«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Объяснение. Господь ясно различает прощение грехов в сем веке от прощения в будущем: первое даётся через пастырей: Мф.16:19:18:18 ; а второе – непосредственно по молитвам членов Церкви земной: Сир.7:36 ; Тов.4:17 ; и небесной: Вар.3:4–5 . Мф.16:26–27 . «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо придёт Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его». Объяснение. Сам человек по смерти никакого выкупа за себя не даст, но его могут выкупить добрые дела, сделанные при жизни: Мф.25:35–46 ; а после смерти на суде последнем ( Евр.9:27 ) могут выкупить молитвы близких людей: 2Мак.12:43–45 ; Тов.4:17 ; тем более что Бог не есть Бог мёртвых: Мф.22:32 , у Него все живы: Лк.20:38 ; и что для Него всё возможно: Мф.19:26 . – Вся суть в том, что если вы любите своего умершего близкого, то постарайтесь, чтобы полюбил вас Бог за добрые дела, раз вас полюбит Бог, то исполнит и вашу просьбу о ближнем: Ин.9:31 . Мк.8:36–37 . «Ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» Объяснение. Умерший за себя выкупа дать не может, и не сам за себя он молится, а другие за него это делают по слову Спасителя: Мф.7:7 ; молитва с милосердием полезна не только умершему, но и ходатаям за него: Мф.25:34–35 . Примеры молитвы и приношений об умерших видны из Писания: 2Мак.12:43–44 ; Вар.3:4–5 . Только хула на Духа Святого не может быть прощена ни в сем, ни в будущем веке: Мф.12:32 . Бог и мёртвых считает живыми: Мф.22:32 ; Рим.14:8 . Лк.16:26 . «И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Эти слова стали завещанием, которое Христос, покидая мир, оставил всем будущим поколениям Своих учеников. Страдания, смерть и погребение Иисус многократно предсказывал Свою смерть. Он знал, что пришел в этот мир, чтобы «отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ). На смерть Он шел, повинуясь воле Своего Отца. По-человечески Иисус боялся смерти. В ночь перед арестом Он говорил ученикам: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Обращаясь к Отцу, Он молился: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:38–39 ). При этом «был пот Его, как капли крови, падающие на землю» ( Лк.22:44 ). В то же время, зная о неизбежности смерти, Он безропотно принял волю Отца. Послушание Отцу было у Него абсолютным: Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ). Камень Моления о Чаше в Гефсиманском саду Поцелуй Иуды. Барельеф. Кафедральный собор св. Петра. Германия, Бремен. 14 век Иисус был осужден на смерть иудейским Синедрионом 39 и распят по приговору римского префекта Понтия Пилата 40 . На суде Он не искал оправдания, молчаливо сносил обвинения и насмешки, был подвергнут издевательствам и бичеванию. Иисус был распят на кресте. Умирал Он в тяжких мучениях. Когда римские воины прибивали Его к кресту, Он молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). На кресте Он взывал к Своему Отцу: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ). Несение креста. Эль Греко. Испания. 1577 г. Распятие. Икона. Россия. 15 век Церковь верит, что Иисус ни на мгновенье не был оставлен Богом Отцом, но, чтобы спасти людей, Он должен был испытать тяжкие страдания – не только физические, но и душевные. Иисус добровольно принял на Себя чашу страданий и должен испить ее до дна. А дном человеческого страдания и самым сильным испытанием, которое может выпасть на долю человека, является богооставленность – молчание Бога, Его кажущееся отсутствие. В страданиях Иисуса на кресте в наивысшей мере проявилась Его солидарность со всеми страдающими – в том числе теми, кто, страдая, сомневается в присутствии Бога, жалуется на Бога, ропщет и унывает. Иисус не жалуется и не ропщет, Он не сомневается и не колеблется, но ощущаемая Им непереносимая физическая боль помножена на ту нравственную муку, которую Он испытывает как Человек, оставшийся наедине с ужасом предсмертной агонии. Он не был покинут Богом, но Ему надлежало пройти через опыт богооставленности, потому что Он «должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» ( Евр.2:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В обоих случаях эти слова указывают на тот эффект, который происходит от встречи с Иисусом: в человеке восстанавливается внутренний мир, гармония духовных и душевных сил. Женщина-грешница омывала ноги Иисуса слезами: мы можем только догадываться, в каких грехах она раскаивалась и как велико было ее внутреннее смятение. Кровоточивая женщина тоже была в смятении и страхе, когда подходила к Иисусу, хотя причина этих чувств была иная. Иисус возвращает ей тот духовный мир, которым, возможно, она обладала, пока ее не постигла болезнь. Весьма вероятно, впрочем, что Он дарует ей такой внутренний мир, какого она никогда не имела. 