Главою семьи был Иосиф. По своему ремеслу, Иосиф был строительных дел мастер. В деревянной Европе греческое слово τκτων (ср. Мф. 13:55 ) получило значение «плотник» 2 . Наши Евангелия ничего не говорят о смерти Иосифа. В дни общественного служения Христова упоминается только Матерь Его, Мария, и не упоминается Иосиф. Это общее впечатление не устраняется, при внимательном чтении, и такими указаниями, как Мф. 13:55 , Мк. 6:3 и даже Ин. 6:42 . Можно думать, что Иосиф умер прежде вступления Христова на общественное служение. Неизвестно нам и прошлое Иосифа. В христианской письменности получили выражение два представления. В римско-католической Церкви возобладало мнение, что Иосиф, хранитель девства Пресвятой Богородицы, был строгий девственник сам. Другое представление, не менее распространенное, делает Иосифа вдовцом. Вопрос имеет значение потому, что с ним связано решение другой проблемы: о братьях Господних (ук. места: Мф. 13:55–56 , Мк. 6:3 . ср. еще Мф. 12:46–50 , Мк. 3:31–35 , Лк. 8:19–21 , а также Ин. 7:1–10 ). Рационалистическое решение проблемы, широко распространенное в кругах даже консервативного протестантизма, будто братья Господни были дети Иосифа и Марии, происшедшие естественным порядком после Рождества Христова, неприемлемо для православного (а также и римско-католического) сознания, исповедующего догмат приснодевства Божией Матери. Оно не вытекает и из Евангелия. Из таких указаний, как Мф. 1:25 , Лк. 2можно вывести только то, что Мария не знала мужа и не имела детей до Рождества Христова а отнюдь не то, чтобы после Рождества Христова Она вступила, в супружеские отношения с Иосифом и имела детей от него. С другой стороны, то недоверчивое отношение, которое к Господу проявляют Его братья (ср., особенно Ин. 7:1–10 ), будет до конца понятно, как отношение не младших к старшему, а старших к младшему. Отсюда вытекает и дальнейшее, распространенное в римско-католических кругах понимание братьев в смысле двоюродных братьев, связанное с представлением о девстве Иосифа, и подкрепляемое дополнительными соображениями, на которых мы в настоящей связи не имеем нужды останавливаться, выводит нас за пределы тесного круга семьи и, тем самым, оказывается менее пригодным для объяснения вышеуказанного отношения их к Господу, чем понимание братьев в смысле детей Иосифа от первого брака. В семье Иосифа дети его от первого брака были естественно братьями Иисуса, Который считался – и по закону был – его сыном от второго брака. Эта среда, в которой протекали детские и юношеские годы Христа, Спасителя, была благочестивая иудейская среда. Печать иудейского благочестия лежит на евангельском повествовании о событиях Рождества и Детства, в равной мере у Матфея и у Луки. Достаточно отметить благочестивую семью Предтечи ( Лк. 1 ) и вспомнить двенадцатилетнего отрока Иисуса в Иерусалимском храме: в Иерусалим на праздник Пасхи. – а, вероятно, и на другие праздники, – родители Иисуса ходили каждый год ( Лк. 2:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ [греч. μυροφροι γυνακες] (пам. 3-я Неделя по Пасхе), последовательницы Иисуса Христа, первыми пришедшие к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа, чтобы совершить, по иудейскому обычаю, помазание благовонными маслами и оплакать Его. Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона праздничного чина иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Ок. 1425 г. Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона праздничного чина иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Ок. 1425 г. Евангелия почти одними и теми же выражениями повествуют о том, что во время распятия Христа мн. женщины, «следовавшие за Ним из Галилеи» (Лк 23. 49), были там и смотрели издали (Мф 27. 55-56; Мк 15. 40-41; Лк 23. 49; Ин 19. 24-27). В Ин 19. 25 сообщается в отличие от синоптических Евангелий, что «Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова ( το Κλωπ) и Мария Магдалина» вместе с ап. Иоанном Богословом стояли рядом с Крестом. В период Его земного служения многие из Ж.-м. служили Ему, в т. ч. и «имением своим» (Лк 8. 2-3). После смерти Христа нек-рые из них участвовали в Его погребении неподалеку от места казни (Мф 27. 