Преставление прп. Моисея. Фрагмент гравюры «Прп. Моисей Угрин». Гравер Леонтий Тарасевич. Патерик Киево-Печерский. К., 1702 (дек.). Л. 202 (РГБ) Преставление прп. Моисея. Фрагмент гравюры «Прп. Моисей Угрин». Гравер Леонтий Тарасевич. Патерик Киево-Печерский. К., 1702 (дек.). Л. 202 (РГБ) О местном почитании М. У. в XII-XIII вв. свидетельствует рассказ прп. Поликарпа о прп. Иоанне Многострадальном , согласно к-рому монахи молились у мощей М. У., получая исцеление от искушения плоти. Мощи преподобного открыто почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры. Они упоминаются в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638). М. У. прославляется в посвященном ему 3-м тропаре 4-й песни составленного по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Канона преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . Отдельный день памяти М. У. был установлен, вероятно, во 2-й пол. XVII в. (указывался в изданиях Патерика). Прп. Моисей Угрин. Фрагмент ксилографии титульного листа. Мастер мон. Илия. Патерик Киево-Печерский. К., 1661 (РГБ) Прп. Моисей Угрин. Фрагмент ксилографии титульного листа. Мастер мон. Илия. Патерик Киево-Печерский. К., 1661 (РГБ) В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент. Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М. У.) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. По сообщению архиеп. Димитрия (Самбикина) , в кон. XIX - нач. XX в. память М. У. особо чтилась в Новоторжском Борисоглебском монастыре, связанном с памятью о прп. Ефреме Новоторжском; в день памяти М. У. там совершалась полиелейная служба.

http://pravenc.ru/text/2564012.html

Святые Моисей Угрин, вел. кн. Владимир и Аркадий Новоторжский. Икона. 1677 г. Иконописцы Симон Ушаков и Георгий Зиновьев (ТОКГ) Святые Моисей Угрин, вел. кн. Владимир и Аркадий Новоторжский. Икона. 1677 г. Иконописцы Симон Ушаков и Георгий Зиновьев (ТОКГ) В подписи на иконе 1677 г. «Святые Моисей Угрин, кн. Владимир и Аркадий Новоторжский» (ТОКГ), написанной вместе с Симоном Ушаковым, З. назван его учеником. Сохранился ряд работ, выполненных З. с учениками. 1678 г. датированы Иверская икона Божией Матери З. и его ученика Евфимия для московских храмов св. Иоанна Предтечи в Староконюшенном пер. (ГИМ - Музей «Новодевичий монастырь»), образ свт. Власия Севастийского (ГМИР) и икона для Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ; под записью). В 1679 г. З. с учеником Федором был написан 3-фигурный оплечный Деисус (ГРМ); в 1681 г. З. упомянут с учеником в связи с написанием иконы «Спас Нерукотворный» для Введенской ц. Уздринской Введенской пуст. в Архангельской губ. В 1690 г. к З. были определены в ученики сыновья иконописца Федора Зубова Алексей и Иван (см. ст. Зубовы ); в 1694 г. З. с учеником Георгием Торопчениным (Туфановым) писал икону «Царь царем» (ГТГ). На своих местах сохранились иконы мастера, выполненные в 1681 г. для иконостаса собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале, «Архиерей Великий прошедши небеса» и «Апостолы Петр и Павел» (обе в ГВСМЗ). Спас на престоле, с припадающим митр. Киприаном. Икона. 1700 г. (ГММК) Спас на престоле, с припадающим митр. Киприаном. Икона. 1700 г. (ГММК) З. дважды по царскому указу отправлялся «для письма святых икон» из «Приказу Оружейной палаты»: в «малороссийские города, в Батурин войска запорожскаго обеих сторон Днепра, к гетману Ивану Самойловичу» - в 1682 г. и в 1686 г., очевидно, в период пребывания имеретинского царя Арчила Вахтанговича в Москве, был послан к нему «для иконного письма». Под 1688 г. значится неск. работ, в к-рых отмечено участие З. вместе с др. иконописцами. Так, он работал в новом соборе Донского мон-ря ( Налетов.

