Речь идет т трубах Апокалипсиса. Откр., 8,2. 10 Уолтон Исаак (1593–1683) – английский поэт, автор биографии английских поэтов эпохи барокко, любитель рыбной ловли, оправдывающий свое пристрастие тем, что из двенадцати четверо апостолов были рыбаками. Автор поэмы «Искусный рыболов, или Досуг человека, склонного к размышлениям» (1653). На окнах гостиницы «Комплит Энглер» (Виндзор) и по сей день сохранились витражные изображения красочных рыб его работы. 11 Книга пророка Ионы, 2, I, 2, II. 12 Генрих III (1207-1272) – король Англии с 1216 г. 13 …мерзость запустения. – Мтф., 24,25. 14 Теки, река, пока не кончу петь. – Перифраза строки из «Буколик» Вергилия. 15 …сродни… йомену – т.е. сродни тому английскому свободному крестьянину XIV–XVIII вв., который работал на земле, являвшейся его наследственной собственностью. Йомен – центральный персонаж социальной утопии Честертона. 16 Коббет Уильям (1763–1835) – английский журналист, издатель, член парламента, реформатор. В его книге «Деревенские поездки» (1830) и «Советы молодому человеку» (1829) осмысляется английский национальный характер. Честертон посвятил ему книгу «Уильям Коббет». Имя Коббета упомянуто в сонете на смерть Честертона, принадлежащем перу священника и критика Роналда Нокса: «Со мной,– воскликнул Коббет,– бунтовал». 17 Шекспир, «Ромео и Джульетта». Акт III, сцена 5. 18 В аббатстве Гластонбери находилась первая христианская церковь на земле Англии; здесь, по легенде, сохранилась гробница короля Артура. 19 Гурт-Свинопас – персонаж романа В. Скотта «Айвенго». 20 …под знаменем Борова… – Ср. эссе Честертона «О комнатных свиньях». 21 …облако похоже на свинью… или на кита. – Комическая перифраза из беседы Гамлета с Полонием. «Гамлет», акт III, сцена 2. 22 «О, дай мне крылья свиньи!» – Ср.: «Кто дал бы мне крылья, как у голубя?» – Пс. 54, 7. 23 Герой легенд Артуровского цикла, волшебник Мерлин, предсказал рыцарям трагическую судьбу, которой нельзя было избежать. 24 Роджер де Каверли – вымышленный английскими писателями Ричардом Стилом (1672–1729) и Джозефом Аддисоном (1672–1719) комический персонаж нравоописательных эссе в журналах «Болтун» и «Зритель», старомодный и наивный помещик, живущий среди практичных и здравомыслящих английских буржуа. 25

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=115...

Существует три вида контекста. Первый – непосредственный контекст, включающий обычно абзац, предшествующий рассматриваемому тексту и непосредственно следующий за ним. Как это связано с темой? Без контекста Нагорной Проповеди мы могли бы ошибочно предположить, будто Иисус учил не любви, а абсолютному совершенству, подобному совершенству Отца нашего Небесного (Мтф. 5:48). Второй вид контекста – широкий контекст книги в целом. Деление Библии на главы и стихи сделано с учетом удобства поиска нужного места, но не всегда соответствует законченности мысли или предложения. Вне широкого контекста мы можем подумать, что 1Ин. 3:6 утверждает, что все христиане безгрешны, но широкий контекст (1:8–10) говорит нам обратное. Третий вид контекста – полный контекст всей Библии. Ни один стих не похож на стоящий сам по себе остров в море Писания. Иногда нам необходимо обратиться к контексту всей Библии, чтобы понять стих. Прочитав Быт. 3:9 , кто-нибудь может подумать, что у Бога недостаточно знаний, так как он спросил Адама: «Где ты?», но из полного контекста Библии мы видим, что Бог всеведущ ( Ис. 46:10 , Пс. 138:1–6 ). Поэтому мы видим, что вопрос Бога к Адаму вызван не отсутствием у Него знаний, а имел целью признание Адамом своего греха. Мы восприняли отрывок буквально, а полный контекст раскрывает нам его действительный смысл. Библейский фон При изучении текста Писания различают три типа фона. Первый – культурный фон, включающий социальные, правовые, религиозные и политические привычки и обычаи. Только через культуру мы можем объяснить, почему Иосиф стремился развестись с Марией, хотя они были всего лишь обручены (Мтф, 1:18–20) Sosh McBowe11, А Ready Defense, 1990, р. 86). Второй тип – исторические элементы. Это то, что относится к внебиблейской истории и археологии. Ежегодно растет число данных о расположении и облике городов, упомянутых в Библии. Даже притвор Соломонов, существовавший во времена Христа, обнаружен археологами и свидетельствует о храме, построенном Соломоном ( Ин. 10:23 ). Третий тип фона – это элементы окружающий среды, то есть фауна, флора, география и топография. Некоторые из них могут быть обнаружены лишь археологами, а кое-что сохранилось до наших дней. Что касается топографии, то мы читаем буквальный отчет о путешествии Иисуса в Иерусалим ( Лк. 19:28 ), который существует и поныне. Сохранились многие растения и животные ( Пс. 21 , Мтф. 13:26). По мере того как мы анализировали все перечисленные выше пункты, большинство из вас наверняка вспомнили проповеди , в которых применялись эти правила истолкования. Пересказывая соддержание этих проповедей друзьям, мы вольно или невольно сами использовали все те же правила интерпретации. Если приверженец культа подвергнет сомнению вашу интерпретацию Слова Божьего, у вас по крайней мере будет весомое обоснование вашей позиции. Культы, толкование и семантика

