62 На страстные и враждебные вопросы совета Иисус сначала отвечал неопределённым выражением: «если я скажу вам, вы не поверите», 63 давая знать им, что они забыли свой долг обсудить самые Его права. Затем Он присовокупляет: «если же Я спрошу вас (как Он сделал это несколько дней тому назад в храме, когда они спрашивали Его: какою властью Ты это делаешь – Мф.21:23 ), вы не будете отвечать Мне и не отпустите» 64 вашего Узника. Замечание вполне истинное! Совет уже не мог быть отклонён от своей цели через вторичное требование от него Иисусом судейской честности и порядка на суде. Они видали на Его лице сияние того неземного права, которое Его уста ещё несколько мгновений медлили подтвердить за собою, и со смешанным чувством страха и ненависти, встав на ноги, сказали в один голос: итак, Ты сын Божий? ( Лк.22:70 ). Но вот над этой толпою старых искажённых злобою лиц поднялся первосвященник Израиля, и все голоса смолкли, судьи сели; главный сановник и судья святого народа, во имя Бога, которому служил, потребовал ответа на своё торжественное заклинание: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос Сын Благословенного?». Это был вопрос, решения которого люди так долго ожидали! Теперь последовал ответ: «Я есмь Христос, Сын Божий»; и, обратившись к собранию, сидевшему вокруг Него на своих должностных местах, Обвиняемый прибавил: «отселе вы узрите сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». 65 Когда Иудейский царь объявлял о своём вступлении на престол, то обыкновенно он становился в храме у колонны, и радостный народ израильской страны приветствовал его кликами – осанна, пением, пальмовыми ветвями и звуками труб. И если так они встречали обыкновенного царя, то как должны были встретить царя – Мессию? Когда же кто-нибудь хулил имя Божие, то, по судейскому закону, всякий, слышавший хулу, должен был разодрать свою одежду сверху донизу. Которыми же из двух этих способов встретил народ иудейский исповедание Иисусово? Лишь только Иисус засвидетельствовал своё исповедание пред столь многими свидетелями, как первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: «На что ещё нам свидетелей? Вы слышали богохульство? Как вам кажется?».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/sud-na...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Рим. 6, 10). Кто будет сомневаться, благо ли праведность, освящение и искупление сами по себе ? Ведь благовествующие Иисуса благовествуют и их, утверждая, что Он стал для нас «праведностью» от Бога, «освящением и искуплением» (1 Кор. 1, 30). X. 60. Исходя из этих трудноисчислимых текстов (των γεγραμμνων) об Иисусе и представив, каким образом Он есть множество благ, можно будет догадаться о [прочих благах], сущих в Том, в Кого благоволила вся полнота Божества вселиться телесно (Кол. 1, 19; 2, 9), но не вмещаемых написанным (των γεγραμμνων). 61. Да что говорю я «написанным», когда и о всем мире молвит Иоанн, что «ни самому мню миру вместити пишемых книг» (Ин. 21, 25)? 62 . Следовательно, одно и то же сказать, что апостолы «благовествуют Спасителя» и «благовествуют благая» (ср. Рим. 10, 15 [Ис. 52, 7]). Ибо это Он получил от благого Отца быть множеством благ, дабы каждый очутился среди благ, взяв чрез Иисуса то или те [блага], которые он вмещает. 63. И даже апостолы, «ноги» которых «прекрасны», и их ревностные последователи не были бы способны благовествовать благая, если бы раньше не благовествовал им эти блага Иисус, как говорит Исаия: «Сам говорящий, вот Я; как весна на горах, как ноги благовествующего слух о мире, как благовествующий благая, ибо слышимым сотворю спасение твое, глаголя Сиону: «Воцарится Бог твой!» (Ис. 52, 6–7). 64. Что это за горы, Свое присутствие на которых признает Сам говорящий, как не те [пророки], ни в чем не меньшие самых высоких и великих [гор] на земле, которых должны исследовать способные служители Нового Завета (2 Кор. 3, 5–6), чтобы соблюсти заповедь, гласящую: «На гору высокую взойди благовествующий Сиону, возвысь, благовествующий Иерусалиму, с силою глас свой» (Ис. 40, 9) . 65. Неудивительно, что Иисус благовествует благая имеющим благовествовать благая, поскольку блага не что иное, как Он Сам. Ибо Сын Божий благовествует Самого Себя могущим узнать Его без [посредства] других. Однако Всходящий на горы и Благовествующий им [пророкам] благая, Наученный благим Отцом, повелевающим «восходить солнцу над злыми и добрыми» и посылающему «дождь на праведных и неправедных» (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

«Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра» (стих 61). Согласно Евангелию от Луки, Господь находился на дворе первосвященника вместе с Петром, Он ожидал, когда Его поведут в синедрион. Он, по-видимому, сидел спиной к тому месту, где находился Петр, но, конечно, слышал разговор Петра со слугами, и, после того, как пропел петух, Он обратил Свой грустный взор на Петра. «И этот был с Ним» (стих 56). У евангелиста Марка сказано: «и ты был с Иисусом Назарянином» ( Мк.14:67 ). Различие только в употреблении лица: здесь у Луки – третье лицо, а у Марка – второе. Наоборот, второе обращение (стих 58) евангелист Лука передает как прямое, а Марк ( Мк.14:69 ) – как косвенное, причем различно обозначены у обоих евангелистов и спрашивавшие лица: у Луки – мужчина, у Марка – женщина. Лк.22:63 .  Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; Лк.22:64 .  и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? Лк.22:65 .  И много иных хулений произносили против Него. Посмеяние над Христом, согласно Марку, совершалось на суде у первосвященника после произнесения приговора, а здесь оно изображено как дело стражей, которые издевались над Христом, чтобы чем-нибудь занять свое время (ср. Мк.14:65 ), и происходило еще на дворе. По всей вероятности, евангелисты Марк и Матфей ( Мф.26:67 ) говорят о том поругании над Христом, которое действительно имело место уже после произнесения приговора, а евангелист Лука – о предварительном, бывшем на дворе. Лк.22:66 .  И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион Согласно Евангелию от Луки, только после наступления утра собирается синедрион, туда приводят и Христа. Где синедрион собрался – евангелист Лука не говорит. «Старейшины народа» ( τ πρεσβυτριον), «первосвященники и книжники» – это три составные части синедриона, представляемые, впрочем, как одно целое (артикль, поставленный при слове πρεσβυτριον, относится и к обоим следующим существительным, объединяя их в одно целое). Обстоятельство, что это – существительные различных родов и поставлены в разных числах, не служит препятствием для такого объединения ввиду имеющихся у классических писателей параллелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И потому разрешение совершается при посредстве одаренного даром учительства, которому дано править слово Божие вместо [самого] Бога. 60 Также и церковное благочиние (как бы мы теперь это назвали) достигается единственно орудием этого «правления слова», именно путем увещания (nouthesia). Увещание бывает или простым увещанием (выговором) 61 , или увещанием к покаянию. Последнее означает увещание держаться в стороне от евхаристического собрания верующих (позднее: excommunicatio, отлучение), вплоть до искреннего обращения, потому что только чистым дозволено принимать участие в Евхаристии, чтобы приносимая Богу жертва (жертва молитвы) была чиста. 62 Если увещание к покаянию осталось бесплодным, то грешник тем самым сам исключил себя из Христовой общины. 63 Всякое подобное увещание возможно только на основании Божественного слова и при его посредстве. Производство этих увещаний входит в состав учительства слову Божию и потому представляет действие одаренного даром учительства. 64 Таким образом оказывается, что только одаренный даром учительства может давать заключения относительно строя экклезии, призвания к какому-либо служению в экклезии (поставления на должность), разрешения и принятия в общение экклезии, принятия дисциплинарных мер в экклезии, – потому что только слово Божие, а не какое-либо решение общинного собрания как такового призвано давать ответ на все эти вопросы. Дар учительства есть дар управления, дар, уполномочивающий во имя Бога править христианством. 