К л. 5. Засека – оборонительное сооружение из поваленных деревьев, использовавшееся на Руси с XIII в. для защиты от кочевников. Белев – город известен с 1147 г., с XIII в. был под властью Великого княжества Литовского, в конце XIV – середине XVI в. являлся центром Белевского княжества, в XVII столетии входил в оборонительную линию на юге Русского государства; ныне город Белев – районный центр Тульской области. К л. 5 об. ...минухом того дни Николу Гостунского. – Видимо, речь идет о Введенской Макариевой Жабынской пустыни, находившейся недалеко от Белева по дороге из Лихвина. Праздник чудотворной иконы Николая Гостунского отмечается 9 мая. Спасский монастырь – Спасо-Преображенский мужской монастырь в Белеве, основанный в 1525 г. К л. 7. Волхов – город, известный с XIII в.; в XVI в. являлся одним из укрепленных пунктов, защищавших Москву от набегов крымских татар; с 1778 г. был уездным городом Орловской губернии; ныне районный центр Орловской области. ...на предпразднество Богоявления Господня... – Это день, предшествующий церковному празднику Богоявления, который отмечается 6 января в память о крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей в Иордане. Рассказ об этом событии евангельской истории см.: Мф. 3, 13–17 ; Мр. 1, 9–11 ; Лк. 3, 21–22 ; Иоан. 1, 25–34 . ...монастырь хорош... – Вероятно, имеется в виду основанный в XV или XVI в. мужской Оптино-Троицкий монастырь, который был расположен недалеко от Волхова на берегу реки Угры. К л. 7 об. ...как вышли со кресты на воду... – В праздник Богоявления (Крещения) обряд освящения воды совершается в храме и в проруби на реке. ...якоже Авраам Странноприимец. – Авраам, родоначальник евреев, отличался, согласно библейским рассказам, гостеприимством, что символически запечатлено в иконографическом сюжете «Троица». К л. 8. ...монастырь мужеской... – Возможно, речь идет об орловском мужском монастыре Успения Богородицы, основанном в 1679 г. Из обширного монастырского комплекса в конце XVII – начале XVIII в. существовали Свято-Успенский собор (1693) и церковь Рождества Иоанна Предтечи (1700), которые мог видеть паломник, автор «Хождения». В XIX в. монастырь стал резиденцией орловских архиереев; в 1918 г. был закрыт; в 1992 г. восстановлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По рисунку фигур и ликов, по палеографии омофор близок к поручам с изображением Благовещения (кат. 77). По-видимому, оба произведения вышли из одной мастерской конца XVI – начала XVII в., что не исключает впоследствии принадлежности омофора патриарху Иоакиму. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Патриаршей ризницы 1720. С. 44; Савва 1863. С. 28; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12092. 77. ПОРУЧИ БЛАГОВЕЩЕНИЕ Россия, знаменщик украинец (?). Конец XVI – первая треть XVII в. Атлас (XVI в., Восток), коленкор (XIX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити; ткачество, шитье. 19x32; 19x32,5 Поступили из Вознесенского монастыря Московского Кремля в 1919 г. 632 Инв. Кат. На поручах по малиновому атласу в трехлопастных опирающихся на фигурные колонны арках, каждая из которых увенчана пышным цветком, вышита композиция «Благовещение». На одной поручи в арке изображен архангел Гавриил в стремительном движении, с простертой к Богоматери благословляющей рукой, под которой в круге изображение Святого Духа в виде голубя. На другой поручи – повернувшаяся к архангелу Мария, сидящая на престоле с подушкой и подножием. Одна ее рука с раскрытой ладонью поднята к лицу, другая, держащая пряжу, опущена. Рядом с Марией шитая монограмма: мр у. На обеих поручах по сторонам арок крупные изображения прямоличных херувимов. Под херувимами вышиты пышные цветы. На поручи с Марией на фоне в верхних углах видны остатки надписи: в… (?). По краям поручей – узкие каймы красного бархата с фрагментами плохо сохранившейся и почти нечитаемой надписи полууставом, шитой пряденым серебром. На поручи с архангелом: …и множеств ст… ер//…суп…вт… тпес..жт//…мти созда с тем стлю… за обед… твор; на поручи с Марией – …тв…р…ву силу…д…//с…аго сид…у… есе…десни//…гост дн враги (?). Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем па нижнюю и левую. Буквы на всех каймах направлены к центру произведения. В углах кайм – Голгофские кресты. Личное шито крученым шелком песочного цвета без оттенений.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

