Рядом с летописцем мученик Евстратий, не им однако описанный. Он взят был в плен Половцами при разорении лавры Ханом Боняком и продан с другими пятидесятые иноками Печерскими Корсунскому Еврею. Евстратий поддержал их всех в истинной вере и сам сподобился крестной смерти в самый день Пасхи за исповедание имени Господа Иисуса Христа пред своим жестоким мучителем. – Образ его страдания поставлен над его ракой. Далее два затворника, закладенные в своих кельях, которые послужили им и гробом: Элладий и Иеремия прозорливый, обличавший сокровенные помыслы братии. Еще далее два мученика, вольный и невольный, друг против друга: Моисей, родом Угрин, любимый отрок святого страстотерпца князя Бориса, избежал мученической смерти господина своего, но, отведенный в плен королем Болеславом, подвергся там жесточайшим истязаниям от некоей именитой жены Польской за любовь свою к целомудрию. Подобно Иосифу, преодолел он все искушения и после пятилетней муки укрылся в пещеры к преподобному Антонию, где довершил подвиг святой жизни, сохранив до смерти благодатный дар укреплять в целомудрии притекающих к его нетленным мощам. – Против него вкопал себя в землю по самые перси иной ревнитель той же добродетели, Иоанн многострадальный. Палимый нечистою страстью, услышал он над гробом преподобного Антония тайный голос, что обретет себе избавление при мощах неведомого ему Угрина, и, движимый верою, ископал себе глубокую яму пред его ракой; там засыпал себя землею, сперва на дни великого поста, а питом и на всю жизнь, и, уже опаляемый не страстью, но страшным призраком диавольским, пребыл тверд в своем ужасном подвиге и даже исцелил от той же страсти притекшего к нему брата костью от преподобного Моисея. Честная глава его и крестообразно сложенные руки, повитые пеленами, доселе выходят из-под земли, к акт, некий таинственный столп во утверждение веры и чистоты. Владыка с благоговением остановился пред сим изумительным страдальцем, которого подвиг невольно поразит и остановит каждого, идущего мимо путем гробового покоя стольких святых Божиих. – Он снял с главы Иоанна малую шапочку и надел ее на меня, говоря мне с теплым чувством искренней веры: «скажи мне, видел ли ты где-либо что-либо сему подобное?– Вот подвиг, которому чуждо должно быть пытливые: како и почто, внушаемые сознанием человеческой немощи пред сим образцем силы Божией. – Молись только и прославляй Бога за Его угодников!»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Рядом с Летописцем мученик Евстратий, не им, однако, описанный. Он взят был в плен половцами при разорении лавры ханом поляком и продан с другими пятьюдесятью иноками Печерскими корсунскому еврею. Евстратий поддержал их всех в истинной вере и сам сподобился крестной смерти в самый день Пасхи за исповедание имени Господа Иисуса Христа, пред своим жестоким мучителем. Образ его страдания поставлен над его ракою. Далее два затворника, закладенные в своих келлиях, которые послужили им и гробом: Элладий и Иеремия Прозорливый, обличавший сокровенные помыслы братии. Еще далее два мученика, вольный и невольный, друг против друга: Моисей, родом Угрин, любимый отрок Святого страстотерпца князя Бориса, избежал мученической смерти господина своего, но, отведенный в плен Королем Болеславом, подвергся там жесточайшим истязаниям от некоей именитой жены польской за любовь свою к целомудрию. Подобно Иосифу, преодолел он все искушения и после пятилетней муки укрылся в пещеры к Преподобному Антонию, где довершил подвиг святой жизни, сохранив по смерти благодатный дар– укреплять в целомудрии притекающих к его нетленным мощам. Против него вкопал себя в землю по самые перси иной ревнитель той же добродетели, Иоанн Многострадальный. Палимый несчастною страстию, услышал он над гробом преподобного Антония тайный голос, что обретет