Пс. 109 : Рече Господь Господеви: Мф. 2:1–12 , Мф. 1:18–25 . В настоящее время указанные Евангелия читаются у армян на службе, бывающей накануне Богоявления в 3 ч. дня (соответствующей древне-иерусалимскому богослужению 10-го часа, т.е. вечерне) в притворе храма, тогда как бдение с остальными чтениями начинается в 6 ч. вечера (т.е по-восточному в первом часу ночи 37 ). Рождественское бдение в Вифлееме совершалось в базилике над пещерой Рождества Христова 38 . По армянским лекционариям можно восстановить порядок древне-иерусалимских служб в ночь на Рождество. Начинались они, по-видимому, вечерней в храме над «пещерой пастырей» и там бывали чтения с Евангелиями Луки о явлении пастырям ангела. Отсюда отправлялись в Вифлеем, где в пещере Рождества читалось зачало из Мф. 1:18–25 о Рождестве Христовом, после чего в базилике над пещерой совершалось бдение с паримиями и с Евангелием из Мф. 21–12 о поклонении волхвов. На этом бдении, как и на пасхальном, совершалось торжественное благословение огня (теперь у армян храм блестяще освещается, по-видимому, пред Евангелием 39 ). Подражание пасхальному бдению сказывается и в количестве паримий (11) и в самом выборе их, – 1-ая, 3-я и 11-я из них читаются и в Пасху: паримия из Бытия о сотворении мира и человека и о грехопадении последнего, кроме того, что она является рядовым чтением из закона, взята, несомненно по глубочайшему отношению повествуемых в ней событий к Рождеству Спасителя, песни из Исхода и Даниила стоят, вероятно, в связи с крещением оглашенных. Часть остальных паримий с пророчествами о Рождестве Господа тождественны с константинопольскими чтениями в навечерии Рождества (4, 6, 7). В IV в. после бдения в Вифлееме совершалась процессия во главе с епископом в Иерусалиме, где после отдыха (приходили на рассвете) во 2-м ч. дня в Мартириуме совершалась литургия 40 . Вероятно, для такой литургии и предназначалось повторяемое лекционариями Евангелие из Мф. 1:18–25 о Рождестве Христове, – теперь у армян оно читается, именно, на литургии в самое Богоявление 41 : и здесь опять-таки почти полное сходство с богослужением первого дня Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Апостол к Галатам, зачало 209. Евангелие от Матфея, зачало 104. Причастен: В память вечную: Преподобная София , в миру великая княгиня Соломония Сабурова, была первой женой великого князя Московского Василия Иоанновича (1505–1533). Он выбрал ее в супруги из 500 самых красивых девиц. Но брак оказался бездетным, о чем великокняжеская чета сильно скорбела. После 20-ти лет супружества, несмотря на увещания духовенства, великий князь решил вступить во второй брак с Литовской княжной Еленой Глинской. Митрополит Варлаам, обличивший незаконность расторжения брака, был сведен с митрополичьего престола – впервые в русской истории – и заточен в монастырь, а преподобный Максим Грек , заступившийся за княгиню Соломонию, запрещен и также заключен в темницу. Все Вселенские Патриархи осудили поступок великого князя, а Патриарх Иерусалимский Марк предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью (Иоанна Грозного). 25 ноября 1525 года великая княгиня Соломония насильно была пострижена в монашество с именем София в Московском Рождественском монастыре. После пострига ее отправили под стражей в Суздальский Покровский монастырь, который впоследствии стал местом заточения невольных царственных постриженниц. Не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением, долго скорбела. Но, покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиротворение в усердной молитве. Инокиня София, познав тщету скоропреходящих земных благ, всей душой возжелала «Царствия Божия и правды его» ( Мф.6:33 ). В то время как в миру умножались беззакония, она в своем уединении украшалась добродетелями и постепенно восходила к духовному совершенству. Князь Курбский в послании к Иоанну Грозному (1533–1584) назвал княгиню-инокиню «преподобномученицей». Преподобная София скончалась в 1542 году и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и Богоугодно к Богу отъиде». Уже ближайшие потомки молитвенно почитали преподобную Софию. В рукописных святцах она именуется как «святая праведная княгиня София инокиня, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворица». При царе Феодоре Иоанновиче (1584–1598), сыне Грозного, ее уже чтили как святую. Царица Ирина Феодоровна отправила в дар на ее гробницу «бархатный покров с изображением Спасителя и святых».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

