И сам Спаситель не уничтожает совершенно клятвы, а допускает ее в важных, требуемых законом случаях, осуждая лишь случаи легкомыслия, как показал пример Ирода, поклявшегося Соломии, дочери Иродиады, дать даже до полцарства ( Мф.14:7 ), и пример Иудеев, поклявшихся не принимать пищи, доколе не убьют Апостола Павла ( Деян.23:12 ). Сам Бог в ветхом завете, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность воли своей, употребил в посредство клятву ( Евр.6:17 ). Потом Спаситель подтвердил тоже на суде Каиафы, когда этот первосвященник сказал Ему: «заклинаю тебя Богом живым, да речеши нам, аще Ты еси Христос, Сын Божий, сказал Иисус: ты рекл еси…» ( Мф.26:63–64 ). Четвертая заповедь Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя; в день же седьмый – суббота Господу Богу твоему. Этою заповедью Господь повелевает освящать или посвящать на особенное служение Ему седьмой день или субботу, в воспоминание того, что в седьмой день Сам Господь окончил творение, совершенное в продолжении шести дней. Человек окружен нуждами, потребностями, требующими удовлетворения для поддержания своей жизни, – естественно, ему нужно и время для этого, с другой стороны нужно время отдохновения для своей телесной природы, утомляющейся постоянной деятельностью 14 . Поэтому седьмой день и служит для него как день молитвы или благодарной к Господу за оказанное содействие, или просительной, чтобы Он помогал ему и впредь, – там и днем отдыха от телесных трудов. Почему и сказал Господь: «суббота Господу Богу твоему». В ветхом завете точно соблюдалось это повеление Господне, день субботний святился, как праздничный день в неделе. Евреи, не признавшие Иисуса Христа Богом, и отвергшие как Его учение, так и чудеса, остались и доселе верными букве закона и своим преданиям Отцов (изложенным в Талмуде и Кабалле). В Церкви христианской, основанной на честных заслугах Спасителя, освященных величайшим чудом воскресения Его (потому что если бы Христос не воскрес, то не имели бы значения искупительного самые страдания), с самого начала ее положено посвящать на служение Богу день воскресный, или первый день недели, как постоянный памятник этого великого события на земле – торжества жизни над смертью , царствовавшей в роде человеческом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

В своём объяснении Кеерль, как и Баур, выходит из Мф.16:13–16 . Слова, сказанные ап. Петром в ответе на вопрос Христа, за кого почитают Его люди, имели, по Кеерлю, такой смысл: «Тот, который является у пр. Даниила 36 , как Сын человеческий, есть Сын Божий». Имена – «Сын Божий» и «Сын человеческий» означают, поэтому одно и то же, только с различных сторон. «Сын Божий есть Сын человеческий, поскольку Он стоит в определённом отношении к миру, господство над которым Ему предано изначала; и Сын человеческий есть Сын Божий, поскольку Он стоит в имманентном отношении к Богу, – поскольку Он имеет Своё пребывание (Urstand) в Боге» 37 . В доказательство такого сродства двух наименований Кеерль указывает, прежде всего, на Мф.26:63–64 , где Христос сперва утверждает, что Он есть Сын Божий, а затем прибавляет: «отныне узрите Сына человеческаго, сидящаго одесную силы и грядущаго на облаках небесных», внутреннее сродство обоих наименований здесь, по Кеерлю, несомненно. Та же самая мысль выражена и в 5 гл. св. Иоанна: в ст. 19, 20–23 и 25–26 Иисус называет Себя Сыном Божиим и затем в 27 ст. присоединяет: «и дал Ему (Отец) власть производить и суд, потому что Он есть Сын человеческий», смешивая, так. образ., то и другое наименование: по связи (ср. ст. 22 и 27) Сыну Божию предан весь суд, п. что Он есть вечный Сын человеческий 38 . Поэтому Кеерль признаёт ошибкой, когда наименование «Сын человеческий» хотят применять только к земному явлению Сына Божия: «Он есть Сын человеческий с того момента, когда произошёл от Отца, как Перворождённый всякой твари» 39 . Это вечное реальное предсуществование на небесах Сына человеческого, как такового, подтверждается, по Кеерлю, особенно двумя местами. В ев. Иоанна 3:13 Иисус говорит: «Никто не восходил на небо; как только сшедший с небес Сын человеческий, сущий на небесах». При сопоставлении этого изречения с ст. 16 и 36 той же главы (ср. Ин.6:40 и т. д.) смысл этого места представляется так: «Сын человеческий, как таковой, есть на небесах, и как таковой же сходит на землю», причём ограничивает область применения наименования: «Сын человеческий» только земным явлением воплотившегося Христа не представляется возможным; ближайший и вернейший смысл изречения тот, что Сын Божий был уже Сыном человеческим прежде, чем сошёл с небес 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