себе избавление при мощах неведомого ему Угрина, и, движимый верою, ископал себе глубокую яму пред его ракою. Там засыпал себя землею, сперва на дни Великого поста, а потом и на всю жизнь, и уже опаляемый не страстию, но страшным призраком дьявольским пребыл тверд в своем ужасном подвиге и даже исцелил от той же страсти притекшего к нему брата костию от Преподобного Моисея. Честная глава его и крестообразно сложенные руки, повитые пеленами, доселе выходят из-под земля, как некий таинственный столп, во утверждение веры и чистоты. Владыка с благоговением остановился пред сим изумительным страдальцем, которого подвиг невольно поразит и остановит каждого идущего мимо, путем гробового покоя стольких Святых Божиих. Он снял с главы Иоанна малую шапочку и надел ее на меня, говоря мне с теплым чувством искренней веры: «Скажи мне, видел ли ты где-либо что-либо сему подобное? Вот подвиг, которому чуждо должно быть пытливое «каков? почто?», внушаемое сознанием человеческой немощи пред сим образцом силы Божией. Молись только и прославляй Бога за его угодников!»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

С того времени я поселился в этой скорбной и тесной пещере. Вот уже тридцатый год я живу здесь и только не много лет назад нашёл успокоение. Жестока была моя жизнь. Не зная, что делать, не могши терпеть борьбы с плотскою страстью, задумал я жить нагой и надел на себя (еще более) тяжёлые вериги, которые с тех пор остаются на моем теле, и доныне истончевают меня стужа и железа. Наконец прибег к тому, в чем и нашёл пользу. Вырыл яму глубиною до плеч и, когда пришли дни святого поста, я вошёл в нее и своими руками засыпал себя землей, так что только руки и голова остались свободными. Так, подавляемый землей, я провёл весь пост, не имея возможности двинуть ни одним членом тела. Но и тут не вдруг прекратилось вожделение плотское. Ноги мои, засыпанные землей, были как в огне, так что корчились жилы, трещали кости, жар обнимал желудок и все члены мои. И тут еще враг спасения навёл на меня страх, желая выгнать меня из пещеры. Я увидел страшного змея, который хотел пожрать меня, дыша пламенем и осыпая искрами; много дней продолжалось это действие лукавого. В самую ночь светлого воскресения этот змей так напал на меня, что вся моя голова, казалось, была в его пасти. Я молился и услышал голос, успокоивший меня: „молись о себе погребенному здесь, он может помочь тебе в этой борьбе; он выше Иосифа “. Я не знал имени умершего; после узнал, что то был Моисей Угрин “. Мощи пр. Иоанна и доныне остаются в пещере Антония в таком виде: глава и крестообразно сложенные руки на виду, остальная часть тела в земле 3 . Спокойствие отшельников печерских нарушалось страхованиями не от одних бесов и плотских мечтаний. Против иноков печерских восстал и тот мир, от которого они думали укрыться. Сначала иноки вызывали в обществе удивленное и благоговейное внимание к себе; но когда общество вошло в ближайшие отношения к монастырю и увидело, что постриженники Антония, поселясь в пещерах, порывали связи с миром, связи семейные, общественные, служебные, выработанные веками, тогда мир и восстал против иноков печорских и против иноческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Ю. А. Артамонов Иконография Прп. Моисей Угрин. Ксилография мон. Илии. Патерик Киево-Печерский. К., 1661. Л. 200 (РГБ) Прп. Моисей Угрин. Ксилография мон. Илии. Патерик Киево-Печерский. К., 1661. Л. 200 (РГБ) Согласно иконописным подлинникам (под 26 июля), у М. У. «брада Златоустова, рус, в клобуке черном, в правой руке четки, левая молебна, ризы преподобнические» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 123). Либо преподобный «подобием бел, лицем чист, власы рус, брада невелика, аки Златоустаго руса, на главе клобук черной, в руке четки, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 399). В рукописи 20-х гг. XIX в. добавлено, что святой на иконах «без схимы» и «бос» (РНБ. Погод. 