Все время пишу стихи. Пишу «Александрию» для милого Саши, с которым постоянная переписка. Пишу новые и дополняю прежние главы для «Эрмитажа». Летом ежедневные хождения по лесу. Крючково и Корбуха. Маргаритки и другие цветы. Купанье. Грустные мысли о Саше Дурново. Тяжелое письмо от Георгия Лебедева с фронта. Встреча с Валентином – нм радости, ни печали. Две поездки в Милет к Крестной – в начале лета и в августе. Размышления. Равнинный пейзаж, липовая роща (остаток парка князей Ухтомских). Чтение Гамсуна. Я очарован Севером в его творчестве. Вчувствование в душу Норвегии и норвежда. Реминисценции былых юношеских увлечений Ибсеном. Чтение Л. Андреева. Воспоминания об Алексее [Спасском]. Чтение Чехова. Разговоры с Крестной о смысле жизни (особенно однажды ночью), их «экклезиастический» тон. Воспоминания о жизни в Огудневе, Маврино, Душенове. Чувство тоски по Маме, любовь к милой Крестной. Племянник Боря. Как я в конце-концов разочаровываюсь в нем: его равнодушие к чтению (самостоятельному, мое и крестное чтение слушать любит), полное незнание элементов культуры, дикарское преклонение перед техникой – сплошной terre-á-terre. Мысль о том, чтобы жить с ним и с Катей, отпадает. В обоих случаях – «милетские стихи». Дивный солнечный день в воскресенье в сентябре, когда был в церкви к обедне. Переживания. Возвращения среди песчаных бугров: гвоздики, пруды, синяя вода, синее небо и золотые тополя под солнцем на плотине. Мои чувствования и думы. Житейский курьез, типичный для наших дней. Сильное голодание летом: отекает лицо, руки, ноги. Началось с весны, после того, как на руках перенес в течение апреля-мая свои книги обратно (около 1000 томов). Туда было перевозить легче – на салазках. Поддержка Сашиной мамы и родителей Ж. К[онева]. Дни, проведенные у Саши в саду. Малина. Мысли о Саше, снова и снова, без конца. Заботы о зиме: где жить, если дома не будут топить. Осень. Дырявые галоши, мокрые ноги. Постепенное охлаждение ко мне семьи Валентина [Жалченко]. Мои мысли и выводы по этому поводу. Валентину об этом не говорю и не скажу. Ночевки у Леман. Сердечные беседы с А[нной] И[вановно]й.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

Иакову, куда собрались и все иерусалимские (может быть, даже, все, находящиеся в Иерусалиме) пресвитеры. Св. Павел рассказал нм подробно – ξηγετο καθ, – что сотворил Бог у язычников, служением его. Это повествование, как и в первом случае, не было простым рассказом. Из самых слов Дееписателя: на другой день Павел пришел с ними к Иакову, пришли и все пресвитеры 465 , – ясно видно, что Ап. Павел находил нужным повествовать о своей деятельности, а Ап. Иаков, вместе с другими, – выслушать его. И, по выслушании Ап. Павла, ему было предложено вместе с четырьмя мужами совершить обряд очищения, дабы этим рассеять слухи, что Ап. Павел учит отступлению от Моисеева закона. Рассмотренные случаи обнаруживают, что в самые первые, апостольские, времена христианства не только простые верующие не имели права на свободную проповедь, но и сами Апостолы подчинялись собору Апостолов, подобно тому, как теперь каждый епископ подчинен собору епископов. Об апостольском надзоре и руководительстве за проповедью свидетельствует и 1Кор. 14 . Здесь Ап. Павел преподает общее наставление проповедникам и, так называемым, пророкам, требует от них, чтобы все было благопристойно и чинно 466 . Кроме этого, здесь Апостол прямо высказывает, что на свободную, ничем не обусловливаемую проповедь, те проповедники, которых он имеет в виду, не имеют права. Он говорит: разве от вас вышло слово Божие? или до вас одних достигло? 467 Слово Божие о Христе вышло в мир через Апостолов. Это обстоятельство налагает на всех проповедников обязательство подчиняться Апостолам и их божественному авторитету. Эту мысль Апостол с положительной ясностью высказал в следующих словах. Если кто, – говорит он, – почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни. А кто не разумеет, пусть не разумеет 468 . Так, проповедники, к которым обращена речь Апостола, – обыкновенные верующие, по своим внутренним дарованиям, имевшие дар пророчества и языков, обязаны не только оказывать Апостолам повиновение и послушание, но и признавать за ними особый божественный авторитет, безусловное, верховное право на учительство и проповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   Результатом смирения у молящегося является чувство сокрушения о своих грехах, которое так же необходимо при молитве, как и смирение. «Что пища без соли для гортани, то молитва, без сокрушения проходимая, для ума», — сравнивает святой Илия Екдик. Сокрушение приводит человека к страху Божию, без которого молитва бесполезна, как говорит святой авва Евагрий. А святой Филимон разъясняет: «В чьей душе страх Божий еще не господствует, тот еще почивает на содружестве с миром».    