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obmanshh...

К числу многих заветов Христа, еще не усвоенных или недостаточно ясно, прочно и плодотворно усвоенных общим сознанием христианского человечества, принадлежит завет внутренней религиозной свободы, сознание непосредственной близости человека Богу и Его откровению. Этот завет выражен – в связи с суровым обличением «книжников и фарисеев» (а это значит, если вдуматься в вечный смысл Евангелия в связи с обличением всякой книжно-богословской религиозности, человеческой гордыни, ортодоксии уставного благочестия) – в требовании никого не называть «учителями и наставниками», кроме одного Иисуса Христа, и никого не называть «отцом», кроме самого Отца Небесного, в требовании «не затворять Царства Небесного человекам» (Мтф. 23, 8–10, 13) и, наконец, в требовании отчетливо различать религиозное служение и наставничество от всего, что в мире называется «властью» ( Лк. 22, 25–26 ). Повторяю: при всем благоговении к истокам нашей веры, при всем необходимом уважении ко всему прошедшему христианской жизни и мудрости и установленной им традиции, при всем сознании нашей собственной слабости и необходимости учиться у предков мы все же вправе думать, что начинаем теперь в некоторых отношениях яснее и глубже воспринимать истинный освобождающий смысл «благой вести». 2 Гёте перевел эти слова в стихах: Wär nicht das Auge sonnenhaft, die Sonne könnt es nie erblicken. Läg nicht in uns des Gottes eigene Kraft, wie konnt uns Göttliches entzücken? 4 Соответствующие места Евангелия, очевидно, можно понять только в указанном мною смысле. Буквальный текст их, из которого как будто следует, что Христос умышленно скрывал эти тайны от непосвященных, чтобы они не поняли и не спаслись, очевидно, содержит какое-то искажение. 5 Классический образец этого последнего соотношения есть суждение Наполеона о Христе: «Я хорошо знаю людей, – сказал он однажды, – вы можете поверить мне: Иисус не был простым человеком». Читать далее Источник: Духовные основы общества : [Сборник/С. Л. Франк; Сост. и авт. вступ. ст. П. В. Алексеев]. - М. : Республика, 1992. - 510 с./С нами Бог. 217-404 с. ISBN 5-250-01494-1 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/s-...

