(Все такие), сойдясь во имя Мое (то есть Христа), благодатью Божией получат правые нравы, изменив свою дикую и неукротимую природу. Это и теперь произошло; ибо те, которые прежде были злодеями – так что не могли пропустить ни одного преступного дела – после того как научились знать Христа и уверовали в Него, сделались совершенно верующими и изменились, так что не отступали от самой строгой нравственности. Столь великое изменение производит вера во Христа, Сына Божия, в верующих в Него. И если он говорит: «Он восстает владычествовать над народами», то это значит, что Он должен умереть и воскреснуть, чтобы исповедали и уверовали в Него, как Сына Божия, как Царя. Поэтому он также говорит: «и восстание Его будет славно», потому что Он прославлен яко Бог, когда воскрес. 62 . Поэтому пророк опять говорит: «в тот день я восстановлю скинию Давидову падшую» ( Амос 9:11 ). Этим он ясным образом обозначает – как мы прежде указывали (гл. 38) – родившуюся от Давида плоть Христа, которая по смерти восстала из мертвых. Ибо скинией названа плоть. Ибо как происхождение Христа по плоти от Давида – о Котором (то же Писание) говорит, что Он будет Сыном Божиим – так и то, что Он умрет и воскреснет, и что Он – по виду человек, а по силе Бог, и таким образом явится как Судия всего мира, и что Он один творит правду и есть Спаситель – все это Писание возвещает этими словами. 63 . И опять пророк Михей указывает место, где Христос должен родиться, то есть Вифлеем Иудейский, говоря: «и ты, Вифлееме Иудейский, не мал между вождями Иуды; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» ( Мф. 2:6 ; Мих. 5:2 ). Вифлеем же – область Давида, так что Он потомок Давида не только ради Девы, Которая родила Его, но также и потому, что Он родился в Вифлееме – области Давида. 64 . И опять о том, что Христос должен родиться из его потомства, Давид говорит следующим образом: «Ради раба Моего не отврати помазанника Твоего. Господь клялся Давиду истинною клятвою, от которой Он не отречется: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем. Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и мои откровения, которые я заключил с ними, то и их сыновья во веки (будут сидеть на престоле твоем)» Пс. 131:10–12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

62. Поэтому пророк Давид опять говорит: В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую (Ам. 9: 11). Этим он ясно обозначает, как мы прежде указали (см. гл. 38), родившегося от Давида Христа, плоть Которого после смерти восстала из мертвых. Ибо скинией названа плоть. Ибо как происхождение Христа по плоти от Давида, – о Котором (то же Писание) говорит, что Он будет Сыном Божиим, – так и то, что Он умрет и воскреснет, и что Он – по виду человек, а по силе Бог и, таким образом, явится, как судья всего мира и что Он один творит правду и есть Спаситель, – все это Писание возвещает этими словами. 63. И опять пророк Михей указывает место, где Христос должен родиться, т. е. Вифлеем иудейский, говоря так: И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля (Мф. 2: 6; см. Мих. 5: 2). Вифлеем же – область Давида, так что Он – потомок Давида, и не только потому, что произошел от Девы, Которая родила Его, но также и потому, что Он родился в Вифлееме – области Давида. 64. И опять о том, что Христос должен родиться из его потомства, Давид говорит следующим образом: Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего. Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем. Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоем» (Пс. 131: 10–12). Но никто из сыновей Давида не владычествовал вечно; также и царство его не продолжалось вечно, ибо было уничтожено; а только Царь, родившийся от Давида, т. е. Христос (владычествует во веки). Все эти свидетельства относятся к происхождению Его по плоти и обозначают также Его род и место, где Он должен родиться, так что не было надобности искать Сына Божия родившимся среди язычников или где-нибудь в другом месте, но в Вифлееме иудейском, в роду Авраама и Давида. 65. Также, указывая на вход Его (Христа – Ред.) в Иерусалим, главный город Иудеи, где находился царский престол и храм Божий, пророк Исаия говорит: Скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой (Ис. 62: 11; Зах. 9: 9). Ибо Он пришел в Иерусалим, сидя на жеребенке ослином, когда толпа возложила (на жеребенка) свои одежды и Его посадила на него. Под дочерью же Сиона разумеется Иерусалим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Это всего невыносимей было Израилю: «Бог во плоти»… «Соблазн» (σκνδαλον – скандал) ( 1Кор. 1:23 )… Да еще учит о Своем распятии! Но и без этого – решительно неприемлемо Его Божество… И если мы посмотрим на суд над Господом, то увидим, что, собственно, этот факт решил Его смерть. Когда выдуманные показания лжесвидетелей оказались совершенно недостаточными для осуждения Господа, то Каиафа поставил главный вопрос, заклиная Его Богом Живым: Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал, то есть: да! Даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы, то есть БОГА, и грядущего на облаках небесных ( Мф. 26:63–64 ). «Человек», «Сын Человеческий» – рядом с Богом… Для иудеев невместимо… «Богохульство!» И не выдержал Каиафа: разодрал одежды свои… Какой гнев! Возмущение! (Сердце не выдерживает.) И сказал: Он богохульствует! На что нам еще свидетелей? Вот теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? – Повинен смерти! – конечно, был ответ (ст. 65–66). И архидиакон Стефан был побит после подобного же исповедания: воззрев на небо, увидел Славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога (ср. выше: «одесную Силы»), и сказал: вот я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Евреи не могли этого вынести: закричав громким голосам, они затыкали уши свои и единодушно устремились на Него; и, выведши за город, стали побивать его камнями ( Деян. 7:55–58 ). Так столкнулись два царства. Языческий мир будто бы стоял еще в стороне и не показывал такой вражды к Господу Спасителю. Но это пока – скрытый враг. Как бы сонный еще. Он религиозными вопросами интересуется очень мало, следя лишь за политикой и за миром внешним. Потому он, как видно из Евангелия, равнодушно относился к религиозной манифестации «торжественного входа», не видя в ней ничего политически опасного: иначе Пилат не преминул бы принять меры ареста. Между тем римская власть остается в стороне. И крики «осанна» не пугают ее, так как Тот, Кому кричат, едет на осле мирно, кротко и спокойно, не думая ни о какой революции.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