59-61; Мк 15. 46-47; Лк 23. 53-55; ср.: Ин 19. 40-42). По прошествии субботы, когда начался 1-й день недели, они первыми пришли к погребальной пещере, чтобы помазать тело Спасителя (Мк 16. 1), т. е. совершить необходимый погребальный обряд, к-рый состоял в натирании умершего специальными благовонными смесями, ослаблявшими на время скорость и запах разложения ( McCane. 2000. P. 174-175). Ж.-м. по-разному представлены у евангелистов. Так, в Евангелии от Матфея упоминаются только Мария Магдалина и «другая Мария» (Мф 28. 1); в Евангелии от Марка - Мария Магдалина, Мария Иаковлева (Μαρα Ιακβου; ср.: Мк 15. 40) и Саломия (Мк 16. 1); в Евангелии от Луки - «Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними» (Лк 24. 10). По свидетельству евангелиста Иоанна, из женщин в то утро дважды приходила ко гробу только Мария Магдалина (Ин 20. 1-2, 11-18). Т. о., все Евангелия сообщают о присутствии у погребальной пещеры Марии Магдалины, а синоптики совпадают в свидетельстве о том, что она пришла ко гробу вместе с Марией, матерью Иакова и Иосии, и матерью сыновей Зеведеевых (ср.: Мф 27. 56). У евангелистов Марка и Луки в рассказе о хождении ко гробу фигурируют еще Саломия и Иоанна соответственно.

http://pravenc.ru/text/182227.html

„Видишь ли судилище, исполненное возмущения и смятения, ярости и бесчиния? Архиерей вопросил пронырливым и лукавым образом; Христос отвечал прямо, и как подобало. Что же следовало? Надлежало или обличить или похвалить сказанное; но делается напротив, и раб Его заушает. 52 Размышляя, кто и от кого претерпел ударение в ланиту, – „обыкновенный человек, по словам блаженного Августина , „готов был бы истребить безбожного оскорбителя огнем небесным, или собрать на его главу все муки ада. 53 Но кротчайший Господь Иисус, „хотя, действительно, „мог все потрясти, погубить, уничтожить, ничего такого не сотворил; и в ответ на зверский поступок, „вещает глаголы, могшие укротить всякое зверство. 54 Отвеща ему Иисус: аще зле глаголах, свидетельствуй о зле (докажи, что это худо): аще ли добре, что Мя биеши ( Ин. 18:23 )? Указание Господа Иисуса на необходимость свидетельства о зле, то есть улики обвиняемого, естественно должно было представиться судьям требованием неотразимым, тем более, что „этот сонм губителей и сам по себе всячески старался придать своим действиям вид законный 55 . Теперь только вспомнили о потребности свидетельства, тогда как, по закону, следовало бы и открыть судопроизводство увещанием свидетелей. Но что? И теперь свидетелей не было! И вот весь великий синедрион, начиная от верховного первосвященника, до последнего из членов, все стали искать свидетелей против Иисуса, тогда как, по закону, им надлежало бы делать изыскания даже и касательно готовых уже свидетелей... Архиерее же и старцы, и сонм весь искаху лжесвидетельства на Иисуса, яко да убиют Его ( Мф. 26:59 ). Искали, и не находили, – не находили особенно таких, которых показания были бы сколько-нибудь достаточны для осуждения Господа на смерть: искаху... и не обретаху: и многим лжесвидетелем приступльшым, не обретоша ( Мф. 26:60 ). Мнози бо лжесвидетельствоваху на Него, и равна свидетельства не бяху ( Мк. 14:56 ), то есть, „свидетельства не были достаточны. Нашлось, наконец, два и таких свидетеля, которых обвинения, по-видимому, имели некоторую важность: послежде же, приступивше два лжесвидетеля, рекши: сей рече: могу разорити церковь Божию, и треми денми создати ю ( Мф. 26:60–61 ). Яко мы слышахом Его глаголюща, яко Аз разорю церковь сию рукотвореную, и треми денми ину, нерукотворену созижду ( Мк. 14:58 ). Но на самом деле, и эти новые свидетели были лжесвидетелями, так как они злонамеренно извратили не только слова, но и самый смысл тех слов, которые некогда были сказаны Спасителем о храме тела Своего. 56 Притом, по ближайшем рассмотрении этих свидетельств, сами судьи увидели недостаточность их: и ни тако равно бе свидетельство их ( Мк. 14:56 ). („Если бы Он, –замечает святитель Златоуст, – и говорил, что в три дня воздвигнет церковь , то что это за обвинение?) 57 Итак надлежало искать новых свидетелей. Но где было взять их?

