1:20-22). Сказано также в другом месте: Муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви, Он Сам есть Спаситель тела (Еф. 5:23). Как же может спастись душа Церкви, если душа Спасителя отсутствовала? или какое действие, как полагают, последует в теле, которое не предшествовало ему в главе? Ибо, как говорит Он верным Своим: если Сын освободил вас, то истинно свободны будете (Иоан. 8:36), так и о Себе говорит: потому что стал, как человек без помощника, свободный среди мертвых (Пс. 86:5). Который потом освободил главу в Себе и Он также передал ее в теле, потому что, войдя в дом сильного и связав сильного (Мтф. 12:29), Он избавил тело от рабства, которое Он первоначально взял на Себя как раб. и нет ничего другого, что будет царствовать в теле, кроме того, что предшествовало небесам в Главе. Павел, верно и уверенно с верой в этом вопросе, ликует и говорит: «Наше же жилище на небесах» (Фил. 3:20). Поэтому там он е ищет спасения своей души, где он заверяет душу человеческую, что она будет царствовать во Христе: по этой причине он и увещевает колоссян такой проповедью, говоря: если вы воскресли со Христом, ищите горнего, где Христос восседает одесную Бога.  11. Еще одно утверждение Петра . Не следует в какой-то степени опускать и то, что Петр хвалит во Христе как великое чудо проповеди: потому что Он не сделал никакого греха и не было лукавства в устах Его. Ибо так он говорит: Христос умер за нас (за вас), оставив вам пример, чтобы вы шли по Его стопам. Который не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Пет. 2:22). Ибо если Сын Божий не имел человеческой души в восприятии плоти, а блаженный Петр, как полагают, сказал это о Его Божестве, то какая великая похвала Христу за то, что Его Божество могло быть невосприимчивым к разрушительному действию греха, так как Богу надлежит не только не грешить, но и спасать от греха: Он поэтому один может дать снисхождение, потому что один может не признать вину; поэтому Он один Врач раненых, потому что Божественная природа никогда не получает раны в Себе? Но если это относится к плоти Христовой, то как может быть сохранена праведность наших душ, которым не был дан пример, упомянутый апостолами, через принятие Христа? Но чтобы показать, что блаженный Петр предполагал и в душе, и во плоти Христову праведности, которой он повелевает нам подражать, он добавил: Тот, Кто, будучи проклят, не проклинал в ответ ; что собственно относится к терпению души; посему и в другом месте говорит: не злом за зло воздавая, или ругательством за проклятие, но, напротив, благословение, ибо вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение наследия (1 Пет.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Аще кто узритъ брата своего согршающа грхъ не къ смерти, да проситъ, и дастъ ем животъ, согршающымъ не къ смерти. есть грхъ къ смерти: не томъ, глаголю да молитс. (3, 14. 5, 15 и д. 23. Мтф. 12, 31. 32. Рим. 6, 23 ). 16. Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти; то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть, согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. 16 . Сила веры в Сына Божия такова, что сохраняющий ее не только сам удостаивается жизни вечной, но может приводить к наследию её и братьев своих, – своею молитвою о прощении им грехов, удаляющих их от Царствия Божия. Только смертный грех брата не может быть прощен Богом по одной его молитве. – Не к смерти: те грехи, которые происходят более от общей всем слабости человеческой (1. 8. Иак. 3, 2 . Еккл. 7. 