Это с особенной отчетливостью выражено в Евангелии Иоанна, которое – каково бы ни было его историческое происхождение и его ценность в качестве источника о жизни Христа – для всякого, «имеющего уши, чтобы слышать», совершенно очевидно есть (как и Послания Иоанна) самое глубокое и адекватное выражение существа Христова откровения. Как сам Христос знает Бога («Я знаю Отца..., если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец» (10, 15; 8, 55); «Я знаю, откуда Я» (8, 14); «мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели» (3, 11)), так и ученики Его должны знать Бога («Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (8, 19); «овцы идут за истинным пастырем, потому что знают голос его» (10, 4), «вы знаете Его (Духа истины), ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (14, 17), «сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» (17, 3)). Ср. слово синоптических евангелий «Вам дано знать тайны царства небесного» (Матф., 13, 11; Марк, 4, 11; Лк., 8, 10). Так же и в первом Послании Иоанна «Вы имеете помазание от Святого и знаете все» (2, 20), »знающий Бога слушает нас» (4, 6), любящий рожден от Бога и знает Бога (4, 7), и замечательное обоснование веры, как знания. «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» (4, 13, 3, 24). Все учение о Святом Духе есть не что иное, как раскрытие той силы или ипостаси Бога, через которую Бог имманентно присутствует в человеческой душе и открывается ей. Таковы именно, по слову Христа, те «истинные поклонники», которых ищет себе Отец: это – те, которые поклоняются Отцу «в духе и истине» (Ев. Иоан., 4, 23). В обозначении Мессии-Христа именем «Эмману-Эль», (Ис., 7, 14; Мтф., 1, 23) выражено, что через Него и Его Новый Завет в мир вошло соотношение, определяемое словами «с нами Бог» – имманентное присутствие Бога в нашей душе, имманентная его близость и явственность. Именно на вере-знании, на вере, свободно удостоверенной самой человеческой душой, основана провозглашенная христианским откровением свобода человека – «где Дух Господень, там и свобода» (2 Кор., 3, 17) – та свобода, которую так настойчиво внушает апостол Павел Галатам и которую провозгласил сам Христос: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его» (Ев. Иоан., 15, 15) (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/s-...

кд. И соблюдай запвди ег, въ немъ пребываетъ, и той въ немъ. и семъ размемъ, к пребываетъ въ насъ, дха, егоже далъ есть намъ. (4, 13. 14, 23. 15. 4 и д. Римл. 8, 9 . 2Кор. 1, 21 и д.) 24. И кто сохраняет заповеди Его; тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам. 24 . И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем и Он в том: см. примеч. к 2, 3–6. ср. 2, 28. 3, 6. 9. Иоан. 14, 21. 23 . – А что Он пребывает в нас, узнаем не по миру только души нашей и не по успокоению только совести нашей (19–21 ст. – как толк. Socin), но по Духу или Помазанию, пребывающему в нас, т. е. Духу Святому, полученному нами от Бога Отца чрез Сына Его Господа нашего Иисуса Христа. – Август. (198). Глава 4 Дух божий в детях Божиих и дух антихриста в детях диавола (ср. 3, 10): отличительные признаки учения от Духа Божия и духа антихристова (1–6), – признак в самом учении (2–4) и в отношении мира к учению (5–6). Доказательства необходимости братской любви из истинного понятия о Боге (7–18). Бог – любовь (8), открытие Бога как любви (9–10), видение Бога любящими (11–13); неразрывная связь веры и любви (14–16); высокое достоинство братской любви (17–18), побуждение к братской любви необходимостью любви к Богу (19–21). не вскоь дх врйте, но искшайте дхи, аще Бга сть к мнози лжепророцы изыдоша въ ( 1Тим. 4, 1 Мтф. 7, 15. 1. Сол. 5, 19. 21. 2. 7. 1. 2, 18 и дал. 2Петр. 2, 1 ). Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они: потому что много лжепророков появилось в мире. 1 . В предыдущих главах Апостол любви ясно открыл детей Божиих и детей диавола (3, 10 примеч. и конт.) и притом так, что «решительно не оказалось людей средних» (1), в которых бы вместе с правдою и грехами пребывало семя Божие (2), как свет со тьмою (3): в детях Божиих – помазание (Χρσμα) – Бог Дух Святый (4), в детях диавола – противное помазанию начало или «семя» – антихристов дух – дух злобы и лжи (5); имеющие помазание исполнены веры и любви и потому, сохраняя заповеди Евангелия, пребывают в таинственном общении с Господом (6), – дети диавола исполнены отрицаний в деле веры и ненависти к ближним (7) и потому, пренебрегая Евангелием, пребывают в духе злобы (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

