21) Филиппис. ( Флп.1:8 ): «Бог свидетель, что я люблю всех вас любовию Иисуса Христа». 22) 2 Коринф. ( 2Кор.1:23 ): «Бога призываю во свидетели на душу мою, что щадя вас, я доселе не приходил в Коринф». «Хотя апостол нигде не употребил речения: клянусь, но многократно повторенные им слова: Бог свидетель, очевидно, составляют сущность клятвенных уверений. Посему, блаж. Августин поставлял признаком развращенного сердца (perversi cordis) οτвергать клятвы ап. Павла, потому только, что он не говорил: клянусь Богом (per Deum.), а так: Свидетель ми есть Бог (testis est mihi Deus). Aug. Op. Tom. X., pag. 147»; «В писаниях ап. Павла находим, что он многократно употреблял клятву, дабы кто не подумал, что истинно клясться грешно». Aug. contr. Manich. Lib. XIX, cap. 23; В Прибавл. к изд. творений св. отц. часть 12, стр. 543, 1853 г.). 23) Матфея ев. ( Мф.26:63–64 ): «Первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам, отныне узрите Сына Человеческого, седящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Если бы клятва была противна Иисусу Христу, то Он непреминул бы обличить Каиафу. Ясно, что в необходимых случаях клятва именем Божиим дозволительна. Здесь клятвенную формулу произнес первосвященник (судия), как было тогда у евреев в обычае, а не подсудимый, как теперь. 24) Апокалипсис ( Откр.10:5–6 ): «И ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что в нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет». Свидетельства святых отцов и истории церкви. 25) Августин, Contr. Faust. Manich. Lib. XIX, cap. 25 et 25: «Великий грех – клятвопреступление, а не клясться (произвольно) равно как и истинно клясться нет никакого греха». 26) Карамзин: История гос. рос. 1, 84 и 92. Изд. Ейнерл. (в Прибавл. к изд. твор. св. отц. ч. 12, стр. 574, 1853 г.): «Когда между Игорем и царем гроческим заключен был мир, то хранить условия сего мира, написанные на хартиях, русские христиане клялись уже в соборной церкви св. Илии предлежащим честным крестом».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Действительно, в плоти и крови еврейского народа времён Христа не было идеи воплощения Сына Божия и даже не было благоприятной почвы для этой идеи. «Идея Эммануила, в Своём богочеловеческом лице явившего природу идеально-совершеннейшую, выходила за пределы тогдашнего иудейского, как и вообще греховного-человеческого, сознания» 37 . Мысль о Боге воплотившемся казалась иудеям не только соблазном, но и богохульством. Иудеи говорили Христу: «не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь себя Богом» ( Ин.10:33 ), Когда Господь на суде признал Себя Христом, Сыном Божиим, первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! вот теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти (Мф.2:63–66. Мк.14:60–64 . Лк.22:70–71 ). В одном месте Иерусалимского талмуда богохульной называется мысль, что Бог может иметь Сына 38 , а в другом читаем: «сказал равви Аббагу: если скажет тебе человек: Я – Бог , так он лжёт» 39 . В диалоге Иустина философа с Трифоном мы можем видеть, как идея воплощения не укладывается в сознание иудея: «невероятное и почти невозможное нечто пытаешься ты доказать, что Бог претерпел рождение и стал человеком» 40 . Тот же иудей определённо выражает свои мессианские чаяния: «мы все ожидаем, что Мессия будет человеком от человеков – τν Χριστν νϑρωπον ξ νϑρπων προσδοκμεν γενσεϑαι» 41 . Подобное же говорит о мессианских чаяниях иудеев и св. Ипполит Римский : «рождение его, говорит, будет из рода Давида, не от Девы и Св. Духа, но от мужа и жены, как всем определено рождаться – из семени» 42 . В науке формулируется даже тезис, по которому иудейские мессианские понятия не дают материала для учения об особности предсуществующего Христа 43 . Во всяком случае в иудейском богословии Мессия мыслится как человеческий царь и владыка, только наделённый от Бога особыми дарами и силами 44 . Уже в христианский период все ереси, возникавшие под влиянием иудейства, уклонялись от истины именно в решении вопросов хронологических. Иудействующие, по выражению Евсевия Кесарийского , имели скудное и унизительное понятие о Христе. Они считали Его бедным и обыкновенным человеком, который только за усовершенствование нрава признан праведным и который родился от соединения мужа с Марией 45 . Эвиониты, говорит св. Ириней Лионский , «не принимают в свою душу верою соединения Бога и человека» 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Она выразится в единстве, в гармонии всех физических и духовно-моральных сил, направленных