О СЛАВОСЛОВИИ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь 1. Объяснение славословия молитвы Господней В славословии молитвы Господней напоминается молящемуся о величии Божьем, и таким образом возбуждается в нем благоговейное почтение к Богу. Как в начале молитвы словами: «Отче наш, Еже еси на небесех», молящиеся располагаемы были к возвышенному сыновнему собеседованию с Богом; так содержащимися в заключении словами напоминается им, что во время молитвы Сам Всевышний предстоит им во всем Своем величии, и что посему они обязаны во время ее от всей души стараться о том, чтобы воздавать Господу всевозможное почтение, приличное Его Существу. По свидетельству Апокалипсиса, «двадесять и четыре старцы», окружающие на небеси Престол Всевышнего, «падают пред Сидящим на Престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои пред Престолом, глаголюще: достоин еси, Господи, прияти славу и честь и силу, яко Ты еси создал всяческая, и волею Твоею суть, и сотворена» ( Откр.4:10–11 ). Если же эти, высокие святостью, небесные служители Престола Всевышнего, столь благоговейно падают пред Его величием; то нам ли, бренным и недостойным тварям Божиим, приступающим ко Господу с молитвою, не воздать Ему всего почтения, какое только можем? Славословие подкрепляет в молящихся надежду на Бога. Славословие молитвы Господней содержит в себе и твердое подкрепление надежды молящихся на то, что Отец Небесный исполнит все достойные и душеполезные прошения их ( Ин.5:14–15 ); ибо в этом славословии говорится о вечном Царстве, силе и славе Того, к Кому возносят они прошения свои: то есть, если молящиеся будут живо представлять в мыслях своих, что испрашивают себе даров у Того, Который есть не только Отец Всеблагий, но и Владыка и Царь вселенной, всего видимого и невидимого, и Которого силе и могуществу ничто не может противиться ни на небеси, ни на земли; то не родится ли в них большее упование на получение просимого? Не поселится ли в них и та сыновняя воле Божией преданность, с которою они будут возлагать все заботы свои на Того, Который печется о них ( 1Пет.5:7 ); не возникнет ли в них и то твердое успокоение в Боге, при котором человек в самых злополучных обстоятельствах жизни способен бывает говорить душе своей: «Вскую прискорбна, еси душе моя? И Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога» ( Пс.41:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

игумен Амвросий (Диденко) Структура молитвы Господней 11 Фонетика Отметим здесь только те фонетико-фонологические особенности слов молитвы, несоблюдение которых приводит к тем или иным ошибкам. Это касается, в первую очередь, правильного – чёткого и ясного – произношения каждого звука, слога, слова и предложения молитвы, в подражание и в этом Божественному Учителю нашему, который, будучи совершенным Богом и совершенным Человеком, естественно, и совершенно изрёк Божественные глаголы сей молитвы. Как известно, в церковнославянском языке все звуки в любой позиции – и в начале (инициальные), и в середине (медиальные), и в конце слова (финальные) – произносятся так, как пишутся, то есть четко, ясно и одинаково сильно, а слова и предложения говорятся ни быстро, ни медленно, не душевно (эмоционально), а духовно (искренне, благочестиво и благоговейно). Не допускаются никакие ассимиляции, диссимиляции, палатализации и т. п. В условной фонетической записи весь текст Молитвы Господней можно представить таким образом: [о-т-ч-е н-а-ш/и-ж-е е-с-и н-а н-е-б-е-с-е-х//д-а с-в-я-т-и-т-с-я и-м-я т-в-о-е//д-а п-р-и-и-д-е-т ц-а-р-с- т-в-и-е т-в-о-е//д-а б-у-д-е-т в-о-л-я т-в-о-я/я-к-о н-а н-е-б-е-с-и и н-а з-е-м-л-и//х-л-е-б н-а-ш н-а-с-у-щ-н-ы-й д-а-ж-д-ь н-а-м д-н-е-с-ь//и о-с-т-а-в-и н-а-м д-о-л-г-и н-а-ш-а/я-к-о-ж-е и м-ы о-с-т-а-в-л-я-е-м д-о-л-ж-н-и-к-о-м н-а-ш-и-м//и н-е в-в-е-д-и н-а-с в-о и-с-к-у-ш-е-н-и-е//н-о и-з-б-а-в-и н-а-с о-т л-у-к-а-в-а-г-о.