«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 29 июня, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». «Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мр. 9:50). У Луки то же изречение приводится в иной редакции: «Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее» (Лк. 14:34–35). Здесь упоминается еще один способ употребления соли: в качестве удобрения. Однако и для этой цели нельзя использовать испорченную соль. Раннехристианские авторы толкуют изречение Иисуса как в буквальном, так и в переносном смысле. Ориген говорит о том, что, как соль предохраняет мясо от порчи и позволяет ему долго сохраняться, «так и ученики Христовы всячески поддерживают и сохраняют эту земную область, препятствуя зловонию, происходящему от грехов идолослужения и блуда» . По словам Иоанна Златоуста, Христос как бы обращался к ученикам: «Слово, которое вы слышите, относится не только к вашей жизни, но и ко всей вселенной. Я посылаю вас не в два, не в десять, не в двадцать городов, не к одному народу, как некогда пророков, но на сушу и море, во всю вселенную». Говоря «вы — соль земли», Христос «показал, что вся человеческая природа обезумела и прогнила от грехов. Поэтому Он требует от учеников таких добродетелей, которые были особенно необходимы и полезны для других» . Кирилл Александрийский считает, что солью Иисус называет рассудительность, которой исполнено апостольское слово, «ибо подобно тому, как без соли не съедобны ни хлеб, ни рыба, так и без апостольского разумения и научения всякая душа и безумна, и нездорова, и неугодна Богу» . Каков изначальный смысл слов Иисуса о соли земли? В этот образ заложен многоуровневый смысл. В самом широком смысле можно говорить о том, что христианство придает вкус человеческой жизни, делает ее содержательной, не пресной. Если Царство Небесное, принесенное людям Иисусом, является неким особым измерением человеческой жизни, то сравнение его с солью позволяет лучше понять его свойства и его ценность. Христиане, согласно Его учению, живут «в мире» (Ин. 16:33), но они «не от мира» (Ин. 15:19). Не смешиваясь с миром, они наполняют его жизнь смыслом, их присутствие в мире становится важным фактором человеческого благобытия.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

В Евангелиях св. Ап. Пётр представляется человеком живым, порывистым, быстрым в решениях и действиях, мыслящим образами и представлениями. Не смотря на свой преклонный возраст, он всегда оказывается впереди учеников и успевает первым выступить с словом и действием; при чём и слово, и действие его отличаются неподражаемо рельефной образностью. Когда Господь впервые совершил пред глазами его чудо, он падает к ногам Господа и восклицает: «уйди» из лодки моей! «я человек грешный» ( Лк.5:8 ). В другой раз, увидев Господа, идущего по морю, он бросается по воде навстречу Ему ( Мф.14:35–33 ). Он первый исповедует Иисуса Христом, Сыном Бога живого ( Мф.16:16 ) и от лица всех учеников выражает непоколебимую решимость следовать за Ним ( Ин.6:68:69 ). Но когда Господь впервые поведал ученикам об ожидающих Его ужасных страданиях, Пётр, «отозвав Его» в сторону, «начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, и Господи! да не будет этого с