69, 122, 142), но и во второе вносит изменения (ср. стрн. 41 и 264). Заслуживает упоминания и одобрения библиографическая исправность, так что сообщается даже о задуманных и лишь предпринятых литературных новинках (см. стрн. 57 и 271–272, 58, 78, 82, 83, 120–121, 122 и 221, но к стрн. 222 для Мф.15:28 см. еще у J. Rendel Harris в журнале «The Expositor» за 1900 г.) с ссылками на книги не просмотренные лично (S. 138,1), иногда даже не важные (S. 271 к 54); заносится и то, если автор не может припомнить источника своих сведений (S. 269 к 36). Разумеется само собой, что русская литература отсутствует, откуда не удивительно, что еп. Порфирий (Успенский) представляется, как-будто здравствующим (S. 59. 61) и его рукописи указываются в г. Киеве. Это уже вина, где нет виноватых… Зато, необходимо подчеркнуть, что г. Нестле работал вдали от книжных центров и не всегда мог достать нужное (S. 149. 162, 2), ибо библиотека маульброннской семинарии, повидимому, не далеко ушла от наших семинарских. Тем выше субъективное достоинство библиографической корректности. Во всем, что касается существа текстуально-критических построений, проф. Нестле обнаруживает основательность и осторожную уравновешенность. Лишь изредка можно было бы ожидать побольше критичности, напр., в реферате статьи г. Ральфса о времени и родине Великанского кодекса В (S. 54–55 и ср. 271); встречаются излишняя решительность приговоров – о связи кембриджского D с текстом св. Иринея лионского (S. 56 и ср. 264, 279) – и экспансивность в обнаружении своих симпатий хотя бы в пользу гипотезы Блясса о писаниях Евангелиста Луки (S. 188; ср. выше на стрн. 147). Но в принципиальных вопросах текстуальной критики, автор избегает крайностей. Он не скрывает в себе поклонника Бенгеля (которому посвятил особый труд в 143 страницы: Bengel als Gelehrter. Ein Bild für unsere Tage) и Лахмана считает «первым великим текстуальным критиком наших дней» (S. 19), а конец Маркова Евангелия ( Мк.16:9–20 ; ср. выше стрн. 150) готов усвоять пресвитеру Арист(и)ону (S.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

8:40–56 Воскрешение дочери Иаира и исцеление женщины, страдающей кровотечением (см.: Мф. 9:18–26 ; Мк. 5:21–43 ). Вернувшись на западный – иудейский – берег, Иисус узнал, что Его ищет начальник местной синагоги по имени Иаир, у которого серьезно заболела единственная дочь. По дороге к дому Иаира произошел некий случай, позже укрепивший в вере самого Иаира (хотя отсрочка заставила его тревожиться за судьбу ребенка): к Иисусу попыталась приблизиться женщина, страдающая кровотечением, которая с ритуальной точки зрения считалась нечистой. Однако она обладала достаточно сильной верой, чтобы полагать, что простое прикосновение к Иисусу поможет ей полностью исцелиться. В наше время веру такого рода могли бы посчитать суеверием, однако Христос был другого мнения. Нельзя думать, что от ее прикосновения исцеляющая сила вышла автоматически, поскольку Господь контролировал ее проявление. Но Он ответил на искреннюю веру женщины, открыто обратился к ней, чтобы дополнить исцеление, вернуть ей самоуважение и установить личные отношения. После этого женщина не стала бы относиться к Нему как к волшебнику–целителю. Задержка в пути оказалась роковой, и теперь появились посланные сообщить, что за это время дочь Иаира умерла. Однако Иисус уверил начальника синагоги, что это еще не конец. Войдя в дом, Он подошел к умершей девочке и одной фразой вернул ее к жизни. Конечно, такое чудесное исцеление вряд ли могло оставаться полным секретом для людей, однако Иисус не хотел, чтобы эта история выходила за рамки узкого семейного круга: никому не следовало знать, что же произошло в комнате больной и была ли девочка действительно мертва. Иисус опасался, что люди начнут испытывать по отношению к Нему суеверный ужас, посчитав Его чародеем, вместо того чтобы поверить в Него как в Спасителя, Который открывает людям Божью любовь через великие свершения. Примечания. 41 Начальник синагоги был ответственным за проведение богослужений и чтение проповедей, остальное делал служитель (4:20). 42 Попытки отрицать факт смерти девушки к моменту появления Христа противоречат смыслу всей истории (ср.: ст. 49). 43 Лука опускает подробности (указанные в Евангелии от Марка) о том, что женщина безрезультатно посетила множество врачей. Возможно, таким образом Лука хотел сократить историю. Кроме того, он пытался избежать излишней критики в адрес врачей. 52 Погребение умерших на Древнем Востоке совершали почти сразу после их смерти (ср.: Деян. 5:5–7 ), поэтому плакальщики в доме Иаира постарались как можно быстрее приступить к своим обязанностям. 55 Христос велел накормить воскресшую девочку только для того, вероятно, чтобы родственники удостоверились, что она ожила. Это могло быть также продиктовано проявлением заботы со стороны Иисуса. 9:1–50 Иисус Христос и двенадцать апостолов

