Феодосий Косой (косоглазый) был слугой одного боярина в Москве. Обокрав его, он бежал, бродяжничал, пришел в Кириллов мон. и там постригся. Единомышлен с ним был его приятель Игнатий. Они были схвачены в 1555 г. и заключены в монастырь в Москве. Им удалось бежать в Литву. Косой женился на польке, Игнатий на еврейке. Там они проповедывали, что Божество не троично, что Христос простой человек, что все внешнее устройство церковное не нужно. Архиеп. Филарет пишет, что Косой был «наглее Башкина, и, начитавшись социнианского учения, прямо высказывал самые дерзкие выходки Социна» 17 ). Около 1575 г. они обнаружились на Волыни в имении Чаплиев и нашли там готовых слушателей. Башкин оговорил старца Артемия, постриженника Комельского мон. и в 1548 г. приглашавшегося быть настоятелем этой обители. Недолго он был игуменом Троицким и перевел к себе из Твери пр. Максима. В 1551 г., недовольный монастырскими порядками, ушел в пустыню. Он был вызван, как человек учительный, чтобы говорить с Башкиным «книгами», и был оговорен им. В 1554 г. на соборе он не признал себя виновным, но из обличительного письма его к Косому, уже в Литве, видно, что одно время впадал в прелесть. Артемий был сослан в Соловецкий мон., откуда бежал в Литву. Там он выступал ревностным защитником православия против протестантства, в особенности против социниан и Косого. Ересь Косого вызвала против себя замечательные полемические труды со стороны даровитого ученика пр. Максима, Зиновия, инока новгородского Отенского мон., пребывавшего одно время в ссылке со своим учителем. Убедили его писать клирошане Спасского старорусского мон., которые приходили к нему за разрешением недоумений, возбужденных ересью Косого. Архиеп. Филарет пишет: " Зиновий рассмотрел мысли Косого в том порядке, в каком передавали ему клирошане, присовокуплявшие по местам и свои частные сомнения. Рассуждения Зиновия спокойны, ответы обдуманны, опровержения верны, сведения изумляют обширностью. Зиновий читал Просветителя преп. Иосифа, и сочинение его показывает, что он выполнил свое дело лучше предшественника. У него глубже и отчетливее раскрыты начала христианской философии. Сочинение его достойно носит название: «Истины показание к вопросившим о новом учении». Второе менее обширное сочинение называется: «Многословное послание нм зломудрие Косого» и является ответом на письмо соблазненных еретиком литовцев. Зиновий отошел от некоторых положений преп. Максима и приблизился к мнениям иосифлян. Он заметил, что указание Максима на пример картезианских монахов унизительно для православных монастырей, что изображение монастырской деморализации у него слишком преувеличено, что некоторые и вотчинные монастыри живут очень бедно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

333 Непьговский Ю. П. Mamepiлu для вивчення nepeicHoro вигляду озлобления Ытер’ера Софий Кшвсьюм//истоии архпектури та удивельной техники Украши. КиКв, 1959. С. 5–29. 335 Еордиенко Э. А. Росписи 1125 г. в соборе Рождества Богородицы Антониева мона-стыря в Новгороде//ПКНО, 1974. М., 1975. С. 197–204. 336 Комеч А. И. Роль приделов в формировании общей композиции Софийского собора в Новгороде//Средневековая Русь. М., 1976. С. 147–159. 337 Штендер Г. М. К вопросу о галереях Софии Новгородской (по материалам археологического исследования северо-западной части здания)//Реставрация и исследования памятников культуры. М., 1982. Вып. 2. С. 6–27; Янин В. Некрополь новгородского Софийского собора: церковная традиция и историческая критика. М., 1988. С. 9, 339 Макарий, архим. Археологическое описание церковных лревностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 9,14, 60.; Янин В. JI. Указ. соч. С. 7, 9, 10,13. 340 Мнева Н. Е., Филатов В. В. Указ.соч. С. 94 («...