В зачале Недели 19-й ( Лк. 6, 31–36 ) благовестие Господа звучит с большей силой в сравнении с аналогичным чтением от Матфея благодаря добавлению стихов о любви и милосердии ( Лк. 6, 35–36 ). Христос возвестил новый закон, новый принцип жизни, построенный на любви. О его христологических глубинах рассказывает зачало Недели 19-й. Господь зовет к совершенству: «Будьте милосерды, как Отец ваш милосерд». Но это высшая степень любви, и христианин в своем совершенствовании идет к ней постепенно, переходя со ступеньки на ступеньку в своем приближении к Богу. А первая ступень закона о любви – «Кáк хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Таково новое начало жизни, возвещенное Христом, которое должно для христианина стать законом постоянным и непреложным. Всякий верующий, если будет его исполнять, может опытно проверить на себе благотворную действенность этого закона. Хотите, чтобы вас любили, не обижали, относились к вам хорошо и доброжелательно – отвечайте людям тем же. И тогда взаимная радость и веселие наполнят ваши души. Первые христиане строго соблюдали этот закон. «У множества же уверовавших, – повествует богоглаголивый Лука, – было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее... и великая благодать была на всех их. Христос воплотился на земле, чтобы обновить образ человека, «истлевший страстьми», возродить и восстановить его природу, поврежденную грехом. Возрожденный, верующий человек опытно на себе узнаёт легкость исполнения закона о любви. Только ему понятны слова Христа «иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф. 11, 30 ). К вечному и бесконечному совершенствованию в любви и милосердии призывает нас Спаситель: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». В зачале Недели 20-й приводится назидательный пример великого милосердия Божия к человеку, явленный в воскрешении единственного сына наинской вдовы ( Лк. 7, 11–16 ). Зачало это показывает силу сострадания Господа людскому горю. Иисус Христос, увидев горе матери, сжалился над нею и сказал: «Не плачь» и, воскресив сына ее, отдал его матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С Тобою власть в день силы Твоей в блеске святых Твоих. Входное: Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты Иерей во век по чину Мелхиседекову. Из чрева прежде денницы Я родил Тебя, клялся Господь и не раскается: Ты Священник во век по чину Мелхиседека. Тропарь праздника. Слава, и ныне, кондак: Дева днесь: Вместо Трисвятаго: Елицы во Христа крестистеся во Христа облекостеся. Аллилуиа. Сколько ни крестилось вас во Христа, все вы облеклись во Христа. Аллилуиа. Прокимен, глас 8: Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же имени Твоему Вышний. Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Всевышний. Стих: Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. Воскликните Господу вся земля, пойте же имени Его, воздайте славу хвале Его. Апостол к Галатом, зачало 209. [Гал. 4, 4 – 7.] Братие, егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единороднаго, раждаемаго от жены, бываема под законом, Братья, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, Да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем. Чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. И понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Темже уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и наследник Божий Иисус Христом. Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. Аллилуиа, глас 1. Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Небеса проповедают славу Божию, и о творении руки Его возвещает твердь. (Пс. 18, 2.) Стих: День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. День дню передает слово и ночь ночи возвещает знание (ст. 3). Евангелие Матфеа, зачало 3. [Мф. 2, 1 – 12.] Иисусу же рождшуся в Вифлееме Иудейстем во дни Ирода царя, се, волсви от восток приидоша во Иерусалим, глаголюще: Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-ch...

