Так мог думать народ, стоявший на Голгофе, и думы его не были чужды и Апостолам. И стоял народ и смотрел. Прошло еще три часа в томительном ожидании чего-то необыкновенного. Наконец, Иисус возопил громким голосом: «Или! Или! 9 ламма савахфани? То есть: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ). Народ расслышал только два слова: «Или! Или!» и подумал, что Иисус зовет Илию. Книжники учили, что перед открытием Царства Израилева придет Пророк Илия и устроит все для принятия Мессии. И если Иисус зовет теперь Илию, и если Илия действительно придет на Его зов, то, значит, наступает счастливое время избавления Израиля. Да, счастливое, но для кого? Конечно, не для тех, кто распял Мессию, а для Его учеников, Его последователей; а тем, которые требовали Его казни, не сдобровать. И послышался из толпы народа возглас: «Вот, Илию зовет!» ( Мк.15:35 ; Мф.27:47 ). Что таилось в этом возгласе? Страх ли перед грозным ветхозаветным Пророком, Вестником Бога карающего? Страх ли, что вот придет он и поразит лютой казнью всех противившихся Иисусу и отвергнувших Его? Или же надежда, что вот придет Илия и тотчас же начнется счастливая для евреев пора, предвозвещенная всеми пророками?... Возглас этот был, конечно, повторен многими из находившихся на Голгофе: одними со страхом, другими с затаенной надеждой на скорую и притом счастливую развязку загадочных событий последних дней. Все это, вероятно, пережили, перечувствовали и Апостолы, стоявшие в толпе на Голгофе. Но возглас Иисуса, принятый народом за призыв Илии, они могли объяснить иначе, если только вспомнили ответ Господа на вопрос Петра, Иакова и Иоанна о пришествии этого Пророка. Когда эти три Апостола спросили Иисуса, как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде, то Он ответил им: «Правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его». Из этого ответа Апостолы поняли, что Иисус говорил об Иоанне Крестителе ( Мф.17:10–13 ; Мк.9:11–12 ). Если теперь, на Голгофе, Апостолы вспомнили этот ответ Господа, то, конечно, не ждали пришествия Илии. Скорее всего, они поняли предсмертный возглас своего Учителя, как сожаление умирающего Страдальца, что Бог оставил Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

«Около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани (Мк.: Елои! Елои! ламма савахфани), т. е. Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ) 1366 . «Надлежало же быть сему, – заме­чает св. Епифаний Кипрский , – дабы на Нем исполнились Божественные Писания, провозвещенные о Нем Его собствен­ными пророками» 1367 , а именно «Господь исполнил» в этом случае то, «что пророчествовал Давид, изрекши на еврейском языке»; при этом «началом Он воспользовался так, как было преднаписано о Нем, изрекши прореченные о Нем слова: «Или, Или» на еврейском языке, (чтобы) показать, что ска­занное пророком сказано о Нем, а остальное в сказанном им (Давидом) переложил на иной язык, произнесши сле­дующие затем слова на сирском языке: лима савахфани, чтобы удостоить и другие языки послужить к исполнению сказанного о Нем» 1368 . «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбу­дется Писание, говорит: жажду! Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его» ( Ин.19:28–29 ; Мф.27:48 ; Мк.15:36 ; Лк.23:35 ). Предсказания об этом свв. Отцы Церкви находят у Псалмопевца, который в словах, от лица Христа сказанных, изображает как жажду Его на кресте, когда говорит: «изсше яко скудель крепость Моя, и язык Мой прильпе гортани Моему» ( Пс.21:16 ) 1369 , так и последую­щее за возгласом действие воинов, которые поднесли Ему уксуса, когда говорит: «в жажду Мою напоиша Мя оцта» ( Пс.68:22 ) 1370 . Таким образом, по замечанию св. Златоуста, «Спаситель претерпел страдания в те самые часы, которые провел Адам от вкушения (запрещенного плода) до суда (именно) от шестого до девятого, (ибо) в шестой час он вкусил и сокрылся от Бога, а вечером пришел к нему Бог» 1371 . Теперь то, – говорит св. Киприан Карф., – и «сдела­лось явно, что шестой и девятый часы, посвящавшиеся пра­ведниками (Даниилом и тремя отроками) молитве, заключали в себе (именно те) таинства, (что) в шестом часу Господь распят, а в девятом – Он Своею кровию омыл грехи наши и страданием Своим совершил победу» 1372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