9 Ср.: Типикон, 25 декабря, 2-е «зри». 10 Ср.: Там же. 11 В Апостоле: «…подножия ногама Твоима». 12 «В Московских церковных ведомостях, 1900, 50, в статье О чтении Апостола и Евангелия на вечерне в навечерие Рождества Христова в субботу и Неделю (данную статью см. в «Богослужебных указаниях» на 2001 год, с. 632–641. – Сост.) замечено и основательно доказано, что в нашем Уставе – ошибка и что исправить ее надобно таким образом: в навечерие Рождества Христова всегда следует читать из Послания к Евреям, зачало 303, и Евангелие от Луки, зачало 5, и если навечерие случится в понедельник, вторник, среду, четверг и пяток, то читать на Литургии Василия Великого , сливающейся в один состав с вечерней; если же навечерие случится в субботу или воскресенье, то – на великой вечерне, совершаемой отдельно от Литургии Златоуста. Следовательно, праздничные чтения ( Евр. 303 и Лк. 5 ) никогда и ни при каком условии не должны быть отменяемы и заменяемы другими. В субботу пред Рождеством Христовым, если она с тем вместе будет субботой пред Неделей святых отцов, пред Рождеством Христовым, то есть если случится в период с 18 по 23 декабря, на Литургии Златоуста надобно читать Гал. 205 и Лк. 72. Если же сия суббота будет следовать за Неделей пред Рождеством Христовым, то есть если случится 24 декабря, то на Литургии Златоуста надобно читать Гал. 207 и Мф. 53; на вечерне же, как сказано выше, Евр. 303 и Лк. 5 ; что же касается Гал. 205 и Лк. 72, то они в этом случае читаются в субботу, предшествующую Неделе святых отцов, пред Рождеством Христовым» ( Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 379–380). 13 При этом литургийный диалог диакона и священника перед чтением Евангелия («Благослови, владыко, благовестителя…», «Бог, молитвами святаго славнаго…») не произносится. После аллилуиария – «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия…», и далее по обычаю. 14 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 84. 15 На произнесение отпуста отверзаются царские врата. 16 Ср.: Минея, 25 декабря. Рекомендуемые записи

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

3 . Не всю глубину Божественной премудрости и разума Ты исследовал, и бездны судеб Моих не постиг Ты, человек – сказал Господь – посему не превозносись, будучи плотью; ибо трижды отречешься от Меня, Которого вся тварь благословляет, прославляя во веки. ( Рим.11:33 , Мф.26:34 ). 4 . Ты отвергаешь это, Симон Петр, но скоро убедишься в том, что сказано, и даже одна девушка (служанка), подошедши, устрашит тебя, – сказал Господь: но горько восплакав, найдешь милостивым Меня, Которого вся тварь благословляет, прославляя во веки. ( Мф.26:7–75 ). Песнь 9-я. Ирмос Честнейшую Херувимов и Славнейшую без сравнения Серафимов, без истления (т.е. без потери девства) родившую Бога-Слова, истинную Богородицу, Тебя мы величаем. Тропари 1 . Губительное сборище богомерзких лукавых богоубийц окружили Тебя, Христе, и как преступника влекли Создателя всех, Которого мы величаем ( Ин.18:3 ; Пс.21:17 ). 2 . Нечестивые, неразумевшие закона и речений пророческих, замышляли тщетное, влача Тебя, Владыку всех, как овцу на неправедное заклание. ( 2Кор.3:14 ; Ис.53:7 ). 3 . Священники с книжниками, уязвляемые себялюбивой и завистливой злобой, предали на убиение давшего народам жизнь, Жизнодавца по природе, Которого мы величаем. ( Мф.20:18, 17:1–2 ). 4 . Они окружили Тебя, Царь, как псы многие, били, ударяя тебя по ланитам: допрашивали Тебя, ложно свидетельствовали на Тебя, И все претерпев, Ты спас всех. ( Пс.21:17 ; Мк.14:65 ; Мф.26:60 ). За девятой песнью трипеснца исполняется (трижды) Экзапостиларий: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи: и мене древом крестным просвети и спаси мя» Перевод: «Благоразумного разбойника Ты сподобил, Господи, рая в тот же час» (т.е. сейчас же; в подл. «в тот же день» – υτμερον). Просвети и меня древом крестным и спаси меня». После экзапостилария читается Девятое Евангелие , от Иоанна, зачало 61: «Во время оно, стояху при кресте Иисусове». Конец: «Воззрят нань, Его же прободоша» ( Ин.19:25–37 ). В центре сего чтения стоят предсмертные заботы Спасителя о Своей Матери, Которую Он усыновляет любимому ученику.