Тобою!» ( Мф.16:22 ). В ответ на наставления Христа о прощении обид и о соблазнах богатства, он ставит реально-конкретные, в духе в. з. номизма, вопросы: «сколько раз можно прощать, до семи ли раз» ( Мф.18:21 )? и: «вот мы все оставили... что же будет нам?» ( Мф.19:27 ). Восхищенный преображением Господа на Фаворе, он выражает благоговейный восторг свой таким предложением: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи»; при чём в живом воображении своём он даже распределяет эти кущи: «Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» ( Мр.9:5 ). Когда Господь хотел умыть ноги ему, он, вначале не понимая идеально возвышенного смысла этого действия, решительно протестует, но затем, уразумев символическое значение образа, восклицает: «Господи, не только ноги мои, но и руки и голову» ( Ин.13:9 ). Под живым впечатлением прощальной беседы, он обещается Господу быть верным Ему до смерти и следует за Ним во двор первосвященника, но здесь новые образы, новые картины внушают ему новые впечатления; он забывает предсказание Господа и трижды отрекается от Него; но один взгляд Господа напоминает ему всё и повергает его во всю глубину христианского покаяния. В тяжкий час гефсиманского бремени Иисуса Пётр крепко спит и почивает, но, когда, при появлении стражи, «бывшие» с Иисусом только ещё спрашивали: «Господи, не ударить ли нам мечем? один из них (то был, конечно, Симон Пётр – ср. Мф.26:69 ) отсёк» уже «рабу первосвященникову правое ухо» ( Лк.22:49–50 ). Характерен также случай на Галилейском озере: нагой в лодке, Пётр опоясывается епендитом, бросаясь в воду навстречу Христу; увидев Господа и Учителя своего, забывает и о воде, и обо всём, влекомый одним стремлением предстать пред Господа своего ( Ин.21:7 ). Как видим, Симон, сын Ионы из Вифсаиды. не был натурой рассудочно-рефлективною; в характере его преобладали живые представлевния, быстро переходившие в волевые импульсы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

Алексий (Коноплев Виктор Александрович), архп.Тульский и Белевский Родился в 1910 году в г.Павловске Воронежской области. По получении среднего образования с 1929 года исполнял обязанности псаломщика в храмах гор.Павловска. В 1951 г. окончил Московскую Духовную семинарию. Был рукоположен во иерея и состоял в штате Воскресенского храма г.Москвы, а затем был назначен настоятелем в Троицкую церковь , что на Ленинских горах, где и служил до избрания его на епископскую кафедру. В 1955 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 6.VI.1956 пострижен в монашество. 14.VI.1956 возведен в сан архимандрита. 21.VII.1956 хиротонисан во епископа Пермского и Соликамского. Хиротония состоялась в Москве. Чин хиротонии совершали: Свят.Патр.Московский и всея Руси Алексий; митр.Крутицкий и Коломенский Николай; архп.Одесский и Херсонский Борис; епископ Волынский и Ровенский Палладий и епископ Бийский Донат. С 14.III.1957 епископ Лужский, вик.Ленинградской епархии. 14.XI.1961 – епископ Тульский и Белевский. 25.II.1964 – архиепископ и награжден правом ношения креста на клобуке. Литература: «ЖМП» 1956, 7, стр.13 -«- 1956, 8, стр.8–9. «Журн.Засед.» 2, стр.4, от 14.III.1957 г. 2, стр.2, от 5.III.1959 г. «ЖМП» 1958, 2, стр.16–17. 1958, 6, стр.47. 