Пс 137:8б, 1а 2. Иова чтение Настал же день тот, и пришли Ангелы Божии предстать пред Господом; и диавол пришел среди них предстать пред Господом. И сказал Господь диаволу: «Откуда ты идешь?» [И] (тогда) сказал диавол пред Господом: «Пройдя поднебесную и обойдя всю (землю) я пришел». Сказал же Господь диаволу: «Обратил ты внимание (мыслию своею) на слугу Моего Иова, ибо нет такого, как он, среди тех, кто на земле, – человека, [подобного ему:] беззлобного, правдивого, непорочного, богобоязненного, удаляющегося от всякого зла? И он еще держится беззлобия; а ты сказал, чтобы имения его погубить напрасно. Возразив же, диавол сказал Господу: «Кожа за кожу; и всё, что есть у человека, он за душу свою заплатит. Но нет же: простерши руку Твою коснись костей его и плоти его, – конечно, он в лицо Тебя благословит!» Сказал же Господь диаволу: «Вот, предаю тебе его; только душу его сбереги». И отошел диавол от лица Господня и поразил Иова язвою злою с ног до головы. И взял (Иов) [себе] черепок, чтобы счищать гной (свой), и сел на куче навоза вне города. Когда же прошло много времени, сказала ему жена его: «Доколе ты будешь это выдерживать, говоря: Вот, я терплю еще малое время, ожидая надежды спасения моего? Ибо вот, исчезла с земли память твоя, сыновья (твои) и дочери, болезни чрева моего и труды, которыми я впустую потрудилась с мучениями. Ты же сам сидишь в гнили, среди червей, проводя ночь под открытым небом; и я – скиталица и служанка, переходящая с места на место, из дома в дом, ожидая, когда зайдет солнце чтоб успокоиться от мучений моих и болезней, которые ныне охватывают меня. Но скажи некое слово к Богу – и умирай!» Он же, взглянув на нее, сказал (ей): «Для чего ты, как одна из безумных женщин, сказала так? Если доброе мы приняли от руки Господа, неужели злого не перенесем?» Во всем этом, случившемся с ним, ни в чем не согрешил Иов устами пред Богом (и не произнес безрассудного о Боге). Иов 2:1–10 Затем, Да исправится молитва моя: Евангелие от Матфея, зачало 108. Мф 26: 6–16.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Вспомним, как Иоанн Креститель, всю жизнь посвятивший Христу, ради пользы учеников притворился сомневающимся и послал их как бы от себя спросить: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого»? Он хотел, чтобы ученики сами услышали, увидели и уверовали, и он не боялся умаления своей славы. Несомненно, что Мария поступила подобным образом. Несомненно, что Ей не надо было ничего, кроме славы Ее Божественного Сына. Несомненно, что Своей просьбой Она хотела еще раз дать повод всем услышать о том, что самое главное в жизни, что объединяет людей и усыновляет их Небесному Отцу. Несомненно, слыша ответ Спасителя, Она радовалась и Своему внешнему уничижению, и Его верности Себе, и тому, что ученики, видя такой пример, еще тверже укрепятся на избранном пути. Пятница. О притче Мф.13:4–9 Рим.16:1–16 Однажды, когда вокруг Господа Иисуса Христа собрался народ, Он стал поучать их притчами, и первая была о том, как «вышел сеятель сеять. Когда он сеял, иное упало при дороге; и налетели птицы, и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли; и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние, и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, иное в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит»! На этом кончается сегодняшнее «зачало». Но интересно, что точно так же было и тогда. Господь рассказал народу притчу, и – все. Уже потом ученики подошли к Нему и спросили: «Для чего притчами говоришь им»? Господь объяснил, в чем дело, а потом растолковал и значение притчи. Но народу Он ничего не пояснял, а только сказал в конце: «Кто имеет уши слышать, да слышит»! Как и нам с вами сегодня. И мы услышали, что есть зерно, которое имеет чудесную силу прорастать и приносить плод даже во сто крат; что земля, на которую оно может упасть, бывает разная, и если оно попадет на плохую, то при всей сокрытой в нем силе может погибнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