L., 2009; Wilkinson K. W. Palladas and the Age of Constantine//JRS. 2009. Vol. 99. P. 36-60; Дагрон Ж. Император и священник: Этюд о визант. «цезарепапизме». СПб., 2010; Чекалова А. А. Сенат и сенаторская аристократия К-поля: IV - 1-я пол. VII в. М., 2010; Bardill J. Constantine, Divine Emperor of the Christian Golden Age. Camb., 2012; Свети цар Константин и научни скуп поводом прославе 1700 годишнице Миланског едикта, 31 мaj - 2 jyh 2013. Ниш, 2013. 2 т. И. Н. Попов Почитание К. у южных славян и на Руси Мощи К. в южно- и восточнослав. регионах в средние века известны, как правило, в виде маленьких частиц в мощевиках. Примером может служить нагрудная иконка-мощевик (ок. 1416) из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК. ДК-16) новгородской или псковской работы, изготовленная для кн. Константина, сына Димитрия Донского. Содержавшиеся в ней реликвии (утрачены между 1918 и 1920) были подарены, согласно надписи, митр. Галактионом Ираклийским, вероятно патриаршим послом ( Стерлигова. 2000. С. 56-57. Кат. 9; Турилов. К истории поздневизант. церк. иерархии. 2013. С. 755-758). Единственное исключение составляет серебряный чеканный ковчег-реликварий (ГММК. Инв. МР-6011) размером 38 ´ 4,3 ´ 3 см, изготовленный во 2-й пол. XIV - нач. XV в. в Сербии, в котором содержалась (до рубежа 10-х и 20-х гг. ХХ в.) «кость ручная от локтя» К. ( Зверев. 2000. С. 126-128. Кат. 33; Турилов. Сербский ковчег-реликварий. 2013). Обстоятельства создания и ранняя история ковчега до 20-х гг. XVI в. неизвестны (обзор гипотез см.: Турилов. То же). Наиболее вероятно, что он был изготовлен для серб. обл. правителя Константина Драгаша, получившего мощи К. в дар из К-поля в связи с браком его дочери Елены (между 1389 и 1391) и наследника визант. престола Мануила II Палеолога . По свидетельству К-польского патриарха Иеремии II Траноса , вручившего святыню в 1588 г. в Москве царю Феодору Иоанновичу, мощи были вывезены «из Серпской земли» (т. е., вероятно, во время войны с Венгрией в 20-х гг. XVI в.) султаном Сулейманом I, подарены патриарху Иеремии I и хранились в патриаршем соборе Пресв. Богородицы Паммакаристос (Посольская книга по связям России с Грецией (правосл. иерархами и мон-рями), 1588-1594 гг. М., 1988. С. 29). Встречаются также частицы от гробницы равноапостольных К. и Елены, напр. в новгородском кресте-мощевике XIII в. из ризницы собора в г. Хильдесхайме (Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996. С. 195-201. Кат. 32).

http://pravenc.ru/text/1841980.html

В России посвящения Е. мон-рей сравнительно редки и известны не ранее XVI в. Посвящения Е. церквей (в основном придельных) до XVIII в. были только в больших городах. В Новгороде ц. во имя Е. на Торгу («на Козьей Бородке») перечислена среди деревянных церквей, сгоревших в 1310 г. (ПСРЛ. Т. 3. С. 93, 334), позднее (по крайней мере с рубежа XIV и XV вв.) она фигурирует как каменный придел ц. Успения на Торгу (ПСРЛ. Т. 11. С. 172). Приделы во имя Е. известны в Новгороде также при храмах Космы и Дамиана на Козмодемьянской и Холопьей улицах (Роспись новгородских церквей 1615 г.//Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 2. С. 284. (Памятники отеч. истории; Вып. 3)). В псковском монастыре Пятницы в Бродах в 1534 г. была освящена каменная ц. прп. Параскевы с приделом во имя Е. (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 1. С. 106). В Москве ц. Е. на Всполье (Б. Ордынка) упоминается в «Новом летописце» в связи с освобождением Москвы Вторым ополчением от поляков в окт. 1612 г. (ПСРЛ. Т. 14. С. 125). Придел во имя Е. существовал в кремлевской ц. Рождества Богородицы на Сенях (упом. с 1613 - Павлович Г. А. Храмы средневек. Москвы по записям ладанных книг//Сакральная топография средневек. города. М., 1998. С. 154). Е. была посвящена также походная церковь, сопровождавшая русское войско во время победоносного похода на Казань в 1552 г. (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 205; Ч. 2. С. 500). В Твери ц. во имя Е. (каменная с 1781) находилась в Затверецком посаде ( Комаров Б. Чертеж города Твери до перепланировки XVIII в.//Архит. наследство. М., 1956. Вып. 6. С. 153, 155). Частицы мощей Е. содержались в 2 реликвариях из Благовещенского собора Московского Кремля - наперсном кресте-мощевике (ГММК, инв. МР-3671) 70-х гг. XV в. (?) (Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. С. 266-268; кат. 94) и в резной иконе-складне «Похвала Богоматери» с избранными святыми на обороте (ГОП. Инв. 236БЛ) 3-й четв. (?) XV в. ( Николаева Т. В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV - 1-й четв. XVI в. М., 1971. С. 58-59, 40). Появление частиц мощей и распространение почитания Е. в Москве в это время исследователи связывают с приездом на Русь Софии Палеолог.