21 ), неосмотрительности и особенных обстоятельств, как бы насильно отклоняющих от строгого следования закону Божию, – грехи, вызывающие раскаяние и не лишающие души даров благодати, – грехи не причиняющие смерти духовной (ср. 3, 14). – Грех к смерти: всякий тяжелый грех, если он овладевает душою человека и делает человека неспособным к раскаянию. Блаж. Феофилакт: «Апостол разумеет того, кто не показывает никакого обращения; ибо грех к смерти тот и есть только, в котором не приносят раскаяния». Неспособный к раскаянию грешник, услаждающийся грехом, неспособен и к блаженству в жизни вечной. – Не о том говорю, чтобы он молился: здесь не высказывается запрещения молиться за согрешающих смертным грехом, в таком случае Апостол сказал бы: «о том говорю, чтобы он не молился». Речь настоящего стиха по связи его с предыдущими собственно о силе молитвы верующего, а не о том, за кого должно молиться и за кого нельзя. Поэтому последними словами стиха Апостол показывает только, что он не может уверять в силе молитвы за брата, согрешающего смертным грехом. Чтобы неспособный к раскаянию грешник получил жизнь вечную, для этого братской молитвы веры недостаточно, – для этого нужно непосредственное, чрезвычайное действие силы Божией на душу грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

иерей Вячеслав Зыков Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9     «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим.» ( Быm. XV , Uak. II, 23 ) «Неоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.» ( Лyk. XIX, 39–40 ) Введение В трех величайших религиях – иудейской, христианской и магометанской (располагаем их хронологически), – последователи которых составляют около половины населения всего мира, свято чтится имя библейского патриарха Авраама 1 . Иудеи чтут Авраама, как великого родоначальника их народа; считая его своим «отцом», они считают себя на этом основании непременными членами царства Мессии ( Лyk. III, 8 ), пришествия Которого и по сие время чают. Христиане в лице патриарха Авраама чтут праотца по плоти Господа Иисуса Христа (Мтф. 1), великого учителя вреы и покорности воле Божий, удостоившегося высоких наименований – «отца верующих» ( Римл. 4:2 ) и «друга Божия» ( Иак. 2:23 ). Наконец, священная книга магометан – Коран, изобилующая великими восхвалениями Авраама, связывает с именем последнего происхождение магометанства через Измаила, который по Корану и есть сын обетования. Несмотря на почитание патриарха Авраама многими миллионами людей и в продолжение целых тысячелетий, на западе против личности Авраама давно уже ведется дружный поход представителей, так называемой, отрицательной критики. Более скромные из критиков, допуская историческое существование Авраама, как известной личности, подвергают самому строгому разбору историю его жизни, как она изложена в книге Бытия, указывая на каждом шагу противоречия, вымыслы, преувеличения и проч. Другие критики, более решительные, просто отвергают существование Авраама, как исторической личности, считая его за очеловеченное древнее божество, или низводя его в разряд мифических национальных героев, олицетворяющих собой идеалы народного самосознания, видя в его истории олицетвореиие целой эпохи исторической жизни народа и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Мы любимъ его, к той перве возлюбилъ есть насъ. (ст. 10, 3. 1). [Зач. д.] к. Аще кто речетъ, к люблю Бга, а брата своего ненавидитъ, ложь есть: ибо не любй брата своег, егоже вид, Бга, егоже не вид, как можетъ любити; (1, 6. 2, 4 11. 3, 17). ка. И заповдь имамы нег, да любй Бга, любитъ и брата своего. ( 3, 23, 5, 1 и д. Мтф. 22, 39 и д.). 19. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. 20. Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит; тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? 21. И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. 