г ) Ему так же присуще свойство самобытности, как и Отцу «ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (ст. 26). В другой раз, когда иудеи в притворе соломоновом спрашивали Христа:«Если Ты Христос, скажи нам прямо». Он ответил: «Я и Отец одно... Отец во Мне и Я в Нем» ( Ин. 10, 30, 38 ). Равным образом, когда на суде первосвященник Кайафа спросил Христа: «Заклинаю Тебя Богом живым, да скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Он отвечал: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф. 26:63–64 ), а евангелист Марк передает прямой утвердительный ответ Христа: «Я есмь» (14:62). Так свидетельствовал о своем Божестве Сам Господь Иисус Христос. В Его свидетельство о Себе невозможно допустить ни самообладания или самообмана, так как против этого говорят все евангельские изображения жизни Иисуса Христа, ни тем более намеренного желания ввести в заблуждение других. «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Петр. 2:22 ). Истинность Своего свидетельства Он подтвердил всеми деяниями Своими, а также Своею Кровию. Не менее ясно и решительно свидетельствуют о Божестве Сына Божия и апостолы. Веру в Божество Иисуса Христа от лица всех апостолов исповедал апостол Петр пред Самим Господом, когда на вопрос Христа: «а вы за кого почитаете Меня?», ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» ( Мф. 16 :15–16). «Господь мой и Бог мой», – воскликнул апостол Фома явившемуся по Своем воскресении Христу. Особенно же подробно и обстоятельно изображают божество Сына Божия апостолы Иоанн и Павел. Учение апостола Иоанна представляет ту особенность, что Сын Божий именуется у него Словом – Логос. В начале своего Евангелия апостол говорит: «в начало было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», где наделяет Логос такими свойствами, как бесконечное бытие, самостоятельное участие в творении. Имена «Бог», «жизнь», « свет» ясно свидетельствуют о божественной природе Логоса. Об этом Слове евангелист далее говорит, что Слово есть «единородный Сын, сущий в лоне Отчем» (1:18), то есть единственный Сын Божий, рожденный из существа Отчего и в глубине его всегда и нераздельно с Ним существующий. Он и по воплощении не перестал быть тем, чем был до воплощения:«Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (1:14). Подобным образом в послании своем апостол Иоанн пишет: «знаем также, Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) Истинного и да будем истинном Сыне Его Иисусе Христе, сей есть Истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

62 . Итак, гнев есть зло среди зол. Ибо [Писание] гласит: «гнев человека не творит правды Божией» ( Иак.1:20 ). Этот гнев, тем не менее, следует взнуздывать, потому что в надлежащее время он бывает полезен 124 . Ведь подобает сильно гневаться и возмущаться против бесов, а не против человека, даже если он и согрешил; наоборот, после того, как страсть гнева прекратится, необходимо обращать этого человека [к добру] 125 . 63 . Впрочем, среди зол гнев есть меньшее [зло]; памятозлобие же есть тягчайшее [из зол] 126 . Ибо гнев, на краткое время смутив душу, рассеивается подобно дыму, а памятозлобие, как бы вонзившись в душу, делает ее лютее зверя 127 . Собака, озлобленная кем–либо, оставляет [свой] гнев, если приласкать ее пищей; и прочие звери умиротворяются, [постепенно приручаясь] в силу привычки. Но одержимый памято–злобием ни увещанием не убеждается, ни пищей не смягчается; и даже время, все изменяющее, страсть эту не излечивает. Поэтому злопамятные суть самые нечестивые и беззаконные из всех [грешников]. Ибо не повинуются они словам Спасителя: «Пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф. 5, 24 ) 128 , а также словам [Апостола]: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» ( Еф. 4, 26 ) 129 . 64 . Итак, хорошо [для нас] отсутствие гнева. А если он и случится, то уступать этой страсти тебе не позволено даже, на протяжении дня, ибо сказано: «Солнце да не зайдет». А ты ожидаешь до тех пор, пока не зайдет все время [жизни твоей]! Не знаешь ты слов: «Довлеет дневи злоба его» ( Мф. 6, 34 ) 130 . Что ненавидишь ты оскорбившего [тебя] человека? – Не он тебя обидел, а диавол. Возненавидь болезнь, а не болящего. «Что хвалишься во злобе, сильне?» ( Пс. 51, 3 ). – О вас говорит этот псалом. Ибо еще он гласит: «Беззаконие весь день» (Там же) – то есть все время жизни своей ты не слушаешь Законодателя, глаголющего: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» ( Еф. 4, 12 ). Также Он говорит: «Неправду умысли язык твой» ( Пс. 51, 4 ), ведь не перестаешь злословить на брата твоего. Поэтому Псалмопевец, [руководимый] Духом [Святым], произносит справедливое наказание для тебя: «Сего ради Бог разрушит тя до конца, восторгает тя и преселит тя от селения твоего и корень твой от земли живых» ( Пс. 51, 7 ). Таковы дары для злопамятного, таковы награды за зло.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

