Глава 20 Зачало 99. Ответ Иисуса Христа на вопрос о Его власти. Читается в среду 28-й недели по Пятидесятнице. Лк.20:1 . И бысть во един от дний óнех, учáщу емý люди в цéркви и благовествýющу, приидóша свящéнницы и книжницы со стáрцы Лк.20:2 . и реша к немý, глагóлюще: рцы нáм, кóею областию сия твориши, или ктó éсть дáвый тебе влáсть сию? (В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?) Вопрос о том, по какому праву (какою властию) Иисус Христос так распоряжается в храме, что, как то было в день Его торжественного входа в Иерусалим, Он изгнал оттуда торгующих ( Лк.19:45 ), и кто дал Ему такую власть (ст. 2), был предложен Господу первосвященниками, книжниками и фарисеями (ст. 1. О них чит. в объяс. 7 ст. 3 гл.) вскоре после обстоятельства изгнания (во един от дний онех учащу Ему люди в церкви (см. ст. 47). Вопрос этот изложен и в Евангелиях Матфея ( Мф.21:23, 27 ) и Марка ( Мк.11:27, 33 ), и св. Лука излагает его совершенно согласно с ними. Господь Иисус Христос не был священником, имевшим власть распоряжаться в храме, а между тем, заметив там беспорядок, восстал против него и уничтожил его. А что Иисус Христос был Сыном Божиим – царем, первосвященником и пророком, этому первосвященники и старейшины иудейские не верили; вот почему и предложили Ему вопрос: какою властию и пр. С другой стороны, давая такой вопрос, они, как то делали не раз, хотели искусить Иисуса Христа, – уловить Его в слове, т. е. если скажет, что Он распоряжается в храме и творит чудеса властию от Бога, обвинить Его в богохульстве – в присвоении божеской власти, а если скажет – Своею собственною властию, оклеветать Его, как возмутителя и человека, самовольно действующего. (Феоф. Мих.) Все это было обдумано врагами Господа хитро и в то же время благовидно. Что же ответил Господь на предложенный Ему вопрос? Он не ответил прямо на вопрос Своих врагов, давая им тем разуметь, что они предлагают Ему вопрос с коварством и что, если бы действительно нелицемерно они хотели знать о Его власти, то давно бы уже могли знать; но с Своей стороны предложил самим вопрошавшим подобный же затруднительный вопрос относительно Своего предтечи Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Совершая это чудо, Господь, по слову евангелиста, «воззрел на небо» и, прежде чем дать хлеб ученикам, благословил и преломил его. И «преломлением хлеба» книга Деяний и апостольские послания называют Евхаристию – Таинство причащения. И совершенное Господом чудо преломления хлебов мы воспринимаем не только как проявление Его заботы о людях: для нас это «знамение» – знак: это символ и прообраз Евхаристии. Такое понимание подтверждает и то апостольское зачало, которое Церковь избрала предшествовать евангельскому чтению о хлебах. В нем апостол Павел говорит о богообщении, которое открывается нам в Церкви, в таинстве причащения: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? (1 Кор.:10:16). Хлеб земной и хлеб небесный Все четыре евангелиста, которые согласно описали чудо умножения хлебов, затем говорят о разном. У Матфея (как и у Марка) Господь через какое-то время еще раз, теперь уже семью хлебами, насыщает множество людей. А вскоре ученики, услышав предостережение Учителя – «берегитесь закваски фарисейской и саддукейской!» (Мф.: 16:16) – думают, что это упрек в том, что они забыли взять в путь хлеб. И тогда Господь напоминает им, что Он уже дважды накормил тысячи людей парой хлебов, и объясняет, что Он говорит не о мирском и материальном, а о духовном. Так же и тем людям, которые, согласно Евангелию от Иоанна Богослова, насытившись от пяти хлебов, хотели сделать Иисуса царем (ведь идеал земного царства – сытое и довольное общество), Господь адресует упрек: «Истинно, истинно говорю вам: вы ищете меня не потому что видели чудеса, но потому что ели хлеб и насытились» (Ин.:6:26). И Господь призывает их думать и заботиться не о пище тленной, но о пище «прибывающей в жизнь вечную» (Ин.:6:27). Вечная пища, наполняющая нас жизнью, и есть Господь, который называет Себя Хлебом, сходящим с небес и дающим миру жизнь. В Священной истории, в которой не бывает случайностей и все полно таинственной символики, Христос рождается в Вифлееме, что на еврейском означает «дом хлеба». О Себе Он скажет: «Я есть Хлеб жизни» (Ин.:6:48). И: «Я – Хлеб живой, сшедший с Небес; ядущий Хлеб сей жить будет вовек, хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, Которую Я отдам за жизнь мира»; (Ин.:6:51)

