Постриг прп. Моисея. Фрагмент ксилографии «Прп. Моисей Угрин». Мастер мон. Илия. Патерик Киево-Печерский. К., 1661. Л. 200 (РГБ) В Слове из Патерика сообщается о том, что М. У. был братом мч. Георгия Угрина , отрока кн. мч. Бориса Владимировича, убитого вместе со своим господином на р. Льте (Альте) посланцами Киевского кн. Святополка (Петра) Владимировича (1015-1016, 1018-1019) (см. в ст. Борис и Глеб ). Согласно Житию прп. Ефрема Новоторжского, у М. У. и мч. Георгия был еще один брат - прп. Ефрем. Однако достоверность этого позднего свидетельства нельзя считать бесспорной. Время и место рождения М. У. неизвестны, а происхождение является предметом дискуссии. Основываясь на его прозвище, можно думать, что М. У. был венгром или славянином, жившим на венг. землях. По мнению Э. Иглои, он мог являться потомком одного из венг. дружинников, воевавших против Византии в 970-971 гг. на стороне Киевского кн. Святослава Игоревича (ок. 960-972). В то же время автор не исключал того, что святой мог прибыть на Русь вместе с принцами Эндре и Левенте, изгнанными из Венгрии кор. Иштваном ( Стефаном I ) (1000-1038) и получившими кров при дворе Киевского блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (1019-1054). Правда, большинство исследователей относят эти события к сер. 30-х гг. XI в. И. Феринц считал, что М. У. был выходцем либо из Трансильвании, находящейся под управлением кн. Дьюлы, либо из Баната - владений кн. Айтоня, где на рубеже X и XI вв. получило распространение христианство вост. обряда. Однако вслед. подчинения и последующей латинизации этих территорий Иштваном I М. У. с братьями покинул родные места и отправился на Русь (ок. 1003-1008). В. В. Лепахин, в целом принимая гипотезу Феринца, допускает, что старший из братьев Угринов - Ефрем - мог быть приглашен на Русь Киевским равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем (978-1015) или его сыном св. Борисом «в качестве специалиста по коневодству» ( Лепахин. 2003. С. 373). По мнению М. К. Юрасова, братья происходили из Подкарпатской Руси и были русинами. На службе у Рюриковичей они оказались не потому, что испытывали религ. притеснения во владениях Арпадов, а вслед. стремления «сделать карьеру в дружине одного из русских князей» ( Юрасов. 2013. С. 98-99).

http://pravenc.ru/text/2564012.html

Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Достопоклоняемы святые — не по естеству своему, мы поклоняемся им, потому что Бог прославил и соделал страшными для врагов и благодетелями для приходящих к ним с верою. Поклоняемся им мы не как богам и благодетелям по естеству, но как рабам и сослужителям Божиим, имеющим дерзновение к Богу по любви своей к Нему. Поклоняемся им, потому что сам Царь относит к Себе почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека не как Царя, но как послушного слугу и благорасположенного к Нему друга». В этой связи, какая разница, с какой просьбой обращаться к святому? Если наше желание угодно Богу, наша молитва правильная, то святитель Николай Чудотворец или Спиридон Тримифунтский будут молиться вместе с нами. Безусловно, логично обращаться к святым врачам-бессребреникам в болезни, к святым великомученикам-воинам перед сражением. Угодник Божий, который находился в похожих с нами жизненных обстоятельствах, имел те же искушения, вёл сугубую брань с мучащей и нас страстью, будет, несомненно, нам ближе. Этому святому нам легче молиться как сродному в чём-то. Однако здесь путь противоположный: мы выбираем святого, основываясь на наших личных отношений с ним, а не от сомнительной «специализации» святых. К примеру, ясно, почему при нападении блудной страсти прибегают к молитвенному заступничеству преподобного Моисея Угрина или святой Марии Египетской. Причём ясно это лишь для тех, кто знаком с их житиями. Эти подвижники в своей земной жизни вели ожесточённую борьбу с плотской бранью и победили её. Однако совсем не понятно, почему при болезнях головы, как учит нас упомянутый список, поможет исключительно святой Иоанн Креститель? Неужели потому, что ему отрубили голову? Помню, как в одном монастыре с вопросом, о чём молиться святому Предтече, к нам обратился экскурсовод-выпускник Свято-Тихоновского богословского института (хотя уверен, там учат иному)! То есть, конечно, мы можем обращаться к святому Иоанну Предтече, и когда у нас болит голова. Но это вовсе не означает, что исключительно он нам поможет. Такое отношение к молитве святым низводит её на уровень заклинаний, заговоров. Для последних важен только правильный текст. Для молитвы же необходима осмысленность, участие сердца, текст молитвы выступает лишь средством.

http://azbyka.ru/o-pochitanii-svyatyx-i-...