Рядом с чувством страха Божия стоит и вера в благодать и помощь Божию.    Святой авва Дорофей объединяет смирение, страх, веру и благодать в одно необходимое целое для чистой молитвы, указывая, что в какой степени возрастают в человеке упомянутые чувства, в такой же совершенствуется и сама молитва. «Тот наклоняет себя к смирению, — говорит он, — кто, зная, что не может совершить никакой добродетели без помощи Божией, не перестает всегда мочиться Богу, чтобы Он совершил с ним милость. Почему непрестанно молящийся, если и сподобится совершить что-либо... то все свои успехи относит к Богу, всегда благодарит Его и всегда призывает Его, трепеща, как бы ему не лишиться таковой помощи. Итак, он со смирением молится и молитвою смиряется; и чем более преуспевает всегда в добродетели, тем более всегда смиряется; получает помощь и преуспевает в смиренномудрии». 11.3. Дом молитвы — терпение    Молящийся со смирением и верою в получении просимого должен молиться с терпением. «Дом молитвы — терпение, — говорит святой Илия Екдик, — ибо нм она поддерживается; потребы же ее — смирение, ибо им она питается». Как вдова просила неотступно и терпеливо судью, так и молящийся должен молиться с терпением. Если, пребывая в молитве, будешь смотреть на вдову, подвигшую жестокосердного судью оказать ей справедливость, то не станешь скорбеть (См.: Лк.18:3) при нескорости получения благ, испрашиваемых молитвою. «Если ты терпелив, то всегда будешь молиться с радостью», — говорит преподобный Нил Синайский, — так как за терпение свое будешь вознагражден, причем «демоны, не снося твоего терпения, и постоянства, и силы рвения, убегут от тебя, стыдом покрытые».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Перед вложением памятной (закладной) капсулы в сохранившийся исторический фундамент собора КИБМ был оглашён текст закладной грамоты: «Во славу Святыя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы, Ея благоволением и благостию, Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, заложен сей возрождаемый храм в честь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии ради иконы Ея Казанския, в лето 2016 от Рождества по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа в 21-й (8-й) день июля месяца во граде Казани на месте обретения сей чудотворной с. 5]После закладки капсулы с грамотой было оглашено «Обращение к потомкам по случаю воссоздания собора Казанской иконы Божией Матери». Как сообщила на состоявшемся 26 июля 2016 г. в Кабинете Министров РТ брифинге исполнительный директор РФВПиК, заместитель Председателя ГС РТ Т.П. Ларионова, к этому времени на воссоздание собора КИБМ было собрано 90,7 миллиона рублей. При этом она не исключила возможности использования на данные цели бюджетных Достаточно продуманная и слаженная организация работ по воссозданию собора КИБМ, а также широкое общественное участие в деле его возрождения,позволяет надеяться на то, чтоон будет возведён уже к концу 2010-х гг. Список аббревиатур: АН - Академия наук; БИА - Болгарская исламская академия; ГМИИ - Государственный музей изобразительных искусств; ГС - Государственный Совет; ГУП - государственное унитарное предприятие; ДУМ - Духовное управление мусульман; ИА - информационное агентство; КазДС - Казанская духовная семинария; КБМ - Казанский Богородицкий монастырь; КИБМ - Казанская икона Божией Матери; КиТ - Казанский и Татарстанский: К(П)ФУ - Казанский (Приволжский) федеральный университет; МиВР - Московский и всея Руси; НА - Национальный архив; НМ - Национальный музей; ООО - общество с ограниченной ответственностью; ПФО - Приволжский федеральный округ; РПЦ - Русская Православная Церковь; РТ - Республика Татарстан; РФ - Российская Федерация; РФВПиК - Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры;

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/10/...

