«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Проповеди и беседы Собрание проповедей и бесед великого православного богослова и пастыря отца Александра Шмемана. Книга разделена на пять тематических отделов: о Молитве Господней, праздниках, человеке, литературе и России. Проповеди и беседы I. ЦUKЛ БЕСЕД О МОЛИТВЕ ГОСПОДНЕЙ «ОТЧЕ НАШ…» 1 Христос оставил людям только одну молитву, которая поэтому называется обычно «молитвой Господней». Когда ученики сказали Ему: «Научи нас молиться» (Лк. 11:1), Он в ответ дал им следующую молитву: «Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки веков. Аминь» (Мф. 6:9—13). Эта молитва Господня безостановочно повторяется вот уже две тысячи лет. Нет часа, буквально нет минуты, чтобы в какой–нибудь точке земного шара люди не произносили ее, не повторяли те самые слова, которые когда–то произнес Сам Христос. И нет поэтому лучшего пути к уразумению самой сущности христианской веры и христианской жизни, как эта такая короткая и на первый взгляд такая простая молитва. Но, по–видимому, не такая уж простая на глубине, если не раз просили меня объяснить ее. Я начну это объяснение с того, что скажу прежде всего о неисчерпаемости ее смысла, о невозможности дать ей одно, окончательное и исчерпывающее объяснение. Как и Евангелие, молитва «Отче наш» всегда обращена к каждому из нас по–новому, и обращена так, что кажется только для каждого из нас — для меня, для моих нужд и моих вопросов и для моих исканий — составленной. И одновременно она вечна и неизменна в своей сущности и всегда зовет нас к главному, последнему, высшему. Чтобы услышать молитву Господню и войти в нее, нужно прежде всего преодолеть в себе ту внутреннюю рассеянность, ту раздробленность внимания, ту духовную расхлябанность, которой мы почти всегда живем. Пожалуй, самое страшное в нас, что мы всегда прячемся от всего слишком высокого и духовно значительного. Мы как бы подсознательно выбираем быть мелкими и поверхностными: так легче жить. (Помните, у Толстого, в «Анне Карениной», образ Свияжского, который как будто все понимал и мог рассуждать обо всем, но как только разговор доходил до главного, до последних вопросов о смысле жизни, что–то в нем закрывалось, и за эту защитную черту он никого уже не пускал. Это подмечено Толстым с гениальной верностью.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Глава девятая. О седьмом прошении: Но избави нас от лукаваго Слова сего прошения Молитвы Господней, по учения Св. Отцов Церкви, имеют троякое значение: Моление о избавлении от наветов духа злобы Мы молимся здесь к Отцу Небесному о том, чтобы Сам Он, как Всемогущий, Всеведущий и Всеблагий, благоволил оградить, защитить и избавить нас немощных от главного врага душ наших диавола 190 . Ему-то преимущественнее должно приписать и название: лукаваго, нареченное здесь Спасителем 191 ; так как он в самом деле есть лукавее, то есть, злее и коварнее всех врагов христианина. На сем основании Св. Апостолы в своих посланиях многократно сим же именем называли духа злобы 192 . А Св. Иоанн Златоустый , изъясняя сие прошение, прямо говорит, что «Лукавым здесь Иисус Христос называет Диавола, заповедуя нам вести против него всегда непримиримую брань. Именуется же он преимущественно лукавым, продолжает Златоуст, по причине величайшей его злобы; ибо хотя он ничем не бывает обижаем от нас, но никогда не престает враждовать против нас» 193 . Сверх того Златоуст замечает, что здесь сказано: избави нас от лукаваго, а не от лукавых, с тою целью, чтобы мы отнюдь никогда не враждовали против ближних наших, сколько бы они ни делали нам зла, и ни коварствовали против нас: но всегда бы нанесенное нам зло вменяли одному диаволу, который в самом деле есть главная причина всех человеческих зол 194 . Диавол есть самый опасный враг спасающихся Надобно заметить, что словом: лукаваго, отличительно приписываемым диаволу, и имеющим особенную выразительность, напоминается еще нам о особенной скрытности и опасности наветов сего злобнейшего и хтирейшего врага нашего. А сим самым тем сильнее внушается всякому непрестанно иметь относительно его духовное бдение и вооружаться против него молитвою. К таковым предосторожностям, бдительности и молитве, должны располагать нас и приписываемые сему врагу, в Св. Писании, качества. В нем a) представляется диавол особенно страшным для верующих; потому что чрез хитрое свое обольщение он нечаянно может низвергнуть их в бездну погибели 195 , как поступил в раю с Прародительницею нашею; по сей причине Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/o-moli...