12) Ср. Римл. 8, 13. 14. 1 Цетр. 1, 22. Иак. 4, 8 . 13) Толк. Еванг. Арх. Мих, т 1. стр. 86–87. Μ. изд. 2. 1871 г. 14) Thuc. 1, 32 Xen. Мет. 1, 2. 44. Тнис. 2, 53. 15) Как и Иоан. 11, 48. 15, 2. 17, 15. 19, 31. 38 . Ср. Wahl’s clavis N. Т. слов. φρ. и ιρ. 16) Ср. О. Gerlach. вид. и поз. – не синонимич. – Meyer. 17) De Wette. 18) Aliioli, Paulus. 19) Semler, 20) Meyer. 21) Russmeyer 22) Cp. Nitzsch: d. ChrismU. Lehre 5. Aufl. s. 235. 23) Calvin, Lange. 24) Semler. 25) Bmg.-Crus. 26) Bengel: ex quo diabolus est. 27) Еще: Lucke, de Wette. Gerlach, Düsterdieck; Neander соединяет оба последние значения. 28) Δειν, как и Иоан. 2, 19 . подоб. 2Петр. 3, 10–12 . 29) A-Lapide, Lorinas, Spener, Besser. 30) И еще: 1Петр. 1, 23 ., даже Иак. 1, 18 ., а некоторые и Малах. 2, 15 . Klem. Alex., Augustin, Beda, Luther И. Bengel, Spener. Grot., Besser и др. 31) Thom. Anglic., Hugo, Cajet, Lyr. Cornel Vide ex. D. Thom. И part. 62 art. 3. Calmet., Scholz, 32) Подоб. Beza, Hornejus, a Lapide, Lorinus., Semler. 33) Hanp. Meyer’s, Gerlach " s, Düsterdieck, Lucke, de Wette. 34) Иоан. 3, 6–8 . Cp. Иезек. 36, 25, 26. 29. Ис. 44, 3 и др. 35) 35 Подоб. 4, 20. Апок. 2, 2 . Деян. 4, 20 . – Bengel. 36) Oecumen, Calmet «nolunt» и Meyer. 37) A Lapide, Gagnejus, Allioli, Scholz. 38) Не двоеточие стоит в подлиннике после слов: дети Божии и дети диавола узнаются ср. Мтф. 7, 16. так, а точка и притом последнее слово стоит в начале: ν τοτω – в сем, поэтому, этим – φανερ στ τα τκνα и проч. 39) Socin. ср. Meyer’s. 40) μ ποιν δικαιοσνην..., κα μ и проч. «epexegetische» заменяет здесь: «то-есть», «именно», – «Нос membrum vice expositionis additum est » – Calvin. 41) Как говорят: Bengel, Spener, Lange. Neander, Gerlach. 42) RicklU. 43) Ср. Иоан. 14, 15 . Римл. 13, 8–10 . Гал. 5, 14 . Кол. 3, 14 . 1Тим. 1, 5 , Ср. Besser’s. 44) να в словах Иоанна соответствует частице ν в словах Иисуса Христа и указывает не цель, а содержание благовествования. 45) Здесь να как и в послании. 46) И даже не παγγελα, как 2Тим. 1. 1 . и др., см. Clavis N. Т. Wahl к этому слову.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Это их праздник, праздник Жен Мироносиц по преимуществу, а вместе с ними и других евангельских жен, которые еще в дни земной жизни Иисуса Христа с верою и любовию приходили к Нему, припадали с молитвою к Его стопам и получали от Него исцеления и прощение грехов. Вот кровоточивая жена, которая верила, что достаточно ей прикоснуться к краю ризы Христовой, чтобы получить исцеление (Мтф. 9, 20, 22); жена хананеянка, дочь которой была исцелена по ее вере (Мтф. 15, 21, 28); грешница, принесшая миро в дом фарисея, чтобы помазать им ноги Христа Спасителя (Лк. 7, 37—50). Наконец, это праздник и всех тех жен, которые в разные времена жили в Церкви, отдали Господу все, что имели, служили Ему от своих имений, и, прежде всего, приносили ему в дар все то доброе и прекрасное, чем Бог одарил женскую душу. Воистину он может быть и нашим праздником, если мы в своей духовной жизни пойдем по стопам этих великих жен. Вы знаете, что все желающие служить Христу проходят в своей жизни через искушения и соблазны. Величайшие соблазны были и у св. Апостолов, которые прошли через искушения гордости, страха, уныния. Вспомните, как Апостолы спорили между собою о том, кто из них будет первым в Царстве Небесном (Мтф. 20, 20—28); (Мрк. 10, и др., об отречении Петра (Мтф. 26, 69—75), предательстве Иуды (Мтф. 26, 14—16), наконец, о том, как «Апостолов лучшие» были отягощены сном и не смогли бодрствовать со Христом ни на горе Преображения, ни в час Его пламенной молитвы в Гефсиманском саду. Если такие искушения были у Апостолов, то, наверное, еще более трудные соблазны пришлось пережить женам, следовавшим за Христом. Св. Евангелисты не говорят нам о них только потому, что в Евангелии они рассказывают лишь о том, что сами они видели или слышали. Трудности и искушения, с которыми сталкивались в жизни св. жены, и вообще жены, желающие послужить Христу, значительно отличаются от трудностей, которые стояли на пути св. Апостолов, и это во многом обусловлено своеобразием женской души, в отличии от души мужчины. Ведь женщина по-иному чем мужчина воспринимает каждое явление окружающего нас мира. Ум мужчины охватывает самую сущность каждого дела, он склонен к обобщению всех жизненных явлений, и резульататы этого обобщения полагает в основу своих действий. В противоположность этому, женщина обладает способностью в каждом деле или событии видеть отдельные детали; в каждом человеке она обращает внимание, главным образом, на его индивидуальные особенности, часто даже на мелочи, мимо которых мужчина часто пройдет, даже не заметив их. И это в значительной мере объясняется тем, что женщина в свой подход к жизни и к людям вкладывает больше чувства и теплоты душевной, чем мужчина.

