4) РНБ, Q.I.802 (л. 237 об. – 246). Сборник начала 20-х годов XVI в. Филигрань: Рука в рукавчике под розеткой ­­ Лихачев, 1504, 1505 (1522 г.). Заголовок: «Месяца августа в 26 день. Чюдо Пресвятыя Богородица, внегда велико и паче надежи избавление наше бысть преславным образом Ея о нашествии безбожных агарян и о Темирь Аксака царя». 5) Государственный архив Ярославской области, 471 (л. 260– 269). Сборник конца XVI в. Филигрань: Гербовый щит-Лауцявичюс, 1167 (1592–1593 гг.). Заголовок: «Месяца августа 26. Чюдо святыя иконы Пречистыя Владычица нашея Богородица Стретение, еже нарицается Владимерская, внегда великое и паче надежда избавление наше бысть преславным образом Ея от нашествия безбожных агарян, от Темира Аксака царя, в лета благочестиваго великаго князя Василья Дмитреевича. Сказание о Темир Аскакаце, откуду бысть». 6) РНБ, Соловецкое собр., 806 916 (л. 541 об. – 553). Сборник 20-х годов XVII в. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры GP – не определен; Кувшин с двумя ручками под розеткой, на тулове буква М – не определен; Кувшин с двумя ручками под горкой, на тулове литеры МР – Дианова и Костюхина, 782 (1622 г.). На л. 114а запись: «Дияк Иван Яковлевъ». Заголовок: «Месяца августа в 26 день. Чюдо иконы Пречистыя Владимерскыя, еже нарицается Стретение образа Ея, како прииде во град Москву. Внегда великое паче надежди избавление наше бысть преславным образом Ея от нашествия безбожных агарян, от Темирь Аксака царя, в лето благочестиваго царя и великаго князя Василия Дмитриевичя. Сказание о Темирь Яксаце, откуду бысть». 7) РГБ, ф. 209 (Собр. А. Н. Овчинникова), 267 (л. 450–456). Сборник 20-х годов XVII в. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове буква Н под полумесяцем – Дианова («Кувшин»), 256 (1625 г.); 2) Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры FA O – Дианова и Костюхина, 667 (1620–1621 гг.). Заголовок: «Месяца августа 26 день. Чюдо от иконы Пречистыя Владичица нашея Богородица Владимерския, внегда великое и паче надежда избавление наше бысть преславным образом Ея и от нашествия безбожных агарян, от Темирь Аксака царя, в лета благочестиваго великого князя Василия Дмитреевича. Сказание о Темир Аксаце».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4) РГБ, ф. 304 I (Главное собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 787 (л. 30–41 об.). Сборник написан в 1562 г., судя по Пасхалии, начинающейся (на л. 119 об.) с 7071 г. Филигрань: Рука под короной -Лихачев, 1846 (1562 г.). 5) РГБ, ф. 37 (Собр. Т. Ф. Большакова), 31 (л. 85 об. – 96 об.) Сборник конца XVI – начала XVII в. 6) РГБ, ф. 37 (Собр. Т. Ф. Большакова), 1 (л. 705–714). Торжественник, переписанный около 1626 г., почерк Троицкого книгописца Германа Тулупова. Филигрань: Гербовый щит с лилией под короной, под щитом литеры МР – Дианова и Костюхина, 932 (1626 г.). 7) ГИМ, Собр. А. С. Уварова, 439 (1°) (л. 540 об. – 547). Сборник 30-х годов XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под лилией, на тулове литеры С НВ – Дианова («Кувшин»), 549 (1635–1640 гг.). Вместо Ивана Калиты значится Даниил Александрович. 8) РГБ, ф. 304 I (Главное собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 202 (л. 307 об. – 317). Измарагд, писан в 40-х годах XVII в. Филигрань: Гербовый щит под короной с агнцем под знаменем – Дианова и Костюхина, 3 (1646 г.). Добавлено имя Турецкого султана «Базыта». 