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– По 3-й песни в Триоди располагается седален «Объятия отча…», который иногда в приходской практике поется. – Хвалитные стихиры поются немного по другой схеме: Октоиха на 5, Триоди на 3. § 1.4. Неделя мясопустная Предпоследняя Неделя перед Великим постом имеет два названия. В Уставе она называется Неделей мясопустной или «мясопустом» (данный славянский термин представляет собой перевод греческого названия Απκρεως , которое толкуется как αποχ κρατος, что в буквальном смысле означает «воздержание (от) мяса») по той причине, что в этот день совершается заговение на мясную пищу. Кроме того, встречается наименование «Неделя о Страшном Суде», так как в этот день читается евангельское зачало, содержащее описание последнего суда Спасителя во время Второго пришествия (Мф. 25 :31–46). § 1.4.1. Идейное содержание богослужения В соответствии с двумя названиями две темы имеет и само богослужение. Правда, сразу же скажем, что тема заговения на мясо является второстепенной и отражается только в тексте апостольского зачала, читаемого на литургии. Наиболее характерной фразой в этом отношении являются слова апостола Павла: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек» (1 Кор. 8 :13). Основной же темой богослужения Недели является воспоминание Страшного Суда. Вспомним кратко содержание евангельского зачала Мф. 25 :31–46, являющегося основой всего богослужения. Господь говорит, что в день последнего суда Он отделит праведников от нечестивых, «как пастырь отделяет овец от козлов». Затем праведники будут приглашены унаследовать царство, уготованное им от создания мира, и в качестве их главных заслуг будут названы добрые дела по отношению к ближним, которые Господь оценит как сделанные лично Ему. Напротив, грешники будут отправлены в муку вечную за то, что не сотворили дел милосердия по отношению к ближним, отвергнув тем Самого Христа. Интересно, что песнопения Триоди настоящего дня не опираются исключительно на текст евангельского чтения на литургии, но в них соединены описания и подробности Страшного Суда, приводимые в разных частях Нового Завета (более того, встречаются даже образы, заимствованные из текстов Ветхого Завета). Так, в стихирах упоминается о трубах и Всеобщем воскресении мертвых (1 Кор. 15 :52; 1 Фес. 4 :16), о раскрытых книгах, где будут записаны дела всех людей (Дан. 7 :10; Откр. 20 :12), о поставленных престолах и огненной реке (Дан. 7 :9–10). В 1-м тропаре 7-й песни канона имеется фраза: «…небеса погибнут, звезды спадут, и вся земля поколеблется»; похожие выражения встречаются в Ис. 13 :10, Иоил. 2 и Мф. 24 :29. Таким образом, песнописцы собрали все значимые подробности Страшного Суда, встречающиеся в Священном Писании , и создали единое гимнографическое полотно, содержащее детальное описание этого грядущего события.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЯСОПУСТНАЯ НЕДЕЛЯ [Греч. Κυριακ τς Απκρεω], предваряющее Великий пост воскресенье перед Сырной седмицей , когда происходит заговенье на мясную пищу. В визант. традиции М. н. также именуется Неделей о Страшном Суде (Втором пришествии Господнем), поскольку в это воскресенье на Божественной литургии читается соответствующее евангельское зачало - Мф 25. 31-46. В зависимости от даты Пасхи М. н. бывает в период с 25 янв. по 1 марта (ст. ст.). Свидетельства о существовании М. н. восходят уже к VI в. Так, напр., визант. историк Феофан Исповедник († 818) в «Хронографии» под 19-м годом правления Юстиниана на основании хроники Иоанна Малалы сообщает, что «в этом году [в 546] произошло разногласие относительно праздника св. Пасхи. Народ сделал мясопуст 4-го февраля, император же приказал продавать мясо еще одну неделю. Мясоторговцы заготовляли мясо и продавали, но никто его не покупал и не ел. Пасха же была, как повелел император, и таким образом народ пропостился одну неделю лишнюю» ( Карабинов. Постная Триодь. С. 21). В литургических источниках М. н. фиксируется также достаточно рано. В древнем иерусалимском богослужении В иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе, М. н. открывает подвижный богослужебный цикл: М. н. и следующая за ней Сырная седмица составляют подготовительный период к Великому посту (следующее за М. н. воскресенье считается 1-м воскресеньем Великого поста). В М. н. назначается прокимен Пс 70. 8, чтения Иер 31. 23-28, Рим 14. 14-26, аллилуиарий Пс 65. 1, Евангелие Мф 6. 34 - 7. 21, тропарь на умовение рук «Первое освящаемся...», тропарь на освящение Св. Даров «Собор архангелов...» ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 62-63; также см.: Кекелидзе. Канонарь. С. 56). Дополнительная гимнография содержится для М. н. в Иадгари (груз. версии Тропология ), богослужебном сборнике, тесно связанном с иерусалимским Лекционарием. В византийском обряде

