26:39). После славного воскресения Христа, когда жены мироносицы, не найдя Его в гробе, пошли по повелению Ангела, возвестить об этом ученикам, «Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив ухватились за ноги Его, и поклонились Ему» (Мф. 28:9). Также, когда возносился Христос на небо, ученики Его «поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью» ( Лк. 24:52 ). О неверующем человеке, ап. Павел говорит, что когда он войдет в собрание христиан, «то он всеми обличается, всеми судится, – и таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу, и скажет: истинно с вами Бог» ( 1Кор. 14:24–25 ). Поклонение Богу существует и в Церкви небесной: «тогда двадцать четыре старца падают перед Сидящим на престоле и поклоняются Живущему во веки веков» ( Отк. 4:10 ). «И двадцать четыре старца, сидящие перед Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу» (11:6). в) О благословении руками читаем в Евангелии; Когда привели ко Христу детей, Он, «обняв их, возложил руки на них и благословил» ( Мр. 10:16 ). Перед вознесением на небо Христос, собрав Своих учеников, «вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их». И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» ( Лк. 24:50–51 ). г) О возложении рук при низведении даров Св. Духа на крещаемых (впоследствии – миропомазание) и таинстве священства читаем: «тогда возложили руки на них (на крещенных самарян), и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8:17; 18–19 ). Когда Павел возложил на них (на крещенных учеников Иоанновых) руки, нисшел на них Дух Святой» ( Деян. 19:6 ). «Их (избранных в диаконы) поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» ( Деян. 6:6 ). Через рукоположение же поставлялись на пресвитерское ( Деян. 14:23 ) и епископское ( 1Тим. 4:14; 5:22 ) служения. д) Руковозложение , очевидно, употреблялось Апостолами и при исцелении больных, о чем читаем: «Руками же Апостолов совершались в народе многия знамения и чудеса» ( Деян. 5:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В последующей церковной традиции вода и кровь, истекшие из ребра Иисуса, стали трактоваться аллегорически – как указания на два главных церковных таинства: крещение и Евхаристию: Не без значения и не случайно истекли эти источники, но потому, что из того и другого составлена Церковь . Это знают посвященные в таинства: водою они возрождаются, а кровью и плотью питаются. Так, отсюда получают свое начало таинства; и потому, когда ты приступаешь к страшной чаше, приступай так, как бы ты пил от самого ребра. Для автора четвертого Евангелия важно подчеркнуть, что он – прямой свидетель происходивших событий. Он, вероятно, был одним из двух слышавших, как Иоанн Креститель назвал Иисуса Агнцем Божьим; вместе с Андреем, братом Петра, он тогда последовал за Иисусом и стал Его учеником ( Ин. 1:35–40 ). Он был предполагаемым свидетелем других эпизодов, описанных в четвертом Евангелии, в котором он рассказал то, что видел своими очами, что слышал и что осязал руками ( 1Ин. 1:1 ). На Тайной вечери он возлежал у груди Иисуса ( Ин. 13:23 ), вместе с Матерью Иисуса предстоял у Его креста ( Ин. 19:26–27 ), и теперь становится свидетелем последних минут земной жизни Иисуса, чтобы затем стать свидетелем Его воскресения. Он по праву называет себя этим многозначным словом μρτης, имевшим для древней Церкви особый смысл: этим словом называли мучеников, которые ценой собственной жизни доказывали свою верность Христу. 6. Погребение 38 После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. 39 Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. 40 Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. 41 На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. 42 Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко. Об участии Иосифа Аримафейского в погребении Иисуса говорят также Евангелисты-синоптики ( Мф. 27:57–61 ; Мр. 15:42–47 ; Лк. 23:50–56 ). Однако только у Иоанна в погребении участвует Никодим, ранее фигурировавший у него в двух эпизодах ( Ин. 3:1–21 и 7:50–52).