Объярь (вторая половина XVII в., Италия), камка (XVI в., иностранное производство и XVII в., Китай), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг, сапфиры, золото, серебро; ткачество, шитье, низание. Дл. (с кистями) 422, ш. 30,5 Принадлежал патриарху Иову. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 601 Инв. ТК-2472 Кат. 65. Деталь: Возведение на крест Кат. 65. Деталь: Распятие Кат. 65. Деталь: Сошествие во ад Кат. 65. Деталь: Спас Еммануил Кат. 65. Деталь: Снятие со креста Пять древних, вышитых по голубой камке (видна в местах утрат шитья) фрагментов омофора вырезаны и переложены на белую объярь. На одном конце омофора внизу изображено Возведение на крест. Двое юношей за руки поднимают Христа на крест, слева стоит одна из жен мироносиц, указывая на Христа и обернувшись назад, рядом с ней – старец, с простертыми вперед руками; по другую сторону креста – второй старец с прижатыми к груди руками. Все трое без нимбов. Внизу под Голгофой – пещера с черепом Адама. На перекрестье нимба Христа шитая жемчугом надпись он. Над крестом надпись жемчугом: и ниже хс. Изображение заключено в рамку в виде квадрифолия, а тот, в свою очередь, – в четырехконечный крест. Над квадрифолием – небольшой сапфир в золотой оправе с жемчужной обнизью. Выше на той же половине омофора в таких же кресте и квадрифолии – изображение Распятия. На фоне Иерусалимской стены – крест с распятым Христом и пещерой с черепом Адама внизу. По сторонам креста стоят Богоматерь и Иоанн Богослов. Вверху летя г два плачущих ангела. Над крестом надпись жемчугом црь сла(в)ы, ниже – ника ; мр у ; ело(г), в нимбе Христа – он. По сторонам Богоматери и Иоанна – два сапфира в золотых с жемчужной обнизью оправах. На другом конце омофора в таких же кресте и квадрифолии – перевернутое изображение Сошествия во ад. Стоящий над бездной на перекрещенных вратах ада Христос, повернувшись вправо, за руку поднимает коленопреклоненного Адама, за которым стоят Ева и два пророка (молодой и средовек). Слева от Христа стоят, повернувшись друг к другу пророки Соломон и Давид, за ними видна голова Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Неудачное размещение неба с Саваофом, изображение фигурного стояна, являющиеся упрощенным подражанием произведениям царицыных светлиц конца XVI – начала XVII в., и другие детали, встречающиеся и в остальных произведениях, входящих в данный комплект, дают возможность относить сударь ко второй половине XVII в. Из той же мастерской, кроме данного комплекта, вышли вложенные в Троице-Сергиев монастырь сударь «Богоматерь Воплощение», воздух «Христос во гробе» и палица «Спас Вседержитель» 861 . ВЫСТАВКИ 1986–1987 София, 12; 1987 Каунас – Таллин – Калинин. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Пшеничников 1894. С. 64, ил. 5; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12316. 137. СУДАРЬ БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ Москва (?), вторая половина XVII в. Атлас (XVII в., Западная Европа?), камка (XVII в., Франция?), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание. 55,5х55,5 Поступил из Вознесенского монастыря Московского Кремля в 1919 г. 862 Инв. ТК-2499 Кат. На среднике в круглом ореоле вышито изображение Богоматери Знамение. Младенец Христос одной рукой благословляет, другой – держит свернутый свиток. На углах средника, заполняя все его пространство, вышиты два прямоличных херувима и два серафима. На фоне жемчужные надписи: мр у, хс, херу (около одного), вими (у другого), сера (у одного), ими (у другого). Личное шито швами «атласным» и «в раскол» крученым песочного цвета шелком со светло-коричевыми оттенениями. Волосы выполнены светло-коричневым, черты ликов – темно-коричневым шелком. Ореол за Младенцем шит сипим шелком, синим И зеленым шиты подкрылья у херувимов и серафимов. Все остальное шито прядеными серебряными и золотными нитями с малозаметной цветной прикрепой, в том числе и все фоны средника и кайм (швы – «черенок», «ягодка», «двойная ягодка», «перышки», вольная прикрепа). На очелье Богоматери – рельефная золотная розетка. Все контуры и детали рисунка обнизаны мелким жемчугом. На обрамленных с двух сторон жемчужными полосами каймах по золотому шитью пряденой серебряной нитью «по веревочке» вязью шит евхаристический канон: пиите т не вси си есть кровь мо//новаго завта же на вы//и за многи изливаема//во оставление грховъ.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

