Татианы . Каппон. V. Каллистрата и дружины. Екл. (27 сент.). Сусанны диаконисы муч. Вас. Мед. Маз. (15 дек.). Ионы пророка. Готф. (22 сент.). Мартина паны римского и Максима испов. МГр. Никод. 1295. Хлуд. 144 (14 апр. и 21 янв.). Мелетия еп. кипрского. 1295. МГр. (21 сент.). Муч. Мирона. 239 (М. Гр. 17 сент.). Неопалимой Купины в Синайской горе. Служба в Соф. М. XVI в. 1515 г. 225. (4 сент.). Священномучч. Ипатия и Андрея . Петр. 1295. Печ. Пролог и др. (21 сент.). 21 I. Св. ап. Кодрата от 70, † в Магнезии при импер. Адриане. Вас. Иер. Кал. Флор. 1. 43. Антон. Вен. и другие. М. 11 и 12 в. МКр. Канон Иосифа по Греч. минеям, что и у нас. (Соф. М. XV и XVI в. сент. 22. Служба 22 сент. 1621 мая 17. Копт. 27 сент. М. Р. мР. А. У. Н. 26 мая. Кап. 27 сент.) Свв. священномучч. Ипатия , еп. Ефесского и Андрея пресвитера его при Льве Исавре † ок. 730–735 в Царьграде за св. иконы. 239. 249. (Петр. 1295.МГр. Пролог печ. 20 сент. М. Р. 29 авг.). Св. муч. Евсевия в Финикии усеченного. 1295. Сирл. М. Р. (239. Клар. 23 сент. Отличен от Евсевия в Газе в МГр.). Муч. Приска. Вас. (Неап. Син. 1. Остр. Охр. 22 сент. М. Р. 20 сент. Из дружины Мартина и Николая. Сн. 7 дек. и 22 сент.). Свв. Исаакия и Мелетия , епп. кипрских. Вас. 1295. МГр. М. Р. В Син. 1. Неап. 42. Остр. Охр. одного Исаака еп. (у Никод. Мелетий 20, а Исаакий 21 сент. Акад. Исаака еп. 22 сент.). Обретение мощей св. Димитрия , митрополита ростовского, 1709 г. 28 окт. Мощи в ростов. Яковлевским монастыре. Отдание праздника Воздвижения животворящего креста . У. 1298. Соф. М. XIV в. Служба. (У. XII в. сент. 15). II. Мучч. Евсевия, Нестава и Зинона в Газе камнями при Иулиане. Петр. 329. 1295. ( Екл. 28 апр. М. Р. 8 сент. Созом. V, гл. 8). Мучч. 6 мечем при Максимиане в 298 г. Сирл. IV. Вассы тирской муч. Клар. 51 (в 239 Васиса с Евсевием, Неставом и другими сн. II). Нестора. Петр. Клар. 239. (М.Р. 8 сент.) с Евсевием и Неставом. См. и у Созомена . Бузириса . Клар. с Нестором. Петр. Вусири ( Βουσιρι). В 239 Нестора в сури с другими, т. е. в Сирии, – отсюда явился Вузирис.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Вас. и др. М. Р. (в Р. М. неверно Феодора и Асклипиодота. Сирл. 16 сант. сн. 19 февр.) Св. муч. Максима . Вас. 239. М. Р. Из той же дружины. (Сирл. 16 сент.). II. Виссариона , архиеп. ларисского в XVI в. Основал дусикский монастырь Спасителя. см. Никод. Пр. Герасима , основателя монастыря св. Троицы именуемого Зурвии близ Макриницы в Зогоре, в Мизии, в мире. Никод. Глава его чудотворящая находится в том монастыре. Есть там и служба. Св. новомуч. Иоанна критского, пострадавшего в Новом Ефесе в 1811 г. Никод. и Новой Лимонарь. III. Новоникитской иконы Божией Матери. Явилась в 372 году великомуч. Никите (См. выше). Список у Спаса в Москве за золотою решеткою. Преп. Иосифа -, ученика Иоанна зедазнийского, † 570 г. (Сн. 7 мая). IV. Преврение Савла . Акад. (Сн. 1 сент. Подобное в Р. М. 25 янв. обращение Павла). V. Память шестого вселенского собора . Кап. Иер. Флор. 1. Сик. 1 и 2. Нан. 2. Асс. и др. (23 янв.). Мартина папы. Вас. Маз. (14 апр.). Муч. Мелитины . Вас. (16 сент.). Отдание праздника Воздвижения . У в. (21 сент.). Св. Симеона , сродника Господня. Св. 382 (см. 13 сент. IV). Сав. царей Константина и Елены . Син. 1 и 2. (21 мая). Прор. Ионы . 1621. (22 сент.). Препп. Ионы и Вассиана пертоминских. Филим. (12 июня). 16 I. Св. всехвальной великомуч. Евфимии , † в Халкидоне ок. 304 г. при Диоклитиане. Конст. и все. М. Р. Иерон. Б. и все † М. 11 и 12 в. МКр. Канон 1. монаха 2-й. Служба. (Ф. 7 апр. Р. Н. втор. 13 апр. Син. 2. авг. 11. Сн. июля 11. С нею пострадали Виктор и Сосфен воины. Они в Р. М. мР. А. У. В. Н. сент. 10). Св. муч. Севастианы в Ираклии при Домитиане (81–96). Петр. 1296. Сирл. М. Р. (Иер. Нан. 2. Муз. МКр. 3 мая. Сирм. 16 окт., Нан. 3. МГр. 24 окт. В Нан. 3 она игумения). Св. муч. Мелитины из Маркианополя фракийского при Антонине. Петр. 239. 1295. (Вас. М. Р. И6 сент. 244. 247 сент. 17). Пр. Дорофея пустынника египетского, † в конце 4 в. при Феодосии В. (379–395). 239. В 248 со сказанием из Лавсанка Палладия, ученика сего Дорофея, гл. 2. Св. муч. Людмиллы , бабы св. Вечеслава, князя чешского, † 927.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