Иерусалим: путь к воскресению (Виа Долороза и Храм Гроба Господня) Дом Рождества Богородицы Самый простой выход к Крестному Пути, если вы хотите пройти его целиком, от крепости Антонии до храма Гроба Господня, пролегает от Львиных ворот Старого Города. На первом же здании по улице справа читаем над входом греческую надпись: «Святой монастырь Иоакима и Анны, принадлежащий Иерусалимскому Православному Патриархату». Обратим внимание на то, что надпись «монастырь» плохо вяжется с обликом, вполне светского современного двухэтажного дома. С подобным несоответствием нам нередко придется еще сталкиваться. Это место дома святых Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы. По преданию, они жили в Иерусалиме недалеко от Овчих ворот (это еще одно, пятое обозначение все тех же самых Львиных ворот). Благочестивые и состоятельные люди, Иоаким и Анна не имели, однако, детей, что считалось у чадолюбивых евреев особым несчастьем и почти знаком гнева Божия. Когда однажды Иоаким пришел в Храм, чтобы принести положенную жертву, священники не приняли у него жертвы, как у человека, заведомо неугодившего Богу. «И так горько стало Иоакиму, что не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню и постился 40 дней и 40 ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь». А жена его Анна плачем плакала и рыданием рыдала, говоря: «Оплачу мою бездетность!» И пошла в сад, села под лавровым деревом и стала молиться Богу. И предстал пред ней Ангел и сказал: «Анна, Господь внял молитве твоей». И Анна сказала: «Если рожу дитя, отдам его в дар Господу». И тут пришли вестники и сказали: «Встречай, муж твой, Иоаким, идет со своими стадами, ибо Ангел и ему возвестил, что Бог внял молитве его». И вот подошел Иоаким, и Анна, стоя у ворот, увидела его и, подбежав, обняла его и сказала: «Знаю теперь, что Господь благословил меня». И Иоаким в тот день обрел покой в доме своем. Так повествует предание, сохраненное апокрифическим Первоевангелием Иакова. Именно этот, хотя и не вошедший в канон, памятник новозаветной письменности является источником наших сведений о Рождестве Богородицы и Ее Введении во храм. Все места, связанные с историей рождения Марии, почитаются в Иерусалиме. Ворота, у которых Анна встречала мужа, – это, конечно, Золотые Ворота.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Ключ от царства небесного. Поучение о молитве Господней Поучение 1-е. О происхождении и употреблении молитвы Господней, во все времена христианской церкви Господи, научи ны молитися. Так просили Господа ученики Его, чтобы Он научил их молиться! И Господь дал им молитву, когда сказал: егда молитеся, глаголите: Отче наш , иже на небесех и проч. ( Лк.11:1 ). В другой раз, Господь, вопреки ошибочному мнению некоторых, яко во многоглаголании своем услышани будут, дал наставление, как должно молиться Богу благоугодно, кратко и успешно. В известной нагорной беседе Он, к бесчисленному собранию окружавшего Его народа, воззвал снова: Сице убо молитеся вы: Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки, аминь. ( Мф.6:9–13 ). Итак, мы знаем из Евангелия, что святая молитва Господня: Отче наш дважды произнесена была устами Самого Господа нашего Иисуса Христа. После сего было бы излишне говорить о том, в каком употреблении молитва сия была и долженствовала быть у апостолов, когда они, по собственному их прошению, приняли оную от Самого Господа. Не обинуяся можно сказать, что св. апостолы непрестанно молились сею молитвою, и других научали молиться именно сею молитвою. Потому, без всякого сомнения, она была главнейшею и всегдашнею молитвою