А что неподобные образы возвышают наш ум лучше, чем подобные, я не думаю, что кто-либо из благоразумных людей стал бы оспоривать. Ибо в более ценимых 52 священных изображениях можно и обмануться, полагая что реально существуют некие златовидные небесные существа и световидные, сверкающие прекрасные мужи, облаченные в светлую одежду, сияющие безвредным огнем 53 (ср. Мф.28:3 ; Мк.16:5 ; Деян.1:10 ; Откр.4:4 ), и прочие подобные красоты, при помощи которых богословие изобразило небесные умы. Поэтому, чтобы не пострадали те, кто не представляет ничего выше явленных красот, возвышающая премудрость святых богословов священно нисходит до представляющегося странным несходства, не позволяя нашей приземленности успокаиваться, останавливаясь на неподходящих 54 образах, побуждая к действию то возвышающее, что есть в душе, и уязвляя ее безобразностью этих сложений, чтобы даже чрезмерно приземленным людям показалось недопустимым и невероятным, чтобы сверхнебесные божественные видения 55 воистину были схожи со столь низким. А кроме того, следует принять во внимание и то, что нет совершенно ничего из сущего 56 , что было бы лишено причастности красоте, поскольку, как говорит истина Речений, «Все хорошо весьма» ( Быт.1:31 ). 4 . Так что можно от всех них получить в уме прекрасные созерцания и из вещественного материала создать для существ умопостигаемых и разумных упомянутые неподобные подобия, хотя существа разумные существуют иным образом, нежели это уделено воспринимаемым чувствами. Ибо ярость 57 бессловесных рождается из страстного порыва, и их порожденное яростью движение исполнено всяческого неразумия, а у существ разумных ярость следует понимать иначе – как обнаруживающую, на мой взгляд, их мужественную разумность 58 и несмягчаемую верность богообразным и непревратным устоям. Точно так же похотью у бессловесных мы называем некое безмысленное и низменное влечение, неудержимо возникающее у подверженных изменениям от естественного движения, или спаривания, и безрассудную власть телесного желания, толкающую всякое животное к чувственно вожделенному.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

3, 1; 4). Души праведных после смерти находятся в руках вечного и всесильного Бога, они пребывают под Его покровительством, и их не коснется никакое мучение или вред. Их надежда исполнена бессмертия. Они умирают в непоколебимой уверенности в новой, вечной и блаженной жизни. Во времена Маккавеев горизонт надежд на воскресение становится еще шире и яснее. Третий из Маккавеев отвечает палачу, готовому отсечь ему язык и руки: «От неба я получил их и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их» (2 Мак. 7, 11). Подобный же ответ дал своим палачам и благочестивый иудей Разис, один из старейшин. Стоя на крутой скале, под ударами и пытками, он вырвал свои внутренности и бросил в собравшуюся толпу. Затем Разис призвал Господа «живота и духа», чтобы Он снова дал ему жизнь и дыхание в какой–либо из дней! (2 Мак. 14, 37–46). И этот день не какой–нибудь иной, но день Воскресения мертвых. Таким образом, задолго до Пришествия Христа Бог дал нам надежду победить смерть. Наставляя примерами чьих–либо личных или общенародных страданий, Он возвышает и постепенно ведет Свое создание к идее воскресения. Он помогает человеку понять, что за временным неустройством существует небесная гармония. Что земля, где хоронят умерших, не есть та надежная почва, где праведник обретает награду. Таким образом, Божественная Любовь предлагает Своему созданию оптимистические откровения, полные благих надежд, которые, подобно светлым потокам, насыщают ум разумного человека и облегчают горе, проистекающее от наказания смерти и ада. Человеколюбие Божие преобразует нас «к лучшему» Во времена Ветхого Завета явились «блаженные» люди и «святые образы». Избранный народ Божий, показал себя, с одной стороны, как «род лукавый и прелюбодейный» и «грешный» (Мф. 12, 39. Мк. 8, 38); не раз он оказывался непослушным и неверным; он роптал против Моисея и Самого своего