  Последние слова земной жизни Иисуса Каждый из Евангелистов дает свою версию. Марк: Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Мк. 15:34 ); Матфей: Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух ( Мф. 27:50 ). Лука: Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух ( Лк. 23:46 ). Иоанн: Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух ( Ин. 19:30 ). Мы не знаем, какие слова были сказаны Иисусом последними. Может быть, это и не принципиально, но все же – как хотелось бы знать, о чем Иисус думал в последние минуты Своей жизни… Наиболее достоверной кажется версия Марка. Что можно сказать в защиту этой версии? Марк привел фразу на смеси древнееврейского и арамейского языков, то есть, передал дословно то, что сказал Иисус, и потом дал перевод. Далее: это страшные слова, которые говорят о богооставленности Иисуса, и вряд ли эти слова можно было просто так придумать, они не были для этого удобны . Кроме того, создается впечатление, что версии других Евангелистов о последних словах очень богословски мотивированы, так что если и пытаться увидеть некоторую «искусственность», то скорее, не у Марка, а у них. Если это так, и слова Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Мк. 15:34 ) – на самом деле последние слова Иисуса, то что они значат? Действительно, эти слова полны отчаяния; в них Христос словно сокрушается, что Бог, Который был с Ним всю жизнь, в эти страшные минуты покинул Его. В западной, преимущественно протестантской богословской литературе считается, что эти слова являют нам истинное переживание Иисуса: Он испытал крайнюю степень отчаяния, потому что Бог Отец сокрыл Свой Лик. Мог ли Иисус (Богочеловек!) пережить реальную богооставленность, то есть, мог ли перестать чувствовать связь с Отцом? Святоотеческое богословие очень осторожно подходит к этому вопросу. Отцы опасались исказить православное учение о единении во Иисусе Христе двух природ: Божественной и человеческой.

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

Боже мой, Христе мой! Сохрани меня в путях Истины Твоей. Ты знаешь, как близка моя смерть и нужду мою в тот час. Не презри невежества моего, ни безумия. Не отверти меня за дерзновение мое: оно исходит из отчаяния моего за самого себя; из страха остаться вне Света Царствия Твоего, быть брошенным во «тьму кромешную». Найди путь просветить меня в день умирания моего: я не ведаю, что постигнет меня тогда и какую чашу должен я испить, чтобы затем быть с Тобою. Господь сказал: «Я есмь путь... никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ). Я в благоговейном страхе от этих слов: я не хочу погрешить ни в чем, что могло бы положить какую бы то ни было грань между Ним и мною. Но я не разумею глубинного смысла слов Христа. Всматриваюсь в Его жизнь в нашем мире, как она представлена в Евангелии, и вижу такие крайности, которых не постигает мой малый ум. Он совместил в Себе всю полноту Божестве, по собезначальности Своей со Отцом, и также – полноту человечества в воплощении Своем. Абсолютный в Своей безначальности, Он сообщил воспринятому Им естеству нашему Свою беспредельность. Ему были послушны природные стихии; страшные болезни исчезали от одного слова Его или легкого прикосновения пальцев к телу больных; мертвые воскресали, слепые прозревали; бесы с трепетом выходили из одержимых ими людей. Вот мы идем с Ним до конца Его земного пути: видим Его на Тайной вечере в Сионской горнице совершающим Свою единственную, неповторимую в веках Литургию; сердце и ум приникают к словам Его молитвы пред тем, как Он дошел до кровавого пота (см.: Ин.17 ; Лк.22:44 ). Нам дозволено услышать слова Его: «Авва Отче! ...пронеси чашу сию мимо Меня» ( Мк.14:36 ). Что есть ЧАША сия, которая предстала Ему как превосходящая ЕГО силу? Я, немощный, все время, годами, десятилетиями стою в моем следовании Ему пред превышающими меня задачами. Но Он, Которого я умоляю укреплять меня, – ищет помощи для Себя? «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не ведают, что делают»... «И сказал Иисус разбойнику: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»... «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»... «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» ( Лк.23:33,34,43,46 ; Мф.27:46 ). Затем: гроб, схождение во ад, восстание из мертвых, вознесение на небо, сидение одесную Отца, ниспослание