(обратно) 51 Есть сырые оливки невозможно — они очень горькие. Чтобы избавиться от горечи, плоды моют и помещают в соляной раствор — без специй и добавок, или просто засыпают солью. Затем консервируют. Чёрные плоды готовятся дольше зелёных. Пять месяцев они лежат в соляном растворе при +10°, затем их вынимают и проветривают сутки на воздухе, чтобы начался процесс лёгкого окисления, после чего раскладывают по жестяным банкам. Технология засолки и вымачивания не изменилась с давних времен. (обратно) 52 «И взял я книжку из руки Ангела и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем» (Откр. 10:10). (обратно) 53 «И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мк. 1:17). (обратно) 54 «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32). (обратно) 55 «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2). (обратно) 56 Гипогликемия — снижение сахара в крови ниже нормы. (обратно) 57 «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). (обратно) 58 Аксиос — достоин (греч.) (обратно) 59 «Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин. 15:17). (обратно) 60 «Дети! Последнее время» (1Ин. 2:18). (обратно) 61 Такая практика установилась в Греции в связи с тем, что не каждый священник имеет благословение исповедовать. Таких духовников на большой город может быть всего три-четыре, и исповедь у них может длиться несколько часов. (обратно) 62 Солея (греч. σολεα — престол) — возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того, сам алтарь находится на возвышении и. таким образом, солея является как бы продолжением алтаря за его пределами. (обратно) 63 Мф. 15. (обратно) 64 «…встань, возьми постель твою и иди в дом твой…» (Мф. 9:6). (обратно) 65 «Лк. 23. (обратно) 66 Сильный пожар в Хиландаре, серьёзно повредивший древний афонский монастырь, вспыхнул 4 марта 2004 г. Французский писатель Жерар де Вилье считает, что его подожгли британские спецслужбы, пытаясь выманить оттуда Караджича. Через две недели после того, как вспыхнул пожар в Хиландаре, в результате организованной акции шиптарских террористов горели сербские православные святыни в Косово и Метохии.

http://isihazm.ru/?id=2079

Она же, без всякого сомнения, была и матерью двоюродных братьев Господних, что ясно видно из Евангелий св. Матфея и св. Марка: «Там, говорит св. Матфей, были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» ( Мф. 27:55–56 ), а св. Марк поясняет о женщинах и Марии, матери Иакова и Иосии, что оне и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему ( Мк. 15:40–41 ). Как служили Христу женщины, это видно из Евангелия: «служили ему имением своим» ( Лк. 8:1–3 ). Из вышеприведенных мест св. Писания видно, что мать братьев Господних – Иакова и Иосии была не иная Мария, как Мария Клеопова, сестра Богоматери, ибо, во-первых, Божия Матерь во всех Евангелиях называется не иначе, как «Девою Мариею» ( Лк. 1:27 ), «Матерью Иисуса» ( Ин. 2:1 и 2) или – «Матерью Его» ( Мф. 1:18 . Лк. 2:51 . Ин. 19:25 ) и решительно нигде не называется матерью Иакова, Иосии или других «братьев Господних»как и они решительно нигде не называются Ее сыновьями. Во-вторых, о Марии, матери Иакова и Иосии, говорится, что она и в Галилее и в Иерусалиме, следуя за Христом, служила Ему вместе с другими женщинами, т. е., как мы знаем, служила Ему от имения своего. Пресвятая же Дева Мария, принадлежала к бедной семье плотника, не могла служить Сыну Своему от имения Своего, потому что Сама жила в бедности и нуждалась в помощи, почему Христос и поручил Ее заботам любимого ученика Своего Иоанна. Следовательно, Пресв. Богородица не была матерью Иакова и Иосии; их мать была женщина состоятельная и никто иная, как сестра Богоматери, Мария Клеопова, почему и дети ее назывались «братьями Господними», как двоюродные Ему. В-третьих, замечательно и то, что сами «братья Господни» не называют себя «братьями Его‘‘, а «рабами»: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса» ( Иак. 1:1 ); «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова» ( Иуд. 1:1 ). Не говорит ап. Иуда: «брат Иакова и Иисуса», а только – «брат Иакова», который действительно был его родной брат.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

