Занимаясь «Театром простодушных», я стал много думать об этом. Почему? Для начала два слова о нашем новом спектакле и тогда, мы сможем раскрыть эту тему. Я нашел новую пьесу. Всегда, когда находишь материал, который тебе важен, это праздник жизни, это радость. И вот в данном случае я нашел пьесу, которой уже 100 лет. Автор ее Алексей Михайлович Ремизов. Пьеса была поставлена в Санкт-Петербурге в 1907 году в театре Веры Комиссаржевской. С командой высочайшего уровня. Это была элита русской культуры: Ремизов, молодой Мейерхольд, еще не с партбилетом, а просто молодой человек, художник Добужинский, поэт Михаил Кузьмин, который писал музыку к спектаклю, и Федор Комиссаржевский. Пьеса эта символическая, очень русская. В основу ее положено житие Моисея Угрина, русский духовный стих " Плач Адама», а также переведенная с немецкого духовная драма, которая называлась «Прение живота со смертью». Эта пьеса Ремизова и дала мне возможность посмотреть на современный театр другими глазами. Потому что… Представьте себе: Санкт-Петербург, 1907 год, зарево революции еще далеко. Императорская Россия во всей своей мощи, неуязвима. Выходит журнал «Мир искусства». Дягелевские сезоны в Париже. Русское искусство – в авангарде мировой культуры. Есть Александринский театр, русский реалистический театр, есть Малый театр со школой великого драматурга Островского, МХАТ. И почему-то Ремизов пишет не реалистическую пьесу. Ремизов почему-то совсем отклонил реалистическую школу и стал реконструировать древнерусский лубок, стал делать стилизацию под народный театр. Таким образом, он, идя вперед, возвращается к далекому прошлому. И искусству драматического театра дается новое дыхание. У нас так получилось, что сегодня европейский театр, русский театр как-то зажат в рамки школы Станиславского. И это хорошо: без Станиславского просто невозможно заниматься театром, иначе будет дилетантство, тупик. Но и символическая драма начала ХХ века – очень интересное направление в литературе, в театре, направление, которое было прервано насильственно: революция, советское искусство соцреализма… А потом судьба тех, кто делал этот спектакль, не позволила продолжать: Ремизов умер в Париже, Добужинский умер в Париже, Федор Комиссаржевский умер в Париже, Вера Комиссаржевская просто не дожила до революции, Мейерхольд был расстрелян в 30-е годы.

http://pravoslavie.ru/4789.html

– Расскажите немного об особенностях приходской жизни. – В основном мы, как венгроязычный приход, службы по возможности проводим на венгерском. Есть дни, когда полностью на венгерском языке служится литургия, но когда собираются на службу не только венгроязычные верующие, то служим на двух языках: венгерском и церковнославянском. Богослужебные тексты, к сожалению, не полностью доступны на венгерском. Стараемся переводить самые нужные тексты, и иногда выпускаем небольшие публикации, как, например, сборник нескольких акафистов или чин Двенадцати псалмов. Особенностями нашего прихода можно назвать наши частые ночные службы. Накануне некоторых праздников собираемся вечером и начинаем вечерним богослужением, заканчиваем поздно ночью со служением литургии. Конечно, после, как я уже говорил, следует общая трапеза. Особыми праздниками у нас в первую очередь можно назвать праздник Моисея Угрина и преподобного Серафима Саровского, покровителей нашей общины. Кроме того, стараемся проводить праздничные службы в дни святых, частицы мощей которых есть в наших храмах. У нас таких мощей 12, и есть даже частица Животворящего Креста Господня. Есть еще одна особенность у нас – это почитание преподобного Гавриила (Ургебадзе) . Он появился в жизни нашей общины, когда друзья позвали меня освятить поклонный Крест в честь Преподобного Гавриила на одном из Канарски островов. Там я познакомился с житием преподобного и полюбил его. После возвращения домой я совершил паломническую поездку в Почаевскую лавру на Украину, и там Бог сподобил меня встретить мироточивую икону преподобного, которую привезли из Грузии. Эта встреча дала очень много. Эмоции переполняли, чувств моих просто не описать. Я набрал святого миро, исходящего от иконы, и после приезда домой пользовался им только в случаях тяжелых заболеваний прихожан, особенно младенцев. Я набрал святого миро, исходящего от иконы, и пользовался им в случаях тяжелых заболеваний прихожан. Случилось не одно чудесное исцеление Бог велик! Случилось не одно чудесное исцеление. После этих событий мы здесь решились на смелый шаг: с помощью друзей с Канар и при поддержке многих прихожан мы начали сбор средств на постройку маленькой часовни в честь Преподобного Гавриила. Когда про наше решение узнали родственники преподобного, нам пообещали в эту часовню подарить что-то из собственных вещей отца Гавриила! На сегодняшний день идет сбор средств, и если Бог даст, то весной начнем стройку.

