Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более пятнадцати-двадцати минут. Мне кажется, что возникновение молитвословий часов в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви связано в первую очередь с Божественным установлением навыка у человека к непрерывной молитве. Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу. Образно говоря, в Царствии Небесном, в Его возвышенном и духовном храме, постоянно идет богослужение. И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь – в земной жизни. Отсюда и богослужения часов в определенное время. Это можно сравнить с монашеской трапезой. Чтобы инок не погружался с головой в поглощение пищи, трапеза где-то посредине прерывается звуком колокольчика. Все встают. Крестятся. Произносится краткая молитва. Затем снова садятся и вкушают пищу. Этим человек будто бы выбивается из земной колеи, из умственной и сердечной концентрации на своем животе, и снова учится вперять свое внимание в горнее – в небесное. Часы, мне думается, имеют ту же функцию – отвлечь внимание человека от материальных забот дня. И обратить свой взор к Господу Богу. О том, что Ветхозаветная Церковь знала богослужения часов, свидетельствуют нам первые главы Книги святого апостола и евангелиста Луки Деяния святых апостолов: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1); «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9). О том, что апостолы знали и употребляли определенные часы дня для молитвы, свидетельствует нам книга, написанная в начале II века по Рождестве Христовом, «Учение 12 апостолов». Она предписывает читать молитву Господню «Отче наш» три раза в день. Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за несколько иного, чем наше, исчисления времени суток в древнем Израиле. Древние евреи разделяли ночь на четыре стражи (менялись часовые, охраняющие населенный пункт), а день – на четыре часа (изменения движения солнца относительно земли). Первый час соответствует нашему седьмому часу утра. Третий час – девятому часу утра. Шестой – двенадцати часам – полудню. Девятый час – трем часам дня.

http://pravoslavie.ru/98568.html

Глава вторая. О призывании: Отче наш, иже еси на небесех Необходимо предварительное приготовление к молитве Прежде, нежели приступает христианин только к началу молитвы; прежде, нежели делает одно призывание, или воззвание ко Господу о услышании его молитвы, да размыслит: Если подданный, имеющий нужду и случай лично предстать с прошением пред своего Государя, обдуманно и с приготовлением ожидает времени такового представления, и со страхом встречает наступление сей важной минуты, то кольми паче христианин, имеющий предстать пред Царя Царей и Сердцеведца Бога, наперед должен с совершенною осторожностью и вниманием приготовить всего себя, внутренне и наружно, душевно и телесно, к сей святой минуте; и потом с живым представлением вездеприсутствия и всеведения Господня, со всевозможным страхом Божиим и крайним благоговением приступить к молитвенному собеседованию с Ним. Пророк Моисей, при Синае, имея представить народ Израильский пред Бога, для получения от Него Закона, приготовлял к тому Евреев тридневным очищением. Но и после такового приготовления Израильтяне, убоявшись явления Божия на горе Синайской, отступили от сей горы и просили Моисея быть посредником между ними и Богом, сами не могши приблизиться к Нему. Мы ли, видя такой пример и будучи просвещены Евангельским учением, станем приступать к Богу с молитвою без надлежащего к тому приготовления, без должного благоговения и трепета? Хотя живем в благодатное время 11 , хотя Сам Господь непостижимо приблизился к нам, восприяв на Себя нашу плоть 12 , и таинственно преподая нам Пречистое Свое Тело и Кровь в пищу и питие; однако ж такое богатство благости и человеколюбия Божия нимало не должно вести Христианина к тому, чтобы он посмел когда-либо предстать Всевышнего небрежно и без сообразного величию Божию расположения духа своего. Особенная возвышенность моления, преподанная Иисусом Христом Пророк Моисей подводил Израильтян только к горе, ознаменованной Божиим явлением. Напротив, Новозаветный Законодатель, Господь Иисус Христос , преподающий последователям своим сыновнее право и благодать со дерзновением неосужденно призывати Небеснаго своего Отца и глаголати: Отче наш, иже еси на небесех и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/o-moli...

