На семъ камени – на правом исповедании создана Христова церковь , имея краеугольным камнем Самого Господа, по свидетельству апостола Павла: наздани бывше на снованїи аплъ и прркъ, сщ краегольн самом іис хрт, немже вско созданїе составлемо растетъ въ црковь стю гд: немже и вы созидаетес въ жилище бжїе дхомъ ( Еф.2:20–22 ). Здесь явственно апостол говорит, что церковь созидается Святым Духом, Который, по неложному Христову обетованию, пребудет в церкви Христовой въ вкъ ( Ин.14:16 ). Созижду – означает будущее время, так что в то время церковь Христова не была ещё создана, а только обещано ей создание 137 ; но обещание Божие без исполнения остаться не может, ибо – Вренъ гдь во всхъ словесхъ своихъ ( Пс.144:13 ), вренъ бо [в оригинале «Бог» – прим. эл. ред.] єсть бщавый ( Евр.10:23 ), небо и земл прейдтъ, словеса же мо не прейдтъ ( Мк.13:31 ), сказал Создатель церкви о крепости и неодолённости её. Церковь Мою. хртосъ возлюб црковь, – пишет апостол Павел, – и себ предад за ню, да ститъ ю, чтивъ банею водною въ глгол (посредством слова) : да представитъ ю себ славн црковь, не имщ скверны, ил порока, ил нчто таковыхъ, но да бдетъ ста и непорочна ( Еф.5:25–27 ). Согрешающие члены церкви не препятствуют ей быть святой, ибо очищаются истинным покаянием и освящаются, оживляются и укрепляются благодатью Святого Духа, получаемой в святых таинствах ( 1Ин.2:1–2 ). Нераскаянные же грешники или невидимым действием суда Божия, или видимым действием церковной власти отсекаются от тела церкви, как мёртвые члены, по заповеди Спасителя: аще же и црковь преслшаетъ, бди теб коже зычникъ и мытарь ( Мф.18:17 ). И врата адова не одолеют ей. Врата адовы, по толкованию блаженного Феофилакта, именуются гонители, еретики и грехи (Благовестник, на Мф., зачало 67). И действительно, кто знает историю церкви Христовой, тот не может не удивляться силе и крепости её.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Вечер. 6й час. Скоро ко всенощной. Чтобы написать? Не знаю что. – Начало – важное дело в деле. 20. После обедни. Действительно, начало важное дело в деле. И потому я хочу с нынешняго дня начать. Странный какой сон видел я ныне. Будто я ехал с каким то немцем. Едем по большой дороге, на которой ужасно как много снегу, или лучше сказать вся она возвышенная, или высокая дорога из снегу. С нее мы съехали и прямо в комнаты немца этого, где видел я его семейство, и мальчика чудненькаго, который будет будто нас угощать. – Что это за вздор? Диэта, диэта, что такое диэта? 21. Утро. Хорошее, ясное, теплое. Непременно, как я задумаю о диэте, тотчас на обед какой нибудь богатый пойду. Так вчера и случилось. 21. Продолж. Собираюсь служить на кладбище. 5 лет, как умер о. Иоанн. Пять лет – будто и много и мало. Пять лет уж; пять лет только. 22. Утро. Перед обеднею. Крестный ход ныне. Погода стала хорошая, майская. Читал Творения Св. О. – Журнал. Митрополит Филарет все короче, все не много сложнее пишет. Приметно, пишет он в один присест, в один .прием. Да, надобно благовествовать всем. Вчера вечером думал я написать поучение о силе креста по случаю крестнаго хождения около всего города. – Совершать крестное хождение круг всего города – тоже что творить на себе крестное знамение. Так ли? – Ограждать себя крестным знамением – ограждать город, селение, место крестным хождением. Крест и прогоняет – освобождает от зла, губительства. Но мне пора в церковь . Текст хотел избрать Воскресный, дневный (неделя ныне всех святых). Всяк иже исповесть мя пред человеки... Мф. зачало 38. После крестнаго хода. Легко совершал, только не много посердился. Нельзя без этого. Впрочем и теперь сердитенек я не много. А кажется все обстоит благополучно. Буду обедать у ратников. Почти пора идти. Странно, Казанские прихожане препорядочно бесят меня. Впрочем теперь я забыл все. И весел пойду обедать. 23 Утро. 9 час. Владыка будто приедет к нам 25 числа. А у меня обед за обедом. И ныне придется идти на обед. За то обещание за обещанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

