Апостолам было известно, что Христос возвратится на землю «таким же образом», каким Он восходил на «небо» во время Своего вознесения (Деян 1. 11). Однако о сроке возвращения они ничего не знали. Незадолго до сошествия Св. Духа они спросили у своего Учителя: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян 1. 6),- что в их сознании означало эсхатологическое завершение дела Мессии. Христос ответил им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти...» (Деян 1. 7). Кроме Отца, эти «времена» и «сроки» не известны никому - ни ангелам, ни даже Сыну (Мк 13. 32). Но к их наступлению нужно быть готовым, потому что тогда произойдет встреча с грядущим Господом. «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф 24. 42). «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те» (Лк 12. 35-38). Не открывая времени В. п., Иисус Христос тем не менее указал признаки его приближения. Ими станут «войны» и «военные слухи», «глады, моры и землетрясения по местам»; по причине падения нравственности в людях «охладеет любовь» друг к другу; появятся лжепророки, выдающие себя за Христа, «и многих прельстят». Однако все это - лишь «начало болезней» и «еще не конец» мира (Мф 24. 3-12). К концу времен бедствия настолько усилятся, что «если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф 24. 22). 22-й стих и предыдущие 16-21 имеют двоякое толкование: как относящиеся к «последним временам» и к падению Иерусалима (ср.: France R. T. Евангелие от Матфея//Нов. библейск. коммент. СПб., 2001. Ч. 3: Новый Завет. С. 63-64). Основания для 2-го варианта толкования находят в Лк 21. 20-24, где общий с Евангелием от Матфея текст заполняется историческими подробностями: «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками» (ст. 20) и «отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками» (ст. 24). Но наряду с исторически ориентированными свидетельствами конец каждого текста содержит свидетельства эсхатологического характера (Мф 24. 27-31; Лк 21. 27; ср.: Мк 13. 24-27), поэтому и Мф 24. 22, и Лк 21. 24 допускают оба варианта толкования.

http://pravenc.ru/text/Второе ...

Мф.26:62 . И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? чтó они против Тебя свидетельствуют? «Что же ничего не отвечаешь» и пр.? Первосвященник требует объяснения от самого Иисуса Христа, без сомнения, не потому, чтобы желал верить Ему, а более для того, чтобы в собственных Его словах уловить Его и найти новое обвинение. Так заставляет предполагать весь ход дела по обвинению Иисуса Христа. Мф.26:63 . Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? «Иисус молчал»: Он видел, что это обвинение не имеет никакой силы, даже в глазах самих судей, и что первосвященник выискивал только в самих словах Господа повод к Его обвинению: «Ответ был бесполезен, когда никто не слушал и когда суд их имел только наружный вид суда, в самом же деле был не иное что, как нападение разбойников» (Злат.).– «Заклинаю тебя» и пр.: обычная формула заклинания, когда на суде требовалось, чтобы обвиняемый непременно отвечал на вопрос обвиняющих, и отвечал сущую правду; призывали Бога во свидетели, чтобы пред лицом Бога обвиняемый не скрывал истины. – «Богом живым»: Иегова – Бог называется живым в противоположность идолам мертвым; живой и следовательно, истинный, в противоположность неистинным ложным богам. – «Ты ли Христос?» Вопрос поставлен так, что из всякого ответа на него судьи вывели бы обвинение на Господа. Прямой утвердительный ответ сочтен был бы богохульством, как это и случилось; в случае непрямого ответа, Его обвиняли бы как обманщика, льстящего народ, так как Он прежде ясно выставлял Себя пред народом Мессиею. В том и другом случае их определение было бы: «повинен смерти» (ср. Феофил.). Мф.26:64 . Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне ýзрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. «Ты сказал»: утвердительный ответ на предлагаемый вопрос; ты сказал справедливо, что Я действительно Христос (ср. Мк.14:62 ). – «Отныне узрите»: ср. Ин.1:51 .– «Сидящего одесную силы»: или одесную сильного, т.е. Бога (ср. подобн. 