1958, 10, стр.9. 1959, I, стр.14. 1959, 3, стр.15. 1959, 5, стр.15, 16, 17, 18. 1959, 8, стр.14, 15, 16, 18. «ЖМП» 1959, стр.19,20. -»- 1959, стр.24. -«- 1959, стр.10 -»- 1960, стр.36. -«- 1960, стр.50 -»- 1960, стр.40. -«- 1960, стр.15 -»- 1960, стр.6,7,22. -«- 1960, стр.8 -»- 1960, стр.6,8,15,20. -«- 1961, стр.22,23,30. -»- 1961, стр.32. -«- 1961, стр.32 -»- 1961, стр.3. -«- 1963, стр.23 -»- 1963, стр.10. -«- 1963, стр.20 -»- 1963, стр.7,15. - " - 1964, cmp.I 27.1.1966 ЕВ von Riga und Lettland (MP 1966,3,4). 8.10.1966 ЕВ von Krasnodar und Kuban» (МР 1966,11,2). Vw der Ep. Rostov und Novoerkassk (МР 1967,8,36). Am 16.12.1969 von der zeitweisen Verwaltung der Ep. Rostov befreit (MP 1970,1,5). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Obrašenie к uastnikam sessii Sovešatel " nogo komiteta prodoloenija rabot ChMK v Sofii, in: MP 1966,12,49 . Otvety na voprosy korrespondenta Agentstva Peati Novosti, in: MP 1967,1,4–5. Otvety na voprosy korrespondenta ital. gazety «Corriere della sera» v Moskve, in: MP 1967,3,2–3. Paschalnoe poslanie..., in: MP 1967,4,1. Poslanie к 40-letiju Patriaršich Prav. obšin v Finljandii, in: MP 1957,5,6. Re na prieme v est’ d-ra Ju.K. Blejka, in: MP 1967,5,8–9. Poslanie Predstojatel’ju Konstantinopol’skoj Cerkvi, in: MP 1967,6,3–4. Otvety na voprosy pol’skogo urnalista J. Stojnovskogo, in: MP 1967, 6,4–7. Obrašenie к uastnikam Zasedenija raboego komiteta ChMK in: MP 1967,8,3–4. Ob otnošenii к Mitropoli’emu okrugu v Amerike – Patr. Afinagoru, in: MP 1967,9,2. Poslanie s svjazi s 50-letiem Velikoj Oktjabr’skoj Soc. Revolucii, in: MP 1967,11,1–4. Rozdestvenskoe poslanie..., in: MP 1968,1,1–2. Obmen poslanijami.. Pape Pavlu VI., in: MP 1968,2,1–2. Paschal‘noe poslanie..., in: MP 1968,4,1–2. Obrašenie к III Vsechristianskomu Mirnomu Kongressu, in:MP 1968,5,1–2. Pis’mo d-ru I. Gromadke, in: MP 1968,5,5. Privestsvennoe slovo... vo vremja priema predstavitelej bogosl. Konsul’tacii Vsemirnogo Soveta Cerkvej, in: МР 1968,5,9. Poslanie predsedatelju Central’nogo Komiteta VSC g-nu M.M. Tomasu, in: MP 1968,10,1–2. Poslanie D-ru I. Gromadke, in: МР 1968,10,2. Rozdestvenskoe poslanie..., in: МР 1968,12,1. Otvetnoe poslanie Nikolaju VI Pape i Patriarchu Aleksandrijskomu i vsej Afriki, in: MP 1968,12,4. Interv’ju korrespondentu gazety «Golos Rodiny», in: MP 1969 ,2 ,2–3. V ustremlenii к sotrudniestvu i miru. Privetsvennoe slovo, in: MP 1969,2,39,40. Paschal’noe poslanie..., in: MP 1969,4,1–2. Poslanie v svjazi s poloeniem na Svjatoj Gore... g-nu G. Papadopulosu, in: MP 1969,5,2–3. Poslanie к prazdnovaniju 1100-letiju so dnja bl. koniny Sv. Ravnoap. Kirilla, in: MP 1969,6,1–2. Poslanie... Patr. Bolgarskomu Kirillu..., in: MP 1969,6,3–4 Poslanie Moskovskim Duchovnym Školam..., in: MP 1969,8,4.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