Заключение первого отделения второй части О качествах нынешнего «Последования св. Елея»   Из истории образования «Последования», из объяснений, а также и текста его, открываются нам его 1) внутренние и 2) внешние качества. 1) Внутреннее достоинство заключается в том, что «Последование» составлено, вообще, в точном согласии с духом слова Божия, со всем учением св. Православной Церкви, и в частности – с догматом о Елеосвящении и с внутренним содержанием апостольского чина Елеопомазания. Внешним показателем сего служат: евангельские и апостольские чтения, исповедание веры, содержащееся в молитвах, прощения, существенно, об исцелении болезней и оставлении грехов, самые мысли и выражения молитв, взятые с буквальностью из св. Писания и из апостольского чина Елеопомазания. Нет здесь ни одной йоты, которая выступала бы из означенных границ, или носила бы иной оттенок. Подобно апостольской молитве веры , все псалмы, песнопения, молитвы и стихи чина оживотворены глубокими чувствованиями искренней сердечной веры в милосердие Божие, сыновней любви к Господу Богу, богопочтения, благочестия, непоколебимого упования, и твердого убеждения в благодатной силе и действенности таинства. Но, с другой стороны, те же псалмы и молитвы, песнопения и стихи проникнуты сознанием наших человеческих немощей и грехов, чувствованиями нашего недостоинства перед Богом, глубоким смирением. искренним покаянием, сокрушением сердца, желанием ходить в оправданиях Господних, исполнять заповеди Божии. Отсюда, подобно апостольской поспешествуемой молитве, в песнопениях, молитвах, псалмах и стихах чина повсюду проникает, везде чувствуется усиленное, прилежное, умиленное моление к Господу Богу, с призыванием Матери Божией и всех святых, дабы их ходатайством подкрепить наши земные, недостойные и немощные, богомоления, ибо и в апостольском чине сказано: много может молитва праведнаго поспешествуема. Но все существо чтений слова Божия, песнопений, молитв, стихов, обрядовых действий  – все устремлено к одной цели, чтобы страждущему тяжким недугом тела и души и кающемуся во всех своих прегрешениях испросить у беспредельного милосердия Божия, силою крестных заслуг Спасителя, благодать св. Духа для полного возвращения ему сил и здоровья, для совершенного очищения его от всякой греховной скверны, душевной и телесной, и для прохождения жизни богоугодной и святой. От этой цели во всем чине нет ни малейшего уклонения, вроде, напр., угрожений, или намека на приготовление к смерти и т. п. При сем, в чине выражается трогательнейшее сочувствие молящихся к положению немощного, крепкая и теплая христианская любовь к нему, участливое и деятельное, во всех отношениях, попечение о нем, о его душе и теле, всецелое снисхождение к его телесным недугам, – что все поставляется в обязанность и в чтениях чина, например: немощи немощных носите, и не себе угождайте ( Рим. 15:1 ) и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Великое искусство, наука из наук» Нужно молиться Богу, потому что Он есть, и нужно научиться общаться с Ним 08.02.2024 194 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников «Давайте кратко поговорим о молитве. Это великое искусство, это наука из наук, искусство из искусств. Всю жизнь нужно учиться молиться. Иногда человек проводит долгие десятилетия в попытках научиться призывать имя Господа внимательно, со страхом и благоговением», - пишет в тлг-канале настоятель Храма Троицы Живоначальной в Хохлах, проповедник и миссионер, телеведущий митрофорный протоиерей Андрей Ткачев. «Иногда Божьим сверлом сердце просверливается в одну секунду, и оттуда бьет фонтан молитвы, как это было, например, у тонущего Петра, когда не было времени и возможности книжку взять в руки, встать на колени, лампаду зажечь. Тонет человек. И он кричит: " Спаси меня, погибаю " ! Вот такая молитва погибающего человека. Или разбойник, например, на кресте: " Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем " . Или мытарь в храме, бьющий себя в грудь: " Божией милостью буди ми грешному " ! Это все краткие молитвы, которые вырываются из человека протуберанцами, как гейзер, такой горячий кипяток вырывается из недр человеческой души. Это такая просьба к Богу», - отметил священник. «Но лучше не ждать беды, чтобы беда заставила нас молиться. Лучший учитель молитвы – это беда. Когда беда приходит, приходит болезнь, начинается молитва об исцелении, приходит страх, начинаться молитва о спасении», - добавил он. «Приходят неприятности с детьми, начинается молитва о детях. Но я бы не хвалил этот вид молитвы, потому что все-таки нужно молиться до болезни, до нужды, до беды, до смерти, до опасности, до разлучения души с телом. То есть нужно молиться Богу, потому что Он есть, и нужно общаться с Ним», - подчеркнул о. Андрей. «Василий Великий определяет несколько видов молитвы. И первую, полагает он, молитву хвалебную. Бога нужно хвалить, в храмы нужно приходить для того, чтобы Бога хвалить. Заканчивается Псалтирь хвалебными псалмами 148, 149, 150. Мы читаем их на утренней. Начинается псалтырь откровением о том, как надо жить. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, но в законе Господня воля его, и в законе Господнем получится день и ночь. Он будет похож на дерево при потоках, которое лист не потеряет и плод принесет», - напомнил он.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/08/ve...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возобновитель русского монашества 7. Из книги «Афон. Стояние в молитве» 23.09.2022 780 Время на чтение 11 минут   Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6          Петровские реформы в области религии, упразднение  Патриаршества, секуляризация церковного  имущества, ускорили исход монахов из России.  Те, кто особенно желал строгой монашеской жизни, шли в Молдавию, в Мерлополянский скит, где их принимал, без преувеличения сказать, великий Паисий Величковский.           На Святую Гору он ушел в 1746 году.  В 1757 году  основал скит пророка Илии, Ильинский, для «братии молдавского и словенского языка».  Для прославления преподобного Паисия хватило бы уже и того, что,  вернувшись в Россию, он возобновил в ней монашескую жизнь, но надо перечислить и его труды, хотя бы основные. Ведь именно он перевел на русский «Добротолюбие», сочинения Исаака Сирина, «Огласительные слова» Феодора Студита, сочинения Григория Паламы, Максима Исповедника, Варсонофия, сборник «Восторгнутые класы», то есть колосья, собранные с нивы Господней,  в который входили  тексты Иоанна Златоустаго, Мелетия, Фотия, Марка, Зосимы, Феогноста…      Годы, в которые прибыл на Афон преподобный Паисий, были печальны для  Святой Горы. Примерно в это  время  посещает Афон уже упомянутый Василий  Григорович-Барский. Он указывает на причину упадка монашеской жизни – это притеснение  от турок. Честно сказать,  и не только. Притеснение русских было и от греков. Славянкое племя на Афоне тиранилось и одноверцами. Наши соотечественники, пишет Барский,  вынуждены были «семо и овамо по горам скитаться, и от труда рук своих зело нуждно и прискорбно питаться, от всех презираемы. Лиси язвины имут, и птицы гнезда своя, россы же не имут, где главы приклонити на столь прекрасном, уединенном и иноческому житию весьма приличном месте».       Широко известно житие святого Паисия. Не мыслящий спасения души и монашеской жизни без  наставника, старца-духовника, он был лишен этого, и спасался с помощью святоотеческих книг. Молва о его святой жизни  не могла укрыться. К нему притекали отовсюду. Почти в отчаянии он взывал к инокам, что он и сам чает наставничества, но число их все увеличивалось.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/23/...

И.Ц. Миронович Лекция 9. Соломон. Построение Иерусалимского храма Сегодня у нас в программе царствование Соломона. Того самого Соломона, который когда был воцарён, и пошёл в Гаваон воздавать Богу поклонение, и принёс Ему тысячу всесожжений, он удостоился сновидения. И в этом сновидении Господь сказал ему: Проси, что хочешь. И вот он показал себя здесь на высоте. Он стал просить мудрости: Поскольку я царь юный и поставлен управлять таким народом, дай мне мудрость. Вот мудрость; вот есть ум, вторая ступень – это разум. Вы в молитве читаете: «Просвети мой ум светом разума Твоего». Поскольку наш ум так же поражён грехом – как и воля, и чувства – он может вводить нас в заблуждение и, рассуждая с некой точки очень умно и разумно, мы можем ошибаться. Поэтому нужен разум. Умом обладают и животные в значительной степени, высокоразвитые животные, и у них есть ум. Но вот ум человека – исключительное явление. Вот он ослеплён. Когда Апостол говорит: Кто исследовал ум Господень и кто был советником Ему? (см. Рим. 11:34 ). Никто. А мы имеем ум Христов. А иметь ум Христов – это и значит иметь разум. Вот и молимся: «и просвети ум мой светом разума Твоего». Но помимо ума и разума есть ещё мудрость. А мудрость посылается Господом, когда её нельзя приобрести. Опытный человек – но это, знаете , мудрый человек. Не каждый старик – мудрец. А вот мудрость ниспосылается Богом. И Соломон-то и просил именно этой мудрости, которая выше ума и разума. И которая является отблеском всевдния Божия. Вот он и просил: Я, – говорит, – был отрок даровитый и полюбил эту премудрость с пелен, можно сказать, и просил Бога ниспослать её свыше от Святых Небес Своих. И по молитве своей он получил. Посмотрите, что скажет ему Господь на его просьбу. 3-я Царств. Открывайте 3-ю книгу Царств и находите 2-ю главу: «(Когда утвердилось царство в руках Соломона), Соломон породнился с фараоном – царем Египетским, и взял за себя дочь фараона [конечно, это был брак – может быть, и по любви – не столько по любви, сколько политический брак. Такого мощного соседа южного иметь в родстве – это прекрасно. Поэтому браки заключались часто вот по такому принципу] и ввел ее в город, Давидов, доколе не построил дома своего и дома Господня и стены вокруг Иерусалима И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах» ( 3Цар. 3:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