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Таким образом, первые верующие имели у себя устное однообразное Евангелие, происшедшее от очевидцев и служителей Слова, и вполне довольствовались им для утверждения и укрепления своей веры. Когда же спустя несколько лет после вознесения Господа многие из очевидцев скончались или переселились в другие далекие страны для проповеди, когда с течением времени стали к рассказам апостольским присовокуплять апокрифические прибавления, когда появились лжеучители, начавшие искажать евангельские повествования для своих целей, тогда явилась потребность, чтобы апостолы не только устно засвидетельствовали евангельскую историю, но и записали свою проповедь или же уполномочили это сделать своим ученикам и спутникам. Таким образом произошли Евангелия Матфея, Марка и Луки. В них повествователи следуют вообще тому порядку и форме изложения Евангелия, как оно уже существовало устно и произошло от апостолов. Этим объясняется сходство Евангелий в расположении, в содержании и далее выражении. Отсюда же произошло также и различие Евангелий: особенный характер каждого повествователя и особенные цели повествования заставляли брать только нужные для каждого писателя события из жизни Господа и изречения Его. Наконец, евангелист Иоанн, написавший свое Евангелие уже тогда, когда везде распространены были первые три Евангелия, опустил многое в своем Евангелии из того, что записано было его предшественниками, и записал сообразно своей цели опущенное ими. Этим объясняется разность Евангелия Иоанна от первых трех Евангелий. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов Из Шаффа, прот. В.Михайловский «Духовный вестник», 1864 Святой апостол и евангелист Иоанн (с еврейского «Иоанн» – покровительство, благоволение Божие) был сын галилейского рыбака Зеведея и Саломии, брат Иакову старшему и, вероятно, подобно Петру, Андрею и Филиппу, происходил из Вифсаиды ( Мф.4:21,10:2 ; Мк.1:19,3:17,10:35 ; Лк.5:10 ; Деян.12:2 ). Его родители были, кажется, не без состояния, потому что его отец имел у себя в услужении работников ( Мк.1:20 ), а мать принадлежала к числу тех женщин, которые своим имением служили Иисусу Христу ( Мф.27:56 ; Мк.15:40 и далее; Лк.8:3 ) и купили ароматов для Его помазания ( Мк.16:1 ; Лк.23:55–56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Таким образом, первые верующие имели у себя устное однооб­разное Евангелие, происшедшее от очевидцев и служителей Слова, и впол­не довольствовались им для утверждения и укрепления своей веры. Когда же спустя несколько лет после вознесения Господа многие из очевидцев скончались или переселились в другие далекие страны для проповеди, когда с течением времени стали к рассказам апостольским присовокуплять апокрифические прибавления, когда появились лжеучители, начав­шие искажать евангельские повествования для своих целей, тогда явилась потребность, чтобы апостолы не только устно засвидетельствовали еван­гельскую историю, но и записали свою проповедь или же уполномочили это сделать своим ученикам и спутникам. Таким образом произошли Евангелия Матфея, Марка и Луки. В них повествователи следуют вообще тому порядку и форме изложения Евангелия, как оно уже существовало устно и произошло от апостолов. Этим объясняется сходство Евангелий в распо­ложении, в содержании и далее выражении. Отсюда же произошло также и различие Евангелий: особенный характер каждого повествователя и особенные цели повествования заставляли брать только нужные для каж­дого писателя события из жизни Господа и изречения Его. Наконец, еван­гелист Иоанн, написавший свое Евангелие уже тогда, когда везде распро­странены были первые три Евангелия, опустил многое в своем Евангелии из того, что записано было его предшественниками, и записал сообразно своей цели опущенное ими. Этим объясняется разность Евангелия Иоан­на от первых трех Евангелий. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов     Из Шаффа, прот.В.