Благодетеля. С другой стороны, он явил и мужей, которые отличались верой, добродетелью, мудростью, любовью и горячей ревностью к Богу. И все же никто из этих праведников не мог исцелить глубокую рану самого корня человеческого рода. Ничья добродетель не могла быть достаточной «во освящение, и благословение, и возвращение жизни». Победа над смертью и адом была одержана окончательно и бесповоротно жертвой единого безгрешного и всесвятого Богочеловека Иисуса. Он победил и уничтожил смерть. Он сокрушил ядовитое жало смерти, то есть грех (1 Кор. 15, 55–56). С Его тридневным светлым Воскресением из мертвых те предвозвещания, которые были даны до тех пор дохристианскому миру для сохранения в нем живой надежды Воскресения, стали «ясными, очевидными, вполне истинными». После Воскресения Господа «произросли у нас и сонмы мучеников — когда смерть была разрушена, а воскресение сияет» [ 272 ]. О славном Воскресении Господа, Который «начаток умершим бысть» (1 Кор. 15, 20) и Который открыл человеческому роду путь к воскресению, речь будет идти в следующей главе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Христианские философы и моралисты в нравственной оценке смертной казни расходятся до противоположности. Если одни во имя религиозно-нравственных принципов христианства решительно осуждают наказание смертью, отождествляя его с убийством вообще 1052 , то другие, наоборот, во имя тех же принципов ревниво оправдывают это наказание, не считая его убийством в нравственном смысле слова 1053 . Истина, по нашему убеждению, здесь, как и в вопросе о вынужденной лжи, находится в средине между двумя противоположными, взаимно себя исключающими воззрениями. Бесспорно, что употребление смертной казни как фактического лишения жизни ближнего, хотя бы и по приговору законного суда, по самому своему существу несогласно с общим духом возвышеннейшего учения христианского о бесконечной ценности человеческой жизни как именно Божия дара и Божией собственности ( Лк. 9:55 ). Ибо Господь Бог не хочет смерти грешника, но, «чтобы грешник обратился от пути своего, и жив был» ( Иез. 33:11 · Ср· Иак. 5:20 ), да и Сам «Сын Человеческий пришел не погубить души человеческие, а спасать» ( Лк. 9:56 ) призывом грешников к покаянию ( Мф. 9:13 ; Мк. 2:17 ; Лк. 5:32  и др.), между тем как в смертной казни нет места для деятельного исправления преступника и возвращения к жизни после именно ее совершения. По словам Гоббса, закон наказывает преступника, удаляет из общества, лишает жизни как существо, вредное для общества 1054 . Это чисто языческий взгляд на человека, видящий в нем только члена общества и отрицающий самостоятельное значение человеческой личности. Христианство не так смотрит на назначение человека. Если вечная природа ближнего была достойна того, что для ее спасения сходил на землю Сам Сын Божий, то тем более она достойна попечений со стороны человеческого общества. Пусть наш ближний грешник даже преступник, но пока он живет с нами, для него остается возможность исправления и спасения ( Лк. 13:6–9 ). Отсюда, совершенная над преступником смертная казнь делает невозможным его исправление при жизни. Между тем, христианская справедливость в отношении к ближнему, хотя бы и злейшему преступнику, состоит в том, чтобы воздать должное вечному существу человека, т.е. в том, чтобы помочь ему в нравственном исправлении и достижении им вечной жизни 1055 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