464 Хоругвь, упоминается в Книге вкладной Соловецкого монастыря 1539–1766 (1) среди вкладов братии: «Старец Исак Шахов оустюжанин дал вкладу образов, и кретон с мощьми, и хорюговь, и сосуды црковныя, и книг, и судов медных и оловяных и иныя мелкие рухляди па 67 рублев и на 31 алтн 4 денги». Исаак Шахов назван здесь соловецкого монастыря «старец». То же содержание имеется и в другом варианте Книги вкладной Соловецкого монастыря 1539–1766 (2). Из вкладной надписи па напрестольном, украшен-ном сканым орнаментом кресте 1561 г. из Соловецкого монастыря следует также, что Шахов был еще и мастер серебряного дела: повелениемъ и труди соловецкихъ же старцов исака шахова и данила жданьского (Музеи Московского Кремля, инв. МР-1199; см.: Сохраненные святыни 2001. 40, с. 150). Без указания на вкладчика хоругвь значится и в описях монастыря XVI в. Причем есть основания считать, что в Описи Соловецкого монастыря 1570 г. она записана дважды, «...хоругов камка таусинна вышит образ Спсвъ золотом и серебро[м] сканы(и) а по сторон Прчстая да Иван Предтча. На другой сторонъ пахомиево видънье да четыре херувими. Да около шита подвиг серебро[м]. Да образ Николы Чудотворца да Никиты епекпа новгороцкого чудотворца». Через несколько листов: «Да хорюгов шита по таусинной камки на одной стороны шита золотом и серебром Троица, да Пречистая, да Иван Предтеча, да чудотворцы Соловецкие, а на другой стороне шита шолки Явление архангела Рафаила Великому Пахомию в пещере, да Никола чюдотворец, да Никита епископ Новгородцкый». В последующих описях первая запись не встречается, а вторая повторяется дословно. Несомненно, это одна и та же хоругвь, хотя в первой редакции «Отечество» обозначено как «образ Спсвъ», а во второй «Троица», что более соответствует смыслу изображения. Ошибка могла быть допущена в результате полутемного помещения ризницы, где производилось описание, как и обозначение сизо-голубого древнего фона «камка таусинна». 465 Акт 1923 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 20, он. 1923 г., д. 11, л. 16 об., 255 и 256.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

К л. 125. ...бывал дом Каиафин... – Каиафа – иудейский первосвященник, враг Христа, видевший в нем человека, способного противостоять его силе и влиянию в духовных делах. Каиафа настоял на расправе с Христом, чтобы «не погиб весь народ» – не произошло восстание, которое бы жестоко подавили римляне ( Иоан. 11, 47–57 ). После казни Христа Каиафа преследовал апостолов и других приверженцев христианства. К л. 125 об. ...камень, на нем же убит архидиакон Стефан. – Речь идет об одном из семи первых иерусалимских дьяконов, рукоположенных апостолами. О Стефане в Деяниях апостолов говорится как о человеке, «исполненном веры и силы», совершавшем «великие чудеса и знамения в народе», благодаря деятельности которого «слово Божие росло» и число последователей Христа умножалось. За проповедь христианства Стефан был оболган, судим и забит каменьями; он стал первым мучеником, пострадавшим за Христа ( Деян. 6–7 ). ...пошли во юдоль Асафатову. – Иосафат – сын Асы, библейский царь Иудеи ( 3Цар. 15, 23–24 ). Юдоль, или дебрь, Асафатова – Иосафатова долина, где протекал Кедронский поток, отделяющий Иерусалим от расположенной с востока от него Елеонской горы. К л. 126. ...