http://pravenc.ru/text/199835.html

Я хотел бы сердечно поблагодарить семью Андрея Александровича Клишаса, сенатора Российской Федерации, полномочного представителя Совета Федерации в Конституционном суде и в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, благодаря которому были устроены иконостас и престол в приделе в честь святых Иоакима и Анны. Сегодня мы сугубо воссылаем о нем и о его семье молитвы. Братия святой обители сей, по его просьбе, будет всегда поминать здесь его родителей. Сердечно благодарю всех, кто трудится на благо возрождения одного из самых древних монастырей святой Руси — Борисоглебской обители в Торжке, которая старше на несколько лет по своему основанию Киево-Печерской лавры . И в знак благодарности и благословения хотел бы сегодня вручить церковные награды, но прежде этого напомнить о святых благоверных князьях Борисе и Глебе, которым мы сегодня сугубо молимся, и подвиг и пример жизни которых для нас тоже весьма актуален. Жизнь человека невозможно повторить, и каждый живет в своих обстоятельствах, но их незлобие, прощение врагов, готовность пойти на жертву для того, чтобы не стать причиной и инициаторами какого-либо зла, являются для всех нас примером. Особенно в том мире, в котором мы живем сейчас, в котором зло умножается, любовь охладевает, в котором всё меньше и меньше примеров жизни, доверия Богу и отношения к людям, которые были у святых благоверных Бориса и Глеба, у которых трудились и Моисей Угрин, и брат его Георгий Угрин, и основатель этой святой обители Ефрем Угрин, Новоторжский чудотворец. Их же молитвами Господь да поможет нам быть стойкими в исполнении заповедей, прежде всего о любви к ближнему, друг к другу и к Богу». В день юбилейных торжеств глава Тверской митрополии вручил церковные награды. Во внимание к усердным трудам по восстановлению Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря медалью преподобного Нила, Столобенского чудотворца, награждены: Во внимание к трудам на благо обители архиерейские благословенные грамоты были вручены регенту монастырского хора И.В. Шибаловой, певчей монастырского хора Т.С. Бабиной, руководителю паломнической службы О.О. Алексеевой, монастырскому повару А.С. Ворническу.

http://patriarchia.ru/db/text/6048414.ht...

Побиение прп. Моисея. Фрагмент гравюры «Прп. Моисей Угрин». Гравер Леонтий Тарасевич. Патерик Киево-Печерский. К., 1702 (дек.). Л. 202 (РГБ) Согласно прп. Поликарпу, будучи единственным из окружения кн. Бориса избежавшим смерти на р. Альте, М. У. вернулся в Киев и нашел там приют при дворе сестры кн. Ярослава Предславы. После поражения у г. Волыня (22 июля 1018) от объединенных сил Святополка и его тестя польск. кн. Болеслава I Храброго Ярослав был вынужден оставить Киев. Находившиеся в городе 2 его сестры (в т. ч. и Предслава), а также бояре стали польск. пленниками. В их числе оказался и юный М. У. (Тверской сборник под 6526 (1018) г. сообщает, что «на том бою изымаша Моисеа Угрина, брата Георгиева» - ПСРЛ. Т. 15. Стб. 137). Закованный по рукам и ногам в железные кандалы М. У. был увезен в Польшу, где в течение 5 лет пребывал на положении узника. На красоту юноши обратила внимание некая молодая и богатая вдова, муж к-рой погиб в походе Болеслава на Русь. Женщина стала настойчиво склонять святого к блуду, предлагая взамен свободу, власть и богатство. Когда М. У. категорически отказался удовлетворить ее желание, вдова решила выкупить пленника, чтобы получить над ним абсолютную власть. После выкупа она с еще большим упорством стала склонять юношу к утолению своей страсти. Но ни муки голода, ни демонстрация богатства, ни угроза смерти не могли сломить его воли. Божий Промысл привел к М. У. пресвитера со Св. Горы Афон, к-рый совершил над ним обряд пострижения в монашество и наставил в иноческом житии. Отчаявшись добиться желаемого, женщина приказала жестоко мучить юношу: распластав, палачи стали бить М. У. палками так, что земля пропиталась кровью. Кн. Болеслав, стараясь помочь вдове, пытался воздействовать на М. У. как уговорами, так и угрозой мучительной смерти. Выдержав и это искушение, святой предрек скорую кончину польск. правителя и жестокое убийство вдовы. Целомудрие юноши настолько ожесточило сердце женщины, что она приказала давать М. У. ежедневно по 100 ударов, а затем оскопить его. Нек-рое время спустя сбылось предсказание святого: когда начались гонения на черноризцев, Болеслав внезапно умер, а поднявшийся мятеж на Польской земле стал причиной гибели знатной вдовы. Оправившись от ран, М. У. вернулся на Русь. Последние 10 лет жизни он провел в Киево-Печерском мон-ре. Агиограф сообщает о том, что святой был удостоен дара исцелять от плотских страстей и искушений уже при жизни.