http://predanie.ru/book/216419-tvoreniya...

…великого короля-гугенота Генриха IV. – Генрих IV – король Франции (1553—1610), первый из династии Бурбонов. Подписал в 1598 г. Нантский эдикт, гарантировавший религиозную неприкосновенность французским протестантам (гугенотам). 58 …неприятная притча о свиньях. – Мтф., 8, 28—32, Мк., 5, 1—2, Лк., 8, 32—33. 59 …блудный сын… живущий во грехе среди свиней. – Лк., 15, 15—16. 60 …как кричал… корень мандрагоры. – Согласно поверьям, стон «человекоподобного» корня мандрагоры предвещает смерть тому, кто его услышит. 61 Съезд методистов. – Методисты – протестантская секта; основана английским проповедником Джоном Уэсли (1703—1791). В 1907 г. на съезде методистов три крупнейших секты слились в Объединенную методистскую церковь. 62 Ритуалисты – представители т.н. оксфордского движения, стремившегося вернуть Англию в лоно католической церкви (вторая половина XIX в.). Лидер движения Э. Пьюзи (1800—1882) ратовал за возвращение от идей Реформации к средневековой теологии. 63 Гилберт Уайт (1720—1793) – английский писатель, священник, автор трудов по естественной истории. 64 Уолтон Исаак (1593—1683) – английский писатель, автор книги «Искусный рыболов» (1653). 65 …потребую голову Ливсона на блюде. – Ср.: «Дай мне на блюде голову Иоанна». Мтф., 14, 18. 66 Фулон (1717—1789 – французский финансист и администратор времен французской революции. Ему принадлежат слова: «Что ж, если у этой швали нет хлеба, пусть жуют сено». 22 июля 1789 г. был схвачен и повешен толпой; рот ему набили сеном. 67 …не езжу на ослах… Боюсь исторических аналогий. – Верхом на осле в Иерусалим въезжал Иисус Христос. Мтф., 21, 7; Мк., 11, 7; Лк., 19, 33—35; Ин., 12, 14. 68 …забыл о Боге в саду. – Речь идет о грехопадении Адама и Евы. (Быт., 3.) 69 «Амброзийные ночи» – Публиковавшиеся в «Блеквуд мэгезин» литературно-философские диалоги шотландского писателя Джона Уилсона (1785—1854; наст. имя – Кристофер Норт). 70 Вулф Тоун Тибалд (1763—1798) – ирландский революционер, один из основателей общества «Объединенные ирландцы» (1791). После ирландского восстания 1798 г. приговорен к повешению. Покончил с собой накануне казни. 71

