В течение четырех лет панна пыталась совратить святого Моисея, доходя в своем стремлении до крайнего бесстыдства. Когда же все меры оказались безуспешными, она приказала оскопить святого и сделать его евнухом. Господь не оставил подвижника без отмщения: в 1027 году Болеслав внезапно умер, в народе произошел мятеж, во время которого были убиты многие паны, в том числе и нечестивая панна. Преподобный Моисей был настолько измучен и истерзан, что только через несколько лет, после улучшения здоровья, отправился в Киев. Возможно, это произошло в 1031 году, когда великий князь Ярослав вернул на Русь многих пленников. Святой Моисей пришел в пещеру к преподобному Антонию и в течение десяти лет подвизался там в посте и молитве. За великое целомудрие Господь дал преподобному Моисею власть исцелять плотские страсти. Однажды к святому пришел инок, боримый плотской страстью, и молил его помочь в искушении. Преподобный Моисей взял с инока обет никогда не говорить с женщинами, а затем исцелил его прикосновением своего посоха, без которого не мог ходить из-за прежних ран. Преподобный Моисей провидел свою кончину. Причастившись Святых Христовых, Таин, он мирно почил 26 июля 1043 года и был погребен в Ближних (Антониевых) пещерах. Святые мощи и молитвенная помощь преподобного Моисея исцеляют от блудной страсти. Известно, что преподобный Иоанн Многострадальный (†1160; память 18 июля), более тридцати лет мучимый плотской похотью, по повелению Божию, обратился с молитвой к святому Моисею и получил исцеление. Частицей мощей преподобного Моисея он исцелил приходившего к нему инока, также страдавшего от плотской страсти. Божественный голос сказал святому Иоанну, что преподобный Моисей в своем подвиге за целомудрие стал выше Иосифа Прекрасного. В Иконописном подлиннике о святом Моисее сказано: «Преподобный отец наш Моисей Угрин, Печерский чудотворец, подобием бел, лицем чист, власы русы, брада не велика, аки Златоустаго, руса, на главе клобук черный, в руке четки, ризы преподобническия». Житие преподобного Моисея Угрина написано монахом Киево-Печерского монастыря преподобным Поликарпом в первой половине XIII века и помещено во второй части Печерского Патерика.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3 . Св. ВЛАДИМИР Святославич Равноапостольный, Великий Князь Всероссийский, просветивший Российскую землю св. крещением, преставился в 1015 году (а по Следованной Псалтири в 1016 году), Июля 15, в Берестове. Тело его погребено в Киеве в Десятинной церкви в мраморном гробу. Церковь совершает память его Июля 15. Смотри Месяцесловы Московский и Киевский, Пролог и Четь Минею Июля 15. 4 . Св. ГЛЕБ, Князь Муромский во св. крещении ДАВИД, сын Великого Князя Равноапостольного Владимира, убит в 1016 году, Сентября 5. Св. мощи его почивают вместе с мощами брата его. Церковь память его совершает Мая 2 и Июля 24. Смотри Месяцесловы Июля 24, Пролог и Четь Минею Сентября 5, Мая 2 и Июля 24. 5 . Пр. ЕФРЕМ, Архимандрит Новоторжского Борисоглебского монастыря, родом Угрин, преставился в 1015 году, Января 28. Св. мощи его обретены в 1573 году и почивают в соборной церкви того монастыря. Смотри Пролог и Четь Минею, Января 28. 6 . Пр. МОИСЕЙ многострадальный, родом Угрин, Киево-Печерский чудотворец, преставился в 1041 году, Июля 26. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский, Пролог и Четь Минею, Июля 26. 7 . Пр. ВАРЛААМ, Игумен Киево-Печерский, преставился во Владимире Волынском в XI веке около 1065 года, Ноября 19. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Ноября 19. 8 . Пр. АНТОНИЙ Киево-Печерский, преставился в 1073 году (а по Следованной Псалтири – в 1070 году), Июля 10. Св. мощи его почивают под великим Печерским монастырём. Церковь память его совершает Июля 10. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Июля 10. 9 . Пр. ФЕОДОСИЙ, Игумен Киево-Печерский, преставился в 1074 году, Мая 3. Св. мощи его обретены в 1092 году, Августа 14, и перенесены из пещеры в новосозданную Печерскую церковь Успения Пресвятой Богородицы, и положены на правой стороне. Церковь память его совершает Мая 3. Смотри Месяцесловы Киевский и Московский Мая 3 и Августа 14, Пролог и Четь Минею Мая 3 и Августа 14. 10 . Св. ИСАИЯ, Епископ Ростовский, преставился в 1089 году, Мая 15. Св. мощи его обретены в 1162 году, Мая 23, и почивают в Ростовской соборной церкви. Церковь совершает память его Мая 15. Смотри Месяцесловы и Пролог, Мая 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

 Сказание (г. Красницкого о блаж. Константине) следует отнести к числу тех измышлений, коими желательно возвести дорогую родную сторону к возможно отдалённым временам и отнести распространение в ней христианства как можно ранее (до св. Владимира). Так, например, в г. Старице сохраняется предание об основании в нём Успенского монастыря Киево-Печерскими иноками 10 или 11 в. (но ранее основания пр. Ефремом Борисоглебской обители) Трифоном и Нифонтом (их имена внесены в монастырский древний Синодик, но позднейшей рукой, что и обличает неудачную фальсификацию. См. Месяцеслов русских святых архиепископа Димитрия) Г. Рубцов хранит будто бы древнюю рукопись, (виденную, впрочем, в копии конца 18, или начала 19 века); «Сказание об основании г. Зубцова за 90 лет до Рождества тремя братиями» (как Киев), имена коих: Зубец, Рубец (3-е, к сожалению, забыто). Г. Красницкий называет Константина (Кона) угрином (Венгерцем), вероятно потому, что пр. Ефрем, святочтимый в Торжке, был Угрин. Там же (в гробнице пр. Ефрема) хранится глава его брата Георгия, тоже Угрина. Известен Новоторжской обители третий Угрин, пр. Моисей, брат Ефрема и Георгия; следовательно, весьма удобно и, по-видимому, правдоподобно и Константина отнести к Венгерцам. Далее, г. Красницкий, видимо, смешивает Константина Новоторжского с другим позднейшим Константином (в иночестве Кассианом), Мангупским. По словам г. Красницкого, Константин Новоторжский служил в свите великой княгини Ольги, а Константин Мангупский (название это придано ему потому, что Константин был владельцем или князем Мангуппи – древний Дорос или Феодори в Крыму; см. у Кеппена, Крымский сборник, стр. 251–391) прибыл в Москву в свите царевны Софии Палеолог, невесты великого князя Иоанна 3 -го. Ему, Константину Мангупскому, предлагали остаться при Московском великокняжеском дворе, но он отказался от этой чести (и Константин оставил великокняжеский Киевский двор по смерти св. Ольги). Константин Новоторжский проживал у Новгородского епископа Иоакима, от коего и принял монашество, и Константин Мангупский жил у Ростовского архиепископа Иоасафа († 1514) – и в Ростове принял монашество с именем Кассиана, Пр. Константин – Кассиан скончался в глубокой старости 2 октября 1504 г. (См. Архиепископа Димитрия, Месяцеслов русских святых, октябрь 19–21), и Блаженный Константин Новоторжский, по словам г. Красницкого, скончался в глубокой старости; но на иконах в г. Тожке (в вышеупомянутых храмах и в Думе) блаженный Константин изображается не глубоким старцем, а скорее молодым (Архиепископ Димитрий – о блаженном Константине. Месяцеслов русских святых – 21 мая и 29 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Два святителя Иоанна, по фамилии Максимовичи, были по национальности малороссами. Это государство отделилось от России, его граждане считают себя отдельной нацией, но святители Иоанн Тобольский и Иоанн Шанхайский стали русскими святыми. Интересно, что один из них подвизался не на исконной русской земле – в Сибири, завоеванной