Призывай и Пречистую нашу Заступницу Матерь Божию, сильную и скорую Помощницу в бедах сущим; такожде Фомаиду мученицу, Иоанна Многострадального, Моисея Угрина и прочих, на плоть воевавших и победивших оную. Читай в отеческих книгах о сей брани: святого Иоанна Лествичника слово 15, святого Кассиана Римлянина, Нила Сорского и прочих, и Господь поможет тебе». Преподобный Амвросий учил правильно молиться при нападении блудных помыслов: «Молись так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную…” Ударяй на слово “грешную”… Вспоминай грехи, которыми оскорбляла Господа, и смиряйся. Если смириться не можешь, а “добродетели” лезут на ум, говори так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную. О, раба непотребная! Зри блуд твой и прежние твои блудные путаницы!” И сейчас же опять: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”». Старец напоминал о силе крестного знамения: «Крестись чаще, как только возможно. Делая крестное знамение, помни и чувствуй, что ты ограждаешься силою Распятого. Когда сидишь в келье одна, крестись постоянно; имея руки свободными, в особенности изображай на себе крестное знамение. По временам оставь дело, положи несколько поклонов и опять принимайся за дело. Крестись иногда и при других; если спросят: зачем? – скажи: “Так вздумалось”». Преподобный Амвросий также предупреждал: «Остерегайся осязания… оно возбуждает страсть и непристойные движения, нехорошо и очень вредно…» Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил: «Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющего – и минует искушение». «От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего – любовь к ближним: слабым, немощным, больным, плененным страстями сестрам». Преподобный Иосиф наставлял удерживаться от насмешек и нечистых помыслов: «Нечистые помыслы и воображения бывают от мечтаний. От шуток и насмешек тоже удерживайся – и от них страсти восстают». Преподобный Варсонофий учил читать против блудных помыслов 90-й псалом: «90-й псалом “Живый в помощи Вышняго” полезно читать три раза в день: утром, в полдень и вечером. В полдень на человека особенно нападает блудный бес, этот же псалом далеко отгоняет его прочь».