http://pravoslavie.ru/142504.html

Самое интересное, что сербский храм великомученика Георгия Победоносца не закрывался даже в самые трудные времена. Здесь служили во время революции 1848 года, во время первой и второй мировой войны, в годы коммунистического правления. С мая 2009 года настоятелем церкви является иерей Зоран Остоич, до этого шесть лет прослуживший в том же храме диаконом. Священник Зоран Остоич Справка . Священник Зоран Остоич, этнический серб, родился в 1979 году в г. Новая Молдава, что на западе Румынии. Окончил семинарию в Сремских Карловцах (Сербия) и Богословский институт в Белграде. В 2003 году рукоположен во диакона и направлен на служение в Будапешт. Иерейская хиротония состоялась в мае 2009 года. – Да, я служу в Венгрии уже больше шести лет, но, к счастью, не испытывал оскорблений из-за своей национальности или религии, – подчеркивает отец Зоран. – Разве что у некоторых горожан вызывает недоумение или удивление то, что я хожу по городу в подряснике. Но никто из-за этого меня не унижал. Отец Зоран, показывая интерьер храма, рассказывает о том, что здесь находится частица мощей святого Георгия Победоносца. Затем батюшка выносит для поклонения икону преподобного Моисея Угрина, одного из почитаемых в Венгрии святых. В день его памяти (26 июля/8 августа) литургия в сербском храме служится на венгерском языке. В остальные дни язык богослужений сербский, хотя церковные песнопения исполняются на славянском. Конечно, большинство прихожан – сербы, но на службах бывают румыны, украинцы, русские и венгры. Обычно на воскресную литургию приходит около 50 человек. Немного. Храм мог бы вместить гораздо большее число молящихся. Но это – из области надежд. Которые, возможно, никогда не станут реальностью. Рацкеве. «Невозможно поверить, что нечто подобное может быть в центре Венгрии» Рацкеве. Фрески в интерьере Успенского храма В 45 километрах к югу от Будапешта, на острове Чепель (образованного Дунаем и его Шорокшарским рукавом) находится небольшой городок Рацкеве. Из столицы сюда ходит региональная электричка HEV. Идет она медленно, часто останавливается, поэтому путешествие на остров занимает больше часа. В 30–40 минутах ходьбы от вокзала расположена одна из знаменитых достопримечательностей Венгрии – сербский православный монастырь Успения Пресвятой Богородицы. С церковью, украшенной дивной красоты фресками. Говорят, что эти фрески сохранились лучше, чем в любом другом сербском монастыре. За исключением Хиландара на Святой горе Афон.