После псалмов тропарь «Христе! Когда Ты распялся, исчезло насилие (диавола) и уничтожено могущество врага. Не ангел, не человек, но Сам Ты, Господи, спас нас; да будет Тебе слава», и стихиры. Их по три на каждом часе. и поются они по дважды. Вот стихиры первого часа. «Сегодня раздирается церковная завеса в обличение беззаконников, и солнце скрывает свои лучи при виде распинаемого Господа». «Христе царю! Как овча, Ты был веден на заклание, и как кроткого агнца пригвоздили Тебя ко кресту беззаконники – за наши грехи, человеколюбивый». «Господи! Когда взяли Тебя беззаконники, то, среди истязаний, Ты взывал: пусть вы поразили пастыря и рассеяли двенадцать овец – учеников Моих, но Я мог бы призвать больше двенадцати легионов ангелов. Однако же долготерплю, чтобы исполнилось все то недоведомое и сокровенное, что Я открыл вам через своих пророков. Господи, да будет Тебе слава!» Потом паремия из пророчества Захариина ( Зах. 11:10–13 ). Здесь предсказывается о предательстве Господа Иисуса, и именно за тридцать сребреников, и о возвращении их в сокровищницу храма... «И отвесили в уплату тридцать сребреников... И взял я тридцать сребреников, и бросил в дом Иеговы в сокровищницу» и т. д. После паремии апостол из послания к Галатам, зачало 215, ( Гал. 6:14–18 ). «А меня сохрани Бог от того, чтобы хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым мир для меня распят и я для мира» и т. д., и Евангелие Матфея, зачало 110 ( Мф. 27:1–56 ), которое почти все читалось на утрени (пятое и седьмое Евангелие страстей). Поели этого: «Стопы моя направи по словеси Твоему» и пр. и обыкновенное окончание первого часа. Точно в таком порядке идут и все часы. Дальше я уже не буду больше делать выписок, а лишь укажу на состав их. Час третий. Псалмы XXXIV, CIII и L. Паремия из пророчества Исаина ( Ис. 8:4 –11 ). Апостол из послания к Римлянам, зач. 88 ( Рим. 5:6–10 ). Евангелие Марка зачало 66 ( Мк. 15:1–41 ). Час шестой. Псалмы LIII, CXXXIX и ХС. Паремия из пророчества Исаина ( Ис. 52:13–15, 53:1–12, 54:1 ). Апостол из послания к Евреям, зачало 306 Евр. 11:11–18 ). Евангелие Луки, зачало 111 ( Лк. 23:32–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Мф 6:22–33 Евангелие от Матфеа, зачало 19. Рече Господь: не пецытеся, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся? Всех бо сих языцы ищут, весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам. Не пецытеся убо на утрей, утрений бо собою печется, довлеет дневи злоба его. Или кто есть от вас человек, егоже аще воспросит сын его хлеба, еда камень подаст ему? Или аще рыбы просит, еда змию подаст ему? Аще убо вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашым, кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящым у Него. Мф 6:31–34; 7:9–11 Евангелие от Матфеа, зачало 20А. Рече Господь: не судите, да не судими будете. Имже бо судом судите, судят вам, и в нюже меру мерите, возмерится вам. Что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бервна же, еже есть во оце твоем, не чуеши? Или како речеши брату твоему: остави, да изму сучец из очесе твоего, и се, бервно во оце твоем? Лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изяти сучец из очесе брата твоего. Не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями, да не поперут их ногами своими и вращшеся расторгнут вы. Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищяй обретает, и толкущему отверзется. Мф 7:1–8 Евангелие от Матфеа, зачало 20Б. Рече Господь: просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищяй обретает, и толкущему отверзется. Или кто есть от вас человек, егоже аще воспросит сын его хлеба, еда камень подаст ему? Или аще рыбы просит, еда змию подаст ему? Аще убо вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашым, кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящым у Него. Мф 7:7–11 Евангелие от Матфеа, зачало 21. Рече Господь: вся елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им, се бо есть закон и пророцы. Внидите узкими враты, яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им. Что узкая врата, и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его. Внемлите же от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. От плод их познаете их. Еда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы? Тако всяко древо доброе плоды добры творит, а злое древо плоды злы творит. Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити. Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекают е и во огнь вметают. Темже убо от плод их познаете их. Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/cu/ot-mat...