на благие цели. Этим единством всех своих сил мы призываемся любить Господа, не оставляя ничего из них для посторонних, второстепенных, плотских воззрений и целей. Как проявляет себя любовь к Богу? Существенно проявлять свою любовь к Богу мы можем ничем иным, как только преданным исполнением Его воли через исполнение Его заповедей. «Если любите Меня, – говорит Господь, – соблюдите Мои заповеди» ( Ин. 14, 15 ). «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» ( 2Ин. 1, 6 ). Что требуют от человека заповеди Божии? Заповеди, данные Спасителем, требуют любви к ближнему. И в этой любви, в этом служении ближнему и заключается наша возможность проявить свою любовь к Богу ( Мф. 26, 35–36 ). Через преуспеяние во второй заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мк. 12, 31 ) – можно преуспеть и в первой: возлюбить Бога. Отсюда становится ясным, что любовь к Богу и любовь к ближнему взаимно обусловлены, так что в каждой из них непременно мыслится и другая. «Хотя любовь к Богу и много важнее, – свидетельствует преподобный Исидор Пелусиот , – однако делается еще ценнее, когда соединяется с любовью к человеку» 63 . Какая особенность свойственна христианской любви? Христианская любовь готова простираться на всех людей. В этом ее особенность. «Любовь есть влечение к Божественному и осуществление этого влечения» 64 . Развиваясь внутри человека, это влечение выражается в любви не только к Богу, но к человеку, как носителю того же начала. Такая любовь готова простираться на всех людей без различия племен, народностей и религий по заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мк. 12, 31 ). Что значит – любить ближнего, любить человека? Это значит передать свое я в другое я и одновременно воспринять другое я в свое собственное я. В любви все люди воспринимаются человеком как цель для него, но не как средство. Истинно любить другого – значит забыть себя для себя, чтобы найти себя в другом для его блага. Все это создает неотъемлемый элемент любви – самопожертвование. Высшим образцом его является жертвенная любовь к нам Христа Спасителя, любовь до смерти крестной. Что полагается в основу отношений человека к человеку?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева ( Притч. 26:22 ). Наушниками Соломон называет имеющих лисий нрав хитрых обманщиков. Потому и говорит Давид: Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло ( Пс. 27:3 ) и уста их мягче масла, а в сердце их вражда, слова их нежнее елея, но они суть обнажённые, мечи ( Пс. 54:22 ). 60. Феодотиону Справедливо удивился ты, недоумевая, как чувственные камни могли поместить на себе весь список, подобно тому как сказано у Иисуса Навина 17 . Это следует понимать так, что словом «список» таинственно предречено Евангелие Христово, потому что Евангелие написано после закона Моисеева. А под камнями следует понимать тех, кто прежде имел каменное сердце, но впоследствии был умягчен верою и уступил надписанию Духа. 61. Ему же У пророка Иезекииля, как тебе известно, сказано: и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное ( Иез. 11:19 ), то есть послушное Богу, для того чтобы не предаваться больше заблуждениям. 62. Ему же Прочти, что пишет апостол Павел в Послании к Коринфянам: Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших... не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца ( 2Кор. 3:2–3 ), потому что дело закона у них написано в сердце ( Рим. 2:15 ). 63. Ему же Господу Иисусу не нужно времени, чтобы написать второй закон на скрижалях сердца, сохраняемых благочестием. Потому что, когда ты принял проповедь , ни о чём другом не должен ты заботиться, как о том, чтобы перенести на внутренние скрижали закон благодати, не тяжкий и вожделенный для сынов Израилевых, то есть – бесплотных сил. На камни не искажённые или обломанные неверием, но целые душой и слухом. Ибо сказано: Кто имеет уши слышать да слышит ( Мф. 11:15 ) с верою и вниманием. 64. Иподиакону Ираклию, ювелиру Как мужественный воин, сражаясь за царя, когда противники ранят его стрелами, переносит страдания и не поддаётся малодушию, а когда, при попечении о нём вылечится, шрамы служат свидетельством его мужества, – так и уязвлённые врагом 18 , если не пренебрегут трудом покаяния, спасшись, похвалятся в день суда, потому что мужественный, хотя и в шрамах, непременно победит. 65. Диакону Афонию

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