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В эпоху Марка Аврелия (161–180 гг.) и в малоазийской Церкви и вне ее 4-е Евангелие всеми признается произведением апостола Иоанна. Так акты Карпа и Папилы, Феофил Антиохийский , Мелитон, Аполлинарий Иерапольский, Татиан , Афинагор (древнелатинские и сирийские переводы уже имеют Евангелие от Иоанна) – все, очевидно, хорошо знакомы с Евангелием от Иоанна. Святитель Климент Александрийский говорит даже и о поводе, по которому Иоанн написал свое Евангелие (Евсевий. «Церковная история», VI, 14, 7). О происхождении Евангелия от Иоанна свидетельствует и Мураториев Фрагмент (см. «Аналекта», изд. Прейшена, 1910, с. 27). Таким образом, Евангелие от Иоанна существовало в Малой Азии, несомненно, с начала II века и было читаемо, а примерно около половины II века оно нашло себе доступ и в остальные области, где жили христиане, и стяжало себе уважение как произведение апостола Иоанна. При таком положении дела нисколько не удивительно, что во многих произведениях мужей апостольских и апологетов мы еще не встречаем цитат из Евангелия от Иоанна или намеков на его существование. Но уже тот факт, что ученик еретика Валентина (пришедшего около 140 г. в Рим), Гераклеон, написал комментарий на Евангелие от Иоанна, свидетельствует о том, что Евангелие от Иоанна появилось много ранее второй половины II века, так как, несомненно, писать толкование на произведение, только недавно появившееся, было бы довольно странно. Наконец, свидетельства таких столпов христианской науки, как Ориген (III в.), Евсевий Кесарийский и блаженный Иероним (IV в.), о подлинности Евангелия от Иоанна ясно говорят за то, что в церковном предании о происхождении четвертого Евангелия не может заключаться ничего не основательного. Апостол Иоанн Богослов Откуда был родом апостол Иоанн, об этом нельзя сказать ничего определенного. Об отце его, Зеведее, известно только то, что он со своими сыновьями Иаковом и Иоанном жил в Капернауме и занимался рыболовным промыслом в довольно широких размерах, на что указывает то обстоятельство, что у него были работники ( Мк.1:20 ). Более выдающеюся личностью является жена Зеведея, Саломия, которая принадлежала к тем женщинам, какие сопровождали Христа Спасителя и из своих средств приобретали что требовалось на содержание довольно большого кружка учеников Христовых, составлявших почти постоянную Его свиту ( Лк.8:1–3 ; Мк.15:41 ). Она разделяла честолюбивые желания ее сыновей и просила Христа об исполнении их мечтаний ( Мф.20:20 ). Она издали присутствовала при снятии с креста Спасителя ( Мф.27:55 и сл.) и участвовала в покупке ароматов для помазания тела погребенного Христа ( Мк.16:1 ; ср. Лк.23:56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На каждое из этих возглашений диакона народ, как мы прежде сказали, пусть говорит: Господи, помилуй, – и прежде всех дети 52 . Когда же оглашенные наклонят головы, то рукоположенный епископ пусть благословит их таким благословением: Боже Вседержитель, нерожденный и неприступный (единый истинный Бог, Бог и Отец Христа Твоего, Единородного Сына Твоего, Бог Утешителя) 53 и Господь всего, через Христа поставивший учеников учителями для научения благочестию, сам и ныне призри на рабов твоих, оглашенных Евангелием Христа Твоего, и дай им сердце новое и дух правый обнови внутри их (см. Пс. 50, 12 ), чтобы знать им и совершать волю Твою в полноте сердца и с душевным желанием; сподоби их святого посвящения и присоедини их к Святой Твоей Церкви, и сделай причастниками Божественных Таин через Христа, надежду нашу, умершего за них, через которого Тебе слава и почитание, во Святом Духе, вовеки, аминь 54 . После этого диакон пусть скажет: Выйдите, оглашенные, в мире. И, по выходе их, говорит: Помолитесь, одержимые духами нечистыми. Усердно все помолимся о них, чтобы человеколюбивый Бог через Христа запретил нечистым и злым духам и избавил рабов своих от власти противника, – чтобы запретивший легиону бесов (см. Мк. 5, 9 ) и злоначальнику диаволу Сам и ныне запретил отступникам благочестия и избавил создания свои от действия его и очистил тех, которых сотворил с великой мудростию. Еще усердно помолимся о них: спаси и восстанови их, Боже, силой Твоею. Наклонитесь, одержимые, и примите благословение. И епископ пусть молится, говоря: Гл. 7. Связавший сильного и расхитивший все вещи его (см. Мф. 12, 29 ), давший нам власть наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражию (см. Лк. 10, 19 ), передавший нам человекоубийственного змия связанным, как воробья детям 55 , Ты, Которого всё страшится, трепеща перед лицом силы