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Близкую аналогию подобному теологическому подходу можно найти в работе физиков-теоретиков: в ходе экспериментов выявилось, что субатомные легкие элементы обладают свойствами волны (W), свойствами частицы (Р) и свойствами кванта (h). Хотя эти характеристики по многим аспектам несовместимы (например, частицы не могут дифрагировать, а волны могут и т.д.), физики «объясняют» или «моделируют» электрон как PWh. Они поступают так ради того, чтобы должным образом отразить все имеющиеся данные. Схожим образом поступают и теологи, говорящие о Боге как о «трех в одном». Ни ученые, ни теологи не ожидают от вас «картинки» по образцу предложенной модели; назначение модели состоит в том, чтобы помочь вам принять во внимание все факты, вместо того, чтобы искажать реальность, перегружая ее кажущейся «логичностью». Выбор ясен: или Троица, или «Бог», являющийся лишь бледной имитацией Господа из библейского или конфессионального христианства («How Во We Know There Is а God»?», рр. 14,15). Личность Иисуса Христа 2000 лет тому назад Иисус задал своим ученикам главный вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?» (Мтф. 16:15). Основным для христианской веры являются личность ее Основателя Иисуса Христа, и очень важно иметь верное представление о том, кто Он. Иисус был человеком Христианская церковь всегда утверждала, что хотя Он и был сверхъестественным образом зачат Святым Духом, Бог во плоти – Иисус Христос был в то же время и человеком. Писание четко говорит о Его человечности: · Он рос физически и интеллектуально. «Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк. 2:52 ). · Он нуждался в пище. «И, постившись сорок дней и ночей, напоследок взалкал» (Мтф.4:2). · Он уставал. «Иисус, утрудившись от пути...» ( Ин. 5:6 ). · Он нуждался во сне. «И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал» (Мтф. 8:24). · Он плакал. «Иисус прослезился» ( Ин. 11:35 ). · Он умер. «Но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» ( Ин. 19:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obmanshh...

Лука, имел обыкновение относить Свои слова не к одному ученику, а ко всем вместе ( Лk. VI, 20. 27; IX, 23; XVI, 1 cp. XI, 45, 46; Мтф. XVI, 24; Mpk. VIII, 34 и др.). Наконец, не один Ап. Петр был избран для уловления мира в сети Евангелия, а все Апостолы. (Мтф V, 14. 16; XXVIII, 19. 20; Деян. 1, 8 и др.). Cf. Bengel. Gnomon Novi Test. pg. 150. Арх. Михаил Цит. соч. T. II, стр. 329. А. В. Горский. Цит соч. Стр. 134. 525 Лk. V, 10 . Ζωγρω ( ζως и γρω) означает собственно уловлять живым, охотиться за живым (venor), щадить пленного, который должен бы быть умерщвленным, так, напр., у Jos. Flav. Antiquit. XII. 6, § 2 говорится: Τον μν ωναθ ν εζγρησε, το δ σν ατ πντας πκτεινεν. Cf. Xenoph. Mem. 2, 6, 8. 526 Блаж. Феофилакт. Благовестн, т. III, стр. 70, 71. Migne. Scripturae Sacrae cursus completus etc. Tom. XXII in Marcum et in Lucam comment. 1842. pag. 597 sqq. 532 Это было второе и окончательное призвание Иоанна и его сотоварищей в число постоянных учеников Спасителя. Нельзя признать состоятельными попытки Баура, де-Ветте, Гильгенфельда, Мейера и др. отождествить события, рассказанные в I гл. 35 ст. Ев. Иоанна и в V гл., 1 ст. и слл. Ев. Луки. Если внимательнее сравнить указанные места, то легко видеть, что в них рассказывается о двух совершенно различных событиях. По свидетельству Иоанна, ученики призваны на берегах Иордана (I, 35 слл.), а по свидетельству синоптиков на берегу Геннисаретского озера, недалеко от Вифсаиды ( Mф. IV, 28 слл.; Мрк. 1. 16 слл.; Лyk. V, 1 слл.). По синоптикам, призванию учеников предшествовало необычайное чудо, поразившее всех, а Иоанн в данном месте, подробно и обстоятельно сообщая обо всем, ничего не говорит о таком выдающемся событии как это чудо. В первом случае говорится о призвании сначала Андрея и Иоанна, а потом по одному – Петра Нафанаила, Филиппа; во втором же – о призвании только четверых учеников и притом почти одновременном. Там рассказывается, что они пришли к Спасителю в то время, когда еще проповедовал Креститель, здесь же рассказывается, что Креститель был уже заключен в темницу (Мтф.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010