русскими людьми только в XVI веке, а другой – в Китае и Соединенных Штатах Америки, то есть за пределами России. Известны и другие примеры, когда уже не малороссы – национальность, которую считают разновидностью русской нации, – а совсем чуждые России народы являли отрасли, прославленные впоследствии в лике русских святых. Например, Христа ради юродивый Прокопий Устюжский был по национальности немцем. Преподобный Моисей Угрин был венгром, само его прозвище об этом говорит: «угрин» – значит венгр. Сначала он служил в дружине князя Бориса, погибшего от руки братоубийцы Святополка, а потом стал подвижником в Киево-Печерской лавре. Мученик Меркурий Смоленский был итальянцем по национальности. Можно найти множество примеров того, как в разные времена люди приобщались к православию через Русскую Церковь , прославлялись в ней и становились русскими святыми, не будучи русскими по происхождению. О чем нам это говорит и какой вывод мы можем из этого сделать? Ведь совсем не важно то, что русские святые необязательно по национальности русские, а важно то, что Русская Церковь является частью Вселенской Церкви, полноправной и полнокровной ее ветвью. Именно поэтому, приобщаясь к святости русских, все упомянутые люди разных национальностей присоединялись ко Вселенской Церкви так же, как и сам русский народ когда-то приобщился к ней через Константинопольскую Церковь -мать. Немки, преподобномученица Елизавета и ее сестра, страстотерпица царица Александра, племянник хана Золотой Орды Беркая, преподобный Петр, царевич Ордынский, пришедший в Россию и принявший православие, и многие другие известные и неизвестные нам люди, влившиеся через русский народ во Вселенское православие, – все они составляют единую Вселенскую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

I. Cb. преп. Моисей, память коего совершается ныне, происходил из Венгрии, почему и называется Угрин, был родным братом свв. Георгия и Ефрема и служил вместе с ними у св. князя Бориса, брата св. князя Глеба. (См. 2 мая). Когда злодеи умертвили его господина, он скрылся от убийц. В 1018 г. король польский Болеслав овладел Киевом и взял в плен много бояр, в том числе и Моисея. В плену 6 лет томился святой в темнице. Но здесь он вполне отдался Господу и произнес обет навсегда остаться в безбрачии. Случилось, что в темнице увидела Моисея молодая, красивая собою, вдова польского вельможи и, поразившись красотой его, решилась обольстить его, обещая ему свободу и богатство; но Моисей отвечал: «Адам, Сампсон, Соломон и Ирод потерпели от жен; и я буду ли свободен, если порабощусь жене? Не нужно мне ни богатства, ни почестей, никаких благ мира. Выше всего этого для меня чистота и целомудрие». Но это не остановило нечестивую жену. Она выкупила пленника, взяла к себе в дом, одела в богатые одежды и приступила к новым искушениям. Но Моисей, подобно Иосифу, сбросил с себя богатые одежды, отвратил лицо свое от обольстительницы и молил Бога укрепить его в подвиге. Тогда полька приказала запереть Моисея в душной темнице и морить голодом, думая тем принудить его ко греху. Многие уговаривали Моисея жениться на польке, но он отвечал: «Я дал обет пред Богом вести жизнь целомудренную до гроба и быть черноризцем. Вы знаете, что сказано в Евангелии: «всякий, кто оставит домы или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 29). Видя, что темничное заключение не действует на Моисея, полька освободила его и показала ему все свои обширные имения; но и этим не могла прельстить праведника. Тогда начала грозить ему страшными муками, говоря: «живым не выпущу тебя из своих рук». – «Бог – моя защита, ничего не боюсь», – отвечал Моисей, а сам принял пострижение. Когда же узнала это полька, то приказала жестоко бить его