, при чём брак и все вообще частности, в изображении царя, могут быть понимаемы как факты и явления действительные, исторические? „ Πρς τν ιν λγει” – это выражение Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому, как и болезнь и уродство не от начала в нашей природе, но составляют противоестественное мнение, так и деятельность, направленную ко злу, должно признавать как бы каким искажением врожденного нам добра (свт. Григорий Нисский , 25, 167). Источник. Куда входит грех, туда и невежество... (авва Евагрий, 88, 609). ...Помни всегда об исходе твоем, не забывай вечного Суда, и сохранишь душу твою от всякого греха (авва Евагрий, 88, 637). Если диавол был силен настолько, что низринул тебя с вершины и высоты добродетели до крайностей порока, то гораздо более силен будет Бог опять возвести тебя в прежнюю свободу... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 2). Источник. Грешить еще свойственно человеку, но коснеть во грехах – это уже не человеческое, а вполне сатанинское дело (свт. Иоанн Златоуст , 44, 26). Источник. ...Не столько могут раздражать Его соделанные нами однажды грехи, сколько нежелание перемениться (свт. Иоанн Златоуст , 44, 26). ...Показавшие большую силу во зле покажут такую же и в добре, сознавая, какими долгами они обременили себя... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 27). Источник. ...Не чувствовать своих беззаконий и грешить без всякой о том скорби есть крайний предел порочности... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 57). Источник. Многочисленность сообщников в грехах, конечно, не освобождает нас от виновности и наказания (свт. Иоанн Златоуст , 44, 57). Источник. ...Если мы теперь будем совершать грехи одинаковые с подзаконными, то подвергнемся не одинаковым наказаниям, но гораздо тягчайшим, насколько больший мы получили дар, совершеннейшее приняли учение и большею почтены честью (свт. Иоанн Златоуст , 44, 82). Источник. Нам надлежало бы не только убедиться, что у нас множество грехов, но и все грехи свои, малые и великие, начертать на сердце, как в книге, и оплакивать, как недавно совершенные (свт. Иоанн Златоуст , 44, 162). Источник. Кто допустил себя до падения и падением научился смирению, тот скоро, если захочет, восстанет и исправится... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 190). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

43.8. Quidam continentes, sicut panem cum pondere edunt, ita et aquam cum mensura sumunt, adserentes ad castimoniam carnis etiam aquae abstinentiam conuenire. XLIIII. De abstinentia. 44.1a. Hoc est perfectum et rationabile ieiunium, quando noster homo exterior ieiunat, interior orat. 44.1b. Facilius per ieiunium oratio penetrat caelum. Tunc enim homo, spiritalis effectus, angelis coniungitur, Deoque liberius copulatur. 44.2. Per ieiunium etiam occulta mysteriorum caelestium reuelantur diuinique sacramenti arcana panduntur. Sic namque Danihel, angelo reuelante, mysteriorum sacramenta cognoscere meruit. Haec enim uirtus et angelorum manifestationes et eorum adnuntiationes ostendit. 44.3. Ieiunia fortia tela sunt aduersus temptamenta daemoniorum. Cito enim per abstinentiam deuincuntur. Vnde etiam Dominus et Saluator noster eorum incursus ieiuniis et orationibus praemonet superare dicens: Hoc genus non eicitur nisi per orationem et ieiunium. Inmundi enim spiritus ibi sese magis iniciunt ubi plus uiderint escam et potum. 44.4a. Sancti, quandiu in huius saeculi uita inhabitant, desiderio superni roris corpus suum aridum portant. Vnde et psalmus: Sitiuit, inquit, in te anima mea quam multipliciter et caro mea. Caro enim tunc Deum sitit, quando per ieiunium abstinet et arescit. 44.4b. Abstinentia et uiuificat et occidit; uiuificat animam, corpus necat. 44.5. Saepe abstinentia simulate agitur, ieiunia per hypocrisin exercentur. Quidam enim mira inedia corpus suum laniant, exterminantes, sicut ait euangelium, facies suas ut appareant hominibus ieiunantes. Ore namque pallescunt, corpore adteruntur, cordis alta suspiria ducunt, ante mortem quoque mortiferis se suppliciis tradunt, tantumque miseri laboris exercitium non pro Dei amore, sed pro sola humanae laudis admiratione sectantur. 44.6. Quidam incredibiliter abstinent, ut hominibus curiosis sancti appareant; sed hoc bonum abstinentiae talibus non est uirtus reputanda sed uitium, quia bona male utuntur. 44.7. Ieiunium et elemosina in abscondito sese amant, ut solus Deus qui inspicit omnia meritum operum bonorum rependat. Nam qui ea sub populari manifestatione faciunt nequaquam a Deo iustificantur, quia, iuxta sermonem euangelicum, mercedem suam ab hominibus receperunt.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