(Бог. Мак. т. I, стр. 486). «Как только совершилось нарушение заповеди, тотчас оставила праотцов благодать Божья», говорит Августин, (там же стр. 486). «Лишившись за преступление заповеди высшей благодати, говорит св. Злат., они (Адам и Ева) ощущают и чувственную наготу». (Злат. т. IV, Быт., б. 16, стр. 133). 60 «Верую и в Духа Святаго Господа животворящаго» (8 чл. сим. в.) «Святым Духом всяка душа живится», поёт церковь (антиф. 4 гл.) «Дух святит, животворит», говорит св. Василий вел. (ч. 4, б. 15 о вере стр. 224–5). «Той бо, т. е. Дух Св., источник животу», читаем в Благовестнике (Мр. л. 50). «Дух не только живёт Сам по Себе, но сообщает жизнь и другим существам», говорит Св. Злат. (т. VIII, Иоан. б. 15, стр. 163). «Поэтому таковые (т. е. не имеющие Св. Духа) и названы Господом мертвецами ( Лук. 9:60 ), ...потому что не имеют Духа Св., оживляющего человека», пишет св. Ириней Лион. (кн. V. гл. 9, стр. 462; снес. Прилож. I) A так, как только епископам предоставлено право раздавать дары Св. Духа ( Деян. 8:14–17 ), то ясно, что не имеющие епископа, не имеют и Духа Св., a без Духа Св. таковые есть мертвецы. «Егда несть ту архиерея таковем не дается Дух Св.«», говорит Никон Черног. (Такт. л. 41 об.). «А не иметь в себе Духа Св., по слову св. Златоуста, есть смерть, вражда на Бога, невозможность угодить Его законам, невозможность принадлежать Христу»» (т. IX, Рим б. 13, 650). Так. обр. не напрасно епископ сравнён с головой тела, потому что он так же необходим для жизни церкви, как голова необходима для жизни тела. 61 «Дух, выходя из головного мозга, не просто сообщает, посредством нервов, чувствительность всем членам, но сообразно с каждым из них... Этот дух, распределяющийся по членам от головы, прикасаясь к каждому из них, так обр. производит на них своё действие... Сердце (есть корень) духа, печень – крови, селезёнка – желчи, и другие органы – других элементов; но все они зависимы от головного мозга... Так апостол есть самый удобный сосуд тела (т. е. церкви Христовой), принимающий от него всё.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

«ЖМП» 1961, 9. «Из жизни Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». «ЖМП» 1964, 2. «Из жизни Русской Духовной миссии в Иерусалиме». «ЖМП» 1964, 6. «Речь при наречении его во епископа Зарайского» от 25 дек. 1965 г. «ЖМП» 1966, 2, стр.12. Литература: «ЖМП» 1963, 2, стр.15. -«- 1963, 3, стр.10. -»- 1963, 5, cmp.II. -«- 1963, 9, стр.17. -»- 1963, 10, стр.5, 35, 36. -«- 1963, II, стр.4. -»- 1964, I, стр.50–56. -«- 1964, 8, стр.1. -»- 1965, I, стр.5. -«- 1965, 12, стр.З. -»- 1966, 2, стр.11–20. Ab 1946 bis zum Eintritt ins GS diente er am Altar an der Feodor-Kathedralkirche in Jaroslavl’. Am 5.8.1965 wurde er zum Beobachter bei der 4. Session des 2. Vatikanischen Konzils bestellt. 1966 war er Mitglied der Delegation beim Weltrat der Kirchen in Genf, 1967 Leiter der Delegation in Helsinki und bei der Friedenskonferenz in Stockholm. Er wurde mit der Betreuung der Pfarreien in Japan betraut, dort war er in den Jahren 1967, 1968, 1970 und 1972. 1967 war er Beobachter bei der Laienkonferenz in Rom, 1968 weilte er in Frankreich, Belgien und Holland. Am 20.3.1969 wurde er Bvon Tula und Belev (МР1969,4,3). 