43 И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть. Лк. 8:40 Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его. 41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, 42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. 43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, 44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. 45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? 46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. 47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. 48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. 49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. 50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. 51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. 52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. 53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла. 54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. 55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. 56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем. 63. Исцеление двух слепцов 64. Исцеление бесноватого немого 65. Проповедь в назаретской синагоге Мф. 13:54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? 55 не

http://azbyka.ru/shemy/evangelskij-sinop...

62. Будем же стоять, возлюбленные, в страхе Божием, сохраняя и соблюдая делание добродетелей, не причиняя претыкания совести нашей, но внимая себе в страхе Божием, пока и она освободит себя вместе с нами, чтобы было между нами и ею единение. Тогда прочее она будет для нас стражем, показывая нам все, в отношении к чему надлежит отсекать (волю свою). Если же мы не станем слушать ее, то она отступит от нас и оставит нас; и мы впадем в руки врагов наших, от которых не будет уже нам никакой милости, как научил нас Владыка наш, говоря: Буди увещаваяся с соперником твоим скоро, дондеже еси на пути с ним: да не предаст тебе соперник судии, и судия тя предаст слузе, и в темницу ввержен будеши. Аминь глаголю тебе: не изыдеши оттуду, дондеже воздаси последний кодрант (Мф.5:25,26). Говорят, что совесть есть соперник, потому что она противится человеку, когда он желает сотворить волю плоти своей, и если человек не послушает ее, то предает его врагам его. Почему Осия, оплакивая Ефрема, говорил: Соодоле Ефрем соперника своего, попра суд (Ос.5:11); Египта взыскал, и к ассирианам взят невольно (Ос.7:11). Египет означает то, что сердце взыскало собственных хотений плоти; а — к ассирианам взят невольно — то означает, что, хотя и нехотя, работает врагам. 63. Позаботимся же о себе, возлюбленные, чтоб не впасть нам в руки воли своей плотской — и она не отдала нас против воли ассирианам. Прослушаем (следующее) горькое слово: пришел царь ассирийский в землю Израилеву и переселил Ефрема и Израиля к ассирианам, и поселил их на Елее и Аморе, реках Хузанских; и суть они там до сего дня. Тогда послал царь ассирийский (некоторых) из народа своего и повелел им жить в земле Израильской; и каждый из них сделал себе истукан и поклонялся ему. И се там суть они доднесь (4 Цар.17:6,24,25,29). Случилось же это с Ефремом за то, что он соодоле соперника своего и попра суд. 64. Познали ль вы теперь, братие, участь последующих волям своим злым и попирающих совесть свою, — что постигло их? Не будем же ревновать (подражать) им, возлюбленные, но поревнуем святым, не послушавшим греха даже до смерти, а слушавшимся святой совести своей и наследовавшим Царство Небесное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