игумен Амвросий (Диденко) Отче наш, иже еси на Небесех Пресвитер Тертуллиан Когда говорим: Отче наш – то и молимся Богу и вместе веру изъявляем, коей плодом есть такое наименование. Ибо написано: «Елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти верующим во имя Его» ( Ин.1:12 ). Господь часто именовал Бога Отцем нашим и нам заповедал: «И отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» ( Мф.23:9 ). Таким образом, взывая так в молитве, мы исполняем заповедь. Блаженны те, которые познают в Боге Отца. – Имя Бога Отца не было никому возвещено прежде; и даже вопрошавший о нём Моисей услышал иное некое имя; нам же открыто оно в Сыне. Ибо Сын уже наводит на новое имя Богу – имя Отца. Но Он и прямо говорит: «Аз приидох во имя Отца» ( Ин.5:43 ), – и опять: «Отче, прослави имя Твое» ( Ин.12:28 ), – и яснее: «Явих имя Твое человеком» ( Ин.17:6 ). Ориген Стоило бы расследовать тщательнее, есть ли в Ветхом Завете где-либо молитва, в которой Бога кто-нибудь называл бы Отцом, потому что поныне, несмотря на все наши изыскания, такой молитвы там мы не нашли. Мы не утверждаем того, что Бог не называется в Ветхом Завете Отцом или что считавшиеся за верных не называются там чадами Божиими; мы утверждаем только то, что нигде в Ветхом Завете мы не встречаемся с тем праводушным дерзновением, провозглашенным нашим Спасителем, которое уполномочивает нас в молитве называть Бога Отцом. Что Бог называется в Ветхом Завете Отцом, а последователи Божественного Слова – сынами, это открывается из многих мест. Но, хотя Бог и называется в Ветхом Завете Отцом, а рождённые Богом через сообщение им слова веры – сынами Его, всё-таки древние не были проникнуты сознанием постоянного и неизменного своего сыновства Богу. По апостолу, наследник, доколе в детстве ничем не отличается от раба, хотя он и господин всего. Он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного ( Гал.4:1–2 ); с пришествием же Господа нашего Иисуса Христа открылась полнота времени ( Гал.4:4 ), в которое желающие получают усыновление. В Евангелии от Иоанна говорится: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин.1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Киев. Покровский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1889. Ссылки:   Адрес: Украина, г. Киев, Бехтеревский переулок, 15 Координаты: 50.45918, 30.49442 Проезд:от ст. М. " Лукьяновская " , " Майдан Незалежности " - трол. 16, 18 до ост. " Бехтеревский пер. " ; от ст. М. " Вокзальная " - трам. 15, 18 до ост. " ул. Речная " ; от ст. М. " Контрактовая площадь " - трам. 14, 18 до ост. " ул. Соляная " Изменить описание объекта Храмы монастыря: Собор Покрова Пресвятой Богородицы Собор Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты Киево-Покровский монастырь, общежительный, в Киеве, на Большой Житомирской улице. Основан в 1889 году на средства Великой Княгини Александры Петровны (в иночестве Анастасии), скончавшейся 13 апреля 1900 года. Здесь устроена пещера гроба Господня, над которой стоит большого размера распятие. В ковчеге хранятся частицы святых мощей печерских угодников. В отдельном киоте — икона Божией Матери в золотой ризе.Она прославлена исцелением, по молитве перед нею, от семилетнего недуга строительницы монастыря Великой Княгини Александры Петровны. Сюда в 1890 году 19 августа были перенесены из Киево-Печерской лавры частицы мощей святых угодников, приобретенные иноком о. Исихием на Афоне и завещанные им перед смертью этой обители. При монастыре двухклассная школа с общежитием при ней для девочек — сирот и полным содержанием от монастыря; приют для слепых, неизлечимо больных и безродных; бесплатная больница на 60 кроватей, открытая в 1894 году и устроенная согласно всем требованиям современной медицины с 2-мя отделениями — терапевтическим и хирургическим; в отдельном корпусе помещается бесплатная лечебница для приходящих больных. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основала обитель вел. кн. Александра Петровна (†1900 г.) - супруга брата императора Александра II вел. кн. Николая Николаевича. 11 января 1889 г. совершилось освящение места будущего монастыря: здесь были заложены домовая церковь и покои княгини. Здесь по молитве перед образом-списком с Почаевской иконы Божией Матери Александра Петровна получила исцеление и приняла тайный постриг с именем Анастасии.

