Некий старец сказал: «Если душа имеет только слово, а не имеет дела, то уподобляется дереву, имеющему цветы, но не плоды». Чудный ты старец, как хорошо объяснить в кратких словах духовную жизнь. Ибо цветы прельщают только глаза — отошел от них и забыл цветы, а плод от древа насыщает человека и дает силы для поддержания жизни. Так и говорящие, которые «говорят от дел», их глаголы ложатся на сердце точно пластырь на раны. А если говорящий от обучения, то чувствуется, что словеса их рассудочным. Ибо вода и уксус имеют цвет один, но гортань различает брашно. Письмо 98 6.2.1955 г. В святом Евангелии от Матфея (Мф.16:18—19) Господь сказал: «Яко ты еси Петр (камень), и на семь камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ее» . Ибо глагол Божий не изменяется во веки веков. Как не гнали Церковь Божию язычники и безбожники! Однако служба божественная всегда совершалась и будет совершаться до второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа на землю. Святые отцы советуют читать св. Евангелие ежедневно, если очень не досужно, хоть одно зачало все-же прочти. Читай не так, чтобы только прочесть, но внутренне помолись Господу, чтобы открыл очи твои сердечные для уразумения силы св. благовествования Христова: читай внимательно, точно, по складам. Опытом познаешь духовную силу, исходящую от такого чтения, подобно кровоточивой жене. Письмо 99 6.2.1955 г. Получил твое письмо, пишешь: что тебя иногда во время молитвы очень смущают хульные помыслы; такие бывают скаредные, что даже стыдно смотреть на иконы, священникам, как-то, стыдно говорить. Смущаться не надо, ибо такие помыслы не наши, а врага рода человеческого — диавола. Просто не обращай внимания на них, и мысли старайся обратить на какие-либо внешние предметы. Этот диавол — хулитель, иногда, во время божественной литургии хулит Господа, Святые Тайны и все божественное. Преподобный Никита Стифат сказал: «сей хулитель диавол, иной раз нашими же устами хулит нас и Бога Вышнего». Преподобный Иоанн Карфафский сказал: «не только перед скончанием мира диавол возглаголет словеса на Вышнего, как говорит Даниил (7,25), но и ныне бывает, через наши помыслы; тяжкие возносит хулы на самое небо, и Самого Вышнего бесславит, и создание Его, и Святые Христовы Таинства. Сей хулитель — диавол искушал Господа нашего Иисуса Христа чревоугодием, тщеславием и гордостью. Дьявол не знал тайны воплощения Богочеловека, все же почему-то догадывался: «Если ты Сын Божий» и прочее, как сказано в Евангелии ( Мф. 4:3—9), Господь сказал: «Отойди от меня, сатана» . Вот, и ты говори хулителю — диаволу: отойди от меня сатана, я знаю Господа нашего Иисуса Христа, слушаю Его и повинуюсь Ему во всем, что заповедано в св. Евангелии, а тебя погибшего навсегда за твою гордость, не буду слушать, чтобы ты ни говорил мне; повторяю: отойди от меня, ненавистник всякого добра.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3306...