До какой степени сам первосвященник разделяет эти чаяния, сказать трудно, но во всяком случае он представляется реалистом, который очень хорошо понимает, что Иисус из Назарета на эту роль совсем не подходит; соответственно восстание, поднятое толпой, готовой вручить знамя Давида его Сыну после Его вхождения в Иерусалим, будет неминуемо растоптано римскими легионами. То, что Царство Христово – не от мира сего, в сознании Каиафы не умещается… Такой взгляд показывает нам первосвященника патриотом, который печется о благе своего народа и жертвой одного человека пытается сохранить мир и спокойствие в Иудее. Вся дальнейшая деятельность Каиафы идет под девизом «цель оправдывает средства». Но ни ночной допрос, ни первые попавшиеся под руку свидетели, названные в Евангелии лжесвидетелями за уж больно вольную трактовку фактов и показаний против Иисуса, ни самоличное дознание, на которое не имел права председательствующий в суде – все эти мыслимые и немыслимые нарушения ветхозаветного законодательства все же не приводят к поставленной цели, ибо сам первосвященник явно не находит их достаточными. И тогда он прибегает к последней возможности решить дело, не уронив собственного достоинства: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? ( Мф. 26:63 ). Не стоит забывать, что этой репликой еврей, обращающийся к еврею, ставит своего визави в безвыходное положение, ибо Тот может ответить только правду. И в этот момент сам Каиафа нисколько не сомневается, что перед ним никакой не Мессия, и ответ может быть только отрицательным. А тогда весь вопрос будет исчерпан, ибо в этом случае на такого человека в качестве вождя восстания уже никто и гроша ломаного не поставит, и не смогут уже воспринимать его как Христа. Все закончится каким-нибудь более или менее серьезным наказанием этого возмутителя народного спокойствия, но грядущих бед не будет. Ответ Христа выбивает почву из-под ног первосвященника: Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных ( Мф. 26:64 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Timako...