9) РНБ, Собр. Общества любителей древней письменности, Q.514 (л. 402–415 об.). Сборник середины XVII в. Филиграни: Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка DIEAVDE – Дианова и Костюхина, 436 (1647 г.); Гербовый щит с медведем под короной, под щитом буквы WR, контрамарка РС – Дианова и Костюхина, 973 (1651–1659 гг.). 10) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 632 (л. 194–214 об.). Сборник 60-х годов XVII в. Филиграни: Голова шута с 7 бубенцами – Дианова («Голова шута»), 402 (1665 г.); Герб Амстердама – Дианова («Герб Амстердама»), 224 (1665 г.). Вместо Ивана Калиты значится Даниил Александрович. 11) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 4099 (л. 153–164). Сборник конца 1664 – начала 1665 г. Записи о написании различных частей сборника писцом Петром Юшковым помещены на л. 97 («в лето 7170 втораго маия въ 10 день»), л. 118 об. («лета 7172-го году в чистоте и в благоденьствии»), л. 202 («в лета 7173-го году»), л. 222 («7174-го октября»). Непосредственно перед началом Повести о Темир-Аксаке имеется помета о времени окончания предшествующей части (на л. 152 об.): «Написано сие житие месяца декабря в 19 день, на паметь святаго мученика Внифантия») – следовательно, к переписке Повести Петр Юшков приступил после 19 декабря 1664 г. § 5. Повесть о Темир-Аксаке в составе Никоновской летописи

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

СОХРАННОСТЬ Утраты шитья в личном среднего ангела. Золотное шитье сильно потерто, сечется, местами отстает, шелковые нити на каймах выцвели, имеются следы реставрации. Подкладка более новая (XVII в.?), загрязнена. По краям в разрывах под подкладкой видны несколько слоев тканей: палевая тафта (древняя), зеленая шелковая кромка, синяя крашенина, холст. Утрачен крючок (видны следы нитей). ИКОНОГРАФИЯ Композиция в основном следует за иконой «Троица» письма Андрея Рублева, отличаясь некоторой растянутостью и небольшими отклонениями в деталях (три чаши вместо одной; наличие лещадок на переднем плане, формы горок и дуба). АТРИБУЦИЯ Основаниями для датировки служат характер рисунка, отсутствие оттенений в личном, изобилие шитых шелком деталей, а также узорная кайма. Несколько необычный для русских памятников этого времени орнамент, такие детали, как херувимы в медальонах, зашитый серебряными нитями фон средника выдвигают предположение о возможном участии в создании палицы молдо-влахийских мастеров. В Описи Оружейной палаты помета от руки «русское шитье», что свидетельствует, по-видимому, о возникших тогда сомнениях в атрибуции. ИСТОЧНИКИ Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 17, 19040. 177. ПЕЛЕНА БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ Москва, XVII в. (?) Атлас (XVI в., Италия), узорный атлас (XVIII в., Турция), шелковая полосатая ткань (XVIII в., Европа), холст и тесьма (XVIII в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, твореное золото, жемчуг; ткачество, шитье, низание, темперная живопись. 