Михайловский «Духовный вестник», 1864    Святой апостол и евангелист Иоанн (с еврейского «Иоанн» — покрови­тельство, благоволение Божие) был сын галилейского рыбака Зеведея и Саломии, брат Иакову старшему и, вероятно, подобно Петру, Андрею и Филиппу, происходил из Вифсаиды (Мф.4:21;10:2; Мк.1:19;3:17;10:35; Лк.5:10; Деян.12:2). Его родители были, кажется, не без состояния, пото­му что его отец имел у себя в услужении работников (Мк.1:20), а мать при­надлежала к числу тех женщин, которые своим имением служили Иисусу Христу (Мф.27:56; Мк.15:40 и далее; Лк.8:3) и купили ароматов для Его помазания (Мк.16:1; Лк.23:55—56).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Чудесные явления, сопровождавшие смерть Спасителя, давали ясное свидетельство о Его Божественной сущности и Божественном посланничестве. Находившийся при кресте римский сотник уверовал в Иисуса Христа. Один из членов синедриона, Иосиф Аримафейский, испросил у Пилата Тело Иисусово и совершил погребение Его в новой пещере, в своем саду ( Лк.22:39 - Лк.23:1–54 ). Зрительницами этого были благочестивые женщины, ходившие вослед Господа ( Лк.23:55–56 ). Эти жены, по миновении субботы, пришли ко гробу Иисусову, чтобы помазать Тело Его миром, но нашли гроб пустым. Ангел возвестил им, что Учитель их воскрес. Весть о воскресении Господа не нашла веры между учениками. Петр и Иоанн ходили ко гробу, но ничего не нашли. Но в тот же день Господь явился двум ученикам, шедшим в Еммаус, и на пути доказывал им из Писаний, что Ему надлежало пострадать и умереть, чтобы войти в Славу Свою. Ученики, из которых один был Клеопа, а другой, как думают, – сам евангелист Лука, возвратились в Иерусалим, где Господь снова явился им вместе с прочими апостолами. Уверив в истине Своего воскресения и дав повеление проповедовать имя Его во всем мире, Спаситель обещал им послать на них Духа Святого. Близ Вифании, на горе Елеонской, Господь в последний раз на земле благословил апостолов и в виду их вознесся на небо. Взаимные отношения первых трех Евангелий «Воскресное чтение», 1873г. При внимательном чтении Евангелий нельзя не заметить, что они, и преимущественно первые три, находятся в тесной взаимной связи и отношении между собой. В трех первых Евангелиях не только одинаковое расположение, объем и содержание, но нередко даже сходны слова, обороты и выражения. Если первых три Евангелия разделить по содержанию на небольшие отделения, то таких отделений, общих всем трем евангелистам, можно насчитать 42; Матфей и Марк имеют 12 предметных отделений, которых нет у Луки; Марк и Лука 5 отделений, которых нет у Матфея; Матфей и Лука 14 отделений, которых нет у Марка. Чтобы видеть сходство в словах и в употреблении одинаковых выражений и форм, стоит сравнить, например, Мф.3:11 с Мк.1:8 и Лк.3:16 ; Мф.8:2 и далее с Мк.1:40 и далее, Лк.5:12 и далее; Мф.8:15 с Мк.1:31 и далее, Лк.4:39 и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Христу носят ученицы мира: Аз же сим песнь яко мира ношу. говорит составитель синаксаря на неделю св. жен Мироносиц. В эту третью неделю Пятидесятницы Церковь воспоминает жен Мироносиц и тайных учеников Христовых – Аримафейского и Никодима. Мироносицы и тайные ученики Господа служат «свидетелями смерти и воскресения Его, – сих двух истиннейших содержательнейших догматов веры христианской 540 . Во время земной жизни Иисуса Христа многие благочестивые жены всюду сопровождали своего возлюбленного Учителя и служили Ему ( Мк.15:40 ); оне шли за Ним и плакали, когда Он веден был на Голгофу ( Лк.23:28–31 ), стояли при Кресте Его и смотрели на Его погребение ( Лк.23:49–55 ). Не успев при погребении помазать миром пречистое Тело Господа, по случаю наступившего праздника ( Лк.23:56 ), оне хотели и ходили совершить это утром в первый день недели ( Лк.24:1 ) и за сие усердие названы мироносицами. Но, когда в первый день недели, веся миро, шли исполнить свое благочестивое намерение, оне встретили Господа уже воскресшего. Первыя услышав от Ангелов радостную весть о воскресении Господа и увидев Его воскресшего ( Мф.28:1–10 ), мироносицы возвестили о воскресении Его Апостолам ( Лк.24:1–11 ) и по воскресении Его проповедали о Нем многим. Итак