Связывание рук и ног по приказу Царя указывает на сдавливание человека грехами, что происходит еще в этой жизни. Непереносимое страдание и великая боль, которую ощущает человек при впадении в грех теперь, будет продолжаться и в будущей жизни. Ввержение в огонь внешний указывает на то, что человек «стал окамененным для Бога, как не сотворивший здесь дела Света». Раз он в этой жизни не соделал дел Света, то не сможет приобщиться Света и в день тот. Это говорит о том, что он отлучается от Бога. Тьма, в которую он будет приведен, – это синоним неугасимого огня, неусыпающего червя, плача и скрежета зубов. Все это указывает на «угрожающие душе и телу несносные муки», на скорбный плач от бесполезного и нескончаемого раскаяния, на покаяние о содеянном, которое никогда не закончится и не получит утешения . Евангельское зачало о будущем Суде неповторимо и весьма выразительно. И поскольку это учение Христа, то авторитет его неоспорим. Никто не может оспорить этого, называя себя христианином. Потому что слово о Суде исходит из неложных уст Христовых (см. Мф. 25,31–46). Здесь мы не будем приводить евангельского текста, описывающего будущий Суд, но сразу обратимся к толкованию святителя Григория Паламы и через призму этого толкования посмотрим на евангельские строки. Христос, придя со славою и Ангелами Своими, разделит людей, как делает пастух, и праведные будут поставлены по правую сторону от Него, а нераскаянные грешники – по левую. Суд будет проходить на основе того, что проявили люди по отношению к своим братьям, находившимся в тяжелой ситуации, – любовь или ненависть. Но вот вопрос: почему же единственным критерием является милостыня? И в конце концов, справедливо ли, чтобы люди спаслись по причине одной лишь милостыни, а другие были осуждены на вечную смерть только лишь за то, что не проявили сострадания по отношению к ближним? Святитель Григорий Палама благодаря всему церковному опыту проводит чудесный анализ этого зачала. Он говорит, что праведные насладятся Царством Божиим не просто за одну маленькую милостыню, сотворенную ими, а за все свое возрожденное бытие. Для такого вывода есть три причины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Ибо глагол Божий не изменяется во веки веков. Как ни гнали Церковь Божию язычники и безбожники, однако служба божественная всегда совершалась и будет совершаться до Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа на землю. Святые отцы советуют читать Святое Евангелие ежедневно. Если очень недосужно, хотя бы одно зачало все же прочти. Читай не так, чтобы только прочесть, но внутренне помолись Господу, чтобы открыл очи твои сердечные для уразумения силы святого благовествования Христова. Читай внимательно, точно по складам. Опытом познаешь духовную силу, исходящую от такого чтения, подобно кровоточивой жене [см.: Мк.5:25–34 ]. 15 .03.1955 Новый Валаам [О грехе осуждения] Преподобный отец Ефрем Сирин молился: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Великий отец очень хорошо знал и помнил тяжесть греха осуждения и великую добродетель неосуждения. Господь сказал: «Не судите, да не судима будете: имже бо судом судите, судят вам...Что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бервна же, еже есть во оце твоем, не чуеши» ( Мф.7:1–3 ). Осуждающий других уподобляется антихристу, ибо восхищает суд Божий. Много есть примеров об осуждающих других. Насколько великий грех – осуждение, приведу один пример. Преподобный Исаак Фивейский при посещении киновии увидал там брата, впавшего в грех, и осудил его. Когда возвратился в келлию, ангел не пускает его и говорит: «Бог послал меня к тебе и повелел спросить, куда повелишь поместить падшего брата, которого ты осудил». Ужаснулся старец и сознал тяжесть греха осуждения. Упал в ноги ангелу и слезно просил прощения. Ангел сказал: «Бог простил тебя, но берегись осуждать прежде, нежели Бог осудит его». А мы, грешные, так привыкли осуждать других! Даже вошло в привычку, и не помним Божиего запрещения и тяжесть греха. Осуждение всегда бывает ошибочно, ибо мы не знаем причин согрешающего, что его побудило это сделать. Мы видим только грех ближнего, а покаяние его не видим. «Господи, даждь ми зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Когда мы приходим на Литургию, заранее говоря себе: «Я на Литургию пойду, а причащаться не буду», – кому эти