//Я-к-о Т-в-о-е е-с-т-ь Ц-а- р-с-т-в-о, и с-и-л-а, и с-л-а-в-а//О-т-ц-а, и С-ы-н-а, и С-в-я-т-а-г-о Д-у-ха,//н-ы-н-е, и п-р-и-с-н-о, и в-о в-е-к-и в-е-ко-в.//А-м-и-н-ь.]. Можно избежать наиболее типичных фонетических ошибок при чтении Молитвы Господней, если правильно произносить каждое слово: Отче наш (а не: оче наш), Иже (а не: еже), на небесех (а не: на небесах, нибисах), да святится (а не: да святица), Имя Твое (а не: имя Твое), да приидет (а не: да придёт), яко на небеси (а не: яко на нибиси), и на земли (а не: и на зимле), хлеб (а не: хлеп), насущный (а не: насущный), даждь (а не: даш, даж, дажд), днесь (а не: днес), дóлги (а не: долги), наша (а не: наши), должником (а не: должникам), и не введи (а не: и не веди), от лукаваго (а не: от лукавого, от лукававо).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Беседа 14. Евангелие от Матфея, глава 6, 9. «Отче наш. 1» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж», в общем цикле бесед по Книгам Нового Завета. И сегодня мы будем говорить о Молитве Господней. «Отче наш» – это поистине Молитва молитв. Ее влияние можно встретить не только в христианских молитвословиях, но и в кораническом тексте (на этом настаивал академик Крачковский). Поистине христианство обладает внутренней силою оказывать влияние даже на тех людей, которые ни в коей мере не разделяют его (христианства) ценностей и верований. Ни об одной молитве во всем мире так много не написано, как о молитве «Отче наш». Прикоснуться к ее скрытому и не лежащему на поверхности смыслу означает коснуться вершины монотеистического богословия. Я не дерзаю в одной беседе хотя бы приблизиться к сокровенным тайнам, которые раскрываются в этой молитве. Сегодня мы попытаемся понять хотя бы два первых слова этого молитвенного манифеста, этой поистине молитвенной конституции, без знания которой молитвенная и литургическая деятельность Церкви едва ли была бы возможна. Без понимания духовного смысла слов этой молитвы мы не сможем правильно понять, а главное, правильно использовать весь богатый молитвенный и литургический опыт Христианской Церкви. Обличив иудеев в неправильном понимании и назначении молитвы, Христос говорит: Мф.6:9 . «Молитесь же так: Отче наш … ». Сами по себе эти первые слова Молитвы Господней могут шокировать и иудея и мусульманина: как же так, человек получает возможность обращаться к своему Создателю как к ОТЦУ?! Как объяснить эту тайну? Как понять этот парадокс? Иудеев до сих пор шокирует то обстоятельство, что Иисус Христос почитал себя Сыном Божиим, но они как-то совершенно упускают из вида, что Он всех призывал к осознанию божественного сыновства, делая всех в Себе и через Себя чадами Божьими. Другой вопрос, который неизбежно возникает: слова «молитесь же так» , не надо ли их понимать буквально и все наши молитвы свести к чтению только одной молитвы, а именно Молитвы Господней. Ответим сначала на второй вопрос, прежде чем мы перейдем к первому. Словами «молитесь же так» Господь призывает нас привести все наши молитвы в согласование с этой главной и наипервейшей христианской Молитвою. Иными словами, это молитва – эталон, тот канон, без акцентов на который не возможна ни какая наша молитвенная жизнедеятельность. Все литургическое творчество должно происходить и вращаться вокруг духовного богатства молитвы «Отче наш».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 19. Евангелие от Матфея, глава 6, 13. «Отче наш. 6» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Четвероевангелию; и сегодня мы завершаем изучение Молитвы Господней «Отче наш». Следующий отрывок из Молитвы Господней будет в центре нашего с вами внимания: «и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» ( Мф.6:13 ). Что означают слова этих прошений? Рассмотрим прежде всего шестое прошение, молитвы «Отче наш»: «и не введи нас в искушение» . В Православном Катехизисе сказано о 6-м прошении: «В Молитве Господней под наименованием искушения следует понимать такое стечение обстоятельств, при котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех . Такие искушения приходят от плоти нашей, от мира или от других людей и от диавола. Словами Молитвы не введи нас во искушение мы просим, во-первых, о том, чтобы Бог не допустил нас до искушения; во-вторых, о том, чтобы Он, если нужно нам быть испытанным и очищенным посредством искушения, не предал нас искушению совершенно и не допустил нас до падения» (424–426). Не надо думать, что сами слова молитвы, обращенные к Богу, – «и не введи нас в искушение» , означают, что Сам Бог как бы может ввести нас во искушение. Бог не является источником наших искушений. Как мы видим из Православного Катехизиса, источники нашего искушения: мы сами, мир, окружающий нас и дьявол. Апостол Иаков учит: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» ( Иак.1:13–14 ). Бог чужд любому искушению! Сказано: «Мерзость пред Господом – путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит» ( Притч.15:9 ). В отношениях с человеческим сообществом Господь проявляет любовь и заботу о всем Своем творении. Сказано: «…Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех…» ( Исх.34:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава шестая. О четвертом прошении молитвы Господней: Хлеб наш насущный даждь нам днесь Хлеб есть троякий Человек по естеству своему состоит из души и тела; следовательно и хлеб требуется для него духовный и телесный. Того и другого хлеба научает здесь Господь последователей своих испрашивать у Отца Небесного. Чтобы жить духовно, для сего они должны каждодневно испрашивать себе хлеба духовного, который есть двоякий: I) всякий глагол, исходящий изо уст Божиих, которым, по свидетельству Иисуса Христа, жив бывает человек 107 ; и II) тело и кровь Господни, о животворном свойстве которых говорит Сам Иисус Христос так: Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына человеческаго, не пиете крови Его, живота не имате в себе. Плоть бо моя истинно есть брашно, и кровь Моя истинно есть пиво 108 . Потом, чтобы жить телесно, Христиане должны испрашивать себе у Единого Подателя благ и III) телесного насущного хлеба, то есть, только самого необходимого, чтобы существовать, или жить 109 . Очи всех их, как говорить Пророк Давид, должны уповать на Того, который дает им пищу во благовремении, отверзает руку Свою, и исполняет всяко животно благоволения 110 . Понятно для всякого из нас, сколь необходима для временной жизни нашей пища телесная; но потребность пищи духовной, гораздо необходимейшей для всех, многие из нас мало понимают, да и понять не стараются. От сего-то и происходит то, что многие собратия наши, христиане, мало и без надлежащего внимания питают души свои плодотворным и спасительным Словом Божиим; многие также редко и без должного приготовления приступают к страшному и животворящему Таинству Святого Причащения. Слово Божие и польза, проистекающая от занятия оным Тело свое мы питаем часто; не меньше и не реже должны питать и душу хлебом духовным, или Словом Божиим: потому что, с одной стороны, душа больше тела, а с другой, – питать ее также необходимо, как и тело. Как всякая телесная питательная пища, употребляемая в меру, подает телу человека силы, необходимые к телесным трудам, и поддерживает здоровье и жизнь оного: подобным образом и все то, что мы благоговейно и со вниманием слышим или читаем из Священного Писания , истинного слова Божия; все то подает душам нашим силы и жизненность к занятиям и действиям духовным; все то напитывает души наши христианскими чувствами и утверждает их в стремлении к добру и в отвращении от зла; все то напечатлевает в душах наших спасительные правила для жизни и дарует им, так сказать, жизненные соки, столь же плодотворные и обильные, какими пользуется древо, посажденное при исходищах вод 111 . Ибо живо Слово Божие и действенно, и острейше паче всякого меча, обоюду остра; и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/o-moli...