взято тело Пресвятыя Богородицы из гроба... – После распятия Христа Богородица жила в доме Иоанна Богослова; после смерти она была погребена в Гефсимании, где произошло чудо вознесения ее на небо. Автор «Хождения», рассказывая о том, как ангел «восхитил» тело Богородицы из гроба, опирается на известие апокрифического порядка. Подобный мотив встречался в русской паломнической литературе и раньше, например, в путевых записках Василия Позднякова (XVI в.). Тут Иуда Христа продал беззаконным иудеом на пропятие. – Иуда Искариот – один из двенадцати учеников Христа, предавший учителя, открывший синедриону ночное местопребывание Иисуса ( Мф. 26, 47–50 ). Поцелуй Иуды выделил Христа из толпы учеников и помог страже схватить его. Раскаявшись в содеянном, Иуда, по свидетельству Евангелия, повесился ( Мф. 27, 3–5 ). «Отче наш, аще возможно, да идет чаша сия мимо мене, аще ни – буди воля твоя». – Ср.: Мф. 26, 39 ; Мр. 14, 36 ; Лк. 22, 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пояса, обновленных в 1860 г., ангелы, поддерживающие мандорлу, трубят. Как в памятниках древнейших вознесение помещалось в куполе, так в позднейших по преимуществу в алтаре, означающем небо. В стенописях русских примеры его также многочисленны. В куполе староладожской церкви Св. Георгия 2727 , подобно солунской мозаике, части изображения размещены не так, как в обычной схеме: в воронке купола Спаситель сидит на радуге; мандорла поддерживается восемью ангелами (рис. 198), расположенными вокруг нее; ниже на трибуне купола – Богоматерь-оранта и апостолы (рис. 199). Гора Елеонская обозначена деревьями 2728 . Еще ниже изображены ветхозаветные пророки, и этой прибавкой расширено значение конкретного факта вознесения до идеи неба. Подобное же изображение, сильно поврежденное, в куполе Спасонередицкой церкви и в Супрасльском монастыре 2729 . В памятниках позднейших фигура возносящегося Спасителя в куполе видоизменена в фигуру Пандократора, и вся композиция вознесения здесь разрушена. Но она удержалась в стенописях сводов и стен среднего храма. Примеры в стенописях ярославских церквей: Спасопреображенского монастыря; Димитрия Солунского, Николонадеинской и Спасонагородской; в вологодском Софийском соборе. Вознесение с трубящими ангелами в ярославских церквах – Ильинской и Златоустовской. 198. Фреска церкви Св. Георгия в Старой Ладоге (воронка купола). 199. Разрез купола церкви Св. Георгия в Старой Ладоге. В греческих и русских иконах проходят два направления: одно традиционное – византийское, другое новое. Примеры первого на иконах: в афонозографской церкви Благовещения Пресв. Богородицы, киевского музея 50, 90, 117 2730 ), каппониановой в Ватикане, Академии художеств 32, 81, 269), О. Л. Д. П. 154), С.-Петербургской Духовной Академии, в новгородском Софийском соборе и проч. Новых добавлений к византийской схеме здесь нет; старая схема изъясняется в особых надписях, причем над головой Богоматери обычно написано: «МР. Ф.» Это направление, как показывают приведенные примеры, проходит в памятниках XVI, XVII u дaжe XVIII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

    Линд. Линдеброгианский древний восточный месяцеслов у болландистов.     Лоб. Лобковский пролог в Хлудовской библиотеке, 1197 г., за сентябрьское полугодие, — XI в. в восточных памятях.     Львов. Месяцесловы, изданные в Львове в 1648 и 1839 г. Указания из Мартынова.     Любоп. Мес. Любопытный месяцеслов полный в Москве, 1794 и 1795 г.     М. Р. Мартиролог римской церкви Барониев.     мР. Малый римский Мартиролог VIII в.     Маз. Синаксарь миней греческих в мазариновой библиотеке.     Мак. Минеи митропол. Макария XVI в., с двумя в них прологами.     Макс. Цит. Максима Маргуния, еп. цитерского, синаксарь, по стишному XII в.     Мартынов. Его произведение: annus ecclesiasticus 1863 года.     Мед. Греч. минеи медиоланской библиотеки.     М. Гр. 1806—1820. Минеи греческие разных годов от 1806 до 1820, изд. в Венеции.     