икона Петра и Павла могла стоять либо у алтарного столба со стороны жертвенника, симметрично с иконой «Корсунской» Богоматери, либо в апсиде жертвенника, хотя там придела, посвященного этим апостолам, не было. Местонахождение иконы в жертвеннике более вероятно, так как стороны крещатых столбов почти на 20 см уже иконы. 341 Штендер Г. М. К вопросу об архитектуре малых форм Софии Новгородской// ДРИ: Художественная культура Новгорода. М.. 1968. С. 83–107. особенно с. 96. чертеж на с. 97. 342 Штендер Г. М., Сивак С. П. Архитектура интерьера новгородского Софийского собора и некоторые вопросы богослужения//125 лет Новгородскому музею: Материалы науч. конференции. Новгород. 1991. С. 45–51; та же статья с небольшими изменениями: Штендер Г. М., Сивак С. И. Архитектура интерьера новгородского Софийского собора и некоторые вопросы богослужения//Литургия, архитектура и искусство визан- 1ИЙского мир/Под ред. К. К. Акентьева. СПб., 1995. С. 288–302. В дальнейшем мы ссылаемся на это последнее издание. 343 Lazarev V. Trois fragments d’epistyles peintes et le templon byzantin//ДХАЕ. A0f)vai, 1964. Пер. 4. т. 4. Тгцтрпкб; Г. Eoxipiou. П. 119–143 (особенно с. 130 132): Лазарев В. Н. Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон//НМ, 1967. Т. 27. С. 162–196. Рис. 1–21 (переизд. в кн.: Лазарев В. Н. Византийская живопись: [Сб. статей]. М.. 1971. С. 110–136; Walter Ch. The Origin of the Iconostasis//Eastern Churches Review. Oxford. 1971. Vol. 3. P. 251–267; Бабий Г. О жинописаном украсу олтарских преграда//ЗЛУ. Београд. 1975. Т. 11. С. 3–49. Черт. 1–23. Рие.1 33:

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Поведав братии о святом Альбане, владыка напомнил, что завтра совершается память преподобного Тихона Калужского. Глеб и Евгений понимали, сколь значим он для их Братства, ведь отец Герасим (с Елового острова) в России жил в монастыре преподобного Тихона. Владыка Иоанн сказал, что вечером отслужит в часовне святителя Тихона Задонского всенощное бдение, а наутро литургию. Испытующе взглянув на них и улыбнувшись, он добавил, что хотел бы видеть их оба раза на службе. Хотя времени было в обрез, Евгений решил пойти на всенощную. Но нм он, ни Глеб на литургию утром не попали – запаздывали с выпуском очередного номера «Православного слова». Рабочая неделя была в разгаре, и дела полностью поглотили их. Увы, больше им не суждено было привечать владыку у себя в лавке. Взяв с собой икону Курской Божией Матери, архиепископ Иоанн отправился в Сиэтл. По дороге заехал в маленький калифорнийский городок Рединг – повидать Валентину Харви, ее мужа и мать. Через три дня он совершил в Сиэтле литургию. После службы три часа молился в алтаре, затем удалился в свою комнату в приходском доме подле церкви. Вскоре присутствовавшие услышали, что владыка упал. Вбежав в комнату, усадили его, и он тихо, без видимых страданий скончался. Очевидно, он предвидел свою кончину за несколько месяцев. Еще в июне он сказал своей давней знакомой: «Скоро я умру, в конце июня... но не в Сан-Франциско. а в Сиэтле». 442 А накануне отъезда удивил одного прихожанина в конце богослужения: «В последний раз к моей руке прикладываешься». 443 Евгений с Глебом узнали о кончине владыки через несколько часов. Сразу вспомнили, как хотел он их видеть на литургии в часовне во имя святителя Тихона. Они простить себе не могли, что лишились последнего напутствия. Обратимся к летописи: «Сегодня вечером, прямо перед началом всенощного бдения, нам сообщили о внезапной кончине в Сиэтле нашего возлюбленного владыки Иоанна. Братство скорбит о потере своего архипастыря и духовного наставника. Вот и кончилось становление нашего братства. Истинный праведник, архиепископ Иоанн был любящим наставником, опекавшим нас с первых нетвердых шагов. А теперь, несмотря на все наши немощи, дальше придется идти самостоятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Жалобы епархиальному начальству со стороны заштатных лиц или вдов и