Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Братья Господни – так в  Евангелии ( Мф.12:46-48 ); ( Ин.7:3-5 ) и других источниках именование, относимое преданием к детям св. праведного Иосифа Обручника (нареченного мужа Девы Марии ), от его первого брака, либо к родственникам Иисуса Христа (по человеческому естеству). В Новом Завете упоминается не менее 6-ти лиц, которые названы «братьями» и «сестрами» Иисусовыми. Нет сомнения в том, что они были или считались родственниками Христа Спасителя по плоти. Имена сестер Его не названы; братья же именуются Иаковом, Иосией, Иудой и Симоном ( Мф.13:55-56 ); ( Мк.6:3 ). B ( Мф.27:56 ) матерью Иакова и Иосии названа некая Мария, а в ( Мк.15:40 ) об этой Марии говорится как о « матери Иакова меньшого и Иосии ». Евангелист Иоанн свидетельствует, что во дни земной жизни Христа « братья » Его « не веровали в Него » ( Ин.7:5 ), однако сразу же после Вознесения мы находим их среди учеников ( Деян.1:13-14 ). Апостол Павел говорит о братьях Господних и в частности об Иакове, который с 40-х гг. стал руководителем Иерусалимской христианской общины. Ни в церковных преданиях, ни в библейских исследованиях нет однозначного ответа на вопрос о степени родства братьев Господних к Иисусу Христу и между собой. Единственное, что Предание Церкви решительно отвергает, это взгляд некоторых протестантов, согласно которому братья Господни были родными братьями Иисуса. В Евангелиях мать Иакова и Иосии названа по имени (Мария), но она явно не отождествляется с Девой Марией. Даже рационалист Ренан вынужден признать, что назаряне называли Христа «Сыном Марии», потому что Он был известен «как единственный сын вдовы». Начиная с первых веков христианства, высказывалось несколько предположений о братьях Господних, ни одно из которых не стало господствующим. а) Братья Господни были детьми Иосифа Обручника от первого брака. Так думали автор Ев. Иакова, Ориген , Климент Александрийский , свт. Епифаний Кипрский . Эта гипотеза вполне правдоподобна, но она не может быть распространена на Иакова меньшого и Иосию, поскольку они были сыновьями Марии, одной из женщин, сопровождавших Христа.

http://azbyka.ru/bratya-gospodni

Св. Мария не оставляла Спасителя даже и в то время, когда самые ученики Его, «оставльше Его, вси бежаша» ( Мк.14:50 ). Полная веры, любви и безграничной преданности к Спасителю, св. Мария, не страшась неистовства Его врагов, сопровождает Его на Голгофу, сквозь толпы издевавшегося над Распятым народа приближается к самому кресту Его и состраждет Ему, своим участием в жестокой скорби Пречистой Матери Иисусовой облегчает неутолимую болезнь души Ее, присутствует при погребении Спасителя, не оставляет своего Господа после Его погребения и сидит «прямо гроба» Его, доколе совершенная тьма ночи и покой субботы не заставляют ее удалиться (Мф.27:55–56, 61; Мк.15:40–41, 47 ; Ин.19:25 ). «Минувшей же субботе, Мария Магдалина», предупредив всех, «прииде заутра, еще сущей тьме, на гроб, да помажет Иисуса», Который для нее и во гробе был ее Господом и Владыкой ( Лк.16:1 ; Ин.20:1 ). Такая пламенная любовь к Господу, такая постоянная преданность Ему в самые тяжкие минуты испытания веры были достойно вознаграждены Самим Господом. Св. Мария первая увидала в опустевшем гробе «два Ангела в белых ризах седяща», которые и возвестили ей о воскресении Христовом; ей первой благоволил явиться и Сам воскресший Господь и послал ее возвестить ученикам Своим святую радость воскресения ( Ин.20:11–18 ; Мк.16:9–10 ). Вся последующая жизнь св. Марии была всецело посвящена смиренному служению проповедникам Евангелия Христова, содействию им в обращении неверующих, в наставлении и утверждении в вере обращающихся, в прославлении имени Господа Иисуса Христа во всем мире. По церковным песнопениям, она, «по страшнем Спасове вознесении, преходила слово всюду честное возвещающи, и многи уловляющи прельщающияся неведением, яко Слова ученица славная». Предание говорит, что св. Мария проникла в Рим до двора цезарей и возвестила грозно-мрачному имп. Тиверио: «Христос воскресе», причем поднесла в дар окрашенное яйцо (символ смерти, из которой рождается жизнь), рассказав при этом о беззаконии Пилата и иудейских архиереев, содеянном ими над Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Надо полагать, что и Апостолы, находившиеся в толпе на Голгофе, были