Тертуллиан. Господь наш Иисус Христос явил Себя и духом Бога, и словом Бога, и премудростью Бога: духом, которым так всемощно действовал; словом, которым учил; премудростью, которую открыл пришествием Своим. И молитва из сих трех: из слова, которым изрекается; из духа, которым столь сильна; из премудрости, какая из нее источается и восприемлется. Научал и Иоанн учеников своих молиться; но все Иоанново предустроялось для Христа, чтобы, возрастшу Ему, все дело сего предустроителя с самым духом перешло к Господу, как сам же Иоанн предвозвестил, говоря: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3:30). Потому и не сохранилось, какими словами научал Иоанн молиться, что земное должно уступить место небесному «Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует» (Ин.3:31—32). И что не небесно из того, изошло от Христа Господа, — как и сия молитва, или наука как молиться? Вникнем же, благословенные, в небесную Его премудрость, во-первых в заповеди о молитве втайне, которою и веры требовал Он от человека, чтобы веровал, что и око и слух Бога всемогущего присущи в самых тайных и сокровенных местах, и скромности веры от него желал, чтобы перед Тем Единым изъявлял он свои благоговейные и молитвенные чувства, в Которого вездезрение и вездеслышание уверовал; и потом и в следующей затем заповеди, подобной же веры и скромности требующей заповеди не многословить в молитве, чтобы мы не приступали с полчищем слов в молитве к Господу, в Которого крайней попечительности о своих Ему уверены. Такова и установленная Им молитва. Она кратка; но краткость сия даст обильную и усладительную пищу толкованию. Сколько она сжата в словах, столько же она пространна в смысле. Ибо не одно только то содержит, что должно быть изъявляемо в молитве, — благовеинство перед Богом, излияние к Нему прошений, но объемлет все учение Господа, и на память проводить все Его уроки и наставления, так что она воистину есть сокращение всего Евангелия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2923...

Господь наш Иисус Христос явил Себя и духом Бога, и словом Бога, и премудростью Бога: духом, коим так всемощно действовал; словом, коим учил; премудростью, которую открыл пришествием Своим. И молитва, Христом Господом установленная, слагается из сих трёх: из слова, коим изрекается; из духа, коим столь сильна; из премудрости, какая из неё источается и восприемлется. Научал и Иоанн учеников своих молиться; но всё Иоанново предустроялось для Христа, чтоб, возрастшу Ему, всё дело сего предустроителя с самым духом перешло к Господу, как сам же Иоанн предвозвестил, говоря: «Оному подобает расти, мне же молитися» ( Ин.3:30 ). Потому и не сохранилось, какими словами научал Иоанн молиться. Земное должно уступить место небесному: «Сый от земли, говорит, от земли есть и от земли глаголет, грядый с небеси, над всеми есть и еже виде и слыша, сия свидетельствует» ( Ин.3:31 ). И что не небесно из того, что изошло от Христа Господа, – как и сия молитва, или наука как молиться? Вникнем же, благословенные, в небесную Его премудрость: во-первых, в заповеди о молитве втайне, коею и веры требовал Он от человека, чтоб веровал, что и око и слух Бога всемогущего присущи в самых тайных и сокровенных местах, и скромности веры от него желал, чтоб перед Тем Единым изъявлял он свои благоговейные и молитвенные чувства, в Коего вездезрение и вездеслышание уверовал; и потом и в следующей затем заповеди, подобной же веры и скромности требующей, заповеди не многословить в молитве, чтоб мы не приступали с полчищем слов в молитве к Господу, в Коего крайней попечительности о своих Ему уверены. Такова и установленная Им молитва . Она кратка, но краткость сия даст обильную и усладительную пищу толкованию. Сколько она сжата в словах, столько же она пространна в смысле. Ибо не одно только то содержит, что должно быть изъявляемо в молитве, – благоговеинство перед Богом, излияние к Нему прошений, но объемлет всё учение Господа и на память приводит все Его уроки и наставления, так что она воистину есть сокращение всего Евангелия. Ориген