и стат. опис. Твер. Успен. Желтик. м-ря», 1852 г., 22; Толстой, “Книга глагол. опис. о Российс. свят.», 36, 115 (архиеп. Моисей, постриженик Отроча м-ря), 67, 180 (св. митроп. Филипп); Жизневский, “Опис. Твер. музея», 1888 г., 124, 548 (оплечье), 125, 554, 555 (епитрахиль XIII или XIV ст.), 202, 1021 (чугун. квадр. плита, отлитая в 1702 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 452, 2; “Акты Арх. Эксп.», I, 5 (Ж. грам. 1361 – 1365 г. Кашин. В. кн. Вас. Мих. и удельн. Твер. кн. Всевол., Мих., Владим. и Андр. Александровичей и Симеона Констант. и Мих. Васил., об освобождении людей от пошлин и даней), 34 (Ж. гр. 1437 г. Твер. кн. Бориса и удель. Твер. кн. Феод. Феод., Ив. Юрьев., Андр. Димитр. и Феод. Алдр. об освоб. людей от княж. даней и пошл. и о подсудн. их мр. тиуну); II, 7 (избр. Бор. Годунова 1598 г.; архим. Феодосий); “Дополн. к Акт. истор.», XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 1 руб.); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 196 (Клятв. запись 1571 г. кн. Ив. Фед. Мстиславского; архим. Феодосий), 200 (Духовн. собор 1580 и 1584 г. о недвижим. собств. м-рей; архим. Никандр); II, 59 (Освящ. собор 1589 г.; архим. Феодосий); Макарий. “Ист. Р. Ц.», IV, 177; V, 67; VI, 195, 280, 311; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.», I, Отд. 2, 194 (влад. в Микулинск. уез.), 218 (влад. в волости Воловичи), 254 (вотч. в вол. Шестка), 256 (в вол. Чаглове), 281 (влад. в Шеском у.), 286 (в вол. Кавь); “Чтения в И. Общ. ист.», 1848 г., VI, смесь, 44 (опись книгам XVII ст.); 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел 1.275 душ крест.); 1874 г., I, смесь, 184 (архим. Феофилакт, 17611768 г.); 1876 г., I, Отд. 1, 139, 197 (печалование духовен. за опальных), IV, Отд. 2, 99 (воспомип. архим. Пимена); “Полн. собр. лет.», III, 253 (убиение св. Филиппа 1569 г.); VII, 179 (игум. Андрей, с 1289 г. еписк. Твер.); X, 232 (в 1361 г. Феодор, еписк. Твер., остави епископью свою, и вниде в Отрочь м-рь); XV, 496 (в 1461 г. Моисея владыку свели в Отрочь м-рь), 497 (в 1468 г. погреб. влад. Моисей); “Дворцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Камка (XVI в., Италия), штоф (XIX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, жемчуг, рубины, золото; ткачество, шитье, низание. 57х57 Поступил из Благовещенского собора Московского Кремля в 1919 г. 650 Инв. ТК-2572 Кат. 82 На среднике по красной камке в ореоле вышито поясное изображение Богоматери Воплощение. Младенец со свернутым свитком в одной руке и благословляющей другой. На фоне – монограммы: мр у и хс. В углах по сторонам ореола наверху – профильные херувимы с надписью херуфими, внизу – серафимы ( сераими). Надписи низаны мелким жемчугом. Личное шито темно-песочным некрученым шелком «атласным» швом и «в раскол» «по форме» без оттенений. Черты ликов – темно-коричневым, волосы Младенца – светло-коричневым, губы – красным, подкрылья – голубым и зеленым шелком. Одежды и крылья херувимов и серафимов шиты прядеными серебряными и золотными нитями с цветными прикрепами (швы – «городок», «черенок», «клетчатый городок», «перышки»). Контуры и детали рисунка обнизаны жемчугом. Нимб Богоматери и ореол сплошь шиты