О, безумие! Предста­вляют опыт словоизвития Слову Божию, Которое легко уловляет всякую хитрость словесности и проникает во всякое сплетение мыслей. Какую имеет силу слово человеческое пред Словом Божиим, и что значит искусственная неправда пред премирною Премудростью? Какой властью Ты это делаешь? Спроси расслабленного, какою властью он встает здоровым; спроси чудеса, и не спра­шивай о власти Того, Кто творит чудеса. Но божественная бла­гость не отвечает вам, считая недостойными ответа тех, которые спрашивают со злобою. Таково Слово Божие: когда оно видит душу коварную и развращенную, тогда оставляет ее, как недостойную благодати, и часто старающийся узнать многое не узнает истины от самой Истины. Иудеи часто спрашивали и ни разу не получали ответа, потому что спрашивали со злобою. Молчание Спасителя до такой степени огорчало души их, что нечестивое собрание их говорило тогда: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо (Ин.10: 24). Но, не смотря даже и на то, Он не отвечал им, потому что недостойны были ответа вопрошавшие со злобою. Что же говорил им Спаситель? Я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? (Ин.9:27). Дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне (Ин.10:25). Видишь ли, как Он выра­жает желание, чтобы дела были вопрошаемы, а не о власти предлагаемые вопросы? Иудеи спрашивают: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо , и Он не разрешает их недоумения, потому что они спрашивали не для того, чтобы узнать, но чтобы осудить. Первосвященник же Каиафа, достойный того собрания, дошел до такого неистовства, что ска-зал: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? (Мф.26:63). Но Спаси­тель, научая нас принимать с благоговением такие слова, хотя отвечал на клятву, однако при этом не разрешил недоумения. И первосвященник сказал Ему , говорится в Евангелии, заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Господь сказал ему: ты сказал (Мф.26:64). Он почтил клятву, прервав свое молчание, и вместе не удовлетворил злобе, выразив отвращение к ковар­ству. Иудеи спрашивали со злобою, и не получали ответа, — и вполне справедливо, потому что коварные помыслы отделяют людей от Бога. Он не сообщал Своей премудрости тем, ко­торые со злобою допрашивали Его премудрость: в лукавую душу не войдет премудрость (Прем.1:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Если же этого не признаем, то личность Христа останется неразрешимой загадкой в истории рода человеческого. Человек без всякой духовной и нравственной слабости, без заблуждений и грехов, Человек, в Котором все добродетели проявляются в высшем совершенстве и совершеннейшей гармонии, Которому бесчисленные миллионы последователей почти два тысячелетия уже стараются подражать, но никогда вполне не успевают в том, такой Человек, несомненно, не есть только человек, но в то же время и Высшее Существо – Богочеловек: в Нем соединяются в одном лице естество Божеское и человеческое. С признанием Иисуса Христа Богочеловеком, для нас становится понятным все величие и все совершенства Его: Его высшая мудрость, проявляющаяся в учении и делах, Его небесная кротость, Его неизреченное человеколюбие, безграничное терпение в страданиях и смерти, Его Божественная святость, словом, все те совершенства Существа Его, которыми Он неизмеримо возвышается над всеми самыми совершенными людьми. О Божестве Иисуса Христа ясно и определенно говорится в Слове Божием. Так, по свидетельству евангелиста, Сам Иисус Христос спросил однажды о Себе учеников Своих: «за кого вы почитаете Меня?». Симон Петр от лица всех апостолов ответил: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф.16:15–16). На вопрос первосвященника: «Ты ли Христос, Сын Божий?» Иисус Христос ответил утвердительно (Мф.26:63–64). Иудеи искали убить Его за то, что Он «делал Себя равным Богу» ( Ин.5:18 ). Он говорил о Себе: «Я и Отец одно» ( Ин.10:30 ). Иудеи обвиняли Иисуса Христа на суде пред Пилатом за то, что Он «сделал Себя Сыном Божиим» ( Ин.19:7 ). Ап. Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:28 ). Кроме Апостолов, и другие очевидцы жизни и дел Иисуса Христа также свидетельствуют о Божестве Его. Инн Креститель говорит: «Я не знал Его (Мессии–Христа), но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» ( Ин.1:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

В. Зачем добавлено: «даждь нам днесь», т. е. на нынешний день? О. Чтобы мы не обременяли своего сердца чрезмерными заботами и опасениями, и не надеялись в том на себя, а всегда надеялись на Бога. «Не заботьтесь о завтрашнем дне, – сказал в нагорной проповеди Господь: – ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. 63 Ибо знает Отец ваш Небесный, что вы во всем этом имеете нужду» ( Мф. 6, 32–34 ). В. Что ещё испрашивают благочестивые христиане под именем насущного хлеба? О. Небесного хлеба, коим являются Тело и Кровь Христовы, а также и Слово Божие. Ими питает себя христианин и в душе своей. «Плоть Моя есть истинная пища, – сказал Христос, – и Кровь Моя есть истинное питие» ( Ин. 6, 55 ). 5-е, 6-е и 7-е прошения молитвы Господней В. Что разумеется в 5-м прошении под именем «долги наши»? О. Наши грехи. Несомненно, все мы являемся, когда грешим, должниками пред правосудием Божиим, ибо как всё, что имеем, мы получили от Бога, так должны всё и отдавать Ему, т. е. всё покорять Его закону и Его воле: но этого-то главного нашего долга и не исполняет никто из нас. В. А кто наши должники? О. Другие люди, когда они не оказывают нам того, к чему всех людей обязывает наш евангельский закон, в особенности – когда вместо любви они проявляют вражду и обиды. В. Почему мы можем и должны надеяться на возможность прощения для нас долгов, т. е. грехов? О. Потому, что это прощение исходатайствовал грешному человеческому роду Спаситель наш, Иисус Христос. Ап. Иоанн Богослов, призывая нас 64 не грешить, далее пишет: «а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин. 2; 1–2 ). В. При каком условии Спаситель обещал нам простить наши грехи? О. Тогда, когда мы САМИ ПРОЩАЕМ ИХ ДРУГИМ, как и читаем: – «яко же и мы оставляем должником нашим». Иначе – сами мы не получим прощения. И это условие Господь поставил настолько важным, что давши в Нагорной проповеди текст молитвы Отче наш, Он дальше добавляет: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если НЕ будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный НЕ простит вам согрешений ваших» ( Мф. 6, 14–15 ). Поэтому-то внимательные к себе, христиане, идя на молитву, примиряются в сердце (а по возможности – и вовне, попросив прощения у обиженных ими) с обидчиками своими. Хорошо это делать при возгласе литургии: «возлюбим друг друга». Но всего более обязаны мы прощать, и самые тяжкие обиды и огорчения, которые трудно простить, в пору говения – пред исповедью и Причастием. 65