62 . Из того же Апостола: Ибо мы – Его творение, созданы... на добрые дела ( Еф. 2, 10 ). Апостол сказал так, как я полагаю, по такой причине: в начале Бог сотворил человека, но человек пал, [совершив] преступление, и Бог воссоздал его пребыванием 401 Своим во плоти и восстановил в прежнем [образе]. 63 . Из него же: соделавший из обоих одно и разрушивший средостение преграды, упразднив вражду во плоти, и так далее ( Еф. 2, 14–15 402 ). Господь соделал одно, соединив два народа, 403 или же земное и небесное – ведь земное и небесное были разделены, и Он соединил их. 404 Или же можно понимать, что это [говорится] о каждом [человеке]: Господь соединил душу и тело, всегда между собой враждовавшие, – ведь помышление плоти 405 Он подчинил закону духа. 406 Разрушивший средостение преграды: средостением Апостол назвал плоть, или чувственное, или служение Закону, а преградой – грех . Ведь если мы располагали собою без разумения или духовного знания, то все это наподобие стены отделяло нас от Бога и ввергало в грех. Вражду во плоти: враждой Апостол назвал грех , ибо грех сделал нас врагами Бога. Упразднив... закон заповедей учением: Закон заповеди – это Не убивай ( Исх. 20, 15 ) и так далее. Кто естественно устремился к деланию заповеди и понимает смысл заповеди, тот знает, что подобает воздерживаться не только от телесного убийства, но и от всякой страсти, которая вредит [человеческой] природе: и зависть, и клевета, и вообще все страсти – это для [нашей] природы губительно. Явившись, Господь упразднил – это сказано вместо: «положил конец» – закон учением, говоря: Сказано древним: не убивай... А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду ( Мф. 5, 21–22 ). Господь не только научил этому, но и явил на деле. 407 Он упразднил и [предписанные] Законом жертвоприношения, научив воспринимать их духовно, а вернее, положил конец многим [из них], показав, что они суть отображения Его таинства. 64 . Из Притчей: Кто восходил на небо и нисходил? Кто собрал ветер в лоно свое? Кто сокрушил 408 воду в одежде? Кто властвует над пределами земли? Какое имя ему ( Npumч. 30, 4 – LXX )?

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

48 В Евр.4:15 мы читаем «но, Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» – здесь говорится о том, что если Господь Иисус Христос и мог искушаться (напр., искушения в пустыне – Мф.4:1–11 ), то лишь для того, чтобы победить, доказав верность Отцу, и эту победу даровать нам – показать нам путь, образ правильной жизни, борьбы с грехом. 50 В молитве «Отче наш» мы просим избавления именно от такого дьявольского искушения; о том, чтобы Бог не попустил нам искушения сверх нашей меры. Об этом хорошо говорит апостол Павел: «Вас постигло искушение не иное как человеческое; и верен Бог , Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10:11 ). 57 Некоторые исследователи поэтически сравнивают Бога с Небесным Пастухом, Который пасет созвездия, как своих овец. Ср.: «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» ( Ис.40:2 ). «[Господь] исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» ( Пс.146:4 ). Именно поэтому Бог – не только Творец, но и Отец светов. 63 Это, кстати, к вопросу о ропоте на Бога некоторых, доведенных до отчаяния тяжелыми житейскими обстоятельствами, людей. 64 Ср.: текст заамвонной молитвы священника в Божественной Литургии святителя Иоанна Златоустог о: «...всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, у Него же несть пременение или преложения стень». В греческом оригинале этот стих написан гекзаметром (шестистопным размером с одним ударным и двумя безударными слогами); очевидно, это цитата из какого-то греческого поэта. 65 Слово «ποκειν» означает вынашивать и производить на свет. «Хотя этот глагол обычно относится к родам женщины, в данном случае он используется по отношению к Богу, рождающему на свет» (НЛЭК. С. 846). 73 К этой теме (одной из основных во всем послании) апостол Иаков будет возвращаться еще не раз: см. 1:26; 2:12, 14–18; 3:1–10, 13–17; 4:11, 13–16; 5:12–18.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