54. Моление о чаше Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV7 – нач. XVI в. Классическая иконография включает изображение молящегося коленопреклоненного Иисуса среди пустынных гор и спящих апостолов. Обычно Христос изображается дважды: молящимся и стоящим перед спящими учениками. В верхнем углу изображается небесный сегмент, из которого «нисходит» ангел. Если в Россанском евангелии мы видим фигуры трех апостолов, то на Софийской таблетке в нижнем регистре сцены – одиннадцать спящих апостолов. Следующий эпизод – «Предание Иуды». Эта сцена может получать различную трактовку, и в зависимости от того, какой эпизод больше акцентируется, складываются различные иконографические типы. 55. Поцелуй Иуды. Миниатюра константинопольской рукописи. Лекционарий 1059 г. из монастыря Дионисиат. Афон Евангелисты сообщают, что при выходе из Гефсиманского сада Христос встретил Иуду Искариота, который стоял в окружении людей, вооруженных мечами и копьями. «Предающий же его дал им знак, сказав: кого я поцелую, тот и есть, возьмите его». Затем Иуда подошел и поцеловал Иисуса, после чего стражники схватили Христа и отвели его к первосвященнику Каиафе ( Мф.26:47–56 ; Мк.14:43–50 ; Лк.22:47–54 ; Ин.18:3–12 ). Изображение на миниатюре сирийского евангелия Рабулы (VI в.) является одной из первых попыток воплощения иконографической схемы, которую можно обозначить как «Поцелуй Иуды». В центре композиции изображен Христос, руку которого лобзает Иуда, рядом два стражника берут Иисуса под руки. Уже здесь определилось фронтальное построение композиции. В дальнейшем сложилась схема, согласно которой Иуда обнимает Христа и целует его в щеку, их окружает толпа воинов с копьями и факелами в руках. Например, на новгородской иконе «Земная жизнь Христа» (1-я пол. XV в.), близкой по трактовке сюжета к южнославянским росписям XIII-XIV веков, в центре над головой Христа, как бы поднятый над толпой, изображен воин в развевающемся красном плаще, а в нижней части сцены – Петр, отрезающий ухо рабу Малху. Последний эпизод иллюстрирует слова Евангелия: «Один из бывших с Иисусом, простерши руки, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» ( Мф.26:51–52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

В доказательство последней мысли проследим употребление слова μυστριον в св. Писании нового завета 46 . В речах И. Христа слово это имеет весьма широкий смысл, особенно в соединении с βασιλεα τν οπανν, βασιλεα το Θεο, – выражением, имевшим в устах Христа Спасителя весьма обширное содержание. Так как выражение «царство небесное, царство Божие» в устах И. Христа обозначало иногда все учение Спасителя и все вообще домостроительство спасения человека, которое Он имел совершить 47 , иногда частнее дело искупления, и усвоение дела искупления 48 , иногда еще частнее общество верующих в Него, будущую Его Церковь 49 , то и τ μυστρια τς βασιλεας τν οπανν обнимало у Него все то, что входило в объем понятия царства небесного. Еще одна особенность: μυστριον противополагается παραβολα 50 . В евангелиях   Мк. 4:11 , Лук. 8:10  (срав. Мф. 13:11 ) под μυστριον ближайшим oбpaзov разумеется таинственное учение, сообщаемое некоторым только лицам без прикровенности, без притч. Апостолы употребляли это выражение для обозначения 1) или всего учения веры Христовой, рассматриваемой с объективной и субъективной стороны (т. е. как веры и верования Христиан) или частных пунктов веры, 2) в значении символа, образа. Так в первом смысле ап. Павел говорит о диаконах, что они должны хранить таинство веры в чистой совести 51 просит христиан холиться о себе, дабы ему дано было слово – устами, открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования 52 , чтобы Бог отверз ему дверь для слова возвещать тайну Христову 53 . О себе он выражается, что он служитель церкви, имеющий то назначение, чтобы исполнить слово Божие, тайну сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Господь показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы 54 . Верующие соединены в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения 55 . Как ни велико значение знания тайн веры, но оно ничего не значит без любви 56 . Дар языков не служит к назиданию других, так как говорящий языками говорит не людям, а Богу; ибо его никто не понимает; он говорит тайны духом 57 . В частности апостол называет великою благочестия тайною все важнейшие дела Христовы, начиная с