" Один " " и " " Другой " " относится к Ипостасям Святой Троицы; " одно " " и " " другое " " — к двум природам во Христе. Впервые в святоотеческой христологии средний род, указывающий на " " природу " " , противопоставляется мужскому роду, указывающему на " " Ипостась " " : ср. Grillmeier. Christ I,370. 1133 Письмо 101 (1–е Кледонию); SC 208, 42–48=2.9–10. 1134 См. Kelly. Doctrines, 292. 1135 См. Lietzmann. Apollinarius, 251. 1136 Сл. 22, 13, 1–15; SC 270, 246–248=1.343–344. 1137 PG 37, 467–468=2.131. 1138 См. Quasten. Patrology III, 247. 1139 Письмо 101 (1–е к Кледонию); SC 208, 50=2.10. 1140 Письмо 101; 52=2.11. 1141 Докетизмом называют раннехристианские ереси (I-III вв.), которые объединяло общее представление о том, что тело Христа было призрачным, то есть имело лишь вид материальной плоти. 1142 Письмо 101; 58=2.12–13. 1143 Письмо 101; 64–66=2.14. 1144 Письмо 101; 46–48=2.10. 1145 Фил. 2:7. 1146 Письмо 102; SC 208, 76–78=2.17. 1147 Ср. 1 Кор. 15:14. 1148 Письмо 102; 80–82=2.18. 1149 Письмо 202; SC 208, 90–92=2.6–7. 1150 Письмо 202; 94=2.7. 1151 Ср. Пс. 73:2; Мих. 6:4 и др. 1152 Ср. Ис. 41:14; 43:14; 47:4; 48:17; 49:26; 59:29; 63:16 (все ссылки относятся к тексту так называемого " " Второисаии " " ). 1153 Ср. Мф. 20:28; Мр. 10:45; Рим. 3:24; Гал. 3:13; 4:5; Еф.1:7; 1 Тим. 2:6; Евр. 9:12, 15; Откр. 5:9 и др. 1154 Лк. 23, 46. 1155 На Мф. 16, 8 (GCS 40, 498). 1156 Большое Огласительное Слово 22–24. 1157 Беседы на Пс. 7, 2 и 48, 3. О выкупе, принесенном Богу, см. также Беседу на Пс. 28, 5. 1158 Огласительное слово 13, 2. 1159 Сл. 45, 22; PG 36, 653=1.675–676. 1160 Изложенная теория сатисфакции принадлежит Ансельму Кентерберийскому. 1161 Соборы 1156–57 гг. были созваны в связи с ересью Сотириха Пантевгена, излагавшего теорию искупления в терминологии, близкой к учению Ансельма. Отцы Собора, в частности св. Николай Мефонский, в своем учении об искуплении основывались на молитве из Литургий свв. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста, обращенной ко Христу: " Ты бо еси Приносяй и Приносимый " " . См. об этом Павел (Черемухин). Собор; Angelou. Nicholas; Meyendorff. Christ, 197–200. 1162

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

– На всенощном бдении , «по предначинательном псалме, кафисмы не глаголем»; если почему-либо не совершается бдение, то «утрени начало по обычаю» (т.е., возглас: «Благословен Бог» и «Аминь») и абие чтец глаголет: Приидите поклонимся, трижды, и обычные два псалма 19 и 20« (сн. 2 прим. на 647 стр.); после Евангелия поется: «Воскресение Христово видевше», 1-ды; по 50-м псалме – «Слава», «Молитвами Апостолов», «И ныне», «Молитвами Богородицы», «Помилуй мя Боже» (см. «Служба на день Вознесения», изд. Моск. Суд. Типогр.) и стихира праздника; после «Спаси Боже люди Твоя» и проч. поются два праздничных канона (ирмосы каждого поются до 2-ды, тропари 1-го канона на 6, а 2-го – на 4); катавасия – «Божественным покровен»; «на 9-й песни Честнейшую не поем», но поем припевы праздник (в 1-м каноне – «Величай, душе моя, вознесшагося», во 2-м каноне – «Ангели вхождение»), непосредственно после катавасии 9-й песни («Радуйся Царице») – малая ектенья, возглас («Яко Тя хвалят») и светилен праздника; в конце утрени произносится праздничный отпуст. – На 1-м часе (как и на прочих) тропарь и кондак праздника; заканчивается 1-й час малым отпустом. – На литургии поются праздничные антифоны, в которых пророчески изображается Божественная слава Спасителя, восходящего на небеса при восклицаниях в гласе трубном; «входное» – «Взыде Бог во воскликновении»; вместо «Достойно» «поем и до отдания» ирмос 