СЛОВО 7 В княжение самодръжьца Рускыа земля, благоврного великого князя Володимира Святославича, 806 благоволи Богъ явити свтилника Рустей земли и наставника иночьствующим, яже о нем намь сказание. Бысть убо нкы благочестивый мужь от града Любичя, 807 яже во нь измлада вселися страхъ Божий, и желаше въ иноческый облещися образъ. Человколюбивый же Господь възложи ему на сердце въ страну ити Грческую и тамо острищися. Абие путному шествию устремився, страньствуа за страньствовавшаго Господа и труждьшагося нашего ради спасениа, и достиже царьствующаго града. И въ Святую Гору доиде, 808 и обшед святаа монастыря, яже на Офон, и вид монастыря, сущаа ту на Святой Гор, и пребывание святыхь тх, отець выше человческаго естества, въ плоти аггельское житие подражающе, паче ражжеся Христовою любовию, желаа тх житию отець поревновати. И прииде въ единъ монастырь от сущих тамо монастыревь, и моли игумена, дабы на нь възложилъ агглескъ образъ иноческаго чина. Игуменъ же, прозря яже в нмь хотящаа быти добродтели, послушавь, постриже его и нарече имя ему Антоние, 809 наказав и научи его иноческому житию. Антоний же въ всмь Богу угаждаа, на прочаа подвизаяся в покорении же и в послушании, яко всмь радоватися о нм. Рече же ему игуменъ: «Антоние, паки иди в Русию, да тамо прочим на успхъ и утвержение будеши, и буди ти благословение Святыа Горы». И Антоние же отъиде в Русию, и прииде въ град Киевь, и мысляше, гд пребыти. И походи по манастырем, и не възлюби ни въ едином же, гд бы жительствовати: Богу не волящю. И нача ходити по дебрем, и по горамь, и по всем мстомь. На Брестовое 810 прииде, и обрете печеру, и вселися в ню, юже б ископали варязи, и в нй пребысть в велицем въздержании. По сих же преставлшуся князю Володимеру, и приа власть безбожный и оканный Святополкъ, и сд в Киев, и нача избивати братию свою: уби святаго Бориса и Глба 811 Антоний же, вид таковое кровопролитие, иже съда окааный Святоплъкъ, паки бжа въ Святую Гору. Егда же благочестивый князь Ярославь побди Святоплъка, и сд в Киев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сведений о том, где И. учился иконописи, нет, неизвестны и ранние работы мастера. Пребывание И. с отрочества на Волыни свидетельствует о том, что индивидуальная творческая манера И. была сформирована под воздействием местной художественной культуры. Пролить свет на начало творческого пути И. может пока не изученная икона 1691 г. «Св. Иоанн Богослов, со сценами жития, и св. Кирилл Александрийский», сохранившаяся в ц. ап. Иоанна Богослова с. Семаки близ Белостока (ныне Луцкий р-н Волынской обл.). Известные в научном обороте дошедшие до нас произведения И. датируются только 1696 г., т. е. они были выполнены уже сложившимся мастером. В указанном году для ц. Рождества Пресв. Богородицы правосл. Загоровского муж. мон-ря (ныне большей частью утрачена) по заказу игум. Феодосия (Волынца) И. исполнил живопись резного киота (НМ(Л)) для местночтимой чудотворной Загоровской иконы Божией Матери: на боковых крыльях киота - ростовые образы праведных Иоакима и Анны, в нижней части киота - «Крещение Господне», в верхней части иконной рамы - «Встреча Марии и Елисаветы», а в нижней - Нерукотворный образ Спасителя. Работу мастера удостоверяет подпись: «...