http://pravenc.ru/text/2564012.html

Постриг прп. Моисея. Фрагмент ксилографии «Прп. Моисей Угрин». Мастер мон. Илия. Патерик Киево-Печерский. К., 1661. Л. 200 (РГБ) В Слове из Патерика сообщается о том, что М. У. был братом мч. Георгия Угрина , отрока кн. мч. Бориса Владимировича, убитого вместе со своим господином на р. Льте (Альте) посланцами Киевского кн. Святополка (Петра) Владимировича (1015-1016, 1018-1019) (см. в ст. Борис и Глеб ). Согласно Житию прп. Ефрема Новоторжского, у М. У. и мч. Георгия был еще один брат - прп. Ефрем. Однако достоверность этого позднего свидетельства нельзя считать бесспорной. Время и место рождения М. У. неизвестны, а происхождение является предметом дискуссии. Основываясь на его прозвище, можно думать, что М. У. был венгром или славянином, жившим на венг. землях. По мнению Э. Иглои, он мог являться потомком одного из венг. дружинников, воевавших против Византии в 970-971 гг. на стороне Киевского кн. Святослава Игоревича (ок. 960-972). В то же время автор не исключал того, что святой мог прибыть на Русь вместе с принцами Эндре и Левенте, изгнанными из Венгрии кор. Иштваном ( Стефаном I ) (1000-1038) и получившими кров при дворе Киевского блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (1019-1054). Правда, большинство исследователей относят эти события к сер. 30-х гг. XI в. И. Феринц считал, что М. У. был выходцем либо из Трансильвании, находящейся под управлением кн. Дьюлы, либо из Баната - владений кн. Айтоня, где на рубеже X и XI вв. получило распространение христианство вост. обряда. Однако вслед. подчинения и последующей латинизации этих территорий Иштваном I М. У. с братьями покинул родные места и отправился на Русь (ок. 1003-1008). В. В. Лепахин, в целом принимая гипотезу Феринца, допускает, что старший из братьев Угринов - Ефрем - мог быть приглашен на Русь Киевским равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем (978-1015) или его сыном св. Борисом «в качестве специалиста по коневодству» ( Лепахин. 2003. С. 373). По мнению М. К. Юрасова, братья происходили из Подкарпатской Руси и были русинами. На службе у Рюриковичей они оказались не потому, что испытывали религ. притеснения во владениях Арпадов, а вслед. стремления «сделать карьеру в дружине одного из русских князей» ( Юрасов. 2013. С. 98-99).

http://pravenc.ru/text/2564012.html

МОИСЕЙ (XIV или 1-я треть XV в.), прп., Белозерский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских и Соборе Вологодских святых) МОИСЕЙ прп., Киево-Печерский, чудотворец, в Дальних пещерах почивающий (пам. 28 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) МОИСЕЙ прп. (пам. 23 февр.), сир. пустынник - см. в ст. Иоанн, Антиох, Антонин, Моисей, Зевина, Полихроний, Дамиан, преподобные МОИСЕЙ (Путилов Тимофей Иванович, 1782-1862), схиархим., настоятель Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 16 июня, 11 окт., в Соборе всех святых, в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе Ростово-Ярославких Святых)) МОИСЕЙ УГРИН († сер. 60-х - нач. 70-х гг. XI в.), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, прп.(пам. 26 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, 7 мая - в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря) МСТИСЛАВА (Фокина Мария Семеновна; 1895-1938), мон., прмц. (пам. 25 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МСТИСЛАВ (ГЕОРГИЙ) РОСТИСЛАВИЧ († 14.06.1180), кн. Новгородский, Храбрый, блгв. (пам. 14 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МСТИСЛАВ ИЗЯСЛАВИЧ (между 1132 и 1135 - 1170), кн. Владимиро-Волынский (1156-1170), блгв. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) МСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ (ок. 1180-1228), кн. Галицкий (1219-1227), блгв. кн. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МСТИСЛАВ (ФЕОДОР) ВЛАДИМИРОВИЧ Великий (1075/76-1132), кн. Киевский (1125-1132), блгв. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НАДЕЖДА Георгиевна Круглова (1891 (по др. данным, 1887) - 1938), послушница, прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_48.html

МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря МЕЛАНИЯ РИМЛЯНЫНЯ (Младшая, Новая)(383 или, по мнению Э. А. Кларк, 385/6, - 438/9), прп. Вифлеемская (Палестинская) (пам. 31 дек.), внучка Мелании Старшей одна из самых значительных фигур жен. монашества МЕРКУРИЙ И ПАИСИЙ преподобные (пам. 4, 24 нояб. (М.), 19 июля (П.), 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерские, в Дальних пещерах почивающие МИХАИЛ МАЛЕИН (894-961), прп. (пам. 12 июля), визант. подвижник, основатель лавры на горе Кимин, наставник св., Афанасия Афонского МОИСЕЙ прп., Киево-Печерский, чудотворец, в Дальних пещерах почивающий (пам. 28 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) МОИСЕЙ (Путилов Тимофей Иванович, 1782-1862), схиархим., настоятель Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 16 июня, 11 окт., в Соборе всех святых, в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе Ростово-Ярославких Святых)) МОИСЕЙ УГРИН († сер. 60-х - нач. 70-х гг. XI в.), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, прп.(пам. 26 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, 7 мая - в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря)

http://pravenc.ru/rubrics/123220_5.html

Требовались сотни священников, певчих, учителей, умевших читать по-церковнославянски. Откуда их было взять, как не из Карпатской Руси и древней Македонии, входивших в то время в состав православного Болгарского царства? И что символично - после участия в Крещении закарпатские русины вместе с Борисом и Глебом, князьями Ростова и Мурома, удостоились стать первыми святыми единой тогда Древней Руси. Третий брат, Моисей Угрин, ведь тоже прославлен в лике святых. Сначала он скрывался у Предиславы - сестры Бориса и Глеба, но когда Святополк Окаянный вместе с польским королём Болеславом занял киевский престол, то был схвачен и в оковах отправлен в Ляшскую землю. Пять лет Моисей томился в польской тюрьме, молился, дав обет стать монахом. И Господь послал избавление. В Польше случился рокош, мятеж то есть, и удалось бежать из тюрьмы. Моисей вернулся в Киев и поступил в только что созданную Киево-Печерскую лавру. Когда будете в Киеве, зайдите в Ближние пещеры - там лежат его нетленные мощи. - Значит, братьев Угриных вы считаете своими русинскими святыми? - Они включены в Собор Карпаторусских святых, который установлен решением Священного Синода УПЦ в 2006 году. - Сколько всего святых в Соборе? - За тысячу лет святость явили тысячи русин, но самых известных - двенадцать. По датам их смерти можно изучать новейшую историю нашего подкарпатского православия. Священномученик Максим Горлицкий, расстрелянный австрийцами, - 1914. Исповедник Досифей (Васич) - 1945. Преподобный Алексий (Кабалюк) - 1947. Из нынешних - преподобный Иов Угольский, скончавшийся в 1985 году. В молодости он дважды пешком ходил на Афон, был молитвенником. В 1939 году после оккупации Подкарпатской Руси Венгрией решил эмигрировать в Россию, но там советские власти его арестовали как шпиона и дали 25 лет лагерей. В 1942-м из тюрьмы отправили на фронт, причём определили не в русскую армию, а в чехословацкую бригаду генерала Людвика Свободы. После войны он принял сан и дал нам пример подлинной святой жизни. Заметьте, дважды в «большой России» его не признавали своим, причисляя к чехам.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