http://pravenc.ru/text/189599.html

804 Акт от 5/V 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 20. В Патриаршую ризницу покров был передан в 1890-х гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 21, 1893–1989 гг., д. 28, л. 51). 805 Акт от 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 6 об. Покров был передан из собора в Патриаршую ризницу в 1890-х гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 21, 1893–1898 гг., д. 28, л. 54). 806 Покров «Митрополит Иона», кат. «Митрополит Филипп», кат. «Царевич Димитрий», кат. 808 Крышка от древней раки хранится в Музеях Московского Кремля инв. МР-9989; размер 152х60 (см.: Ненарокомова, Сизов 1978. С. 52, ил. на с. 53). В 1812 г. серебряный оклад древней раки, за исключением крышки, вероятно спрятанной, был похищен солдатами Наполеона, и в 1813 г. была сделана новая рака. 811 В Описи Оружейной палаты сказано: «Прорывы ткани и под-кладки от разрыва снаряда в помещении 6. Патриаршей ризницы в октябре 1917 г.». 813 Так называет ткань В. К. Клейн в своем очерке о древних тканях (см.: Клейн 1925. С. 47, рис. 31 на с. 46). Архиепископ Савва отмечает, что «этот саккос относился к числу дорогих облачений и употреблялся только по праздникам» и что «приклад снят с Евдокимовского саккоса» (Савва 1883. С. 22). 818 См., например, их изображения на пелене первой половины XVI в. в ГИМ, инв. РБ-4 (Маясова 1971 (1). Ил. 41). 820 См.: Сергиево-Посадский музей, инв. 2429 (деталь надписи на покрове см.: Свирин 1963. Ил. на с. 132). Это дало нам основание вначале предположить, что палица вышла из этой мастерской (см.: Маясова. 1997). 822 См.: Соломина 1982. С. 44–47, и Другие произведения, вложенные им в этот монастырь, см.: Там же 10. 823 Акт от 1927 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1927 г., д. 20, л. 41 об., 13 (назван подвесной пеленой). 824 Содержание надписи устанавливается по сохранившимся фрагментам. В современном прочтении: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго ти сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Являйся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе» (Минея. Январь 6 часть первая. М., 1983. С. 236, 6 января).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Кондак, гл. 2. В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную. Величание. Величаем Тя, пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое. Праздник Успения относится к двунадесятым праздникам. «Празднуется же убо сей праздник 9 дней», а вместе с предпразднством (с 14 по 23 августа) – 10 дней. На утрени 151 «канона два», «катавасия, кийждо лик свой ирмос»; на 9-й песни «Честнейшую не поем, но поем припевы праздника» (но если 15 авг. будет в воскресенье, то поется «Честнейшая»). На литургии, вместо «Достойно поем ирмос: Побеждаются, и до отдания». Парем. и проч. см. 8 июля. Мр. Аще случится праздник Пресвятой Богородицы Успения в неделю. См. Если Успение случится в среду и пяток, то на мясо, сыр и яйца не разрешается. Пр. Макария Римлянина, Грезневского или Лезневского, в Воскресенском монастыре (см. Новгород, еп.). Он жил в XVI-XVII в. В монастырской церкви есть придел во имя сего подвижника. 16 . Г. + От Едеса пренесение в Константин град Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа, рекше убруса. 152 Во время земной жизни Господа Иисуса слава Его чудес достигла до г. Едесы, за рекой Ефратом. Князь этого города, именем Авгарь, страдавший проказой, послал к Спасителю некоего живописца Ананию с письмом, в котором просил Господа придти к нему и исцелить его. В то же время Авгар поручил Анании снять изображение Христа. Господь обещал послать к князю одного из учеников Своих, все же усилия Анании написать образ Христа оставались тщетными. Тогда Господь отер лице Свое полотенцем, и на нем чудесно отпечатлелся Его Божественный лик. Авгарь с благоговением принял Нерукотворенный образ Христа и тотчас исцелился от проказы. В царствование Константина Багрянородного, в 944 г., образ сей был принесен в Царьград 16 авг., в каковой день и установили ему празднество. 153 Есть предание, что во время завоевания Византии крестоносцами образ сей был похищен одним венецианским дожем и отправлен был им в Венецию, но корабль, на котором везли его, потонул в волнах Мраморного моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