39,5х65; древняя часть – 30х26,3 Поступила из Вознесенского монастыря в Московском Кремле в 1919 г. 957 Инв. ТК-2542 Кат. На среднике подвесной пелены к иконе по малиновому атласу вышита Богоматерь Владимирская. Нимб Богоматери, не уместившийся на среднике, наверху срезан. На фоне по сторонам изображения монограммы – мр у, хс. Личное шито песочного цвета шелком и записано темперой. По розовой краске с подрумянкой коричневой краской выписаны черты. Одежды и нимбы шиты прядеными серебряными и золотными нитями (швы – «черенок», «ягодка», «двойная ягодка», «ягодка с крестиком») и прописаны твореным золотом, как и монограммы. Твореным золотом и красной краской прописан фон средника. Контуры рисунка, складки одежд и другие детали прошиты коричневой нитью. Контуры, звезды на очелье и плече Богоматери и буквы он на нимбе Христа низаны мелким жемчугом. На каймах того же малинового атласа, что и на среднике, обрамленных с двух сторон шитыми серебром полосами, серебряными прядеными нитями с пропиской твореным золотом густой многоэтажной вязью шит тропарь: днсь… 958 . Внизу пришито десять кистей из серого, зеленого и песочного шелка с такими же ворворками. С трех сторон к пелене пришиты каймы из шелковой ткани с чередующимися розовыми и зелеными полосами. Наверху – тесьма с яркими цветами по серебряному полю. Подкладка из турецкого золотистого атласа с узором зеленых с белым цветущих веточек. На второй кайме подкладка из желтого и брусничного холста.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Итак, почти все богослужебные сольвычегодские кресты являются мощевиками и имеют драгоценные оклады, которые свидетельствуют о глубоких, древнейших традициях их почитания, возникших ещё в Византии. Кресты отличаются формой, размерами, пропорциями, что традиционно взаимосвязано с их назначением и, прежде всего, с различным характером богослужения. Однако при этом разные типы крестов иногда взаимозаменяли друг друга. Изучение типологии, стиля и технологических приёмов изготовления крестов свидетельствует о мощном влиянии на сольвычегодские памятники таких древнейших художественных и культурных центров Руси, как Москва, Великий Новгород и Ярославль. На тесные отношения Сольвычегодска с этими центрами указывают и наименования мощей в крестах. Множество мощей и реликвий, находящихся в крестах, связано с паломничеством на Святую землю и с другими регионами православного мира. Рассмотренные нами кресты большей частью являются работой местных сольвычегодских мастеров, где «переплавлены», несколько изменены и получили дальнейшее развитие лучшие достижения крупнейших художественных центров Древней Руси. Каталог крестов XVI – первой половины XVII века из Сольвычегодского художественного музея 1. Крест напрестольный Инв. 1619 кп. 645 пр. 37 др. 1560-е годы – 1570 год, поновления начало XVII века. Сольвычегодск. Серебро, дерево; гравировка, золочение. 27.7×13.2 см. Вклад Иоанникия Фёдоровича Строганова в Благовещенский собор г. Сольвычегодска. Описание. Крест напрестольный, восьмиконечный, деревянный в гладком серебряном золочёном окладе с резными изображениями. Особенностью типа этого креста является горизонтальная нижняя перекладина, параллельная верхней и средней. На кресте имеются два «слоя» гравированных изображений и надписей. Первый «слой» – 1560-е годы – 1570 год. Второй «слой» – начало XVII века. На лицевой стороне креста первоначально гравировано очень крупное Распятие, Христос с крещатым венцом с буквами О Н . Здесь же над венцом гравировано в двух узких перекладинах – Ц[А]РЬ СЛЬ(ВЫ) , по сторонам Распятия – пять поясных фигур предстоящих с надписями: МР ФУ ИОА[Н], ЛО[НГ]ИН . Вверху креста изображены два летящих ангела, поддерживающих восьмиконечный крест с орудиями Страстей – копием и губкой, по сторонам креста – ХС .