http://zavet.ru/a/page_all_69.html

В Четвертой Книге Царств, глава 13. Умерший человек, коснувшись мощей святого Пророка Елисея, ожил. Как вы думаете, противники, разве не стали ли бы почитать Израильтяне эти мощи Пророка, которые Сам Бог почтил и прославил таким чудотворением? В Четвертой Книге Царств, глава 23. Когда царь Иосия искоренил идолослужение, уничтожив капища и идолов, то много костей умерших сжег и превратил в пепел. Мощи же Пророка, святого человека Божия, обнаруженные там, повелел сохранить с почестями целыми и невредимыми. В Евангелии от святого Матфея, глава 23, вспоминается, как в Иерусалиме во времена Христа строили гробницы Пророкам и украшали памятники праведных во славу их честных мощей. ГОВОРИТЕ: Христос Господь не похвалил за это жителей Иерусалима, но скорее укорял их со словами: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были сообщниками их в пролитии крови Пророков ( Мф. 23, 29–30 ), зачало 96. На это отвечает святой Феофилакт, говоря: «Господь укоряет их не за то, что они строят пророкам гробницы, это доброе дело, но за то, что они делают это лицемерно». Поймите, за что Христос укоряет жителей Иерусалима: не за украшение пророческих гробов, потому что это доброе дело по свидетельству Феофилакта и других святых Отцов, но за их лицемерие и злобу, которую они имели против Христа Господа, и за явную их ложь, когда они говорили: если бы мы были во дни отцов наших, то не были сообщниками их в пролитии крови Пророков. Они говорили так, а сами замышляли убийство, обдумывая, как убить Самого Сына Божия, о Котором предвещали Пророки, поэтому Господь и говорит им: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, и вы исполните меру отцов ваших. Нам же отсюда становится ясно, что и во времена Христа в Израиле было почитание святых мощей. Нельзя не вспомнить здесь и достоверного предания из повести Иакова Ефесского, который был учителем святого Ефрема, о том, как Ной, входя в корабль перед потопом, взял из гроба честные мощи Адама и внес с собой в корабль, надеясь на спасение в потопе его молитвами. После потопа же он разделил мощи и отдал своим сыновьям. Симу, как старшему сыну, он дал наиболее достойную почитания часть, Лоб Адама, и определил Симу жить на той земле, где потом будет построен Иерусалим. Сим же, по усмотрению Божию и по полученному от Бога пророческому дару, похоронил Лоб Адама на высоком месте, недалеко от того места, где потому будет Иерусалим, и, насыпав над Лбом большую могилу, назвал ее Лобным местом, поскольку там был погребен Лоб Адама и там будет позднее распят Христос Господь наш. Из этого предания становится ясно, что начало почитания святых мощей относится еще ко времени праведного Ноя.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Кого бы отец Даниил ни встретил, будь это ребенок или мирянин, он всех обнимал, говорил слово утешения, выказывал горячее участие – не на словах только, а и на деле. Все люди для него были дороги и милы. Два инока нашего монастыря ездили на отпевание отца Даниила. Вернувшись, они сообщили о кончине его. Болен он не был, а просто слабел и слабел, как будто таял. В день кончины причастился, пособоровался, и к нему собрались братия проститься. «Отец Даниил, вы умираете? – спрашивают его. – Вам, вероятно, страшно умирать?» – «Да как же это может быть страшно? – отвечает он. – Ведь Спаситель зовет: Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененный, и Аз упокою вы ( Мф.11:28 ). Ведь если Он, милосердный, нас зовет, то может ли быть страшно? Не страшно встречать смерть, а радостно. Вот если бы Он нас гнал, тогда было бы другое дело». Примолк на несколько минут и заснул вечным сном. Вечная память ему. Вечная память будет и всем тем, которые несут крест свой и оказывают любовь ближнему, которые всем помогают своими делами любви и милосердия нести бремя своего креста. Забота о