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

62. Христос перед Пилатом. Миниатюра византийской рукописи Евангелия. XIII в. 63. Приведение Христа на судилище к Понтию Пилату. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде Кон. XV – нач. XVI в. Следующий сюжет страстного цикла – «Бичевание Христа», или «Биение у столпа», как следует из надписи на таблетке Софийского собора. Опять обратимся к евангельскому тексту. После того, как Иисус был приговорен, «воины правителя, – говорит Матфей, – взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк, и раздевши Его, надели на Него багряницу; и сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове» ( Мф.27:27–30 ). Иконография этого сюжета, особенно в более ранних памятниках, подчас соединяет в себе признаки двух разных эпизодов: поругания и бичевания. Например, на мозаике собора Сан-Марко в Венеции (нач. XIII в.) Христос изображен в императорском облачении с терновым венком на голове и жезлом в руках. В ранних русских страстных циклах – как и в схеме таблетки Софийского собора – в центре композиции изображается обнаженный Христос в набедренной повязке, привязанный к колонне. Два палача избивают его плетьми. Иногда еще двое воинов держат его за руки. Однако этот сюжет в древнерусском искусстве получает распространение главным образом в XVII столетии. Так, в достаточно подробном страстном цикле праздничного ряда из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря эта сцена отсутствует. 64. Бичевание Христа. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. «И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона: сего заставили нести крест Его» ( Мф.27:31–32 ). В отличие от синоптиков (евангелий Матфея, Марка и Луки), Иоанн говорит о том, что Христос сам нес свой крест: «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа» ( Ин.19:17 ). Следом за Христом шло множество народа и женщин, «которые плакали и рыдали о нем».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

1) Божба – самый частый грех против 3-й заповеди. Это – легкомысленное употребление имени Божия, призывание Бога в свидетеля своих слов или дел для уверения других. Некоторые, как бы боясь призывать имя Божие, говорят „отсохни моя рука“, „провались я“. Но и такая божба – грех . Господь запрещает божбу чем бы то на было (Чит. далее, 8). 2) Ложная клятва или присяга , когда пред Святым Крестом и Евангелием утверждают клятвой то, чего нет, и клятвопреступление , или нарушение присяги, когда не исполняют того, что было с клятвою обещано или сказано. Так, наученные царицею Иезавелью, лжесвидетели обвинили еврея Навуфея в хуле на Бога и царя, за что он был побит камнями ( 3Цар.21:7–13 ). Так, евреи поклялись у горы Синая, что будут исполнять заповеди Божии, но, когда Моисей замедлил на горе, они начали поклоняться идолу, вопреки первой и 2-й заповедей ( Исх.24, 32:1–8 ). 8 . Иисус Христос в таких словах запрещает клятву или божбу в обыкновенных разговорах. Не клянитесь ни небом, потому что оно – престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он – город Великого Царя (Самого Бога); ни головою своею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово твое (для утверждения или отрицания) да, да; нет, нет; а что сверх того, то от лукавого (т. е. внушается лукавым или диаволом) ( Мф.5:34–37 ). 9 . Клятва или присяга не запрещается, как неправильно учат некоторые из сектантов, в делах общественных, например, при вступлении императора на престол, при поступлении на государственную службу, по делам в судах, только была бы она справедлива и произнесена с благоговением. Сам Бог Отец для уверения в том, что Он пошлет Спасителя миру, употребил клятву ( Евр.6:16–17 ). Сам Иисус Христос утвердил клятву на суде первосвященника Каиафы, когда на слова его: „заклинаю Тебя Богом Живым“, т. е. скажи перед Богом, под клятвою, „Ты ли Сын Божий“, ответил: „Ты Сказал“, т. е. да ( Мф.26:63–64 ). Апостол Павел неоднократно призывал Бога во свидетели в доказательство истинности своих слов, говоря: „Свидетель мне Бог“ ( Рим.1:9 ). О четвертой заповеди Закона Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010