1969 weilte er in den USA, 1970 in Japan. Am 10.4.1970 wurde er mit der zw. Vw der Pfarreien in den USA betraut, die beim Moskauer Patriarchat verblieben sind. Am 18.6.1971 wurde er für seinen Einsatz beim Lokalkonzil Erzbischof (МР 1971,9,9). Am 27.4.1972 Erhebung zum Metropoliten (MP 1972,6,13). Er begleitete Patr. Pimen auf der Reise zu den Kirchen von Antiochien, Alexandrien, Bulgarien und von Jerusalem; mehrere Male war er auf Zypern. Von diesen Kirchen erhielt er Orden und Auszeichnungen· Seit 30.5.1972 Leiter des Kirchlichen Außenamtes (vgl. MP 1972,8,21–21). Am 16.4.1976 erhielt er das Recht auf 2 Panhagien. Am 11.6.1977 wurde er M von Kruticy und Kolomna (MP 1977, 8.3). Er erhielt im September 1977 eine Erinnerungspanhagia, den Vladimir-Orden 1. Kl. und Ostern 1979 den Sergij-Orden 1. Kl. Am 14.4.1981 ist er aus Gesundheitsgründen vom Amt des Leiters des Kirchlichen Außenamtes zurückgetreten (MP 1981, 6,Sf), das er seit 1964 als Stellvertreter und seit 1972 als Vorsteher geleitet hat. Als Leiter des Außenamtes hat er viele Reisen ins Ausland gemacht, aber auch danach.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

(МР 1980,5,9). 24 .4.1980 von Krasnodar und Kuban‘ (MP 1980,6,4). 12–14.4.1980 Teilnahme am internationalen Seminar der Christlichen Weltkonferenz in Budapest (mP 1980,9,7). Werke: Zasedanie komissi Vsemirnoj missii i evangelizacii Vsemirnogo Soveta Cerkvej (Mechiko, 8.–19.12.1963 g.) in: MP 1965, 2,66–67. Jubilejnye torestva posvjašennye prazdnovaniju 1400-letija osnovanija monastyrja sv. vkm. Ekateriny na Sinae, in: MP 1967,1,55. Dvadcatyj Medunarodnyj starokatolieskij Kongres, in: MP 1970, 11,55–56. Zasedanie Central‘nogo komiteta VSC, in: mP 1972,11,53–59. Zasedanie Central‘nogo komiteta VSC v eneve, in: MP 1974, 4,55–59. Na mirnoj konferencii v Indii, in: MP 1975,4,49–51. Vsemirnaia Ljuteranskaja Federacija nakaune estoj Assamblej, in: MP 1977,4,48–50. Uerdenie Afrikanskoj ChMK, in: MP 1978,4,42–43. Medunarodnaja konferencija za zaprešenie nejtronnoj bomby, in: МР 1978,6,46. Medunarodnaja konferencija nepravitel’stvennych organizacii po razorueniju, ebda 47. Na desjatoj, Specialnoj sessii 00N po razorueniju, in: mP 1978, 10,34–35. Special " naja sessija Vsemirnogo Soveta Mira, in: mP 1975,5, 49–50. Bogoslovskie sobesedovanija s Episkopal‘noj Cerkov " ju v SŠA, in: МР 1980,2,59–61. Konferencija nepravitelstvennych organizacii v Nju-Jorke, in: МР 1980,11,38–40. Weihnachtsbotschaften, in: StdO 1968,l,9f.; 1969,1,5; 1970,1,5. Osterbotschaften, in: StdO 1968,4,7; 1969,4,7; 1970,4,7. Jubiläumsfeier des hl. Katharinenklosters auf dem Sinai, in: StdO 1967,2,17–21. Zwanzigster Jahrestag der Inthronisation S. Seligkeit, Justinian, Patriarch von Rumänien, in: StdO 1968,9,46–55. Augustin Kardinal Bea, in: StdO 1969,1,44–46. Jubiläumsveranstaltungen der Bulgarischen Orthodoxen Kirche, in: StdO 1969,7,14–23. Zwanzigster Internationaler Altkatholiken-Kongreß in Bonn, in: StdO 1970,11,35–36. Tagung des Zentralausschusses des Weltrates der Kirchen in Addis Abeba, in: StdO 1971,5,39–46. Literatur: StdO 1967,11,12–13. StdO 1967,12,11. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