7. «Слепые прозревают» В Евангелиях упомянуты многочисленные случаи исцеления от слепоты. Два похожих случая возвращения Иисусом зрения двум слепцам мы встречаем в Евангелии от Матфея ( Мф. 9:27–31 и 20:34). Матфей также упоминает об исцелении бесноватого слепого и немого ( Мф. 12:22 ). Марк рассказывает об исцелениях безымянного слепого в Вифсаиде ( Мк. 8:22–26 ) и Вартимея в Иерихоне ( Мк. 10:46–52 ). То же исцеление в Иерихоне описано у Луки ( Лк. 18:35–43 ). В Евангелии от Иоанна содержится подробный рассказ об исцелении слепорожденного ( Ин. 9:1–7 ). Наконец, и Матфей, и Лука упоминают об исцелении Иисусом многих слепых ( Мф. 15:31; 21:14 ; Лк. 7:21 ). Тема слепоты не играет сколько-нибудь заметной роли в Ветхом Завете, где нет ни одного примера чудесного избавления от слепоты под действием силы Божией. Тем не менее упоминания о слепоте и слепых встречаются неоднократно. Обращаясь к Моисею, Бог говорит: Кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь [Бог]? ( Исх. 4:11 ). В Псалтири говорится о том, что Господь отверзает очи слепым ( Пс. 145:8 ). У пророка Исаии обетование эры Нового Завета, благословенного дня Господня, связано с исцелением от слепоты: И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых ( Ис. 29:18 ); тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся ( Ис. 35:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Может, не теплится в тебе надежда – на милость Божию ко грешнику кающемуся, на спасение, которое достигается не нашими делами, а благодатью Божественной? Может, иссякла в тебе любовь – любовь к ближнему твоему, любовь ко всему творению Божию? А без этой любви к тому, что всегда с тобой, к тому, что ты видишь, – как можешь ты «любить Бога, Которого не видишь» ( 1Ин.4:20 )? Не лжешь ли ты себе? Может, возгордилась ты, сравнивая себя с другими? Но – чем? Смирением своим? – Но если ты гордишься, то – где же оно, твое смирение? Терпением своим? – Но подумай: а что вправду терпела ты? Боль физическую? Но что – твоя боль, если сравнить ее с теми муками, которые испытал на кресте Господь твой? Ты бы – смогла ли сказать о мучителях твоих: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 )? Боль душевную? Но что она – в сравнении с оплеванием, биением, заушением, крестом и смертью – от тех самых, ради которых Господь наш Иисус Христос пришел на эту землю, воплотился и вочеловечился? в сравнении с той болью, которую испытал Христос, когда " возопил гласом велиим: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил» ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 : ср.: Пс.21:2 ) 1088 ? Оставил Тот, Кто Единственный – не просто сродни, а – Един с Ним в самом существе Своем? Многознанием своим гордишься ты? – Но знаешь ли ты, как человеку спастись, особенно сейчас, когда и «праведник едва спасается» ( 1Пет.4:18 ; Притч.11:31 )? И подумай, наконец: что есть у тебя – своего, то есть – того, что не было бы тебе дано всещедрым Богом? Найдешь ли ты что-нибудь таковое, кроме грехов твоих – того, что именно и отличает тебя от Господа твоего, ибо Он был подобен тебе во всем, кроме греха ( Флп.2:7 ; Евр.4:15 )? Того, что именно и надлежит тебе преодолеть, чтобы стать достойным образа Божия, в котором ты создан, который потерял через прародителей твоих, который возвращен был тебе Крестной искупительной Жертвой Христа твоего, в которую и ты сам крестился (ибо, как сказано, «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились... дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения»( Рим.6:3–5 ) 1089 ); который, наконец, ты вновь и вновь теряешь, всечасно потакая грехолюбию своему, – теряешь, вместо того чтобы приобретать...