1931. Л. 194 об.). Описание в Строгановском толковом подлиннике кон. XVIII в. восходит к иконографии М. У. в Соборе Киево-Печерских святых: «Рус, брада Козмина, на главе клобук черн, риза преподобническая, испод бакан, руки у сердца сложил вместо» (БАН. Строг. 66. Л. 315 об., «левыя страны» 10-й). В нач. ХХ в. в пособии для иконописецв акад. В. Д. Фартусов писал, что М. У. «типом венгерец - это племя отличается желтовато-лиловым цветом тела, т. е. цвета угра; борода с проседью, не велика и редка, лицом святый очень красив, телом крепок, ростом высок; он был оскоплен, и имел очень болезненный вид от мученичества, ходил с жезлом; одежды у святаго монашеския, на голове клобук. Можно ему писать хартию с его изречением: «Который муж послушав жены исправися, когда Адам первозданный, жены послушав, из рая изгнан бысть. Сампсон силою паче всех преуспев, и ратным одолев, женою предан бысть иноплеменником. Соломон премудрости глубину постиг, жене повинувся идолом поклонися. Вопрошаю оубо вас: кому подобает паче работати, Г[оспо]деви ли, или жене»» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 364-365). Иконография М. У. включала единоличные изводы, житийные, а также его изображения в числе избранных святых (семейные иконы и «лечебники»), избранных Печерских святых и в Соборах Киево-Печерских святых.

http://pravenc.ru/text/2564012.html

Людовик XVI, король Франц. – I, 58. М Макарий Великий , Египтянин – I, 45. 63. 68; II, 177. 186; III, 11. 24. Макарий Желтоводский – I, 36. Макарий Колязинский – II, 189. 190. Макарий, митроп. Московский – II, 192. Макарий, свящ.-инок – I, 9. Максимович Иван, малоросс – I, 87. Максимов Петр – I, 81. Максим Грек – I, 72. 73. 74; III, 11. Максим Исповедник – II, 161. 170. 173. 175. Максим Кавсокаливит – I, 176. 178. 186. Максим Послушник – III, 23. Максим Юродивый – II, 190. Маларда Михаил, пастор – III, 3. 14. Малюта К.И. – I, 138. 139. Мансветов Григорий , придворный протоиерей – III, 6. Маргарит, книга – I, 97. 98; III, 10. Мария Египетская – II, 146. Мария, св. – II, 192. Мария Феодоровна, импер. – III, 16. Марк Аврелий, импер. – I, 62. Марк, еванг. – I, 6. 35; II, 137. 138; III, 17. Марк, препод. отец – I, 45; II, 161. 184. 185. 186. 187. 188. Мартиниан, препод. – II, 192. Мартин Милостивый – III, 11. Масленников Д.Я., орловской купец – III, 5. Масленников Ф.Н., свят. муж – II, 194. Мятфей, еванг. – I, 6. 34; II, 137. 138. 167. 174. 181. 184; III, 22. Мацневы – I, 15. Мелетий Галисийский – II, 169. Мельников Тим., старообр. – I, 121. Мелитон, еп. Сардийский – I, 10. Метафраст – I, 10; II, 192. Мефодий, епископ – I, 49. Минин П.М. , ученый – I, 7. Миславский Самуил, проф. – I, 16. Митрофан, святитель Воронежский – I, 12. 15. Михаил, архм., профессор – III, 9. Михаил, митроп. С.-Петербургский – I, 30. Михаил, муромский чудотв. – II, 189. Михаил Палеолог, импер. – II, 175. Михаил Феодорович, царь – I, 71. 102. Моисей Угрин – II, 173. Монастырев Маркелл, иерей – I, 86. Носгейм – III, 7. Москвитинов С.К., мценский купец – III, 6. Московская Славено-Греко-Латинская Академия – I, 57. Студенты: Адамов Григорий, Александров Феодор – I, 57. Болховитин Влад. – I, 57.86. Головин Павел, Попов Алексей – I, 57. Мунихин М., дьяк – I, 72. Муравьев Н.Н. – III, 16. Н Надеины, брянские дворяне – III, 15. Наполеон I, импер. – I, 58. Нарышкин – III, 15. Нектарий, еп. Нижегородский – I, 86.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