[...] Надежда их полна бессмертия» ( Прем.3:1; 4 ). Души праведных после смерти находятся в руках вечного и всесильного Бога, они пребывают под Его покровительством, и их не коснется никакое мучение или вред. Их надежда исполнена бессмертия. Они умирают в непоколебимой уверенности в новой, вечной и блаженной жизни. Во времена Маккавеев горизонт надежд на воскресение становится еще шире и яснее. Третий из Маккавеев отвечает палачу, готовому отсечь ему язык и руки: «От неба я получил их и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их» ( 2Мак.7:11 ). Подобный же ответ дал своим палачам и благочестивый иудей Разис, один из старейшин. Стоя на крутой скале, под ударами и пытками, он вырвал свои внутренности и бросил в собравшуюся толпу. Затем Разис призвал Господа «живота и духа», чтобы Он снова дал ему жизнь и дыхание в какой-либо из дней! ( 2Мак.14:37–46 ). И этот день не какой-нибудь иной, но день Воскресения мертвых. Таким образом, задолго до Пришествия Христа Бог дал нам надежду победить смерть. Наставляя примерами чьих-либо личных или общенародных страданий, Он возвышает и постепенно ведет Свое создание к идее воскресения. Он помогает человеку понять, что за временным неустройством существует небесная гармония. Что земля, где хоронят умерших, не есть та надежная почва, где праведник обретает награду. Таким образом, Божественная Любовь предлагает Своему созданию оптимистические откровения, полные благих надежд, которые, подобно светлым потокам, насыщают ум разумного человека и облегчают горе, проистекающее от наказания смерти и ада. Человеколюбие Божие преобразует нас «к лучшему» Во времена Ветхого Завета явились «блаженные» люди и «святые образы». Избранный народ Божий, Израиль, показал себя, с одной стороны, как «род лукавый и прелюбодейный» и «грешный» ( Мф.12:39 ; Мк.8:38 ); не раз он оказывался непослушным и неверным; он роптал против Моисея и Самого своего Благодетеля. С другой стороны, он явил и мужей, которые отличались верой, добродетелью, мудростью, любовью и горячей ревностью к Богу. И все же никто из этих праведников не мог исцелить глубокую рану самого корня человеческого рода. Ничья добродетель не могла быть достаточной «во освящение, и благословение, и возвращение жизни». Победа над смертью и адом была одержана окончательно и бесповоротно жертвой единого безгрешного и всесвятого Богочеловека Иисуса. Он победил и уничтожил смерть. Он сокрушил ядовитое жало смерти, то есть грех ( 1Кор.15:55–56 ). С Его тридневным светлым Воскресением из мертвых те предвозвещания, которые были даны до тех пор дохристианскому миру для сохранения в нем живой надежды Воскресения, стали «ясными, очевидными, вполне истинными». После Воскресения Господа «произросли у нас и сонмы мучеников – когда смерть была разрушена, а воскресение сияет». 272 О славном Воскресении Господа, Который «начаток умершим бысть» ( 1Кор.15:20 ) и Который открыл человеческому роду путь к воскресению, речь будет идти в следующей главе.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Должно обратить внимание в приведенной цитате на соединительное «и» («И весь синедрион»). Ясно, что множество людей, определявших участь узника превышало число членов того совета в Иерусалиме, который только один имел права высшего судебного органа. Для принятия судебного решения нужны были свидетели – лица, обладающие точными сведениями о поступках обвиняемого для вынесения судебного решения, оправдывающего или осуждающего подсудимого. Этот весьма простой способ совершения судебных дел известен с глубокой древности. Без свидетелей судебное решение невозможно. Господь, дав на г. Синай богоизбранному народу Закон, установил и правила относительно свидетелей: По словам двух свидетелей или трех свидетелей должен умереть осужденный на смерть: не должно предавать смерти одного свидетеля (Вт. 17, 6). Спаситель говорит иудеям: в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно ( Ин.8:11 ). Так как показания свидетелей определяли судьбу человека, жизнь его или смерть, Моисеев закон требовал безукоризненную правдивость. Не произноси, – говорить 9-я заповедь Десятисловия, – ложного свидетельства на ближнего твоего ( Исх.20:16 ). Еврейское судопроизводство предусматривало полную тождественность показания свидетелей. В противном случае, получается один свидетель. На суде над Иисусом Христом старейшины и члены Синедриона привлекали многих для свидетельства, но их показания оказывались юридически несостоятельны. В святом Евангелии они названы лжесвидетелями ( Мф.26:60-61 , Мк.14:55-56 ). Должно