http://pravenc.ru/text/2564556.html

915 (ГБ), РГБ, Унд. 1, РГБ, Рум. 204, РНБ, Пог. 1, РНБ, Солов. 807, РЫБ, Соф. 1323 (четья минея). 41 Греческим оригиналом послужили катены на Екклесиаст Олимпиодора Александрийского (PG, t. 93). Текст во всех списках одинаков, в нем встречаются лексические восточнославянизмы: перепона, голова. С толковой Песнью этот перевод сближается одной яркой чертой: цитаты из Св. Писания вводятся аористом веща, а не обычным для болгарских толковых текстов рече. Ранними свидетелями этого текста являются Послание Климента Смолятича, Сон царя Иоаса и Изборник XIII в. (РНБ, Q.n.1.18). (в) Толковое евангелие Феофилакта Болгарского (Охридского) представляет собою поздние византийские катены на Четвероевангелие, в их основу положены толкования Иоанна Златоуста . Грек по происхождению, Феофилакт оказался архиепископом в Охриде (1078) среди славян, невежество которых удручало его. Здесь в конце XI-haчaлe XII в. (ум. ок. 1108 г.) составил он свои толкования (PG, t. 123), которые получили признание в Византии благодаря присущей им ясности изложения. Древнейшая рукопись славянского перевода содержит отрывок толкований на Мф. и относится к XIII в. (БАН 4.9.11, СК 259), таким образом греческое произведение было переведено очень скоро после создания. Восточнославянская рукопись не содержит следов южнославянского архетипа или протографа. Списки Толкового евангелия насчитываются десятками, полный комплект состоит обычно из двух томов. В ВМЧ опубликованы толкования на Ин. (25 сентября), Лк. (18 октября) и Мф. (16 ноября). В некоторых списках в состав толкований на 45-е зачало Лк. (9:28– 36, Преображение) включен обширный отрывок из толкового перевода Песни песней, состоящий из 30 разрозненных стихов с толкованиями. К числу списков с этой интерполяцией относится ВМЧ (октябрь, стб. 1229–1232) и РНБ, Кир.-Бел. 10/135. Последний написан неким Василием в 1467 г. по поручению митроп. Филиппа, т. е. в средней или северной Руси. Антиграфом для Василия мог послужить среднеболгарский список, если судить по случаям смешения юсов.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Прокимен – Недели пред Воздвижением, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», стих: «К Тебе, Господи, воззову…»; и преподобного, глас 7-й: «Честна пред Господем…». Аллилуиарий – Недели пред Воздвижением, глас 1-й: «Вознесох избранного…»; и преподобного, глас 6-й: «Блажен муж, бояйся Господа…». Апостол и Евангелие – Недели пред Воздвижением, дня (под зачало) и преподобного (Гал., 213 зач.; Мф., 43 зач.). Задостойник праздника. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес…», и преподобного: «В память вечную…». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…». 1 Служба мч. Севериана (см. в Минее 9 сентября на повечерии) может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера. Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава; гл. 50, «В четверток вечера 7-я седмицы отдание Вознесения», «зри». 2 Рядовая служба святых Богоотцов Иоакима и Анны в этом случае может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера и петься там вместе со службой мч. Севериана (см. в Минее 9 сентября на повечерии). Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава; гл. 50, «В четверток вечера 7-я седмицы отдание Вознесения», «зри». 3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95. 4 Там же. С. 86, 783. 5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века…». 6 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 7 Прокимен воскресный, глас 4-й: «Воскресни, Господи, помози нам,/и избави нас, имене Твоего ради», стих: «Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам». 8 Два канона праздника Рождества Пресвятой Богородицы в период попразднства поются попеременно: в первый день 1-й, во второй день 2-й и т. д. 9 Канон шестеричного святого в Неделю в период попразднства, согласно Уставу, поется на 4, аналогично службе малого святого. Ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90. В старопечатной традиции пение канона святого на 4 в воскресный день в попразднство было допустимо и при совпадении с памятью бденного святого (см.: Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 132).