и, наконец, изуродовала так, что он едва не истек кровью и во всю остальную жизнь тяжко страдал. Бог наказал безнравственную женщину: случился мятеж в Польше, и она была убита. Моисей получил свободу, удалился в пещеру к св. Антонию, и здесь чрез 10 лет поста и молитвы скончался. Тут почивают и мощи его, к которым с успехом прибегают за помощью страждущие от плотской страсти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Михаил Малеин , игумен, прп. (12/25 июля) Михаил Муромский , князь, чудотворец (21 мая/3 июня) Михаил Синадский (Фригийский), еп., исповедник (23 мая/5 июня) Михаил Ярославич Тверской , блгв. вел. князь (22 ноября/5 декабря) Михей Радонежский , прп., ученик прп. Сергия Радонежского (6/19 мая) Модест Иерусалимский , архиеп. (18/31 декабря) Моисей Боговидец , пророк (4/17 сентября) Моисей Мурин , Эфиопский, иеромонах, сщмч. (28 августа/10 сентября) Моисей Новгородский и Псковский , архиеп. (25 января/7 февраля) Моисей Печерский , прп., чудотворец, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 июля/10 августа; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Моисей Угрин (венгр), Печерский, прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (26 июля/8 августа; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Мокий Амфипольский , сщмч. (11/24 мая) Мстислав (в крещении Георгий) Храбрый , Новгородский, блгв. князь (14/27 июня) Надежда Римская , отроковица, мц. (17/30 сентября) Назарий Римлянин , Медиоланский, мч. (14/27 октября) Наркисс , ап. от 70-ти, еп. Афинский (4/17 января ап.]; 31 октября/13 ноября) Наталия Никомидийская , мц., супруга мч. Адриана Никомидийского (26 августа/8 сентября) Наум Охридский , равноап., исповедник (27 июля/9 августа) Наум , пророк, из 12-ти малых пророков (1/14 декабря) Нектарий Пентапольский , свт. (9/22 ноября) Нектарий Печерский , прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 29 ноября/12 декабря) Неонилла Сирийская , мц. (28 октября/10 ноября) Нестор Летописец , Печерский, прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 27 октября/9 ноября) Нестор Печерский , Некнижный, прп., в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 28 октября/10 ноября) Нестор Солунский (Фессалоникийский), мч. (27 октября/9 ноября) Никандр Псковский , прп., пустынножитель, чудотворец (24 сентября/7 октября) Никанор , ап. от 70-ти, из 7 диаконов, сщмч. (4/17 января ап.]; 28 июля/10 августа; 28 декабря/10 января) Никита (Нифонт) Алфанов , Сокольницкий, Новгородский, прп. (4/17 мая; 17/30 июня)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Михаил черниговский, 20 сент. и 14 февр. Михаил юродивый, преп. клопский, 11 янв. Михей (кто подобен Богу, евр.), прор., из колена Ефремова, 5 янв. Михей прор., из колена Иудова, 14 авг. Миан (т. е. Аммиан – материн, кормилицын, греч.), из Кандавал, муч., 4 сент. Модест (скромный, лат.), муч. луканийский, 15 июня. Модест , архиепископ иерусалимский, 18 дек. Моико , мученица, из 26 муч. готфских, 26 марта. Моисей (от воды взятый, егип.), прор. и Боговидец, 4 сент. Моисей Мурин, преп. египетский, 28 августа. Моисей , пустынник сирийский, 23 февр. Моисей преп. и другий, из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 янв. Моисей Угрин, преп. печерский, 26 июля. Мокий (осмеивающий, греч. или Муций, лат.), 11 мая. Мокий и Марк , мучч., 3 июля. Мокий чтец, муч. емисский. 