заметить, что согласно закону, лжесвидетель подвергался тому наказанию, которое ожидало оговариваемого им подсудимого. Печально, но верно: члены Синедриона в ту ночь суда над ненавидимым ими Учителем забыли эту элементарную юридическую норму, древнееврейского права. Ни один лжесвидетель суду не подвергся. Последними были приглашены мнимые свидетели, которые вспомнили слова Спасителя, сказанные иудеям, требовавшим от Него знамение, подтверждающее его власть изгонять из Храма торговцев: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его ( Ин.2:18-19 ). Трудно определить: какое именно преступление видели эти лжесвидетели, выступившие последними. Может быть непочтение к храму или подстрекательство его разрушению? Но вряд ли ускользало от их внимания, что Иисус Христос говорил не только о разрушении, но и созидании. «Основания для смертного приговора здесь не было». Можно было увидеть в этих словах указание на Свою Божественную силу. Но это был слишком косвенный повод для суда. Тем более, иудеи восприняли эти слова буквально: сей храм строился сорок шесть лет, и  Ты в три дня воздвигнешь его ( Ин.2:19 ). Заключенное в этих словах пророчество о Своем Воскресении иудеям оказалось недоступным.

http://azbyka.ru/sud-nad-iisusom-xristom...

15, 1). Должно обратить внимание в приведенной цитате на соединительное " и " ( " И весь синедрион " ). Ясно, что множество людей, определявших участь узника превышало число членов того совета в Иерусалиме, который только один имел права высшего судебного органа. Для принятия судебного решения нужны были свидетели - лица, обладающие точными сведениями о поступках обвиняемого для вынесения судебного решения, оправдывающего или осуждающего подсудимого. Этот весьма простой способ совершения судебных дел известен с глубокой древности. Без свидетелей судебное решение невозможно. Господь, дав на г. Синай богоизбранному народу Закон, установил и правила относительно свидетелей: По словам двух свидетелей или трех свидетелей должен умереть осужденный на смерть: не должно предавать смерти одного свидетеля (Вт. 17, 6). Спаситель говорит иудеям: в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно (Ин.8, 11). Так как показания свидетелей определяли судьбу человека, жизнь его или смерть, Моисеев закон требовал безукоризненную правдивость. Не произноси, - говорить 9-я заповедь Десятисловия, - ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх. 20, 16). Еврейское судопроизводство предусматривало полную тождественность показания свидетелей. В противном случае, получается один свидетель. На суде над Иисусом Христом старейшины и члены Синедриона привлекали многих для свидетельства, но их показания оказывались юридически несостоятельны. В святом Евангелии они названы лжесвидетелями (Мф. 26, 60-61, Мк. 14, 55-56). Должно заметить, что согласно закону, лжесвидетель подвергался тому наказанию, которое ожидало оговариваемого им подсудимого. Печально, но верно: члены Синедриона в ту ночь суда над ненавидимым ими Учителем забыли эту элементарную юридическую норму, древнееврейского права. Ни один лжесвидетель суду не подвергся. Последними были приглашены мнимые свидетели, которые вспомнили слова Спасителя, сказанные иудеям, требовавшим от Него знамение, подтверждающее его власть изгонять из Храма торговцев: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2, 18-19). Трудно определить: какое именно преступление видели эти лжесвидетели, выступившие последними. Может быть непочтение к храму или подстрекательство его разрушению? Но вряд ли ускользало от их внимания, что Иисус Христос говорил не только о разрушении, но и созидании. " Основания для смертного приговора здесь не было " . Можно было увидеть в этих словах указание на Свою Божественную силу. Но это был слишком косвенный повод для суда. Тем более, иудеи восприняли эти слова буквально: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его (Ин. 2, 19). Заключенное в этих словах пророчество о Своем Воскресении иудеям оказалось недоступным.