http://pravoslavie.ru/33884.html

Это было исполнено согласно его повелению. Увидев преподобного, он долго принуждал его взять ее в жены, но не убедил. Напоследок же сказал ему: – Найдется ли другой столь бесчувственный человек, как ты, – ты лишаешься многих благ и чести и предашься тяжелым мукам?! От сего дня знай, что жизнь и смерть твоя в твоих руках: или, исполнив волю твоей госпожи, будешь почтен от нас и будешь иметь великую власть, или, в случае ослушания, примешь лютую смерть после многих мук. Князь обратился также и к жене с такими словами: – Пусть не будет купленный тобою пленник свободен ни в каком случае, но, как госпожа, поступи с твоим рабом по своему желанию; чтобы и другие не осмеливались ослушаться своих господ. Преподобный же отец наш Моисей отвечал ему на это: – «Какая польза человеку, – говорит Господь, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф.16:26 ) А ты – как обещаешь мне почет и славу, которых скоро и сам лишишься, и гроб тебя примет уже ничего не имеющего? Точно так же и эта нечистая жена жестоко будет убита. Всё это и сбылось по предсказанию преподобного. Но прежде этого жена та, получив над ним окончательную власть, еще более бесстыдным образом привлекала его ко греху: так, она приказала насильно положить Моисея на свою постель, где лобызала и обнимала его; но не могла и этим привлечь его к тому, чтобы он исполнил ее желание. Ибо преподобный говорил ей: – Напрасен труд твой, женщина: не думай, что я не творю этого греха, как некий безумец, или потому, что не могу, я только ради страха Божия гнушаюсь тебя, нечистой. Услышав это, женщина приказала давать ему ежедневно по сто ран; напоследок она приказала оскопить его. Преподобный Моисей лежал, как мертвый, от потери крови едва сохраняя слабые признаки жизни. Болеслав не препятствуя этому, поднял к тому же великое гонение на монахов и всех их изгнал из своей области, желая угодить госпоже Моисея как женщине знатной и любимой им. Бог же вскоре послал отмщение за Своих рабов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

в)  При этом вспомним, как святые Божии боролись с похотью плоти, как они ее побеждали? Так, Иоанн Многострадальный, томимый этою похотью, сначала, по вступлении своем в монастырь, оставался по два и по три дня без пищи, а иногда и целую неделю ничего не вкушал, изнурял себя жаждой, лишал себя сна ночью и в таких страданиях провел три года. Но не находя себе покоя, он, по наставлению преп. Антония, затворился в тесной его пещере и еще 30 лет боролся с мучительною страстью и помыслами, усугубил свое бдение и пост, надел на себя тяжкие железные вериги, измождал себя стужей и голодом. Когда и это оказалось недостаточным, выкопал глубокую яму, влез в нее, засыпал себя перстию по плечи, так что только голова и руки оставались свободными, и в этом состоянии провел великий пост. Наконец, Господь услышал многострадального и, по молитвам другого великого девственника, ныне прославляемого Моисея Угрина, которого мощи покоились в той же пещере, даровал Иоанну победу над страшным врагом и покой душевный. (Четьи Минеи, 18 июля, и Патерик Печерский). III. Подвижники и подвижницы благочестия, заботящиеся не только о внешней телесной непорочности, но и о чистоте помыслов, о целомудрии сердца, да помнят, что в Моисее Угрине имеют они своего споборника и помощника, и молитвою да приближают к себе угодника Божия. Образ Моисея Угрина да вразумит тех, которые являются поборниками брака по расчету, из-за денег и связей жертвуют нравственным благосостоянием чад и присных своих. Целомудрие Моисея Угрина да устыдит тех, которые плотские грехи считают ни во что во имя ложной мысли удовлетворения требований природы, и потому даже и не думают удаляться от плотских похотей, воюющих на душу, но с дерзостью и упорством творят беззаконие. Да будет же пример преп. Моисея образцом подражания для всех христиан! (Прот. Г. Дьяченко). Двадцать седьмой день Поучение 1-е. Св. великомученик Пантелеймон (Знаем ли мы, в чем состоит сущность нашей веры, и живем