и во всей первенствующей церкви Христовой. Это особенно ясно видно из того, что все первенствующие христиане, кроме примера и наставления апостолов, сами слышали на горе блаженства как молитву, так и наставление о сей молитве из уст Самого Господа, и потому несомненно возглашали ее не только дома, но даже на общественном торжественном Богослужении, как об этом свидетельствует Божественная литургия св. ап. Иакова, брата Господня и первого епископа Иерусалимского. Во 2 веке, молитву Господню называли «молитвою, которой научены мы от Самого Господа; на которой должны основываться, и которою должны запечатлеваться все другие наши молитвы», – называли «сущностию всего Евангелия, и – сокращением всего учения Христова». ( Тертуллиан ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

прот. Константин Борщ Часть седьмая. Хроника афонского дела 1176 Титульный лист Составил пустынножитель Кавказских гор схимонах Иларион Беседа двух старцев-пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, через молитву Иисус Христову, или духовная деятельность современных пустынников Издание четвёртое, исправленное Санкт-Петербург, 1998 От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется . Москва, 7 (20) октября 1909 года . Цензор протоиерей Николай Боголюбский . Книга «На горах Кавказа» составлена из духовных бесед двух старцев-пустынников и прекрасно объединяет всё святоотеческое учение о молитве Иисусовой, содержащееся в различных местах Добротолюбия. Чудесное поэтическое описание природы Кавказа и образа жизни отшельников, уединившихся в неприступных горах – ода пустынножительству, цель коего – мистическое единение с Богом через призывание Его Имени в молитве Иисусовой. Первые листы книги «На горах Кавказа» Россия погибнет, если перестанет почитать Имя Божие! Предупреждение Афонских подвижников в начале XX века Составися книга сия во славу великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Иже всем человеком хощет спастися и в разум истинный приити ( 1Тим. 2:4 ) Един есть Ходатай пред Бога за человеки – Человек Иисус Христос ( 1Тим. 2:5 ) Яко Той есть нареченный от Бога Судия живым и мертвым. О Сем ecu пророцы свидетельствуют, отпущение грехов прияти Именем Его всякому верующему в Онь ( Деян. 10:42–43 ) Будет Имя Его благословенно во веки. Прежде солнца пребывает Имя Его ( Пс. 71:17 ) Всяк, иже аще призовет Имя Господне, спасен будет ( Деян. 2:21 ) Яко превознесеся Имя Того Единого ( Пс. 148:13 ) Несть иного имени под Небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися нам ( Деян. 4:12 ) Да исповедятся Имени Твоему великому, яко страшно и свято есть ( Пс. 98:3 ) От Восток Солнца до Запад хвально Имя Господне ( Пс. 112:3 ) Яко возвеличил ecu имя святое Твое ( Пс. 132:2 ) Христианин есть тот, кто носит в сердце своём Христа. Леонтий, священноинок

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Содержание НЕКТАРИЙ. Божиею милостию Патриарх Святаго града Иерусалима и всея Палестины ПАРФЕНИЙ Божиею милостию Архиепископ Константинополя, нового Рима, и Вселенский Патриарх Часть первая. О вере О Символе веры О первом члене Символа веры О втором члене Символа веры О третьем члене Символа веры О четвертом члене Символа веры О пятом члене Символа веры О шестом члене Символа веры О седьмом члене Символа веры О восьмом члене Символа веры О девятом члене Символа веры О десятом члене Символа веры О одиннадцатом члене Символа веры О двенадцатом члене Символа веры Часть вторая. О надежде О молитве О Молитве Господней О первом прошении О втором прошении О третьем прошении О четвертом прошении О пятом