Духа Святого на апостолов и на всю Церковь . Ко всему сему прилагается Его ни с чем не сравнимое слово Жизни нетленной, от Отца исходящей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Иначе не могло быть, потому что бытовавшие во время Иисуса Христа в традиции устной передачи и затем зафиксированные в Талмуде барахи и киддуши были созданы на основе священных книг, в частности пророческих и Псалтири, и часто представляли дословное заимствование из этих книг. Как сильна была эта связь Писания с молитвой у Самого Иисуса Христа, можно судать по тому, что, вися распятым на кресте, Он молился словами псалма: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф. 27:46 ; Мк. 15:34 ; ср. Пс. 21:2 ), и последние слова Его, с которыми Он скончался, – «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк. 23:46 ), – были перифразом слов Псалтири «в Твою руку предаю дух мой» ( Пс. 30:6 ). В свете сказанного будет понятно, почему евангелисты так подробно передают слова Господа, с которыми Он обращался к апостолам, преподавая им хлеб – Божественное Тело и чашу – Божественную Кровь Его, и не упоминают ни одного выражения из тех благословений и благодарений, которые Он возносил в связи с тем же хлебом и чашей Богу. Они передают то, что было «новым заветом» Господа, и не повторяют того, что было известно в подробностях их современникам. Последняя, предсмертная трапеза Иисуса Христа с Его учениками явилась основой главнейшего христианского богослужения – Евхаристии, или литургии. Чтобы понять, как это произошло, надо остановиться на некоторых обстоятельствах Тайной вечери и последующих за ней событиях смерти и Воскресения Иисуса Христа. Еврейский праздник пассовер (passover), а в греческом произношении пасха ( πσχα), посвящался воспоминанию избавления этого народа от рабства египетского, и пасхальная трапеза, как сказано было выше, носила сугубо религиозный характер. Главное блюдо этой трапезы – агнец – являлось не просто праздничным кушаньем. Это была «пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян» ( Исх. 12:27 ). Так гласил закон Моисея. Именем Иеговы было узаконено даже приготовление этого блюда, связанное с ритуалом помазания кровью агнца косяков и перекладин дверей жилищ евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

На одном уровне слово «жажду» выражает страдания Христа, а на другом определяет, что реальной целью и назначением страданий Христа является возвращение к Отцу. Чтобы в полноте понять влияние этих слов, мы снова должны вернуться к псалмам: «Жаждем душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (42:2/ Пс.41:3 ) «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной» (63:1/ Пс.62:2 ). «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (69:22/ Пс.68:22 ). Если первые два стиха несомненно говорят о духовной жажде, жажде Бога, то последний выражает потребность удовлетворить физическую жажду. Иисус приходит от Отца и через Свою смерть возвращается к Отцу, Которого «жаждал». Его жизнь – это путешествие, которое завершится воскресением и вознесением. Фраза «совершилось» призывает нас вспомнить «первосвященническую молитву» перед распятием ( Ин.17 ). Здесь Иисус обращается к Отцу: «Я к Тебе иду» ( Ин.17:11, 13 ). Фразой «совершилось» Его путешествие достигает своей цели. Христос достигает Своего конца в любви и послушании воле Отца. «Совершилось» (τετλεσται) означает «завершилось». Однако этот конец означает и начало нового уровня существования. Последние слова Христа с креста в четвертом Евангелии являются словами триумфа и победы, а не поражения. Третье высказывание Иисуса, записанное у Луки, – последние слова с креста в нашем порядке рассмотрения – снова определяют полное доверие распятого Мессии Своему Отцу. Словами «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк.23:46 ) Иисус выражает Свою близость, Свою уверенность в единстве с Отцом, как и осознание того, что Его жизнь и мессианское дело достигли завершения – τλος. В Евангелиях только Христос произносит слова «авва», «отец». Он умирает со словами молитвы (ср. Пс.31:6 / Пс.30:7 ). В разных Евангелиях слова с креста различны. Из семи выражений только одно записано двумя евангелистами ( Мк.15:34 и Мф.27:46 ). И все же все эти слова являются словами откровения, рассказывающими нам о Христе и Его деле. Когда надвигалась смерть, этими словами Иисуса подтвердил и осветил характер Своего учения и Своей деятельности. В самом конце они стали более ясными и живыми, чем могли бы быть когда-либо ранее. Смерть Христа