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Младенец поясной, со свитком в одной руке и благословляющей другой. По углам средника – профильные херувимы. На фоне в ореоле – шитые серебром монограммы: мр у, хс. На ограниченных с двух сторон серебряными полосами каймах по зеленой камке прядеными серебряными нитями вязью шит евхаристический канон: пиите т не вси си есть кровь мо// новаго завта же//за вы и за многи//изливаема во ставление грховъ. Песнопение начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы на всех каймах направлены внутрь произведения. Личное шито крученым песочного цвета шелком «атласным» швом и «в раскол» со светло-коричневыми оттенениями. Черты ликов, контуры и детали рисунка, волосы у Младенца и херувимов темно-коричневые. Подкрылья у херувимов голубые и зеленые. Все остальное шито прядеными серебряными и золотными нитями с тонкими цветными прикрепами (швы – «черенок», «ягодка», «ягодка двойная», «перышки», «разводная клетка»). Вокруг нимба Младенца обнизано жемчугом. Подкладка из желтой восточной камки с рисунком хризантем и гвоздик. На подкладке надписи черными чернилами: ВСЕГО ЖЕМЧУГА//НА СЕМЪ ПОКРОВЪ//СОЧТЕНО 39 ЗЕРЕНБ//1857 ЗЕРЕНЪ, 45–8//91 и две матерчатые петли. Составляет комплект с сударем (кат. 138) и воздухом (кат. 72). СОХРАННОСТЬ Небольшая деформация тканей. ИКОНОГРАФИЯ Иконография повторяет произведения мастерских царицы Ирины Федоровны и Дмитрия Ивановича Годунова (см. кат. 47,49,50, 54,57,60,63). Отличие в отсутствии вкладной надписи на фоне, а также в том, что изображение Богоматери почти поколенное. АТРИБУЦИЯ Оттенения в личном, характер надписи дают возможность датировать произведение второй половиной XVII в. ИСТОЧНИКИ Опись Архангельского собора 1730, л. 46; Опись Архангельского собора 1771–1773, л. 98 об.; Опись Архангельского собора 1857, л. 77; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12262; Маясова 2002. С. 341. 140. СУДАРЬ БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ Россия, вторая половина XVII в. Атлас и тафта (XVI в., Восток), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити; ткачество, шитье.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Месяцеслов славянских Студийских Миней в Моск. Типогр. и Синод. библ. XII-XIV в. совпадает числами и в Минеях, исключая пр. Иоанникия 3н.; есть Кирилл и Мефодий 14 ф. и 6 апр., и других 4 моравских св.. (происхождение из Маравии?); из русских – перенесение мощей св. Николая, dvx Герория 26 н., Бориса и Глеба 25 ил., Леонтия и Игнатия ростовских.    Месяцеслов в представителях Иерусалимского устава — Типиконах и Минеях – однообразнее Студийского. Древнейшие греческие Типиконы Моск. Румянц. Муз. Сев. собр. 35/491 XIII в. и Моск. Синод .библ. 456 XIII в. и 381 XIII-XIV в.имеют впервые 8 янв. Георгия Хозевита, 14 окт. (не 12, как ныне) Космы Мают., 3 н. освящение церкви (с. 448) вмч. Георгияв Лидде; лишние против нынешнего устава памяти: 1 сент. великого пожара (в К-поле 468 г.), 4 сент. еще мч. Вавилы Никомидийского и 84 детей (IV в.), Ермионии и Евтихии сестер (в друг. — дочерей) диак. Филиппа, 4 ил. Михаила Хониата, архиеп. Афинского (XIII в.); не достает нынешних: 6 сент. ап. Архиппа, 22 сент. Ионы пр. и Иона пресв.., 15 окт. Евфимия Нового, 29 н. Акакия в Лествице, 13 дек. мч. Лукии, 31 м. ап. Ермия, 12 ин. Петра Афонского; 5 ил. Афанасия Афонского добавлено позднейшею рукою. Славянские Иерусалимский уставы почти во всем повторяют месяцеслов греческих, иногда обнаруживая следы и большей древности; напр., уст. Моск. Синод. библ. 328/383 XIV