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Вот тут-то и пошла молитва!» Пастыри о молитве и искушениях 22.06.2021 886 Время на чтение 10 минут Источник: Православие.Ru По любви мы учимся молитве, а в молитве учимся любить. О смысле искушений и научении молитве в любых обстоятельствах говорят опытные пастыри и духовники. Молитва требуется в наши дни от каждого из нас Фото: pravoslavie.ru. И. Правдолюбов Протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве , настоятель храма Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение»): – Считаешь, что уникальное правило есть, как научиться молиться? Каждый по-своему приходит в молитвенное устроение души. Один так, другой иначе. Кто постоянно молится, другой эпизодически к Богу взывает, когда встряхнет его как следует, или тревога какая подступит к душе, – тут уж молитва и появляется, а так вроде и трудно себя на молитву сподвигнуть. Это уже известно – как храмы пустеют, что-нибудь да произойдет Это уже известно – как храмы пустеют, что-нибудь да произойдет. Отцы всегда говорили: «Это к чему-то нехорошему». Я всё вспоминаю владыку Иосифа (Чернова). Я уже рассказывал как-то, как он к нам в храм Святителя Николая в Хамовниках пришел к иконе Божией Матери «Споручница грешных» приложиться. Я тогда там служил, разговорились. А он и рассказал, как, только вернувшись из ссылки, пришел туда на Рождественский сочельник в 1941-м году… А в храме чуть больше десяти верующих… «Я глазам, – говорил, – своим не поверил! Мы-то мыкались по тюрьмам и всё думали: храмы власти позакрывали, значит, переполнены оставшиеся… А тут – никого. Господь сказал: врата ада не одолеют Церкви (Мф. 16, 18). Одолевают уже?..» Он, и когда на свою кафедру в Петропавловск, куда его после заключения направили, приехал, тоже глазам своим поверить не мог: нет людей в храмах… «И снова, – признавался, – я смалодушничал: врата адовы не одолеют Церкви, а вот – уже почти одолели… Я и подумать тогда не мог, что пройдет всего несколько месяцев, и храмы не будут вмещать пришедших». А это Великая Отечественная война началась…

http://ruskline.ru/opp/2021/06/22/vot_tu...

Краткое объяснение молитв, церковных песнопений, Символа веры, Святых Таинств, Заповедей Божиих и Заповедей Блаженства Источник Предисловие Молим Тя, Господи, даждь нам благодать и силу, да сподобимся пети Тебе разумно... Так говорится в 6 утренней молитве, читаемой священником во время шестопсалмия. Все ли православные христиане разумно и вполне сознательно произносят слова молитвы? Далеко не все. Церковно-славянский язык, на котором написаны молитвы, известен весьма немногим, а потому становится очевидным, что многие молящиеся при всем своем благоговейном настроении духа, при всем своем усердии к храму Господню, не вполне сознательно произносят молитвы, как у себя дома, так в храме Божием, а потому является необходимым перевод каждой молитвы на русский язык, как равно и объяснение внутреннего смысла и значение каждой молитвы. Необходимо также объяснение внешних знаков, употребляемых во время молитвы, а именно: крестного знамения, поклонения, коленопреклонения, возжения свечей, курения ладаном. Независимо от молитв в настоящее руководство войдут объяснения обрядов церковного богослужения и заповедей Господних. О молитве вообще Молитва есть благоговейное возношение ума и сердца человека к Богу. Молящийся или прославляет Бога в Святой Троице, благодарит Его за ниспосланные ему милости или, наконец, просит Его о своих нуждах. В иных молитвах молящийся обращается к Богоматери, или святым угодникам Божиим, прося их ходатайства перед Богом. Для молитвы потребно некоторые уединение и тишина, дабы присутствие людей и посторонний говор или шум не отвлекал внимания молящегося. Молитва перед святыми иконами, изображающими Господа, Богоматерь и Святых угодников Божиих, отвлекая внимание молящегося от всяких житейских помыслов, сосредоточивает его на предметах божественных. Особенно благоспоспешна бывает молитва в св. храмах Божиих, где все располагает человека к самой усердной молитве. Внешние знаки молитвы Приступая к молитве, молящийся прежде всего осеняет себя крестным знаменем. Для этой цели он складывает большой, указательный и средний пальцы правой руки таким образом, чтобы концы их соприкасались между собою на одном уровне, а два остальных пальца пригибает к ладони. Затем он изображает на себе знак креста, прислоняя сложенные, как выше сказано пальцы, к челу, груди, правому и левому плечам. Таким сложением перстов выражается вера в Святую Троицу, а пригибанием четвертого и пятого пальцев правой руки изображается вера в Божеское и человеческое естество Иисуса Христа. Другими словами, Иисус Христос , ниспосланный Богом на землю, для спасения людей, в виде человека, не переставал быть Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