душе В неделю 26-ю по Пятидесятнице (Лк., 30 зачало: 7:11–16), за литургией 9 декабря 1907 года Сегодняшняя евангельская притча имеет замечательное отношение к современному настроению умов и сердец нашего общества. В этой притче Господь Иисус Христос, предостерегая людей от любостяжания, то есть от приобретения вещественного богатства, и направляя к вечности, говорит: У одного богатого человека был хороший урожай в поле, и Он рассуждал сам с собою: Что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Господь говорит этому нерадивому богачу: Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, – заключает Господь Бог Свою притчу, – кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет ( Лк.12:16–21 ). И затем говорит ученикам Своим: Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться. Но заботьтесь о душе, знайте: все будет у вас, если приложите заботу к достижению Царства Небесного (ср.: Лк.12:22–31 ). Ведь для достижения Царства Небесного и дана нам земная жизнь. Не для того она нам дана, чтобы только пить, есть и веселиться, а для того, чтобы приготовиться к Царствию Небесному. Потому-то и нет на земле полного счастья, потому-то на каждом шагу постигают человека заботы, лишения, страдания – и так до гробовой доски. И этого ни один человек не может избежать, как и смертного часа.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Евангелие на литургии – Матфея, зачало 108 ( Мф. 26:6–17 ). В нем рассказ об этой самой женщине, воспоминанию которой посвящена вся служба великой среды. Порядок событий шел таким образом. Когда Господь беседовал с учениками на горе Елеонской, первосвященники, книжники и старейшины народа, т. е. вся еврейская знать, собрались на совет к первосвященнику Каиафе. Здесь окончательно положили они взять Иисуса хитростью и убить, но лишь не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Иисус с горы Елеонской удалился в Вифанию. Здесь вошел Он в дом Симона прокаженного (страдавшего прежде проказой) и возлежал. Пришла женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему на голову. Ученики вознегодовали на эту, по их мнению, бесполезную трату. «Можно бы было, – рассуждали они, – продать это миро за большую цену и раздать нищим». Но Иисус вполне оправдал эту женщину. «Нищие всегда будут при вас, с– казал Он, – а Я не всегда. Она, возлив миро на Мою голову, приготовила Меня к погребению». Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот 272 , пошел к первосвященникам и сказал: «Что вы мне дадите, и я вам предам Его?» Они предложили ему тридцать сребреников 273 . И с того времени он искал удобного случая предать Его. Преждеосвященной литургией в среду оканчивается порядок служб собственно великопостных. Поэтому тут есть некоторые особенности, на которые нужно обратить внимание. Именно, часы перед литургией оканчиваются не как обыкновенно, а как великие повечерия, т. е. вместо «отпуска» иерей читает над преклонившимся до земли народом молитву: «Владыко многомилостиве» и пр. Затем он сам испрашивает прощение во всем, в чем согрешил пред кем-либо во всю свою жизнь и во всю святую Четыредесятницу: словом, делом, мыслью и всеми своими чувствами. На литургии оканчиваются великие поклоны, оканчиваются также кафизмы как на утрени, так на часах и на вечерни. Повечерие в великую среду (и в следующие дни) малое. С трипесницем, который читается на этом повечерии, начинается уже воспоминание собственно принадлежащее Великому четвергу: о Пасхе, совершенной Спасителем, тайной вечери, о предательстве Иуды и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Бот до чего может дойти фарисейство: оно уже отстаивает ненавистную для всего народа власть римлян, оно уже отрекается от свободы чад Божиих, что евреи считали неотъемлемым своим достоянием, и что возвратить пытались при всяком удобном случае. Пусть римляне, но лишь бы сгиб Тот, который разоблачал их внутреннюю гадость! И для Пилата не могло быть выбора между гневом римского императора и спасением этого одинокого, беззащитного страдальца, как ни глубоко сознавал он Его невинность, как ни торжественно заявлял ее перед народом. Много ли нашлось бы судей, и не из