прошении О шестом прошении О седьмом прошении О заключении Молитвы Господней О блаженствах О первой заповеди блаженства О второй заповеди блаженства О третьей заповеди блаженства О четвертой заповеди блаженства О пятой заповеди блаженства О шестой заповеди блаженства О седьмой заповеди блаженства О восьмой заповеди блаженства О девятой заповеди блаженства Часть третья. О любви О христианских добродетелях Молитва Пост Милостыня Мудрость Справедливость Воздержание Мужество О грехе Гордость Любостяжание Блуд Зависть Чревоугодие Злопамятство Леность Грехи против Духа Святого О Заповедях Божиих О первой заповеди О второй заповеди О третьей заповеди О четвертой заповеди О пятой заповеди О шестой заповеди О седьмой заповеди О восьмой заповеди О девятой заповеди О десятой заповеди О святых иконах ИЗЛОЖЕНИЕ ВЕРЫ Святого отца нашего Григория Чудотворца, Епископа Неокесарийского, по данному ему откровению     Читая духовные книги без указания, вы опасаетесь, как бы вам не впасть в какие-либо неправильные мысли и неправильные мнения. Опасение ваше весьма основательно. Поэтому, если не хотите пострадать такого бедствия душевного, не читайте без разбора всякие новые сочинения, хотя бы и духовного содержания, но таких сочинителей, которые не подтвердили своего учения святостью жизни, а читайте творения таких отцов, которые признаны Православной Церковью за твердо известные и без сомнения назидательные и душеспасительные. Чтобы не потерять твердое Православие, возьмите в руководство себе и детям своим книгу “Православное Исповедание” Петра Могилы . Рассмотрите ее со вниманием и со тщанием, и написанное там содержите в памяти твердо, чтобы и самим хорошо знать дело своего спасения, и знать, что нужно сказать и указать детям в приличное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Глава 2 1–11. Саранча и засуха как предвестники наступлении дня Господня. 12–17. Увещание народа к покаянию и молитве. 18–27. Возвещение о прекращении бедствия в послании обильного урожая. 28–32. Пророчество об излиянии Св. Духа. Иоил.2:1 .  Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Го­с­по­день, ибо он близок –: В Иоил.2:1–11 пророк рассматривает постигшее страну бедствие в отношении к предстоящему большему бедствию – дню суда Господня. Речь пророка, при этом, развивается так, что черты настоящего и будущего у него сливаются. «Трубите трубою». Пророк обращается к священникам ( Чис 10.8 ). Именем sohophaz (труба) у евр., по свидетельству блаженного Иеронима , называлась металлическая труба, имевшая вид рога и издававшая сильные звуки. Ею пользовались при сигналах во время битвы ( Суд.7:8, 16–20 ; Иер 4:19–21 ; Соф 1.16 ), при внезапном нападении врагов ( Суд.3:27, 6:34 ; Иер 4.5 ), при возвещении наступлении празднеств ( Чис. 10:10 ; 2Цар 6и др.). Пророк приглашает возвестить звуком трубы скорое наступление дня Господня. «На Сионе»: имя Сиона употребляется в Библии и в смысле специального названия известного холма, и обозначает весь Иерусалим. В Иоил.2:1 оно употреблено в последнем значении. Речь пророка, при этом, имеет образный характер. Поэтому, из повеления созвать народ трубою нельзя заключать (Новак), что пророк имеет в виду то время, когда весь народ жил вблизи Сиона и, действительно, мог быть созван звуком трубы, т. е. время послепленное. Иоил.2:2 .  