М Гр. Минеи греческие служебные, изданные в Царьграде комиссиею в 1843 г., и изданные в 1870 г. Варфоломеевы в Венеции. МГр. означает только святых в синаксаре миней. МГр. со службою значит есть тому святому в них и служба.    МГр. XI в. Служебная греческая минея в публичной библиотеке LXXIX, содержащая часть декабря.     М Кр. Греческие минеи криптоферратского монастыря XI-XIII в. за весь год, кроме июня и июля (т. I, стр. 150).     Мил. Милютинские четии минеи в синод. московской библиотеке (1646—1654 г.).     М. М. Минея у Монаокона четья греческая, IX в., за август.     М. Типогр. Минеи служебные в московской типографии пергаменные разных номеров.     М. 331. Минея греч. за январь, XII-XIII в. в синод. библиотеке, служебная.     М. 330. Минея греческ. служебная 1529 г. в синодальной библиотеке.     МГр. 153. Минея греч. служебная, XII в., за февраль, в синод. библиотеке.     МГр. 181. Минея греческая служебная, XII в., за февраль в синод. библиотеке.     МГр. 446. Минея греческая служебная, за октябрь, XII в., в синод. библиотеке.     МГр. 447. Минея греч. служебная, за декабрь XII в., в синод. библиотеке.     М Гр. 448. Минея греч. служебная, за январь, XII в., в синод. библиотеке.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Укажем древнейшие списки: 1) РНБ, Собр. Н. М. Михайловского, F.223 (л. 438–440) – 60-е годы XVI в. Филигрань: Щит с тремя башнями – Брике, 2335 (1564– 1571 гг.). 2) ГИМ, Музейское собр., 398 (л. 533–542 об.) – 1568 г. 3) ГИМ, Синодальное собр., 241 (л. 999–1001) – около 1628 г. Филигрань: Гербовый щит с лилией под короной, под щитом литеры МР – Дианова и Костюхина, 932 (1626 г.). По нижнему полю первых листов запись 14 ноября 1628 г. иеродиакона Чудова монастыря Евфимия Вязмитина о вкладе рукописи в Чудов монастырь. Очевидно, Пролог был переписан по заказу Евфимия Вязмитина для вклада в Чудов монастырь около 1628 г. Вся рукопись (в том числе и статья 26 августа) правлена киноварными чернилами – для подготовки к изданию Пролога 1643 г. – и явилась его типографским оригиналом 211 . Первое печатное издание мартовской половины Пролога осуществлено на Московском Печатном дворе 6 декабря 1643 г. Повесть о Темир-Аксаке помещена под 26 августа (л. 848–849 об.) и имеет заглавие: «В той же день празднуем Сретению иконы Пресвятыя Богородицы, нарицаемыя Владимерския». Имеется список РГБ, ф. 37, 162 (л. 95 об. – 98), конца XVII в. – переработанная копия с издания 1643 г. Второе издание мартовской половины Пролога закончено 1 марта 1660 г. Текст Повести о Темир-Аксаке под 26 августа (С. 1770–1773) отличается от первого издания лишь стилистической правкой. Третье издание мартовской половины Пролога осуществлено 17 марта 1662 г. Статья о Сретении Владимирской иконы под 26 августа (л. 445 об. – 447 об.) отличается от предыдущего издания лишь стилистическими изменениями. Четвертое издание мартовской половины Пролога закончено в январе 1677 г. Статья о Сретении Владимирской иконы (л. 691–692 об.) отличается от предыдущего издания минимальной правкой. Копиями издания 1677 г. являются списки: 1) РГБ, ф. 37, 404 (л. 160–161) – XVIII в.; 2) РГБ, ф. 344, 38 (л. 44–45 об.) – XVIII в. В сборнике ГИМ, Синодальное собр., 542, принадлежавшем Симеону Полоцкому 212 , на л. 1–10 об. переписана Проложная статья о Сретении Владимирской иконы Богоматери (копия издания 1643 г.). Бумага со знаком Щита под лилией, под щитом лигатура из букв WR – Дианова и Костюхина, 1068 (1675 г.). Текст правлен киноварными чернилами явно рукой правщика Московского Печатного двора, причем правка производилась по изданию Пролога 1677 г. и по еще какому-то списку. После этого текст статьи набело переписан в том же сборнике на л. 63–66. Следует заметить, что Сказание о Владимирской иконе, помещенное в сборнике на л. 15–62 об., также отредактировано рукой отмеченного правщика, а затем Симеоном Полоцким , после чего получившийся черновой вариант переписан набело на л. 68–112.