смиренный иеромонах Иов Кондзелевич, законник монастыря Белостоцкаго». Видимо, тогда же был исполнен и 2-й киот - для чтимой иконы свт. Николая Чудотворца, хранящийся в ц. св. Онуфрия в с. Хоров Локачинского р-на. Загоровские киоты являются древнейшими оригинальными резными киотами в укр. искусстве. Несмотря на то что живопись 2-го киота сильно поновлена, оба они дают представление о раннем периоде формирования индивидуальной манеры мастера. Упоминание в описи 1752 г. луцкой Крестовоздвиженской ц. Братского мон-ря киота (использовался как запрестольный образ, сгорел при пожаре в 1763) с такой примечательной особенностью резного декора, как виноградные гроздья, встречающейся в обоих загоровских киотах, позволяет предполагать, что речь идет еще об одном аналогичном киоте с живописью И. Между 1715 и 1730 гг. И. по заказу Луцкого униат. еп. Иосифа Выговского расписал резной киот (без живописных изображений) для чтимой миниатюрной иконы Богоматери в ц. св. Космы и Дамиана в с. Махновцы (совр. Золочевский р-н Львовской обл.).

http://pravenc.ru/text/578180.html

К 13 веку относится лучший из трех рифмованных переводов, вернее свободное переложение евангелия Никодима – «Роман воскресения», написанный Андре де-Кутанс. Автор благородного происхождения, с обширным образованием, знаток древности. Из 2400 восьмистопных стихов поэмы почти 1000 посвящены схождению в ад. Воскресение Христа возбуждает ужас в иудейском синедрионе. Иосиф Аримафейский рассказывает о своем чудесном освобождении из темницы. Появляются воскресшие от гроба близнецы, сыновья Симеона. Не заклятие, но знак креста над языком разверзает нм уста. В средние века вообще распространен взгляд, что немы воскресшие из мертвых, и навсегда умерла их улыбка. Таков Лазарь в «Страдании св. Женевьевы» 697 . Также св. Патрикий, герой ирландского национального сказания, увидав ужасы ада, никогда более не улыбается. Сыновья Симеона порознь друг от друга пишут —432— (как будто еще оставаясь немыми?) следующий рассказ. С патриархами и пророками они сидели в аду, когда вдруг дивный свет осиял темноту. Адам, отец человеческого рода, и все жители страшной лестницы ада возрадовались, «Царь славы, Твой свет нисходит до нас». Исаия радостно повторил свое пророчество о Спасителе; Симеон праведный возвестил приход Искупителя. Сие рассказывает, как, когда Адам лежал больной, то послал его, чтобы принести масла с древа милосердия в раю. Но архангел Михаил возбранил ему вход туда и предсказал, что через 5500 лет Сын Божий, «благостный елей мира», освободит Адама и все человечество 698 . Но адские силы не сдаются без борьбы. Сатана приказывает Аду готовиться к приему противника, именующего себя Сыном Божиим. Как он Его ненавидит за избавление Христом от власти Сатаны стольких слепых, глухих и бесноватых! Ад боится, что победит Христос. Сатана, напротив, до ослепления уверен в своей победе: ведь он же добился гибели своего врага на земле, заставил его «позорно, как разбойника, повесить (pendre), а после его кровью оросил копье своего всадника (chevalier)». И напоминания Ада о чудесах Христа, как воскрешение Лазаря, не могут убедить Сатану в божественности пребывающего. Вдруг, как удар грома, раздается голос: «Отворите врата ваши!» Ад баррикадирует свои ворота. Праведники напрасно пытаются заставить Ад отворить ворота. В последующем живописном описании адского войска особенно останавливает внимание образ знаменосца Смерти, бледной от ужаса. Царь славы, окруженный ангелами, вступает в ад, и все преклоняется перед Ним. Благой Учитель берет Адама за руку и принимает поклонение верных, которые стоят перед Ним на коленях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