по гласу Церкви мироносицы сделались неложными свидетельницами смерти и славного воскресения Иисуса Христа. В числе жен мироносиц Церковь прославляет равноапостольную Марию Магдалину 541 , Марию – мать Иакова Малого и Иосии, Саломию ( Мк.15:40 ), Иоанну – жену Хузы, домоправителя Иродова ( Лк.24:10;8:3 ), Марию и Марфу, – сестер Лазаря ( Ин.11 ), Марию Клеопову ( Ин.19:25 ), Сусанну и многих других ( Лк.8:3 . Мк.15:41 ) 542 . Равно Иосиф и Никодим суть свидетели смерти и воскресения Христа. Иосиф был человек богатый ( Мф.27:57 ), от Аримофея, града Иудейска: благообразный советник, т. е. знаменитый член совета ( Мк.15:43 ), муж благ и праведен: сей не бе пристал совету и делу Иудеев, иже чаяше и сам Царствия Божия ( Лк.23:50–51 ): сый ученик Иисусов, потаен же страха ради Иудейска ( Ин.19:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Четвертый евангелист записывает, как «один из воинов копьем пронзил Ему бок, и вышла тотчас кровь и вода» ( Ин.19:34 ). Это сообщение о том, что случилось в действительности, однако в то же время этим указывается на нечто большее. По мысли св. Иоанна и ранней Церкви, это символически определяет, что Его смерть является источником жизни для «многих», что крещение и Евхаристия коренятся в смерти и воскресении Христа. Погребение Христа Распятие наблюдали «все знавшие Его и женщины, последовавшие за Ним из Галилеи», которые «стояли поодаль и видели это» ( Лк.23:49 ; ср. Мф.27:55–56 ; Мк.15:40–41 ; и Ин.19:25–27 ). Они также наблюдали погребение Иисуса. Все четыре евангелиста отмечают, что тем не менее не один из Его учеников, а именно Иосиф из Аримафеи, «видный член совета» ( Мк.15:43 ), осмелился, пришел к Пилату и просил тело Иисуса ( Мф.27:58 ; Мк.15:43 ; Лк.23:52 ; Ин.19:38 ). Рассказ о погребении Иисуса прочно связан с именем Иосифа из Аримафеи, и нет оснований не соглашаться с записанным 73 . Иосиф положил Иисуса в новую гробницу ( Ин.19:41–42 и параллели), и «женщины, вместе с Иисусом пришедшие из Галилеи, видели гробницу и как положено было тело Его» ( Лк.23:55 и параллели). Здесь мы находим свидетельства захоронения Иисуса и сообщение о том, как, где и кем Он был похоронен. Погребением Христа подчеркивается реальность Его смерти; также в нем отражаются иудейские похоронные традиции того времени. Закон требует погребения всех умерших, даже преступников и мятежников, и даже принявших смерть на кресте. Как доподлинно известно, погребение должно было совершиться до захода солнца. Иисус умер в пятницу после обеда и оставался некоторое время на кресте, до того как был погребен в эту же пятницу, перед заходом солнца. Его тело было погребено перед началом нового дня, который в данном случае был субботой. Согласно Евангелию от Иоанна, эта суббота была «днем великим» 74 – μεγλη μρα ( Ин.19:31 ). Вероятно, это выражение означает, что это был день Ветхозаветной Пасхи. Однако независимо от того, попала ли Пасха в год смерти Христа на субботний день, иудейский закон запрещал оставлять мертвое тело не погребены в течение субботы. Более того, тела распятых на кресте считались нечистыми и поэтому обычно не могли погребаться в семейной гробнице, которая должна была оставаться неоскверненной. Однако в иудейском законе не было препятствий для погребения тела осужденного человека в новой гробнице, если таковая была. В противном случае тела осужденных мятежников и преступников хоронились в общей гробнице. Имея человека, похоронившего Иисуса в новой гробнице, сохранилось во всех четырех Евангелиях. В них говорится об одном погребении, одной гробнице и об одном почтенном человеке, Иосифе из Аримафеи, совершившем это последнее дело.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