16. Не думай, что через Сына произошло только творение мира, но также и все, что было содеяно Богом впоследствии. Ибо Отец, Который любит Сына и все предал в руку Его (Ин 3:35) , от начала любит [Его] и от начала предал, поэтому от начала Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1). Именно Ему дана Отцом всякая власть на небе и на земле (Мф 28:18). И Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин 5:22) , также изначально. Ведь когда Он говорит о всякой власти и всем суде и о том, что все через Него начало быть (Ин 1:3) , а также о том, что все передано в руки Его , Он не допускает никакого временного ограничения, ибо всего этого не было бы [у Сына], если бы оно не было во всякое время 61 . Поэтому Сын есть Тот, Кто осуществлял суд от начала, низвергнув горделивую башню, смешав языки, наказав весь мир страшным потопом, излив на Содом и Гоморру огнь и серу, — Бог от Бога. Ибо Он Сам всегда сходил и беседовал с людьми, начиная с Адама до патриархов и пророков, в видении, во сне, в зерцале и в гадании , от начала всегда приуготовляя Свой путь, которому Он последовал в конце 62 . Таким образом, Бог всегда имел обыкновение общаться с людьми на земле, и не Кто иной, как Слово , Которое должно было стать плотью . Он приучал [нас], чтобы распространить среди нас веру и чтобы мы легче поверили и узнали [потом], что Сын Божий сошел в мир, бы мы уже заранее знали, что подобное происходило и прежде. Ведь ради нас все как написано, так и произошло, [нас], в которых века достигли конца (см. 1 Кор 10:11). Так, уже тогда, [в начале мира], Он познал человеческие страсти 63 , намереваясь воспринять сами составные части человеческой сущности 64 — плоть и душу. Он спрашивал Адама, словно бы не ведая: Адам, где ты? (Быт 3:9). Он раскаивался, что сотворил человека , словно не предвидел [этого]. Он испытывал Авраама, словно не знал, что есть в человеке (Ин 2:25). Он гневался и примирялся с теми же самыми [людьми]. И если еретики 65 упоминают что-либо якобы недостойное Бога для уничижения Творца, они не ведают, что это относится к Сыну, Который должен был стать подверженным человеческим страстям: жажде, голоду, слезам, самому рождению и самой смерти, из-за чего Он был немного умален Отцом пред Ангелами (см.

http://pravmir.ru/protiv-prakseya/

Ты украшал свое тело, и отчего же не украсил душу свою? Ты истратил время своей жизни на то, чтобы заботиться о своем теле и украшать его, – так отчего же не потратил ни малейшего времени на то, чтобы позаботиться о своей душе и украсить ее? Ведь ты христианин, – так отчего же ты не облачен в одежду, подобающую христианам, а именно – в подражание Моей жизни и добрые дела? Так возьмите его за руки и ноги и ввергните во тьму внешнюю. «Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 22:13 ). О, жалкое несчастье! О, вечное осуждение и наказание! Чтобы и вы не претерпели подобного, собратья мои христиане и сестры мои христианки, оставьте напрасное украшение о смертном теле, предназначенном в пищу червям, и те средства, которые вы желали потратить на прекрасные одежды, разделите на благотворительность нищим, чтобы с их помощью стяжать одно лишь Царствие Небесное. Имейте попечение только о том, чтобы украсить бессмертную и бесценную свою душу, как говорит апостол Павел: «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» ( Кол. 3:12 ). «Итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» ( Рим.13:12 ). «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» ( 1Фес.5:8 ). Посему прекрасными и нарядными одеждами вы, как и телом, обладаете лишь до смерти, чтобы сбросить их подобно той обезьяне, и потому отриньте их как чуждые и временные, а те, другие одеяния возжелайте и возьмите с собой и после смерти, как приличные и подобающие христианам. И имея их, вы войдете в радость Господа и Царствие, облачившись в одежды, поистине подобающие для того небесного брака, что да случится со всеми нами во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и владычество, с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь. 63 Поэтому и божественный Исидор Пелусиот обличает как блудницу ту женщину, которая красится и носит украшения, чтобы соблазнить мужчин. Он говорит так: «Если гордая накрашенная и наряженная женщина привлекает своим видом смотрящих на нее, даже не уловляя в свои сети обольстившегося, получает наказание как уловившая. Поскольку яд она уже приготовила, подмешала в вино, налила в чашу, но только не нашла желающего ее выпить. Ведь многих осуждают не только по конечному результату, но на основании совершенных действий» (Письмо 1654 Герону пресвитеру). – Примеч.прп. Никодима Святогорца . 64 Мирра и смирна – это различные названия одного и того же благовония: ароматическая камедь аравийского мирта. Это вещество использовалось для бальзамирования мертвых, как ладан для воскурения при совершении культовых действий, а также как ароматическая мазь и благовоние, которым умащали тело. – Примеч. пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