жемчугом. В нимбах Богоматери и Младенца – десять рубинов в золотых оправах. На некоторых белая эмаль. На каймах зеленой камки, обрамленных с двух сторон жемчужной обнизью, жемчугом с золотой «веревочкой», вязью с небольшим количеством лигатур шит евхаристический канон: т ке вси си есть кровь//мо новаго завта же//за вы и за многи изливаема во тавление грховъ. Песнопение начинается на верхней кайме, переходит направую, затем – на левую и нижнюю. На первых двух буквы направлены внутрь произведения, на двух других – наружу. Подкладка из яркой красной камки. Сбоку и внизу пришиты куски другой старой камки. На подкладке наверху пришита коричневая тесьма с пятью металлическими кольцами. Сударь составляет комплект с воздухом «Христос во гробе» (кат. 80) и сударем «Агнец Божий» (кат. 81). СОХРАННОСТЬ Ткани секутся, загрязнены. ИКОНОГРАФИЯ Иконография повторяет произведения мастерских царицы Ирины Федоровны и Дмитрия Ивановича Годунова (см. кат.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Л. 513. т.е. показание возраста и ущерба луны, на 19 лет. На конце замечания о днях, когда безвредно пускать кровь, и когда сеять и садить и когда лес рубить. Л. 519 об. Вопросы и ответы св. Отец. Представляются беседующими Василий, Григорий и Иоанн. Нач. Григореи ре. протоки ми стю троиц. Нечто в роде загадок. В ответах встречаются разные нелепости; между прочим говорится: повел гь аггло согнати пн морьскю и землю на тре ките. а т малы кито в . а т конець залже т . К концу начинается хронология от сотворения мира до Рождества Христова и далее, но конца недостаёт. 409 (по преж. кат. 709). Псалтирь с возследованием, в 4 д., полууставом, XVI и., 604 л. С начала, л. 1., положено: о блда, и плоти. После тропарей следуют девять молитв. 1-я м стжае т блныи б с , нач. Влко ги бже мои, в рка мои. 2-я нач. Мнмлрде ги. 3-я нач. Помили м ги, и не дажь погыбн(ти) ми. 4-я на хлнаго бса, нач. Да обратитс болзнь твоа на глав твою. (см. 406 л. 217 об.). 5-я м стго двоесло в ца на скверные помыслы, нач. Ги бе нашь, единороныи сне хе, даро ца твоего. 6-я нач. Ги видиши бд мою. 7-я нач. Хе спсителю мои, сне тебе послшаю т мр и втри. 8-я мотва стго ма сирина , нач. Ги бже мои... въскую м еси остави. (См. 406 л. 216). 9-я м стго петра дамаскина , нач. Къ теб прчти мтри, а з окаанныи припада молюс (там же л. 217 об.). После л. 5 несколько листов недостаёт; на л. 6 окончание правила, како начати иноку особь пети Псалтирь. Л. 7 об. Изображение царя Давида пищащего, перед ним Псалтирь, повешенная над столом. Л. 9. Под заставкою, расписанною золотом и красками: Псалтирь, с присовокуплением песней библейских и молитв по казе, или и всеа алтыр. Текст Псалтири по 1–3. Молитвы те же, что в печ. Л. 199 об. Изображение преп. Сергия, и л. 200. канон ему. Нач. Ха на ради волею смирившагос. дажь до образа подража в . По местам встречаются исправления в словах. Напр. л. 201 ко добропдонаа маслина. в дом блжне процвлъ еси (прибав. масломь дш мащаа (перестановлено: мащаа дша). т поющи прпбне (исправ. преблжене) и (исправ. врою) хви н с ста (испр. стъ) паче тебе члк. Поправки сии согласны с печ. службою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Св. о. н. Ионы , епископа Великого Новаграда, † 1470 г. Собор 1549. Мак. 1625 и др. †. Соф. М. XVI в. 272. Служба. (Св. 382 нояб. 2 и 5. Записка о жизни его составлена в 1472. Ключев. 185. Гроб его не был закрываем и тело осталось нетленным. Мощи в Отенской пустыне. По КСоф. обретены 9 марта 7108 г.? По 1621 пренесены 9 янв. 7062 г.). II. Муч. Домнина и иже с ним огнем в 307 г. Вас. Син. 1. 239. Петр. 1295. см. Евс. II. 21 по русск. перев. М. Р. В Иероним неверно в Кесарии каппадокийской вместо палестинской. Тимофея, Феофила и Феотима кулаками в 307 г. Вас. 239. Петр. 1295. Из дружины Домнина. Дорофея пресвитера зверями в 307 г. Вас. 239. 