язычников, которые поступили бы иначе? «Он вышел на помост перед судилищем и сказал им: вот царь ваш! Но они закричали: смерть, смерть Ему! Распни Его! Пилат говорит: царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря». В словах Пилата звучит уже насмешка, которой он платит им за свою неудачу спасти невинного. В воплях народа и особенно в словах первосвященников слышится конечное решение судьбы всего народа еврейского. Тогда наконец Пилат предал им Иисуса на распятие. Это «была пятница перед пасхою и час шестой», или по нашему счету двенадцатый час дня. Евангелие пятое Страстей Евангелие пятое страстей, Матфея, зачало 111 ( Мф. 27:3–33 ). Здесь прежде всего рассказывается судьба предателя. Когда увидел Иуда, до чего дошло дело, то сам возмутился от своего поступка, пошел к первосвященникам и сказал: «Согрешил я, предав кровь невинную». – «А нам что до этого? – отвечали ему, – это твое дело». Он бросил им деньги, пошел и удавился. Так и всегда бывает: пока человек в ослеплении страсти, он готов на все: и продать, и предать кого угодно; удовлетворена страсть – он сам себе кажется ненавистным, равно как отвратительными и средства удовлетворения. И благо еще тому, кого укоры совести не доведут до иудина отчаяния, за которым неизбежно следует самоубийство. Не все потеряно для человека, пока он сам не наложит на себя рук. Сам Господь Бог сказал, что Он не хочет гибели никакого грешника, но хочет, чтобы «он обратился к нему в раскаянии и жив был».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

После в троекратного обношения плащаница снова вносится в церковь и полагается на прежнее место. Здесь над плащаницей, как бы над самым гробом Господа Иисуса, св. Церковь торжественно исповедует свою веру как в воскресение Его, так и в общее воскресение всех членов благодатного Его царства. В «тропаре пророчества» и в прокимене говорится уже прямо о Его воскресении. В следующей за ними паремии из пророчества Иезекиилева ( Иез. 37:1–14 ) образно представляется общее воскресение. «Была на мне рука Господня, и в духе повел меня и поставил меня среди поля, которое было полно костей. И провел меня вокруг их, и вот весьма много их было, и весьма были они сухи. И сказал мне: сын человеческий, оживут ли эти кости? Я сказал: Господь Иегова, Ты это знаешь. И сказал мне: изреки пророческое слово на эти кости и скажи им: «сухие кости! Слушайте слово Иеговы». Так говорит Господь Иегова костям этим: вот я вложу в вас дух и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас мясо, и одену вас кожею, и вложу в вас дух; и оживете, и узнаете, что я – Иегова. И я изрек пророческое слово, как было приказано; и когда был услышан голос моего пророческого слова: вот, произошел шум и стали сближаться кости – кость с костью. И вижу: вот на них жилы и мясо росли, и кожа одела их сверху, а духа в них не было. И сказал Он мне: сын человеческий! изреки пророческое слово и скажи духу: так говорит Господь Иегова: от четырех ветров приди дух, и дохни на этих мертвецов, чтобы они ожили. И я изрек пророческое слово, как Он приказал мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои, весьма, весьма большое множество». После паремии апостол из первого послания к Коринфянам (зачало 133, Кор. 5:7–8) и из послания Галатам (зач. 206, Гал. 3:13–14 ), в котором изъясняется тайна страданий и смерти Христовой, и Евангелие (Матфея, зач. 114, Мф. 27:62–66 ), в котором рассказывается о последних кознях фарисейства против Господа Иисуса. Еще раз кинуло оно оскорбление в Него – уже мертвого, назвавши перед Пилатом льстецом, т. е. обманщиком; еще раз заявило, что если для сожженной совести нет уже сознания, то есть ничем неодолимый страх – страх даже мертвого. «Он сказал: после трех дней воскресну. Прикажи же охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики не украли и не сказали народу: воскрес из мертвых» и т. д. Да что ж из того, что ученики украли бы и сказали? Кто же бы им поверил? Да и ради какой благой цели еще сделали бы это ученики? Что им в этом, когда они сами были бы убеждены в противном? Ведь на такие проделки, на такую отчаянную ложь способны лишь фарисеи, а не ученики Господа Иисуса – бедные, не хитрые, робкие. Нет, не ученики были им страшны, иначе они не оставили бы их доселе в покое, а умерший. «Приставим стражу, запечатаем; авось тем все дело и кончится». Какая бессмысленная слепота, повторяющаяся в фарисеях всех мест и времен! – «Подите охраняйте, как знаете», – отвечал Пилат. Они пошли, приставили стражу ко гробу и к камню приложили печать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Аллилуиа, глас 2: Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей.  