9-й песни канона: «Тя паче ума», с припевом: «Величай душе моя»; как в день Вознесения, так и в следующие дни до Отдания этого праздники, на литургии вместо: «Видехом свет истинный», поется, по принятой практике (применительно к замене этого песнопения Уставом в предшествующий период пения Цветной Триоди), – тропарь: «Вознеслся еси во славе». " Службу минеи рядового святого, случившегося в праздник Вознесения, поем на повечерии» (о праздниках 8 мая и храмовых см. в Уст. Мр. гл. 8-мая и 51 храм. гл.). См. 243 стр. «Празднуется служба Владычнего праздника (Вознесения) до пятка (7-й недели) Пятидесятницы», не исключая и недели (воскресенья) Свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

На часах Слава, тропарь: Собезначальное Слово...; кондак – Слепого: Душевными очима... На литургии Златоуста Начало по-пасхальному. После изобразительных псалмов на 3 антифоне – блаженны из канонов песни 3 и 6, обе на 8 (чит. об этом ч. 1, отд. 4, гл. 41). По входе – тропарь: Собезначальное Слово... Слава, кондак Слепого. И ныне – Пасхи: Аще и во гроб... Прокимен Пасхи: Сей день... Аллилуиарий – Пасхи. Апостол и евангелие – дне. Причастен Пасхи. Пс.: Благословлю Господа... Отпуст – «Пасхи со крестом». Глава 38. О богослужении в отдание Пасхи, если случится Иоанна Богослова В этом случае накануне после 9 часа и малой вечерни отправляется всенощное бдение. В состав богослужения входят песнопения: 1) пасхальныя, 2) воскресныя, 3) о Слепом и 4) апостола. Канон предпразднства Вознесения оставляется и поется раньше, во вторник. Устав богослужения см. в мр. гл. Типик., л. 234 на об. Глава 39. О богослужении в отдание Пасхи, если случится храмовой праздник святого В 50 храм. гл. Типикона сказано, что если в отдание Пасхи случится храм святого, то богослужение отправляется так же, как тогда, когда в отдание Пасхи будет Иоанна Богослова. Разница – только в канонах. В день Иоанна Богослова каноны Пасхи без богородичнов с ирмосом на 6, ирмос по 2, апостола на 4 по Слепом на 4, а в день храмового святого Пасхи с ирмосом на 4, ирмос по 2, о Слепом на 4 и храма на 6. Глава 40. О богослужении в отдание Вознесения, в пяток 7 седмицы по Пасхе Накануне пятка после 9 часа отправляется вседневная вечерня. На ней рядовая кафизма. Стихиры на Господи, воззвах, поемыя в праздник, на 10. Слава, и ныне – праздника: Недр Отчих... Входа и паремий нет. Прокимен дне. Дальнейший порядок такой же, какой на вседневной вечерни. Стихиры на стиховне праздника. Тропарь праздника. Отпуст праздничный. На повечерии Поется служба рядового святого. Кондак праздника. На полунощнице Обычная кафизма. По 1 трисвятом – тропарь праздника. По 2 трисвятом – кондак праздника. Молитва: Помяни, Господи..., не читается. На утрени

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Исполним вечернюю молитву... 842 . На литии стихиры самогласны праздника. Слава, и ныне, Благовествует Гавриил... и обычные молитвы литии. На стиховне стихиры воскресна 1 и Пасхи с припевами: Да воскреснет Бог... Слава – праздника: Днесь радость... И ныне – Пасхи: Воскресения день... Христос воскресе... 1 и еще Христос воскресе... 3 (см. 19 мр. благов. гл., Тип., л. 216 на об., и ср. Тип. л. 354 на об.). Тропарь праздника 3. Благословение хлебов. Благословение Господне на вас... Раздание хлебов и чтение праздника. Отпуста не полагается. Утреня начинается по-пасхальному: Слава святей и единосущней... Христос воскресе... просто и со стихами – так, как выше показано; но на Славу – тропарь праздника, на И ныне – тот же тропарь. Ектения великая. После нее – полиелейные псалмы. Величание. Малая ектения и возглас: Яко благословися имя твое... Седален и чтение праздника. Степенна – 1 антиф. 