Seit 30.7.1968 В von Astrachan‘ und Enotaevka (МР 1968, 9,4). Er war Teilnehmer an der Konferenz katholischer Bischöfe der USA und des Nationalrats der Kirchen Christi in den USA, die 1970 in Zagorsk stattfand; ebenso nahm er an Arnoldshain V teil. Am 12.6.1972 verteidigte er die Magisterthese: «Osnovy pravoslavnogo uenija о linom spasenii po Sv. Pisaniju i svjatooteeskim vyskazyvanijam» (МР 1972,8,26–27). Er war Leiter der Vertretung des Moskauer Patriachats bei der Konferenz «Erlösung heute» in Penteli (Athen) im Mai 1972, 1974 Mitglied einer Delegation in Finnland. 25 .7.1975 Ernennung zum Redaktionsmitglied der «Bogoslovskie trudy» (МР 1975,10,2). Am 2.9.1977 wurde er zum EB erhoben (МР 1977,11,2). Seit 27.12.1979 EB von Vologda und Velikij Ustjug (МР 1980, 2,2). Mitglied der Kommission für christliche Einheit (МР 1980, 3,3) . Furov zählt ihn zur 3. Gruppe der Hierarchen, die politisch unzuverlässig sind. Im Oktober 1980 nahm er an «Arnoldshain IX» teil (МР 1981,2, 9)im Mai 1981 an dem 4. Theologischen Gespräch mit der Evangelischen Kirche in der DDR (МР 1981,2,9). Am 28.5.1982 erhielt er den Sergij-Orden 2. Kl. (МР 1983, 5,9). Werke: Reformacija XVI veka, как cerkovno-istorieskoe javlenie, in: Bogosl. trudy 6(1971)155–164. Evcharistija i edinenie Christian, ebda 7(1971)222–231. Werke: Spasenie i opravdenie (Opyt kratkogo raskrytija pravoslavnoj sub " ektivnoj soterologii) , ebda 7(1971)231–239. Komentarij к 3-j glave Evangelija ot Ioanna, ebda 10(1973) 102–109. Osnovy pravoslavnogo uenija о licnom spasenii po sv. Pisaniju i svjatooteÖeskim vyskazyvanijam, ebda 10(197 3)171–174. Evcharistija как novozavetnoe ertvoprinošenie, ebda 11(1973) 164–173. Nekotorye vvodnye zameanija к tematike nastojašego sbornika, ebda 21(1980)3–4. Evcharistija po ueniju Pravoslavnoj Cerkvi (Doklad), ebda 21(1980)171–189. Blagodatnoe preobrazovanie-preobraenie mira i svjataja Evcharistija (Doklad), ebda 91–102. Evcharistija i svjašenstvo (Doklad), ebda 103–117. Propoved‘ v nedelju о mytare i farisee ( Lk 18,10–14 ), in: МР 1966,1,41–42.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

АТРИБУЦИЯ Гонкий рисунок удлиненных фигур, одежды с проработанными складками, изящный очерк рук, лик Марии с большими глазами, тщательность самого шитья почти без оттенений в личном, скромный набор золотных швов дают основание не выводить изображение за пределы конца XVI – начала XVI I в. ИСТОЧНИКИ Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 14, 15526. 75. ПЕЛЕНА БОГОМАТЕРЬ ТОЛГСКАЯ Москва(?), конец XVI – начало XVII в. Атлас (XVI п., Италия), холст (XVI в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити; ткачество, шитье 38х29 Находилась в коллекции П.И. Харитоненко. Поступила через Госфонд в 1927 г. 624 Инв. ТК-2692 Кат. 75 На среднике подвесной пелены к иконе по малиновому атласу вышито поясное изображение Богоматери Толгской. Младенец, обхватив ручкой шею Марии, прижимается к ее щеке. Личное шито зеленовато-серым крученым шелком «атласным» швом «по форме». Черты ликов, контуры и детали рисунка, волосы Младенца обведены темно-коричневой нитью. Одежды и нимбы шиты золотной пряденой нитью с цветными прикрепами (швы – «ягодка», «двойная ягодка», «ягодка в четыре клетки», «перышки»). Контуры нимбов, перекрестье на нимбе Христа, звезды на очелье и плече Богоматери прошиты золотной нитью. По сторонам нимбов на фоне золотной нитью шиты монограммы мр у и хс, на нимбе Христа – он. Нимб Богоматери заходит на верхнюю кайму. На каймах, обрамленных с двух сторон шитыми «по веревочке» золотыми полосами по тому же малиновому атласу, что и на среднике, пряденым серебром вязью с наличием узорных букв шит тропарь: заступнице христиномъ непостыдна ходатаице ко творцу непре//ложьна не презри гршных молени гласы но пре//двари ко благии помощь нашу врно вопиющих ти ускори//на млтву и потщис на умоление заступающи присно бце чтущихъ т. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы на двух первых каймах направлены внутрь произведения, на двух других – наружу. Подкладка у пелены отсутствует. На оборотной стороне произведения обнажен подложенный под малиновый атлас фона белый холст, на котором видно шитье цветными шелковыми некручеными и кручеными нитями.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СОХРАННОСТЬ Шитье в личном имеет большие утраты (виден фон красного шелка), утраты шитья в доличном. Золотные нити секутся, отстают. Утрачен весь жемчуг, что отмечено в документе 1931 г. (см. примеч. 1), остался настил и две серебряные дробницы. Другие дробницы помяты, позолота потерта. На плече Богоматери остались нити от утраченного камня или дробницы. Бархат на кайме вытерся, сечется, имеет прорывы (виден белый и синий холсты), сильно выцвел. Подкладка сечется, по краям отстает, местами грубо прикреплена белыми и красными шелковыми нитями, в левом нижнем углу – заплата. Общая загрязненность. ИКОНОГРАФИЯ Иконография традиционная (см. кат. 9). Особенностью изображения являются перекрещенные пальцы правой руки Богоматери. АТРИБУЦИЯ Художественные и технологические признаки (тонкий рисунок ликов и рук, отсутствие в них оттенений, небольшой набор золотных швов, использование шелкового шитья в одеждах) дают возможность датировать пелену не позднее середины XVI в. Узор же на каймах встречается на нескольких пеленах, поступивших из Суздаля 481 , что может подтвердить их суздальское происхождение. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 17, 18975; Георгиевский б/г. С. 4. 26. ПЕЛЕНА БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ Суздаль, мастерская Покровского монастыря (?), середина XVI в. Атлас (XVI в., Восток), тафта (XVI в., Западная Европа), хлопчатобумажная ткань (XVI в., Восток), шелковые, льняные, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, серебро; ткачество, шитье, тиснение. 37х33 Происходит из суздальского Покровского монастыря. Поступила из Владимирского музея в 1931 г. 482 Инв. ТК-2559 Кат. 26 На среднике подвесной пелены к небольшой моленной иконе по малиновому атласу вышито изображение поясной Богоматери Знамение. На ее груди в круге – поясное изображение Младенца, одна рука которого – в молитвенном жесте, другая держит свернутый свиток. На нимбе Младенца буквы – он, на фоне – мр у, хс. Личное шито тонким некрученым шелком песочного цвета «в раскол» «по форме», что создает чуть заметные оттенения.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Суздаль, мастерская Покровского монастыря, первая половина XVI в. Шелк, тафта (XVI в., Восток), бархат (XVI в., Италия), холст (Россия), шелковые, льняные, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, серебро, стекло; ткачество, шитье, тиснение, позолота. 68х55,5 Происходит из суздальского Покровского монастыря. Поступила из Владимирского музея в 1931 г. 480 Инв. ТК-2694 Кат. 25 На среднике подвесной пелены к моленной иконе по красному шелку вышито поясное изображение Богоматери с Младенцем палевой руке. Ее голова повернута в сторону Младенца, правая рука прижата к груди. Младенец изображен прямолично, левой рукой он опирает о колено свернутый свиток; правой, отведенной в сторону, благословляет. Личное шито некрученым тонким шелком серовато-песочного цвета плотно «в раскол» «по форме» без оттенений. Черты ликов и волосы Младенца – темно-коричневые, зрачки глаз – желтые. Чепец у Марии и рубашка Христа шиты тонким некрученым голубым шелком «в раскол». Мафорий Марии – сканым золотом с малиновым шелком. Каймы на ее плечах шиты песочным шелком «в раскол», с золотой бахромой. Квадрат на очелье и круг на плече – пряденым золотом. Пряденой же золотной и серебряной нитью с тонкой прикрепой шиты гиматий Младенца, свиток, зарукавья, нимбы (швы – «ягодка с одним стежком», «городок», «денежка»). На нимбе Богоматери – синее просверленное стекло. Складки прошиты двойной серебряной «веревочкой». Контуры изображения и отдельные детали обведены настилом из белой нити под обнизь жемчугом. Фон средника сплошь зашит пряденым серебром с тонкой однотонной прикрепой простым швом. На фоне настилом