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Слепых же он вопрошал по икономии, чтобы у них вызвать прошение, ибо насколько мы просящими о полезном бываем, настолько чувство благодарности имеем. А сказанное о последнем дне, что «никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» ( Мк.13:32 ), некоторые говорят, что это сказано по икономии, чтобы ученики стремились на всякий день бодрствовать в ожидании последнего дня. Ибо ни в чем не мешает взять это в переносном смысле, также как и «Ты знаешь безумие мое» ( Пс.68:6 ) и «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ; Пс.21:2 ). Некоторые же говорят, что Он сказал о неведении последнего дня, особенно желая показать и подтвердить отличительное свойство человеческой природы, не в том смысле, что Он не знает (ни в коем случае! Ибо о неведении ни по человечеству, ни по Божеству о Нем никто не дерзал говорить не впадая порок безосновательной дерзости), но поскольку, как говорил о нем блаженный Кирилл, что мы в тонких мыслях, то есть представлениях ума путем умопредставления различаем одну вещь от иной и так наблюдаем свойства и качества природы, каковыми они являются сами по себе, или как сказал Григорий Богослов , поскольку природы отстоят друг от друга в представлении, то разделяются и имена. А собственное характерное отличие простого человечества есть неведение. И если бы это было сказано применительно к человечеству Христа как к просто человечеству, то здесь бы наблюдалось неведение. И это Григорий Богослов прояснил, говоря: «Сын знает как Бог, приписывает же Себе незнание как человек, поскольку только видимое может быть отделяемо от умопредставляемого». Сказав это, он прибавляет, что если некоторые святые отцы и высказывались о неведении Христа по человечеству, то утверждали это не как догмат, но выступая против безумия ариан, которые переносили свойственное человечеству на Божество Единородного, поэтому отцы более домостроительно (и фигуративно) считали лучшим относить все это к человечеству, чем переносить на Божество. Если же кто в переносном смысле скажет так об этом, то будет судить более благочестиво».

http://azbyka.ru/otechnik/Evlogij-Aleksa...

А так, подъять грехи, начиная с Адама и будущих поколений, и всё взять на Себя, и быть Мужем Скорбей и изведавшим болезни, изъязвленным ( Ис. 53 ) – как Его представил пророк Исаия – это представить невозможно; и говорить на эту тему нужно очень осторожно. Далеки от спасения Моего слова вопля моего. Боже мой! я вопию днем – и Ты не внемлешь мне; ночью – и нет мне успокоения. Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля. Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе (см. Пс. 21:2–7 ). Которое Он однажды и на Кресте-то испытал. Или, Или, ламма савахфани (см. Мф. 27:46 ). Или – “Элои, Элои” (см. Мк. 15:34 ), а пророк Илия – Элиягу. То есть созвучно, но всё-таки разница. Элои и Элиягу – так в насмешку, или не разобрали, то ли специально в насмешку: смотрите, Илию зовет, посмотрим, придет ли он спасти Его (см. Мк. 15:35–36 ). Поношение у людей и презрение в народе (см. Пс. 21:7 ): вот Он поношение терпел, будучи уже распятым. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: он уповал на Господа (см. Пс. 21:8–9 ). Посмотрите Матфея, 27-ю главу, 43-й стих, с 40-го: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста [кстати, эти слова, знаете, как понимают отцы-то? Это агония диавола: это наступила агония диавола; сейчас он будет убит, и его держава будет разорена, держава смерти – смертию смерть поправ (см. тропарь Пасхи). Вот он и подущает людей: сойди со креста и уверуем в Тебя]. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: “Я Божий Сын”. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его». Оба поносили вначале, а потом один одумался. Так в 21-м псалме это почти что так и сказано: Он уповал на Господа, – 9-й стих, – пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Ученые разделяются в вопросе относительно языка, на котором Иисус произносил эти слова. Были ли они на арамейском, разговорном языке того времени, или на классическом еврейском? Некоторые убедительно доказывают, что Христос использовал еврейскую форму высказывания. Этот аргумент основывается на замечании стоявших рядом, которые, услышав эти слова, сказали: «Вот, Илию зовет» ( Мк.15:35 ). Существовало распространенное убеждение, что пророк Илия придет, чтобы спасти благочестивых. Замечание стоявших рядом было бы более понятным в случае, если бы Иисус воскликнул