4 гл. Вонмем. Премудрость. Прокимен: Благовестите день от дне... Господу помолимся. Господи, помилуй. Яко свят еси... Аминь. Всякое дыхание... И о сподобитися нам слышанию святаго евангелия... Господи, помилуй 3. Премудрость, прости, услышим святаго евангелия. Мир всем. И духови твоему. От Луки святаго евангелия чтение. Слава тебе, Господи, слава тебе. Вонмем. Праздничное евангелие. Слава тебе, Господи, слава тебе. Воскресение Христово... 3. (50 пс. не глаголется). Слава, Молитвами Богородицы... И ныне, Молитвами Богородицы... Посем – припев: Благовестите день от дне... и стихира праздника: Послан бысть... Спаси, Боже, люди твоя... Господи, помилуй 12. Милостию и щедротами... Канон Пасхи с ирмосом на 6, ирмос по 2, и праздника с ирмосом на 8, ирмос по 2. На катавасию – ирмос канона Благовещения, оба лика вместе. По 3 песни и ектении – кондак и икос Пасхи и седален праздника. По 6 песни и ектении – кондак и икос праздника и чтение дне. Воскрес Иисус... 3. На 9 песни – припевы Пасхи и праздника. По 9 песни и ектении – седален Пасхи 1 и праздника 2. Всякое, дыхание..., хвалитные псалмы и хвалитные стихиры воскресны 3 и праздника подобны 3, также стихиры Пасхи с припевами: Да воскреснет Бог...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Примечание 2. В последовании нед. Антипасхи, Тип., л. 359, сказано: «Отднесь начинаем глаголати: Поем Господеви, во всю 50-цу». Тем не менее собственно пасхальный канон и после Пасхи принято петь с припевами: Христос воскресе... пред тропарями, Пресвятая Тройце, Боже наш, слава тебе пред троичнами и Пресвятая Богородице, спаси нас пред богородичнами 405 ; прочие же каноны Триоди Цветной с припевом: Слава тебе, Боже наш, слава тебе; в праздник Пятидесятницы с припевом: Пресвятая Троице, Боже наш, слава тебе. Глава 38. О катавасиях, в течение всего года поемых в господские, богородичные и нарочитых святых праздники и в недели в течение всего года (Типик., гл. 19 и др.) Катавасией (от καταβανω – схожу вниз) называется ирмос, поемый в конце той или другой песни канона. Типикон часто предписывает этот ирмос петь двум ликам вместе, напр., он говорит: «катавасия: Божественным покровен, оба лика вместе» (Тип., л. 373 на об., послед. в четверт. Вознесения); но иногда каждому лику свой ирмос, напр.: «последи ирмосы обою канонов, кийждо лик свой ирмос» (л. 135, декаб. 25; л. 150, янв. 6); иногда же каждому лику свой ирмос и еще на сходе двум ликам вместе ирмос, напр.: «последи кийждо лик ирмос. Последи же на сходе катавасия ирмос той же» (л. 348 на об.); наконец, иногда он выражается неопределенно, напр.: «катавасия: Крест начертав» (л. 47 на об., мр. гл., 7 сент.); или: «катавасия – ирмосы обою канонов» (л. 136 на об., декаб. 26),– иногда не употребляя даже и этого названия, напр.: «и последи ирмос 3-я песни» (л. 17 на об., гл. 9); или: «последи ирмосы обою канонов» (л. 151 на об., янв. 7). На катавасию после каждой песни канона (но не после 3, 6, 8 и 9 только песней, как это бывает в седмичные и субботние дни при отсутствии праздника) назначаются следующие ирмосы: 1 . От 1 сентября до отдания Воздвижения 21 сентября (включительно): Крест начертав... 2 . По отдании Воздвижения от 22 сентября до предпразднства Введения 20 ноября (включительно): Отверзу уста моя... 3 . С праздника Введения 21 ноября до отдания Рождества Христова 31 декабря (включительно): Христос раждается... В Рождество Христово «последи» каждой песни «ирмосы обою канонов, кийждо лик свой ирмос» (Тип., л. 135); 26 декабря «катавасия ирмосы обою канонов» (л. 136 на об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