19–21. В заключении главы Апостол побуждает к братской любви необходимостью любви к Богу, выводя из последней первую. Мы необходимо обязываемся любить Бога, если Он совершенно не по заслугам нашим одарил нас величайшею любовию Своею (9–10 ст. – см. примеч.); но любить Бога истинно возможно только любовию к братьям, так как источные начала любви к Богу – познание Его и вера в Него (16 ст.) мыслимы только как совершенное познание Любви и деятельное исповедание веры в Любовь (8 ст. ср. 15 ст.). Посему-то и в данной нам заповеди (см. 3, 2. 3. 11., примеч.) учение о должном быть отношении нашем к Богу тесно и неразрывно соединено с учением о любви к ближним. Только любящий брата в праве сказать, что он любит Бога. Бог требует, чтобы ты вместе с Ним любил подобных себе. Люби вместе со Мною, говорит Он; тогда и Я еще более буду любить тебя. Вот слова беспредельно любящего! Ежели ты любишь любимых Мною; то из сего Я вижу, что и Меня ты любишь усердно» (Злат.) (65). Чтобы уяснить неразрывную связь любви к Богу с любовию к ближним, Св. Отцы церкви сравнивают мир с кругом, которого центр есть Бог, а линии, идущие от окружности круга к центру – пути или жизни людей. На сколько люди входят внутрь круга – к его центру, желая приблизиться к Богу, на столько по мере восхождения становятся они ближе и к Богу и друг к другу, и сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу, и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу, и наоборот: на сколько удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга, и сколько удаляются друг от друга, столько же удаляются и от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

«Се изыдф сеяй, да сеет. И сеящу ему, ова падоша при пути: и приидоша птицы и позобаша я. Другая же падоша на каменьях, иде же не имеяху земли многи: и абие прозябоша, зане не имеяху 594 глубины земли. Солнцу же возсиявшу присвянуша: и зане не имеяху корения иссохша. Другая же падоша в тернии, и взыде терние и подави их. Другая же падоша на земли добрей, и даяху плод, ово убо сто, ово же шестьдесят, ово же тридесять» (Мтф. XIII, 4—8). «Вы же услышите притчу сеющаго. Всякому слышащему слово царствия и не разумевающу приходит лукавый и восхищает всеянное в сердце его: сие есть, еже при пути сеянное: А на камени сеянное, сие есть, слышай слово и абие с радостию приемлет е. Не имать же корне в себе, но привременен есть, бывши же печали или гонению словесе ради абие соблажняется. А сеянное в тернии, се есть, слышай слово, и печаль века сего, и десть богатства подавляет слово, и без плода бывает. А сеянное на добрей земли, се есть, слышай слово и разумеваяй: иже ибо плод приносит и творит ово сто, ово же шестьдесят, ово тридесять» (Мтф. XIII, 18—23). Итак, для того, чтобы семя слова Божия произвело плоды царствия на почве нашего сердца, требуется от нас во-первых нравственная восприимчивость, иначе Слово Божие пройдет мимо нас; затем нравственная глубина, без коей оно не укоренится в нас; наконец нравственная энергия, без чего оно не осилит противодействующих влияний. Сеется и при пути, сеется и на каменистых местах, ибо нет той почвы, которую можно было бы заранее и окончательно осудить на полную бесплодность. С другой стороны и качества доброй земли относительны, потому и на ней урожай неодинаков: то сам тридцать, то сам шестьдесят, то сам сто. Есть нравственные характеры, которые с трудом воспринимают слово истины, но раз воспринявши, крепко держатся за него, хотя и не успевают принести полного плода; есть такие, которые хотя не обладают «достаточною нравственною энергией, чтобы отделаться от противных влияний, однакоже не допускают житейским терниям окончательно подавить слово царствия, и в них это слово приносит плод свой, хотя и не полный; наконец, существуют и такие характеры, которые в равной мере обладают и нравственной восприимчивостью и нравственною глубиною и нравственною энергией, в таких слово царствия раскрывает всю полноту истинной жизни.