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

Вопль богооставленности ( Мф. 27:46 ; Мк. 15:34 ) 16, с. 115–116]. Почему эта фраза произносится Господом на непонятном для иудеев языке? Ин 20:17 «Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» План семинара I . Смысл и значение событий Распятия и крестной смерти Господа в евангельской истории и в искупительном подвиге Спасителя «Составляющие Искупления». Центральное событие в Искуплении; Каким образом готовил Господь Своих учеников к этому событию? Предсказания Господа о страданиях и смерти. Что означает «час» в Ин 12:27 ? Господь не только пророчествовал о грядущих страданиях и смерти, но прямо говорил, что Ему «надлежит», «должно» пострадать. Означает ли это, что Он не мог избежать страдания? Подтвердить ссылками на Евангелие, что Его страдание – вольное. Крестный путь: Куда вел Господа крестный путь? Особенности в повествованиях евангелистов о несении креста; Мк. 15:21 (что косвенно подтверждают слова «идущего с поля»?); Кто сопровождал Господа на крестном пути? К кому и с какими словами обратился Господь во время пути? II . Место и время распятия Иисуса Христа. Семь «слов» Господа на Кресте Голгофа: Почему это место называется Лобным? Суммируя толкования, можно сказать, что «Голгофа» означает: 1)  некоторое кругообразное возвышение наподобие черепа головы человеческой; 2)  место, где казнят преступников и зарывают их вместе с орудием казни и где видимы остатки – кости и черепа казненных; 3)  указывает на древнее иудейское предание, что здесь был погребен отец всех – Адам. Распятие: Казнь на Кресте; Почему именно Крест? ( Втор 21:23 и Гал 3:13 ); Что представлял собой напиток, который предложили Господу? (Одно из описаний в т. 2, с. 584]). Почему Господь отказался его принять? Гипотезы согласования времени распятия: Мк. 15:25 : «Был час третий, и распяли Его» 8 ; и Ин 19:14 (суд у Пилата): «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый» с. 604– 605; 16, с. 114]:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Наконец угасающий взор Его еще устремился к небу; но оно было мрачно, – ни одного луча света, ни одного утешения... «Елои, Елои», – воскликнул Божественный Страдалец, – «лима савахвани!» – Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? ( Мк.15:34 ). Это молитвенное восклицание выразило всю тягость мучений и внешних и внутренних, но для врагов Его оно послужило новым поводом к насмешкам. Изверги притворились не понявшими Его слов, и, основываясь на некотором сходстве звуков Елои с именем Илии, давали им такой смысл, как бы они обращены были к сему Пророку. «Смотрите, кричали один к другому: Он зовет Илию на помощь». (Мк.15:35). В это время Господь, изнемогая от смертельной жажды – предвестницы в распятых близкой смерти, воскликнул: «жажду!»... ( Ин.19:28 ). Один из воинов тотчас напоил уксусом губку, и, воткнув на иссоповую трость, приложил её к устам Иисуса. ( Ин.19:29 ). Но враги Его и здесь показали бесчеловечие. «Оставь Его, кричали воину. Он надеется на Илию; так посмотрим, придет ли Илия снять Его со креста» ( Мф.27:48,49 ). Господь же, вкусив уксуса, вновь воскликнул громко: «совершишася!» И потом возведши взор к небу, сказал: Отче, в руки Твои предаю дух Мой! При сих словах глава Его преклонилась, и Он испустил дух... ( Лк.23:46 ; Ин.19:30 ). И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших Святых воскресли; и, вышедши из гробов, по воскресении Его, вошли во святой град, и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма, и говорили: воистину Он был Сын Божий ( Мф.27:51–54 ). И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же знавшие Господа, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали, и смотрели на это ( Лк.23:48,49 ). LXIV. Знамения, возвестившие смерть Богочеловека Целая история рода человеческого должна служить изъяснением того, что совершилось теперь на малом холме – Голгофском; но одна только вечность раскроет это вполне. Апостол Павел, говорит, что на кресте расторгнуто рукописание грехов человеческих: оно расторгнуто в ту самую минуту, как Господь изрек: «совершишася!»