д.). Вот неопровержимое доказательство, потому что Христос не мог бы быть нашим Спасителем и Искупителем, не будь Он Иеговой, так как Иегова единственный Спаситель ( Ис. 43; 11 ). Но, невзирая на свидетельство Писания, что «...прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет» ( Ис. 43:10 ), свидетели Иеговы продолжают проповедовать ложную теорию «меньшего бога», открыто противореча Слову Божию. В 1Кор. 8:4–6 Павел указывает, что идол или ложный бог ничего собой не представляет; пусть люди и обожествляют многие вещи, а истинный и живой Бог только один (см. Деян. 5:3–4 и Ин. 1:1 о других ипостасях Троицы). Откровение 1:17–18 и 2:8 придает еще большую весомость истине о Божественности Христа, являя Его Первым и Последним, Который был мертвым и жив во веки веков. Подумайте, если Иегова единственный Первый и Последний (см. Исаию), то или Он с Христом одной природы, или свидетели Иеговы должны отвергнуть авторитетность Писания. Чтобы быть последовательными, мы должны дать ответ на доводы, выдвинутые свидетелями Иеговы относительно употребления «Первого и Последнего» (греч. protos) в Откровении 1:17 и 2:8. Переводя «Первенец», prototokos, вместо «Первый», protos (см. примечания к этим местам в «Переводе нового мира христианских греческих Писаний» и в «Эмфатическом диаглоте»), свидетели Иеговы пытаются лишить Христа Божественности и сделать Его тварным во времени (Let God be True, p. 107). Когда затрагивается этот вопрос, они тут же отсылают вас к Кол. 1:15 , и Откр. 3:14 , «доказывая», будто Слово имело начало (см. Ин. 1:1 – «Эмфатический диаглот» и НМ). Любой образованный читатель признает такой аргумент ошибочным. «Лексикон Нового Завета» Дж. Тейера (изд. 1886 года) утверждает, что единственно правильно переводить слово protos как «Первый» и, словами самого Тейера, «Вечный» Иегова ( Откр. 1:17 ). Вновь победила Божественность Христа. В лучших и самых признанных манускриптах (Синайский, Ватиканский кодекс) стоит protos, «первый». Это еще одно доказательство. В Александрийском кодексе, где отсутствуют знаки акцентуации, это место следует перевести как «Тот, Кто сотворил в начале», чтобы не нарушать законы текстового критицизма ( Кол. 1:15 ). Поскольку в Александрийской рукописи нет знаков ударения или пунктуации, в том числе в Откровении 1:17, 2:8 и т. д., и поскольку во всех остальных манускриптах стоит protos (первый), то будет нелогично ставить в слове prototokos ударение таким образом, что из Христа-Творца получается Христос-творение. Правильное ударение в prototokos Александрийского кодекса согласуется со всеми другими текстами, и в результате Христос называется буквально «Превознесенным», что соответствует истине. Следует добавить, все авторитетные и надежные переводы отдают предпочтение слову «Первый» вместо «Первенец», не подкрепляя очередную из многих искусных попыток извратить Слово Божие неправильным переводом и лингвистическими манипуляциями.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Аналогично рассуждают и иеговисты: «когда преимущество стать христианскими учениками было дано самарянам и неиудеям, перед своим крещением нужно было лично безоговорочно посвящать себя Иегове, чтобы служить Ему как ученики Его Сына. Это значение христианское водное крещение имеет и в наши дни для всех, включая иудеев. Это крещение в глазах Бога имеет большую ценность. Апостол Петр обратил на это внимание. Сначала он упомянул, что Ной построил ковчег, в котором он и его семья были сохранены во время потопа, и затем писал: «Так и ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести [направленная к Богу просьба о доброй совести, НМ], спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петр. 3, 21). Ковчег был видимым доказательством того, что Ной посвятил себя творению воли Бога и затем преданно совершил порученную ему Богом работу. Соответственно этому, те, которые на основании своей веры в воскресшего Христа посвящают себя Иегове, символизируют это крещением и затем творят волю Бога относительно служителей Бога в наши дни (т. е. слушают «руководящую корпорацию» — свящ. Д.