“ЖМП“ 1944, 5, стр.14–16. “Слово, сказанное в кафедральном Екатерининском соборе г.Краснодара за Божественной литургией 20 февр. 1944 г.“ “ЖМП“ 1944, 3, стр.29–30. Стихи: “Христос Восркес!“ “ЖМП“ 1945, 5, стр.34. Крупицы воспоминаний. «Патриарх Сергий и его духовное наследство». МП, 1947, стр.211. “Новый год» – слово. “ЖМП» 1948, 12, стр.21–24. “О мире». “ЖМП“ 1950, 10, стр.16. “О всемирном совете мира». “ЖМП» 5, стр.12–13–14. Литература: “Русск.Прав.Церк.», стр.153. “ЖМП” 1945, I, стр.4. 1945, 3, стр.8. 1946, 5, стр.15. 1946, 8, стр.6. 1948, 9, стр.40. 1949, 4, стр.7. 1949, 3, стр.6. 1950, 8, стр.9. 1952, 2, стр.3. 1952, 5, стр.4. 1952, 10, стр.7. 1960, 4, стр.29. “Прав.Висник» 1952, 2, стр.40–47. “Вестн.Св.Син. Пр.Р.Ц.” 23 от 12.XII.1947. -”- 4 от 2.III.1946 г. -“- 15 от 3.VIII.1948 г. -“- 24 от 18.XI.1948 г. -“- 12 от 27.XII.1951 г. ФПС I, 297, стр.12. ФПС IV, стр.8. ФПС V, 203. Кат-АМ 341. Кат-ЕС I, стр.9–10, 50. Vom 10. bis 23.10.1945 weilte er im Auftrag des Patriarchen in Wien und Prag, um dort die russischen Pfarreien zu reorganisieren und sie dem Moskauer Patriarchat zu unterstellen. Er wurde dort von Marschall Konev empfangen und unterstützt. Von da flog er nach Paris (B. Aleksandrov, Poezdka Preosv. Fotija, archiepiskopa Orlovskogo i Brjanskogo v Avstriju i echoslovakiju, in: МР 1945 ,11 ,14–19; vgl. Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte III, 142ff). N. Struve, 169, schildert ihn während seines Aufenthaltes in Paris folgendermaßen: «Der physisch völlig Erschöpfte – an seinem Körper trug er noch die Spuren der Mißhandlungen, die er während seiner jahrelangen Haft erlitten hatte – glich eher einem Geist, der aus dem Grabe wiedergekehrt ist, als einem Menschen von dieser Welt.» Literatur: МР1945,11,14–15. Vest. Ekzarchata 12(19S2)3f. Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte III, 142–143, 172, 176. G.Seide, Geschichte der ROK im Ausland 83. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

—233— сему кричал громче ( Лк.18:39 )“. Когда слепой спросил: кто это? – сказали: Иисус Назарянин. Понял он, что не по любви они сказали ему это, но оставил то, что принадлежало врагам, и взял то, что свойственно было друзьям. „Сын Давида, помилуй меня“! Так кричал, поскольку препятствовали ему по той причине, чтобы увидя открытие очес не ослабеть в ненависти (к Нему). „Один слепой сидел при пути на перекрёстке дорог, и имя ему было Вартимей, сын Тимея, и сбросивши верхнюю одежду пришёл к Нему ( Мр.10:46:50 )“. Видя, что внутренние очи его просвещены, внешние же совершенно ничего не видят, Господь сделал и эти (внешние очи) ясными, как были и те (внутренние), дабы стать видимым и явным ему, когда затем он захотел подойти к Нему. А каких „овец и быков продавали внутри храма ( Мф.21:12 )“, то это были те, коих священники скопляли от жертвоприношений. Все слова, сказанные тем „фарисеем, который молился ( Лк.18:9 )‘‘, были истинны, не он говорил их с целью самовосхваления. Мытарь же в смирении открыл грехи свои. Тот, кто признавался в грехах своих, угодил Богу более того, который признавался в своей праведности. Труднее, конечно, для человека признаться в грехах своих, чем в праведности своей, а Бог обращает взоры Свои к тому, кто переносит и терпит более тяжкое. Итак, в одном только том, что смирился, открылось, что мытарь понёс и потерпел более тяжкое, и (потому) он пошёл более оправданным, чем тот (Фарисей). Потому что если Фарисей был грешником, то своей молитвой (ещё) прибавил грех к грехам, мытаря же Господь объявил чистым —234— от такового греха. Фарисей, хотя и молился, (но) вызвал своей молитвой гнев Божий. Итак, от сего гнева научись