65 Этот факт находит свое совершеннейшее выражение в известных словах Господа апостолу Петру ( Мф. 16:18–19 ): «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее: и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Эта «власть ключей» есть власть решить и вязать, т. е. это вообще власть дозволять и запрещать, и притом дозволять и запрещать именем Бога: 66 это власть учительства (повелевающая над всей жизнью экклезии) в установленном выше смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Итак, средствами для борьбы с диавольскими искушениями и для личного нравственного совершенствования пастыря служат: молитва и пост, исповедь и чтение Слова Божия. Молитва и пост. Молитва и пост – строго заповеданные и необходимые для пастыря спасительные средства ( Мф. 17,21 ). Без молитвенного рвения пастырь, что соль осолившаяся, которая от разложения потеряла свою силу и уже не только не может других охранять от подобного разложения, но и сама начинает действовать разрушительно; без молитвы пастырь, что птица без крыльев, что рыба без воды, что огонь без горючего вещества, или, по выражению апостола Иуды, он – облако без воды. Истинные пастыри главное внимание уделяли молитве. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Господь молился, чтобы научить и нас молиться 63 . «Молитва – великое оружие, великая защита 64 . Молитва вводит пастыря в атмосферу небесной жизни, дает содержание и силу его духу. Она соединяет его с членами Торжествующей Небесной Церкви и тем спасает его от одиночества и уныния даже в тех случаях, когда на земле, возможно, все покидают его. И тогда внутренний голос, подобно Елисею, подскажет молящемуся пастырю: «Не бойся, потому что тех, которые с ними, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей и говорил: Господи, открой ему глаза, чтобы он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея» ( 4Цар. 16–17 ). Молитва давала силы святителю Григорию Богослову говорить недовольным им за его ревность, прямоту и строгость: «Поставьте над собой другого, который будет угоден народу, а мне отдайте пустыню, сельскую жизнь и Бога! 65 И Христос Спаситель в прощальной Своей беседе, после молитвы к Небесному Отцу, говорил Своим ученикам: «Вы все рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного, но Я не один, потому что Отец со Мною» ( Ин. 16, 32 ). Наконец, молитвенность пастыря делает его особенно близким и дорогим для паствы. Молитва ведь, душа религии, канал, соединяющий два мира – земной и небесный. Владеющий даром молитвы пастырь – не только раздаятель благодатных даров, которыми он наделен при хиротонии, но и естественный посредник между горним и дольним мирами, способный низводить на верующих сугубую благодать Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Столь великое изменение производит вера во Христа, Сына Божия, в верующих в Него. И если он говорит: «Он восстаёт владычествовать над народами», то это значит, что Он должен умереть и воскреснуть, чтобы исповедали и уверовали в Него, как Сына Божия, как Царя. Поэтому он также говорит: «и восстание Его будет славно», потому что Он прославлен яко Бог, когда воскрес. 62. Поэтому пророк опять говорит: «в тот день я восстановлю скинию Давидову падшую» ( Амос 9:11 ). Этим он ясным образом обозначает – как мы прежде указывали (38) – родившуюся от Давида плоть Христа, которая по смерти возстала из мёртвых. Ибо скинией названа плоть. Ибо как происхождение Христа по плоти от Давида – о Котором (то же Писание) говорит, что Он будет Сыном Божиим – так и то, что Он умрёт и воскреснет, и что Он – по виду человек, а по силе Бог, и таким образом явится как Судия всего мира, и что Он один творит правду и есть Спаситель – всё это Писание возвещаем этими словами. 63. И опять пророк Михей указывает место, где Христос должен родиться, то есть Вифлеем Иудейский, говоря: «и ты, Вифлеем Иудейский, не мал между вождями Иуды; ибо из тебя произойдём Вождь, Который упасёт народ Мой, Израиля» (Мф 2:6; Мих 5:2 ). Вифлеем же – область Давида, так что Он потомок Давида не только ради Девы, Которая родила Его, но также и потому, что Он родился в Вифлееме – области Давида. 