Глава VIII. О вечности священства в церкви Христовой I. Св. Иоанн Златоуст : а) «Шедше научите вся языки крестяще их во имя Отца, и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам ( Мф.28:19–20 ), Здесь Он говорит об учении и заповедяхъ... Он только повелевает возвестить по всей вселенной Его ученье, которое сокращенно вручил им вместе с заповедью о крещении. Но так как Он заповедал им дело великое, то, ободряя их сердца, сказал: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Не видишь ли опять силы Его? И не видишь ли при том, с каким снисхождением Он говорит это? Не с ними только будет находиться, говорит Он, но и со всеми теми, которые после них будут веровать. Апостолы не могли пребывать до скончания века; но Он говорит ко всем верным, как-бы к одному телу. Не говорите Мне, сказал Он, о препятствующих и трудностях: с вами Я, Который делаю все легким» (т. VII, стр. 884–885; то же см. стр. 149). б) «И аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век... Что значит: да будет с вами? То же, что Он о Себе говорит: Аз с вами есмь ( Мф.28:20 ). Сверх того, Он намекает и на нечто другое, именно: не претерпит того, что Я претерпел, и не отойдет» (т. VIII, стр. 498). II. Бл. Феофилакт Болгарский : а) В толковании на 116-е зачало: «Сказавши, что крестить должно во имя Троицы, Он преподал нам богословие, а присовокупивши, что должно учить и соблюдать заповеди, показал нам деятельную добродетель. Наконец, поскольку Господь посылал учеников Своих к язычникам и при том на опасность и на смерть, то, чтобы ободрить их, говорит: не бойтесь, потому что Я буду с вами до скончания века. Знай, что и о кончине века Он напоминал для того, чтобы побудить их еще более презирать опасности. Не бойтесь, говорит: все мирское: горе ли то, или благополучие, будет иметь конец: посему ни в горе не отпадайте, потому что оно проходит, ни благами не обольщайтесь, потому что они кончатся. Впрочем, не к одним апостолам относится обещание Господа быть с ними, но и ко всем вообще ученикам Его, то есть ко всем верующим в Него и хранящим Его заповеди: потому что апостолы имели жить не до кончины века. Итак, Господь обещает Свое пребывание до скончания века и нам и тем, которые будут после нас.» (Толк. на Мф. по изд. 1855 г., стр. 517–518).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Вода есть нечто особенное и наилучшее из четырех видимых стихий мира. Небо есть жилище Ангелов, но небеса – из воды. Земля есть обиталище людей, но земля – из воды. И прежде всего шестидневного устроения тварей Дух Божий носился над водою. Начало мира – вода, и начало Евангелия – Иордан. Освобождение Израиля от фараона совершилось посредством моря, и освобождение мира от грехов совершается через омовение водою при действии Слова Божия. Где Бог вступает в завет с кем-нибудь, там и вода. С Ноем заключен был завет после потопа; заключен завет с Израилем при горе Синайской, но и он заключен при посредстве воды, и червленой волны, и иссопа. Илия возносится, но и здесь не без воды. Ибо сначала проходит через Иордан, потом восхищается на небо. Первосвященник сначала омывается, потом возжигает курения. Аарон прежде омылся, потом поставлен был первосвященником. Ибо как бы он приступил к молитве за других, не быв еще сам очищен водой? И знамением крещения была умывальница, находившаяся в скинии. 3 . Крещение есть конец Ветхого Завета и начало Нового. Ибо начал его Иоанн, которого никто более не восставал из рожденных женами (ср. Мф.11:11 ). Он есть конец пророков: все пророки и закон прорекли до Иоанна ( Мф.11:13 ), он же начало действий евангельских. Ибо зачало Евангелия Иисуса Христа и проч. таково: Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов ( Мк.1:1, 4 ) крещением. Ты скажешь, Илия Фесвитянин взят на небо, однако он не более Иоанна. Перенесен на небо Енох, но он не более Иоанна. Моисей был величайший законодатель, и все пророки были удивительны, но они не больше Иоанна. Я не дерзаю сравнивать пророков с пророками, но Сам Владыка их и наш, Господь Иисус, произнес суд: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя ( Мф.11:11 ); в рожденных не девами, но женами. Великий служитель сравнивается с сослужителями, превосходство же и благодать Сына несравненны в отношении к рабам. Видишь ли ты, какого человека избрал Бог в предшественника этой