Мф 14:35–15:11 Евангелие от Матфеа, зачало 61. Во время оно, приступльше ко Иисусу ученицы Его, реша Ему: веси ли, яко фарисее слышавше слово соблазнишася? Он же отвещав рече: всяк сад, егоже не насади Отец Мой Небесный, искоренится. Оставите их, вожди суть слепи слепцем, слепец же слепца аще водит, оба в яму впадетася. Отвещав же Петр рече Ему: скажи нам притчу сию. Иисус же рече им: единаче ли и вы без разума есте? Не у ли разумеваете, яко всяко, еже входит во уста, во чрево вмещается и афедроном исходит? Исходящая же изо уст, от сердца исходят, и та сквернят человека. От сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы. Сия суть сквернящая человека, а еже неумовенныма рукама ясти, не сквернит человека. И изшед оттуду Иисус, отиде во страны Тирския и Сидонския. Мф 15:12–21 Евангелие от Матфеа, зачало 62. Во время оно, вниде Иисус во страны Тирския и Сидонския. И се, жена Хананейска, от предел тех изшедши, возопи к Нему глаголющи: помилуй мя, Господи, сыне Давидов, дщи моя зле беснуется. Он же не отвеща ей словесе. И приступльше ученицы Его, моляху Его, глаголюще: отпусти ю, яко вопиет вслед нас. Он же отвещав рече: несмь послан, токмо ко овцам погибшым дому Израилева. Она же пришедши поклонися Ему, глаголющи: Господи, помози ми. Он же отвещав рече: несть добро отяти хлеба чадом и поврещи псом. Она же рече: ей, Господи, ибо и пси ядят от крупиц падающих от трапезы господей своих. Тогда отвещав Иисус рече ей: о, жено, велия вера твоя, буди тебе якоже хощеши. И изцеле дщи ея от того часа. Мф 15:21–28 Евангелие от Матфеа, зачало 63. Во время оно, прииде Иисус на море Галилейское, и возшед на гору, седе ту. И приступиша к Нему народи мнози, имуще с собою хромыя, слепыя, немыя, бедныя и ины многи, и привергоша их к ногама Иисусовыма, и изцели их. Якоже народом дивитися, видящым немыя глаголюща, бедныя здравы, хромыя ходящя и слепыя видящя, и славляху Бога Израилева. Мф 15:29–31 Евангелие от Матфеа, зачало 64. Во время оно, призвав Иисус ученики Своя, рече им: милосердую о народе сем, яко уже дни три приседят Мне и не имут чесо ясти, и отпустити их не ядших не хощу, да не како ослабеют на пути. И глаголаша Ему ученицы Его: откуду нам в пустыни хлеби толицы, яко да насытится толик народ? И глагола им Иисус: колико хлебы имате? Они же реша: седмь, и мало рыбиц. И повеле народом возлещи на земли, и приемь седмь хлебы и рыбы, хвалу воздав преломи и даде учеником Своим, ученицы же народом. И ядоша вси и насытишася, и взяша избытки укрух, седмь кошниц исполнь. Ядших же бяше четыре тысящы мужей, разве жен и детей. И отпустив народы, влезе в корабль и прииде в пределы Магдалински.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/ot-matfey...

Мф 8:28–9:1 . Неделя 5. Евангелие от Матфея, зачало 29 В то время Иисус, войдя в лодку, переправился и прибыл в город Свой. И вот несут к Нему расслабленного, лежащего на постели. Иисус, увидев веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! Прощаются грехи твои. И вот, некоторые из книжников сказали самим себе: Он богохульствует. Иисус, зная мысли их, сказал: почему вы мыслите дурное в сердцах ваших? Ибо что легче? Сказать ли: «прощаются грехи твои», или сказать: «встань и ходи»? Но чтобы вы знали, что власть имеет Сын Человеческий на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И встав, он пошел в дом свой. Народ же, увидев, устрашился и прославил Бога, давшего такую власть людям. Мф 9:1–8 . Неделя 6. Евангелие от Матфея, зачало 30 В то время, проходя, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И было: когда Он возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и с учениками Его. И увидев, фарисеи говорили ученикам Его: почему Учитель ваш ест с мытарями и грешниками? Услышав же это, Он сказал им: не здоровым нужен врач, а болящим. Пойдите, научитесь, что значит: «Милости хочу, а не жертвы». Я пришел призвать не праведных, но грешных. Мф 9:9–13 . Суббота 5 седмицы. Евангелие от Матфея, зачало 31 В то время приходят к Иисусу ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся, а ученики Твои не постятся? И сказал им Иисус: могут ли сыны чертога брачного скорбеть, пока с ними Жених? Но придут дни, когда взят будет от них Жених, и тогда будут поститься. И никто не ставит заплату из новой ткани на ветхой одежде. Пришитый кусок ее разорвет, и дыра будет хуже. И не наливают вино молодое в мехи ветхие, иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но наливают вино молодое в мехи новые, и сохраняется и то и другое. Мф 9:14–17 . Пятница 2 седмицы. Евангелие от Матфея, зачало 32 В то время один начальник подошел к Иисусу и кланялся