Духовным чадам Марии Александровне Залесовой Письмо 43 96 Добрая Мария Александровна! Милосердый Господь помог Вам благополучно провести 1-ую половину ревизии, поможет и завтра. Не безпокойтесь. Чаще ищите около себя Милосердого Господа, оглядывайтесь вокруг себя, произнося: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя, и Он, Всеблагий, въяве ответит Вам: не бойся, Я с тобою. Благословение Господне да почиет над всеми Вами. Грешный Богомолец А. Письмо 44 97 Добрая Мария Александровна! Как Вы чувствуете себя? Доехал благополучно. Набирайтесь твердости духа. Не ленитесь молиться и работать. Благословение Господне да почиет над Вами. Грешн. А. Мечев Письмо 45 98 Добрая Мария Александровна! Усердно прошу Вас не забывать Никольский храм 99 и усердно молиться в нем. Жить в мире со всеми и больше думать о других, чем о себе. Чаще творите молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную. Пусть сперва будет Ваша молитва и поспешная и невнимательная. Бог даст перейдет и [во] внимательную, [с] помощию Божией, и она даст Вам быть сдержанной, спокойной и внимательной, чего от всей души желаю Вам. Грешный Бог[омолец] Ал. Христос с Вами. Письмо 46 100 Добрая Мария Александровна! Очень рад, что Вы вкупе со всеми собрались, беседовали и молились. Намерены собираться по праздникам в Александровке, а на буднях у Лили и Верочки. Это очень хорошо. Что касается т.Саши, то пусть она одна читает, тем более она об этом просит. М.Алекс., новую советую неотступно привлекать к беседе и к чтению со всеми, это для нее необходимо и полезно. Очень рад, что книжка моя Вам понравилась, читайте повнимательнее и сделайте для себя нужные для Вас выписки, а относительно того, надолго ли хватит Вас, то об этом не думайте. Сердечно благодарю Вас за то, что Вы исполнили мой завет, были у общей исповеди 101 и причастились. Так советую делать без меня. Читайте чаще Иисусову молитву и, Господь даст, придете в себя и исправитесь. Я глубоко в этом уверен. Господь милосерд, не ищет нашей гибели, а спасения. Благословение Господне да почиет над всеми Вами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Книга шестая Я полагал, что по поражении змия 40 в [самой] средине, не оживет новое порождение эхидны, и по смерти Сциллы, по баснословиям поэтов, уже не будут свирепствовать против меня псы Сциллы, не перестающие лаять, и, по поражении еретиков рукой Божией, не будут искушаться в случае возможности, даже избранники Божии; [но] самая ересь не умирает, когда остались детеныши, унаследовавшие ненависть их к нам, и принимая наш образ, не оставляют яда старой матери и лукавого Улисса, и только губы обмазывают медом и, по изречению Писаний ( Пс. 54:22 ), сделали слова свои более мягкими, нежели масло, а сами они – стрелы, и стрелы огненные, которые должны быть отражаемы и угашаемы щитом веры. Это я сказал, дщерь Евстохия, чтобы мне, трудящемуся над произведением пророческим и борющемуся с еретиками, ты помогала молитвами и чтобы Господь Своим умом чрез мои уста изъяснил и шестой том толкований на Иезекииля, и чтобы благодатью тогоже Духа, чрез которого было открыто пророкам то, что мы читаем в Писаниях, было открыто это также и нам, изъясняющим, чтобы мы могли сказать: уста моя отверзох и привлекох Духа ( Пс. 118:131 ). Глава XVIII Ueз.XVIII:1–2 . И было ко мне слово Господне, говорящее: зачем вы обращаете между собою притчу в поговорку в земле Израилевой, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах была оскомина?» LXX: И было слово Господне ко мне, говорящее: сын человеческий, что это за притча у сыновей Израилевых, говорящих: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах была оскомина?» Того, что сказали LXX: сын человеческий, в еврейском нет. Учит же божественное Писание тому, что