Твоей, свергший его 56 , как молнию с неба на землю, свержением не с одного места на другое, но от чести в бесчестие, за добровольную злобу его, – Ты, Которого взор иссушает бездны, Которого угроза расплавляет горы, и истина пребывает вовек, Которого восхваляют младенцы и благословляют грудные дети, Которого воспевают и Которому кланяются Ангелы, – призирающий на землю и делающий, что она трясется, прикасающийся к горам, и они дымятся, – запрещающий морю и иссушающий его, и самые реки все опустошающий, Которому облака – прах ног Его, – Ты, ходящий по морю как по суше 57 , Единородный, Боже, Сын великого Отца, запрети злым духам и избавь творения рук Твоих от действия враждебного духа, ибо Тебе слава, честь и почитание, и через Тебя Твоему Отцу, во Святом Духе, вовеки, аминь 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иосиф, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею… ( Мк.15:46 ). Плащаница – длинный кусок полотна, купленный Иосифом для погребения своего Учителя, сохранился до нашего времени – это Туринская плащаница. Она является вещественным свидетелем страданий, распятия, смерти, погребения и Воскресения Христовых. Евангелист Иоанн свидетельствует, что к трудам Иосифа присоединился и другой тайный ученик Христов – Никодим, приходивший на беседу к Иисусу Христу под покровом ночи (см. Ин. 3, 1-21 ). Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи ( Ин.19:39-40 ). Никодим принес последний дар своему тайному Учителю – огромное количество ароматических веществ – около 33 кг (1 литра=372 г). Это был состав из мирры и алойного дерева для того, чтобы в изобилии умастить и Тело, и погребальные пелены Иисуса Христа, и сам погребальный одр. Состав мог быть частично в жидком виде, частично в порошке. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко ( Ин.19:41-42 ). Евангелист Матфей уточняет: И положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился ( Мф.27:60 ). Эту гробовую пещеру Иосиф приготовил для своего погребения. Большой камень закрывал гроб от проникновения хищных зверей и птиц. Иосиф и Никодим очень торопились с погребением, чтобы успеть совершить его до наступления субботы. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «Иосиф был из числа людей весьма знаменитых, как это видно и из самого погребения, и что он был известен Пилату, потому-то он и получил позволение совершить погребение Иисуса; и он погребает Его уже не как преступника, но, по иудейскому обычаю, великолепно, как человека великого и славного». И смотрели гроб, и как полагалось тело Его… ( Лк.23:55 ). Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба… ( Мф.27:61 ), …возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди ( Лк.23:56 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

1-я группа: Матерь Его (Христа) и сестра матери Его, 2-я группа: Мария Клеопова и Мария Магдалина. При таком раскладе действительно выходит, что все три евангелиста говорят о трех женах-мироносицах вблизи Креста, и при этом не совпадают только две Марии — Клеопова и мать Иакова и Иосии. Тогда и напрашивается вывод, что евангелисты Иоанн и Матфей с Марком имели в виду одну и ту же Марию. Но такую версию можно принять лишь с большой натяжкой. По моему глубокому убеждению, опираясь на евангельский текст и логику событий, можно привести аргументы в пользу иного взгляда на разность имен у евангелистов. Прежде всего надо заметить, что евангелисты Матфей и Марк говорят о группе женщин, стоявших не возле Креста, а в отдалении. «Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» ( Мф. 27:55-56 ). То же мы находим и у Марка. И он, также как и Матфей, указывает, что эта группа женщин «смотрели издали» ( Мк. 15:40 ). Заметим, что ни Марк, ни Матфей о Деве Марии среди этой группы женщин, стоявших в отдалении, не упоминают. Потому что Матерь Иисуса Христа находилась вместе с Иоанном Богословом возле самого Креста (см.: Ин. 19:25 ). Распятых на крестах всегда охраняли стражники до момента их смерти, поскольку была опасность, что родственники могут попытаться освободить осужденного. И такие случаи в истории были. Чтобы не допустить подобных эксцессов, стражники не подпускали к кресту народ. За казнью могли наблюдать только издали. Но небольшой группе самых близких могли сделать исключение. Потому рядом с Крестом стояла только Божия Матерь, а поддерживали ее самые близкие люди: любимый ученик Христа и Мария Клеопова, которая согласно преданию именовалась сестрой Богородицы. Мария Клеопова, младшая дочь Иосифа Обручника, была еще не замужем, когда Пресвятая Дева поселилась в его доме, и их отношения были сродни сестринской любви. На основании этой привязанности евангелист Иоанн и называет Марию Клеопову сестрой Матери Иисуса (см.: Ин.