226 лет пробыли в земле святые мощи и силой Божественной благодати сохранились нетленными. При патриархе Иоакиме (1674–1690) святые мощи были вновь погребены под спудом. Святая Церковь совершает память преподобного Макария 25 июля/7 августа. Июль 26 Моисей угрин, печерский Преподобный Моисей был родом угрин (то есть из Венгрии). Вместе со своими братьями Георгием и Ефремом (впоследствии преподобный Ефрем основал Борисоглебский монастырь в городе Торжке; † 1053; память 28 января/10 февраля) он пришел на Русь и поступил на службу к ростовскому князю святому страстотерпцу Борису. В 1015 году, когда коварным Святополком Окаянным был убит благоверный князь Борис (память 2/15 мая и 24 июля/6 августа), вместе с ним погиб и святой Георгий (память 24 июля/6 августа). Святой Моисей избежал смерти и нашел приют в Киеве у сестры святых страстотерпцев Бориса и Глеба и князя Ярослава Предиславы и скрывался здесь от Святополка, молясь прилежно Богу, пока тот не был побежден благочестивым князем Ярославом. Окаянный же Святополк убежал же в Ляшскую землю, оттуда возвратился в 1018 году с королем Болеславом, тестем своим, и, изгнав князя Ярослава, занял киевский престол. Святой Моисей вместе с другими был уведен в Ляшскую землю, в Польшу. Блаженного вели, заковав железными цепями по рукам и ногам, а там заключили в темницу, где он томился пять лет. Находясь в темнице, преподобный Моисей усердно молился Господу и дал обет: если вернется в Киев, там примет монашеский постриг и оставшиеся дни своей жизни посвятит служению Богу. Но Господь, испытывая искренность его желания и верность данному обету, попустил святому Моисею тяжелое искушение. Однажды его увидела знатная молодая полячка, муж которой погиб в походе на Киев. Она поразилась красотой и стройностью преподобного Моисея и, воспылав к нему плотской похотью, начала обольщать его, убеждая лестными словами: «О, человек! Зачем ты переносишь такие мучения, от которых, имея разум, мог бы избавиться?» «Богу так угодно», — отвечал преподобный Моисей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Испроси нам у Христа защиту от искушений бесовских; моли Христа Бога даровать душам нашим мир и милость обильную». 830 Преп. Моисей Угрин Здесь почивает «тот, кто выше Иосифа», говорил небесный голос Иоанну многострадальному о пр. Моисее. 831 Подвиг Моисея – кровавый подвиг за целомудрие, чудное мужество, не уступившее шагу пред нападениями самой неистовой похоти женской. 832 Моисей был брат Георгия и Ефрема и вместе с ним служил у св. кн. Бориса. В 1015 г. когда св. Борис был умерщвлен на р. Альте, он один уцелел из свиты князя и скрылся у Предиславы, сестры св. князей. В 1018 г. тесть Святополка, Болеслав король польский, овладел Киевом и преследуемый Ярославом захватил двух сестер его и множество бояр; в числе других взят был в плен и Моисей и отведен в Польшу. 833 Там он целые пять лет томился в оковах. Крепкий телом, красивый собою, он обратил на себя внимание одной знатной и богатой польки. Воспламененная страстью к прекрасному пленнику, она говорила ему с лукавым состраданием: «какие терпишь ты мучения»? «Так Богу угодно», отвечал Моисей. «Я освобожу тебя и сделаю известным человеком, – только будь покорен мне, – или я сама буду принадлежать тебе», говорила панна. Моисей указал в ответ на печальные последствия увлечения женщинами. «Но я выкуплю тебя и желаю иметь тебя моим мужем, – ты – красавец». «Не желаю я, отвечал Моисей, ни знатности, ни имений, ни денег: душевная чистота для меня дороже всего. Пять лет страдал я; – быть может Господь избавит меня за то от мук вечности. Зачем же терять мне дорогую награду, для временных утешений? И что за свобода – быть рабом жены. С юных лет решился я не знать жены». Панна выкупила его дорогою ценою, одела его в богатое платье, велела готовить ему роскошный стол; затем осыпала его ласками и поцелуями страсти. Моисей оставался тверд, – он только усилил строгость к себе в пище. Раздраженная полька приказала запереть его в темницу и морила голодом. Моисей