http://pravoslavie.ru/59445.html

Прошу сие писание, прочитавши, возвратить мне; когда найдешь оное полезным, следуй оному и благодари Бога, а нет, то как хочешь делай! Аз о сем вещи не имам! Написал сие от истинного желания тебе истинного блага. Напиши на сем же письме ответ, как твои чувства, куда более преклоняются и согласна ли ты с первым своим расположением? И следовать моим советам или влечениям чувств?“ Видно, заблуждение девицы не было слишком глубоким – в ответном письме она „пришла в чувство раскаяния“ (как пишет Старец в очередном ответе ей). Она согласилась с ним во всем, но сказала, что он строг. Он напомнил ей слово Писания: Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя: даждь премудрому вину, и премудрший будет ( Притч. 9:8–9 ). Далее он пишет: „Посмотрим, какова ты явишься? Ты желаешь мое письмо оставить у себя для напоминовения твоего заблуждения; согласен! Но нужно ли тебе иметь те письма?.. которые могут служить для чего?.. О сем я и тогда хотел сказать, но хотел посмотреть, как подействует на тебя первое обличение. Скажешь опять: строг и жестоковзыскателен“. В этом же письме Старец отвечает и на один весьма важный аскетический вопрос: как бороться со „сластью“ в теле, как противостоять „страстному сложению естества“. „Враг навевает помыслы, но, – пишет о. Макарий, – не предавай самовластия твоего первомыслию прилогов...“ „Со смирением прибегай к Богу, вопий к Нему: «Помилуй мя, Господи, яко немощна есмь!» Проси помощи тебе; Матерь Божию, Которая есть корень девства и чистоты, призывай на помощь; св. мученицу Фомаиду, и св. Моисея Угрина, и Иоанна Многострадального, много пострадавших за чистоту; и узриши помощь Божию“. Разговор уже очень серьезный. „А между тем, – продолжает свое письмо о. Макарий, – на что тебе одежда модная? Не подашь ли сим мнение, что у тебя и в голове нет мнения о монастыре, не только в сердце? Подумай о сем получше... и вообще не мешало бы в костюме быть простее и смиреннее, хотя и мирском“. Спустя две недели, 26 марта того же 1847 года, о. Макарий утешает будущую инокиню, что „ежели ж и было некоторое со стороны твоей временное отвлечение и уклонение (к миру)... то это было ослепление, и оно после стоило для тебя многого труда, подвига и старания, чтобы загладить сожалением и раскаянием пред Богом; а в любви родственной чтобы они не сомневались“.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Так провела она несколько месяцев в Новочеркасске, наконец, 30 декабря 1850 года, Михаил Васильевич привёз её в Усть-Медведицкий Преображенский монастырь 33 , где игумения Вирсавия с радостью приняла Анну в святую обитель. В монастыре Анне пришлось последовательно выполнять почти все послушания: она носила воду, рубила дрова, топила печи, чистила кухонную посуду, полы, в трапезной подавала еду сёстрам, помогала печь просфоры, по ночам будила монашествующих на полночную молитву. В Усть-Медведицком монастыре жила тогда дальняя родственница Михаила Васильевича, монахиня Леонида (Ладыгина), в келье которой первое время стала жить Анна, с послушницей Дашей, бывшей крепостной Михаила Васильевича. (Позже игумения пригласила Анну жить в свою келью.) Спала она всегда в подряснике и кожаном поясе, одевалась крайне просто. Свободное от работы время она проводила в молитве и чтении духовных книг, учила наизусть Псалтирь, заниматься иконописью. Её трудами были написаны плащаница и шесть больших икон: преподобных Арсения Великого , Антония и Феодосия Печерских , Пахомия Великого , Иоанна Лествичника , Моисея Угрина и Сергия Радонежского (Все эти иконы помещены в настоящее время в монастырской трапезной.) Михаил Васильевич Себряков, щедрый благотворитель обители, на свои средства выстроил большой настоятельный дом, недалеко от него келью для своей дочери. В 1854 году Анна была пострижена в рясофор с именем Арсении, в честь Арсения Великого , а 11 января 1859 года – в мантию. Ее духовной наставницей стала схимонахиня Ардалиона (схимонахиня Ардалиона (Игнатова) (1816–1864 гг.)). Схимонахиня Ардалиона учила духовную дочь видеть лишь свои грехи и недостатки, а все добрые дела приписывать одному Господу. Матушка Арсения стала ходить в келию схимницы почти ежедневно, позже, по благословению игумении пригласила её жить в свою келью, взяла на попечение её осиротевших племянниц. Схимонахиня Ардалиона, провидя в матери Арсении избранницу Божию, старалась отучить матушку Арсению от земных привязанностей, схимница однажды порезала на куски небольшой вышитый коврик, которым мать Арсения очень дорожила. Однажды матушка Арсения, без благословения схимницы, подала нищенке полтинник. Схимница объяснила духовной дочери, что такими щедрыми милостынями, она как бы выделила себя, вследствие чего может зародиться в её душе высокоумие или тщеславие,

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Также я помню где-то был в Житиях Святых эпизод, что человеку явился Святой и говорит: “Что ты молишься мне, я в этом не разбираюсь, молись вот ему” — и назвал другого Святого. Также в житии прп. Иоанна Многострадального ему Бог сказал, что у прп. Моисея Угрина благодать избавлять от блудной страсти больше, чем у Иосифа Прекрасного, которому прп. Иоанн первоначально молился. Заметьте также: в этом житии Бог прп. Иоанну сказал помолиться прп. Моисею, а не просто исцелил от блудной страсти, т.е. Богу угодно, чтобы люди молились Святым, причем определенным. Понятно, что можно просить помощи святых в любых хороших делах. Но не надо забывать, что святые — это тоже люди, личности со своими индивидуальными особенностями и склонностями. Допустим, у вас есть три хороших друга, и каждого их них вы можете попросить о любой помощи: хоть мебель перетащить, хоть до получки одолжить. Но можно предположить, что друга-врача логичнее попросить о лечении, друга-автослесаря — о ремонте автомобиля, а друга-полицейского — о защите. По этой же причине св. вмч. Пантелеимона чаще всего просят об исцелении (он сам был врачом), св. мч. Вонифатия — об избавлении от пьянства (он сам в земной жизни этим страдал), свв. Петра и Февронию — о семейном благополучии (в этом мире они были образцовой христианской семьей) и т. д. С уважением, Интересная вещь получается — прп. Амвросий Оптинский говорит одно, а о. Георгий Максимов в приведенной выше чтецом Сергием Федоровым ссылке — прямо противоположное. То ли о.Георгий не разбирается в теме, то ли несогласен с православной практикой деления святых по категориям помощи… Что думать и что делать неофиту — непонятно. Когда-то у меня с близким человеком был примерно такой разговор: — Как думаешь, а почему святому Николаю молятся особенно в бедах? — Ну, я не знаю. — А я думаю, что то, чем он занимался при жизни, тем он занимается и после смерти. Насколько я могу понимать, то у человека после смерти — его привычки, желания, которые у него при жизни накопились, они остаются. А если эти желания совпадают с Божьей волей, то Бог дает разрешение творить дела добра. Ведь у Бога все живы.

http://azbyka.ru/vopros/est-li-u-svjatyh...