http://azbyka.ru/fiction/zheny-mironosic...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Проповедь в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц Мк., 69 зач., XV, 43 – XVI, 8 . Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сегодня, в третье воскресенье по Пасхе, Святая Православная Церковь совершает празднование памяти святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных, а также святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Это особое празднование, потому что здесь прославляется сила Божия. Сила Божия в немощи совершается (см. 2Кор.12:9 ). И благодать Божия действует вопреки человеческой логике и рассуждению. Здесь, на земле, мы обычно рассуждаем так: раз человек святой жизни, значит, у него благодать. Всё это верно. Однако Святое Писание говорит: Идеже умножися грех, преизбыточествова благодать ( Рим.5:20 ). А как тогда понять эти слова? Смысл всех этих слов таков: всё совершает сила Божия. И она может преодолеть любую немощь. Как сказано, вывести достойное из недостойного. Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо елика хощет (Богородичен 4-й песни Великого покаянного канона) . Почему сказано в Святом Писании: Не суть совети (мысли) Мои якоже совети ваши, ниже якоже путие ваши путие Мои, глаголет Господь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путий ваших, и помышления ваши от мысли Моея ( Ис.55:8-9 ) . И свидетельство сегодняшнего праздника в том, что Господь укрепляет немощь человеческую. Как говорит апостол Павел, благодатию Божиею есмь, еже есмь ( 1 Кор.15:10 ). То есть, всё истинно доброе, что мы можем совершить, мы совершаем только благодатью Божией. И вот здесь, в сегодняшнем празднике, мы вспоминаем жен-мироносиц. Кто они такие? С одной стороны, к женщине, как сказал апостол Павел, нужно относиться как к немощному сосуду. Но с другой стороны, это немощный сосуд, укрепленный благодатью Божией. Они действовали, преодолевая страх, преодолевая общечеловеческое состояние боязни. Ведь апостолы в страхе разбежались: ученицы вси оставльше его, бежаша ( Мф.26:56 ).

http://azbyka.ru/propovedi/sila-ljubvi-p...