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Святая церковь никогда не признавала еретиков членами своего тела. На еретиков лежит слово Христа Спасителя: Иже нсть со мною, на м єсть: и иже не собираетъ со мною, расточаетъ ( Мф.12:30 ); считала их удами, для церкви непотребными. «Иже не пребываетъ въ соборной церкви, тхъ Христосъ не спасаетъ и Духа Святаго сицевіи не имутъ» (Большой катихизис, глава 25). Тайны, совершаемые отбегшими от церкви иереями, «ничесоже суть» («Толковый Апостол», лист 548; у Озерского часть 1, с.13). Вот как учит святая церковь устами святых отцов об еретиках, отделившихся от неё. Слово Божие нам показывает, что Господь навсегда обещал пребывать не с еретиками, а с апостолами, с их преемниками – епископами и с верующим народом, сказав: с, азъ съ вами єсмь во вс дни до скончанї вка (Мф., зачало 116). О сем свидетельствует и уважаемая старообрядцами Книга о вере: «имъ же (преемникам апостольским, архиепископам и епископам, а не еретикам) спребывати даже до скончанія вка (Господь) обтованіе сотвори, и по своему неложному обтованію благодатн избираетъ себ людей достойныхъ и поставляетъ и освящаетъ рукоположеніемъ чина духовнаго, чрезъ патріархи, архіепископы и епископы» (лист 59 об.; у Озерского часть 1, с.78). А церковь поповцев была на 180 лет лишена другопреемственного священноначалия. Святой Златоуст пишет: «Апостольство (а место апостолов занимают епископы) есть не только начало прочих властей, но основание и корень. Таким образом, когда ты слышишь: И выхъ уб полож бгъ въ цркви перве аплвъ, второе прроквъ, третїе учителей: потомъ же силы, таже дарованї исцленїй, застплєнї, правлєнї, роди зыквъ, то знай, что вся совокупность прочих дарований сосредоточивается в апостольстве, как в голове... Если бы оно прекратилось, то всё расстроилось бы и разрушилось» (Беседа на разные места Святого Писания; часть 2 с.317–318). И в другом месте он же пишет: «Непщуете ли сие довлети, рцы ми еже глаголати, яко православни суть, а яже рукоположения исчезает и погибает? И кая польза иных сему (рукоположению) не сущу опасну? Якоже бо за веру, тако и за сие ратоватися подобает» (Беседы на 14 посланий, с.1692; у Озерского часть 1, с.71).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Прокимен – Недели пред Воздвижением, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...», стих: «К Тебе, Господи, воззову...»; и преподобного, глас 7-й: «Честна пред Господем...». Аллилуиарий – Недели пред Воздвижением, глас 1-й: «Вознесох избранного...»; и преподобного, глас 6-й: «Блажен муж, бояйся Господа...». Апостол и Евангелие – Недели пред Воздвижением, дня (под зачало) и преподобного (Гал., 213 зач.; Мф., 43 зач.). Задостойник праздника. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес...», и преподобного: «В память вечную...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». 1 Служба мч. Севериана (см. в Минее 9 сентября на повечерии) может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера. Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава; гл. 50, «В четверток вечера 7-я седмицы отдание Вознесения», «зри». 2 Рядовая служба святых Богоотцов Иоакима и Анны в этом случае может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера и петься там вместе со службой мч. Севериана (см. в Минее 9 сентября на повечерии). Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава; гл. 50, «В четверток вечера 7-я седмицы отдание Вознесения», «зри». 3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95. 4 Там же. С. 86, 783. 5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века...». 6 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 7 Прокимен воскресный, глас 4-й: «Воскресни, Господи, помози нам,/и избави нас, имене Твоего ради», стих: «Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам». 8 Два канона праздника Рождества Пресвятой Богородицы в период попразднства поются попеременно: в первый день 1-й, во второй день 2-й и т. д. 9 Канон шестеричного святого в Неделю в период попразднства, согласно Уставу, поется на 4, аналогично службе малого святого. Ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90. В старопечатной традиции пение канона святого на 4 в воскресный день в попразднство было допустимо и при совпадении с памятью бденного святого (см.: Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 132).

http://patriarchia.ru/bu/2024-09-22/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010