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

С 24 октября по 10 ноября в столице пройдет VI Международный театральный форум «Золотой витязь» 14 октября 2008 г. 17:27 С 24 октября по 10 ноября в столице пройдет VI Международный театральный форум «Золотой витязь». Цель МТФ «Золотой Витязь» — укрепление традиций русского реалистического театра, популяризация русской классической и национальной драматургии, укрепление межславянского культурного пространства, утверждение высоких гуманистических идеалов. Форум проходит при поддержке Министерства культуры РФ, Фонда изучения наследия П.А. Столыпина, Фонда содействия развитию международных связей и социальных систем. Почетные попечители форума — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Полномочный представитель Президента РФ в Центральном Федеральном округе Г.С. Полтавченко, заместитель председателя Государственной Думы РФ Л.К. Слиска и президент Российского Фонда Культуры Н.С. Михалков. В шестом Всеславянском театральном форуме представлено 45 спектаклей из России, Белоруссии, Украины, Сербии, Болгарии, Словении и Австралии, отвечающих девизу: «За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека». На торжественной церемонии открытия 24 октября (начало в 19.00) в Московском драматическом театре им. М. Ермоловой народной артистке СССР Аде Николаевне Роговцевой будет вручена Золотая медаль имени Н. Д. Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство». Спектаклем открытия станет обладатель «Золотого Витязя» 2006 года моноспектакль Нины Добриковой «На переправе» (режиссер Александр Попов). Спектакли московских театров пройдут на собственных сценах. Большая часть спектаклей из других городов будет показана на сцене Московского театра русской драмы «Камерная сцена» под руководством М. Щепенко. В рамках форума 4 ноября (начало в 11.00) в Центральном доме актера состоится международная конференция «Духовные традиции или мутация духа», посвященная проблемам выживания национальных культур в эпоху духовной глобализации. Завершится VI МТФ 10 ноября в Центральном доме кино СК России. Подробная информация и программа форума на сайте: www.zolotoyvityaz.ru . Аккредитация СМИ на церемонию открытия VI МКФ «Золотой Витязь» проводится до 23 октября по тел. 8-926-175-84-42 (Марина Неклюдова) или e-mail: myun07@mail.ru . Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/474525.htm...

То и другое — постоянное недовольство уже достигнутым, побуждение к дальнейшему совершенствованию, и ясное, смиренное восприятие имманентного несовершенства человеческой природы в сфере ее чисто мирской жизни — должны гармонически сочетаться между собой в христианском сознании.    Но намеченная здесь двойственность имеет еще более глубокий корень или более общее значение, и в этом качестве она не совпадает с двойственностью активности в двух планах бытия, а с ней перекрещивается. Я имею в виду общую двойственность человеческой природы, в силу которой человек есть одновременно существо высшего порядка, укорененное в Боге, «образ Божий» и потенциальный сын Божий, существо богосродное, и вместе с тем существо слабое, «падшее», обремененное грехом, удаленное от Бога и только стремящееся с Ним воссоединиться. Эту двойственность имеет в виду апостол в Послании к римлянам, указывая, что мы совмещаем в себе «внутреннего человека», который «находит удовольствие в законе Божием», и пленника «закона греховного, находящегося в членах моих» (7, 22—23), и что «Дух подкрепляет нас в немощах наших» (8, 26); и сам Христос говорит об этой двойственности в словах: «дух бодр; плоть же немощна» (Мтф., 26, 41).    Этой двойственностью определена двойственность форм осуществлении веры и христианской правды на всех путях жизни человека — одинаково и в его внутреннем отношении к Богу, и в его отношениях к людям и условиям его жизни. А именно, мы повсюду должны различать между нашей сущностной связью с Правдой и Богом и педагогической стороной ее осуществления, считающейся с несовершенством нашей природы и пытающейся в меру возможности и в наиболее целесообразной форме ее преодолеть. Одинаково и в нашей духовной, молитвенно-созерцательной жизни, во внутреннем нашем тяготении к Богу и связи с Ним, и в нашей нравственной жизни, в наших отношениях к людям и в строительстве нашей внешней жизни одновременно действует и сущностная благодатная сила, которая есть потенциальная основа и корень нашего существа, и чисто человеческое борение, в котором мы должны медленно, постепенно, с трудом подвергаться некоему воспитанию и самовоспитанию, переделывать себя, чтобы эмпирическая наша природа начала хотя бы приближаться к тому, что мы есмы по нашему духовному существу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3868...