ли мы по вере) I. Cbяmoй, ныне прославляемый, великомученик Пантелеймон родился в городе Никомидии в третьем веке; при рождении он был назван Пантолеоном, что значит: лев во всем. Впоследствии первое название было заменено другим, Пантелеймон, что значит: всемилостивый. Мы станем называть его этим последним именем, объясняющим, какими добродетелями прославился в особенности св. мученик. Действительно, Церковь ублажает св. Пантелеймона, как безвозмездного врача, милосердого целителя недугов душевных и телесных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В тот же день память преподобного отца нашего многострадального Моисея Угрина. Житие преподобного Моисея Угрина Блаженный Моисей, родом из Венгрии, был один из любимых отроков блаженного Князя Страстотерпца Бориса и служил ему верно с родным своим братом Георгием, до дня мученической кончины Князя. Один он, из всех его отроков, спасся на Алыпе, во время страшного братоубийства, и успел прибежать в Киев с горькою вестью, к сестре Князя Предславе. Там укрывался от ярости Святополка, доколе Великий Князь Ярослав не отмстил ему смерти братьев; но, когда Святополк привел из Ляхов короля Болеслава, и Болеслав, возвращаясь в свою землю, увел с собою в плен двух сестер Ярославовых и бояр их, тогда увели с ними, в тяжких оковах, и сего блаженного Моисея, крепкого телом и прекрасного лицом. Один из вельмож Болеславовых, сильный богатством, лишился жизни во время похода и оставил по себе молодую прекрасную вдову, которая поражена была красотою юного отрока Моисея; нечистые помыслы гнездились в сердце ее и она хотела обольстить юношу, обещая ему свободу, великие богатства и собственные области; но блаженный Моисей отвечал ей: «Адам первозданный, послушав жены своей, изгнан был из рая, и крепкий Сампсон, всех превозмогавший силою, женою предан был инопленникам, и Соломон, постигший всю глубину премудрости, от женолюбия поклонился идолам, и не ради ли жены Ирод поразил Предтечу? Как же буду я свободен, если порабощусь жене, сохранив целомудрие от юности моей». Из крайности в крайность повергала лютая страсть нечестивую жену: то изведя юношу из темницы, посылала его на богато убранном коне по городам своим и селам, повелевая всем ему поклоняться, как обладателю всех ее имуществ; то опять, видя, что смеется над тленными богатствами, ввергала его в душную темницу, и грозила, что не отпустит его от себя живым и что он умрет в страшных муках. Блаженный же дерзновенно отвечал: «не боюсь никакого зла, ибо Господь со мною и ему хочу работать в иноческом образе». Пришел в то время черноризец от Святой горы, по усмотрению Божию, саном иереи, и втайне облек Моисея во святой иноческий образ.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В рассказах о них, о целях, к которым они стремились, выражается вся умственная жизнь до–татарского времени, вместе с возвышеннейшими его стремлениями и свойственными ему красками. Так, в житии пр. Моисея Угрина (находится в печатных патериках) выражается идея презрения к супружеству, и таким образом жизнь девственника возводится в идеал. В Моисея Угрина была влюблена одна богатая Полька и хотела выйдти за него замуж. Но святой муж отказал ей. Напрасно она истощала свои ласки, напрасно старалась прельстить его своим богатством: он оставался непреклонен и в скором времени даже принял иноческий чин. Оскорбленная таким невниманием к ней со стороны Моисея, Полька решилась наконец отмстить святому, приказав своим слугам насильно оскопить его. Оправившись после этого, пр. Моисей пришел в пещеру пр. Антония и здесь десять лет подвизался в иноческих подвигах. Идея презрения к богатству выступает во всех житиях. Святому Агапиту один богатый человек за исцеление принес золото. Святой, сначала отказывавшийся, согласился принять золото только после долгих и неотступных просьб этого человека; но вышедши из кельи, тотчас же разбросал его. Владимир Мономах не ограничился выпиской аскетических правил жизни для назидания общества только из поучения Василия Великого ; он и