слова сказаны? Себе самому? Нет. Это сказано Господу. Это надо понять и принять, потому что духовная жизнь строится только так: либо ты с Богом, либо ты без Бога. Вот такие жесткие слова. Либо ты к Нему идешь, либо ты от Него уходишь, а не просто сидишь где-то на одном месте и ждешь следующего поезда. Нет, духовная жизнь такая: или – или. Либо ты здесь, либо ты там, далеко от Бога. Либо ты сказал, – я к Тебе иду – либо ты от Него отвернулся. И когда звучат слова евхаристического канона, которые призывают нас к Причастию, а мы слушаем, а ответить ничего не можем, так ведь это тоже вопрос на страшном судилище Христовом: почему же ты, придя ко Христу, ничего не можешь Ему сказать? Вот об этом сегодняшнее апостольское чтение. Апостол умоляет, Церковь нас призывает, Христос нас зовет, чтобы наша жизнь была настоящей, чтобы мы действительно были достойны того звания, в котором призваны. Аминь. Неделя перед Рождеством ( Мф.1:1-25 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня особенное воскресенье, которое предшествует празднику Рождества Христова. В этот день читается первое Евангельское зачало, с которого начинается Новый завет. Обычно, когда мы берем в руки эту святую книгу с желанием найти в ней ответы на свои вопросы, познать через нее мир, себя и свой путь к Богу, нам не интересна эта первая глава. Мы ее либо пропускаем совсем, либо быстренько проглядываем странные имена, звучащие для нас словно на иностранном языке, ничего нам не говорящие и ни о чем не возвещающие. И вот сегодня мы слышали перечисление этих многочисленных родов, думая, что это, наверное, для того, чтобы рассказать нам о том, что у Христа есть Своя человеческая родословная, что Он не появился откуда-то внезапно, а продолжает перечень тех имен, с которыми мы встречаемся в Ветхом Завете. Там часто перечисляются роды племен израилевых, но их мы тоже обычно пропускаем, стремясь узнать о следующих событиях. А на самом деле, стоит внимательно прочитать и понять, что же это за имена, кто же эти люди, о которых говорит сегодняшнее Евангелие.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Привязанность к веществу и вещественному преуспеянию удобно может объять всецело человека, объять его ум, его сердце, похитить у него все время и все силы: по причине падения моего, прильпе земли душа моя(Пс. 118:25) от юности моея вместо того, чтоб ей пребывать горе. Такая привязанность отвлекает человека от Слова Божия, от помышлений о смерти и вечности, отвлекает от веры в Бога и от богопознания, убивает его вечною смертью. Аще кто любит мир, объявляет это всем без исключения Святый Божий Дух, то есть земную жизнь с ее преуспеянием и наслаждением, несть любве Отчи, т.е. Божией, в нем (1Ин. 2:15). Любы мира сего вражда Богу есть: иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает (Иак.4:4). Не можете Богу работати и мамоне, т.е. Богу и земному преуспеянию (Мф. 6:24). Служение мамоне, особливо когда этому служению принесены в жертву все силы души, есть отступление от служения Богу и верный признак ниспадения в глубочайшую, неисходную пропасть греховности. Как ветхий Израиль принес в жертву духовное достоинство, предложенное ему Искупителем, земному преимуществу и тщетным надеждам на преизобильное земное преуспеяние, так и новый Израиль, по свидетельству Священного Писания, отвергнет духовное достоинство свое, уже дарованное Искупителем, ради земного, скоро гибнущего преуспеяния, преуспеяния, предполагаемого лишь в льстивой мечте, и уничижит Святаго Духа пред своим падшим лжеименным разумом . Обманула ветхого Израиля мечта о высшем земном преуспеянии, обманут нового Израиля подобная мечта и подобное стремление. Постигли временные и вечные бедствия ветхого Израиля за отвержение Искупителя: эти бедствия — слабый образ страшных бедствий, долженствующих быть карою нового Израиля за его преступление. Подвергнется лютой казни временной и вечной, не избежит ее, о толицем нерадивше спасении, еже зачало приемь глаголатися от Господа, слышавшими в нас известися, сосвидетельствующу Богу знаменьми же и чудесы, и различными силами, и Духа Святаго разделеньми (Евр. 2:3-4). Что же делать нам, спросят здесь, чтоб не отпасть от Искупителя и не подвергнуться гневу Божию? Сего ради, отвечает на этот вопрос святой апостол Павел, подобает нам лишше внимати слышанным, да не когда отпадем (Евр.