237). Термин – да. Но идея присуща также всем новозаветным писателям, особенно Ап. Павлу Рим.8:29, 11:2 (προγνω – ср. 1Пет.1:20 ; 2Пет.3:17 ), 1Кор.2:7 , – Еф.1:5,11 . (προоρζειν), – Рим.9:11 ; Еф.3:11 , – 2Тим.1:9 (πρθεσις), в частности по отношению ко Христу Спасителю ср. Рим.1:2–5, 3:25, 4:24–25 ; – Еф.3:11 ; – Евр.10:7 и т. д. Также ср. речи диак. Стефана Деян.7:6 и ап. Иакова Деян.15:18 . в) «Другую характерную черту благовестия Ап. Петра составляет связь учения его с Ветхим Заветом... Отмеченная черта рельефно выступает в посланиях Ап. Петра. Он освещает христианство главным образом со стороны связи его с Ветхим Заветом, поскольку в нем осуществились ветхозаветные предсказания и чаяния» (стр. 337). Однако ж и здесь, в отношении собственно к идейно-богословской стороне, теми же самыми словами можно говорить и о евангелиях Матфея и о посланиях Ап. Павла, особенно к Евреям, частью о евангелии Иоанна, а также о речи Иакова Деян.15:15–17 . Другое дело «претворения» ветхозаветно-библейских выражений в собственный стиль пи- —372— сателя» стр. 339 прил. 2), как интимно-психологическая особенность стиля Ап. Петра. г) В учении о лице Иисуса Христа автор, между прочим, отмечает (на стр. 343–344): «будучи потомком от семени Авраама и чресл Давида (но ср. в евангелии Мтф. родословие, особенно Мф.1:1, 21:9, 22:42 сл. и паралл., также отчасти Ин.7:42 ; Рим.1:3 ; Гал.3:16 ; Евр.2:16 ; 2Тим.2:8 ; Апок.22:16 ), он «муж от Бога» (но ср. выше пункт о предустановлении), «святый» (но ср. Мк.1:24 ; Лк.4:34 ; Ин.6:69 ), «праведный» (но ср. Мф.27:19,24 ; Лк.23:47 ; Рим.3:26 ; 2Тим.4:8 ; Иак.5:6 ; 1Ин.1:9, 2:1,29, 3:7 ; Апок.16:5 ), «отрок» (но ср. Мф.12:18 и σιδαχ τν δδεκα ποστλων с. IX–X), – помазанный Духом Святым (но ср. Лк.4:18 и Евр.1:9 – в цитатах из Ветхого Завета), «краеугольный камень» (но ср. Мф. 21:42 ; Мк.12:10 ; Лк.20:17–18 , особенно Рим.9:32–33 ; 1Кор.3:11 ; Еф.2:20 ), «домостроительства» (но см. Мф.10:25, 16:18, 20:1, 21:33 ; Лк.14,21 ; 1Кор.3:9,12, 14:5,12,20 ; 2Кор.5:1 ; Еф.1:10, 2:21, 3:2,9, 4:12–16 ; Кол.1:25 ; 1Тим.1:4 ), «спаситель» (но см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ибо не следует так легкомысленно пренебрегать тем, что блаженный Петр говорит о том, что Бог терпит, потому что не хочет, чтобы кто-нибудь погиб, но чтобы все обратились к покаянию. Ибо здесь покаяние полезно грешнику, где Бог не спешит осудить грешника, чтобы даровать отпущение грехов вопреки покаянию. Потому что если и после этой жизни покаяние неправедных может быть в какой-то мере плодотворным, то блаженный Петр не сказал бы, что Бог терпелив, потому что Он не хочет, чтобы кто-нибудь погиб, то есть из тех, кого Он предузнал и предопределил, желает, чтобы все были сообразными образу Сына Его (Рим. 8:29). Никто из них не погибнет. Но кто сможет противостоять Его воле? Еще до конца их теперешней жизни милость Божия освобождает их, они сами благотворно примиряются с сокрушенным и смиренным сердцем, и все обращаются к покаянию Божественным даром, к которому они предопределены безвозмездной благодатью, чтобы те, кто обращены, не погибли, но имели жизнь вечную. Несомненно, это все, кого, по проповеди блаженного Павла, Бог хочет спасти и прийти к познанию истины (1 Тим. 2:4). Ибо, поскольку этого желает Тот, кто сделал все, что хочет, Он всегда делает то, что хочет, и это непреодолимо. В