http://pravoslavie.ru/1699.html

55 Иудейлерди Пасхазы келерде, ороон ичине кп улус Пасхада озо арутанайын деп, Иерусалимге келди. 56 Олор Иисусты бедиреп, «Слер сананзагар, Ол байрамга келгей не?» деп, байзыда бойлоры ортодо эрмектежип турдылар. 57 Улу абыстар ла фарисейлер Оны тудуп аларга, Оны билген кижи онызын угуссын деп, бердилер.   12   Иисус Вифанияда   (Мф. 26:6-13; Мк. 14:3-9; Лк. 7:36-50)   1 Пасхада алты кн озо Иисус Бойы тиргискен Лазарь Вифания деп келди. 2 Анда Ого кнд-крее эттилер. Марфа олорды кндлеген. Лазарь дезе Оныла кожо кыйын отургандарды бирзи болгон. 3 Мария нард дейтен змни бойына белетелген баалу-чуулу бир фунт май алала, Иисусты будын майлап, бойыны чачыла Оны будын арчып ийди. Майды йди ичине толо берди. 4 Айдарда, Оны ренчиктерини бирзи, Оны садатан Симон уулы Иуда Искариот, айтты: 5 – Бу майды ч динарийге садала, треилерге не леп бербес? 6 Мынайда ол треи улуска килеп эмес, бойы уурчы учун айткан. Ол текши кайырчагашту ого салган акчада бойына алып туратан. 7 – Ого тийбе! Ол бу майды мкмди кдрер кнге чеберлеер учурлу болгон – деп, Иисус каруу – 8 Треилер слерле кожо болор, Мен дезе слерле кожо болбозым. 9 Кп иудейлер Иисусты анда деп угала, Ого болуп эмес, Ол тиргискен Лазарьды да кррг келдилер. 10 Улу абыстар Лазарьды да лтрерге алдылар, 11 нени учун дезе ого болуп иудейлерди кбизи келеле, Иисуска бдп тургандар.   Иерусалимге кдриил киргени   12 Эртезинде байрамга келген кп улус, Иисус Иерусалимге келип угала, 13 пальма агашты брлерин тудунганча, Ого уткый чыгып, кыйгырыжып турдылар: – Осанна ! Кайраканны адына келип Израиль Кааны, алкышту! 14 Иисус дезе, кулун эштек табала, ого минди, бичилгениле: 15 «Коркыба, Сион кызы! Бат, сени Кааны кулун эштекке минип, сеге келип 16 Оны ренчиктери мыны озо баштап одобогон, Иисус макталарда, анайда Ол керегинде бичилгенин ле Ого анайда эткендерин эске алгандар. 17 Ол Лазарьды ск салар кычырып, тиргизип алган деп, Оныла кожо болгон улус керелеп айдып 18 Оны да учун Оны улус уткып чыккан: бу кайкалды эткени Ол деп, олор уккандар. 19 Фарисейлер дезе бойлоры ортодо эрмектешти:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

3. У гроба Господня Жещины, которые и прежде «следовали за Христом из Галилеи, служа Ему» ( Мф.27:55 , Мк.15:41 , Лк.23:55 ) теперь и «с другими многими, пришедшими вместе с Ним в Иерусалим» ( Мк.15:41 ), стояли при кресте ( Ин.19:25 ), иные же «смотрели издали» ( Мф.27:55–56 , Лк.23:49 , Мк.15:40 ). Они видели, как снято было со креста Иосифом н Никодимом пречистое тело Его, ими помазано благовониями, обвито чистою плащаницею ( Ин.19:39–40 ) и погребено во гробе новом ( Ин.19:38–41 , Лк.23:50–53 , Мк.15:42–43 ). Мария Магдалина и Мария Иосиева при этом «сидели против гроба» ( Мф.27:61 ) и «смотрели, где Его полагали» ( Мк.15:47 , Лк.23:54 ). После того, проведя ночь «в покое по заповеди» ( Лк.23:56 ), они в свою очередь «приготовили благовония и масти» ( Лк.23:56 ) и с ними поспешили «посмотреть гроб ( Мф.28:1 ) и помазать тело Иисуса» ( Мк.16:1 ), «когда было ещё темно» ( Ин.20:1 ), «очень рано» ( Лк.24:1 ), «при восходе солнца» ( Мк.16:2 ). Тогда