воплощения и оканчивая вознесением 58 ; Бог , по апостолу, открыл тайну своей силы о спасении чрез Христа 59 ; ему – апостолу Бог чрез откровение возвестил ту тайну (о чем уже в прежде писал он – апостол и из чего его читатели могли понять, как он разумеет эту тайну), что и язычники войдут в состав тела Христова 60 . Ему, меньшему из апостолов, даровано было открыть всем, в чем состоит причастие тайне, сокрытой от вечности в Боге 61 . Апостол не хочет оставить верующих в неведении той тайны, что иудеи некогда, по исполнении времен, обратятся ко Христу 62 ; сообщает он также и ту тайну, что при кончине мира не все мы умрем, но все изменимся 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Диалектика реализованной и футуристической эсхатологии в синоптических Евангелиях разрешается положительно. Ведь эти Евангелия — не просто биографии Иисуса Христа, но и богословские сочинения, отражающие ситуации тех церквей, в которых эти Евангелия появились. Во второй половине I beka христиане были озабочены задержкой парусии. Эта задержка в Евангелиях получает положительную оценку. Церковь получает историческое время для исполнения её главной миссии — провозглашения Евангелия. «И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие » ( Мк.13:10 ). «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:18-20 ). Центр тяжести из эсхатологии несколько смещается в историю, особенно в Евангелии от Луки и в Книге Деяний. История со всеми своими «скорбями» здесь получает предэсхатологический характер. «Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое» ( Лк.21:12 ). Настоящее становится временем терпения и испытания ( «терпением вашим спасайте души ваши» Лк.21:19 ), неким особым периодом истории спасения ( «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» Лк.16:16 ), временем Церкви с неопределенным концом ( «Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» Деян.1:7-8 ). Имеет место также индивидуальная эсхатология, которая наступает со смертью. «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ); «Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» ( Деян.7:55-56 ). Апостол Павел

http://azbyka.ru/apokalipsis/arkhimandri...

Моисей заботился об одной славе Божией и в служении народу своему совершенно забывал себя и даже некогда высказывал желание и готовность быть вычеркнутым из книги жизни, если только правосудие Божие примет это как искупление за грех народа! . Подобно Иисусу Навину при жизни Моисея апостолы Христовы во время земной жизни Спасителя были далеко не столь совершенными духовно, какими они явились пред миром со дня первой христианской Пятидесятницы после полного освящения и просвещения от Духа Святого. Близость к Господу, Его учение постепенно преобразовывали их, развивали их смысл, очищали их сердце, и к кануну Его смерти они достигли уже такой духовной высоты, что Господь находил нужным омыть только ноги их, признавая тело их в целом чистым ( Ин. 13:10 ). Однако незадолго пред этим Он должен был сделать замечание даже о любимом ученике Своем Иоанне и брате его Иакове: «Не знаете, какого вы духа» ( Лк. 9:55–56 ). Да и накануне Своей смерти Он говорил апостолам: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» ( Ин. 16:12 ). Скорому возвышению их до той духовной высоты, на которую они должны были взойти как продолжатели дела Христова на земле, препятствовало особенно то, что они не чужды были плотских воззрений на обетованного Мессию и Его Царство. Вместе с другими иудеями они ожидали, что Мессия, явившись на земле, устроит царство видимое, со всеми чертами царств земных. При таком представлении мессианского царства на себя они смотрели не иначе, как на приближенньых к Мессии – царю лиц, которым одним суждено разделять с Ним власть и суд. И чем более они любили Господа, тем более каждый из них желал быть ближе к Нему; а это желание при их плотских надеждах на Мессию превращалось в желание быть больше других в Царстве Его. И вот, рассуждая однажды между собою о той участи, какая их ожидает с открытием Христова Царства, они стали спорить между собою: кто из них больше в Царстве Небесном? Это не укрылось от всеведущего Господа, и Он вопросом о предмете их рассуждений вызвал их на признание, что они вели честолюбивый и властолюбивый спор о первенстве. Тогда Господь