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Но приближается и время смерти Господа на кресте. Страдания воплотившегося Сына Божия, естественно, все более и более увеличиваются. Люди не узнали Сына Божия на кресте. Но природа явно проявила свое сочувствие и изумление пред подвигом на кресте страждущего за грешный мир Творца Своего и Господа. «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого», – пишут Евангелисты ( Мф.27:45 ; Мк.15:33 ; Лк.22:44–45 ). «Вся тварь изменяшеся страхом, – поет умилительно Святая Церковь , – зряще Тя на кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся» (Пяток Вечерня, стихира на Господи воззвах). Итак, безгранично любившие Господа – Богоматерь, Иоанн Богослов, жены галилейские и другие, не оставившие Господа, – были полны глубоким сочувствием невинно страждущему Спасителю мира, но, конечно, облегчить Его страданий они не могли. Но этим еще не окончился величайший подвиг любви к грешникам воплотившегося Отчего Слова – Сын Божий почувствовал на кресте ужас оставления Его Богом Отцом. «В девятом часу, – говорят Евангелисты, – возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего ты Меня оставил?» ( Мк.15:34 ; Мф.27:46 ). Он – один в Своих страшных муках. Бог Отец оставил Его на кресте без Своей помощи, потому что Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни... Изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем... Так в пророческом духе изображает ветхозаветный евангелист причины страданий на кресте воплотившегося Слова. Бог не причастен греху и потому Он Того, Кто добровольно взял на себя грех человечества, оставил Самому в Своем безгрешном теле нести наказания всего мира. Вот что читаем мы у Преподобного Ефрема Сирина : «В (момент) смерти Бога при Христе не было 16 , не потому чтобы Бог хотел быть вне Его, но потому что смерть не могла бы приступить к тому месту, где была жизнь, умерщвляющая смерть. В Рождестве же Бог был со Христом, потому что рождение не чуждо Божеству: Ибо рождение есть начало всего являющегося и соединяет между собою все вещи, имеющие происхождение, и сила Творца соучаствует в нем, хотя оно и есть дело творения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Последний, заключительный акт, для которого совершится второе пришествие Спасителя, есть всеобщий суд над людьми. Судить будет Сам Сын Божий с ангелами и святыми ( Мф. 13:41–42; 24:31 ). Предстанут на суд все люди, живые и мертвые ( Мф. 25:32 ; 2Кор. 5:10 ), и совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела, какие он сделал во всю свою жизнь на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления ( 1Кор. 4:5 ; Мф. 25:34–41 ). Праведники услышать призыв Судии: «приидите., благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25:34 ); грешникам возвещено будет: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (ст. 41). Мучения грешников будут состоять в том, что они будут отвергнуты Богом, удалены от лица Его. Он скажет: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» ( Лк. 13:27 ). Отчужденные от источника духовного света и жизни, грешники будут испытывать самое мучительное, угнетенное, безотрадное состояние, и такому тяжелому состоянию будет соответствовать и все то, что будет окружать их в определенном для них мрачном жилище ада: вместо Бога и ангельских ликов с ними будет виновник греха и смерти – диавол, вместо избранных Богом святых они будут находиться в общении с подобными себе отвергнутыми Богом ( Мф. 8:12 ; Апок. 22:15 ). – При всей своей тяжести, мучения грешников не будут вполне одинаковы, но соразмерно с их виною будут иметь различные виды и степени ( Лк. 12:48 ). Адские мучения не будут иметь конца; о вечности их много раз говорится в Св. Писании ( Мф. 25:41–46 ; Мк. 9:43–48 ; 2Сол. 1:9 ; Апок. 14:11; 20:10 ), и эту истину торжественно исповедала Церковь на 5-ом Вселенском соборе, осудив лжеучение Оригена , будто демоны и злые люди будут страдать в аду лишь до определенного срока. Так строго будут наказаны грешники не потому, что Бог хочет их погибели, но они, как говорить ап. Павел, сами «погибают за то, что не приняли любви истины для своего спасения» ( 2Сол. 2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010