белой нитью с обводкой золотной «веревочкой» выложены монограммы: мр у, хс . На обрамленных с двух сторон настилом под жемчуг широких каймах по темно-фиолетовому бархату по настилу белыми льняными нитями выложен узор в виде соединяющихся углами ромбов с завитками и включенных в них серебряных позолоченных дробниц разных типов (гладких «домиками», гладких треугольных, круглых выпуклых с тиснеными розетками, сердцевидных и ромбовидных с тиснеными на них лилиями и завитками). Подкладка из желтой тафты. На подкладке в верхнем углу пришита ярко-желтая хлопчатобумажная ткань с надписью чернилами: ОРУЖ. ПАЛ.//18975//ДН. 1441, пришиты шесть матерчатых петель и два металлических колечка.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Все фоны средника и кайм зашиты пряденой золотной нитью с желтой прикрепой (шов – «двойная ягодка»). Контуры рисунка и детали в среднике и на каймах обнизаны мелким жемчугом. Жемчугом шиты звезды на очелье и плече Богоматери, монограмма на нимбе Младенца, узор вьюнка на нимбе Богоматери, надписи на каймах, киотчатые клейма и полосы, обрамляющие средник и каймы. Среди жемчужного узора на нимбе Богоматери – три изумруда в гладких золотых оправах. По сторонам нимбов пришиты три серебряные позолоченные крестовидные дробницы с резным с чернью растительным орнаментом и надписями: мр у, хс. По боковым сторонам пелены пришита восточная золотая тканая тесьма (шириной 5 см) с золотым геометрическим узором по вишневому фону. Подкладка из малиновой камки. Наверху подкладки пришито десять петель из цветного шнура. СОХРАННОСТЬ Лики несколько деформировались, потер гость и перегибы золотных нитей, особенно на фоне. Небольшие утраты жемчуга. Подкладка местами грубо прошита, загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ 709 Образ Богоматери с Младенцем в среднике и шитые изображения двунадесятых праздников на каймах восходят к двум иконам Успенского собора Московского Кремля: чудотворной «Богоматери Владимирской» (начало XII в., Византия), поновленной в 1514 г. 710 , в золотом «фотиевском» окладе с праздниками (первая четверть XV в., греческие мастера в Москве) 711 , и иконе-списку начала XVI в. с праздниками и святыми на полях 712 . Сплошное золото е шитье пелены имитирует золотой оклад чудотворного образа. Однако иконографические и композиционные особенности большинства изображений праздников (а также их расположение на клеймах пелены 713 ) восходят к иконе начала XVI в. Согласно Описи 1701 г. 714 пелена предназначалась для древней чудотворной иконы. Однако не исключено, что изначально она была создана для иконы-списка начала XVI в. и выносилась в малый крестный ход 715 . АТРИБУЦИЯ Основанием для датировки пелены является запись в делах Царицыной мастерской палаты от 26 июля 1639 г.: «Иконники Марк Матвеев да Третьяк Гаврилов знаменили (14 дней) образ Бцы Владимирские, а около образа Дванадесятые праздники, по бумаге знаменовали и красками цветили и по тафте знаменовали» 716 . Для шитья пелены было нужно не менее одного-двух лет. Вероятно, ее вышивали две-три мастерицы. ВЫСТАВКИ 1985–1986 Белград – Скопле, 57. ИСТОЧНИКИ Описи Успенского собора XVII в. Стб. 758; Опись Успенского собора 1853, л. 175; Забелин 1901. С. 725; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12223; Музеи Кремля 1969. Табл. 122; Маясова 1985. С. 207–208, ил. 67. 95. ПЕЛЕНА УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ Москва, мастерская царицы Евдокии Лукьяновны, знаменщики Марк Матвеев и Сидор Осипов, 1640–1642. Шелк (XVII в., Италия), бархат (XVII в., Турция), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