сказал: «Кто хочет быть первым, будет из всех последним и всем слугою». После этого Господь поставил среди апостолов дитя и, обняв его, сказал им: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном. Кто примет одно такое дитя во имя Мое, – говорил Он им далее, – тот Меня принимает» ( Мф. 18:1–6 ; Мк. 9:33–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Для принятия судебного решения нужны были свидетели — лица, обладающие точными сведениями о поступках обвиняемого, для вынесения судебного решения, оправдывающего или осуждающего подсудимого. Этот весьма простой способ совершения судебных дел известен с глубокой древности. Без свидетелей судебное решение невозможно. Господь, дав на горе Синай богоизбранному народу Закон, установил и правила относительно свидетелей: «По словам двух свидетелей или трех свидетелей должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля» (Втор. 17, 6). Спаситель говорит иудеям: «А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно» (Ин. 8, 17). Так как показания свидетелей определяли судьбу человека (его жизнь или смерть), Моисеев закон требовал безукоризненной правдивости. «Не произноси, — говорит 9-я заповедь Десятисловия, — ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20, 16). Еврейское судопроизводство предусматривало полную тождественность показаний свидетелей. Во время суда над Иисусом Христом было допущено два нарушения судопроизводства, касающихся свидетельских показаний. Не было испытания свидетелей: каждого судьи должны были допросить отдельно от других свидетелей и показания их тщательно исследовать. Закон требовал пригласить и свидетелей-защитников. Это требование выполнено не было. На суде над Иисусом Христом старейшины и члены синедриона привлекали многих для свидетельства, но их показания оказывались юридически несостоятельными. В Святом Евангелии они названы «лжесвидетелями» (Мф. 26, 60–61; Мк. 14, 55–56). Должно напомнить, что, согласно закону, лжесвидетель подвергался тому наказанию, которое ожидало оговариваемого им подсудимого. Печально, но верно: члены синедриона в ту ночь суда над ненавидимым ими Учителем забыли эту элементарную юридическую норму древнееврейского права. Ни один лжесвидетель суду не подвергся. Последними были приглашены мнимые свидетели, которые вспомнили слова Спасителя: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин.

http://pravoslavie.ru/2998.html

Могла ли быть необходимою смерть для чистого от всякого греха и имеющего в скором времени воскреснуть? «Как Сам Он, – говорит, – претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» ( Евр.2:18 ). Самое, говорит, испытание страдания в безгрешном теле дает ему некоторую власть над близкими, (служит) неодолимым правом, как победа над властью диавола, несправедливо стремящегося 55 к тому, чтобы безгрешный в них 56 человек не прошел, не испытав нападения от него (т. е. от диавола). «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившему Его» ( Евр.3:1–2 ). Так как Он для нас, говорит, есть единственный святитель, сострадающий, родственный и сильный, то не отпадайте от веры в Него. Он есть посланный святитель возвещенного вам благословения от семени Авраама, как принесший за него и потомство жертву тела; Он – ходатай веры, которую вы исповедали, как примиривший естество с Богом чрез безгрешное в Нем естество. Затем, чтобы не показаться проповедующим иудеям странное, не совершенное Богом, Павел прибавляет: «как и Моисей во всем доме Его» ( Евр.3:2 ). Не странно, говорит, то, что человек служит посредником между Богом и человеком в деле божественных обетований, так как прежде был образ этого посредства в лице Моисея, ходатайствовавшего пред Богом за собственный народ. Постыдись, еретик, и этих слов: верен, говорит, Иисус, «как и Моисей». Что же, наследник Ариева безумия, неужели думаешь, что у Павла Богу-Слову приравнивается Моисей? А вот Иоанн о телесной обуви взывает: «я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» ( Мк.1:7 ). Иоанн свидетельствует, что он недостоин ремня обуви Господней плоти, – Иоанн, «больший которого из рожденных женами не восставал» ( Мф.11:11 ). А ты клевещешь на Павла в том, будто он Творцу всего приписывает одинаковое достоинство с Моисеем, между тем как он не считает справедливым приравнивать Иисуса