молиться подобно мытарю. Глава шестнадцатая „Проклял смоковницу ( Мф.21:19 )“, потому что написано так: „когда будешь собирать жатву с поля твоего, оставляй то, что останется, и когда будешь обивать маслины твои, делай так же; так делай и во всём, чем владеешь ( Втор.24:19–21 )“. Но владелец этой смоковницы презрел этот закон непослушанием, и когда Господь пришёл и никаких оставленных плодов не нашёл на ней, то проклял её, чтобы владелец (смоковницы) не съедал более от плодов её, так как ничего не оставлял сиротам и вдовам. Подобным образом гергесеяне решились не выходить (на встречу) Господу; посему потопил свиней их, чтобы побудить их даже против воли выйти к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) Чудесное насыщение 5000 мужей пятью хлебами и двумя рыбами. Лк.9:11–17 . Мр. 6:33–44 . Мф.14:14–21 . Иоан 6:2–13 . Об этом событии все евангелисты рассказывают вообще согласно; особенности, какие каждый здесь имеет, служат лишь к взаимному пополнению повествований. Так, ев. Матфей замечает, что евших было около 5000 человек, «кроме женщин и детей» ( Мф.14:21 ); ев. Марк (6:40) и Лука (9:14) указывают порядок, в каком, по распоряжению И. Христа, разместились люди, чтобы вечерять: все разделены были апостолами на отделения или группы 151 , по 50 и по 100 человек в каждой; один ев. Иоанн говорит, что это чудесное насыщение произошло незадолго пред Пасхою (Иоанн 6:4) 152 и что пять хлебов и две рыбы нашлись не у самих апостолов ( Мф.14:17 . Мр.6:38 . Лк.9:13 ), а вообще в караване у одного мальчика (9.) 153 Все первые три евангелиста говорят, что И. Христос, выйдя на берег, встретил множество народа; хотя теперь Он искал уединения и отдыха, но сжалился над народом и стал исцелять больных и долгое время предлагать собравшимся учение о царствии Божьем ( Мф.14:14 . Мр.6:34 . Лк.9:11 ). Ев. же Иоанн так изображает начало события: «Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими (Иоанн 6:3); возведши очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу» и пр. (Иоанн 6:5). Но такое изображение произошло у него, очевидно, от сокращения рассказа, от опущения обстоятельства, посредствующего между выходом на берег и фактом чудесного насыщения. После сего примиряется и то различие, что по первым трем евангелистам ученики начинают говорить Спасителю: «место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи» ( Мф.14:15 . Мр. 6:35 . Лк.9:12 ), а по ев. Иоанну Сам Иисус обращается к Филиппу с вопросом: «где нам купить хлебов, чтобы их накормить» (Иоанн 6:5)? Дело, очевидно, происходило так: ученики приступили к Иисусу, говоря, что следует отпустить народ; но Христос говорит им: «вы дайте им есть» (первые три ев.). Очень может быть, что говорящим собственно был Филипп, и Христос, испытывая его, продолжает: «где нам купить хлебов?» Тот отвечает, что для такого множества народа не довольно будет хлеба и на двести динариев. 154 (Иоан.) Тогда Господь спрашивает: «сколько у вас хлебов? Подите, посмотрите» (Мр.). Андрей возвращается и возвещает, что здесь есть мальчик, у которого имеется пять хлебов и две рыбы (Иоан.). Тогда И. Христос велит принести их к Себе и чудесно насыщает народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010