они были удостоены услышать от ангела весть о воскресении Христовом. Души наши горят восторгом, созерцая эту любовь и верность, проходящую через испытания. Эти сердца, раздиравшиеся от муки пред лицом крестной смерти Иисуса, от неё не окаменели и не замерли, напротив, они сохранили всю жизненную силу любви своей. Теперь, как и прежде, устремляются они послужить Ему, уже бездыханному мертвецу, чтобы достойно Его погребсти. Их не останавливает в этом порыве страх перед стражей, приставленной ко гробу, или робость о немощи своей, как им отвалить камень от гроба (а «он был весьма велик»! Мк.16:4 ). Горе оказалось неспособно обессилить волю их. На крыльях любви они стремятся ко гробу, а первою среди них та, которая ещё при жизни Господа удостоилась Его помазать «на день погребения» ( Ин.12:7 , Мф.26:12 , Мк.14:8 ), Мария Магдалина. Зов и веление любви заставили умолкнуть в них другие мысли, другие желания, но на них и ответствует Христос чрез ниспослание ангела, вестника воскресения, а затем и своим собственным явлением. Как обеднел бы наш мир, если бы лишён был радостного созерцания этого подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Ещё яснее и нагляднее, чем от Евангелия Матфея, выступает на вид, при сравнении, зависимость псевдо-евангелиста от Евангелия Марка. С наибольшей ясностью зависимость эта, как уже замечено, наблюдается в повествовании псевдо-евангелиста о жёнах-мироносицах, ходивших ко гробу Христа на рассвете первого дня недели (стих 50; ср. Мк.16:1–8 ). В числе встречающихся здесь многих выражений, буквально почти сходных со словами евангелиста Марка (ср. стих 53 с Мк.16:3 ; стих 55 с Мк.16:5 ; стих 56 (51) с Мк.16:6 ; ( Мф.28:6 ); стих 57 с Мк.16:8 ) особенно резко бросается в глаза одно в стихе 54: «ибо камень был велик» (μγας γρ ν λϑος). В Евангелии Марка буквально такое же замечание о камне ( Мк.16:4 ) делается самим писателем, от своего лица, – а потому там imperfect, ν – был стоит совершенно правильно; у псевдо-евангелиста же, влагающего это замечание в уста разговаривавших между собою святых жён, это – ν составляет очевидную грамматическую неправильность, вносящую в разговор святых жён если и не бессмыслицу, то нечто, логически не вяжущееся ни с предыдущим, ни с последующим: «кто же отвалит нам камень, лежащий на двери гроба..; ибо камень был велик, – и мы боимся» и прочее. Не сказывается ли в данном случае особенно ясно компиляторский характер писательства псевдо-евангелиста, выписывающего чужие слова без должного внимания к их смыслу? Выше мы уже указывали на стихи – 27 и 60; в первом из них слова мнимого автора псевдо-евангелия (ап. Петра) о своей и своих товарищей тяжкой скорби по поводу распятия Господа: πενϑοντες κα κλαοντες – буквально те же самые, какими описывается скорбь апостолов и у евангелиста Марка в Мк.16:10 ; во втором – стихе 60 апостол Матфей называется у псевдо-евангелиста «Левием, сыном Алфея», как он называется только в Евангелии Марка ( Мк.2:14 ). Место это в отрывке не менее примечательно, впрочем, как свидетельство и по отношению к Евангелию Матфея, т. к. только из сравнения повествования