благодати? Бедного, пустыннолюбивого, однако, не человеконенавистника; он ел акриды и окрыленную имел душу; питался медом, и слова его были сладостнее и полезнее меда; носил одежду из верблюжьего волоса и представлял собой образец подвижнической жизни; еще будучи в утробе матери, освящен он был Святым Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Пятница Мф. 13:4–9 Рим. 16:1–16 Однажды, когда вокруг Господа Иисуса Христа собрался народ, Он стал поучать их притчами, и первая была о том, как «вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало у дороги; и налетели птицы, и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли; и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние, и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а иное в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» На этом кончается наше сегодняшнее зачало. Но интересно, что точно так же было и тогда. Господь рассказал народу притчу, и – все. Уже потом ученики подошли к Нему и спросили: «Для чего притчами говоришь им?» Господь объяснил, в чем дело, а потом растолковал и значение притчи. Но народу Он ничего не пояснял. А только сказал в конце: «Кто имеет уши слышать, да услышит!» Как и нам с вами сегодня. И мы услышали, что есть зерно, которое имеет чудесную силу прорастать и приносить плод даже во сто крат; что земля, на которую оно может упасть, бывает разная, и если оно попадет на плохую землю, то при всей сокрытой в нем силе может погибнуть. Видим, что есть и сеятель, который разбрасывает семя повсюду, даже на самую неблагоприятную землю. Но если мы заглянем дальше, то увидим, что вовсе не слепо, не механически сеет наш сеятель, что вовсе не бездумно разбрасывает драгоценное семя. Вот, рассказал Господь только притчу. «И, приступив, сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано. Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют…» ( Мф. 13:10–13:18 ). Вот, шел наш Сеятель при дороге и бросил только притчу, а попалась добрая земля, и – посеял истолкование притчи. Казалось бы, чем темнее люди, тем подробнее надо объяснять, а умный и сам разберется. Но Господь – наоборот: тем, которые «видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют», чье«огрубело сердце» ( Мф. 13:13–15 ), кто готов возражать, противиться, – тем Он рассказывает только притчу, которая ничему прямо не учит, ни к чему не обязывает, где нечему прямо возразить, не над чем посмеяться. Она просто врезается в память, и человек стоит перед словом Божиим, сокрытым в себе. Если он пойдет за Господом и попросит истолкования, то получит его, как получили Апостолы. А если не захочет идти дальше, то, по крайней мере, кому меньше дано, с того меньше и спросится.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Для них нужно было сначала увидеть, чтобы воспринять Его. Зачалом Недели 6-й Святая Церковь расширяет перед духовным взором верующего область деяний Христа. Он не только исцеляет болезни тела, не только изгоняет злых духов. Он Тот, Который совершает большее: имеет власть прощать людям грехи их. Сам Господь, как повествует это зачало ( Мф. 9, 1–8 ), видя помышления книжников, присутствовавших при исцелении расслабленного, спросил их: «Что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, – прибавил Он, – что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой». Знаем мы, как благ Господь и как скоро Он подает помощь нуждающимся в ней. Однако действует Господь не только по Своему милосердию и изволению, Он ждет, чтобы и сам человек с верой обратился к Нему. Вот почему, когда приходили к Нему за исцелением, Он всегда спрашивал: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» ( Мф. 9, 28 ), а если не видел веры, то «не мог совершить никакого чуда» ( Мк. 6, 5 ). Ибо вера открывает душу человека для Бога, и она становится способной к принятию Его благодати. Однако нечто еще более чудное слышим мы в Евангелии. Господь, говорится, узрел веру принесших расслабленного, разрешение же грехов и исцеление от болезни даровал не им, но самому расслабленному. Здесь вера одних привлекает благодать Божию к другим. Души принесших отверзаются верою к принятию благодати, но, прилепившись человеколюбием и сострадательной любовью к душе расслабленного, они на нее проводят ток этой благодати и становятся участниками прощения грехов и исцеления расслабленного. Так утверждается связь душ людей и взаимная поддержка их в деле спасения, знакомая каждому живущему духовной жизнью. Поэтому нужно заботиться друг о друге, испрашивая в молитвах всякого блага ближним нашим. Тогда и сами мы, прося их молитв о наших нуждах, сподобимся получить «всё потребное для жизни и благочестия» ( 2Пет. 1, 3 ). Так Святая Церковь выбором евангельских чтений постепенно возводит верующих к высшему пониманию Лица Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Для них нужно было сначала увидеть, чтобы воспринять Его.    