http://sobory.ru/article/?object=02898

Книга издана Ахтырским Свято-Троицким монастырём. Монастырь открыл доступ к pdf-фaйлaм большинства своих книг в надежде на то, что читатели поддержат его труды добровольными пожертвованиями. Ссылка: http://www.ahtyr.org/ru/library Содержание Вместо предисловия Предисловие греческих издателей Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам 1. Юноше, вопросившему о молитве Иисусовой 1 2. Ему же о молитве Иисусовой и ответы на вопросы 3. Монаху, вступающему на поприще подвижничества 4. «Дитя мое, если ты будешь внимателен к тому, что я тебе пишу…» 5. «Не одевайся в одни листья…» 6. «Ты пишешь о гневе в сердце безумного…» 7. «… Послушай об одном событии, происшедшем со мной» 8. «Ты не вытерпишь всего этого ради Моей любви?» 9. «Итак, Творец вдохнул в тебя и дал тебе дух жизни» 10. «… Благодать всегда предшествует искушениям как некое извещение для приготовления» 11. «Я, когда пришел на Святую Гору, нашел многих из отцов в делании и созерцании» 12. «Так ум весь становится светом, весь – сиянием». 13. «Благодать Божия зависит не от лет…» 14. «Действительно велико, поистине, таинство послушания» 15. «Итак, ты не хочешь послушаться меня и вернуться назад?» 16. «… Когда восходишь на Голгофу, необходимо падать» 17. «В час искушения не оставляй своего места…» 18. «… Я снова встал и вступил в битву со всеми духами» 19. «… Постоянно приноси покаяние, когда согрешаешь, и не теряй времени» 2О. «Не отчаивайся! Со всеми это случается» 21. «… Грех, малый или великий, при истинном покаянии исчезает» 22. «Итак, не желаешь страдать? Не желай восходить» 23. «А палка – защита от всякой страсти» 24. «В тот вечер Бог показал мне злобу сатаны» 25. «Прекращается действие чувств, и его восхищает созерцание» 26. «Сестра о Господе и благоговейнейшая игумения…» 27. «Я убегаю ради Бога, а о людях не пекусь» 28. К монахине, принимающей святой и ангельский образ 29. «Благословен Бог, возвышающий смертных еще с телом до жительства бесплотных» 30. «Без воли Господней мы не болеем и не умираем» 31. «Мир для тебя уже умер, и ты для мира» 32.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Молитва святого Ефрема Ее читают и в храмах, и в домах на протяжении всего поста. И объяснена эта молитва, казалось бы, глубоко и подробно. Но суть святых вещей, суть слов, рожденных Святым Духом, такова, что от умноженных усилий по изучению и истолкованию открываются новые оттенки и грани смысла. Этот труд не несет усталости, наоборот, укрепляет труженика, радует и указывает дальнейший путь. Обратим внимание на то, что в этой молитве речь идет о духовной борьбе, то есть о такой борьбе, где один дух противостоит другому. Дух «целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви» дай мне (просит человек словами святого Ефрема), а «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» не давай. На языке Библии «не давай» может означать «не допусти». Так и в молитве Господней «не введи во искушение» означает «не допусти впасть в искушение» Это может показаться назойливым напоминанием, но скажем еще раз о том, что пост – это духовная борьба, а не гастрономическое явление. Один дух, то есть один духовный настрой и образ мыслей, противостоит здесь другому духу. И тот и другой дух ведут борьбу за право поселиться в духе человека, о котором сказано: «И ваш дух , и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5: 23). Итак, целостный человек – это единство духа, души и тела , сохраняемое без порока. Подобная целостность у святого Ефрема называется «целомудрием» и поставлена в начало всех благих прошений. Это не только удаление от блуда во всех его разновидностях, но цельность человека, единого в делах, словах и мыслях. Молитвенная просьба, таким образом, заключается в том, чтобы дух человеческий воспринял в себя дух добродетелей и оградился от духа греховного. Есть короткая притча Христа о закваске, которую женщина вложила в три меры муки, доколе не вскисло все. Три меры муки это и есть дух, душа и тело, которые должны соединиться под действием «закваски» Святого Духа. А что же «иной дух»? Он стремится влезть в человека, чтобы родить свою модель поведения и мышления. Человек – существо умное, и, следовательно, грехи у него гнездятся в умной сфере, а не в телесной. Через телесную сферу грехи лишь только проявляются. Есть, к примеру, блуд, но есть и «дух блуда». Вот читаем у Осии: «Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них , и Господа они не познали» (Ос. 5: 4) И еще у того же пророка: «Дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего».

http://pravoslavie.ru/45661.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010