И здесь суровый гиератизм черт Матери и Сына не только не препятствует выражению религиозного умиления, но даже освящает это естественное движение Матери, придавая ему мистический оттенок. На этот раз, насколько образ высок в своих чертах, настолько легенда, явившаяся к услугам для пояснения оригинального сюжета, оказалась банальна и сочиненною по рефлексу. Рассказывается, что в 807 году, когда разбойники намеревались ворваться в обитель, голос от иконы предупредил настоятеля «не отворять монастырских ворот», но Младенец, закрывая уста Матери, требовал наказания. Так объяснило себе монашество чудный образ, в котором умиление Матери перед Предвечным Младенцем служит человеку «утешением». Икона эта еще раз напоминает нам, сколько драгоценных тем заключается для религиозной живописи в древней иконописи. Образ написан так же, как все письмо соборных фресок, относится к XV или началу XVI века, но, как и другие чудотворные фресковые изображения, избег общей участи переписки. Прочие иконописные композиции Богородицы с Младенцем встречаются на Афоне только в отдельных примерах и не представляют материал для очерка их в историческом обзоре. Таково, напр., изображение Панагии-Богоматери, носящей на груди своей образ Младенца, что у нас не вполне точно принято называть «Знамением», тогда как в Византии называли Панагиею, а в старой Руси звали Образом «Пречистым Богородицы Воплощения». Далее образ Богородицы Милостивой–Елеусы, Б. М. Заступницы, иконы Покрова Б. Матери, Похвалы Б. Матери и пр. К сожалению, все встреченные нами списки и образцы этих композиций на Афоне были поздни и сравнительно слабого, ремесленного исполнения, которым вообще отличаются позднейшие иконы греческих монастырей, ставших беспечально относиться к украшению церковному. Не составляет исключения из этого издаваемая нами (рис. 69) иконка Хиландарского монастыря Б. М. Елеусы Киккской, с надписью: МР ΘV Н Н KVKVOTHCCA, хранимая в алтаре. Икона эта обложена простым и поздним басменным окладом, имеет 0,31 м выш.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