в. имеет 6 сент пр. Евдоксия, 23 дек. пр. Нифонта, 28 ф. патр. Протерия. В разном количестве разные списки устава вносят специально русские и славянские памяти; так в 328/383 XIV в. есть Покров, Николая 9 м., пр. феодосия, Владимира, Бориса и Глеба 2 раза, Игнатия Ростовского, Кирилла 14 ф.; в 329/384 XIV в. еще отмечены дни преставления Петра и Алексия м. Московских (позднейшею рукой), но в 678/386 XV в. уже меньше русских памятей: пр. Феодосия, св. Владимира, Бориса и Глеба, пр. Сергия, м. Петра и еп. ростов. Игнатия (три последний приписаны позднее); напротив 336/388 XVI в. не только имеет славянских и русских святых более нынешнего Типикона, но и греческих памятей более, чем греч. Тип., напр. 3 и 14 н. Григория Паламы, 28 янв. Исаака Сирина. Рукописные славянские Минеи Иерусалимского типа представляют еще более разности: в большинстве мч. Конона 4 мр., а пр. Герасима 5 мр.; в одной Ипатий Гангр. 16 н., а не 31 мр.; в Минеях XVI в. появляются службы Стефану Сурожскому 15 д., пр. Параскеве 14 окт. (из ю-слав. Миней XIV в.), вмч. Параскеве 28 окт., пр. Андрею 2 окт. Впервые появляются из Афонских свв. кроме Афанасия и петра – в Минеях XIV-XV в. Михаил Малеин 12 ил. и Евфимий Новый 15 окт. Славянскими и русскими святыми Минеи беднее Типиконов; службы им обычно писались в конце книги и до XV в. их почти нет; первыми появляются памяти пр Саввы 14 янв. и Арсения Сербских 28 окт., позднее – болгарских: иоанна Рыльского 19 окт. и Илариона Мглимского 21 окт.; Кирилла и Мефодия нет. Из русских в Минеях XIV-XV в.иногда службы Покрову, св. Владимиру, Знамению 27 н. и Варлааму Новг. 6н.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В Собор Костромских святых входят: Авраамий Галичский, Чухломской, Городецкий, игумен, ученик преподобного Сергия Радонежского, 1375 г., Ил. 20, Радонеж.; Адриан Монзенский, преподобный, 1610 г.; Александр Вочский, Галичский, преподобный, нач. XVI в., Мр. 27, Ав. 30; Александра Феодоровна, императрица Российская, страстотерпица, 1918 г., Ил. 4, Новомуч., Петерб.; Алексий Николаевич, царевич, страстотерпец, 1918 г., Ил. 4, Новомуч., Петерб.; Анастасия Николаевна, великая княжна, страстотерпица, 1918 г., Ил. 4, Новомуч., Петерб.; Варнава Ветлужский, преподобный, 1445 г., Ин. 11; Василий (Разумов), иерей, священномученик, 1937 г., С. 9, Новомуч.; Василий (Преображенский), Кинешемский, еп., исповедник, 1945 г., Ил. 31, Иван., Новомуч., Ростов.; Владимир (Ильинский), иерей, священномученик, 1918 г., Ф. 22, Новомуч.; Геннадий Костромской, Любимоградский (Любимский), преподобный, 1565 г., Ян. 23, Ав. 19, Белорус., Ростов.; Герасим Луховский, преподобный, XVI в., Ин. 7, Иван.; Григорий Пельшемский, Вологодский, игумен, чудотворец, 1442 г., С. 30, Волог.; Димитрий (Добросердов), Можайский, архиепископ, священномученик, 1937 г., Окт. 8, Новомуч.; Димитрий Донской, великий князь Московский, 1389 г., М. 19, Моск., Радонеж., Тул.; Димитрий Красный, благоверный князь Галичский, 1441 г., С. 23, Моск., Радонеж., Тул.; Дионисий Суздальский, архиепископ, 1385 г., Ин. 26, Окт. 15, Влад., Радонеж.; Елисавета Феодоровна, Алапаевская, великая княгиня, прмц., 1918 г., Ил. 5, Моск., Новомуч., Петерб.; Иаков Брылеевский, преподобный, XV в., Ап. 11, день Св. Духа; Иаков Галичский, преподобный, XV-XVI в., Ап. 4, М. 30; Иаков Железноборовский, преподобный, ученик преподобного Сергия Радонежского, 1442 г., Ап. 11, М. 5, Радонеж.; Игнатий (Брянчанинов), еп., 1867 г., Ап. 30, Ростов., Петерб.; Иоанн (Касторский), диакон, священномученик, 1918 г., Ф. 22, Новомуч.; Иоанн (Перебаскин), мч., 1918 г., Ф. 22, Новомуч.; Иона Московский, митрополит, чудотворец, 1461 г., Мр. 31, М. 27, Ин. 15, Влад., Моск., Ряз., 5 свт.;