http://pravoslavie.ru/31810.html

Замечательно, что все они, говоря о явившихся еретиках вовсе не утешают христиан мыслью о том, что рано или поздно ереси искореняются вовсе, но напротив и св. Петр, и св. Иуда, и св. Иоанн, и св. Павел говорят о постоянном успехе еретиков, о том, что слово их будет распространяться, как рак, а хотящие жить благочестно будут гонимы. Апокалипсис, раскрывающий жизнь мира перед вторым пришествием, говорит об умножении беззаконий и безверия до самого того времени, пока не «ниспал от Бога огонь и пожрал их» (20, 9) и начался суд живых и мертвых (ст. 12), после чего наступит «вторая смерть» (ст. 14). Итак, из слов Христовых и апостольских совершенно ясно, что ереси и расколы, начинавшиеся при Апостолах, будут продолжаться до кончины мира. Одинаково несправедливо считать девятый век началом разделения, как двадцатый концом его. Разделение было с самого начала и будет до конца, или, лучше сказать, разделения церквей не было и быть не может, а были и будут отпадения: сперва отпали гностики, потом ариане, потом монофизиты, далее иконоборцы, потом католики, затем жидовствующие, далее униаты, затем раскольники, теперь штундисты, а будут еще ереси злейшие; хотя евангелие и будет проповедываться по всей вселенной, но вероятно без большого успеха, а только во свидетельство народов ( Мф. 24, 14 ) т е. для обличения их на последнем суде (ср. Иоан. 3, 19. 20, 15, 22 и 16, 8–10), так что «Сын Человеческий пришедши найдет – ли веру на земле» ( Лук. 18, 8 )? II. Но кто же будет единым пастырем? спросят нас латины. Конечно не римский папа, ответим мы. Да и всякий, кто прочитает данное зачало, поймет, что Господь говорит лично о Себе, а не о ком другом. Он Себя, лично противопоставляети лжепастырями фарисеями » Аз есмь Пастырь добрый и знаю Моя и знают Мя моя: якоже знает Мя Отец и Аз знаю Отца и душу Мою полагаю за овцы. И ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя Ми подобает привести и будет едино стадо и един Пастырь«( Иоан. 10, 14 – 17 ), тот пастырь Давид, или отрасль Давида, о котором, как о едином истинном пастыре предсказывали пророки (Иезек 34, 23 – 24, Иер. 23, 5 и др.), противопоставляя Его пастырям человекам; тот Пастырь Великий, вечного завета, Которого Бог возвел из мертвых, по глаголу св. Павла ( Евр. 13, 20 ), к Которому возвратились, по благовестию св. Петра, все заблудшия овцы (I П. 2, 25) и Который явится в последний день, как Пастыреначальник, дабы воздать венцы славы тем соработникам Своим ( 1Кор. 3, 8 ), что будут пасти вверенное стадо, не обладая наследием Божиим, т. е. не как паписты, но подавая пример стаду ( 1Петр. 5, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Ты – плоть, не хвались. Трижды отвергнешься Меня, которого благословляет все созданное» и пр. «Отвергаешь это? Господь сказал; но вот скоро исполнишь предсказанное: тебя устрашит одна, подошедшая, служанка. Впрочем, когда оплачешь это горькими слезами, то найдет милостивым Меня, которого благословляет» и пр. Песнь девятая. Ирмос. «Тебя, поистине Богородицу, высшую херувимов и славнейшую, без сравнения, серафимов, без нарушения девства родившую Бога Слово, прославляем. Погибельное сборище Богом отверженных, переполненных злобой богоубийц, предстало пред Тобой, Христе, и как виновного повлекло создателя всего, которого мы прославляем. Нечестивицы, не разумея закона, попусту исследуя предсказания пророческие, как овча повлекли на незаслуженное заклание Тебя, владыку всех, которого величаем. Священники с книжниками, в ожесточении ненависти и злобы, предали язычникам на убийство источник жизни и, по естеству, жизнедавца, которого мы прославляем». «Царь! Как стая псов окружили и напали на Тебя, заушая по ланитам, спрашивали (кто ударил