577 См.: Макарий, архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., I860. Ч. 2. С. 172. 578 В княжеских духовных грамотах упоминаются кресты-мощевики, завещанные дочерям. См.: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей. М., 1909. С. 81, 90. 579 Инв. МР 6057. Размер – 10×5,5 см. В акте приёмки, хранящемся в ОРГПФ Музеев Московского Кремля, указан его номер по описи Отделения Музейного фонда, находившегося в московском Новодевичьем монастыре. Архив Музейного фонда хранится в ЦГАЛИ, возможно, в дальнейшем происхождение крес­та удастся уточнить. См. публикации креста: Коварская С. Я., Костина И. Д., Шакурова Е. В. Русское серебро XIV – начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля. М., 1984 5. Ил. с. 20 (только оборотная сторона), описание – с. 213, с датой «начало XVI века»; Синицына Л. В. К иконографии Варлаама Хутынского//Скульптура. Прикладное искусство. Реставрация и исследования. Сб. научных трудов Центра им. И. Э. Грабаря. М., 1993. С. 149–157 с датой «начало XVII века», возможно, связанной с опечаткой, так как она не фигурирует в тексте. 580 Согласно Описи монастыря 1642 года, ветхая риза хранилась в ризнице преподобного Варлаама, представлявшей собой сундучок, уже в трёх кусках (Опись Новго­родского Спасо-Хутынского монастыря, 1642 года/С пред. архим. Макария//Записки Императорского Археологическою общества. СПб., 1857. Т. 9. Вып. 2. С. 508. РИЗА ВАРЛААМА ЧЮДОТВОРЪЦА вложена, согласно надписи, в воздвизальный крест 1555 года Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря (НГМ. 1237). 581 См.: Шалина И. А. Иконография преподобного Варлаама Хутынского//Православная энциклопедия (в печати). Сердечно благодарю автора за возможность познакомиться с текстом статьи. 582 См.: Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгоро­да: XV век. М., 1982. 44. С. 271. 583 См.: Маркелов Г. В. Святые Древней Руси. СПб., 1998. Т. 1. 72, 73; Т. 2. С. 69. В Описи Хутынского монастыря 1642 года упоминается множество икон преподобного, «стоящего» в молении, т. е. с воздетыми к Спасу «во облаце» руками.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Марк Евангелист, ап. Описания иконы Марк Евангелист, ап. - житие Апостол и евангелист Марк (память 4 января (70 апостолов), 25 апреля по старому стилю) Родился в Иерусалиме, племянник апостола Варнавы. В ночь крестных страданий Христа он следовал за Ним (Мр. 14, 51-52). Ученик апостола Петра. Основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии. Здесь положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где он находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников. Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Вернувшись в Александрию, апостол укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Святой Марк, предвидя свои конец, поспешил оставить после себя преемников — епископа Ананию и трех пресвитеров. Вскоре язычники напали на апостола во время богослужения, избили его, проволокли по [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Марк Евангелист, ап. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 8156.jpg:   Размер: 429x1200, 0.51 MPix, 97 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (181) , (3) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 4 января, 57 (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 8157.jpg:   Размер: 327x1200, 0.39 MPix, 73 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (148) , (2) . Описание: [Москва. 2002.] Вседержитель с апостолами и святителями на полях (фрагмент). Солдатов А.Н. (Иконописная школа) Икона. Сергиев Посад. 2002 год. Черниговский Елецкий женский монастырь. Украина. Файл 8158.jpg:   Размер: 967x957, 0.93 MPix, 227 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (252) , (5) .

http://pravicon.com/icon-2376

мР. Малый римский Мартиролог VIII в. Маз. Синаксарь миней греческих в мазариновой библиотеке. Мак. Минеи митропол. Макария XVI в., с двумя в них прологами. Макс. Цит. Максима Маргуния, еп. цитерского, синаксарь, по стишному XII в. Мартынов. Его произведение: annus ecclesiasticus 1863 года. Мед. Греч. минеи медиоланской библиотеки. М. Гр. 1806–1820. Минеи греческие разных годов от 1806 до 1820, изд. в Венеции. М Гр. Минеи греческие служебные, изданные в Царьграде комиссиею в 1843 г., и изданные в 1870 г. Варфоломеевы в Венеции. МГр. означает только святых в синаксаре миней. МГр. со службою значит есть тому святому в них и служба. МГр. XI в. Служебная греческая минея в публичной библиотеке LXXIX, содержащая часть декабря. М Кр. Греческие минеи криптоферратского монастыря XI-XIII в. за весь год, кроме июня и июля (т. I, стр. 150). Мил. Милютинские четии минеи в синод. московской библиотеке (1646–1654 г.). М. М. Минея у Монаокона четья греческая, IX в., за август. М. Типогр. Минеи служебные в московской типографии пергаменные разных номеров. М. 331. Минея греч. за январь, XII-XIII в. в синод. библиотеке, служебная. М. 330. Минея греческ. служебная 1529 г. в синодальной библиотеке. МГр. 153. Минея греч. служебная, XII в., за февраль, в синод. библиотеке. МГр. 181. Минея греческая служебная, XII в., за февраль в синод. библиотеке. МГр. 446. Минея греческая служебная, за октябрь, XII в., в синод. библиотеке. МГр. 447. Минея греч. служебная, за декабрь XII в., в синод. библиотеке. М Гр. 448. Минея греч. служебная, за январь, XII в., в синод. библиотеке. МГр. 449. Минея греч. служебная, за июнь, в., в синод. библиотеке. МГр. 450. Минея греч. служебная, за август, XII в., в синод. библиотеке. М Гр. 451. Минея греч. служебная, за март, XII в., в синод. библиотеке. М. Нап. Греческие четии минеи нанианской библиотеки, XI в., за сентябрь-февраль, и минея XI-XII в., за январь. М. 11 в. Минеи славянские 11 века служебные в типографской библиотеке за 8 месяцев: январь, февраль, апрель, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь (см. Т. 1, стр. 152) и минея за май в Софийской библиотеке в петербургской академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010