1295. Из дружины Домнина. Евпсихия и Картерия отрезанием тайных удов. Вас. 239. 1295. (1295 втор. 15 нояб.). Из дружины Домнина. Силвана раскаленными металлами. Вас. 239. 1295. М. Р. Епископ газский 4 мая; ноября 5 он осужден на рудники по Евсевию. Из дружины Домнина. Памфила в темнице. 1295. По Деяниям св. он же 16 февр. Из дружины Домнина. Все вышеозначенные пострадали в Палестине при Максимиане и префекте Урване. Мучч. Кастора огнем и Агафангелла мечем. 1295. IV. Освящение церкви св. Феодора в Сфоракии. Остр. Это великолепный храм Феодора тирона, построенный патрицием Сфоракием в Царьграде. Сфоракий был в 451 г. на Халкидон. соборе. Дю-Канж IV. 139. V. Григория Паламы. У. 336. Белоз. 486. Св. 382 и др. (14 нояб.). Память праха . Соф. Прол. 319. Муз. ев. 1320 года (6 нояб.). Прор. Ионы . Ев. 1199 (22 сент.). Муч. Феодоты . LXI. Екл. (МГр. 3 ноября). Муч. Адриана и дружины. Хлуд. ев. в. 28 (1 ноябр. МГр.). 6 I. Св. о. н. Павла исповедника, архиепископа цареградского, † 350 г. Конст. 42. Неап. и все. МКр. М. 11 и 12 в. Стихиры Германа, Анатолия. Канон Феофана. Служба. (Асс. 25 окт. Екл. втор. 2 мая. М. Р. мР. В. А. У. Н. 7 июня – день пренесения мощей в Царьград. Копт. у Люд. 3 окт.). Пр. Луки . Из Тавромены, подвизался на Этне, умер близ Коринфа ок. 800–820 г. Петр. Лавр. 1295. МГр. Свв. мучч. седми дев: Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Духа от Отца же). Молитвы Сына к Отцу относятся уже не только к прославлению Его, но и учеников. Этому посвящена вся большая ее часть, начиная от 6 стиха. Бросается в глаза одна общая особенность этой молитвы, которую надо прежде всего отметить как поражающую, особенно при сопоставлении с синоптиками. Последнее общение с учениками пред разлучением их со Христом в их изображении было скорбным: Христос говорит им об этом, применяя к данному случаю пророчество Захарии (13:7). «Вы все соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: «поражу пастыря и рассеются овцы стада» ( Мф. 26:31 ; Мр. 14:27 ). За этим следует заверение Петра о верности его даже до смерти и ответное предсказание Господа о троекратном его отречении от Христа ( Мф. 26:33–35 , Мр. 14:29–31 , Лк. 22:33, 34 ). «Подобное говорили и все ученики» ( Мф. 26:35 ; Мр. 14:31 ). У св. Луки есть и еще одна черта в этом рассказе, отсутствующая у других. Это слова Господа, обращенные к Петру: «Симон! Симон! Се, сатана просил сеять вас как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (22:32). Эта молитва также предполагает уже имеющее свершиться отпадение Петра, хотя за ним и должно еще последовать его обращение (рассказанное в эпилоге, в 22 гл. у Иоанна). В Евангелии Иоанна это обращение Христа к Петру с предсказанием об его отречении вовсе отсутствует, хотя и есть рассказ об этом отречении (18:25–27). И далее вся ночь Гефсиманского борения изложена у синоптиков в самых печальных тонах. Христос, нарочито взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, «начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им: душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мной» ( Мф. 26:37, 38 ), и «начал ужасаться и тосковать» ( Мр. 14:33 ). Но трижды приходя к ученикам, Христос застает их спящими «от печали» ( Лк. 22:45 ), «глаза их отяжелели» ( Мф. 26:43 ), «и они не знали что Ему отвечать» ( Мр. 14:40 ), так что Он обратился к ним с невольным словом кроткого упрека, обращенным к Петру: «Симон, ты спишь? Не мог ты бодрствовать со Мною один час?» ( Мр. 14:37 ), «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Мф. 26:41 ; Лк. 22:40–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