Зачалом Недели 6-й Святая Церковь расширяет перед духовным взором верующего область деяний Христа. Он не только исцеляет болезни тела, не только изгоняет злых духов. Он Тот, Который совершает большее: имеет власть прощать людям грехи их. Сам Господь, как повествует это зачало (Мф. 9:1-8), видя помышления книжников, присутствовавших при исцелении расслабленного, спросил их: «Что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, – прибавил Он, – что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой».    Знаем мы, как благ Господь и как скоро Он подает помощь нуждающимся в ней. Однако действует Господь не только по Своему милосердию и изволению, Он ждет, чтобы и сам человек с верой обратился к Нему. Вот почему, когда приходили к Нему за исцелением, Он всегда спрашивал: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» (Мф. 9:28), а если не видел веры, то «не мог совершить никакого чуда» (Мк. 6:5). Ибо вера открывает душу человека для Бога, и она становится способной к принятию Его благодати.    Однако нечто еще более чудное слышим мы в Евангелии. Господь, говорится, узрел веру принесших расслабленного, разрешение же грехов и исцеление от болезни даровал не им, но самому расслабленному. Здесь вера одних привлекает благодать Божию к другим. Души принесших отверзаются верою к принятию благодати, но, прилепившись человеколюбием и сострадательной любовью к душе расслабленного, они на нее проводят ток этой благодати и становятся участниками прощения грехов и исцеления расслабленного. Так утверждается связь душ людей и взаимная поддержка их в деле спасения, знакомая каждому живущему духовной жизнью. Поэтому нужно заботиться друг о друге, испрашивая в молитвах всякого блага ближним нашим. Тогда и сами мы, прося их молитв о наших нуждах, сподобимся получить «всё потребное для жизни и благочестия» (2 Пет. 1:3).    Так Святая Церковь выбором евангельских чтений постепенно возводит верующих к высшему пониманию Лица Господа Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Услышав это, юноша ушел в печали, ибо владел он большим имуществом. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам: богатому трудно будет войти в Царство Небесное. И еще говорю вам: легче верблюду войти в игольное ушко, чем богатому в Царство Божие. Услышав, ученики в сильном изумлении говорили: если так, кто же может быть спасен? Иисус взглянул и сказал им: людям это невозможно, Богу же все возможно. Мф 19:16–26 . Неделя 12. Евангелие от Матфея, зачало 80 Сказал Господь притчу сию: подобно Царство Небесное человеку хозяину дома, который вышел рано утром нанять работников к себе в виноградник. И согласившись с работниками по динарию в день, послал их к себе в виноградник. И выйдя около третьего часа, увидел он других, пришедших и стоящих на площади без работы. Он и тем сказал: «идите и вы в виноградник мой, и что будет справедливо, дам вам». И они пошли. Снова выйдя около шестого и девятого часа, он сделал так же. А выйдя около одиннадцатого часа, нашел других, пришедших и стоящих, и говорит им: «почему вы, придя сюда, стоите целый день без работы?» Они говорят ему: «потому что никто нас не нанял». Он говорит им: «идите и вы в виноградник». С наступлением же вечера говорит господин виноградника управителю своему: «позови работников и выдай плату, начав с последних до первых». И нанятые около одиннадцатого часа пришли и получили по динарию. Пришли и первые и подумали, что они получат больше; но получили, как было условлено, по динарию и они; и получив, начали роптать на хозяина дома, говоря: «эти последние один час проработали, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной». Он же сказал одному из них в ответ: «друг, я не обижаю тебя; не за динарий ли ты согласился со мной? Возьми свое и иди; я же хочу этому последнему дать, как и тебе. Разве нельзя мне, как хочу, поступить с моим имуществом? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» Так будут последние первыми и первые последними; ибо много званых, но мало избранных. Мф 20:1–16 . Среда 9 недели. 9 марта, 40 мученикам Севастийским.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