О МОЛИТВЕ ЧЕЛОВЕКА, УЕДИНИВШЕГОСЯ В КЛЕТИ СЕРДЦА СВОЕГО, ПОУЧАЯСЬ И МОЛЯСЬ ТАЙНО Предисловие Среди Вас есть многие, которые не знают, в чем состоит внутреннее дело богомысленного человека, а также не понимают, что такое богомыслие, и которые ничего не знают о творимой умом молитве, но думают, что только теми молитвами подобает молиться, которые написаны в книгах церковных. Что же касается тайной беседы с Богом в сердце и происходящей отсюда пользы, они об этом отнюдь не знают и никогда не вкушали духовной сладости сего. Как слепорожденный только слышит о солнечном сиянии, что же такое сияние, не знает, так и те только слышат о богомысленном поучении и молитве, понимать же не понимают. Они по невежеству своему лишаются многих духовных благ и отстают от добродетельного преуспеяния, которое приводит к совершенному богоугождению. Посему, ради наставления простых, предлагается здесь кое-что для внутреннего обучения и для богомысленной молитвы, чтобы желающий с Божьей помощью начал хоть немного наставляться. Духовное обучение внутреннего человека начинается с таких Христовых слов: «Егда молишися, вниди в клеть твою и, затворив дверь твою, помолися Отцу твоему втайне» ( Мф.6 6). Глава I. О двойственности человека, обучения, молитвы и клети Человек бывает двоякий: внешний и внутренний, плотский и духовный. Внешний есть видимый, плотский, внутренний же – невидимый, духовный, или, согласно слову апостола Петра, «потаенный сердца человек в неистлении кроткого и молчаливого духа» ( 1Пет.3:4 ). И святой Павел объясняет двойство человеческое, говоря: «Аще внешний наш человек и тлеет, но внутренний обновляется» ( 2Кор.4 16). Здесь апостол ясно говорит о внешнем и внутреннем человеке. Таким образом, внешний человек устрояется из многих членов, внутренний же приходит в совершенство умом, вниманием к себе, страхом Господним и благодатию Божией. Дела внешнего человека бывают видимы, а внутреннего – невидимы, согласно Псаломнику: «Приступит человек, и сердце глубоко» ( Пс.63:7 ). Также и апостол говорит: «Кто весть от человек, яже суть в человеце, точию дух человека, живущий в нем?» ( 1Кор.2:11 ). Один только Испытующий сердца и утробы ведает все тайны внутреннего человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Hariton_Dunaev...

Предисловие Творение Тертуллиана «О молитве» (Liber de oratione) это, как называют его, «золотая книга». Написано оно Тертуллианом в до-монтанистический период, хотя время его появления не может быть точно установлено, как и вообще хронология сочинений Тертуллиана остается до сих пор не разъясненною. Сочинение ясно разделяется на две части: в первой, после выяснения сущности и характера молитвы Господней, дается ее изъяснение, а во второй находятся различные наставления, касающиеся молитвы, напр. о молитвенном настроении, о коленопреклонении при молитве, о воздеянии рук и т. п. Перевод делается по изданию «Миня» (Patrologiae Cursus Completus, Series prima, tomus 1, col. 1149–1196). Но приняты при этом во внимание издание «Элера» (Quinti Septimii Florentis Tertulliani quae supersunt omnia, t. I, Lipsiae, 1853, р. 553–584) и издание Венской Академии Наук (Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, v. XX: Quinti Septimii Florentis Tertulliani Opera ex recensione Augusti Reifersheid et Georgii Wissowa, Pars I, Vindobonae, 1890, р. 180–200), чтения каких изданий мы иногда предпочитаем тексту Миня, что отмечается в примечаниях. Начиная с 9 гл. в списках творения Тертуллиана «О молитве» встречаются надписания – то вполне точные, то менее точные, какими надписаниями мы пользовались. Но в большинстве случаев эти надписания сделаны нами самими. Перевод в некоторых местах сопровождаем объяснительными примечаниями. Глава 1. О том, что молитва Господня соответствует сущности христианства и характеру его Основателя. Господь наш Иисус Христос , как Дух Божий и Слово Божие, и Ум (ratio) Божий, и Слово ума и Ум слова, и то и другое – Господь наш Иисус Христос преподал нам, ученикам нового Завета, новую форму молитвы. Ибо надлежало и в сем случае новое вино влить в новые меха и приставить новое приставление к новой одежде. Что было раньше, то вообще или отменено, как обрезание, или восполнено, как прочий закон, или исполнено, как пророчества, или усовершено, как самая вера. Новая благодать Божия преобразила все чувственное в духовное, когда дано было Евангелие, истребившее всю прежнюю ветхость, в котором (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o_m...