44 разодрали они одежды свои. Выражение крайней степени горя и скорби. 44 пали пред ним. Братья поклонились Иосифу, полагаясь на его милость (43,26 и ком.). 44 угадает. Это было сказано с иронией: гаданием невозможно определить, кто прав, а кто виноват (ст. 5). 44 Бог нашел неправду рабов твоих. Эти слова не означают, что Иуда согласился с обвинением в воровстве. Братья признали свою вину (ст. 28; 42,21 и ком.), усматривая во всем происшедшем наказание, исходящее от божественного правосудия. 44 тот, в чьих руках нашлась чаша. История повторяется (см. ком. к ст. 10). 44 Иуда. Он представляет всех братьев (43,3 и ком.). 44 вместо отрока. Это уже не тот Иуда, который продал своего брата в рабство (37,26.27). Его самопожертвование, хотя и не столь значительное, созвучно заместительной жертве Христа, Который страдал за других (см. ком. к ст. 43,9). 44 увидел... бедствие. См. 37,34.35. Глава 45 45:1–28 Своей верой Иосиф дал всем избранным богословское обоснование для прощения друг друга, истолковывая грехи в свете Божиего промысла. 45 удалите от меня всех. Иосиф связывает себя с семьей завета, а не с богатствами Египта ( Евр. 11,22 ). 45 Египтяне. Согласно греческому тексту «все египтяне». Они не имеют части в семье завета. 45 я Иосиф. См. Деян.7,13 . 45 не печальтесь. Иосиф обращает их взоры от совершенных грехов к Божией благодати (50,19; Чис. 21,8.9 ). Бог послал меня. Это утверждение, повторяющееся трижды (ст. 5,7,8), является богословской основой повествования об Иосифе (50,19–21; Деян. 7,9.10 ). Все хитросплетения человеческого греха Бог использует во благо праведным и для достижения Своей цели ( Деян. 2,23; 4,28 ). для сохранения вашей жизни. Иосиф верит в то, что именно Бог сохраняет жизнь человеку. 45 два года. Иосифу было тридцать девять лет (41,46.53). 45 оставить вас. Иаков, полагаясь на обещание Господа относительно семьи завета, знал, что, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, Бог оставит Свой народ на земле (50,25; Ис. 10,20; 35,9; 37,32 ; Мих. 2,12.13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

44.8. Ieiunia cum bonis operibus Deo acceptabilia sunt. Qui autem cibis abstinent et praue agunt, daemones imitantur, quibus esca non est, et nequitia semper est. Ille enim bene abstinet cibis, qui et a malitiae actibus, et a mundi ieiunat ambitionibus. 44.9. Qui execrationis studio non abstinentiae uoto ab escis carnium se suspendunt, hii potius execrandi sunt, quia Dei creaturam usibus humanis concessam reiciunt. Nihil enim fidelibus inquinatum, nihilque esse iudicatur inmundum, Paulo adtestante apostolo: Omnia munda mundis: coinquinatis autem et infidelibus, nihil est mundum, sed polluta sunt eorum et mens et conscientia. 44.10. Spernitur ieiunium quod in uesperum repletione ciborum reficitur. Neque enim reputanda est abstinentia, ubi fuerit uentris saturitas subsecuta. 44.11–12. Spernitur ieiunium quod in uesperum deliciis conpensatur, dicente Esaia propheta: Ecce in die ieiunii uestri inuenitur uoluptas. Voluptas enim deliciae intelleguntur. Sicut enim repetitio debiti et lites, et contentio, et percussio, ita et deliciae inprobantur a propheta in ieiunio. ­ Tota enim die epulas in cogitatione ruminat qui ad explendam gulam uespere sibi delicias praeparat. 44.13. Non est corporis adhibenda inmoderata abstinentia, ne, dum amplius grauatur caro pondere inediae, nec malum agat postea, nec bene facere incipiat, et quae addicitur ut usum mali careat, simul et boni officium, dum plus premitur perdat. Sollicita igitur discretione carnis est moderanda materies, scilicet ne aut integre extinguatur, aut inmoderate laxetur. 44.14. Infirmitate carnis nimia praeualente, ad perfectionem pertingere nemo potest, nam quamuis sanctitatis amorem quisque habeat, exequi tamen non ualet operis meritum, cuius intentione cordis deseruire conatur. 44.15. Corporis debilitas nimia etiam uires animae frangit, mentis quoque facit ingenium marcescere, nec ualet quicquam boni per inbecillitatem perficere. 44.16. «Ne quid nimis,» nam quicquid cum modo et temperamento fit, salutare est; quicquid autem nimis et ultra modum est, perniciosum fit studiumque suum in contrarium uertit. In omni ergo opere modum et temperamentum oportet habere. Nam omne quod excedit periculosum est, sicut aqua quae si nimios imbres praebeat, non solum nullum usum adhibet, sed etiam periculum exhibet.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