Ему, говоря: дочь моя только что скончалась; но приди, возложи руку Твою на нее, и она оживет. И встав, Иисус последовал за ним, и ученики Его. И вот женщина, больная кровотечением двенадцать лет, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его. Говорила она себе самой: если только прикоснусь к одежде Его, буду спасена. Иисус же обернулся и, увидев ее, сказал: дерзай, дочь Моя, вера твоя спасла тебя. И спасена была женщина в час тот. И говорил Иисус, придя в дом начальника и увидев играющих на свирели и толпу шумящую: выйдите; не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. Когда же удалена была толпа, Он вошел и взял ее за руку, и встала девица. И прошел слух об этом по всей земле той.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

На Литургии: Блаженны: гласа на 4, и праздника песнь 3-я, на 4, и святаго 6-я, на 4, По входе тропарь воскресен и праздника, и святаго. Слава, кондак святаго. И ныне, праздника. Прокимен Недели пред Просвещением, глас 6: Спаси, Господи, люди Твоя: Стих: К Тебе, Господи, воззову: И святаго, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость: Апостол Недели пред Просвещением, к Тимофею зачало 298. Другий Апостол к Колоссаем, зачало 254. Аллилуия, глас 8; Недели пред Просвещением: Боже, ущедри ны: Стих: Пасый Израиля: Евангелие Недели пред Просвещением от Марка, зачало 1 и Обрезания, от Луки, зачало 6. Причастен: Хвалите Господа: Другий: В память: литургия Василия Великаго, За Достойно: О Тебе радуется: ЗРИ: Суббота пред Богоявлением: На Литургии Апостол к Тимофею, зачало 254. Евангелие от Матфея, зачало 5. ЗРИ: Неделя пред Богоявлением: Прокимен, глас 6: Спаси, Господи, люди Твоя: Стих: К Тебе, Господи, воззову, Боже мой. Апостол к Тимофею, зачало 298. Аллилуия, глас 8: Боже, ущедри ны; Евангелие от Марка, зачало 1. Причастен: Хвалите Господа с Небес: Обрезание Господне На восьмой день после Своего Рождества Богомладенец Иисус принял обрезание крайней плоти ( Лк.2, 21 ), установленное по новозаветному закону для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками ( Быт.17:10–14 ; Лев.12:3 ). По толкованию святых отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления ( Мф. 5, 17 ). Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили впоследствии некоторые еретики (докеты). Святой Ефрем Сирин поучает: «Он был воистину плотию, и обрезан был как Человек…». При совершении обрезания Богомладенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в день Благовещения Пресвятой Деве Марии: «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему Имя: Иисус» ( Лк.1:31–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но не дивно, что Андрей Денисов заблудил и впал в ереси, и сделался орудием врага–диавола, последнего антихриста для разорения Христовой Церкви; а может быть, и для своих целей временных, и телесных, хотя Господь, царь Небесный и не допустил его достигнуть своей цели: но то удивительно, что последователи его учения и мудрования, уже прошло 150 лет, и не могут разобрать его душепагубное учение и его отвергнуть, не могут его ни чем подтвердить, по подобно слепцам лезут за ним в дно адово; и еще более всего то удивительно, что веруют во Христа Бога нашего, и ежедневно читают Его Божественное Евангелие, учение святых Апостол, и святых Отец, и доныне не могут вразумиться. Ибо Господь паче грома гремит и вопиет, что небо и земля мимо идет, словеса же Моя не мимо идут. ( Мф. 101 .) Он, Спаситель, вопиет: аминь, амин глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе. ядый Мою плот, и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. Плот бо Моя истинно есть брашно, и кровь Моя истинно есть питие. (Иоанна, зачало 23.) И паки: ядый Мою плот, и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Иоанна, зачало 24). И эти страшные слова не могут их устрашить и привести в чувство. И паки: аминь, аминь бо глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех. (Матф, зачало 76.) И паки: слушаяй вас, Мене слушает, а отметаяйся вас, Мене отметается. Отметаяйся же Мене, отметается пославшего Мя. (Луки, зачало 51.) И паки: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам, и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, амин. (Мф. зачало 116.) Все это Господь сказал святым Апостолам, а в лице их всему священному чину, но ни высокие обетования Христовы, ни страшные Его угрозы лишением жизни вечной расколоучителей не вразумляют, так что они с последователями своими и слыша, не слышат, и видя, не видят; онемели бо сердца их. 18.Об антихристе и о последнем времени

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010