2Пет.1:17 ). Сидеть одесную – признак власти и особенного достоинства сидящего (ср. прим. к Мф.20:21 ). Это, конечно, указание на слова Псалма Пс.109:1 , в котором изображается Мессия сидящим одесную Бога (ср. прим. к Мф.22:42 и дал.); этим указанием еще сильнее подтверждался утвердительный ответ Господа на вопрос – Мессия ли Он. – «Грядущего на облаках небесных»: это указание на пророческое изображение Мессии в книге Даниила пророка ( Дан.7:13–14 ), каковое указание также подтверждало ответ Его. Смысл изречения общий: Я действительно Мессия, и вы увидите Меня в том величии и славе, в каком Мессию изображали древние пророки. Речь вообще о славном состоянии Иисуса Христа, и в частности о пришествии на будущий всемирный суд (ср. Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Еще по адресу Церкви говорят, что она небезопасна для государства. Какого же? Есть ли такое царство, которое разрушено какою-нибудь Церковью, я не знаю, но хорошо знаю, что наша Православная Церковь никогда не шла против государства и установленной от Бога власти. Она всегда верна была словам Спасителя: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу ( Мф.22:21 ). Но, с другой стороны, она никогда не сделает и не может сделать того, чтобы уступить требованию земной власти, противному заповеди Бога. Вот на это-то недоброжелатели Церкви и указывают, как на нечто опасное для государства. Как некогда лжесвидетели говорили против Иисуса, что Он возмущает народ и запрещает ему платить дань кесарю, чтобы возбудить неблаговоление Пилата, так и ныне говорят о Церкви: она опасна для государства, чтобы посеять вражду и недоверие между Богом и установленною властью и Богом же основанною Церковью. III. Есть еще одно обстоятельство в истории суда над Иисусом, заслуживающее нашего внимания. После того, как многочисленные показания ложных свидетелей оказались недостаточными для произнесения смертного приговора, первосвященник изыскивает другой путь. С искусственным пафосом он обращается к Иисусу с такими словами: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? ( Мф.26:63 ). Иисус торжественно отвечал: ты сказал ( Мф.26:64 ). Тогда Каиафа с притворным ужасом сбрасывает с себя одежду и восклицает: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти ( Мф.26:65–66 ). Итак, вот где, собственно, заключается основание осуждения Христа на смерть. Этим основанием послужило не то, что показывали лжесвидетели, и не то, что делал и учил Иисус, но Его торжественное исповедание – что Он Сын Божий, от Бога посланный, во имя и по поручению Бога действующий на земле. Если бы Он приписал Себе только человеческое посланничество и авторитет, то они, наверное, отпустили бы Его. То же самое повторяется и в истории Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

«Рабов Своих назовет иным именем... Кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины » ( Ис. 65:15–16 ; ср. Иер.12:16 ). «Носим имя, – учит святой Кирилл Александрийский , – не как Израильтяне по патриархам или отцам: Ефрему, Манассии или по какому другому колену... – но в обновлении жизни ( Рим.6:4 ) евангельской шествуем ко Христу и, украшаясь званием от Него, как венцом, именуемся христианами.. Если же окажется нужда или необходимость в подтверждение чего-либо клятвою, то клянутся Богом Истинным... Так повелел и закон Моисеев: «Господу, Богу твоему, говорил, покланяйся и Ему одному служи и именем Его клянись» ( Втор.6:13 ) 526 Именем Божиим клялись в Новом Завете Господь Иисус Христос неоднократно удостоверял истинность Своего учения, ссылаясь на Бога Отца, как на вернейшего Свидетеля правдивости Своих слов: «свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня» ( Ин.8:18 ; ср. Ин. 16:26–29; 5:37 и др.). Выражение Иисуса Христа «Истинно, истинно говорю вам» ( Ин.1:51, 5:19, 24–25, 6:26, 32–47, 53 и др.) есть клятва. «Когда Он, – замечает святой Иоанн Златоуст , – клянется тою же самою клятвою: истинно, истинно говорю вам, – то не ясно ли, что это за неимением никого выше, кем бы клясться? Как клялся Отец, так Сын клянется Самим Собою. Так как род человеческий недоверчив, то (Бог) нисходит к тому, что свойственно нам; Он клянется для нас». 527 Господь свидетельствовал под присягой на суде у первосвященника Каиафы. Первосвященник сказам Ему: «заклинаю (ξορκζω – обязываю клятвою, заставляю поклясться) Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.26:63 ). Иисус Христос не осудил первосвященника за его требование клятвы, а наоборот, доселе молчавший, ответил: ты сказал ( Мф.26:64 ), т.