самостоятельно предлагает наставления в том же смысле. «Научися, верный человече, – говорит Мономах, – быти благочестно делатель, научися, по евангельскому словеси, очима управленье, языку удержанье, уму смеренье, телу порабощенье, гневу погубленье, помысл чист имети, понужаяся на добрая дела, Господа ради: лишаем не мсти, ненавидим любо гоним терпи, хулим моли, умертви грех»... Но справедливость требует сказать, что Мономах, разделяя воззрения современников, как сын одного с ними века, как продукт одних и тех же с ними условий жизни, в то же время не мог не заметить, хотя смутно и неясно, крайностей идеалов эпохи. Несомненно, он стоял в ряду передовых людей своего времени, уровень понятий которых был несравненно выше уровня понятий окружающей их среды.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

Несторов рассказ и Житие Антония, а теперь обращусь к указанию на другие заимствования, сделанные из Жития Антония Печерским летописцем: эти указания послужат вместе с тем новым доказательством того, что названный летописец пользовался Житием Антония. Извлекая из Жития Антония исторические данные, Печерский летописец старался дать им хронологическое определение, так как летописный материал располагался им в хронологическом порядке. Древнейшим событием в истории Печерского монастыря было прибытие Моисея Угрина к Антонию, о чем говорилось в Житии Антония. Печерскому летописцу было важно определить год этого события, так как этот год был вместе с тем началом стечения подвижников в пещеру на Берестовом холму и началом самого Печерского монастыря. Житие Антония связало данные о жизни Моисея Угрина с определенными историческими лицами и событиями: Моисей был взят в плен Болеславом польским, когда тот, разбитый Ярославом, бежал из Киева (Пов. вр. лет под 1018 годом: «Болеславъ же побеже ис Кыева, възма именье и бояры Ярославле и сестре его»; Сказания Поликарпа: «възвращь же ся болеславъ в ляхи, поятъ ссобою обе сестре Ярославле, изыма же и бояр его. с ними же и сего блаженого моисия»). Моисей протомился в плену одиннадцать лет, страдая в оковах пять лет, а шесть мучимый за свое целомудрие (Арсен. ред.: «се же и в житии святого отца нашего антония вписано есть о сем моисии. како приде и скончася в добре исповедании о господе, пребыв. ? лет в монастыри. е лет в плене страдал окован. 5. лет за чистоту страдав в страсти) 25 ). Так читалось в Житии Антония, хотя, как увидим, Моисей освободился от плена через шесть лет после 1018 – 1019 года. Освобождение Моисея в Житии Антония было поставлено в связь со смертью Болеслава и последовавшим за нею мятежем, во время которого была убита его госпожа (ср. выше в разборе свидетельств Сказаний Поликарпа о Житии Антония). Но так как но расчету Печерского летописца Моисей, захваченный в плен в 1018 – 1019 году (ср. этот год в Начальном своде, а может быть и в Иаковлевом сказании о Борисе и Глебе), освободился из него через 11 лет, то указанное историческое событие – смерть Болеслава и последующий мятеж были отнесены Печерским летописцем к 1030 году 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сейчас эти богослужения совершает русский священник, выпускник Свято-Тихоновского гуманитарного университета отец Димитрий Корнилов. Как правило, богослужения бывают в двунадесятые и великие праздники, а также в праздники, особо значимые для православных русских, такие как дни памяти преподобного Серафима Саровского, Казанской иконы Божией Матери и другие. Конечно, такой подход сглаживает трения между приверженцами разных языков и календарей. Но не разделяет ли он православных как членов единой Церкви Христовой? – Думаю, что единство православных проявляется самым различным образом, – подчеркивает отец Кирилл. – Через общность веры, участие в таинствах. Даже через иконы собора. Символично, но большая часть икон Успенского собора дошла до наших дней из XIX столетия – когда и календарной проблемы не существовало, и язык богослужений был другим. Очень почитаема верующими (всех национальностей) Бездинская икона