(Зачало 285Б.). ( 1Тим.4:9–15 ). Чадо Тимофее, верно слово и всякого приятия достойно. На сие бо и труждаемся и поношаеми есмы, яко уповахом на Бога жива, иже есть Спаситель всем человеком, паче же верным ( 1Тим.4:9–10 ). Так пишет апостол Павел в подтверждение истины, непосредственно перед этим раскрытой. Он сказал: благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго, и грядущого (ст. 8). Или «благочестие на все полезно; имея обетование жизни настоящей и будущей». То есть благочестию принадлежит истинное счастие жизни настоящей и будущей. Как это? может быть, подумает кто. Многие думают, будто для того, чтобы человеку сделаться благочестивым, он должен отказаться от счастия настоящей жизни. Кто думает, что благочестие лишает счастия настоящей жизни; тот превратно понимает счастие, не понимая своих истинных потребностей и своего назначения в этой жизни. Благочестию принадлежит истинное счастие и здесь на земле; потому что благочестивый, будучи предан делам благочестия и со дня на день постепенно более возрастая в духовной жизни, наслаждается истинным миром совести; радостно устремляет свои взоры к Отцу небесному, к невидимому Богу; среди всех трудных и скорбных обстоятельств жизни всегда полагает свои надежды в Боге и в Нем успокоивается, по Его обетованию, ожидая вечной жизни и благ небесных. Какое счастие на земле может быть выше этого? Что, в сравнении с этим состоянием благочестивого человека – все виды внешнего счастия, которое появляется и исчезает подобно тени или приятным призракам? Притом, благочестивым, по благословению Божию, подается необходимое и для внешней жизни, как учит Господь Спаситель: ищите прежде царствия Божия и правды его: и сия вся приложатся вам, т.-е. пища, одежда и прочее необходимое ( Мф.6:25–33 ). Утверждая, это учение, Апостол говорит далее: «слово сие верно и всякого приятия достойно; ибо мы для того и трудимся, и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Мф 4:12–17 Неделя по Богоявлении. Евангелие от Матфея, зачало 9 В те дни, Иисус, проходя близ моря Галилейского, увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, чинящих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Мф 4:18–23 Неделя 2 по Пятидесятнице. Евангелие от Матфея, зачало 10а В те дни следовало за Иисусом множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из–за Иордана. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Мф 4:25–5:12а Преподобным. Евангелие от Матфея, зачало 10б В те дни следовало за Иисусом множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из–за Иордана. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Мф 7:24–8:4 Суббота 3 недели. Евангелие от Матфея, зачало 25 В те дни, когда вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав это, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час. Мф 8:5–13 Неделя 4. Евангелие от Матфея, зачало 26 В те дни, придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется сказанное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни. Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону. Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов. И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. Мф 8:14–23 Суббота 4 седмицы. Евангелие от Матфея, зачало 27 В те дни, когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Мф 1:1–25 Неделя перед Рождеством Христовым, свв. отец. Евангелие от Матфея, зачало 2 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — вот, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все это произошло, да сбудется сказанное Господом через пророка, который говорит: вот, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус. Мф 1:18–25 Навечерие Рождества Христова, на 1 часе. Рождество Христово, на утрени. Евангелие от Матфея, зачало 3 Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? О ни же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление 12-я Неделя по Троице I. Евангельское чтение. Зачало (72): от Матфея 19:16–26 16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? 17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. 18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. 20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? 21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. 22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. 23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; 24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. 25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? 26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно. Практический очерк содержания рядового чтения В Евангельском чтении этой недели, где говорится о богатом юноше, мы рассматриваем следующий вопрос: как трудно богатым войти в царство Божье. 1. Богатые, для которых труден вход в царствие Божье: а) духовно-богатые , которые, подобно евангельскому юноше, хвалятся тем, что они сохранили все заповеди Божьи от самой юности и, таким образом, утешаются собственной праведностью в делах закона (ст.16–20), между тем, как они без веры и благодати Иисуса Христа, со всем богатством своих дел, «и нищие, и слепые, и нагие» ( Апок. 3:17 ); — для таких богатых невозможно войти в царство Божье, ибо сказано, что Иисус Христос пришел благовестить спасение смиренным, то есть нищим духом противления и превозношения ( Лук. 4:18 ; Мф. 9:13 ; Мар. 2:17; Лук. 1:52–53 ).