http://pravicon.com/info-2725

пелена датирована XVI в., но ошибочно названа «Богоматерь Грузинская». В. Т. Георгиевский отмечает, что «пелена представляет собой образчик тонкого миниатюрного шитья, выполненного и со стороны художественной и технической чрезвычайно тщательно» 502 . Литургическая надпись, исполненная узорной вязью, не выходит за рамки XVI в., отличается четкостью и монументальностью и свидетельствует о профессиональном каллиграфе. Рисунок лика Марии с большими глазами и четко «прорисованными» чертами, узор нимба, набор золотных швов, зашитый серебром фон имеют аналогии на двух других пеленах собрания, происходящих из Суздаля 503 , что дает основание причислять пелену к той же группе памятников середины – второй половины XVI в., выполненных в Покровском монастыре, и предполагать, что первоначально ее средник, как и на других пеленах, окружала кайма с узором, низанным жемчугом. Увеличение средника и добавление кайм с надписью из стихиры Одигитрии, возможно, первоначально принадлежавших другой пелене, могло быть связано с перемещением пелены к иконе большего размера. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Покровского монастыря 1597. С. 29; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 17, 18979; Георгиевский 1927. С. 19, табл. X, рис. 2. 31. ПЕЛЕНА БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ Суздаль, мастерская Покровского монастыря (?), вторая половина XVI в. Камка (XVI в., Италия), тафта (XVI в., Восток, бархат (XVI в., Италия), шелковые, льняные, серебряные и золотные пряденые нити, серебро, стекло; ткачество, шитье, тиснение. 38,5хЗ2 Вклад Венедикты Путиловой в суздальский Покровский монастырь. Поступила из Владимирского музея в 1931 г. 504 Инв. ТК-256 Кат. На среднике подвесной пелены к пядничному образу Богоматери Одигитрии по малиновой камке вышито поясное изображение Богоматери с чуть повернутой головой в сторону Младенца, сидящего на ее левой руке. Младенец изображен прямоличным, с благословляющей протянутой в сторону рукой и свитком в другой руке. На фоне монограммы: мр у, хс. Личное шито плотно некрученым песочного цвета шелком «в раскол» «по форме» с небольшими оттенениями светло-коричневым.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Примечание. Указанная в надписи церковь была построена в 1700 году по инициативе вкладчика креста. 2. Крест напрестольный Инв. МР-4890. 1703 год, Москва. Мастер Никифор Макарьев Пшеничный (?). Серебро. Чеканка, литье, золочение. 43,5х24,2 см. Клейма: мастера Н МП; годовое – 703 в буквенном обозначении. Поступил в 1920-е годы из Кирилло-Белозерского монастыря через Гохран. Распятие с литой фигурой Христа и двумя чеканными фигурами предстоящих. На верхнем конце – композиция Сошествие во ад, на боковых концах – Снятие со креста и Положение во гроб, на нижней перекладине – Возведение на крест. На нижнем конце креста чеканены орудия страстей. На оборотной стороне креста – чеканные клейма с композициями: Тайная вечеря, Моление о чаше, Христос перед Каиафой, Венчание тернием, Бичевание у столпа, Несение креста. Между клеймами – надписи о вложенных мощах: часть животворящего древа Креста Господня, мощи