день тьмы и мрака, день облачный и туман­ный: как утрен­няя заря распространяет­ся по горам народ многочислен­ный и сильный, какого не бывало от века и по­сле того не будет в роды родов. Пророк говорит о нашествии саранчи, но так как в этом бедствии он видит предвестие и прообраз наступления страшного дня Господня, то черты того и другого в речи пророка сливаются, и описание нашествия саранчи получает отчасти гиперболический характер (ср. «какого не бывало от века»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О ЧЕТВЕРТОМ ПРОШЕНИИ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ Хлеб наш насущный даждь нам днесь 1. Объяснение четвертого прошения молитвы Господней Под насущным хлебом св. отцы разумеют: а) хлеб, необходимый для поддержания нашей жизни. Так как человек состоит из души и тела, то и хлеб наш насущный есть, по учению св. отцов, для души и есть для тела. Хлеб насущный для тела есть обыкновенная вещественная пища, необходимая для поддержания нашей телесной жизни, или, как говорит св. Иоанн Златоуст , хлеб необходимый не для объедения, а для питания, восполняющий истраченное в теле и отклоняющий смерть с голода, но никак не роскошные столы, не разнообразные яства – произведения поваров, не вкусные вина и прочее тому подобное, что услаждает язык, но обременяет желудок, помрачает ум и помогает телу восставать на душу. (Святоотеч. наст. о молитв. и трезв. и истолк. молитвы Господней словами св. отец – еп. Феофана, стр. 437). Вместе с этим под хлебом насущным для тела св. отцы разумеют и все вообще необходимое для поддержания и сохранения нашей телесной жизни, т. е. одежду и жилище. «И нечего дивиться, – говорит блаж. Августин, – если именуя один хлеб, разумеем и прочие необходимые потребности, – как и Иосиф, когда пригласил братьев своих, сказал: «со мною... ясти имут мужие [сии] хлеб в полудне» ( Быт.43:16 ), но на самом деле не один хлеб ели; так и в молитве Господней, когда молимся о насущном хлебе, испрашиваем и всего, что потребно для плоти нашей на земле» (ibid.440). б) Хлеб насущный для души есть, во-первых, по учению отцов Церкви, хлеб, сшедший с небес – Господь наш Иисус Христос ( Ин.6:51 ). «Хлеб жизни есть Христос, – говорит св. Киприан, – и хлеб сей не всех есть, а только наш. Как “Отче наш” говорим мы, потому что Он есть Отец разумевающих истину и верующих, так и хлебом нашим называем мы Христа, потому что Он есть хлеб тех, которые вкушают Тело Его (ibid. 430). «Испрашивая хлеба насущного, мы молимся, – говорит Тертуллиан , – о непрестанном пребывании во Христе через приобщение Тела Его» (ib. 430). «Самое бо Тело Христово... то есть насущный хлеб», – говорит Б. кат. (л. 200).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1. Наставление оглашенных в христианской вере Во время приготовления своего ко св. Крещению оглашенный обязан, согласно апостольскому наставлению, издревле принятому (Лаод. собора прав. 7) церковию в основание учения благочестия для вступающих в нее и указующему христианам в настоящей жизни преимущественно на веру в Бога, надежду на Него и любовь к Нему ( 1Кор. 13:13 ), изучить руководство в вере христианской – Символ, содержащий краткое изложение веры, необходимой всякому верующему; руководство к надежде христианской – молитву Господню или молитву верных и иные молитвы, особенно молитву ко Пресвятой Богородице, извлеченную из слов Архангела Гавриила, благовествовавшего Пресвятой Деве о воплощении Сына Божия; наконец, руководство к любви христианской – заповеди Божии, заключающиеся в десятословии. Начало обычая произносить пред Крещением исповедание или Символ веры вкратце указано Самим Спасителем, установившим Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, и апостолами, при которых крещаемый или призываемый в церковь Христову, «исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями» (Тим. 6:12). Так произнес