е. истинно, Я есть воплотившийся Сын Божий. В виду того, что сказанное под присягой признавалось безусловно достоверным, то лишь только Господь клятвенно исповедал Себя Богочеловеком, свидетельские показания признаны были излишними ( Мф.26:65 ), и судьи вместо того, чтобы уверовать и преклониться пред Ним, произнесли смертный приговор: повинен смерти ( Мф.26:66 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Не может Сын Божий, второе лицо св. Троицы, противоречить Самому Себе, когда Он подтвердил клятву именем Божиим на допросе у первосвященника Каиафы ( Мф. 26:63–64 ), когда нужно было привести ее во свидетельство истины. Так понимали слова Господа Иисуса Христа, сказанные в нагорной проповеди ( Мф. 5:33–37 ), что запрещение касается ложной клятвы, а не истинной, и св. апостолы. Так, апостол Павел сам употреблял клятву во свидетельство истины: «Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас» ( Рим. 1:9 ); «Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф» ( 2Кор. 1:23 ), и придавал ей большое значение, указывая на то, что клятвопреступники, наравне с другими грешниками не наследуют Царствия Небесного ( 1Тим. 1:10 ). Значит, апостол требовал употреблять клятву во свидетельство истины и не нарушать ее; а всем нарушителям клятвы грозил бесконечными муками. С точки же зрения сектантов апостол должен был сказать, что вообще всякий, употребляющий клятву, не наследует Царства Небесного. В другом месте апостол говорит, что «люди клянутся Высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр. 6:16–17 ). Если бы Господь Иисус запретил клятву вообще, то каким образом ангел мог клясться именем Божиим, нарушив этим волю Божию. Уж кого, кого, а ангела Господня сектанты не могут заподозрить в неисполнении воли Божией. Вот как об этом свидетельствует Иоанн Богослов: «Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» ( Откр. 10:5–6 ). Тексты Св. Писания, на которых сектанты пытаются обосновать свое лжеучение о клятве и присяге: Исх. 20:7 ; Лев, 19:12; Втор. 23:21 ; Мф. 5:33–37 ; Иак. 5:12 ; Мф. 23:16–22 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Впрочем, Он учил в синагоге их, не отделяясь от неё и не отвергая её. 17 . [Слова] же: «Откуда у Него такая премудрость?» ( Мф.13:54 ) – ясно показывают великую и исключительную премудрость слов Иисуса, достойную [того, чтобы сказать]: «И вот, здесь больше Соломона» ( Мф.12:42 ). Ведь и чудеса (δυνμεις) Он творил более великие, чем Илия, Елисей, а ещё раньше – Моисей и Иисус Навин. Удивлённые же [слушатели], которые не знали, что Он – сын Девы, и не поверили бы [в это], даже если бы им сказали, но полагали, что Он – [сын] Иосифа плотника, говорили: «Не плотников ли Он сын?» ( Мф.13:55 ). И выказывая презрение ко всем, кто казался Его ближайшей родней, они говорили: «Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его – Иаков и Иосиф, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами?» ( Мф.13:55–56 ). Итак, они думали, что Он – сын Иосифа и Марии. Что касается братьев Иисуса, то некоторые, основываясь на предании из Евангелия, озаглавленного «от Петра», или из Книги Иакова 63 , говорят, что это сыновья Иосифа от первой жены, жившей с ним до Марии 64 . Те, кто так говорит, хотят до конца сохранить девственное достоинство Марии, чтобы не [получилось, будто] это тело, избранное, чтобы служить Слову, сказавшему: «Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» ( Лк.1:35 ), познало мужское ложе после того, как в неё снизошёл Дух Святый и сила, осенившая её с высоты 65 . И, думаю, есть смысл [в утверждении, что] Иисус – начаток (παρχν) чистоты и целомудрия у мужчин, Мария же – у женщин. Ибо нечестиво приписывать начаток девственности другой, а не Ей. Иаков же – это тот, которого по его словам видел Павел, сказавший в Послании к Галатам: «Другого же из Апостолов я не видел [никого], кроме Иакова, брата Господня» ( Гал.1:19 ). Этот Иаков настолько славился праведностью в народе, что Иосиф Флавий, написавший «Иудейские древности» в двадцати книгах, желая привести причину, по которой народ претерпел столь великие [бедствия], так что даже храм был разрушен, сказал, что это произошло с ними по причине гнева Божьего из-за того, на что они дерзнули против Иакова, брата Иисуса, называемого Христом. И удивительно (ср. Ин.9:30 ), что, не допуская, что наш Иисус есть Христос, он тем не менее засвидетельствовал столь великую праведность у Иакова. По его словам, и народ полагал, что претерпел такое из-за Иакова 66 . А Иуда написал послание 67 , которое, хотя и состоит из немногих стихов, полно слов, сильных небесной благодатью; в предисловии он сказал: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова» ( Иуд.1:1 ). Об Иосифе же и Симоне мы ничего не разузнали.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