64. И опять о том, что Христос должен родиться из его потомства, Давид говорит следующим образом: «Ради раба Моего не отврати помазанника Твоего. Господь клялся Давиду истинною клятвою, от которой Он не отречётся: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем. Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и Мои откровения, которые Я заключил с ними, то и их сыновья во веки (будут сидеть на престоле твоём)» Пс 131:10–12 . Но никто из сыновей Давида не владычествовал вечно, также и царство его не продолжалось вечно, ибо оно уничтожилось, а только царь, родившийся от Давида, то есть Христос (владычествует вовеки). Все эти свидетельства относятся к происхождению Его по плоти и обозначают также в ясной речи Его род и место, где Он должен родиться, так что не было надобности искать Сына Божия родившимся среди язычников или где-нибудь в другом месте, но в Виефлееме Иудейском из рода Авраама и Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Это понимание всевидения Божия. Вот что говорит Господь: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф. 5, 28 ). Можно эту фразу перевернуть для противоположного пола. То, что не заметно ни для кого из окружающих, то видит Господь. Видит и наш ангел-хранитель и безмерно этим огорчается. Это нам надо ясно чувствовать и понимать. Большинство из нас это знает, конечно, но понимания нет. Это видно из того, что то, о чем мы думаем и допускаем себе думать, и то, что мы чувствуем и допускаем себе чувствовать, мы никогда не выскажем вслух. И это уже не тот целомудренный охранительный стыд, который повелевает нам хранить тайну интимных отношений, чтобы они были действительно интимными, а это человекоугоднический стыд. Мы стесняемся людей. Мы стесняемся своей нечистоты, как Адам, который после грехопадения увидел, что он наг и, почувствовав в душе нечистые желания, о которых он раньше не знал, стал стесняться своей наготы 63 . Так и мы. Для нас страшно подумать, что люди будут видеть нас в той нечистоте, о которой мы позволяем себе думать и которую мы позволяем себе испытывать в сердце своем. И в то же время, раз мы это позволяем, мы забываем, что Господь видит это. Как писал преподобный Иоанн Лествичник : «Видел я людей, которые шли воровать и отступали, испугавшись собак» (Слово 1, гл. 15). Этих людей можно назвать безумными, потому что они испугались собак и не испугались всевидящего Господа. Вот такими же безумными являемся и мы, когда уповаем на тайну от людей и не боимся того, что наше сердце открыто Господу 64 . Приведу один поразительный пример. Это случай из жизни Парфения Киевского 65 , сейчас он прославлен как святой Украинской Церковью. Это был монах, подвижник, жил при архиерейском доме митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова) . Мы знаем его по молитве, которая приводится в наших молитвословах. Очень глубокая, содержательная молитва , одна из немногих молитв, которая написана уже в наше время на русском языке, молитва иеромонаха Парфения Киевского .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

2) Иак.5:12 . «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землей, о никакой другой клятвой, но да будет у вас; да, да и: нет, нет, дабы вам не подпасть осуждению» . Из приведенных свидетельств ясно открывается, что Господь и Св. Апостол запрещают не клятву вообще, а лишь неразумные выражения ее, какие применяли древние Иудеи. Последнее видно из того, что и Господь и Св. Апостол указывают именно эти выражения: Небом, землей и т. д., – что было-бы, разумеется, излишне, если бы воспрещалась клятва вообще. По обычаю Иудеев, человек, не исполнивший клятвы, должен был отдать то, чем клялся. А так как делать последнего Иудеям часто не хотелось, то они, по своему жестокосердию, и придумали клясться такими вещами, которых отдать было нельзя. Этот обычай Иудеев и обличает Спаситель. Не клянитесь вовсе такими неразумными клятвами, как бы так говорит Господь: и что ты клянешься Небом? Разве оно твое? Нет, оно Престол Божий. Или твоя земля? Нет, она – подножие ног Господних. Или Иерусалим твой? Нет, он – город великого Царя. Скажешь: голова моя, ею могу клясться. Нет, и голова не твоя, так как ни одного волоса на ней ты своею