молился. По воле панны, доверенные ее уговаривали Моисея жениться на молодой вдове; и князь не отказался бы от руки прекрасной и богатой вдовы, говорили Моисею; выставляли при том и святость брака и то, что брачная жизнь не помешала патриархам угождать Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Антоний, начав подвижническую жизнь в пещере близ родного Любеча), отправился в благочестивое странствование, во время которого, достиг Афона. Здесь он принял пострижение, но по благословению игумена вернулся в Россию. Божий Промысел направлял его на Киевские горы и здесь близ Берестова он поселился в Варяжской пещере. Вскоре к святому подвижнику начала стекаться братия: одним из первых пришел Моисей Угрин, потом Иларион, Феодосий. Когда братии собралось 12 человек, Антоний ушел в другую пещеру, поставив игуменом одного из братий. Этот игумен, под руководством Антония выстроил церковь и монастырь. Первоначальное устроение монастыря принадлежало Антонию: Бог чудесно помогал ему в этих заботах. Так по устроению Божию к Антонию пришли три певца с роды своими; они научили и уставили церковное пение; между ними был Михаил, чернец Студийского монастыря, который помог Антонию ввести в монастырь Студийский устав. Когда игуменом сделался Феодосий, оба великие начальника Печерского монастыря приступили к постройке большой каменной церкви. Основание ее сопровождалось необыкновенными чудесами. Но Антоний скончался, благословив только место для будущей церкви, а выстроена она и украшена трудами последующих игуменов. – Печерский летописец, как мы говорили выше, решил соединить оба рассказа. Сказав о желании Антония постричься и сделаться монахом, летописец, согласно Житию, рассказал о его путешествии в Царьград и на Афон, о пострижении его здесь и о возвращении в Россию по благословению Святогорского игумена. Придя на Берестовое, он поселился в пещере, юже ископаша Варязи. Заметив из Жития Антония, что поселение это относилось к глубокой древности, так как уже в 1031 году к св. подвижнику пришел Моисей Угрин, а что Нестор говорит о прибытии Антония на Берестовое после поставления митрополита Илариона, Печерский летописец, для того чтобы помирить оба рассказа объясняет, что первое поселение относилось еще ко временам Владимира Святославича. Но смуты, возникшие после смерти этого князя, принудили его бежать из России: он отправился на Афон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Образ М. У. часто вводили в композицию «Собор русских святых» («Образ всех российских чудотворцев»), напр. на выговских иконах кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. (МИИРК, ГТГ, ГИМ, частные и церковные собрания). Так, на иконе 1814 г. мастера Петра Тимофеева (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники из собр. Рус. музея. СПб., 2008. С. 82-85. Кат. 70; см. также: С. 72-73. Кат. 62) М. У. находится в группе преподобных, слева, во 2-м ряду, 1-й от центра, рядом с прп. Алипием Киево-Печерским. В академической по стилю стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре святой входит в группу подвижников XI в. (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в., ок. 2010). Он изображен в правой части композиции, недалеко от св. князя-страстотерпца Бориса, в монашеском облачении и с цветком в правой руке. В росписи на оконном откосе храма ц. Всех святых над Экономическими воротами Киево-Печерской лавры (1906, худож. И. С. Ижакевич) образ М. У. трактован автором в живописной стилистике модерна, сложившейся под влиянием творчества В. М. Васнецова и его росписей во Владимирском соборе в Киеве (1885-1896). Хромолитографии эскизов росписей Ижакевича в трапезной палате Трапезной церкви (преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских) Киево-Печерской лавры (1902-1910) вышли в свет в изд-ве