Иона ради спасения кораблеплавателей, с ним бывших, добровольно повергается в море, да утолится оно от бури, – один спасает других. Ясно, что таким подвигом самоотвержения Иона прообразовал Спасителя, который добровольно пострадал и умер за людей, утолив гнев Божий Своею смертью: Един спас род человеческий, волнуемый житейскими бурями. Корабельщики же, думавшие гибелью одного спасти всех бывших на корабле, как бы предугадывали и предрекали своим поступком с Ионою, что уне есть, да един человек умрет за люди ( Ин. 11:50 ). Иона поглощен морским зверем. Зверь сей означал смерть, которая всех поглощала, не давая никому пощады; весь род человеческий был ее добычею. Поглощен был Иона зверем, но – к удивлению всех – остался жив, не погиб. Господь Иисус Христос взят был смертью, но не удержан в ее узах, остался жив. Иона, находясь во чреве китовом, мучился, страдал. Премного пострадал за нас и Господь. Иона хотя и страдал, но не отчаивался, крепился духом и с твердым упованием возносил молитвы свои ко Всевышнему, причем, распростерши длани свои крестообразно, ясно прообразовал спасительное страдание Христово 63 . Господь также страдал, но не падал духом и также возносил Свои молитвы к Отцу Своему небесному. Чрево китово, с его внутренним огнем 64 , было для Ионы адом ( Ион. 2:3 ); но ад сей не победил Иону, не сделал его пленником своим навеки; напротив, Иона победил ад, вышел из него целым и торжествующим. Это пребывание Ионы во чреве китовом, как бы в аду, означало сошествие Спасителя во ад, а исшествие Ионы из чрева китова – победоносное и торжественное исшествие Господа из ада, разрушение вечных заклепов и верей его. Иона находился во чреве кита как бы в новом, необыкновенном гробе. Спаситель мира положен был также во гробе новом, в котором не был никто из людей ( Ин. 19:41 ). Иона исходит, как бы воскресает, из своего необыкновенного гроба чрез три дня и три ночи. Это было явное знамение трехдневного пребывания Спасителя во гробе и Его преславного Воскресения. «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, – говорит Господь о неверных иудеях, – и знамения не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12:39, 40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

ч. 6, стр. 280) 63 . Гл. 2, 19 И создá Бóг ещé от земли вся звери сéлныя и вся птицы небéсныя, и приведé я ко Адáму видети, чтó наречéт я: и всяко éже áще наречé Адáм дýшу живу, сиé имя емý Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных и привёл [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей По мнению св. Амвросия Медиоланского , «сие владычество первого человека над животными, данное ему предварительным благословением Божьим ( Быт.1, 28 ) и выразившееся в наречении имён животными, прообразовало духовное владычество Христа над всем миром, власть над небом и землёй» ( Мф.28, 18 ; Евр.1, 2 ) (Толкование на Евангелие от Луки – у протоиерея Смирнова, стр. 48–49). Гл. 2, 21 И наложи Бóг изступлéние на Адáма, и ýспе: и взя едино от рéбр егó, и испóлни плóтию вместо егó И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его и закрыл то место плотью И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку Чудесное «создание жены (Евы) из ребра Адамова, – по мнению св. Иоанна Златоуста, – как бы в образе предвозвещало имевшее быть рождение от Девы» (Беседы на Евангелие от Иоанна ч. 1, стр. 303–304). Он же: «Как Адам без жены произвёл жену, так и Дева без мужа родила мужа 64 . Как от Адама Бог взял ребро и через это нисколько не уменьшил Адама, так и в Деве Он образовал одушевлённый храм и не лишил Её девства; целым остался Адам и по взятию от него ребра; неповреждённой осталась Дева и по исшествию из Неё Младенца» (тв. т. 6, стр. 696). Гл. 2, 25 И беста óба нáга, Адáм же и женá егó, и не стыдястася И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились По мнению св. Амвросия Медиоланского , «Христос без одежды восходит на крест (именно потому, что) как первый человек наг обитал в раю, так и второй человек ( 1Кор.15, 47 ) вошёл в рай» (Беседы на Евангелие от Луки кн. 4, гл. 4; у протоиерея Смирнова «Предызображение Иисуса Христа», стр. 48).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010