Скачать epub pdf Часть первая: Приготовление Молитва Господня «Отче наш» есть высшая из всех молитв, как излившаяся из пречистых уст Самого Спасителя; в ней сокращенно изложено, о чем мы должны молиться. Как же надо молиться? «Когда мы Царю Богу предстать и беседовать в молитве собираемся, – говорит св. Лествичник, – да не приступаем к этому не приготовившись, чтобы не выглядели мы как неимущие оружия и одеяния, приличного царского предстояния. Иначе Он повелит своим рабам и служителям взять нас и подальше от лица своего отбросить, и хартию прошений наших растерзав, бросит нам ее в лицо. А поэтому, приступая к беседе с Богом, мы должны отбросить от себя все житейское, не внимая никаким помыслам, которые во время молитвы восстают с особенной силой». Преподобный Кассиан Римлянин касательно молитвы дает следующее наставление: «Чтобы молитва была возносима с надлежащей горячностью, надо непременно отложить всякое земное попечение, и не только заботиться, даже думать не надо о каком-либо житейском занятии и предприятии». А св. Макарий Великий говорит так: «Когда ты устремляешь ум свой и мысли к небу, и хочешь соединиться с Господом, тогда сатана становится ниже твоих помыслов. Как в древности стены Иерихона пали от силы Божией, так и теперь стены зла, препятствующие твоему уму, низвержены будут силой Божией. Стоя на молитве, помни, пред кем стоишь! Будь глух и нем ко всякому тебя окружающему, призывай Господа на помощь, и Он поможет тебе. Надо исторгнуть с корнем всякое расположение к гневу, и вовсе истребить пагубное разжение плотской похоти, к чему бы она ни направлялась». Человек, стоящий на молитве, – то же, что воин на поле брани: тут время стяжания, драгоценные минуты духовной купли для того, кто противится врагу и, не внимая внушениям его, усиливается в молитве, трудится, подвизается, призывая на помощь Подвигоположника Господа. Искушения вражеские во время молитвы бесчисленны: враг в эти минуты приводит на память такие житейские дела, исполнение которых представляется необходимым и неотложным, а неисполнение влечет за собой важные потери.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

Содержание Предисловие    Творение Тертуллиана «О молитве» (Liber de oratione) это, как называют его, «золотая книга». Написано оно Тертуллианом в до-монтанистический период, хотя время его появления не может быть точно установлено, как и вообще хронология сочинений Тертуллиана остается до сих пор не разъясненною.    Сочинение ясно разделяется на две части: в первой, после выяснения сущности и характера молитвы Господней, дается ее изъяснение, а во второй находятся различные наставления, касающиеся молитвы, напр. о молитвенном настроении, о коленопреклонении при молитве, о воздеянии рук и т. п.    Перевод делается по изданию «Миня» (Patrologiae Cursus Completus, Series prima, tomus 1, col. 1149—1196). Но приняты при этом во внимание издание «Элера» (Quinti Septimii Florentis Tertulliani quae supersunt omnia, t. I, Lipsiae, 1853, р. 553—584) и издание Венской Академии Наук (Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, v. XX: Quinti Septimii Florentis Tertulliani Opera ex recensione Augusti Reifersheid et Georgii Wissowa, Pars I, Vindobonae, 1890, р. 180—200), чтения каких изданий мы иногда предпочитаем тексту Миня, что отмечается в примечаниях.    Начиная с 9 гл. в списках творения Тертуллиана «О молитве» встречаются надписания — то вполне точные, то менее точные, какими надписаниями мы пользовались. Но в большинстве случаев эти надписания сделаны нами самими.    Перевод в некоторых местах сопровождаем объяснительными примечаниями. Глава 1. О том, что молитва Господня соответствует сущности христианства и характеру его Основателя    Господь наш Иисус Христос, как Дух Божий и Слово Божие, и Ум (ratio) Божий, и Слово ума и Ум слова, и то и другое — Господь наш Иисус Христос преподал нам, ученикам нового Завета, новую форму молитвы. Ибо надлежало и в сем случае новое вино влить в новые меха и приставить новое приставление к новой одежде. Что было раньше, то вообще или отменено, как обрезание, или восполнено, как прочий закон, или исполнено, как пророчества, или усовершено, как самая вера.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Тертуллиан . Господь наш Иисус Христос явил Себя и духом Бога, и словом Бога, и премудростью Бога: духом, коим так всемощно действовал; сло­вом, коим учил; премудростью, которую открыл пришествием Своим. И молитва, Христом Господом установленная, слагается из сих трех: из слова, коим изрекается; из духа, коим столь сильна; из премудрости, какая из ней источается и восприемлется. Научал и Иоанн учеников своих молиться; но все Иоанново предустроялось для Христа, чтоб, возрастшу Ему, все дело сего предустроителя с самым духом перешло к Господу, как сам же Иоанн предвозвестил, говоря: «оному подобает расти, мне же малитися» (Ин.3, 30). Потому и не сохранилось, какими словами научал Иоанн молиться, что земное должно уступить место небесному «Сый от земли, - говорит, от земли есть и от земли глаголет, грядый с небеси, над всеми есть и еже виде и слыша, сия свидетельствует» (Ин.3,31). И что не небесно из того, изошло от Христа Господа,—как и сия молитва, или наука как молиться? Вникнем же, благословенные, в небесную Его премудрость, во-первых в заповеди о молитве втайне, коею и веры требовал Он от человека, чтоб веровал, что и око и слух Бога всемогущего присущи в самых тайных и сокровенных местах, и скромности веры от него желал, чтоб пред Тем Единым изъявлял он свои благоговейные и молитвенные чувства, в Коего вездезрение и вездеслышание уверовал; и потом и в следующей затем заповеди, подобной же веры и скромности требующей заповеди не многословить в молитве, чтоб мы не приступали с полчищем слов в молитве к Гос­поду, в Коего крайней попечительности о своих Ему уверены. Такова и установленная Им молитва. Она кратка; но краткость сия даст обильную и усладитель­ную пищу толкованию. Сколько она сжата в словах, столько же она пространна в смысле. Ибо не одно только то содержит, что должно быть изъявляемо в молитве, — благовеинство пред Богом, излияние к Нему прошений, но объемлет все учение Господа, и на память проводить все Его уроки и наставления, так что она воистину есть сокращение всего Евангелия.