В Новом Завете сам Иисус Христос утвердил клятву именем Божиим на суде, когда на вопрос первосвященника: заклинаю Тя Богом живым, ответил: ты сказал ( Мф. 26:63–64 ). Ибо у евреев существовал обычай, по которому судья на суде должен был произнести формулу клятвы, а дававший клятву только отвечал: аминь, или ты сказал. Допуская клятву именем Бога, Священное Писание как Ветхого, так и Нового Заветов воспрещает лишь ложную клятву и строго осуждает оную. Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь, Бог ваш ( Лев. 19:12 ), – заповедует Бог народу Своему. Чрез пророка Захарию Бог заповедует дому Иудину: Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь. ( Зах. 8:16–17 ). Известны фарисейские клятвы, которыми хотели лукаво заменить клятву Ветхого Завета, равно известно осуждение Христом таковых клятв ( Мф. 5:33–37, 23:16–22 ). Иисус Христос осуждал каждый раз как ложную клятву, так и тех, которые выдумывали таковую во зло истины. Он осуждал и напрасные клятвы, согласно заповеди Господней: не возмеши имене Господа Бога твоего всуе. В нагорной беседе Своей ( Мф. 5:3 ) Христос поучал учеников Своих, а через них и весь мир о нравственном христианском совершенстве вообще и в частности о клятве. По смыслу этих Христовых слов, осуждения достоин человек клянущийся на ложь, когда с клятвою обещает что-нибудь и обещанного не исполнит, когда клянется чем-либо иным, а не именем Божиим, дабы его клятва менее связывала, когда наконец клянется именем Божиим без надобности и всуе; между тем самой высшей ступенью нравственного совершенства было бы, когда христианин никогда бы не клялся, т.е. когда бы он был настолько правдив и добр, что всякий мог бы ему верить, раз он скажет ей-ей, ни-ни. Это подтверждается и учением апостола Иакова по этому вопросу: прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению ( Иак. 5:12 ); иными словами: не клянитеся никакой клятвой по нехристианской привычке, а очень часто и без нужды, чтобы, покаявшись и забывши клятву, не нарушить ее и стать вследствие этого виновными пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

IV .Клятва, по самому духу и существу своему, совершенно согласна с духом христианской веры. Посредством ее клянущийся исповедует свою веру в Бога всеведущего, святого, правосудного и всемогущего, Который не оставляет лжи и обмана без наказания, и истины и верности без награды, и, следовательно, она есть некоторого рода исповедание веры. V .Что касается до слов Христовых: «Аз же глоголю вам не клятися всяко» ( Мф. 5:37 ), то они частью направлены против клятвы произвольной, против предрассудков, суеверий и злоупотреблений иудейских ( Мф. 23:16 ), частью внушают только то, чтобы мы старались жить так свято и честно, чтобы нам не иметь нужды обращаться к клятве, а чтобы одному слову нашему все верили, зная нашу честность. В таком же смысле надо понимать и советы св. отцов и учителей Церкви. Когда они внушают нам избегать клятвы, они частью восстают против произвольной клятвы, без нужды у потребляемой, против привычки клясться, как дела излишнего, без которого легко можно обойтись, против различных злоупотреблений клятвою и против ложной клятвы; частью желают, чтобы мы достигли такого совершенства, чтобы нам верили другие и без клятвы 33 . Итак, клятву мы должны употреблять только в важнейших и необходимых случаях, как последнее средство удостоверить истину ( Сир. 23:8–11 , Исх. 20:7; Лев. 14:12 ). И ненарушимо должны исполнять ее. Этого требует благоговение и любовь, которые мы должны иметь к Богу; ибо клянущийся призывает во свидетели Бога, Судию и Мздовоздаятеля своих слов и обещаний и, следовательно, нарушая клятву, он показывает, что не имеет любви и благоговения к Высочайшему Существу, пред Которым клялся ( 1Пет. 1:15–19 . Евр. 12:28 ). II. Основания из слова Божия для православного учения о клятве и присяге Господь Иисус Христос Сам признавал клятву на суде: Мф. 26:63 . Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? 64 . Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Задумает антихрист отменить у истинно верующих Закон Божий, который говорит, например, нам, что нужно повиноваться священникам ( Мк.1:44 ; Евр.13:17 ; 1Пет.5:5 и др.), поститься ( Мф.11:15 ; Деян.14:23:13:3 ; Иоил.1:14 и др.), клясться в важных случаях именем Божиим ( Втор.10:20 ; Мф.26:63–64 ; Иез.20:28 ) и прочее. Видимое дело, что и слуги антихриста будут отвергать посты, присягу и клятву именем Божиим, не будут повиноваться священникам и вообще отринут ясные заповеди Закона Божия. В-пятых, антихрист положит всем своим последователям печать на правую руку и на чело их: Откр.13:16 . Святые отцы Церкви говорят, что принявшие печать антихриста не будут иметь власти изображать на себе животворящий крест правой рукой, но связана будет рука их. А потому все, восстающие против почитания Креста Христова ( Флп.3:18 ) и отвергающие крестное знамение, суть тоже предтечи антихриста. Кроме вышеупомянутого, всякий последователь антихриста изображается: а) отвергающим воплощение Христово: 2Ин.1:7 , б) отвергающим Бога Отца и Сына: 1Ин.2:22 , в) затем обманщиком, лжехристом и лжепророком, которые дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить и избранных: Мф.5:5:24 ; пришествие главного антихриста будет по действию сатаны и будет сопровождаться ложными знамениями и чудесами: 2Фес.2:9 ; Деян.13:13–14 ; антихрист будет преследовать святых: Откр.13:7 , но Иисус Христос убьёт его духом уст Своих: 2Фес.2:8 ; Дан.7:11 . Краткое объяснение мест Священного Писания, относящихся к выяснению вопроса об антихристе 1Ин.2:18 . «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время». Объясн. Антихристом не в собственном, а в подражательном смысле называется всякий, кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти: 1Ин.4:3 ; в собственном же смысле антихрист будет таков, какой описан апостолом Павлом во 2 Послании к Фессалоникийцам: 2Фес.2:3–4 ; при всём том нужно помнить, что в тех местах посланий апостольских, в коих говорится о пришествии антихриста и кончине мира, не указаны люди какого-либо известного времени, а подразумеваются именно люди того времени, когда приблизится страшный день Христов, ибо «о дне же том никто не знает»: Мк.13:32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

5 . Хочешь ли знать и о месте? Иисус говорит в Песни Песней, что Он вошел в ореховый сад (см. Песн.6:10 ). Ибо там сад был, где Он распят. Хотя теперь это место весьма украшено царскими дарами, но прежде оно было садом, и признаки сего и остатки доселе находятся. Заключенный колодезь, запечатанный источник ( Песн.4:12 ) иудеями, которые говорили (Пилату): Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну ( Мф.27:63 ). Прикажи охранять гроб ( Мф.27:64 ). После чего они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать ( Мф.27:66 ). Хорошо некто сказал против них: каждое мгновение испытываешь его ( Иов.7:18 ). Что же это за источник запечатленный? И что значит: колодезь живых вод? ( Песн.4:15 ). Это Сам Спаситель, о Котором написано: ибо у Тебя источник живота ( Пс.35:10 ). 6 . Но что Софония говорит ученикам от лица Христова? Готовися, утренюй, истле все листвие их ( Соф.3:7 ), т.е. иудеев, у которых не осталось грозда спасения, ни даже малой кисти, ибо посекается виноградник их. Смотри, что Он говорит ученикам: готовися, утренюй, поутру ожидай воскресения; и потом тут же по порядку, как написано, говорит: Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения ( Соф.3:8 ) (в Мартирионе). Видишь ли, что пророк предвидел и место воскресения, называемое Мартирион? Ибо по какой причине это место Голгофы и воскресения не церковью называется, как другие церкви, но Мартирион? Вероятно, на основании слов пророка: в день воскресения Моего во свидетельство (в Мартирионе). 7 . Кто же это такой? Какой Его признак Воскресающего? Ясно говорит Он тут же в последующих словах, того же пророчества: Тогда опять Я дам народам уста чистые ( Соф.3:9 ). Ибо по воскресении, когда послан был Святой Дух, сообщен был дар языков, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно ( Соф.3:9 ). Какой другой находится в том же пророчестве признак того, что поработают из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары ( Соф.3:10 ). Знаешь, что написано в Деяниях: царедворец эфиопский пришел из заречных стран Ефиопии ( Соф.3:10 ). Итак, когда Писание говорит и о времени, и о принадлежностях места, и о признаках воскресения, то уверься наконец в воскресении, и никто да не поколеблет тебя в исповедании Христа, из мертвых воскресшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010