них, конечно, исполняется то, что воля Всемогущего Бога непреложна и непреодолима; как Его воля не может быть изменена в Его характере, так и Его сила в действии ничем не может быть запрещена или затруднена: потому что никто не может справедливо критиковать Его справедливость, и никто не может уклониться от Его милосердия. Потому наш Спаситель упрекает злобу неверующего города такими словами: Иерусалим, Иерусалим, убивающий пророков и побивающий камнями посланных к тебе, как часто Я хотел собрать детей твоих вместе, как курица собирает птенцов своих под крылья, и ты не захотел (Мтф. 23:37)! И Христос сказал это, чтобы показать злую волю людей, которой они тщетно старались противостоять непреодолимой воле Божией, так как добрая воля Божия не может быть побеждена теми, кого Он оставил, чтобы Он не мог сделать ничего, что пожелает.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Как известно из Евангелия, на Лобном месте было три креста: Крест Искупителя и два симметрично расположенных креста с распятыми за свои грехи разбойниками . И только после покаянного исповедование преступником, распятым на правом кресте, Иисуса Христа - Богом (Лк.23:42), эта духовная симметрия м i ра сего была разрушена. Будучи всенаправленным образцом Божественной симметрии не от м i ра сего , Крест Спасителя разделил человечество на две неравные во всех смыслах части, правую и левую: избранных (Ин.15:16, 19) и посвященных в тайну Креста, и тех, кто возлюбил мip сей больше своей души и Вечности. Но и тут образ Древа Жизни в виде Осьмиконечного Креста совсем несимметричен в своей нижней перекладине, правая сторона которой устремлена вверх к Богу и Царствию Небесному, а левая - в Ад, в ту область, где до Страшного Суда всё еще существует некое подобие жизни, хотя и далеко не симметричное ей, и где грешники отбывают наказание, вполне симметричное своим прижизненным страстям. Итак, после голгофской Жертвы Ветхий закон несет в себе сугубо отрицательный пример « служения осуждения » (2 Кор. 3: 9) - « служения смертоносным буквам » (2 Кор. 3: 7), тогда как Завет Новый (со знаком «плюс», +) - исполнен « служения оправдания » (2 Кор. 3: 9), освобождения от законов материального мipa: « где Дух Господень, там свобода » (2 Кор. 3: 17). Но свобода - вещь относительная, имеющая отношение в этом мipe только к Кресту Помазанника! Не без помощи «уклонившихся влево» первосвященников, книжников и фарисеев ветхозаветной Церкви, сознательно предавших на казнь Сына Божия (Мтф.17:5), еще один разбойник - убийца Варавва, « сын отца » (так с ерв. переводится имя Бар-Абба ), «которого многие воспринимали как борца против власти Рима» , по сути - первый революционер, восставший на границе между Ветхим и Новым Заветом, был навсегда лишен какой-либо надежды на милосердие Божие: « не воскреснут нечестивые на суд » (Пс. 1: 5)! Так была обозначена еще одна непреодолимая граница между полнотой жизни, во всех ее направлениях и измерениях, и ничтожеством смерти, между областью божественного Света и « тьмой внешней » (Мф.8: 12), лежащей вне сферы какого бы ни было Закона , вне пространства и вне времени вообще: « беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет » (Пс. 36: 38) вместе с самой смертью (1 Кор.15: 26).

http://ruskline.ru/analitika/2013/12/4/g...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010