уборки кухонных принадлежностей, в которой находится шкаф, устроена келья для трапезного, и перегородка, отделяющая прихожую от уборной комнаты. Западная половина разделена бревенчатою переборкою, оштукатуренною, на две половины, образующих, между собою собственно кухню с одной русской печкой и две кельи, разделенных между собою дощатою оштукатуренною переборкою с одною изразцовою печкою. Из кухни лестница наверх, где устроен мезонин с двумя кельями, отделенными одна от другой перегородкою при одной изразцовой печке. В подвале, под средней комнатой устроена духовая печь, нагревающая среднюю комнату и собственно трапезную. Стены трапезной окрашены масляной краскою и на них живопись на полотне, а именно, на восточной стене три картины, с изображением, на первой картине, Святых Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и Пахомия Великого , на второй. – святых преподобных Антония и Феодосия Печерских и на третьей, – изображение Св. Троицы. На южной стене три картины, с изображением, на первой картине, св. преподобного Тихона, Калужского чудотворна, на второй – св. преподобного Пафнутия Боровского – и на третьей – св. праведного Лаврентия, Калужского чудотворца. На западной стене четыре картины, с изображением, на первой картине, св. преподобного Афанасия Афонского , св. преподобного Нифонта, св. Иосафа, Царевича Индийского, и св. преподобного Исаакия Сирина ; на второй – святых преподобных Ефрема Сирина и Саввы Освященного. На третьей – святых преподобных Макария Египетского и Евфимия Великого и на четвертой картине – святых преподобных Антония Великого и Сергия, Радонежского чудотворца. На северной стене две картины, на первой картине изображен лик св. преподобного Моисея Угрина, а на второй – чудесное насыщение народа. В южном углу трапезы находится икона Успения Пресвятой Богородицы с предстоящими святыми, в ризе накладного серебра. В северном углу трапезы, на угольнике, находится Иверская икона Божией Матери с Богомладенцем на руках, в ризе накладного серебра. Потолок украшен живописью в цветах, средина которого окрашена в кругу голубого цвета краскою с золотыми звездами, а в центре круга изображение св. Духа. Пол перемощен вновь и окрашен желтою масляною краскою. Окон кругом всего корпуса 19-ть. По наружному обмеру весь корпус занимает в длину 23 аршина, а в ширину 18 аршин.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

А сейчас вход в Киево-Печерскую лавру запрещен даже преподавателям и студентам Киевской духовной академии – на том основании, что по мнению минкультуры Украины семинаристы и преподаватели Лавры являются «посетителями». «Наш МИД бьет во все колокола с призывом к международному сообществу - отменить блокаду Киево-Печерской лавры, напоминая о мощах православных святых - преподобного Меркурия, Моисея Угрина, Ильи Муромца и других, но цивилизованный мир остается глух к страданиям славян», - сетует священник. Для автора статьи в «Независимой..» законное стремление навести порядок в своем доме, на своей территории, восстановить единство Русского мира – представляются «смехотворными амбициями», жалкими попытками выйти из американоцентричного мира, продолжает разбирать текст Новопашин. «Хотелось бы напомнить, каким усилиями нам удалось справится с терроризмом в Чечне и на Северном Кавказе, сколько невинных людей пострадало от рук террористов, - обличает священник. - Кстати, среди пострадавших были и граждане европейских стран. Более того, у США и европейских стран есть свой трагический опыт борьбы с этой заразой. Но как так получается, что убивать мирных англичан, французов и так далее – это преступление, а на убийство славян никто даже внимания не обращает?» «За девять лет обстрелов Донецкой и Луганской Республик погибло 228 детей, еще 789 детей получили ранения различной степени тяжести - напоминает Новопашин. - Представьте, что это были бы французские, английские, канадские и другие европейские дети. Но трагедия русских детей европейцев не волнует. Неудивительно, что по логике автора статьи, стремление навести конституционный порядок в своей стране – это не что иное, как… ползучая реставрация сталинизма. Вот это все даже комментировать не хочется. Впрочем, Гарбузов пытается нас убедить, он враг не России, а… лично президента Владимира Путина, именно с его приходом имперский синдром " приобрел угрожающий характер " ». Типичное явление Не смотря на избитость тезисов, данный текст отражает типичные взгляды представителей той самой западной мягкой силы, которая за прошедшие годы смогла проникнуть во все ветви государственной власти.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/06/kak_do...