http://predanie.ru/book/107534-istolkova...

диакон Георгий Малков Скачать epub pdf Содержание Введение Жизнеописание преосвященного Феодора (Текучёва), епископа аргентинского, Подвижника Псково-Печерского Слово о спасении Из поучений и проповедей епископа Феодора Об издании проповедей епископа Феодора Из ранних проповедей Слово в Неделю 2-ю Великого поста Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы Слово на Рождество Христово Слово на Сретение Господне Слово архипастыря – слово церкви. Проповеди и поучения епископа Феодора в Аргентине Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского Слово на праздник Покрова Пресвятой Богородицы Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице в память святых отцов Седьмого Вселенского Собора Об обязанностях детей и родителей О проповеди слова Божия и притче о сеятеле Притча о богаче и Лазаре Об исцелении гадаринского бесноватого и об очищении от страстей Слово о покаянии Слово о Введении Пресвятой Богородицы во храм и о христианском воспитании детей Слово в день памяти святителя Феодора, архиепископа Ростовского О званной вечери Слово в Неделю святых праотец, а также о «званных» и «избранных» Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице Об иерихонском слепце О Закхее и о нашем спасении О подготовке к празднику Рождества Христова Слово в Неделю святых отец О мире. Из проповедей на праздник Рождества Христова Из Слова накануне Нового года Слово в Неделю по Рождестве Христовом Слово в Неделю перед Просвещением (Богоявлением) Слово на Богоявление (Крещение Господне) Слово в Неделю по Просвещении (Богоявлении) Слово на Сретение Господне Слово в Неделю о блудном сыне О Страшном Суде Как провести Великий пост Об Адаме Ветхом и Адаме Новом, а также о неосуждении О прощении О посте и воздержании Слово первое о Великом посте и о молитве преподобного Ефрема Сирина Слово второе о Великом посте и о молитве преподобного Ефрема Сирина О Нафанаиле Слово в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия О покаянии Слово в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную «Душе моя, возстани, что спиши?» О значении храма Божия Из слов на Вход Господень в Иерусалим, в Неделю ваий Из слов в Великий Пяток Краткое слово о Воскресении Христовом и о победе России во Второй мировой войне О воде живой, утоляющей жажду духовную Об искании благодати Святаго Духа Поучение в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Из слов в Неделю о слепом Слово 7-е на Вознесение Господне Слово 2-е на Вознесение Господне Охранении истинной веры Святой Дух– Утешитель Слово в день Пятидесятницы – Пресвятой Троицы Из слов в Неделю 2-ю по Пятидесятнице – Всех святых, в земле Российской просиявших О Промыслительной Деснице Божией Об Искуплении нас Господом нашим Об освобождении от греха Об исцелении слуги сотника Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Грех–мучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010