громким голосом: «λι λι» (Элú, Элú), как сообщается в Мф.27:46 , а не «Ελωι» (Eloi), которое мы находим в Мк.15:34 , которое является арамейской формой 65 . Однако все согласны в том, что эти слова прямо цитируются в Пс.22 (в Синодальном переводе – Пс.21 ). Двадцать второй псалом является молитвой праведного страдальца. В нем праведный страдалец является «поношением у людей и презрением в народе» ( Пс.22:7 / Пс.21:7 ), он окружен множеством злодеев, которые относятся к нему, как дикие животные. Они «пронзили руки мои и ноги мои» и «делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий» ( Пс.22:17, 19 / Пс.21:17, 19 ). Хотя праведный страдалец не отчаивается, ибо он надеется на Господа и спасение от Него: «Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя, поспеши на помощь мне; избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою» ( Пс.22:20–21 / Пс.21:20–21 ). Он восхвалит имя Господне. Псалом завершается ясным выражением надежды: «Потомство мое будет служить Ему, и будет называться Господним вовек. Придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь» ( Пс.22:31–32 / Пс.21:31–32 ). Только если начальный стих псалма берется сам по себе, без какого-либо рассмотрения тогда, что за ним следует, существует возможность толкования его как выражения отчаяния. Ранняя Церковь никогда не приписала бы Христу слова Пс.22:1 ( Пс.21:1 ), если бы Он сам их не произнес. Мы можем также предположить, что Он не только цитировал первый стих псалма, но продолжал его и дальше.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

лист.). Мк.15:34 . В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Боже Мой, Боже Мой! для чего (почто) ты Меня оставил (Элои, Элои, по Матфею, Или, Или! ( Мф.27:46 ) ламма савахфани)? Эти слова из 21-го псалма царя Давида, где пророк за 1000 лет изобразил крестные страдания Спасителя с такой точностью, как бы писал его у самого креста. „Весь гнев Божий, который должен излиться на все человечество за грех, теперь сосредоточился, так сказать, на одном Христе, приносящем Своей смертью искупительную жертву за грехи всего мира, и Бог как бы оставил Его теперь, чтобы принять благоволительно жертву сию в искупление всех грехов“ (Мих.). Господь принял на Себя грехи мира, и несет их, как свои собственные, пишет один из духовных писателей (Воскр. Чт. 1876 г.). К наказанию же за грехи наши принадлежит, вместе с телесными муками, чувство богооставленности, отлучения от Бога; и вот теперь, когда Он висит на кресте, чувствует произведенную нашими грехами между Богом и Им, пропасть, не чувствует близости любви Божией, чувство Богосыновства как бы не существовало для Него, Он чувствует Себя только сыном человеческим. И это было самым тяжким для Господа среди страшных мучений Его на кресте – и телесных и душевных, и оно вызвало Его восклицание: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? „Богочеловек испил полную чашу страданий и был оставлен Отцом, чтобы нам не быть оставленными Богом“, пишет преосвященный Иннокентий. – „Если и ты, христианин, чувствуешь великость грехов своих, отдаляющих тебя от Бога, поучает один из архипастырей по поводу слов Господа: Боже Мой, Боже Мой и пр., то не забывай, что и твои грехи взял на Себя Спаситель твой, и не отчаивайся в своем спасении, как бы ни казалось оно от тебя далеким по причине твоих грехопадений“. Тек же един (а один побежал), т. е. один из воинов-распинателей. Оставите, да видим (постойте посмотрим), аще приидет (придет ли) Илия сняти Его. По сказанию Матфея ( Мф.27:47–48 ), говорили это другие, а не воин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Кеньон, как мы помним, отвергал мысль о том, что Бог возложил наш грех на Иисуса, однако в 5-й главе 2-го Послания к коринфянам речь идет именно об этом. Павел говорит здесь не об изменении жизни (как полагают многие христиане даже вне Движения Веры), а об изменении статуса. Апостол утверждает, что Бог «Иисусом Христом примирил нас с Собою» и поручил христианам провозглашать, что «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (ст. 1819). Говоря о примирении, Павел имеет в виду, что Бог милосердно перестал смотреть на нас, как на врагов, достойных Его гнева, и положил начало новым, мирным взаимоотношениям с нами ( Рим.5:111 ). Основанием примирения стало то, что Бог