С такой трактовкой молитвы Иисуса мы не можем согласиться. Эта молитва , как следует из контекста, относится к ожидаемому чуду: оно еще не произошло, но уверенность Иисуса в том, что оно произойдет, непоколебима, как и Его уверенность в Своем полном единомыслии с Отцом. При этом Иисус добавляет, что произнес эту молитву ради народа – «чтобы поверили». Он мог, следовательно, воскресить Лазаря и без молитвенного обращения к Отцу, поскольку совершал это чудо Своей силой. На этом энергично настаивает Иоанн Златоуст , полемизируя с арианами: Спросим еретика: от молитвы ли Он получил силу и воскресил мертвого? Как же другое Он без молитвы совершал, говоря, например: «тебе говорю, демон, выйди из него» ( Мр. 9:25 ) , и еще: «хочу, очистись» ( Мр. 1:41 ) , также: «возьми постель твою и ходи» ( Ин. 5:8 ) , и: «прощаются тебе грехи твои» ( Мф. 9:2 ) , и говоря морю: «умолкни, перестань» ( Мр. 4:39 ) ?.. Но посмотрим, какая это и молитва: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня». Кто когда-нибудь молился так? Прежде, чем сказал что-нибудь, говорит: «благодарю Тебя», показывая тем, что не нуждается в молитве... «Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня». Это Он сказал не потому, что сам не мог, но потому, что одна воля. .. «Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня», – то есть, чтобы совершилась Моя воля, для этого Мне не нужна молитва , но она нужна, чтобы убедить, что у Тебя и у Меня – одно желание. Для чего же молишься? Для немощных и неразумных. «Сказав это, Он воззвал громким голосом». Почему же Он не сказал: «во имя Отца Моего, гряди вон»? Почему не сказал: «Отче, воскреси его»?.. «Лазарь! иди вон», говорит Он... Чтобы ты не подумал, что Он от другого получил силу, Он сначала сказал тебе об этом, а потом доказал самым делом. И не сказал «воскресни», но «иди вон», обращаясь к мертвому, как к живому... Что может сравниться с такой властью? Само чудо происходит после того, как Иисус обращает к умершему краткую повелительную формулу – одну из тех, которые Он употреблял в других случаях: «Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» ( Мф. 9:6 ); «Протяни руку твою» ( Мф. 12:13 ); «Девица, встань» ( Мр. 5:41 ); «Отверзись» ( Мр. 7:34 ). Однако воскрешение Лазаря – единственное зафиксированное в Евангелиях чудо, при совершении которого Иисус называет человека по имени. Это также единственное чудо, когда Иисус не просто сказал что-то, но «воззвал громким голосом» (глагол κραυγζω означает «кричать»). В следующий раз окружающие услышат, как Иисус возопит громким голосом, когда Он будет умирать на кресте ( Мф. 26:47, 50 ; Мр. 15:34, 37 ; Лк. 23:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

11, 27): «так, Господи! я верю, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир». Нельзя забывать, что божественность Иисуса неоднократно, во ушию апостолов, исповедовали «верующие, но трепещущие» ( Иаков 2, 19 ) бесы. Так в стране Гергесинской «они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий?» ( Мф. 8, 29 ). «Иисус, Сын Бога Всевышняго» ( Мр. 5, 7 ., Лк. 8, 28 , ср. Мр. 1, 24 ). «Господь, изгоняя бесов, не позволял бесам говорить, что они знают, что Он – Христос» ( Мр. 1, 34 ). «И духи нечистые, когда увидели Его, падали пред Ним и кричали: Ты – Сын Божий. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным» ( Мр. 3, 11–12 ). «Выходили также бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он – Христос ( Лк. 4, 41 ). Диавол, искушавший в пустыне, еще сомневался и спрашивал: «Если Ты Сын Божий» ( Мф. 3, 3,6 ., Лк. 4, 3, 9 ), но теперь эти сомнения уступили, очевидно, ведению и вынужденному, против воли исступленному исповеданию, которое и сделалось обычным, постоянно повторяющимся явлением. Из всех этих свидетельств явствует, что исповедание Христа Сыном Божиим, как молния, многократно прорезало, атмосферу, Его окружавшую. Поэтому не столько содержание торжественного исповедания само по себе своей новизной придает такое значение словам Петра, сколько самая значительность этого момента усвояет им такой исключительный вес. В духовном развитии учеников, в их приуготовлении к страшному Гефсиманскому и Голгофскому испытанию веры, этот момент имеет значение перелома, после которого Господь прямо и определенно начинает готовить их к предстоящему. «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников и быть убиту и в третий день воскреснуть». ( Мф. 16, 21 , Мр. 8, 31–2 , Лк. 9, 22 ). Господь хотел утвердить в учениках семя веры пред лицом страшного испытания. И, однако, насколько даже в Петре было смутно сознание происходящего и слаба готовность к будущему, явствует из того, как он начал тут же прекословить Учителю, и с какой поспешностью на горе Преображения он хочет построить три кущи, явно забывая, или проходя вниманием мимо грозных предварений о предстоящих страданиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

б) Чудесное насыщение 5000 мужей пятью хлебами и двумя рыбами. Лк.9:11–17 . Мр. 6:33–44 . Мф.14:14–21 . Иоан 6:2–13 . Об этом событии все евангелисты рассказывают вообще согласно; особенности, какие каждый здесь имеет, служат лишь к взаимному пополнению повествований. Так, ев. Матфей замечает, что евших было около 5000 человек, «кроме женщин и детей» ( Мф.14:21 ); ев. Марк (6:40) и Лука (9:14) указывают порядок, в каком, по распоряжению И. Христа, разместились люди, чтобы вечерять: все разделены были апостолами на отделения или группы 151 , по 50 и по 100 человек в каждой; один ев. Иоанн говорит, что это чудесное насыщение произошло незадолго пред Пасхою (Иоанн 6:4) 152 и что пять хлебов и две рыбы нашлись не у самих апостолов ( Мф.14:17 . Мр.6:38 . Лк.9:13 ), а вообще в караване у одного мальчика (9.) 153 Все первые три евангелиста говорят, что И. Христос, выйдя на берег, встретил множество народа; хотя теперь Он искал уединения и отдыха, но сжалился над народом и стал исцелять больных и долгое время предлагать собравшимся учение о царствии Божьем ( Мф.14:14 . Мр.6:34 . Лк.9:11 ). Ев. же Иоанн так изображает начало события: «Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими (Иоанн 6:3); возведши очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу» и пр. (Иоанн 6:5). Но такое изображение произошло у него, очевидно, от сокращения рассказа, от опущения обстоятельства, посредствующего между выходом на берег и фактом чудесного насыщения. После сего примиряется и то различие, что по первым трем евангелистам ученики начинают говорить Спасителю: «место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи» ( Мф.14:15 . Мр. 6:35 . Лк.9:12 ), а по ев. Иоанну Сам Иисус обращается к Филиппу с вопросом: «где нам купить хлебов, чтобы их накормить» (Иоанн 6:5)? Дело, очевидно, происходило так: ученики приступили к Иисусу, говоря, что следует отпустить народ; но Христос говорит им: «вы дайте им есть» (первые три ев.). Очень может быть, что говорящим собственно был Филипп, и Христос, испытывая его, продолжает: «где нам купить хлебов?» Тот отвечает, что для такого множества народа не довольно будет хлеба и на двести динариев. 154 (Иоан.) Тогда Господь спрашивает: «сколько у вас хлебов? Подите, посмотрите» (Мр.). Андрей возвращается и возвещает, что здесь есть мальчик, у которого имеется пять хлебов и две рыбы (Иоан.). Тогда И. Христос велит принести их к Себе и чудесно насыщает народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010