Мк.14:46 .  А они возложили на Него руки свои и взяли Его. Мк.14:47 .  Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо. Мк.14:48 .  Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Мк.14:49 .  Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания. Мк.14:50 .  Тогда, оставив Его, все бежали. Мк.14:51 .  Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Мк.14:52 .  Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них. (См. Мф.26:47–56 ). «Ведите осторожно» (стих 44). Точнее, крепко, под крепким наблюдением ( σφαλς), чтобы Он как-нибудь не ускользнул. «Равви! Равви!» (стих 45). Это двукратное обращение Иуды ко Христу представляет собой знак особого уважения (ср. Мф.23:7 ). «Один юноша...» (стих 51). Здесь содержится описание случая, бывшего во время взятия Христа. Об этом случае, именно о попытке воинов захватить одного юношу, разбуженного ночной тревогой и одетого только в легкое покрывало ( σνδονα), сообщает только один евангелист Марк. Очень вероятно предположение, что здесь он передает случай, бывший именно с ним. Мк.14:53 .  И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Мк.14:54 .  Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. Мк.14:55 .  Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Мк.14:56 .  Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. Мк.14:57 .  И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: Мк.14:58 .  мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. Мк.14:59 .  Но и такое свидетельство их не было достаточно. Мк.14:60 .  Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– Других спасал (от смерти), а себя не может спасти. Пусть спасет Себя, если Он Христос, Царь Израильский, пусть теперь сойдет со креста, чтобы мы видели и уверуем в Него ( Мф.27:41–43 ; Мк.15:31–32 ; Лк.23:35 )… Также и воины римские ругались над ним и, подходя, говорили: – Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя ( Лк.23:36–37 )… И разбойники, распятые с Ним, ругались над Ним и, злословя Его, один сказал: – Если Ты Христос, спаси Себя и нас ( Мф.27:44 ; Лк.23:39 )… И проходящие из толпы, злословили Его, кивая головами своими и говоря: – Э, разрушающий храм и в три дня созидающий, если ты Сын Божий, сойди со креста ( Мф.27:39–40 ; Мк.15:29–30 )… И вот когда таким образом глупость и дикость толпы с низкой злобой иудейских старейшин окружали Распятого Христа, – мученический взор Его с утешением замечал слезы благочестивых женщин, между которыми Мария Магдалина была «из первых же» ( Мф.27:55–56 ; Мк.15:40 ; Лк.23:27 ). В этих сострадательных слезах как бы блеснул для Сына Человеческого луч света среди мрачного царства греха и этот луч от благодарных женщин утешил Невинного Страдальца свидетельством еще не вконец испорченной природы человеческой. День великого искупления Богочеловеком падшего человечества был ясный. Время было уже около полудня, и по еврейскому названию времен дня, был час шестой ( Лк.23:44 ; Мф.27:45 ; Мк.15:43 ). Но вот в этот ясный полдень «меркнет солнце и делается тьма 4803 до часа девятого, то есть, по современному названию часов дня, до третьего часа пополудни ( Мф.27:45 ; Мк.15:33 ; Лк.23:44 ). Страшное, величественное, внушительное небесное знамение – угасание солнца, тьма, обнявшая всё земное, среди полуденного яркого света, тяжело сдавила хулителей Невинного Христа, привела их в ужас и молчание. Знакомые же почитатели Распятого, сначала стоявшие вдали и смотревшие( Лк.23:49 ; Мф.27:55 ; Мк.15:40 ), приблизились к Страдальцу, окружили крест Его и из них Евангелист называет Марию Магдалину опять первою ( Мф.27:56 ; Мк.15:40 ). Таким образом Мария Магдалина у ног Христа Спасителя не только чудотворца, прославляемого и воспетого младенцами, но и у ног Иисуса Назарянина, униженного, обесчещенного, позорно распятого, оставленного даже Его Апостолами!..

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мф.20:18 .  вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; Мф.20:19 .  и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. (Ср. Мк.10:33–34 ; Лк.18:31–34 ). Под «язычниками» подразумеваются римляне. Мф.20:20 .  Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. (Ср. Мк.10:35 ). В Евангелии Марка с просьбой ко Христу обращаются ученики, названные по имени: Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея. Совершенно понятно, что в историческом повествовании возможно было говорить и о матери вместе с ее сыновьями, и об одних только сыновьях, ради краткости не упоминая о матери. Для выяснения причин просьбы следует, прежде всего, обратить внимание на прибавку у Лк.18:34 (которой не имеется у других синоптиков), где сообщается, что ученики не поняли слов Христа о Его страданиях. Но на слово «воскреснет» они могли обратить особенное внимание и несколько понять его, хотя и в превратном смысле. Вопрос о том, как называлась по имени мать Иакова и Иоанна, довольно труден. В тех местах Евангелия, где упоминается о матери сыновей Зеведеевых ( Мф.20:20, 27:56 ), она нигде не называется Саломией, а там, где говорится о Саломии ( Мк.15:40, 16:1 ), она нигде не называется матерью сыновей Зеведеевых. Только преимущественно на основании сличения показаний Мф.27:55–56 и Мк.15:40–41 приходят к выводу, что матерью сынов Зеведеевых была именно Саломия. Это легко видеть из следующего. При кресте были женщины, смотревшие издали на распятие: Мф.27:56 – «Между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых»; Мк.15:40 – «Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова Меньшего и Иосии, и Саломия». Отсюда видно, что «мать сыновей Зеведеевых» упоминается у Матфея там, где Марк говорит о Саломии. Далее евангелист Иоанн говорит ( Ин.19:25 ), что «при кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина». Это место можно читать двояко, именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010