II. Препод. Моисей есть великий учитель целомудрия. Он научает нас всеми силами бороться против искушений впасть в грех плотской нечистоты. а) Для того, чтобы побеждать нам плотские свои вожделения, всемерно должно нам стараться избегать всего того, что легко доводит до этих греховных вожделений плоти . Так: 1) надобно тотчас удалять себя от тех злых бесед, где заходит речь о блудных делах; 2) не должно никогда заводить непристойных увеселительных сходбищ; 3) должно всячески удаляться знакомства с развратными людьми; 4) никогда особенно не должно упиваться вином, «в нем же есть блуд», – как говорит апостол; 5) не должно читать или слушать соблазнительных книг, в которых нередко описывается разжигающая плотские наши страсти, преступная любовь; 6) всеми мерами надо стараться избегать сквернословия. Одним словом: надобно стараться удалить себя от самомалейших случаев, могущих увлечь ваше чувство к услаждению похотною страстью. «Аще око твое десное соблязняет тя», – говорит Спаситель, – «изми е и верзи от себе: уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну огненну» ( Матф. 5, 29 ), т. е.: «как бы ни был для тебя дорог соблазняющий предмет, хотя бы он был также дорог, как глаз, то и тогда откажись от него; лучше пусть не будет одного удовольствия, чем погибнуть самому. Если у кого есть друг, но этот друг предан пороку, – нужно отказаться от этого друга и навсегда расстаться с ним, хотя бы это было и больно для сердца». Итак, будем остерегаться всего, что может вести к разжжению нашей плоти! б) Возникшую о сем мысль тотчас поспешим отражать от себя усердною молитвою к распятому за нас Господу Иисусу, прибегая с молитвою к угодникам Божиим. Особенно великую имеет силу молитва о сохранении от искушений плоти, воюющей на наш дух, обращенная к св. Иоанну Предтече, святой муч Фомаиде, препод. ныне прославляемому Моисею Угрину и др. св. девственникам и девственницам, победившим искушения плоти. Вопрос о молитвенном обращении христиан к известным святым в особых случаях решает с обычною богословскою мудростию приснопамятный святитель Филарет, митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда женщине донесли об этих словах Моисея, она велела посадить его на лошадь и показать все свои имения, объявив крестьянам, что это их хозяин и ее муж. Святой, испытывая жалость к смехотворным попыткам вдовы, убеждал ее, что ничто не заставит его отречься от нетленных благ, уготованных избранным. Тайно приняв иноческий постриг от афонского монаха, проезжавшего через эту страну, он явился к своей госпоже в иноческом облачении. Придя в ярость, вдова приказала пытать его и рвать металлическими щипцами, так что земля была залита кровью мученика. Палачу, который хотел избавить его от самых жестоких пыток, святой сказал: «Брат, мне нельзя отказываться от иноческих обетов. Ни пытки, ни огонь, ни меч не смогут лишить меня любви к Богу и ангельского иноческого чина». Дело дошло до короля Болеслава, который попытался убедить Моисея принять предложение вдовы. Встретив отказ со стороны святого, он разрешил женщине сделать с ним все, что она пожелает, опасаясь, что иначе его пример может склонить других слуг не повиноваться господам. Тогда женщина приказала оскопить преподобного и каждый день давать по сто ударов кнутом. И святой много дней мужественно переносил побои и жестокое обращение. Как и предсказывал святой, в итоге совершилось правосудие Божие. Болеслав, начавший сильное гонение на монахов, был неожиданно поражен болезнью и на следующую ночь умер. По всему королевству начались волнения и беспорядки, восставшие убивали епископов и своих господ, во время этих событий была убита и госпожа Моисея. Получив свободу после шести лет испытаний, в которых расцвели его добродетели, уподобившие его Иову и святому Иосифу, преподобный Моисей смог вернуться в Киев. Он поступил в Печерскую лавру и под руководством святого Антония провел около десяти лет в безмолвии и молитве. Достигнув высокой степени духовного совершенства и исполнившись благодати, он упокоился 26 июля 1043 г ода . Честные мощи пр еподобного Моисея хранятся нетленными в Ближних пещерах. За прошедшие века множество христиан по его молитвам отвратились от роскоши и искушений плоти.

http://pravoslavie.ru/55323.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010