тебя? Мф. 26:67–68 ); ложные свидетельства представляли на Тебя, и все претерпев, Ты спас всех». После трипеснца светилен и Евангелие. Евангелие девятое Святых Страстей Евангелие девятое св. страстей, Иоанна, зачало 61. ( Ин. 19:25–37 ). Но что же во время этих потрясающих событий делали лица, близкие и преданный Господу Иисусу? Сначала разбежались было, а потом все, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, примкнули к толпе, стояли вдали и смотрели на предсмертные страдания и на последние минуты Своего учителя. Но из среды их отделились те, которые любили Господа Иисуса всей полнотой любви, и подошли к самому кресту. Это были матерь Его, сестра Его матери – Мария Клеопова, Мария Магдалина, и ученик – друг Иоанн Богослов. Когда увидел их Господь, то, обратившись к матери, сказал: «Женщина! вот твой сын», а ученику: «Вот матерь твоя». Не восхотел Господь подвергнуть опасности тех, которые особенно дороги были ему в жизни, и не открыл никому из чуждых, стоявших тут же, своих земных отношений к ним. Слова его, для посторонних, могли значить: «Женщина! что рыдать? У тебя – вот сын, а тебе о какой потере сокрушаться? –у тебя вот матерь». Но поняли пр. Дева и ученик последнюю волю Его на земле, и св. Богослов сделался сыном Девы Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Л. 9. начинается 4 стихом 83 псалма, положенного на 9 часе, в котором затем, по трисвятом и по Отче наш , против нынешнего положена молитва: Блгв блгвлю т ги бе мои. и прославлю им тво въ вкъі, а в конце вместо молитвы: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш», читается: Влко ги животе всхъ иже неизрееньнаго твое лвбь. В след за сим, л. 10 об., пишутся псалмы изобразительные 102 и 145, но последний прерывается на 3 стихе, за утратою дальнейших листов, а следующий л. 11 начинается 6 стихом 33 псалма, заключительного в последовании изобразительных. Там же: и верни. После обычного начала положен псалом 6-й, затем трисвятое, молитва: Ги бе на иже лвкому животу днь и нощь строивъ, обычные на вечерни псалмы 103, 140, 141, 129 и входной стих: Свете тихий, недописанный за утратою листов. С л. 13. под такою же, как и выше, заставкою и заглавием: кни п т ии предложены воскресные службы осмогласника. Именно: Служба гласа 1. Здесь пишутся стръі. вскрнъі. гла а, – стихиры на Господи воззвах, и потом стихиры по пр. – на стиховне: те и другие в нынешнем печ. октоихе см. на великой вечерни в субботу; ка. вскр с . гл. а , – в печ. сей канон в неделю на утрени первый; на хвал т . стр. – в печ. там же стихиры воскресны на хвалитех. Затем на литургии; блжна, чтение Апостола Рим. зач. 81 и Евангелия Мф. зач. 9. Наконец в не. веръ. мо. (служба) англмъ, где пишутся стихиры бесплотным на Господи воззвах, и под заглавием: по про. по. т.е. стихиры покаянны на стиховне. В таком точно виде пишутся службы воскресные и далее на каждый глас. Л. 16 об. Служба воскресная в субботу вечера и в неделю, – глас 2. На литургии Апостол Рим. зачало 88, Евангелие Мф. зач. 18. 19. Л. 20. Служба воскресная в субботу вечера и в неделю, – глас 3. На литургии Апостол Рим. зач. 93., Евангелие Мф. зач. 25. Л. 23 об. Тоже гласа 4-го. На литургии Апостол Рим. зач. 103, Евангелие Мф. зач. 28. Л. 27. Тоже гласа 5-го. На литургии Апостол Рим. зач. 110, Евангелие Мф. зач. 29.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