святых Илии, Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Иоанна Милостивого, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Даниила, архидиакона Стефана, царя Константина, евангелистов Матфея, Марка, Луки, апостола Филиппа, апостола Тита, великомученика Георгия Победоносца, великомученика Димитрия Солунского, мученицы Екатерины, мучениц Варвары, Ирины, Марины, Феодосии девицы. На нижнем конце выбитая канфарником надпись: 1711 ГОДУ СЕ ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРСТЪ СО СВТЫМИ МОЩМИ ПОСТРОИЛЪ МОСКВИТИН КАДАШЕВЕЦ ТИМОФЕЙ ВАСИЛЬЕВЪ СНЪ КОРЫХАЛОВ И ОТДАЛЪ ВКЛАДОМЪ В МАНАСТЫРЬ ЧЮДОТВОРЦА КИРИЛЛА НОВОЕЗЕРСКОГО РАДИ ПОМЯНОВЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ СВОИХЪ . Лицевая сторона             Оборотная сторона Примечание. Кириллов-Белый Новоезерский мужской монастырь был основан в начале XVI века под Белозерском иноком Корнилиева Комельского монастыря Кириллом Белым (см. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. С. 582). 3. Крест напрестольный Инв. МР-6288. 1705 г., Кострома (?). Серебро. Чеканка, гравировка, золочение. 35,7х18,3 см. Поступил в 1931 году из Костромского государственного музея.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Крест-мощевик наперсный Инв. МР-944. Конец XVI – начало XVII века (оборотная сторона). Россия; конец XVIII века (лицевая сторона). Москва. Серебро, турмалин; гравировка, чернь, чеканка, золочение. 17.9×13.3×1.0 см. Поступил в 1922 году из Петропавловского собора в Петрограде. Описание. Крест массивный, с фигурными концами и маленьким оглавием со светлым турмалином в высоком касте. На лицевой стороне черневые изображения Распятия над башнями Иерусалима, Саваофа, Богоматери и Иоанна. Фон гравирован чешуйками и вызолочен. На вызолоченной оборотной стороне в пяти медальонах гравированные поясные изображения святых на фоне растительного орнамента и надписи: СТЫИ ЛЕОНТЕИ (на верхнем конце), СТЫИ ИСАИЯ, СТЫИ ЛУКА, СТЫИ ИГНАТЕИ, АВРАМ; МОЩИ РУЧКА (риза?) ПРСТЫ БДЦА; МЛЕКО ПРЕУТЫЯ БДЦЫ; МОЩИ ЕВАНГИЛИСТА ЛУКИ, МОЩИ МУНКА ЕВСТАФИЯ, МОЩИ ИНЫХ МОНГИХ СТЫХ ИМЯ ИМ ЬБГИ BE (Бог ведает). Оборотная сторона деформирована, на боковых стенках и лицевой стороне грубые штифты, чернь с утратами. Атрибуция. Оформление лицевой стороны креста гравированным чешуйчатым орнаментом в сочетании с черновыми изображениями типично для московских изделий конца XVIII века. Оборотная сторона датирована по стилистическим признакам. Примечание. Значительные ошибки в надписях свидетельствуют о механическом перенесении текста мастером, который, по всей видимости, был неграмотен. 2. Крест-мощевик наперсный Инв. МР-6560. Начало XVIII века. Россия. Серебро; гравировка, чеканка, золочение. 13.0×10.0×2.0 см. Поступил в 1922 году из Петропавловского собора в Петрограде. Описание. Крест четырёхконечный, с четырёхугольным оглавием, на котором выгравировано изображение Спаса Нерукотворного. В центре лицевой стороны гравированное Распятие на фоне града Иерусалима, в подножии глава Адама, на боковых концах креста полуфигуры предстоящих Богоматери и двух Марий (третья фигура слегка намечена за двумя), а также святых Иоанна и Лонгина. На верхнем конце изображения Солнца и Луны, под ними спускающиеся вниз ангелы. Все изображения имеют пояснительные надписи. На оборотной стороне выгравированы тринадцать клейм с надписями о вложенных мощах:

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010