60. Мусоний : Слово убеждения для подчиненных полезнее, чем устрашение, ибо за первым следует благоговение, а за вторым – беспощадность. 61. Демокрит : Дурная природа, увлеченная властью, народу приносит бедствие. 62. Антисфен : Тогда государства погибают, когда правящие не могут отличить дурных от стоящих. 63. Опасно давать безумному меч, а развращенному – могущество. 64. Менандр : Неисчислимое богатство, принося власть, Даже и считающих себя разумными неразумными делает. 65. Демосфен : Преуспевать не по достоинству – повод дурно думать о преуспевающих по достоинству. Слово 10-е. О порицании и клевете 1. Мф. 5, 11 : Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 2. 1Кор. 4, 12 : Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим. 3. Притч. 10, 18 : Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп. 4. Сир. 28, 11 : Человек грешник смутит друзей и поселит раздор между живущими в мире. Каково вещество огня, так он и возгорится. 5. Сир. 11, 1 : Прежде, нежели исследуешь, не порицай; узнай прежде, и тогда упрекай. 6. Свт. Василий Великий : Не слова приводят в действие печаль, но гордость против оскорбляющего нас и гордость каждого из нас. 7. Бывает, что великими правителями взращиваются несвободные слуги, которые поднимаются рядом с ними и, пользуясь недостатками доброго дома, становятся известными, разглашая [эти недостатки]; также с помощью интриг утверждают [они] свое положение. 8. Свт. Григорий Богослов : Порицать – не великое дело, ибо легко и всякому желанно, но поменять свое собственное намерение – дело мужа благочестивого и ум имеющего. 9. Лучше слушать плохое, чем плохое говорить. 10. Позор касается не только толпы, но и лучших. 11. Свт. Иоанн Златоуст : Подобно тому как говорить хорошее и хвалить есть начало дружбы, так и говорить плохо и клеветать есть начало вражды и ненависти и основание множества зол. 12. Тем, кто проводит жизнь добродетельную, невозможно от всех слышать только хорошее.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

62. Радуйся в добрых происшествиях и умеренно печалься в несчастных. 63. Филистион : Освобождают нас несчастья от несчастий И успокаивают беды через другие беды. 64. Еврипид : В бедах друзья благодетельствуют. Ведь когда судьба благоволит, какая нужда в друге? Довольно уже и того, что Сам Бог помогает охотно. 65. Иосиф Флавий : Как неприлично слишком превозноситься в успехах, так и немужественно падать духом в неудачах, ибо стремительна перемена от одного к другому. Слово 19-е. О гневе и ярости 1. Мф. 5, 22 : Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. 2. Еф. 4, 26–27, 31 : Солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас. 3. Притч. 27, 3 : Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих. 4. Притч. 16, 32 : Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. 5. Притч. 16, 14 : Царский гнев – вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его. 6. Сир. 30, 26 : Ревность и гнев сокращают дни. 7. Свт. Василий Великий : Защищаясь и будучи поставлен [в суде] на равных с обидчиком, как ты будешь оправдываться? Что он подстрекал тебя, начав первым? И какого это достойно снисхождения? Ведь блудник, перекладывающий вину на гетеру, якобы подтолкнувшую его к греху, достоин еще большего осуждения. 8. Что безумнее гнева? Если же пребудешь безгневным, опозоришь позорящих тебя и явишь дело благоразумия. 9. Гнев возбуждает ссору, ссора рождает ругань, ругань – драку, драка – раны, от ран же часто бывает смерть. 10. Свт. Григорий Богослов : Нет и венцов, где нет соперников; нет и поражения, где нет противника. 11. Гнев слеп и огорчителен, особенно когда приходится справедливо сердиться. 12. Свт. Иоанн Златоуст : Когда тебя кто-то обижает, думай о наказании, которым он сам себя наказывает, и не только не гневайся, но и пролей слезы. Ибо на страдающего лихорадкой или воспалением никто не сердится, но всегда жалеют и плачут о нем. Если же и воздать хочешь, молчи, и тем нанесешь ему смертельную рану. А если ответишь бранью, то вынудишь сказанное о тебе признать истиной. Ибо почему богатый, услышав, что он беден, смеется? Да потому, что он не сознает себя таковым. А если так, то будем улыбаться на ругательства, и это будет самым большим доказательством того, что мы не причастны тому, что о нас говорят.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