волею не можешь сделать ни белым, ни черным. Вот твоя клятва: да, да; нет, нет; залогов же никаких не давай, ибо нет у тебя ничего своего, а все, что имеешь – дар Господа Бога. Значит, Господь запрещает не всякую клятву, а клятву неразумную, клятву с залогом, которой клялись нечестивые Иудеи. Тот же смысл имеют и слова Святого Апостола Иакова. Какая же клятва разумна, спросят сектанты? Та клятва разумна, какую дают православные, принимая присягу, и о которой сказал Апостол Павел, говоря: «Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их» ( Евр.6:16 ). Действительно, принимая присягу, православные христиане не уподобляются нечестивым Иудеям и не дают неразумных залогов. Они просто обещаются поступать по правде и по совести и во свидетеля справедливости своих слов призывают Господа Бога. Такая клятва разумна и не противна Господу. Такою клятвою клялся Сам Спаситель, когда на вопрос первосвященника: «Заклинаю Тебя Богом Живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий»? отвечал: « ты сказал » ( Мф.26:63–64 ). Клятву употребляют и Св. Ангелы. Так Св. Иоанн Богослов в Откровении видел, как «Ангел... поднял руку свою к Небу и клялся Живущим во веки веков» ( Откр.10:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Божество Иисуса Христа, доказываемое Его личностью, подкрепляется собственным Его свидетельством о себе, как Боге. Так, называя Бога своим Отцом, только Ему одному принадлежащим ( Ин. 5:18 ; Мф. 16:16–17; 28:18 и проч.), Спаситель, вместе с тем, усвоял себе имя Сына Божия ( Ин. 3:16–18, 35 ; Мф. 21:37 и друг.), усвоял его в особенном, метафизическом смысле, (не в смысле нравственного усыновления, а в смысле сыновства по рождению, по существу), как исключительную принадлежность, как собственное имя; Он усвоял себе, также, равенство с Богом Отцом по праву и власти ( Ин. 5:16–26 ); на суде Пилата Спаситель торжественно и публично назвал себя Божеским именем ( Мф. 26:63–64 ), и в доказательство своего Божества указал на имеющее быть вознесение на небо ( Мк. 14:62 ; Мф. 26:63 ), относил, к себе пророчество Исаии, где говорится, что Сам Бог придет спасти Свой народ ( Мф. 18:11 ); наконец, Он усвоял себе Божественные свойства, например, присвоял Себе власть отпускать грехи ( Мк. 2:7 ), называл Себя всемогущим владыкой всего сотворенного ( Мф. 25:31; 28:18 ), существовавшим прежде сотворения мира ( Ин. 8:58 ), дающим вечную жизнь ( Ин. 10:29 ), пребывающим, в одно и то же время, на небе и на земле ( Ин. 5:21, 25 ), всемирным законодателем и царем ( Мф. 11:27–30 ; Ин. 8:36 ), всеведущим Судьей мира ( Ин. 5:22 ) 175 и говорил о Своем будущем торжественном и славном явлении на землю для суда над всеми людьми ( Мф. 24:30 ). Это свидетельство Спасителя о Своем Божестве имеет весьма важное значение в аргументации Божества Его 176 . Не доверять свидетельству Иисуса Христа, как ложному, положительно нет никаких оснований. Ложь могут говорить или намеренные обманщики, или же самообольщенные энтузиасты – фантазеры 177 . Но против возможности намеренного обмана в Иисусе Христе говорит Его высочайший нравственный характер 178 ; против же предположения о самообольщении говорят необыкновенная обдуманность и необыкновенно ясное, светлое и спокойно-невозмутимое сознание, ни на одну минуту не покидавшие Христа, необыкновенная проницательность ума, спокойствие в действиях, деятельность без всякой торопливости и опрометчивости, согласие слова с делом и удивительная предусмотрительность, – все это черты совершенно противоположные мечтательности. Тем более, Христа Спасителя невозможно считать фанатиком, каков был, например, Магомет; фанатики никогда не могут так спокойно терпеть пред своими врагами, молчать и прощать обиды, как все это делал Господь, отличавшийся полнейшим бесстрастием и смирением. – Проповедуя о своем Божестве, Спаситель ясно определил свое отношение к прежним божественным посланникам – пророкам, назвав их слугами Божиими, Себя же Самого – единым возлюбленным Сыном Бога Отца ( Мф. 21:35–37 ; Мк. 12:1–6 ), несравненно большим и высшим всех пророков и мудрецов ( Мф. 12:41–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010