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2!!!!!!!). ...в плащеницу обвивали. – Плащаница – полотно, которым обертывали тело умершего; саван. К л. 110. ...лежит камень, егоже ангел Господень отвалил от дверей Гроба Господня. – Больше всего подробностей об этом событии содержит Евангелие от Матфея ( Мф. 27, 57–66; 28, 1–4 ), где рассказывается, что тело Христа, снятое с креста, Иосиф Аримафейский положил во гроб, который высек в скале, а к двери гроба привалил большой камень. Гроб по распоряжению Пилата охраняли, так как первосвященники опасались, чтоб ученики Христа, «пришедши ночью, не украли его и не сказали народу: воскрес из мертвых», но произошло чудо. Во время великого землетрясения сошедший с небес ангел отвалил камень от двери Гроба Господня: «Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег». Случившееся привело в трепет стражников, которые «стали как мертвые» (ср.: Мр. 15, 43–46; 16, 1–5 ; Лк. 23, 50–53; 24, 1–2 ; Иоан. 19, 38–41; 20, 1 ). К л. 111. А писано в Корабейниковом страннике... – Трифон Коробейников (ум. после 1594) – московский купец, дьяк, участник посольства в Царь-град и на Афон в 1582 и в Палестину в 1593–1594 гг. Ему приписывают создание компилятивного «Хождения в Иерусалим», основанного на материале путевых заметок купца Василия Позднякова, посетившего Святую землю в 1558 г. Сочинение Трифона Коробейникова пользовалось огромной популярностью на Руси в вв., оно послужило основным литературным источником для «Хождения» Иоанна Лукьянова. К л. 111 об. ...что у нас на Успенском соборе... – Речь идет об Успенском соборе московского Кремля, построенном в 1475–1479 гг. итальянским архитектором Аристотелем Фьораванти и представлявшем собой монументальный трехнефный пятиглавый храм, формы которого восходят к традициям владимиро-суздальской школы зодчества. Храм был возведен на месте более древних: деревянной церкви XII в., Дмитровского собора XIII в., белокаменного храма 1327 г. времен Ивана Калиты и рухнувшей в результате землетрясения недостроенной церкви 1472 г. Успенский собор стал архитектурной доминантой Соборной площади; по свидетельству Никоновской летописи, «бысть же та церковь чюдна вельми величеством и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством». Успенский собор был расписан к 1514–1515 гг.; в 1642 г. по указу царя Михаила Федоровича артель мастеров из Москвы, Ярославля, Костромы, Юрьева Польского украсила собор росписью «на ново по золоту», но повторила прежние сюжеты и их композиционное расположение. Древнейшие иконы собора - " Святой Георгий» (XII в.) с изображением на обратной стороне «Богоматери Одигитрии» (XIV в.), «Спас Ярое Око» (XIV в.), «Богоматерь Владимирская» (XIV в.), храмовая икона работы Дионисия «Успенье» (XVI в.) и др. В Успенском соборе Кремля происходили торжественные церемонии (поставления иерархов русской церкви, венчания на великое княжение и царство, бракосочетания государей и т. п.); здесь погребали московских митрополитов и патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поскольку второй извод Жития Петра тесно связан с Похвалой Петру, то образование этого извода датируется примерно концом XIV в. (после 1372 г.), протограф же списков Жития, в которых представлена 2-я редакция Похвалы, сформировался в начале XV в. Таким образом, исключается возможность авторства Прохора в отношении и Похвалы, а появление его имени в заголовках Жития 2-го извода следует объяснить ошибочным восприятием текста Жития (где говорится, что «взем свиток преподобный епископ Прохор, возыиде на омбон и нача чести чюдо, бывшее во граде Москве») в том смысле, что Житие и есть «Се чтение (творение) Прохора, епископа Ростовьскаго». Третий извод Жития митрополита Петра содержит списки, сочетающие чтения первых двух изводов. 