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Confoveri gratia. Милости Его утешение. Quando corpus morietur, Когда тело умрёт, fac, ut animae donetur Даруй моей душе paradisi gloria Райскую славу. Рассказ о стоянии Матери Божьей у креста лег в основу иконографии Распятия в восточной и западной традициях. Один из наиболее распространенных в православной традиции иконографических типов называется «Распятие с предстоящими»: слева от креста изображена Божья Матерь, справа апостол Иоанн. Этот иконографический типа широко представлен также в католической традиции, а также в живописи Средневековья и Эпохи Возрождения. 4. Смерть Иисуса После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. 29 Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. 30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. «Жажду» В Евангелиях мы находим три версии рассказа о смерти Иисуса Христа. Повествования Матфея и Марка можно считать за одну версию ( Мф. 27:33–50 ; Мр. 15:22–37 ). Версия Луки ( Лк. 23:33–46 ) частично с ней перекликается, однако содержит существенные отличия. Версия Иоанна значительно отличается от обеих. Единственное, в чем Иоанн перекликается с синоптиками, это упоминание об уксусе. Однако у синоптиков говорится о том, что, когда Иисус пришел на Голгофу, «дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» ( Мф. 27:34 ). Иоанн же свидетельствует, что губку с уксусом поднесли к устам Иисуса римские воины, когда Он уже висел на кресте и как бы в ответ на Его просьбу. Гармонизовать упоминание об уксусе у Иоанна с упоминаниями синоптиков можно, предположив, что напиток был предложен Иисусу не один раз. Когда Он пришел на место казни, Ему предложили уксус, и Он, попробовав, не стал пить его – возможно, из-за нежелания как-либо смягчить или ослабить добровольно принятое на Себя страдание. Сосуд с напитком продолжал стоять возле креста после того, как Иисус был распят, и, когда Он уже был в агонии, губка с напитком была вновь поднесена к Его устам. На этот раз Он вкусил уксус, после чего испустил дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В то время, как ученики Иоанновы вопрошали Иисуса от имени своего· учителя: Ты ли грядый, или иного чаем, Господь совершил много чудес. В ответ на предложенный вопрос Господь указывает на эти чудеса. Так как вопрос был предложен от лица Иоанна, то окружавшие Иисуса могли подумать, что проповедник наступления времен мессианских изменился в своих воззрениях на Иисуса, как на Мессию. Устраняя такие сомнения относительно Иоанна, Иисус Христос говорит, что он есть предсказанный пророком Малахиею Предтеча Мессии. Аминь, аминь глаголю вам, не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя. мний же (Христос) во царствии небесном болий его есть. Вечеря в доме Симона фарисея (Лук.7:36–50) Некто из фарисеев, по имени Симон, пригласил Иисуса на устроенную вечерю. Он пошел, a за Ним последовало много народу, так как вечеря была открытой, и, следовательно, мог присутствовать здесь всякий, кто желал, в качестве зрителя. Между прочими вошла одна грешница. С чувством горячего раскаяния во грехах она с плачем начала обливать нога Иисуса слезами и миром и отирать волосами своей головы, чтобы вымолить у Господа прощение в грехах. Гордый праведностью, Симон фарисей, считавший для себя осквернением одно прикосновение к такой известной всем грешнице, не мог понять, как это Иисус дозволяет этой женщине прикасаться к Себе? Если бы Он был пророк, думал Симон, то знал бы, какая женщина к Нему приближается. Провидя эти мысли Симона, Господь предложил ему притчу о двух должниках, из коих один был должен заимодавцу 500 динариев, а другой пятьдесят, а так как они не имели чем уплатить, то заимодавец простил долг обоим. Скажи же, спросил Господь Симона, который из них больше его возлюбил? Симон ответил: думаю, тот, которому более простил. Господь одобрил ответ Симона и сказал: «Я пришел к тебе, и ты не умыл Мне даже ног Моих; а она, с тех пор как Я пришел, не перестает изливать самое горячее чувство любви. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало и любит». Женщине Господь сказал: «прощаются тебе грехи». Окружавшие говорили: «кто же это, что и грехи прощает?» Учение Иисуса Христа при море в притчах (Лук.8:1–18; Мф.13:1–52; Мр. 4:1–34)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Ибо где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреде их» ( Мф. 18, 9–20 ). Собранность во Имени Его, соборность, многоединство по образу Св. Троицы (яко же Ты во Мне и Аз в Тебе) – вот сила Церкви, ее природа или естество. На основании сказанного повествование в 18 гл. Матфея мы считаем прямым внутренним развитием и продолжением рассказанного в 16 главе. Но особенно замечательно, что в наиболее позднем Евангелии Иоанна, столь отличающемся по плану, повторено, если не дословно, то по смыслу, это же самое обетование, но как уже исполняющееся: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ио. 20, 21–23). Здесь нет никакого выделения Петра, а между тем исполняется обетование, данное, казалось бы, непосредственно ему 8 . И нет этого выделения, самого даже упоминания о нем при торжественном послании учеников на проповедание всей твари по воскресении и перед вознесением: Мф. 28, 18–20 , Мр. 16, 15–19 , Лк. 24, 48–50 , Д. Ап. 18. 2, 1–4. Нет и никаких указаний, чтобы Петр получил какую-нибудь единственную власть примата, в отличие от других апостолов: обетование, данное ему было исполнено с точностью, но для всех. Однако, остается еще обетование, данное лично Петру и не повторенное другим апостолом: «и дам тебе ключи Царства». По поводу этой метафоры производится внимательная экзегеза, устанавливающая значение вручения ключей «ключарю», как знак высшего авторитета Естественно, возбуждается вопрос: содержит ли в себе этот образ какое либо нарочитое, к одному Петру относящееся, обетование, или же он выражает лишь общую мысль о власти иерархии, не ограниченной областью земного бытия, но простирающейся в мир иной, в «небеса», в вечную жизнь? Для отделения этой части обетования Спасителя от другой его части, исполненной в отношении ко всем апостолам, нет иных оснований, кроме того, что остается не повторенным в отношении к прочим апостолам, но оно остается и неисполненным в отношении к Петру, по крайней мере, нет на это никаких указаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Мимо неси от мене чашу сию ( Мр. 14, 36 )», но тогда это не было бы высочайшею любовью, оказанною нам от Бога. Итак, чтобы явить нам Свою высочайшую любовь, чтобы мы не могли сказать, что Бог имеет что-нибудь такое дорогое, чего Он нам не хотел дать, даровал Он нам Своего возлюбленного Сына и не просто даровал Его, а к уплате за наши грехи. Поэтому Бог не мог явить нам большей любви. 50 Любовь к Богочеловеку обнаруживается также в утешительном обитании Его среди нас и в нас. «О, какое великое утешение, что Бог освятил и посвятил сердце наше в обитель Свою. Если кого любишь, то любишь и быть с ним. Бог весьма любит человека, потому Он охотно пребывает с ним и имеет обитель Свою у него (Исаии, 57, 15). «Я, Господь, обитаю в высоте и во святилище и с сокрушенным сердцем, чтобы оживлять дух их». И, напротив, с кем любишь быть, того любишь. Бог любит быть с человеком, потому Он сердечно любит его, как сказано в XV, 3 Псал. 51 Бог – высочайшее благо, а потому и любовь наша к Нему не только вполне естественна и необходима, но и должна превышать всякую любовь. «Если всякое благо, какое только есть на небе, на земле и во всех тварях, находится в Одном, то этот Один – высочайшее и всякое благо. В Боге, Творце всего видимого, находится всякое благо, какое только есть во всех созданиях и тварях, на небе и на земле, потому что все из Него происходит, от Него и в Нем, чрез Него все. Поэтому Бог – высшее и всякое благо. Что во всех вещах находится по частям, particulariter, то в Боге universaliter, всецелым и всесовершенным образом. 52 Человек обязан благодарить Бога вместо и за всех тварей, как единственное разумное существо в мире. 53 Кроме того, твари получили то, что они имеют не для самих себя, но для человека. Как же не быть человеку обязанным за то Богу? 54 Наконец, любящий соединяется с любимым и составляет с ним одно, поэтому человеку всего естественнее посредством любви соединиться с Богом и таким образом превратиться в благороднейшее и высшее, как и в природе все превращается в благороднейшее и лучшее.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