Моисею и по порядку человечества вследствие соединения с божеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Св. Матфей говорит, что во время распятия «там были также, и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; Между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» ( Мф.27:55–56 ). Св. Марк перечисляет этих женщин и также говорит, что они смотрели издали ( Мк.15:40 ). Св. Лука говорит, что во время этого события «все, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» ( Лк.23:49 ). Греческое слово γνοστο, означающее знавшие, может также обозначать родственников и друзей 57 . Ренан это признает, но утверждает, что св. Лука, употребив это выражение, является как бы посредником между первыми двумя синоптиками и св. Иоанном. Надо заметить, что по сознанию самого Ренана, св. Лука писал свое повествование раньше св. Иоанна. Каким же образом он мог оказаться посредником между Ним и первыми двумя евангелистами? И почему он был посредником? Потому ли, что св. Иоанн упомянул многих лиц, которые не указаны свв. Матфеем и Марком при перечислении тех, которые следовали за Иисусом на Голгофу? Но Ренан легко мог заметить, что эти два евангелиста прямо говорят, что были при событии и другие, кроме ими поименованных. Св. Лука называет всех присутствовавших родственниками и друзьями. Св. же Иоанн говорит кроме того еще и о своем личном присутствии. Из этого Ренан заключает, что этот евангелист желал выделить себя. Св. Иоанн говорит, что св. Мария, Мать Иисуса, была также на Голгофе, и что Иисус перед смертью поручил Ее ему. Этот факт не нравится Ренану, и он видит в нем только желание св. Иоанна выделить себя. Какое жалкое крючкотворство! Но еще более важным кажется в глазах нашего мудрого писателя то обстоятельство, что первые евангелисты говорят, что друзья Иисуса стояли в отдалении, а св. Иоанн передает, что многие из них находились у подножия креста. Ренан, очевидно, не понимает, что многие, стоявшие в отдалении в момент распятия, могли приблизиться к подножию креста только тогда, когда варварское любопытство черни было удовлетворено, и что в это именно время они могли услышать последние слова умиравшего Иисуса. Понять это нам кажется очень нетрудным, но Ренан стремится отыскать разноречие в Евангелиях даже тогда, когда его и следа нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Между ними была Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сынов Заведеевых» ( Мф.27:55–56 ). Марк говорит: «Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим» ( Мк.15:40–41 ). Евангелист Иоанн говорит: «При Кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» ( Ин.19:25 ). Евангелист Лука: «Все же знавшие Его и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» ( Лк.23:49 ). Что же мы видим из этих сообщений? Первые два Евангелиста из всей совокупности галилейских жен совершенно ясно выделяют группу, состоящую из Марии Магдалины, Марии, матери Иакова и Иосии, и Саломии, матери сынов Заведеевых. Это выделение доходит до степени еще большей определенности у двух остальных Евангелистов. Евангелист Иоанн, говоря о женах, стоявших при Кресте, упоминает только эту группу, ставя во главе ее Матерь Господа; и так как Господь в это время поручает Ее с Креста Апостолу Иоанну ( Ин.19:26–27 ), то, очевидно, эта группа стояла в последние моменты земной жизни Господа буквально при Кресте, т.е. совсем вблизи Его. Наоборот, Ев. Лука, говоря о женщинах, стоявших в эти же последние минуты вдали, обозначает их только как женщин, следовавших за Господом из Галилеи, не называя ни одной из Марий, ни Саломии. Итак, вырисовываются как бы две группы жен, присутствовавших при распятии Господа. В первой мы видим самых ближайших к Господу, во главе с Его Матерью; во вторую входят вообще галилейские жены, следовавшие за Иисусом, во главе, вероятно, с Иоанной, которую называет потом Ев. Лука ( Лк.24:10 ). Может быть, вначале эти группы были вместе (Матфей и Марк), а потом (по Иоанну и Луке) одна стояла вблизи Креста, а другая – вдали. Вот первая черта различия, которую нам позволяет наметить само Евангелие среди жен Мироносиц. Затем мы можем усмотреть и дальнейшее различие уже в действиях той и другой группы сейчас же по положении Господа во Гроб.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010