    Иассаия, царя ефиопского. (У Иова Людольфа).     Муч. аввы Пеора еписк. Копт. 1425.     7. Иоанна муч. в Никомидии, в 303 разорвавшего указ о преследов. христиан. М. Р. мР. У. Н. Деян. св. из Евсевия кн. III, гл. 3.     Нимфидия в Александрии. Иерон.     Иконы Богоматери, писанные Лукою. Абис. у Люд.     Иасаны и 3 ее дочерей. Копт. 1425. (Не Софии ли?).     Исшествие Ноя из ковчега. Калькас.     Иудифи, убившия Олоферна. Абис. у Люд.     8. Аммона, Фавста, Серапиона, Пия, другого Пия, Феофила. Неотерия и 22 других, Немеза, Ариона, Аммона, Петра, Савина, Димитрия и 40 других, Дидима, Митисора, Панета, Ахиллы, Исидора, Серапиона, Магиты (Мигеты), Орозея. Силвана, Арапиона и других, Метра, Севера и 11 (или 12), Севера другого и многих других в Александрии в Египте. М. Р. Иерон. У.     Панефисы муч. в Египте в 5 в. У Иова Людольфа.     Тимофея и Фавста, мучч. в Антиохии. М. Р. Иерон. У.     Многих мучч. в Кесарии каппадок. и Дамаске. Иерон.     Муч. Василида отца императоров в Африке при Диоклитиане. Копт. 1425.     9. Доната, Клеаза, Фортуната и Аммония, мучч. в Кесарии канпадок. М. Р. Иерон.     Михаила арханг. Копт. 1338.     Афлаха и дружины его. Абис. У Люд.     Сахака католикоса армян. в 5 в. Арм. (сн. 19 сент.).     10. Каллиника на острове Крите по некоторым.     Евплии, Александра, Купсика, Гизика, Алапона, Силвана и 5 мучч. в Кесарии. Иерон.     Сосфена и Виктора, мучч. в Халкидоне в Вифинии при Диоклитиане. М. Р. У. А. В. Деян. св.     Немеза, Аммона, Ориона, Нероза и других 806, Дидима, Мерезора. Панепса, Ахиллея, Никиты, Аммона, Ороза, Силвана, Оропона, Немезина и других 8 (9). Панемода, Никиты, Силвина в Александрии. Иерон.     Псаака пустынника. Копт. 1338. (Бадасей Исаак у Люд.)     Чудо еп. Василия над земледельцем. Копт. у Порфир.     11. Пафнутия еп. в Фиваиде исповедника, бывшего на 1 всел. соборе, в половине 4 века. М. Р.     Сира и Серапиона, мучч. в Александрии. Иерон.     Агафона столпника, 50 лет стоявшего в нитрийской пустыне в монастыре св. Мавария. Конт. 1425.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Причащении). По мысли составителей чина литургии, причащение есть неисчерпаемый источник примирения с Богом, к которому мы, однако, лишь как бы слегка прикасаемся, в силу нашей неподготовленности, и действие которого может дать ощутимый результат, т.е. прочный и нерушимый мир с Богом, лишь впоследствии, в меру затраченных нами усилий, идущих навстречу освящающей нас благодати. Православное богослужение, следуя примеру Древней Церкви, придает чрезвычайно важное значение и слову Божию, которое сосредоточено преимущественно в Священном Писании . Церковь с благоговением внимает слову примирения, т.е. евангельской проповеди , сущность которой заключается в том, что «Бог во Христе примирил с Собой мир… и увещевает, чтобы мы примирились с Богом» ( 2Кор.5:19–20 ), примирились путем обновле6ния нашей внутренней жизни ( Кол.3:9–10 ) и стяжания мира со всеми ( Кол.3:15 ). Церковь заботливо наставляет своих чад в основных истинах христианского учения о мире: в том, что Бог не есть Бог неустройства, но мира ( 1Кор.14:33 ), что Господь наш Иисус Христос оставил апостолам и всем Своим последователям мир Свой ( Ин.14:27 ), как благодатное завещание и Божественный дар, что христиане, призванные подражать своему Господу в любви ( Ин.15:12 ) друг к другу и ко всем ( 1Фес. 3:12 ), обязаны ревновать о всеобщем мире – Божественном и человеческом, т. е. искать путей к нему ( Рим.14:19 ), благовествовать о нем ( Мф.10:12 ) и всячески насаждать и хранить его ( Мр.9:50 ; 1Кор.7:15 ). Замечательно, что, не отождествляя благодати и истины, Церковь тот и другой дар, происшедший чрез Иисуса Христа ( Ин.1:17 ), т.