сирот на отказ в выделе нм части полевой земли не допускаются; но сделанный однажды по общему согласию служащего причта выдел кому-либо из них остается ненарушимым до смерти или выбытия в другое место жительства того, в чью пользу был сделан, хотя бы между тем в личном составе служащего причта произошли какие-либо перемены. § 19. Причты соединенных приходов, в которых будет более одной церкви, пользуются принадлежащими сии церквам землями и другими общими средствами содержания на следующих основаниях: 1) В тех соединенных приходах, в которых каждая церковь имеет своих прихожан и состоит в заведывании особого священника (настоятеля или его помощника), заведующий церковью причт пользуется землей или производимым прихожанами вместо отвода земли церковным довольствием и кружечными доходами только по своей церкви, не участвуя в выгодах по другой церкви. При разделе сих средств заведующий церковью помощник настоятеля получает часть на одинаковом основании с настоятелем, т. е. на две третьих части более против состоящего при нем псаломщика. 2) В приходах, в коих причт находится только при главной церкви, а остальная церкви приписаны к ней в виде кладбищенских или для совершения богослужения причтом главной церкви, земли всех состоящих в приходе церквей, а также и прочие общие средства содержания духовенства, делятся между членами причта главной церкви, на основании §§ 14 и 16 сих правил. и 3) В приходах, в которых будут церкви того и другого рода, т. е. как имеющие своих прихожан и состоящие в заведовании особых священников (настоятеля или его помощника), так а бесприходные, не имеющие особых священников, – землей и другими средствами по каждой из церквей, находящихся в заведовании особых священников, пользуются священники с состоящими при них причетниками, каждый по своей церкви, на основании пункта 1 сего §, а земли и прочие средства содержания, принадлежащие церквям, не имеющим особых священников, делятся между членами всего причта соединенного прихода, согласно пунк.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Если вас привлекает музыка, вы беретесь за виолончель, не рассчитывая на славу Ростроповича. Если вы способны к математике, то поступаете в институт, не беспокоясь о докторской диссертации. Если так, то почему нельзя применить этот же подход к монашеству? Потому что профессии и увлечения – это всего лишь отдельные черты на карте вашей жизни, а монашество, как и брак, – это вся ваша жизнь целиком, ни с чем не сравнимая ценность, за которую Христос отдал Свою жизнь на Кресте. – Вот .уже несколько лет меня посещает мысль о том, что я могла бы посвятить некоторое время монастырю, где приложу все усилия для своего духовного исцеления. Но я не могу надолго оставить своего мужа, свою семью: меня все очень любят и будут страдать в мое отсутствие, нм будет тяжело, и я не могу их оставить в таком положении. – Неплохая вроде бы мысль – но что заставляет вас стремиться именно в монастырь для духовного исцеления, если оно вам в самом деле необходимо? Разве вас лечат монастырские стены, монастырский устав или монастырская трапезная? Надо ли вам напоминать, что вас исцеляет Христос, Истинный Бог – и что условия для исцеления мы создаем своей любовью к Нему и к нашим ближним? У вас есть семья: это прекрасно! Если есть семья, есть люди, которые вас любят и которым вы нужны, – то не она ли создает идеальные условия для любого духовного исцеления?! Для того Господь и создал семью, чтобы в ней возрастала любовь, чтобы в ней люди получали все духовные плоды на ее основе... Лично для вас существует особое святое место, место вашего жизненного подвига: ваша семья, ваш дом, ваша «малая Церковь ». Оставить это в погоне за неким призрачным исцелением было бы глубокой, непоправимой ошибкой. Исцеление должно быть не призрачным, а реальным. Обязательно нужно найти такой храм и священника, где вы станете серьезно и сознательно исповедоваться. В наше время в большом городе это, к счастью, совсем не сложно. Верно, что именно за этим люди стремятся в монастыри. Кратковременная поездка пошла бы на пользу и вам – вме­сте с мужем, разумеется, – но в первую очередь надо устроить свое исцеление по месту жительства.