потрясены землетрясением. Но теперь они не могли уже надеяться, что Иисус сойдет с креста и объявит Себя Царем Израилевым. Он умер, и один из воинов, чтобы окончательно удостовериться в Его смерти, пронзил Ему копьем ребра. Все это видели Апостолы; и видели они потом, как сняли тело Иисуса с креста и понесли куда-то для погребения. Все кончилось! Иисус умер и погребен, как Человек. Значит, Он – не Сын Божий и не Мессия. Конец мечтам о всемирном царстве еврейском, о двенадцати престолах, обещанных Апостолам в этом царстве! С разбитыми надеждами, тоской, отчаянием и полным разочарованием ушли Апостолы с Голгофы. Они (кроме Иоанна, конечно) даже не поинтересовались посмотреть, где погребен Иисус, так как Евангелисты, говоря о женщинах, следивших за погребением Иисуса, ничего не говорят об Апостолах ( Мф.27:61 ; Мк.15:47 ; Лк.23:55 ). Мы знаем, что Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия и другие женщины, всюду следовавшие за Иисусом, хотели воздать Ему последнюю почесть, возлить на тело Его ароматические масти; но Апостолы и в этом не приняли никакого участия ( Мф.28:1 ; Мк.16:1 ; Лк.23:56 ). Прошел вечер пятницы; прошла и суббота, показавшаяся этим женщинам вечностью. В субботу, после захода солнца, они купили ароматы и ждали наступления утра, чтобы идти ко гробу Господа. Ни они, ни Апостолы, не знали, конечно, что в субботу утром первосвященники приставили стражу из римских воинов ко входу в ту пещеру, в которой было положено тело Иисуса, а камень, которым заложен был вход в нее, опечатали печатью Синедриона ( Мф.27:62–66 ). Ожидали эти женщины наступления утра, конечно, в сообществе с Апостолами, так как все друзья Иисуса составляли тогда как бы одну осиротелую семью. Не дождавшись, однако, утра, они пошли ко гробу, а Апостолы остались дома. Вскоре прибегает к Апостолам Мария Магдалина и со слезами отчаяния говорит: «Унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его!» Услышав это, Петр и Иоанн встали и поспешили с Марией ко гробу.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Ин.12:7 . Рече же Иисус: не дейте ея, да в день погребения моего соблюдет е: «Не дейте ея» φες ατν; omitte eam; яснее и точнее в русском переводе: оставьте ее (не беспокойте ее, не смущайте ее) 1196 . «В день погребения Моего соблюдет е» (миро): τηρση ατ; aservavit istud», т. е. сберегла она (это миро) на день погребения Моего. Место это трудно и не всеми одинаково понимается. Некоторые думают, что сбережено было миро от погребения Лазаря; другие полагают, что Мария по слову Господа не все миро вылила на ноги Господа, а сохранила некоторую часть его и позже употребила действительно при погребении Господа Иосифом. Но нам кажется, что не следует упускать из виду слова Господа, записанные у Евангелиста Матфея ( Мф. 26:12 ): «возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению». Посему мы думаем, что прямой смысл читаемых в настоящем месте слов Евангелия от Иоанна есть тот, что деяние Марии, хотя совершенное во время трапезы в Вифании, есть деяние погребальное, и что Господь принимает теперь от нее это помазание, как бы совершенное тогда, когда оное действительно будет нужно. Это было действие пророческое, внушенное Марии свыше, а посему: «где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире сказано будет в память ее и о том, что она сделала» ( Мф. 26:13 ; Мк. 14:9 ). У Мк. 16есть указание, что некоторые жены купили ароматы после погребения Господня, чтобы идти помазать Его; у Лк. 23:55–56 и 24:1–2 указано, что некие женщины приготовили благовония и масти и в первый день недели, неся приготовленные ароматы, шли ко гробу, но нашли камень отваленным от гроба. Посему мы не видим вторичного помазания Господа женами после погребения, ибо в первых трех Евангелиях только говорится, что Иосиф обвил пречистое тело плащаницею; в Евангелии Иоанна прибавлено, что Никодим, принес состав из смирны и алоя, но по-видимому женщины только присутствовали при этом погребении 1197 , но не принимали в нем участия. Поэтому нет основания предполагать, что Мария в Вифании соблюла остаток мира до погребения, ибо жены не имели случая послужить Господу своими ароматами, так как воскресение Господа совершилось прежде, чем они пришли ко гробу: посему выражение 7-го стиха означает только что ранее вечери во Вифании Мария приготовила миро для совершаемого ею ныне действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