Около 15 сентября оканчивалось у евреев собирание плодов от гумна и от точила ( Втор.16:13 ). Поэтому праздник Кущей был вместе благодарностью Богу за собрание плодов. В продолжение его все израильтяне носили в руках своих, как памятники благодеяний Божиих, ветви дерев. «В первый день, говорит закон, возьмите себе ветви красивых дерев, – ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Иеговой, Богом вашим, семь дней» ( Лев.23:40 ). С ветвями евреи ежедневно в продолжение праздника обходили кругом жертвенника, а в последний день, в воспоминание хождения кругом Иерихона, семь раз, возглашая хвалебные песни из псалма (117:25). Между различными духовными песнями, ежедневно петыми, многократно возглашали: осанна, и особенно в седьмой день; отчего праздник Кущей иудеи называли: осанна. Ветви в праздник Кущей и восклицание: осанна, служили выражением величайшей радости и высокого торжества ( Мф.21:9 . Ин.7:18 ) 63 . В благодарность за собранные плоды приносимы были в праздник Кущей, кроме ежедневного всесожжения и приношения хлебного, в великом обилии всесожжения и дары Богу с жертвою о грехе. Праздничных всесожжений было 70; начинаясь 13 тельцами, двумя овнами, 14 однолетними агнцами и соразмерным числу животных приношением хлебным, они постепенно уменьшались в числе, в течение праздника, и в седьмой день состояли из семи тельцов, 2 овнов и 14 однолетних агнцев. В восьмой день, названный нарочито святым и свободным от дел, также как и первый, приносим был во всесожжение один телец, один овен и 7 однолетних агнцев и один козел в жертву за грех ( Чис.29:12–39 ). Между тем, кто хотел, тому не возбранялось совершать данные Богу обеты. К обрядам праздника Кущей, предписанным в законе, присоединялось возлияние на алтарь воды вместе с жертвою возлияния. В последний день праздника священник, сопровождаемый левитами и народом, ходил к источнику (впоследствии Силоамскому) и наполнял золотой сосуд водою, при пении: «почерпите воду с веселием» ( Ис.12:3 ), которую, при беспрерывном игрании на семи трубах и непрестанном пении великого аллилуйя ( Пс.109–118 ), изливал на восточную сторону жертвенного алтаря, что было чувственным изображением дождя и благодеяний Божиих 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Если бы Христос отменял установленную Богом клятву именем Его, то Он так бы и сказал: «не клянись ни именем Божьим, ни небом, ни землей» и т. д. То же самое должно сказать и о словах о клятве ап. Иакова, который запрещает клясться небом и землей, и никакой другой, очевидно ложной, клятвой, дабы не подпасть осуждению; ибо, разумеется, никто, клянущийся истинной клятвой, т. е. Именем Божьим, не мог подпасть осуждению, так как клясться такой клятвой повелел Сам Бог ( Втор. 6:13 ). Из св. Писания мы видим, что Христос и св. Апостолы не только не отрицали клятвы именем Божьим, т. е. призывания во свидетели Бога, но сами принимали ее. Так, например, когда первосвященник обратился ко Христу с словами: «заклинаю тебя Богом Живым: скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» – Спаситель не отверг клятвы именем Бога Живого, а принял ее, по существовавшей у Евреев судебной форме присяги, ответив судившему Его первосвященнику: «ты сказал», что означало: истинно, Я Сын Божий ( Мф. 26:63–64 ). Из св. Писания мы видим, что и св. Апостолы призывали в нужных случаях во свидетеля истинности своих слов Господа: «свидетель мне Бог, говорит ап. Павел, Которому служу духом моим, в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас» ( Рим. 1:9 ); «Бог свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа» ( Фил. 1:8 ); «Бога призываю во свидетеля на душу мою, пишет Апостол Коринфянам, что, щадя вас я доселе не приходил в Коринф» ( 2Кор. 1:23 ). Признавая клятву, св. Апостолы считали ее необходимой в важных случаях и для людей, – для устранения между ними больших недоразумений. Так, ап. Павел говорит: «люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их» ( Евр. 6:16 ). Не сказал св. Апостол: «люди клялись», а сказал «люди клянутся»; очевидно, и в его время истинная клятва Богом была у всех веровавших в Него и иудеев и христиан. А далее св. Апостол говорит, что и Сам Бог освятил клятву Своим примером: «посему, говорит он, и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли употребил в посредство клятву» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010