29 янв. Муза (богиня наук и искусств, их было 9, греч.), блаженная, отроковица римская, 16 мая. Муко , диакон вавилонский, муч. кордувский, 30 июля. Надежда , муч. римская при Адриане, с Верою и друг., 17 сент. Назарий (посвященный Богу, евр.), и друт., муч. медиоланский, 14 окт. Наркисс (наркисс – цвет, греч.), ап. из 70, 31 окт. Нарса (перс. имя), муч. персидский, 28 марта. Наталия (к рождению относящаяся, природная, дат.), св., супруга Адриана, 26 авг. Наум (утешение, евр.), пророк времен Езекии, 1 дек. Нафанаил (данный Богом, евр.), ап., 22 апр. Неонила мученица, 28 окт. Неон (плавающий, греч. или храм), муч. керкирский, 28 апр. Неон , муч., с Спевсиппом и др., 16 янв. Неон , муч. момпсвестийский, 29 окт. Неон , муч. с Евсевием и друг., 24 апр. Неон , мучен. антиохийский, 28 сент. Неофит (новонасажденный, греч.), муч. киликийский, 22 авг. Неофит муч., 21 янв. Нестор (возвратившийся домой, греч.), в Пергии Памфил., 1 марта. Нестор священномуч., еп. магидийский, 28 февр. Нестор , муч. солунский, 27 окт. Нестор преп., летописец российский, 27 окт. Ника (победа, греч.), муч. коринфская, 16 апр. и 10 мар. Никандр (победа мужа, греч.), еп. мирский, 4 нояб. Никандр врач, муч. египетский, 15 марта. Никандр , муч. мелятинский. 7 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Некоторые из рабов ее сжалились над Моисеем, тайно приносили ему в темницу пищу и говорили ему: «Брат Моисей, что ты делаешь? Госпожа наша обладает красотой, молодостью, имеет несчетное богатство и великую власть, и ни один из князей наших не побрезговал бы ее рукой. Вступи же в брак с ней и не губи себя!» – «Нет, друзья мои, – отвечал Моисей, – этого не будет. Так как я иноком хочу быть, то лучше смерть приму, чем соглашусь на грех». Вскоре госпожа его переменила обращение с ним, посадила его на коня, велела слугам возить его по городу и сказала им: «Вот господин ваш, а мой муж, воздавайте же ему должное почтение!» Моисею же сказала: «Все мое – твое, распоряжайся же всем имением моим, только согласись принадлежать мне». Но Моисей и тут остался непоколебимым, как скала. После этого злая женщина повелела слугам нанести Моисею тяжкие раны, так, что под ним вся земля обагрилась кровью, потом снова обратилась к прельщениям и, в конце концов, когда ничего не помогло, велела истерзать уже тело святого, и он несколько дней пролежал как мертвый, истекая кровью. Вскоре, однако, после этого Моисей нашел случай уйти из плена и тогда пришел в пещеру к преподобному Антонию, весь в ранах, как воин с битвы, и жил богоугодно, подвизаясь в молитве, посте, бдении и во всех иноческих добродетелях, и ими даже до конца победил все козни нечистого врага. Не правда ли же, братие, что некоторые из святых подлинно могут представить нам собой примеры чистоты и целомудрия поразительные? Да вот хоть бы и сей преподобный Моисей Угрин, о котором сейчас мы сказали вам. Чего не было сделано, для того чтобы склонить его на грех ? Тут были и обещания богатства и славы, и прельщения, и тут же наоборот: и угрозы, и истязания, и раны; но человек Божий при всем том остался верен себе, пребыл в борьбе за свое целомудрие твердым, как адамант, и вышел из борьбы этой победителем. Поэтому у таких подобных Угрину святых и учитесь твердости против всех соблазнов и искушений и мужеству в борьбе с грехом. В заключение же всего, для того чтобы и окончательно отогнать от себя всякую нечистоту, чаще приводите себе на память следующие слова Апостола: блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас, как прилично святым, также и сквернословие, и пустословие, и смехотворство.