е. слово и таинство, считает как бы равночестными. Это очень характерно выражено в одной из молитв ко Св. Причащению: «Божественных причащаяйся и Боготворящих благодатей (т. е. Тела и Крови Христовых), ие убо есмь един, но с Тобою, Христе мой, Светом трисолнечным, просвещающим мир… К Тебе приступих, якоже зриши, со слезами и душею сокрешенною… да пребудеши… со мною… да не кроме обрет мя Твоея благодати, прелестник восхитит мя льстивне и, прельстив, отведет Боготворящих Твоих словес…» (Молитва: «От скверных устен…»).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

74). По поводу всех этих уставов признаём необходимым сделать следующие замечания: 1) из них видно, что от усмотрения предстоятеля зависит, править ли в этот день службу одному Покрову, а службу дневным святым перенести на другое время, или же совместно с Покровом править в седмичные дни службы ап. Анании и пр. Роману, а в воскресные – одному ап. Анании. 2) Если храм Покрова случится в воскресенье, то богослужение надобно отправлять не по уставу, изложенному в отделе: «аще храм ея или изволит настоятель совершати всенощное бдение», а так, как показано в мр. гл. 8 сент. (Тип., л. 49 на об. и 50) 321 . Основание для этого заключается в 8 хр. гл. (Тип., л. 413), а также в последовании 27 ноября (Тип., л. 111). «Апостола же Анании и Романа служба» при этом условии «поется во ин день» (хр. гл. 9). 3) Если сей праздник, равно как и всякий другой богородичный недванадесятый праздник, случится в воскресенье, то на утрени читается воскресное (а не богородичное ) евангелие; богородичное же в воскресный день при богородичном недванадесятом празднике читается только тогда, когда бывает храм в честь этого праздника. Надобно еще знать, что если в праздник Покрова пр. Богородицы случится храм святого, напр., ап. Анании, то совместно отправляются службы Покрова и храмового святого – в седмичные и субботние дни по 2 хр. гл., Тип., л. 412, а в воскресные по 1, л. 411 (чит. хр. гл. 10 и 11), при чем вместо песнопений Индикта поются песнопения Покрова. В седмичные и субботние дни бывает только такая особенность: «на благословении хлебов Богородице Дево 2 и храма 1; по кафизмах седальны храма по 2. Слава, и ныне – Богородице. На хвалитех стихиры Богородице 3 и храма 3» (хр. гл. 11). «Другаго святаго не храмоваго» при этом условин «поем службу, егда хощет настоятель или на повечерии» (хр. гл. 10). Наконец, еще следует заметить, что богородичные недванадесятые праздники, в отличие от дванадесятых, не имеют предпразднства и попразднства. 5 . Праздник пр. Богородицы Казанской, 22 октября, с знаком .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Но по настоящему учению апостолов, как ты говоришь, водное крещение и весь вообще обрядный Моисеев закон не нужен не только для христиан из язычников ( Деян. 15 гл.; 16 гл., 19–26 ст.), но и для христиан из иудеев ( Евр. 8, 10, 13 ). Одно только крещение нужно для христиан: это крещение Кровью Христа, очищающей их совесть ( Евр. 10, 29, 13, 20–21 ). Такое крещение приняли апостолы ( Лк. 12:49–50 ; Мф. 20:22–23 ), и об этом крещении говорил Христос ученикам в заповеди: «идите, научите все народы, крестя их»... ( Мф. 28, 19 ). Иначе называется это крещение – «крещением в смерть Христову» ( Римл. 6:3–4 ), или «крещением Духом Святым и огнем» ( Мф. 3:11 ). Принимает это крещение тот, кто, поверив во Христа, дает обещание Богу от чистой совести