мужами у них нет, а есть только книги, напечатанные в типографиях обыкновенными грешными людьми. Кто чтит подлинный св. Крест Христов, тот будет почитать и всякое изображение Его, говорящее уму и сердцу о пострадавшем за нас Спасителе мира. Отвергнув почитание св. Креста Христова, сектанты не признают и совершаемого верующими христианами крестного знамения, приводя против него ложно толкуемые ими места св. Писания, несмотря на то, что еще в Ветхом Завете были прообразы не только креста, но и крестного знамения. Так, напр., Иаков, не смотря на замечания Иосифа, крестообразно благословил внуков своих, Ефрема и Манасию ( Быт. 48:13–14 ; См. Иез. 9:4–6 ). 1) Слова ап. Павла говорят вовсе не о крестном знамении, которого у Афинян, как язычников (см. ст. 16), и не могло быть, а говорят вот о чем: язычники верили, что их идолы нуждаются в пище и питии, почему и приносили то и другое, что обманывавшие народ жрецы брали себе, говоря, что боги поедают все им приносимое, как об этом, читаем, напр., в книге пророка Даниила, которому царь говорил: «Не думаешь ли ты, что Вил не живой Бог ? Не видишь ли, сколько он ест и пьет каждый день?» ( Дан. 14:1–22 ). Ап. Павел и говорит Афинянам, что «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет, и не требует служения (а не сложения, как часто читают сектанты) рук человеческих, как бы имеющий в чем–либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и все» ( Деян. 17:24–25 ). Вот о чем говорит ап. Павел Афинянам, а вовсе не о крестном знамении. А что и руки могут служить для целей религиозных и для молитвы, доказательство этому дают нам Сам Христос и Его св. Апостолы. Так, напр., Христос возлагает на детей пречистые руки Свои и благословляет их ( Мр. 10:16 ); Он же, возносясь на небо, «подняв руки Свои, благословил» учеников Своих ( Лк. 24:50–51 ). И св. Апостолы ставили на служение священнослужителей Церкви через возложение рук с молитвой ( Деян. 6:6, 14:23 ; 1Тим. 4:14; 5:22 ). Еще Псалмопевец говорит, что Бог принимает действие рук при молитве, как жертву вечернюю: «во имя Твое вознесу руки мои», говорит он в одном псалме (62:5), а в другом так молится: «да направится молитва моя, как фимиам перед лицо Твое, воздеяние рук моих, – как жертва вечерняя» ( Пс. 140:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Определяя, в чем заключается главенство мужа над женою, апостол говорит: «мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Но Христос сделался главою церкви только после того, как прошел тяжелый путь самоотречения и самоотвержения даже до крестной смерти 139 . Поэтому и главенство мужа должно заключаться в полном самоотвержения служении благу жены, до готовности пожертвовать для нее жизнью. Муж должен окружить жену всяческими заботами об ее внешнем житейском благополучии, должен стремиться к тому, чтобы сколько можно больше взять на себя, как более сильного, житейской тяготы, выпадающей на долю семьи, быть другом, защитником и охранителем жены. В то же время муж должен быть кротким, любящим и заботливым руководителем ее на всех путях жизни отнюдь не прибегая к какому-либо насилью и угрозам. Равным образом и повиновение жены должно быть подобным повиновению церкви Христу. А церковь повинуется Христу не из какого-либо рабского страха или внешней необходимости. Ее повиновение свободное и основывается на глубочайшем чувстве любви к Христу, как своему Спасителю и Искупителю. Отсюда и повиновение жены должно быть также свободным и основываться на радостном сознании жизненной опоры в муже и на чувстве любви и признательности ему за труд и попечение о ней 140 . Многих смущает выражение ап. Павла «а жена да боится (να 141 ) своего мужа 142 . Но это выражение указывает не на рабский страх благоговения. Глагол этот часто употребляется в значении благоговения пред Богом. Так, например: «Корнилий сотник, муж благоговейный и боящийся Бога» ( Деян.10:2–22 ); «Судья Бога не боялся» ( Лк.18:2–4 ), «Милость Его к боящимся Его» ( Лк.1:50 ), «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святый» ( Мр.6:20 ); «во всяком народе боящийся Его (Бога) приятен Ему» ( Деян.10:35 ). «Бога бойтесь царя чтите» ( 1Пет.2:17 ), «убойтесь Бога и воздадите Ему славу» ( Апок.14:7 ); «хвалите Бога