6 . Гди, покрый (сохрани, защити) м человкъ нкоторыхъ, и бсвъ, и страстей, и ины неподобны вещи. мо цъ, прибжище мо снъ, покровъ мой дхъ стый: трце ста, слава теб. 7 . рекъ (сказав это), плюн (Он плюнул) на землю [ Ин.9:6 ]. Тогда заплеваша лиц [ Мф.26:67 ]. 2. Прочитайте, поставьте подчёркнутые слова в форму именительного падежа единственного числа: Др же , даждь (дай) м взаимъ (взаймы) тр хлбы [ Лк.11:5 ]. Человче , ставлюттис 11 грс тво [ Лк.5:20 ]. Сетни (суетны) убо вс человцы [ Прем.13:1 ]. Глголаше бо (ибо он говорил) изыди, д ше нечистый, человка [ Мк.5:8 ]. Се бо въ зачатъ и во грсхъ роди (родила) м мати мо [ Пс.50:7 ]. И собертс пред нимъ вс зыцы (народы): и разлчитъ ихъ дргъ дрга, коже пастырь разлчаетъ вцы козлищъ [ Мф.25:32 ]. И сотвориша (сделали) у чницы , коже повел (велел) имъ и уготоваша пасх [ Мф.26:19 ]. Да возвраттс враз мо вспть, воньже аще день (в тот день, когда) призов т [ Пс.55:10 ]. Помилй м, бже, помил й м: к на т упова (надеялась) дша мо, и на снь крил (покров Твоих крыльев) надюса [ Пс.56:1 ]. И дадите перстень на рк и сапог на ноз [ Лк.15:22 ]. Видите р ц мо и ноз мо, к самъ азъ [ Лк.24:39 ]. Ты же, человче сихъ бгай [ 1Тим.6:11 ]. 3. Переведите, запомните окончание формы 2-го лица единственного числа настоящего времени: И ты даеши имъ пищ. Что м Кам идеши; Спиши ли; Жено (женщина!), что плачеши, кого ищеши; [ Ин.20:15 ]. Любиши ли м; Что м вопрошаеши; верзаеши ты щедрю рк твою. 4. Прочитайте и переведите следующие предложения, найдите глаголы в настоящем времени, определите их форму: Ты глаголеши, к црь азъ [ Ин.18:37 ]. Врета ли, к мог сотворити; [ Мф.9:28 ]. Врю, гди, и исповдю, к ты воистинн хртосъ, снъ бга живаг. Смотрите вранъ (на воронов), к не сютъ, ни жнтъ: имже (у которых) нсть сокровища, ни житницы, и бгъ питаетъ ихъ [ Лк.12:24 ]. Оучтлю (учитель!), хощева, да аще (что если) просива, сотвориши нама. нъ же реч (сказал) има: что хощета, да сотворю (чтобы я сделал) вама; [ Мк.10:35–36 ]. коже убо собираютъ плевелы, и гнемъ сожигаютъ: так бдетъ въ вка сег [ Мф.13:40 ]. Паки аминь глголю вамъ: к аще (что если) два васъ совщаета (приходят в согласие) на земл всцй вещи, (которую) аще просита, бдетъ има ца моег, иже (который) на нбсхъ [ Мф.18:19 ]. Желаете, и не имате (не имеете): убиваете и завидите (завидуете), и не можете улчити (достигнуть) [ Иак.4:2 ]. С убо нын, стый црю (святой царь), многихъ ради (из-за многих) и великихъ нашихъ грхвъ страждемъ (страдаем), и повинемс врагмъ нашымъ, и въ немощехъ [ 3Мак.2:11 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

«Восхотел идти в Иерусалим». Точнее: «обратил лицо Свое к Иерусалиму» ( τ πρσωπον ατο στριξε – гебраизм; ср. Иер.21:10; 42:15 ). Таким образом, Иерусалим делается с этих пор тем пунктом, куда постоянно обращен взор Христа. «Приготовить для Него» (стих 52), т.е. подготовить самарян к Его прибытию, так как самаряне, как видно из следующего 53-го стиха, неодобрительно относились к путешествию Христа в Иерусалим, где, как они полагали, Христос объявит себя царем. Им было в высшей степени неприятно, что их враги – иудеи удостоены будут такой великой милости от Того, Кого они признали уже раньше ( Ин.4 ) Мессиею (ср. Мф.11:3 ). «Видя то» (стих 54), т.е. узнав об этом от возвратившихся «вестников». На гневное заявление сынов Зеведеевых, которых сам Господь назвал сынами грома ( Мк.3:17 ), желавших, подобно Илии пророку, низвести огонь на неразумных самарян, Господь отвечает, что они не понимают, очевидно, что, как ученики Христа, живущие уже в Новом Завете, а не в Ветхом, как Илия, они не должны прибегать к тем суровым мерам вразумления, к каким прибегали пророки Ветхого Завета. И Илия также имел в Себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе проявляющий Себя, чем Дух, под действием Которого находятся ученики Христа. «Какого вы духа» (стих 55). Слово «Духа» должно писаться с прописной буквы, а не со строчной, как в русском переводе, потому что греческое выражение εναι πνεματος – значит стоять, находиться в зависимости от Духа, – конечно, Божия. Ср. Мк.9:41 . «Другое селение» (стих 56) – всего вероятнее, уже не самарянское. Господь идет, вероятно, по Галилее и Перее, где обыкновенно ходили богомольцы с севера в Иерусалим. Лк.9:57 .  Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Лк.9:58 .  Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Лк.9:59 .  А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И Лука в Деяниях Апостольских так повествует: и сии вси бяху терпяше единодушно в молитве и молении, с женами и Мариею материю Иисусовою и с братиею Его ( Деян.1:14 ), и апостол Павел таким же свидетельством утверждает истинность этого сказания: пришел же по откровению и никого не видел, кроме Петра и Иакова брата Господня ( Гал. 1:18–19 ) и опять в другом месте: еда не имамы власти ясти и пити; еда не имамы власти сестру жену водити, яко и прочии апостоли и братия Господни и Кифа ( 1Кор. 9:3–4 )? И чтобы кто-нибудь не стал отрицать свидетельств иудеев, указавших имена братьев, утверждая, что и относительно братьев они были заражены тем же заблуждением, в какое впали и в суждении об отце; для этого он сделал остроумное предостережение, говоря, что эти же самые имена называются евангелистами в другом месте и что братья Господни и сыновья Марии, одни и те же лица. Матфей говорит: бяху же ту (без сомнения при кресте Господа) и жены многи издалеча зряще, яже идоша по Иисусе от Галилеи, служаще ему. В них же бе Мария Магдалина, и Мария Иакова и Иосии мати, и мати сыну Зеведеову ( Мф. 27:55–56 ). Также Марк: бяху же и жены издалеча зряще, в них же бе Мария Магдалина и Мария Иакова малаго и Иосии мати и Саломия ( Мк. 15:40 ), и там же спустя немного : и ины многия, яже изыдоша с ним в Иерусалим. Также и Лука: бяху же Магдалина Мария и Иоанна и Мария Иаковля, и прочия с ними ( Лк.24:10 ). О, слепое безумие и ум неистовствующий на собственную погибель! Говоришь, что при кресте Господа Матерь Его присутствовала, говоришь, что по причине вдовства и одиночества она была поручена ученику Иоанну, как будто по твоему мнению не имела она четырех сыновей и безчисленных дочерей, с которыми могла жить? И называешь её вдовою, чего Писание не говорит. И тогда как выставляешь все свидетельства евангелистов, тебе не нравятся слова одного Иоанна. Ты говоришь мимоходом, что при кресте Господа была Матерь Его, чтобы не показалось, что ты намеренно обходишь (свидетельство Иоанна), и однако умалчиваешь, какие женщины были с нею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мк.6:56 : больные просили, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; Мк.7:33 : Господь исцеляет косноязычного прикосновением к языку; Мк.8:22 сл. – тоже слепого чрез возложение рук; Мк.9:27 : взял за руку бесноватого; Мк.10:13 : приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним. Духовности Господа Иисуса особенно была противна мелочная обрядность фарисеев, – и она ни у кого из евангелистов не изображается так ярко, как во втором евангелии (гл. Мк.2 ; Мк.3 ; Мк.7 ; Мк.8 ). Победоносная духовность Христа имела двух врагов: бесноватых, которые исповедовали Его Сыном Божиим 207 , и обрядолюбцев фарисеев, которые в Его духовности видели действие нечистого духа. Фарисеи были так же орудием Веельзевула, как и бесноватые. В этих беглых штрихах основная идея второго евангелия выступает пред нами довольно ярко. По крайней мере мы имеем право сказать, что в евангелии Марка так же, как и в прочих евангелиях, сказывается влияние основной идеи. И уж конечно в том, что ряд чудес, совершенных Христом, в этом евангелии начинается изгнанием духа нечистого из бесноватого, необходимо видеть влияние основной идеи евангелия. Итак, идейно-богословский характер должно признать за всеми четырьмя каноническими евангелиями. Вместе с этим объяснение такого характера евангелий личными биографическими обстоятельствами первого и четвертого евангелистов следует расширить до пределов универсального духа евангелий. Такой характер евангелиям необходимо иметь по существу. Тут могло бы быть только различие между верующими и неверующими евангелистами, если бы последнее не было очевиднейшим абсурдом. Верующие же евангелисты, именно потому, что они верующие, неизбежно придают евангельским записям субъективный характер личной веры. Здесь мало различия, которое создается чисто психологическою почвою знакомства или незнакомства евангелистов с Основателем христианства, плотского знания или незнания Его; здесь важнее религиозно-психологическая основа веры в Него, общая для всех евангелистов и для всех верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010