изнемогает») и лишена какой бы то ни было силы. 44 линию... образ человека. Как и кузнец (ст. 12), плотник не способен воссоздать образ Божий, лишь образ Его подобия человека (ср. Втор. 4,16 ; Рим. 1,23 ). 44 топливом... делает бога. Разнообразные породы деревьев («кедры... ясень», ст. 14) служат человеку для разных целей. Ирония Исаии состоит в том, что в один ряд с будничными заботами («варит... греется», ст. 16, 17) он помещает и поклонение деревянному идолу («ты бог мой», ст. 17). 44:19 Как и в ст. 9–18, пророк взывает к человеческому разуму, на наглядных примерах показывая абсурдность поклонения идолам, творцом которых являете сам человек. См. статью «Осознание человечеством своей вины перед Богом». 44 гоняется за пылью. Со временем идол рассыпается в прах, и вместе с ним гибнут все надежды человека. обманутое сердце. Безрассудство и самообман приводят человека к гибели ( Притч. 7,22.23 ). в заблуждение. Вера в силу идола есть ничто иное, как пагубная иллюзия. 44 как туман... облако. Грехи, подобно туману, обволакивают душу человека, но во власти Господа устранить эту преграду между Ним и людьми. См. ком. к 43,25. обратись. Господь призывает Израиль к раскаянию ( Иер. 31,28 ). искупил. Господь, в отличие от языческих богов, есть истинный Искупитель (см. ком. к 41,14). 44 Торжествуйте... Восклицайте. Этой величественной хвалой завершаете рассматриваемый раздел книги пророка Исаии. небеса... деревья. Все мироздание. искупил Господь Иакова. См. ком. к 43,3. прославится в Израиле. Народы иудейский и израильский снова сольются в единый народ Божий, поклоняющийся Богу Израилеву (после возвращения из плена в Израиле уже не будет места идолопоклонству). 4445,25 Господь совершает Свой спасительный промысел в земной истории. 44:24–28 В этих стихах пророк говорит о повелении Господа относительно восстановления Иерусалима. 44 Так говорит Господь. См. ком. к 43,1. Я Господь. Господь есть Бог Творец, Небесный Царь и Искупитель (см. ком. к 42,8). небеса... землю. См. ком. к 42,5.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Опояшься мечом Твоим при бедре Твоём, Сильный. Пс 44:4а И укрепись, и процветай, и царствуй Ради истины, и кротости, и правды. Пс 44:5а Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие. Пс 44:8а Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё, И забудь народ Твой и дом отца Твоего. Пс 44:11 Ибо возжелал Царь красоты Твоей, Ибо Он – Господь Твой. И Ты поклонишься Ему. Пс 44:12 – 13а Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:13б Господь во храме святом Своём; Господь, на небесах престол Его. Пс 10:4 Взору открылись шествия Твои, Боже, Шествия Бога моего, Царя, Который во святилище. Пс 67:25 Свят храм Твой, дивен в правде. Пс 64:5б Дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни. Пс 92:5б Вспомнят имя Твоё во всяком роде и роде. Пс 44:18а Ибо оно благо пред святыми Твоими. Пс 51:11в После полиелея седален, глас 4 Подобен: Поражен был Иосиф: Древний днями ради меня становится младенцем,/приобщается обрядам очищения чистейший Бог,/дабы удостоверить, что принял Он от Девы плоть, как у меня./И Симеон, посвящаемый в эти таинства,/познал в Нем Бога, явившегося во плоти,/и как Жизнь Его приветствовал,/и, радуясь, по–старчески восклицал:/«Отпусти меня, ибо увидел я Тебя,/Жизнь всех!» Степенна, 1–й антифон 4–го гласа. Прокимен, глас 4 Вспомнят имя Твоё/во всяком роде и роде. Стих: Излило сердце моё слово благое, я изрекаю дела мои Царю. Пс 44:18а; 2а Евангелие от Луки, зачало 8 В то время был в Иерусалиме человек, которому имя Симеон; и человек этот – праведный и благоговейный, ожидающий утешения Израиля, и Дух Святой был на нем. И было ему открыто Духом Святым, что он не увидит смерти, прежде чем не увидит Христа Господня. И пришел он в Духе в храм, и когда принесли родители Младенца Иисуса, чтобы им совершить по установлению Закона о Нем, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: «Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов: свет во откровение язычникам и славу народа Твоего, Израиля».