ВЫСТАВКИ 1969 Москва; 1979 Нью-Йорк, 82; 1979–1980 Париж, 82; 1985–1986 Белград – Скопле, 51; 1991–1992 Москва; 1992 Москва; 2002–2003 Москва, 54. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12663; Маясова 1971 (1). С. 15, ил. 15; Маясова 1998. С. 47–50; Лифшиц 1998. Ил. с. 80; Маясова 1999. С. 210–212, ил. 2; Гусева 1999. С. 122, ил. с. 123, примеч. 11. 11. ПЕЛЕНА БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ Суздаль, мастерская Покровского монастыря (?), изображение и надписи – конец XV в., орнаментальная кайма – середина XVI в. Тафта (XV в., Восток), золотный алтабас (XVI в., Турция), узорный золотный атлас (XVI и XVIII вв., Турция), хлопчатобумажная крашенина, шелковые, хлопчатобумажные и пряденые золотные нити, жемчуг, серебро; ткачество, шитье, низание, тиснение. 65х62 (средник); 99х95 (с орнаментальной каймой); 99х131 (вся) Происходит из Покровского монастыря в Суздале. Поступила из Владимирского музея в 1931 г. 395 Инв. ТК-2777 Кат. 11 На среднике из алтабаса с красным контурным растительным узором по золотому фону размещено шитое по тафте песочного цвета изображение поясной Богоматери с Младенцем на левой руке. Правая рука ее прижата к груди, голова повернута к Младенцу, сидящему прямолично со свернутым свитком в одной руке и с простертой благословляющей другой. По сторонам изображения на голубой тафте в двух кругах, обведенных белым настилом под жемчуг, настилом же выложены монограмма мр у и на двух полосах такой же тафты надписи: хс. Личное шито светло-коричневым некрученым шелком крупными стежками без выделения объема. Черты ликов и контуры рисунка отмечены черным шелком, губы – красным. Некрученым же голубым шелком крупными стежками шиты чепец и зарукавья у Богоматери и коричневым – ее мафорий. Полосы по очелью и вороту ее одежды, одежда Младенца и нимбы шиты пряденым золотом «рядками». Тонкой золотной нитью очерчено зарукавье у Богоматери, красной нитью – складки на одежде Младенца и перекрестье на его нимбе. Контуры фигур и круги (от камней?) на нимбе Богоматери выстланы белыми нитками под жемчуг. На обрамленных с двух сторон жемчужными полосами широких каймах из темно-синей тафты жемчугом по настилу вынизан узор из соединяющихся ромбов с отростками, кругами и трилистниками, с включенными в него серебряными позолоченными тиснеными плашками разной формы (круглыми с оттиснутыми розетками, треугольными и четырхлепестковыми). К этим каймам пришиты другие: слева – из золотного атласа с узором крестов в кругах, справа и внизу – из золотного атласа с цветочным узором. Подкладка из зеленой хлопчатобумажной крашенины. На подкладке пришиты бумажка с надписью черными чернилами: 469//Глав. Опи; и вторая – с такой же надписью, а также шесть матерчатых петель и одно металлическое кольцо.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

7) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 10301. Пролог (л. 54–58), 50– 60-е годы XVI в., содержит сокращенный список редакции. Филиграни: Сфера под пятиконечной звездой – Брике, 14007 (1559– 1562 гг.); Перчатка под короной, на ладони изображение лилии (в справочниках не отыскивается). 8) ГИМ, Музейское собр., 2781. Пролог (л. 59 об. – 63 об.), 60-е годы XVI в., содержит сокращенный список редакции. 9) РНБ, Q.I.1531. Житие Федора Ярославского (л. 44 об. – 53), 80-е годы XVI в., содержит сокращенный текст редакции. Филигрань: Крепостные ворота с литерой Q – Лихачев, 4180 (1585 г.). 10) ЯМЗ, 14966. Сборник (л. 1–7), конец 10-х – начало 20-х годов XVII в., содержит сокращенный список редакции. Филиграни: 1) Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры О GR – Лауцявичюс, 523 (1622 г.); 2) Кувшин с двумя ручками под розеткой, на тулове литеры МР – Дианова («Кувшин»), 399 (1616–1621 гг.); 3) Кувшин с двумя ручками под горкой из полумесяцев – типа Дианова и Костюхина, 780 (1616 г.). 11) РГАДА, ф. 187 (Рукописное собр. РГАЛИ), оп. 1, 116. Пролог (л. 33 об. – 35 об.), 1625 г., содержит сокращенный список редакции Андрея Юрьева. 12) РНБ, Кирилло-Белозерское собр., 11 1250. Пролог (л. 54– 57 об.), 20–30-е годы XVII в. Содержит сокращенный список редакции. Филигрань: Рог изобилия – Гераклитов, 68 (1628–1630 гг.). 13) РНБ, Соловецкое собр., 699 807. Пролог (л. 50–53), 30-е годы XVII в., содержит сокращенный список редакции. Филигрань: Гербовый щит под короной – типа Дианова и Костюхина, 1132 (1638 г.). 