1) РГБ, ф. 242 (Собр. Г. М. Прянишникова), 34 (л. 119 об. – 125 об.) – 70-е годы XV в. Филигрань: Корона (2 варианта) – типа Брике, 4646 (1473 г.). Заголовок: «Месяца декабря. Преставление святаго Петра митрополита Киевьскаго и всея Руси». Дмитрий Михайлович на Переяславском соборе назван «князем великим», кончина Петра датирована 21 декабря, но на Владимирском соборе указан «князь великий Александр». 2) БАН, 21.3.3 (л. 118 об. – 122) – 20-е годы XVI в. Филиграни: Голова быка под крестом, обвитым змеей, – Лауцявичюс, 1475 (1524 г.); Тиара: 1-й вариант-Лауцявичюс, 1579 (1528–1529 гг.), 2-й вариант -Лауцявичюс, 1578 (1529 г.). Заголовок: «Месяца декабря в 21 день. Преставление иже в святых отца нашего Петра митрополита. Списано Прохоромь епископом Ростов(ским)». Помимо имени Прохора в заглавии, со 2-ым изводом список сближает упоминание на Переяславском соборе Дмитрия Михайловича в качестве «великого князя». Другие чтения принадлежат 1– му изводу: Петр преставился «месяца декабря в 20 день, на память святого священомученика Игнатия Богоносца », Владимирский собор возглавлял «князь великый Александр». В соответствии с летописями, присутствовавший на Переяславском соборе Прохор назван «архимандритом Ярославским». 3) Ярославский музей-заповедник, 14966 (л. 34–40 об.) – конец 10-х – начало 20-х годов XVII в. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры O GR-Лayцяbuчюc, 523 (1622 г.); Кувшин с двумя ручками под розеткой, на тулове литеры МР – Дианова («Кувшин»), 399 (1616–1621 гг.); Кувшин с двумя ручками под горкой из полумесяцев – Дианова и Костюхина, 780 (1616 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

145 Св. Епифаний Кипрский в своем сочинении против ересей сообщает любопытные, но, к сожалению, весьма неполные сведения о секте коллиридиан, приносивших в честь Богоматери какое-то печенье – коллириду, и от этого получивших самое название. «Некоторые женщины, – говорит он, – украсивши колесницу или четвероугольное седалище, разостлавши на нем белое полотно, в один из праздничных дней года, в течение нескольких дней предлагают хлеб и возносят жертву во имя Марии. Потом все они причащаются от хлеба». На основании некоторых выражений, употребленных св. отцом в опровержение этого суеверного почитания св. Девы, можно предполагать, что у коллиридиан существовали и изображения Богоматери, которые они, подобно чтителям Деметры, приносившим богине жертвы от начатков жатвы в виде маленьких пирожков, помещали на повозке. Творения Епифания в русском перев. ч. I, стр. 10, 12; V, 173–174, 277–292, 362, 365, 393; VI, 31. 151 В связи с невозможностью воспроизвести надпись из-за отсутствия символов на клавиатуре – указываем, что в оригинале написано МР ДV под титлом (точно так, как пишется на иконах – Мария Дева), прим. ред. 152 Памятники древней письменности, 1878 г. XIX. 129; сл. Иосифовский Соборник 1642 г. л. 170 об. – 171 и рукописное сказание о явлении и чудесах Тихвинской иконы Богоматери, принадлежащей церковно-археологическому музею при Московской духовной Академии. 153 Λγει δ, ς κα βασλεισσα Εδοκεα, απελθοσα εις Ιεροσλυμα, οκτι υπστρεψε... κα διι Εδοκεα τη Πουλχερα τν εκνα της Θεομτορος, ην απστολος Λουκς καθιστρησεν, ξ Ιεροσολμων πστειλεν. Ecclesiast. Hist. lib. I. Migne, Curs. patr. graec. t. 86 col. 165–166. 154 Λουκαν τον πστολον κα εαγγελιστν, παντες ο ττε ερκασιν, οκεαις ζωγραφησαι χερσν αυτν τε τν σαρκωθντα Χριστν κα την ατο χραντον Μητρα κα τοτων τς εκνας χειν την Ρμην ες οκεαν εκλειαν, κα ν εροσολμοις δ π κριβεας κεσθαι τατας φασν. Boissonade, Ανκδοτα vol. VI ρ. 472–473. С приведенным свидетельством св. Андрея Критского сопоставляют (см. в Revue de Íart chrétien 1894 t. V livr. 6 p. 488) следующие слова св. Иоанна Дамаскина , его современника: Λουκαν τον πστολον κα εαγγελιστν εζωγραφηκναι τν Κριον κα την Μητρα ατο, ων τς εκνας χειν τν Ρωμαων διαφημζουσι πλιν, ν δ τοις εροσολμοις π κριβεας κενται. De fide orthod. lib. IV с. XVI.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010