В настоящее время (2004 г.) храм находится в процессе строительства. Наружная отделка храма и декор его интерьеров еще не завершены. Приход в честь иконы Божией Матери «Знамение-Абалацкая» был создан по благословению Управляющего Новосибирской епархией епископа (ныне — Митрополита Новосибирского и Бердского) Тихона в 1992 году. Первоначально богослужения совершались в помещении ЖЭКа, однако вскоре, из-за увеличившегося числа прихожан, пришлось искать новое, более просторное помещение. Несколько лет, пока не было закончено строительство храма, богослужения совершались в здании бывшего детского сада, переданного Приходу (ул. Народная, 75). В 1994 году епископом Тихоном был освящен закладной камень на месте будущего храма. 19 мая 1998 года была совершена первая Литургия в нижнем храме во имя Праведного Иоанна Русского, исповедника, а 10 декабря 1998 года, в престольный праздник, — в главном храме. Храм создавался по проекту архитектора П.А. Чернобровцева. 25 июля 2000 года епископом Сергием (Соколовым) был совершен чин полного освящения храма. Главный храм освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение — Абалацкая», нижний храм — во имя святого Праведного Иоанна Русского, исповедника. Престол в главном храме освящен епископом Сергием (Соколовым), антиминс освящен архиепископом Тихоном (Емельяновым) 20 июня 2005 года. Антиминс в нижнем храме (во имя Праведного Иоанна Русского, исповедника) освящен епископом Сергием (Соколовым) 6 апреля 1996 года. В храме находятся чтимые святыни, иконы с частицами мощей и отдельные ковчежцы с частицами мощей угодников Божиих, святых: апостола Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, священномученика Владимира, митрополита Киевского, святителя Филарета Московского, святителя Иннокентия Московского, святителя Иоанна Тобольского, благоверного и великого князя Александра Невского; святых отцов Киево-Печерских: священномученика Лукиана, преподобного Агапита врача, преподобного Алипия иконописца, преподобного Моисея Угрина, преподобного Иосифа многоболезненного, преподобного Феофила, Христа ради юродивого; святого праведного Иоанна Русского, исповедника.

http://sobory.ru/article/?object=04431

Страдание Святой Мученицы Иулии Страдание Святого Мученика Антиоха Страдание Святого Мученика Павла И С Ним Святых Мучениц Алевтины И Хионии Память 17 Июля Страдание Святой Великомученицы Марины Память 18 Июля Страдание Святого Мученика Емилиана Житие Преподобного Отца Нашего Памвы Житие Преподобного Отца Нашего Иоанна Многострадального Страдание Святого Мученика Иакинфа Память 19 Июля Житие Преподобной Матери Нашей Макрины Житие Преподобного Отца Нашего Дия Память 20 Июля Житие И Чудеса Святого Пророка Илии Память Преподобного Отца Нашего Авраамия Чухломского, Галичского Чудотворца Память 21 Июля Житие Святого Пророка Иезекииля Житие Преподобных Отец Наших Симеона, Христа Ради Юродивого И Иоанна, Спостника Его Память 22 Июля Жизнеописание Равноапостольной Святой Мироносицы Марии Магдалины Память 23 Июля Страдание Святого Священномученика Аполлинария Память Святых Мучеников Трофима И Феофила Память 24 Июля Страдание Святой Мученицы Христины Житие Преподобного Отца Нашего Поликарпа, Архимандрита Печерского Память 25 Июля Житие Преподобной Девы Евпраксии Житие Святой Олимпиады Диакониссы Память 26 Июля Житие Преподобного Отца Нашего Моисея Угрина Память Священномученика Ермолая Страдание Святой Преподобномученицы Параскевы Память 27 Июля Страдание Святого Великомученика Пантелеимона Память Преподобной Игумении Анфисы Память 28 Июля Святые Апостолы (Из Семидесяти) Прохор, Никанор, Тимон И Пармен Память Святого Мученика Евстафия Память Святого Мученика Акакия Страдание Святого Мученика Иулиана Память 29 Июля Страдание Святой Мученицы Девицы Серафимы Страдание Святого Мученика Каллиника Память 30 Июля Святые Апостолы Сила, Силуан, Крискент И Другие С Ними Страдание Святого Священномученика Валентина Страдание Святого Мученика Полихрония Память Святого Иоанна Воина Память 31 Июля Святой Праведный Евдоким Память Святой Мученицы Иулитты Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/book/zhitiya-sv...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010