милостиво «не вменил людям преступлений их» ( 2Кор.5:19 ). Но почему Бог этого не сделал? В 21-м стихе Павел объясняет: Христос занял наше место. По сути дела, Бог возложил на Христа вину за наши преступления на Христа, чтобы возложить на нас праведность Христову. Всех, кто был готов его слушать, Павел призывал «примириться с Богом» через веру в примиряющую крестную смерть Христа. Таким образом, из правильного прочтения текста не следует, что Иисус должен был по-настоящему стать «грехом», чтобы мы по-настоящему стали «праведностью». Павел говорил не об этом, и эта идея не вписывается в общий контекст библейского учения о Христе. К примеру, в стихе Евр.7Иисус, наш первосвященник на небесах, отписывается как «святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес». Хотя это описание и относится к Христу в Его нынешнем состоянии, слово «непорочный» предполагает, что Он всегда был совершенно свят, совершенно праведен. Именно поэтому Он «не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» ( Евр.7:27 ). Был ли Иисус отделен от Бога? Принято считать – и не только в среде сторонников Движения Веры, – что Иисус, взяв на Себя бремя наших грехов, был в буквальном смысле отделен от Бога. Богословие Веры понимает эту мысль буквально: когда Иисус «духовно умер», облекся в «природу сатаны» и «в буквальном смысле стал грехом», Он на время перестал быть Богом. Идея о том, что Иисус был отделен от Бога, основана лишь на Его предсмертных словах: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

В любом случае искренняя молитва , если в ней участвует разум, чувство и воля молящегося, всегда возвышает, очищает, исцеляет, приближает к Богу, как бы улучшает и повышает духовный тонус человека. Необходимость молитвы для духовной жизни человека утверждается Словом Божиим как Ветхого, так и, особенно, Нового Завета. В трогательных выражениях призывают к молитве многие псалмы Давида: «Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь; воздайте Господу славу Имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» ( Пс.28:1–2 ); «Приидите, воспоем Господу! Воскликнем Богу, твердыне спасения нашего; предстанем лицу Его со славословием, в песнех воскликнем Ему… Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего» ( Пс.94:1–2, 6 ). В псалмах звучит не только призыв к молитве, но и твердая уверенность в том, что Господь ее слышит и не оставляет без ответа и исполнения. «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» ( Пс.39:2–3 ). Новозаветное обоснование молитвы общеизвестно: это прежде всего личная молитва Иисуса Христа, Его постоянное явное и тайное общение с Отцом( Мф.11:25–26, 26:39, 42, 44 ; Мк.1:35 ; Лк.23:34, 46 ; Ин.17 ), сопровождавшееся иногда явным, для всех ощутительным результатом ( Ин.11:41–45, 12:27–30 ). Спаситель неоднократно призывал к молитве и Своих учеников, указывая при этом на ее необходимость ( Мф.17:19 ; Лк.22:40, 46 ) и результативность( Мф.18:19 ; Ин.16:23–24 ). К молитве призывали и апостолы в устной и письменной проповеди ( Рим.12:12 ; 1Сол.5:17 ; Иак.5:13–18 ; Деян.20:21, 36 ). Молитвенный подвиг сопровождал святых пророков, апостолов, мучеников, подвижников и святителей в течение всей их христианской жизни. Можно с уверенностью сказать, что без молитвенной поддержки они не могли бы свершить свой путь ко спасению. Молитвы не равноценны по своему нравственному достоинству. Есть основания самой высшей и совершенной молитвой считать славословие, прославление Бога, возбуждаемое, сопровождаемое и проникаемое радостью о Боге. Такой молитвой преимущественно молился Сам Сын Божий ( Ин.12:28 ; Мф.11:25–26 ), хотя мы видим в Евангелии элементы Его благодарственных ( Ин.11:41–42 ) и просительных ( Ин.17:9–11 ) обращений к Небесному Отцу. Такая молитва (и может быть только такая) свойственна ангелам ( Ис.6:2–3 ; Лк.2:13–14 ; Откр.4:8–11 ). Этой молитвой молились святые Отцы и подвижники, такие как св. Амвросий Медиоланский , чей Te Deum остался навеки вдохновенным излиянием церковной радости о Своем Божественном Творце и Основателе. Величайшее выражение чувств радостного, экстатически-взволнованного прославления Бога оставила Преблагословенная Матерь Божия: «Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем» ( Лк.1:46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010