На полях означаются Аммониевы отделения, в Евангелии от Матфея числом 355, от Марка 237 , от Луки 342 , от Иоанна 232 . При этом пишутся и параллельные отделения, или вышеупомянутые Евсевиевы каноны, с буквою, их означающею, как это бывает и в Греч. рукописях (N. Т. Gr. ed. Scholz 1. prolegom. p. XXXII § 35). Напр. против слов Мф. 3:16 . хрьщьжес ісъ възіде (коими по Аммонию начитается 14 отделение Мф.) на поле поставлено: м Каждое Аммониево отделение начинается с новой строки или красными буквами. Равным образом при тексте, вверху или внизу страниц, пишутся снова вышеупомянутые главы, точно также как они писались в начале перед Евангелиями. Кроме того, вверху и внизу страниц, а иногда на поле, значатся дни и начала евангельских чтений, и где нужно преступить. Это написано мелким полууставом, позже самой рукописи, в веке XIV. Иное здесь и правописание (без полугласных и надстрочных знаков, с юсом на л. 22. 87 об.), и выговор южный (л. 143 єсь вм. в весь, об. нави нъі, вм. научи), и самый текст отличен, как видно из начал чтений (л. 23 об. 24 об. 25 м др.). Отсюда можно заключить, что список первоначально назначался не для церковного употребления. После оглавления Евангелия от Марка, на л. 68 об., полууставом XIV в., может быть, владетель ркп. (см. ниже) вписал из послания к Филлипийцам зачало 247, а на л. 179 другим почерком и с юсами дописано последнее евангельское чтение от Луки, начиная со слов 24:47. во всхъ зъіцхъ, вместо прежнего изглаженного текста. За утратою одного листа после 226-го, нет текста Иоан. 20 гл. со ст. 26 до 10 от. след. главы. После текста Евангелий, л. 228 рукою писца написано: в л. напсаш книгъі си. н. дныс. потъі псати октбр въ. а. а коншс нобр въ. е. На об. 111 л. находится вкладная запись, писанная тем же, кажется, почерком, каким на л. 68 об. вписано из Апостола зачало 247, (первые слова выскоблены)... ( д) ааъ сво пазухъі. а иеповииьнъі никомуже. а кде имъ бъ дасть аьжати кде мо рука положить тому ба молити за здоровь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

И составитель «Обличения», архиепископ Тверской Феофилакт, двуперстное сложение само по себе не хулил, тем паче не называл исповедание через двуперстное сложение Святой Троицы и Единого от Троицы, Сына Божия, в двух естествах, «чертовымъ как опять несправедливо утверждают старообрядцы. Архиепископ Феофилакт, представив многие свидетельства об употреблении церковью троеперстного сложения, и в заключение доказательств известное прение Панагиота с Азимитом, помещённое в Кирилловой книге (на листе 236), далее говорит: «тако, по старой сей книг, обличаетъ грекъ латиновъ, не согбающихъ три персты въ крестномъ Аще праведно латины о семъ обличаются, правильно и раскольщики, не знаменатися тремя персты, а двма». За сим он приводит возражение из «Поморских ответов»: «отвщают пустосвяты: наше-де двоеперстнаго толико отстоитъ отъ латинскаго елико небо отъ земли». И на это возражение отвечает: «Двоеперстное ваше отстоитъ ли отъ латинскаго или ни, о томъ зд или не творимъ; и отъ латинъ ли вы взяли, или отъ иного какого горшаго черта, о том зд не изслдуемъ; токмо глаголемъ, что аще святый вашъ Константинъ истинно обличалъ латинъ о не трехъ перстовъ и о двухъ, и о има двоима, то и васъ обличилъ, не знаменующихся тремя персты, но токмо двма» (Обличение, лист 25 об. и 26). Опять, – названо ли здесь выражаемое двуперстным сложением исповедание Святой Троицы и Сына Божия в двух естествах происшедшим «от нкоего горшаго черта», как утверждают старообрядцы? Всякий беспристрастный человек скажет: нет. Вот Христос Спаситель, обращаясь к книжникам и фарисеям, говорит им: «Вы отца вашего диавола есте» (Ин., зачало 68). Или апостолу Петру: «Отойди от меня сатана; ты мне соблазн» (Мф., зачало 68). Но значат ли эти слова, что апостол Пётр – «сатана», а книжники с фарисеями – дети диавола? Нет, Пётр апостол назван сатаной потому, что отклонял Спасителя от вольных страданий не по внушению Духа Божия, а по внушению духа лукавого, и тогда не было бы искупления рода человеческого от власти его.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010