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по–еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по–еврейски, по–гречески, по–римски. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Женщина! Вот сын Твой. Потом говорит ученику: вот Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, и, преклонив главу, предал дух. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его. Мф 27:1–2; Ин 19:6б–11а, 13–20, 25–28а, 30б–35а 1 августа и 14 сентября, Кресту Господню, на литургии. Евангелие от Иоанна, зачало 61а В те дни при кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Женщина! Вот сын Твой. Потом говорит ученику: вот Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

5 . В IX веке – преподобной Кассией. В X веке находим свидетельства существования служб предпразднства и попразднства, а в XI-XII веках Рождественская служба в своих изменяющихся частях принимает такой же вид, как и современная служба. Событие праздника В царствование императора Августа (Октавия) было дано указание сделать всенародную перепись во всех принадлежащих Риму землях. Палестина на тот момент входила в состав римских провинций и управлялась назначаемым императором наместником – так называемым прокуратором. Сложившаяся у иудеев задолго до этого практика подразумевала, что народные переписи должны вестись только по коленам, племенам и родам, начавшим свое существование в Израиле с того времени как Иаков раздал уделы каждому из своих сыновей. Эти уделы представляли собою территории с построенными в разное время городами и поселениями, в которых и должны были записываться принадлежащие к тому или иному колену евреи. Преблагословенная Дева и праведный Иосиф происходили от рода Давидова и поэтому должны были отправиться для этой цели в его город – Вифлеем. Прибыв туда, Святое Семейство не нашло ни одного свободного места в городских гостиницах и расположилось на ночлег в известняковой пещере, используемой как хлев для скота. Здесь без всякой помощи со стороны, зимой, в убогой обстановке и был рожден Богомладенец, спеленатый и положенный в ясли, вместо младенческой колыбели. Событие праздника наиболее подробно описано евангелистом Матфеем. За праздничным богослужением читаются два отрывка из евангельского повествования. На всенощном бдении звучит 2-е зачало: Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог . Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус ( Мф. 1; 18–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

б) В приобретении его он употребляет средства законные и честные: благоразумие, труд с молитвой. в) В достижении его он не прилагает к нему своего сердца ( Псал. 61:11 ), не смотрит на него, как на цель всех своих желаний и стремлений ( 1 Тим. 6:17 ). г) В употреблении его он умеет соединять материальное довольство с духовной пользой, употребляя его на дела благотворения ( 1 Тим. 6:18–19 ). A такое употребление богатства не только не служит к погибели, но и ведет в жизнь вечный ( Мф.25:21 , 40 ). Пагубное влияние пристрастия к земным благам на наше истинное благо « Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение » (ст.22). Пристрастие к земным благам: 1. Ослабляет и подавляет благороднейшие и святейшие чувства в человеке. 2. Похищает его высокое достоинство. 3. Доводит до величайших глупостей и преступлений. 4. Лишает всякого утешения в страданиях и смерти. II. Апостольское чтение. Зачало (131): 1-е Послание к Коринфянам 15:1-11 1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, 2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. 3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, 4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, 5 и что явился Кифе, потом двенадцати; 6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; 7 потом явился Иакову, также всем Апостолам; 8 а после всех явился и мне, как некоему извергу. 9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. 10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. 11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали. Практический очерк содержания рядового чтения

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010