С.), спасаются от злого настоящего мира. Им больше не нужно теперь опасаться уничтожения с этим миром. Они спасены от него, и Бог одарил их доброй совестью. Было бы ошибкой думать, что крещение само по себе является гарантией для спасения. Оно имеет силу только тогда, если кто-нибудь действительно посвятился Иегове через Иисуса Христа и затем творит волю Бога до конца» . Надо сказать, что в иеговистском представлении «крещение в смерть», отличается от «водного крещения христианских учеников», и принадлежит только 144000. — «Тем, которые будут царствовать со Христом в небесном Царстве, — пишут сектанты, — также (как и Христу — свящ. Д.С.) нужно быть крещеными в смерть. Они, как и Иисус, при смерти отдают свою человеческую жизнь навсегда. А после своего воскресения они будут править с Ним на небе. Это крещение проводиться не каким-либо человеком, но Богом через Его небесного Сына.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Доверчивое сердце с умилением принимает Его божественные заповеди и отдает на выполнение их в простоте души все свои силы, всю свою жизнь; и на этом жизненном пути восхождения в меру полного возраста Христова Господь духовно открывает и разъясняет те великие тайны, постижение которых было и всегда будет недоступно одному гордому рассудку. Посмотрите, как Апостолы, эти из рыбарей учители вселенной, научались Господом? Они не предъявляли Ему своих сомнений подобно ученым книжникам и саддукеям, не допрашивали Его с такой назойливостью, как гордые самоуверенные фарисеи. Они смиренно следовали за Ним, самоотверженно любили Его и с благоговейной верой прислушивались к каждому Его слову, хотя бы оно и разрушало их прежние надежды и мечты. Он, по своей нравственной чистоте, по своему духовному величию, по недосягаемо высоким совершенствам Своей жизни, был для них божественным авторитетом, и они довольствовались тем, что Он Сам находил нужным и возможным сказать им. И Господь оправдал их бесконечное к Нему доверие, не отверг призыва их горячего, жаждущего истины сердца: по мере возрастания их духовных сил Он открывается нм как Спаситель мира, наставляет их, как Своих избранных друзей, и, наконец, проведя их чрез горнило величайших нравственных страданий, объясняет им тайны Царствия Божия, подготовляя их к восприятию силы Св. Духа, этого источника всякой истины и всякого примирения. А Мария Магдалина? Разве она совопросничала с Господом? Разве она требовала, чтобы он разрешил ее вопросы: зачем в ней бушуют такие страсти? Кто виноват в ее грехах: она ли или ее родители или, может быть, окружающая ее среда и пр.? Нет; она пришла в покаянном сознании своей блудной жизни и блудной души; пришла полная только слез и любви; она смиренно стала позади возлежавшего Господа у ног Его и плача обливала их слезами, отирая волосами головы своей, целовала их и мазала драгоценным миром; она чувствовала всем сердцем, сознавала без всяких вопросов, что это — Сама Святыня, Сама Чистота, пред которой прилично и можно только плакать о своей низости и греховности, и которая сама без лишних с ее стороны слов очистит, облагородит ее, даст мир и святыню ее измученной душе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=803...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010