пред Крещением исповедание веры евнух ( Деян. 8:37 ). Впоследствии в 364 г. 7 правилом Лаодикийского собора постановлено присоединять к церкви по изучении символа веры . Первоначально Символ веры пред Крещением произносили апостольский (Постановл. Апостол. кн. 7, гл. XLII. Тертул. в прещениях против еретиков, 13), а потом никео-цареградский, составленный первым и вторым вселенскими соборами в 325 и 381 годах. Отцы первого всел. собора, изложив Символ веры , говорили: «Как приняли мы от предшествовавших нам епископов и при оглашении и при восприятии Крещения, как научились божественных писаний: так веруем и теперь и представляем вам нашу веру» (Сократ, «Церковн. истор.», кн. 1, гл. 8). Об изучении молитвы Господней верующими свидетельствуют «Постановления Апостольские» (кн. VII, гл. 25, 45). Тертуллиян в книге своей о молитвемолитве, IX), св. Златоуст (Златоуст в XIX беседе на Мф., 5), бл. Августин (Августин в 42 слове говорит, что молитву Господню оглашенные начинали учить за неделю до Крещения).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

I. О ночном бодрствовании В последней из молитв, читаемых священником в начале вечерни и называемых светильничными 1 , св. Церковь просит Бога даровать нам, чтобы мы «и на ложах наших умиляющеся, поминали и в нощи имя Его». Из этого, как видите, открывается для нас то, что мы должны не всю ночь предаваться сну, но и часть ночи бодрствовать и ночью молиться Богу. Но почему же это именно так? Почему и часть ночи должна быть нами посвящаема Богу? Почему и ночью молиться должны мы? Потому что Господь возлюбил ночное время и Сам поучает нас ночной молитве. В ночи Он родился, в ночное время любил уединяться для молитвенных бесед с Богом Отцом Своим, еще «сущей тьме» ( Ин.20:1 ) последовало и преславное Его воскресение. И, наконец, Сам же Он говорит: «что вы спите? Встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Лк.22:46 ). Во-вторых, часть ночи мы должны посвящать Богу потому, что так поступать учат нас святые отцы. Златоуст говорит: «Не для того дана нам ночь, чтобы мы только спали… но должно разделить ее на две части: одну – на дело, а другую – на покой… И вы вставайте ночью и прежде всех дел сотворите Богу молитву, чтобы Он милость Свою подал вам» (из Пролога на 12 апреля). И Ефрем Сирин учит: «Не почитай для себя приобретением сон и телесное упокоение; приобретение же и упокоение для человека – непрестанно принуждать себя к делу Господню». Итак, будем принуждать себя, возлюбленные, чтобы, Господь, придя, нашел нас бодрствующими и сподобил блаженства Своего; ибо Сам Он сказал: «Блажени раби ихже пришедъ Господь, обрящетъ бдящихъ» ( Лк.12:37 ). В-третьих, должны мы предаваться ночному бодрствованию и молитве потому, что они могут низвести на нас великие милости Божии. Так бодрствовал Самуил, неоднократно званный, ни однажды не обленился встать, хотя был еще отроком и за сие удостоился беседы с Богом, соделался исполнителем воли Его и великим пророком. Утруждался Давид воздыханием своим, измывал на всяку нощь ложе свое и слезами своими постелю свою омочал ( Пс.6:7 ). И вследствие сего услышал Господь глас плача его, услышал моление его и молитву его принял ( Пс.6:9,10 ). Наконец, не спали в ночь Рождества Христова пастыри вифлеемские бдяще и стрегуще стражу нощную о стад своемъ. И се, ангелъ Господень ста въ нихъ, и слава Господня ихъ… И рече имъ ангелъ: не бойтеся: се бо благовствую вамъ радость яже будетъ всмъ людемъ: яко родился вамъ днесь Спасъ, иже есть Христосъ Господь, во град Давидов ( Лк.2:8–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010