Марка, равно как и Луки ( Лк.5:27 ), с известиями, у Матфея в Мф.9:9; 10:3 усматривается, что сидевший у сбора пошлин и призванный Господом к следованию за Собою – Левий Алфеев (по Евангелию Марка), просто Левий (по Евангелию Луки) есть одно и то же лицо с Матфеем, и что этот Левий мытарь был призван потом к апостольскому служению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Рабы и слуги разложили огонь на дворе и грелись, ибо время было холодное; к ним пристал и Петр. Но тут узнала его при свете ( Лк. 22:56 ) другая рабыня и заметила сущим тамо ( Мф. 26: 71 ), что и он был с Иисусом Назарянином ( Мк. 14:68 ). Петр снова отрекся. Мимошедшу же яко часу единому, ин некий начал говорить с уверенностью, что воистину и сей с Ним бе ( Лк. 22:59 ); это был родственник тому Малху, которому Петр уреза ухо в Гефсимании. Не аз ли тя видех в вертограде с Ним? – говорил он Петру ( Ин. 18:26 ). Другие подтверждали, что и самый выговор его обличает в нем галилеянина (а ученики Христовы были все из Галилеи). Тогда Петр начат ротитися и клятися, яко не вем Сего Человека, егоже вы глаголете ( Мк. 14:71 ). И абие еще глаголющу ему, возгласи петел. И обращся Господь воззре на Петра: и помяну Петр Слово Господне, якоже рече ему, яко прежде даже петел не возгласит, отвержешися Мене трикраты. И исшед вон плакася горько ( Лк. 22:60–62 ). От Анны повели Иисуса Христа связанного к Каиафе, дом которого был также на Сионе и недалеко от дома Анны ( Ин. 17:24 ). Там архиереи и весь сонм искали лжесвидетельства на Иисуса, но не находили. Приступили, наконец, два лжесвидетеля и стали доказывать, что Он хотел разрушить церковь сию рукотворенную и создать в три для иную, нерукотворенную; но и тут расходились их свидетельства ( Мк. 14:56 ; Мф. 22:81 ). Что было отвечать на такие обвинения? Господь молчал. Востав архиерей посреде, вопроси Иисуса глаголя: не отвещаваеши ли ничесоже, что сии на Тя свидетельствуют! ( Мк. 14:60 ) Господь молчал. Обвинители, сами чувствуя слабость своих обвинений, решились прибегнуть к последним мерам: со страшным заклинанием подошел архиерей к Иисусу Христу, говоря: Заклинаю Тя Богом живым, да речеши нам, аще Ты еси Христос. Тогда Спаситель открыл уста Свои, чтобы засвидетельствовать истину, и отвечал: Ты рекл еси: обаче глаголю вам: отселе узрите Сына Человеческого седяща одесную силы и грядуща на облацех небесных. Услышав такой ответ, архиерей растерзал ризы свои, забыв заповедь Моисееву о первосвященнике: главы да не откроет и риз своих не раздерет ( Лев. 21:10 ). Что вам мнится? сказал он потом, обращаясь к другим судиям. Повинен есть смерти! – отвечали все единогласно. И суд был решен! Судии до утра отошли на свои ложа, а Господа Иисуса отдали на поругание воинам и слугам ( Мф. 26:50–66 ; Мк. 14:55–61 ; Лк. 22:63–71 ). На другой день утром снова собрался совет обвинителей и решил окончательно: предать Господа на распятие! Но сего нельзя было сделать без приговора римского прокуратора, и потому отправились все, вместе с Обвиняемым, к Пилату ( Мф. 27:1 ; Мк. 15:1 ; Лк. 22:66; 23:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010