Стих: Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Аллилуия, глас 2 Стих: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей.  Стих: Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.    Пс 50:3А, 13 Евангелие от Матфея, зачало 75 Рече Господь: блюдите, да не презрите единаго [от] малых сих: глаголю бо вам, яко ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небеснаго. Прииде бо Сын Человеческий взыскати и, спасти погибшаго. Что вам мнится? Аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них: не оставит ли девятьдесят и девять в горах, и шед ищет заблуждшия? И аще будет обрести ю, аминь глаголю вам, яко радуется о ней паче, неже о девятидесятих и девяти не заблуждших. Тако несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых сих. Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем. Аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего. Аще ли тебе не послушает, пойми с собою паки единаго или два, да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол. Аще же не послушает их, повеждь церкви; аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь. Аминь бо глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на Небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех. Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их. Сказал Господь: смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих. Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.    Мф 18:10–20

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/den-svyat...

Еще этот говорил, как пришел другой вестник к Иову и сказал: «Огонь пал с неба [на землю] и сжег овец, и пастухов сжег также; и я один, спасшись, пришел возвестить тебе». Еще этот говорил, как пришел другой вестник к Иову и говорит ему: «Всадники построились тремя отрядами против нас, и окружили верблюдов, и захватили их, и отроков убили мечами; а я один спасся и пришел возвестить тебе». Еще этот говорил, как иной вестник приходит к Иову, говоря: «Когда сыновья твои и дочери твои ели и пили у [сына твоего], брата их старшего, внезапно сильный ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и упал дом на детей твоих, и они скончались; и спасся я один, и пришел возвестить тебе. Услышав такое, Иов встал, разодрал одежды свои, остриг волосы головы своей, (и посыпал прахом голову свою); и, пав на землю, поклонился Господу и сказал: «Сам я нагим вышел из чрева матери моей, нагим отойду и туда. Господь дал, Господь отнял; как Господу было угодно, так и совершилось; да будет имя Господне благословенно вовеки!» Во всем этом, случившемся с ним, ни в чем не согрешил Иов, даже устами своими, и не произнес безрассудного о Боге. Иов 1:13–22 И тотчас, «Да направится молитва моя:» Евангелие от Матфея, зачало 102. Мф 24: 36–26, 2. И прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. ВО СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК НА ПОВЕЧЕРИИ Повечерие совершаем великое и на нем поем трипеснец преподобного Андрея Критского. Глас 2. Песнь 3 Ирмос: Бесплодный мой ум/плодоносным, Боже, во мне яви,/Возделыватель доброго, насадитель благ,/по милосердию Твоему. Кончины время: обратимся наконец –/Христос учит;/ибо Он придет во одно мгновение,/придет и не замедлит,/совершить суд над миром Своим. Внезапность Своего пришествия являя,/Христос сказал,/ что, как при Ное некогда,/нежданная погибель/снова постигнет землю. Открылся чертог,/с ним устроен и Божественный брак,/близко Жених, призывающий нас;/отныне будем готовы! Симонов кров вместил Тебя, Иисусе-Царь,/не вмещаемого всем мipoм,/и женщина грешная мvpoм Тебя помазала.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010