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Православие, конечно, стояло на последнем понимании. И святой Григорий Палама говорил: «Царство Божие – не создано» ( βασιλεα το θεο κτιστος στν), как не созданным был и Фаворский свет на преображении Господа. Таким образом, вопрос касался уже не только афонских исихастов, а сущности самого христианства, то есть – всех нас. Святой Григорий Палама , вызванный в Константинополь, на Собор в храме «Агиа София» (Святая София ), в споре против Варлаама , настолько разбил его доводы, что он должен был бежать в Италию. И там он в 1342 году перешел в католицизм. Папа Климент VI поставил его епископом в Неаполитанском королевстве . Но споры и Соборы, – как мы видели, – продолжались еще долго (до 1368 г.); пока окончательно, после почти 30-летней борьбы, Церковь установилась на православном учении святого Григория Паламы . Чтобы закончить этот отдел, мы должны еще остановиться на вопросе о Боге: в Писании сказано, что Бог – невидим ( Ин. 6:46 ; 1Ин. 4:12 ); между тем апостолы на горе Фавор видели необыкновенный свет . Но, с другой стороны, Самим Господом сказано: Видевший Меня видел Отца ( Ин. 14:9 ). Конечно, апостолы видели Господа по человечеству. Но после воскресения Он то являлся нм, то исчезал. В объяснение этого святой Григорий Палама , – очевидно, на основании опыта своего, – учил о различии сущности (греч. усия, οσα) Божией и о действии Ее (греч. энергия, ενργεια). Первая не познаваема, а вторая может являться людям. Но мы на этом не будем останавливаться: нет нужды нам. Однако и самый свет может быть видим и познаваем, если человек будет подготовлен к этому тою же Божественною благодатию, иначе одному будет он виден, а другому нет. Эта же благодать есть Божий дар – достойный его; или – по особому Божию благоволению. Следовательно, это явление может быть дано по нравственно-достойному состоянию подвижника. На этом мы и остановимся в речи о Фаворском свете. Какое же отношение может иметь это учение о свете Божьем к нам, простым христианам? Мы не дерзаем и думать о такой высоте созерцания, какая достигается лишь немногими праведниками. Воистину так!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Рекомендованную Вами книжку по письмам святителя Феофана Затворника о непрестанной молитве я приобрёл там же, в монастыре, перечитываю её постоянно и стараюсь следовать в ней написанному. Как Вы и предположили, по возвращении в Гку у меня открылись некоторые проблемы со здоровьем, возможно, последствия будут серьёзные. В случае возможного внезапного летального исхода Вам сообщат об этом. Покорнейше прошу Вас не оставлять меня Вашими святыми молитвами и в этой жизни, и по моей кончине. Всегда молящийся о Вас, недостойнейший раб Божий Филипп». Последний листок из флавианова конверта был самым коротким. «Уважаемый настоятель Флавиан! В соответствии с волей покойного, сообщаю Вам, что работавший в нашем детском доме завхозом Вилен Анатольевич Чайкин после недолгой, тяжёлой болезни скончался 12 марта 2001 года. Перед смертью над ним были совершены церковные обряды Соборования и Причастия приезжавшим из Кского монастыря священником Нм. Не могу не добавить от себя, что такого доброго, отзывчивого, бескорыстно любящего детей и любимого ими сотрудника и педагога на моей памяти за 18 лет работы директором в нашем детском доме ещё не было. Наверное, уже и не будет. Директор детского дома Тимофеева Мария Львовна». Я кончил читать. Все сидели молча. Потом Юрка медленно поднял на Флавиана полные слёз глаза: — Батюшка! Как же мне жить теперь? — С Богом, Юрочка, с Господом нашим Иисусом Христом. Пойдём-ка в сад, в беседочку, там и поговорим. С тех пор Юра-спецназовец живёт у нас в Покровском в церковной сторожке, строит вместе с Семёном и Митричем новый приходский дом, алтарничает и читает на клиросе. Не поёт, правда, — слух после бомбёжек в Грозном подводит. — Алексей!