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Распятие. Роспись ц. Пресв. Богородицы в Мутулас. XIII в. Для кипрской живописи XIII в. становится привычным использование красного цвета как фона для композиций (напр., на красном фоне изображено «Распятие» в соборе монастыря Иоанна Лампадиста). К. Вайцман считал красный фон кипрских фресок зап. чертой ( Weitzmann. 1966. P. 70). А. и Дж. Стилиану объясняли этот феномен тем, что в результате крестовых походов синяя краска вост. происхождения стала дефицитной и красный цвет в качестве фона применяли в XIII в. повсеместно, в т. ч. и на Западе ( Stylianou. 1997. Р. 507). С. Бойд и Вейл Карр связывали появление краснофонных фресок на К. с влиянием сир. рукописей XIII в. ( Boyd. 1974. Р. 321-322; Weyl Carr. 2005. P. 295). Красная цветовая гамма всех оттенков наиболее концентрировано представлена в росписях ц. Пресв. Богородицы в Мутуласе, которые исследователи сравнивали с «иконами крестоносцев» ( Weitzmann. 1966. P. 70-71; Παπαγεωργου Α. 1972. Σ. 206, 211; Mouriki. 1984. P. 206-213) и с фресками ц. св. Феодора в Бехдайдате в Ливане и храмов в Каре в Сирии ( Weyl Carr. 2005. P. 300). Вейл Карр ввела термины «мутуласская школа» и «марафасский стиль» (Ibid. P. 300-301); к памятникам «мутуласской школы» она относит также ряд икон и фрески XIII в. в ц. Преображения Господня в дер. Сотира (Ibid. P. 301). Более традиционнными Вейл Карр считает фрески ц. прп. Евфимиана в Лиси, она датирует их 2-й третью XIII в. ( Weyl Carr, Morrocco. 1991. P. 109). Обнаруженные в 1991 г. росписи купола и барабана ц. Пресв. Богородицы Хриселеусы в никосийском районе Строволос (ок. 1275-1300) в целом следуют образцам комниновского искусства. Папагеоргиу считает, что «моделировка, световые эффекты и робкая попытка передачи объема являются инновациями, ставшими результатом отдаленного влияние палеологовского возрождения» ( Papageorghiou A. 1999. P. 154). По мнению А. и Дж. Стилиану и Поповой, фрески 4-го слоя росписей собора монастыря свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» кон. XIII - нач. XIV в. напоминают современную им живопись македонской школы ( Stylianou. 1997. Р. 65).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

из мон-ря Дохиар на Афоне (Ath. Doch. 5f. Fol. 133r). Житийные циклы К. находились во фресках кон. XI в. в нижней базилике Сан-Клементе в Риме, в мозаиках в капелле К. в базилике Сан-Марко в Венеции, во фресках ц. св. К. в Тауле, в церкви Мирожского мон-ря в Пскове, в росписи XVIII в. в ц. ап. Петра в аббатстве Конк (деп. Аверон, Франция), на рус. иконах XVI-XVII вв. (подробнее см.: Седова. 1999). Лит.: Строгановский иконописный лицевой подлинник кон. XVI - нач. XVII в. М., 1869; Покровский Н. В. Лицевой Сийский иконописный подлинник. СПб., 1898. Вып. 3. (ПДПИ; 122); Wilpert J., Schumacher W. N. Die römischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom IV. bis XIII. Jh. Freiburg i. Br., 1917; Смирнова Э. С. Живопись Обонежья. М., 1967. С. 111-147. Ил. 11; она же. Икона Богоматери Максимовской: Возрождение рус. художественной традиции в кон. XIII в.//ДРИ. М., 1993. [Вып.]: Проблемы и атрибуции. С. 72-93 (84-85); Ананьева Т. А. Икона «Богоматерь на престоле» XIII в.//ПКНО, 1975. М., 1976. С. 138-144; Hutter I. Corpus der byzantinischen Miniaturenhandschriften. Stuttg., 1977-1978. Bd. 1-2; Рыбаков А. А. Художественные памятники Вологды XIII - нач. XX в. М., 1980; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески церкви Успения на Волотом поле близ Новгорода. М., 1989; Псковская икона XIII-XVI вв./Сост.: И. С. Родникова. Л., 1990. Ил. 36; Медынцева А. А. Архангельская ставротека и культ Климента на Руси//Сов. Арх. 1991. 3. С. 56-68; ГТГ: Древнерус. искусство X - нач. XV в.: Кат. М., 1995. Т. 1; Рындина А. В. Новгородское серебряное дело XIII-XIV вв.//Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Художественный металл: XI-XV в./Ред.: И. А. Стерлигова. М., 1996; Русские житийные иконы XVI - нач. XX в.: [Кат. выст.]/Сост.: А. С. Косцова, А. Г. Побединская. СПб., 1999; Седова Р. А. Иконы Климента папы Римского в вотчинах именитых людей Строгановых//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1999. Вып. 12: Искусство Средневековой Руси. С. 139-149; Царевская Т. Ю. Образ св. Климента Римского в Новгородском искусстве XIII в.//ДРИ.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010