пострадать за Христа и телом и душою ( 1Петр. 3:21 ). – Так я понял тебя, Тимофей? – Совершенно правильно, – отвечал Тимофей. Ну, теперь разберем сказанное тобою. Начнем по порядку. Можно ли отождествлять Иоанново водное крещение с ветхозаветным обрядом омовения? Как известно, Моисей установил омовения: простою водою и водою очистительною, т. е. смешанною с пеплом рыжей телицы, для тех, которые чем-либо осквернили свое тело, при чем омывалось не только оскверненное тело, по и одежды оскверненного ( Числ. 19 гл.; Лев. 14 гл., 17 гл. и др...). Все эти омовения относились, как говорит и ап. Павел, только до плоти и совершались с целью, чтобы чисто было тело ( Евр. 9, 10, 13 ). 1 Совести человека они не касались. Но вот приходит Иоанн и также совершает омовение, но какое? Омывает ли он нечистоту тела, одежд, вещей? Нет! Иоанн проповедовал «крещение покаяния для прощения грехов», и «крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мр. 1:4–5 ). Взывал Иоанн к внутренней чистоте крестившихся и требовал от них и плодов и покаяния ( Лк. 3:3 –1З). Кто не каялся внутренне, хотя и был чист по наружности, тот не допускался ко крещению ( Мф. 3:7 ). Вот почему в то время, как установленные Моисеем омовения совершались только над теми, кто осквернял свое тело, – крещение Иоанново было обязательным для всех, потому что ко времени пришествия Христа совесть всех людей оказалась нечистой ( Римл. 3:9 ; Гал. 3:22 ; Евр. 9:14 ; Деян. 13:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

(Бог. Мак. т. I, стр. 486). «Как только совершилось нарушение заповеди, тотчас оставила праотцов благодать Божья», говорит Августин, (там же стр. 486). «Лишившись за преступление заповеди высшей благодати, говорит св. Злат., они (Адам и Ева) ощущают и чувственную наготу». (Злат. т. IV, Быт., б. 16, стр. 133). 60 «Верую и в Духа Святаго Господа животворящаго» (8 чл. сим. в.) «Святым Духом всяка душа живится», поёт церковь (антиф. 4 гл.) «Дух святит, животворит», говорит св. Василий вел. (ч. 4, б. 15 о вере стр. 224–5). «Той бо, т. е. Дух Св., источник животу», читаем в Благовестнике (Мр. л. 50). «Дух не только живёт Сам по Себе, но сообщает жизнь и другим существам», говорит Св. Злат. (т. VIII, Иоан. б. 15, стр. 163). «Поэтому таковые (т. е. не имеющие Св. Духа) и названы Господом мертвецами ( Лук. 9:60 ), ...потому что не имеют Духа Св., оживляющего человека», пишет св. Ириней Лион. (кн. V. гл. 9, стр. 462; снес. Прилож. I) A так, как только епископам предоставлено право раздавать дары Св. Духа ( Деян. 8:14–17 ), то ясно, что не имеющие епископа, не имеют и Духа Св., a без Духа Св. таковые есть мертвецы. «Егда несть ту архиерея таковем не дается Дух Св.«», говорит Никон Черног. (Такт. л. 41 об.). «А не иметь в себе Духа Св., по слову св. Златоуста, есть смерть, вражда на Бога, невозможность угодить Его законам, невозможность принадлежать Христу»» (т. IX, Рим б. 13, 650). Так. обр. не напрасно епископ сравнён с головой тела, потому что он так же необходим для жизни церкви, как голова необходима для жизни тела. 61 «Дух, выходя из головного мозга, не просто сообщает, посредством нервов, чувствительность всем членам, но сообразно с каждым из них... Этот дух, распределяющийся по членам от головы, прикасаясь к каждому из них, так обр. производит на них своё действие... Сердце (есть корень) духа, печень – крови, селезёнка – желчи, и другие органы – других элементов; но все они зависимы от головного мозга... Так апостол есть самый удобный сосуд тела (т. е. церкви Христовой), принимающий от него всё.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010