Божией Матери. В соборе также хранится частица мощей преподобного Моисея Угрина, который, по преданию, был венгром, но подвизался в Киево-Печерской лавре. Образ преподобного писала киевский иконописец Татьяна Ронская. Особое место в соборе занимает икона с частицей мощей святого короля Стефана, сыгравшего ключевую роль в становлении христианства в Венгрии. – Частица мощей святого Стефана была подарена католиками священнику Радославу Ристичу из Вены, – рассказывает отец Кирилл. – Протоиерей Хризостом Пийненбург, тоже из столицы Австрии, написал маленькую икону, в которую и был помещен мощевик. В 2005 году икона с частицей мощей была подарена владыке Илариону (Алфееву), а владыка уже передал святыню в дар нашему собору. Затем была написана большая икона святого Стефана, но мы решили частичку мощей из маленькой иконы не вынимать (чтобы ничего не повредить), а просто поместили ее в большую икону. Конечно, не совсем типичное решение: одна икона (меньшая) в другой (большей). Иконы святого Стефана и преподобного Моисея Угрина находятся рядом. Свидетельствуя об истоках венгерского христианства и о его связи с христианством на землях восточных славян. Святой Стефан, всю свою жизнь проведший на родной земле, и преподобный Моисей, принявший монашество вдали от родины… Оба они молятся и ходатайствуют за свой народ. И за всех, кто обращается с молитвенными просьбами лично к ним. Не только венгров – ведь большинство паломников, приходящих к мощам преподобного Моисея в Киеве, явно не венгерского происхождения. Но для них преподобный тоже дорог, как и любой другой святой. Незримое единство православных христиан самых разных национальностей становится более осязаемым и явным, когда смотришь на иконы в Успенском соборе Будапешта. Размышляя в эти моменты о тех непостижимых путях, по которым идут к вере и спасению люди в различных уголках нашей планеты.

http://pravoslavie.ru/33848.html

Иногда он и вовсе о ней забывал. Позднее он паломничал в Киево-Печерскую лавру, хотя тогда она была еще музеем. Однако верующие приезжали в нее, покупали билеты, как музейные посетители, и направлялись в Ближние и Дальние пещеры, где поклонялись мощам угодников Божиих, прикладываясь к ним. Никто на это не обращал внимания, а некоторые служительницы даже кое-что подсказывали. Там, перед мощами преподобного Моисея Угрина – то есть венгра по происхождению, который был православным христианином и оружейником убиенного страстотерпца Бориса, – молодой человек помолился своими словами, поскольку даже не знал, скорее всего, как нужно молиться: не читал ни тропарей, ни других молитв, и получил от Господа такую помощь по молитвам преподобного, что стал жить в этом отношении беззаботно. Хотя впоследствии эта страсть у него оставалась, но она никогда больше не была для него непонятным явлением. Вскоре благодаря книгам святых отцов, наставлениям более опытных духовников, которые встретились ему на жизненном пути, он научился владеть собой. Однако в этой истории интересно то, что, еще ничего не зная, не умея толком молиться, обращаясь своими словами к преподобному Моисею Угрину, неопытный христианин получал помощь от Господа по молитвам этого угодника Божия и мог жить целомудренно. Впоследствии, если не ошибаюсь, он принял и монашество, то есть не только сохранил целомудрие, не вступив в церковный брак, но и вовсе отказался от мирского образа жизни. Поэтому я вам всем советую, помимо Иисусовой молитвы, откровения помыслов, исповеди и других средств, которые предлагает нам Церковь для борьбы со своими страстями, прибегать еще и к помощи угодников Божиих. Православная традиция сохранила нам несколько имен святых, которые помогают в мучительной борьбе с блудной страстью. Сегодня мы празднуем память преподобного Моисея Угрина, поэтому уместно вспомнить именно об этом святом, а в случае необходимости нужно молиться ему, читая, например, тропарь и кондак или просто кратко взывая: «Преподобный отче Моисее, моли Бога о мне, грешном».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010