сказанное в Исходе: Аз есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третьего и четвертого рода ненавидящим Мене, и творяй милость в тысящах любящим Мя и хранящим повеления Моя ( Исх. 20:5–6 ), и еще: сниде Господь во облаце, и стал подле Моисея и призва Моисей имя Господне, и мимоиде Господь пред лицем его и воззва к нему, говори: Господь Бог щедр, и милостив, долготерпелив, и многомилостив, и истинен, и правду храняй, и милость в тысящи, отъемляй беззакония, и неправды и грехи, и от беззаконий отцов не очистит чада и чада чад до третьего и четвертого рода ( Исх. 34:5–7 ), так должно понимать, как если бы это была поговорка и притча, так что иное выражается в словах и иное заключается в мыслях, о чем мы также сказали выше в притче о двух орлах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Справочный аппарат Издания акафистов (и содержащие акафисты) Досинодального периода Малая подорожная книжица. Вильно: Франциск Скорина, ок. 1525. Во 2-й части – акафисты Гробу Господню, св. Архангелу Михаилу, Иоанну Предтече, Богоматери, свв. апостолам, св. Николаю Чудотворцу, Кресту Господню, Пресладкому имени Господа Иисуса Христа. Акафист Пречистой Богородице, Иисусу Сладчайшему и Успению Богородицы. Киев, 1625. Акафисты, в нихже каноны, стихиры и стиховны на всю седмицу. Вильно, 628. Акафисты Иисусу Сладчайшему (л. 28), Богородице (л. 53), Живоносному Гробу (л. 82), Архангелу Михаилу (л. 112), Иоанну Предтече (л. 139), Успению Богородицы (л. 161), апп. Петру и Павлу (л. 186), св. Николаю (л. 216), Честному Кресту (л. 240), всем святым (л. 266). Акафисты. Киев, 1629. Акафисты Богородице, Иисусу Сладчайшему, Успению Богородицы, св. Николаю Чудотворцу. Часослов. Вильно, 1629. Акафист Богородице (с. 217). Акафист, житие и служба св. Николаю Чудотворцу. Киев, 1638. Канонник. 1645. Акафист Богоматери. Молитвословец, в нем же акафисты и каноны. Могилев, 1645. Акафисты Иисусу Сладчайшему и Богородице. Акафисты. Киев, 1654. Акафисты Иисусу Сладчайшему, Богородице и св. Николаю. Пречестныи акафисты. Унев, 1660. Пречестныи акафисты и прочия спасительныя мольбы. Киев, 1663 5 . Акафисты Богородице (л. 1), Иисусу Сладчайшему (л. 47), Успению Богородицы (л. 96), св. Николаю Чудотворцу (л. 119). Акафисты и каноны. Киев, 1667. Акафисты и каноны. Киев, 1670. Пречестныи акафисты и прочия спасительныя мольбы. Киев, 1674. Акафисты Богородице, Иисусу Сладчайшему и св. Николаю (те же, что и в киевском издании 1654 г.). Акафистник. Киев, 1677. Акафисты Иисусу Сладчайшему (л. 24 об.), Богородице (л. 44 об.), Гробу Господню и Воскресению (л. 69), Бесплотным Ангелам, Иоанну Крестителю (л. 119), Успению Богородицы (л. 142 об.), свв. апостолам (л. 166), св. Николаю Чудотворцу (л. 194) (в этом акафисте 1-й кондак другой, чем в киевском издании 1663 г.), Честному Кресту (л. 214), всем святым (л. 267).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Философско-логический анализ слов Иисуса Христа «не судите» Мысль Иисуса Христа, выраженная в молитве Господней в словах «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Матф.6:12 ) продолжается в поучении о том, чтобы не судить, да не судимым быть. Если в молитве Господней Спаситель говорит о том, что прощение заслуживает тот, кто сам прощает, то в поучении о судах Спаситель предлагает Своим ученикам и последователям быть более совершенными в отношении ближнего, и не только прощать ближних, но и не осуждать и порицать их. Такое отношение к ближнему предлагается Спасителем потому, что является показателем исполнения закона Божьего. Ведь «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» ( 1Иоан.4:20 ). Однако в жизни бывают такие ситуации, когда ближний может стать врагом. Согласно заповедям Христовым человек должен любить врага своего. «Любите врагов ваших " ( Матф.5:44 ). Прощать обиды, нанесенные врагом, и делать ему добро «Благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Матф. 5,44 ). Не мстить за вред, причиненный врагом. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» ( Рим.12:19 ). Согласно заповедям Спасителя человек не только не должен воздавать злом за зло, но не имеет права даже гневаться на ближнего своего. Так как «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» ( Матф. 5,22 ). Все это человек должен делать по отношению к врагу своему, потому что враг является ближним. И человеку должно быть не безразлично то, что его ближний является грешником. Человек все вышеуказанные действия, адресованные врагу, должен совершить для того чтобы из грешника сделать истинного христианина. Поэтому все вышеуказанные советы Спасителя служат великой цели перевоспитания грешника. Потому что если из грешника человек сделает праведника, то будет спасена ещё одна душа. А спасение человеческой души и возвращение её в лоно Божье Господь ценит очень высоко, приравнивая этот поступок к религиозному подвигу. «Братия! Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак. 5,19–20 ). Если человек любит врага, то он к нему относится уже не как к врагу, и своей любовью к ближнему постарается сделать из врага друга. Если человек благотворит врагу, то уже относится к врагу как к ближнему. А тем, что делает врагу благо, сумеет вызвать ответное доброе отношение и к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

КНИГИ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ < >< назад > Примечания Ср. для примера: Hoskyns Ε. С. The Fourth Gospel, London, 1958; Bultmann R.K.Das Evangelium des Johannes. Gottingen, 1941; Barrett С JSf.The Gospel according to St. John. An introduction with commentary and notes on the greek text. London 1955. В первом издании 1941 г., на вкладном листе. Ср., например, detached notes в посмертном комментарии Hoskyns " a. Lagrange M.-J. Evangile selon Saint Jean. Paris 1925. Bouyer L. Le quatrieme Evangile. Introduction a l " evangile de Jean, traduction et commentaire. Toumau, 1955. Lock W. The Gospel according to St. John//A New Commentary on Holy Scripture including the Apocrypha, ed. by Charles Core. London. 1928, Part III. The New Testament. Temple W. Readings in St. John " s Gospels (First and Second series). London 1945. Dodd Ch. H. The Interpretation of the Fourth Gospel. Cambridge 1953. Ср.: Bultmann, op. cit., p. 8. Bernard J. Я. А commentary on St. John//The International Critical Commentary, vol. II. Edinburg, 1928. Ср.: Temple, op. cit., p. XXXIII. Ср. особенно: Dodd, op. cit., p. 289. Cp.: Dodd, op. cit., p. 431. Cp. Hoskyns, op. cit., p. 550 и мои статьи, особенно John XXI in: New Testament Studies (vol. 3, n. 2, 1957). В рукописи только знак сноски. Burney С. F. The Aramaic Origine of the Fourth Gospel, 1922. Последнее наблюдение дает перевес той форме стиха 27, которую он имеет в textus receptus и многих второстепенных рукописях. Без слов «который встал впереди Меня», отсутствующих в древнейших кодексах, он не оправдывал бы того ключевого положения, которое ему усваивается в построении Ин. I. Ср. Кипп К. G. Achtzehngebet und Vaterunser und der Reim//Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament, herausgegeben von J. Jeremias und O. Michel, B. 1, Tubingen, 1950. Cp. Lund. Chiasmus in the New Testament (Lund N. S. Chiasmus in the New Testament. A Study in Formgeschichte. Chapel Hill, 1942) и мою статью «К вопросу о построении Молитвы Господней» в «Православной Мысли» (Епископ Кассиан. К вопросу о построении Молитвы Господней//Православная Мысль. Париж, 1951, вып. VII, с. 56-85).

http://zavet.ru/b/casbez/mark.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010