— услышав знакомый голос, закрываю книгу Григория Паламы . — Да, мать Евлампия! Как вам, кстати, карабинчик на ведре? — Хороший карабинчик, Алексей! На кухне боковая полка с посудой на одном гвозде еле держится! Не приведи, Господи, на руку Иринушке упадёт! Прибить бы её покрепче! Кажется, глубины «исихазма» я постигну не скоро…  Глава 5. Козявочки с хвостиком

http://azbyka.ru/fiction/flavian-zhizn-p...

Посему из любви к правде, в защиту достославного служения Православной Церкви и пастырей наших, а еще больше для твердости и успеха новых мер и преобразований в общественном благоустройстве, было бы полезно, даже необходимо, на основании так тщательно собираемых и обрабатываемых исторических памятников (которых у меня под руками не много), подробнее изобразить все труды и заслуги духовного сословия нашего, оказываемые нм для гражданского устройства, порядка. просвещения, охранения и развития народных сил России во все разнообразные, иногда слишком бедственные, периоды государственной жизни её. Конечно, всякий истинный друг отечества не может искренне не пожелать подобного фундаментального произведения в литературе нашей, особенно благовременного теперь, чтобы, с одной стороны, остановить возникающее враждебное направление к осуждению и уничижению сословия духовных пастырей, всегда оказывавших столь много благотворного участия в судьбах своей паствы, а с другой из ясных вековых опытов истории познать и убедиться, как полезно и благодетельно для самого гражданского общества оказывать сыновнюю покорность к богомудрым учреждениям Православной Церкви и должное уважение к достойным деятелям её, как необходимо пользоваться содействием и участием их в деле общественного благоустройства, для успеха всех перемен и преобразований, так сильно возбужденных в настоящее время. Иначе все эти преобразования, все усилия и стремления на поприще прогресса мало принесут истинной пользы, даже едва ли не окажутся пагубными и враждебными для благоденствия народа, который воспитался, благополучно прошел все периоды бедственных испытаний, укрепился в силах и могуществе под покровом Православной Церкви и при участии духовных пастырей своих. Посему нельзя не опасаться горьких последствий от дерзновенного посягательства на уничижение сего священного сословия, если не для нас, то для потомков наших, которые в праве будут осуждать за это пагубное уклонение от благодетельного руководства и за неуважение к Православным пастырям, делаемое вопреки ясным указаниям прошедшего, даже наперекор истинному народному сознанию, по слепому доверию к внушениям иноземных и иноверных оракулов. Святая Церковь , не находя в нас ни покорности к спасительным уставам своим, ни благодарности к высоким девятивековым заслугам и благодеяниям своим, ни желания пользоваться благотворным участием и влиянием пастырей её на благоденствие наше, со скорбным и тяжким для материнской любви чувством вознесет к Божественному Основателю своему жалобный вопль свой устами Пророка: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася мене!