14) Научная библиотека Московского университета, 2 Ес-87. Сборник (л. 13–19), 40-е годы XVII в., содержит сокращенный список редакции. Филигрань: Щит с рогом изобилия, под щитом буквы МС – Дианова и Костюхина, 1163 (1642 г.). Взаимоотношение списков редакции Андрея Юрьева отражено на Рис. 9 (списки 1, 2, 4, 5 Полного вида, а списки 3, 6–14 Сокращенного вида). Списки Сокращенного вида не равнозначны. Более первоначальны списки 8–12–14, из которых лучшим является список 8, а 12 и 14 подверглись дополнениям по рукописи типа 4. Вторичной является группа списков 3–6–7–9–10–11, определяющими чтениями которой можно признать следующие: 1) Бог наполнил Русскую землю «велицеми книгами» (вместо «грады»); 2) татары опустошили «всю землю Русскую западную» (в полных списках слово «Русскую» отсутствует).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Жизнь библейского текста в печатных богослужебных книгах проявляется в этот период почти исключительно в изменениях сопутствующей им внешней оправы церковных чиннопоследований. Кажется, можно указать только одно исключение, когда впечатном издании XVI века выступил не общепринятый, ходячий библейско-богослужебный текст, а старое и даже еще неизвестное в науке чтение. Мы разумеем евангельский текст в упомянутом уже Заблудовском издании учительного Евангелия 1569 года, т. е. текст еще до-острожский, притом не сплошной, а отрывочный, связанный с текстом толкований и поучений. По-видимому, сербский перевод этого Евангелия 1343 г. 184 , хорошо обрусевший и поправленный при печатании Иваном Федоровым, представляет новую самостоятельную справу евангельского текста XIV в. Высказывалось мнение о том, что евангельский текст Учительного Евангелия совпадает с переводом святителя Алексия, но, по нашей проверке, это не подтверждается: на всем протяжении книги, чтения, при общей древней основе, самостоятельны и часто очень характерны. Например, известное место Мф.2:6 читается так: и ты Вифлеоме, земле июдова, не будеши худа весма во владыках июдовах (слово на Рожд. Хр.). В Мр.6:27 : и абие послав царь мучителя; в старых переводах воина, в переводах XIV в. – спекулятора. Подобных евангельских чтений в известных переводах не встречается 185 . Нельзя сказать, что библейско-богослужебные чтения, накануне первого увековечения их на печатном станке, представляли на Руси полное единство. Наряду с подавляющим большинством списков, совпадающих с принятым тогда для печати текстом, библейско-богослужебные чтения из книг ветхого завета в небольшом ряде списков, по-видимому, новгородского происхождения XV–XVI столетия, содержатся в особом изводе. Этот извод по всем признакам явился в Новгород из Сербии, где он мог появиться в XIV–XV-м веке. Эта, по-видимому, не обще распространенная даже в Новгороде, справа библейских чтении не имела дальнейшей истории в период печатных книг и является только любопытным историческим фактом из истории на Руси смены церковных чинов и истории литературного взаимообщения Новгорода с Сербией в XIV–XV вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

СОХРАННОСТЬ Ткани выцвели, подкладка загрязнена, следы воска. ИКОНОГРАФИЯ Иконография сударя повторяет произведения мастерских царицы Ирины Федоровны и Дмитрия Ивановича Годунова (см. кат. 46, 53,56,62,67). Отличием является отсутствие вкладной надписи на фоне. АТРИБУЦИЯ Рисунок находит аналогии в произведениях царицыных светлиц конца XVI в. Однако здесь несколько иные пропорции фигур, более резкие оттенения в личном, начертание букв, что заставляет датировать сударь, как и весь комплект, более поздним временем 665 . ИСТОЧНИКИ Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 15, 16529. 87. СУДАРЬ БОГОМАТЕРЬ ВОПЛОЩЕНИЕ Москва, мастерская царицы Евдокии Лукьяновны, знаменщик Иван Паисеин, словописец Иван Гомулин (?), 1628–1630. Камка (XVI в. и начало XVII в., Италия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, жемчуг, рубины, изумруды, серебро; ткачество, шитье, низание. 