нашего все рабы Его и боящиеся Его» ( Апок.19:5 ), «рабы повинуйтесь в простоте сердца боясь Бога» ( Кол.3:22 ; а также Апок.15:4, 11:18 ; Деян.13:16–26 ; Втор.4:10, 5:29, 6:2, 13, 24, 13:4, 14, 22 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Писание и словами, и примерами. Так, напр., патриарх Иаков, не смотря на замечание Иосифа, крестообразно руками благословил сыновей его – Ефрема и Манасию ( Быт. 48:14 ). Израильтяне однажды одержали победу над Амаликитянами только потому, что Моисей молился о победе с воздетыми к Богу руками, о чем читаем следующее: «Когда Моисей подымал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик. Но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой, с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика острием меча» ( Исх. 17:11–13 ). И псалмопевец говорит: «во имя Твое вознесу руки мои» ( Пс. 62:5 ) и молится: «да направится молитва моя, как фимиам перед лицо Твое; воздеяние рук моих, –как жертва вечерняя» ( Пс. 140:2 ). В Новом Завете мы видим, что Сам Христос благословляет детей и Апостолов руками ( Мр. 10:16  и Лк. 24:50–51 ), и что св. Апостолы ставят избранных людей на священническое служение через молитву с возложением рук ( Деян. 6:6; 14:23 ; 1Тим. 4:14; 5:22 ). А ап. Павел прямо велит нам употреблять при молитве и руки: «желаю, говорит он, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим. 2:8 ), только не говорит, как воздавать; Священное же Предание учит нас, что мы должны во время молитвы совершать на себе крестное знамение. О почитании св. креста Христова и о крестном знамении учили многие отцы и учители Церкви Христовой, начиная с первых веков христианства. Св. Варнава, один из 70 Апостолов Христовых и спутник ап. Павла, так пишет в сохранившемся в Церкви его послании (гл. 12–я) о молитве Моисея во время битвы Израильтян с Амаликитянами: «Моисей, ставши выше всех, простер руки, и тогда Израиль одерживал победу; а когда опускал руки вниз, Израильтяне были побиваемы. Для чего это? Для того, чтобы они познали, что им нельзя спастись, если не будут уповать на крест». Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Эту истину открыла не плоть и кровь ( σαρξ χαι αιμα). «Плоть и кровь» – гебраизм (в сирийском новозаветном тексте//) не употребляется в ветхом завете, но часто встречается в раввинской литературе и в Новом Завете. В Талмуде и Мидраше человек в противоположность вечному и высочайшему существу Божию всегда называется плотью и кровью 18 . В Новом Завете σαρξ χαι αιμα также служит описательным выражением для обозначения плотского и смертного человека в его отличии от существ вечных и духовных (См. 1Кор. 15:50 ; Еф. 6:12 ; Гал. 1:16 ; Евр. 2:14 ). Следовательно, великая религиозная тайна воплощения Сына Божия сознана апостолами по особому откровению. Здесь сказано то же, что в Мф. 11, 27 : никто не знает Сына, кроме Отца (см. и Лк. 10:22 ) и 1Кор. 12:3 : никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым 19 . Действительно, в плоти и крови еврейского народа времен Христа не было идеи воплощения Сына Божия и даже не было благоприятной почвы для этой идеи. «Идея Эммануила, в Своем богочеловеческом лице явившего природу идеально-совершеннейшую, выходила за пределы тогдашнего иудейского, как и вообще греховного человеческого, сознания» 20 . Мысль о Боге воплотившемся казалась иудеям не только соблазном, но и богохульством. Иудеи говорили Христу: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь себя Богом ( Ин. 10:33 ). Когда Господь на суде признал Себя Христом, Сыном Божиим, первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! Вот теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти ( Мф. 26:63–66 ; Мр. 14:60–64 ; Лк. 22:70–71 ). В одном месте Иерусалимского талмуда богохульною называется мысль, что Бог может иметь Сына 21 , а в другом читаем: «сказал равви Аббагу: если скажет тебе человек: Я – Бог , так он лжет» 22 . В диалоге Иустина философа с Трифоном мы можем видеть, как идея воплощения не укладывается в сознание иудея: «невероятное и почти невозможное нечто пытаешься ты доказать, что Бог претерпел рождение и стал человеком» 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010