4) «Далее, – говорит автор «объяснения, – Мария, которую три евангелиста – Марк 15:40,47; 16:1 . Лук. 24, 10 . Матф. 27:56 , – называют матерью Иакова малого и Иосии, у Иоанна в том же случае, ( Ин. 19:25 ), называется сестрой матери Спасителя, Марией Клеоповой. Посему Мария Клеопова и Мария матерь Иакова малого и Иосии – одно и тоже лицо; – Иаков младший и Иосия были те самые лица, которые вместе с другими – Симоном и Иудой называются братьями Господними, Мф. 13:55,56 ; Мк. 6:3 . Посему Мария матерь Иакова и Иосии, – Мария Клеопова есть одно и тоже лицо, только с разными именованиями. Здесь тожество лица Марии матери Иаковлевой, и Марии Клеоповой, выводится из сопоставления известных мест первых трех евангелистов с соответствующим местом четвертого. Но при самом тщательном соображении указанных мест Евангелия Матфея ( Мф. 27:56 ), Марка ( Мк. 15:40,47; 16:1 ) и Луки ( Лк. 24:10 ) с Евангелием Иоанна ( Ин. 19:25 ), хотя и можно предполагать, но еще нельзя с совершенной достоверностью убедиться, что Мария мать Иакова малого и Иосии, и Мария Клеопова, именуемая сестрой Матери Спасителя, – одно и то же лицо. Первые три евангелиста в числе святых жен, бывших свидетельницами крестных страданий, погребения и воскресения Христова, именуют две Марии: Марию Магдалину и Марию Иаковлеву, или Иосиеву: а из евангелиста Иоанна видно, что при кресте Господа Иисуса было три Марии: Мария Магдалина, Мария Клеопова – сестра или родственница Богоматери (потому что родной сестры у Нее или другой дочери у святых и праведных Богоотцов Иоакима и Анны, наверное, не было), и сама Богоматерь – Пресвятая Дева Мария ( Лк. 1:27 ), которую Иоанн не называет по имени. Тут еще возникает вопрос: из двух Марий, кроме Марии Магдалины, упоминаемых евангелистом Иоанном, действительно ли Марии Клеоповой соответствует название Марии Иаковлевой или Иосиевой, которое находим у прочих евангелистов, или же это надобно отнести к самой Богоматери, Пресвятой Деве Марии? – Уместность этого вопроса открывается из того, что под именем Марии Иаковлевой некоторые из древних отцов действительно разумели Пресвятую Богородицу, и это мнение допущено православной Церковью в богослужебные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

И конечно, нелегко было общественному мнению сойти с излюбленной и веками лелеянной точки зрения, видевшей в Мессии царя, грозного воителя и восстановителя дома Давидова ( Мф.20:30 ; Мк.11:10 ). Мы знаем, что в самом обществе учеников Христовых их мысли и чаяния большею частию не возвышались далее земного величия и благополучия их учителя, а с ним и их самих, так что самым первенствовавшим между ними приходилось иногда слышать: не веста чесо просита ( Мф.20:22 ), не весте, коего духа есте ( Лк.9:55 ) и еще хуже сего ( Мф.16:23 ). Сам себя учитель их называл только Сыном человеческим, весьма много знаменовавшим, но ничего не обещавшим им, кроме скорбей и искушений. Сын человеческий не имать, где главы подклонити ( Мф.8:20 ), — предан будет в руце грешников ( Лк.24:7 ), не прииде, да послужат ему, но послужити и дати душу свою ( Мф.20:28 ), не прииде душ человеческих погубити, но спасти ( Лк.9:56 ). Вот и все! Дати душу… спасти души… о теле, о жизни, о мире, о земле — ни слова! Насколько мало ценил Спаситель душ земные блага, с первым и последним из них — жизнию, видно из слов его, окончательно ставящих вопрос о спасении на христианскую точку зрения. Глаголю вам, другам своим, не убойтеся от убивающих тело, потом не могущих лишшее что сотворити ( Лк.12:4 ). Что же лишшее оставалось бы еще по смерти для лишшего лишения. Душа с ее вечным бытием, к которой собственно и относится дело спасения, по Евангелию! Да и о душе есть заповедь, Господня не спасать ее в смысле удовлетворения ее благом временным, преходящим, мнимым, тленным, влекущим ее от спасения к погибели. Столько беседовавши о спасении, необходимо молвить и о противоположной ему сей погибели. Что она такое? Те, кто говорил: иныя спасе, себе ли не может спасти, — еще ранее на суде Пилатовом требовали: — да погубят Иисуса ( Мф.27:20 ). Если бы им известны были выражения Спасителя: иже аще хощет спасти душу свою, погубит ю, а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю ( Мк.9:35 ), — им снова представился бы случай укорить Его в последней несообразности слов Его.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-na-golg...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010