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Подвизаясь на этой брани более иных, злопострадав, как добр воин Христов, блаженный отец наш Моисей» совершенно победнл силу нечистого врага и нам оставил образ, достойный подражания. Моисей был родом угрин (венгр), любимый благоверным князем и страстотерпцем Российским Борисом. Взятый в плен Болеславом, королем Польским, он заключен был в тюрьму и отдан под крепкую стражу. В Польше увидела его некоторая знатная и богатая вдова, красивая и молодая, и уязвилась вожделением похоти плотской к Моисею, который был молод и красив. Сначала она много склоняла его ко греху, обещая избавить его от оков и страданий и сделать знатным человеком. Когда блаженный не склонился на лесть, вдова купила его, одела в богатую одежду, питала сладкими брашнами и нудила на телесеую похоть. «Моисей, видев неистовство жены тоя, молитве и посту прилежаше паче», и подобно Иосифу, избегал греха. Склоняли блаженного предаться жене и другие. После сего вдова велела посадить Моисея на коня и, сопровождаемого многими слугами, возить при восклицаниях: «Сия вся твоя суть, аще угодна тебе, твори, яко хощеши о всем. Глагола же и к людем: се господин ваш, се мой муж: вси убо сретающе покланяйтеся ему». Отчаявшись в своем успехе, госпожа подвергла блаженного тяжким истязаниям, «повеле бити его жезлием, яко и земли наполнитися крове его. Биющии же глаголаша ему: покорися госпоже своей и сотвори волю ея, аще ли преслушаеши, то на уды раздробим тело твое; не мни бо, яко избежиши сих мук, но по многим мукам горце предаси душу свою». Вдовица жаловалась и самому Болеславу на непокорность Моисея; но и его убеждение было бессильно. После этого она снова прельщала преподобного 1788 ласками своими. Когда все было напрасно, она приказала по сто ударов наносить Моисею ежедневно и подвергла его и другим тяжким страданиям. Он все перенес. Преподобный Моисей в страданиях своих и подвиге богоугодном достиг 60 лет и преставился в 26-й день июля 1041 года. Св. Моисей своими мощами и по смерти своей подает помощь побеждать похоть плоти прибегающим к нему с верою и молитвою 1789 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Макарий молился, чтобы Господь укрепил голодных, и тогда не только взрослые, но даже и дети пробыли без пищи еще три дня. Наступил день святых апостолов Петра и Павла, и отпущенный лось сам собой явился перед путниками. Они без труда поймали его и употребили в пищу. Путники достигли древнего города Унжи. Жители города знали о подвигах св. Макария и с крестным ходом встретили его. Но он, любивший безмолвие, просил горожан указать ему пустыню. Те указали ему пустынное место в 15 верстах от города, на берегу озера Унжи, и святой отправился туда. Тут, водрузив крест и поставив келью, сказал сам себе: «Вот где мой покой». Скоро положил он здесь основание обители и почил в 1444 г. будучи слишком 90 лет. При патриархе Филарете мощи его были обретены нетленными и чудотворными. Святой угодник Божий, по молитве пред его мощами, не раз спасал и обитель и город от татар и ляхов. Преподобный Моисей происходил из Венгрии (Угр), почему и называется Угрин, был родным братом святых Георгия и Ефрема и служил вместе с ними у св. князя Бориса (см. 2 мая). Когда злодеи умертвили его господина, он скрылся от убийц. В 1018 г. король польский Болеслав овладел Киевом и взял в плен много бояр, в том числе и Моисея. 6 лет томился святой в темнице в плену. Но здесь он вполне отдался Господу и произнес обет навсегда остаться в безбрачии. Случилось, что в темнице увидела Моисея молодая, красивая собой, вдова польского вельможи и, поразившись красотой его, так как Моисей был очень красив, решилась обольстить его, обещая свободу и богатство; но Моисей отвечал: «Адам, Сампсон, Соломон и Ирод потерпели от жен; и я буду ли свободен, если порабощусь жене? Не нужно мне ни богатства, ни почестей, никаких благ мира! Выше всего этого для меня чистота и целомудрие». Но это не остановило нечестивую жену. Она выкупила пленника, взяла к себе в дом, одела в богатые одежды и приступила к новым искушениям. Но Моисей, подобно Иосифу, сбросил с себя богатые одежды, отвратил лицо свое от обольстительницы и молил Бога укрепить его в подвиге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010