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Люди рядом. Не хочу телевизор. Вот бы сделать город зеленым, а всех людей доброжелательными, сплоченными и сильными. Но наверное не справимся до Страшного Суда... Господи, помилуй нас! Сергей 28 декабря 2012, 17:39 Да вот оно, логическое завершение: Дело в самом человеке, который, куда бы ни пришел, всюду приносит себя самого, причем себя испорченного. Но Пушкин удивил, точнее не скажешь. Юлия 28 декабря 2012, 17:21 Деревня " караул " прочитайте. Безнадега и здесь и там. Я не сторонник шествий и демонстраций, но когда дома нм каширке взорвали, то мы распределяли дежурства с жителями всего многоподъездного дома, а все - работающие. Это не митингование бездарное было, а попытка общими усилиями детей и стариков дома сохранить. Политика государства, его цель, в чем она? А все просто. Для кого-то город - да, трибуна для амбиций, а кому- то жилье и работа. И муравьев в городе увидеть можно. Без отнесения к классам-видам. Помоги всем нам, Господи! Лариса 28 декабря 2012, 17:10 Согласна с Алексеем и поддерживаю Дионисия! димитрий 28 декабря 2012, 16:15 что в селе, что в городе - все в интернете сидят. Павел 28 декабря 2012, 16:00 Так понимаю, что в св. Писании особое внимание феномену современного города уделено в книге Конца - в Апокалипсисе. Вавилон - великая блудница - вот что такое современный город по своему воздействию на живущего в нем. Некоторые христиане сейчас в городе знают, в основном, метро, церковь, да работу, не сталкиваясь, как бы, с остальным городом. Знаем квартиры друзей, детсад, школу, десяток магазинов. Но давление этих " гирлянд " , новостей, толпы, рекламы - возрастает с каждым годом. И в какой - то момент, перед горьким финалом Вавилона, христианам будет откровение о том, что они должны выйти из города, дабы не погибнуть за его беззакония, которые в нём являются " нормальным " фоном жизни. Так что, нужно понимать, что в крайнем случае мы должны быть готовы расстаться с " макаронами " , которые дают в тюрьме, ради вечного спасения. Есть тема города и в письмах св.

http://pravoslavie.ru/58434.html

Легат Иоанн требовал (1203 г.), чтобы они отреклись от богомильства и других ересей. – В других сословиях также господствовало богомильство. В XV веке были целые города в Боснии, например Сребриница, населенные исключительно богомилами. Панския буллы и послания, донесения легатов, известия венгерских королей и боснийских банов утверждали, будто в XIV и XV веках во всей Боснии не было ни церквей христианских, нм священников, ни богослужения, будто везде там была только богомильская ересь. Как ни преувеличены подобные известия, – все же из них видно, что богомильство слишком широко распространилось в Боснии 242 . Особенно много было еретиков в средине страны. Распространению богомильства содействовало как то, что богомилы по наружности были как будто истинные аскеты, и, отвергая обрядовую практику православной и латинской церкви, в тоже время имели свой многосложный культ, который у них совершался будто бы по образцу древней, апостольской церкви, так и то, что Босния прервала связь с прочими сербскими землями, и правители её были в сильной вражде с сербскими государями, – и так как сербские государи поддерживали православие, то враждебные им боснийские правители, как бы на перекор им, то покровительствовали богомилам, то делались католиками. Православие сохранялось преимущественно в простом народе, и большею частию на окраинах города 243 . По взятии Боснии Турциею католическое духовенство жестоко преследовало богомилов, и более 40,000 их бежало в Герцеговину, другие же, особенно боснийские аристократы, приняли католицизм или потурчились. Теперь между босняками не сохранилось и памяти о прежней «босанской вере», или богомильстве 244 . Много испытали горя православные в Боснии и от мусульманства. Только что покорена была (1463 г.) Босния, и Магомет II собрал в крепость Яйце до 10,000 боснийских властелей и помещиков и предложил им либо принять магометанство, либо потерпеть казнь. Многие тогда же, для сохранения жизни и имущества, потурчились, иные бежали в Далмацию, другие были казнены, так что православие сохранилось почти только между простолюдинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010