П. Плахова (К., 1903). Под влиянием творчества Ижакевича (возможно, мастером из его окружения) была создана икона «Преподобные Иоанн Многострадальный и Моисей Угрин» (после 1903, собрание Ф. Р. Комарова). На ней мастер изобразил 2 печерских святых, к-рые почитались как помощники в борьбе с плотскими страстями. Иконографически облик М. У. в основных деталях копирует образ прп. Николы Святоши из росписей Ижакевича в Трапезной палате лаврской Трапезной церкви (ракурс, положение рук и головы, детали пейзажа). В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в нач. 30-50-х гг. XX в. (иконы из ТСЛ, СДМ). М. У. в образе средовека с небольшой бородой, руки спрятаны под мантией, представлен в группе чудотворцев Ближних пещер. На рисунке, сделанном мон. Иулианией (между 1957 и 1980, собрание иконописной школы при МДА; см.: Иулиания (Соколова М. Н.), мон. Труд иконописца/Сост.: Н. Е. Алдошина. Серг. П., 2008. С. 193. Кат. 106), он показан фронтально по пояс, голову покрывает куколь, в правой руке четки. Известны совр. единоличные иконы М. У. в ином варианте поясной иконографии: в более высоком округлом куколе, в схиме со свитком в правой руке (2004, иконописец Г. В. Проскурина, иконописная школа при МДА); с лилией и коробочкой для лекарств (повторяют образ при мощах в пещерах Киево-Печерской лавры). Существует и ростовой извод: святой с четками в правой руке, опирается на длинный посох в левой, в числе избранных рус. святых-угров - с прп. Ефремом и мч. Георгием (кон. ХХ в., Сегед, Венгрия).

http://pravenc.ru/text/2564012.html

Увещавая того же диакона, чтобы он давал милостыню, преподобный просил, чтобы, имея на кого гнев, он не приступал к божественному служению. Св. мучен. Христина Познание Бога из природы Св. муч. Христина была язычница и заключена для воспитания в высокой палате; но здесь, с помощью благодати, смотря в окно на небо и на светила небесные, она познала Творца и не захотела кланяться идолам. Потом явился ей ангел, назнаменовал ее крестом и предсказал муки. Препод. Макарий желтоводский Защитник города Несколько раз видели преп. Макария над городом, стоящего и защищающего от врагов, или льющего на него воду от пожара. Преп. Моисей Угрин Какую страсть победишь в себе, такую победишь и в другом Преп. Моисей Угрин целых одиннадцать лет томился в оковах, как пленный, в Польше. Последние шесть лет его терзала одна знатная ляхиня, прельстившаяся его красотою и требовавшая от него его согласия вступить с нею в брак. Напрасно она истощала для достижения своей цели ласки, употребляла угрозы; напрасно заключала его в темницу и томила голодом: ничто, не могло прельстить русского целомудренного Иосифа и отклонить его от любезного ему целомудрия. Тогда в безумном исступлении гордая ляхиня велела сделать его евнухом, так что страдалец, истекая кровью, едва остался жив. Господь дал ему силы оправиться и возможность уйти в Киев, где он в посте, бдении и молитвах и строгом целомудрии подвизался еще 10 лет. Боримые блудною похотью обращаются с усердною молитвою к нему. Св. великом. Пантелеимон Звери нетленные Звери были умерщвлены за то, что пощадили свят. великомуч. Пантелеймона, но, брошенные на съедение псам и плотоядным птицам, многие дни лежали, оставаясь неприкосновенными для псов и птиц, и трупы их не сгнили. Узнавши об этом, мучитель велел бросить их в глубокий ров и засыпать землею. Имя нарекается по главной добродетели нарекаемого Когда св. великомуч. Пантолеона привели на место казни, спекулятор привязал его к маслине и ударил мечем; но железо согнулось, как воск. Когда же он помолился, Господь свыше переменил его имя – вместо Пантолеона назвал Пантелеимоном, давая ему благодать миловать всех, притекающих к нему во всех бедах и скорбях. Св. муч. Иулиан

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010