b. своей нескончаемой блаженной вечностью : «наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29) б) Но все это дастся только тем, которые несут свой крест со всяким смирением и не превозносятся своими добродетелями (Мф. 19:30 ). II. Апостольское чтение. Зачало (330): Евреям 11:33–40 и 12:1–2 33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. 39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. … 1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Практический очерк содержания рядового чтения В апостольском чтении этой недели, примером ветхозаветных праведников, Святая Церковь побуждает нас к приобретению той нравственной силы, при помощи которой каждый христианин может осуществить свое спасение, именно — силы веры. а) Силой веры христианин в состоянии совершать величайшие подвиги благочестия вообще (ст.33); б) побеждает силы природы (ст.34–35); в) переносит преследования неверующих даже до смерти (ст.36–37); г) сопротивляется всевозможным лишениям и озлоблениям (ст.37–38); д) и все это делает он, «не получив еще обетования,» а только в надежде получить его.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

(Зачало 333Б.). ( Евр.12:28–29; 13:1–8 ). Братия, царство непоколебимо приемлюще, да имамы благодать, еюже служим благоугодно Богу, с благоговением и страхом. Ибо Бог наш огнь поядаяй есть ( Евр.12:28–29 ). Слышанное ныне чтение из послания апостола Павла к Евреям, прежде всего, напоминает и внушает нам первейшую обязанность нашу–заботиться о том, чтобы нам быть истинными христианами. Это та забота, которую заповедует Иисус Христос, говоря: ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам ( Мф.6:33 ). Апостол учит: «Мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом. Ибо Бог наш есть огнь поядающии ( Втор.4:24 ). «Мы, приемля царство непоколебимое». Царство непоколебимое – это царство Христово или благодатное царство, которое основал и утвердил на земле Иисус Христос, и которое, начинаясь на земле, простирается до неба и, изменившись в царство славы, будет непоколебимо существовать в беспредельную вечность. Это благодатное царство или Церковь Христова, сущая на земле, называется царством непоколебимым по сравнению с Церковию ветхозаветною, которой все прообразовательные установления, определенные законом Моисеевым, имели только временное назначение; служили только образом будущих благ, которые дарованы чрез Иисуса Христа. Посему ветхозаветная Церковь , по внешнему устройству своему, имела только временное назначение, продолжавшееся до пришествия Иисуса Христа; потому что в Нем и чрез Него ветхозаветные образы уступили место действительности, или заменены действительностию. Благодатное же царство Иисуса Христа не подлежит изменению или разрушению до скончания мира, как сам основатель, глава и Царь сего благодатного царства Иисус Христос предсказал: созижду Церковь мою, и врата адова не одолеют ей ( Мф.16:18 ). «Приемля царство». Приемлем мы царство непоколебимое, когда питаем живую веру в Иисуса Христа. Чрез эту веру мы становимся членами благодатного царства Христова, и если, сохраняя сию веру, мы пребываем в тесном единении со Христом, то, по обетованию Царя Христа, имеем благодатное право на наследование в будущем веке нескончаемого царства славы. Господь говорит: аще кто мне служит, Мне да последствует: и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет ( Ин.12:26 ). Апостол Павел пишет: Аще же чада, и наследницы: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу: понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся ( Рим.8:17 ). Выразительно говорит Апостол: приемля царство или приемлем царство: потому что мы, по вере в Иисуса Христа, хотя пребываем в Его благодатном царстве и участвуем в благах сего царства, пользуясь дарами Св. Духа, но доколе пребываем в этой жизни, можем и отпасть от сего царства, если до смерти не пребудем верными Царю Христу. Поэтому Апостол убеждает:

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010