60х59 Происходит из московского Сретенского монастыря 666 . Инв. ТК-2700 Кат. 87 На среднике по малиновой камке в ореоле вышито изображение Богоматери Воплощение (фигура немного больше поясной). В одной руке Младенца – свиток, другая сложена в двуперстном благословлении. По углам средника чередуясь вышиты профильные херувимы и серафимы. На фоне – шитые пряденым золотом надписи: мр у, хс, (дважды), (дважды). На каймах, обрамленных с двух сторон тройными золотными полосами, по зеленой камке золотной пряденой нитью четкой вязью с небольшим количеством лигатур шит евхаристический канон: пиите т не вси се есть кро(в) мо новаго//завта же за вы//и за многие изъли//ваема во ставление грховъ. Песнопение начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. На первых двух буквы направлены внутрь сударя, на двух последних – наружу. Личное шито тонким слабокрученым шелком телесного цвета «атласным» швом и «в раскол». По абрису ликов, вокруг глаз, к вискам, по суставам – светло-коричневые оттенения. Волосы Младенца, херувимов и серафимов, черты ликов, контуры и детали прошиты светлокоричневым шелком. Подкрылья у херувимов и серафимов – зеленым. Все остальное шито серебряными и золотными прядеными нитями с цветными прикрепами (швы – «ягодка», «черенок», «клетчатый городок», «перышки»). Нимб Богоматери окружен рельфной золотной «веревочкой». Контуры и детали рисунка обнизаны мелким жемчугом. На очелье Богоматери «репей» с четырьмя мелкими камешками и жемчужинами. На нимбах и зарукавьях – изумруды и рубины покрупнее в серебряных оправах (всего девять). Подкладка из зеленой камки. На подкладке надписи черными чернилами: ГЛ. ОП. 130/8 и две металлические петли. Сударь составляет комплект с сударем (кат. 86) и воздухом (кат. 85).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Инв. TK-2691 Кат. 74 На среднике подвесной пелены к небольшой иконе по малиновой камке вышито изображение поясной Богоматери Тихвинской. Правая рука ее прижата к груди. Младенец одной рукой благословляет, другой держит на коленях свиток, ступня его правой ножки повернута пяточкой к зрителю. Личное шито тонким некрученым золотисто-песочным шелком «в раскол» с небольшими оттенениями. Черты ликов, контуры и детали рисунка отмечены черной нитью. Волнистые волосы Младенца и радужки глаз шиты красно-коричневым шелком. Нимбы и одежды – прядеными серебряными и золотными нитями с красно-коричневой, голубой и желтой прикрепой (швы – «ягодка», «черенок», «рядки»). На фоне серебряной нитью вышиты монограммы – мр у, хс. Рельефный контур нимба Богоматери шит золотной нитью. Такие же обрамления имеют каймы из той же малиновой камки, что и средник, с тропарем праздника иконы Богоматери Смоленской, шитым серебряной нитью четкой вязью: к б(д)це прил(ж)но ние притецем со (с)мирение(м) припа//дающе вопиюще глубны душев(н)ы// вл(д)ца помози милодо..вл(в)ши на ны по(д)щис //ко т множе(с)тва грехов не (т)врати рабы тщо тебе бо е(д)ну. Песнопение начинается на верхней кайме, переходит на левую, затем нижнюю и правую. Буквы на верхней кайме направлены внутрь, на остальных – наружу пелены. К нижнему концу пелены пришито пять кистей из крученого малинового шелка с ворворками. Подкладка из желтой камки. СОХРАННОСТЬ Утраты шитья в личном, потертость золотных нитей, особенно на тексте песнопения. Ткани секутся. В XIX в. пелена была нашита на картон с наклеенным на него темно-зеленым бархатом того же времени. ИКОНОГРАФИЯ 620 Изображение Богоматери с Младенцем на пелене повторяет образ чудотворной иконы Богоматери Тихвинской, явленой в 1383 г. и особо почитавшейся в XVI в. Этим обусловлено большое распространение списков Тихвинской Богоматери в вв. 621 , ко многим из которых прикладывались лицевые пелены. В музейных собраниях сохранилось значительное число пелен с образом Богоматери Тихвинской, но большинство их мало изучено 622 . Ближайшая иконографическая аналогия публикуемой пелене – икона «Богоматерь Тихвинская» (третья четверть XVI в.), вставленная в раму с клеймами Сказания, из Благовещенского собора Московского Кремля 623 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010