6), об Евстратии и Никоне (2), о пострижении Илариона, будущего митрополита, от Антония (1); говорилось и о других подвижниках (5), между прочим также о Иоанне затворнике, исцелившем больного костью от мощей преподобного Моисея Угрина (3 и 6). Между прочим рассказывалось о какой-то варяжской пещере (7) и подробно излагались события, относящиеся к основанию каменной церкви св. Успения (4). Из слов Симона можно заключить, что записанные им легенды заимствованы из Жития Антония: кроме чудесного элемента в этих рассказах наше внимание останавливает на себе стремление подчеркнуть связь святой русской обители с Грецией, греческими святынями: церковь строят греческие мастера, нанятые в Царьграде самой Богородицей и присланные ею в Киев с мощами св. Артемия, Полиевкта и других; один из первых иноков печерских Моисей Угрин представляется пострижеником Святогорского иеромонаха (в ты же дни некто попин идыи от святыя горы, богоу наставльшю прииде к блаженомоу, и остриг и отъиде, Берсен. сп.). Это – черты, сближающие Житие Антония с теми преданиями о начале Печерского монастыря, которые говорили о пострижении Антония на Афоне и об основании им обители по благословению от Святой Горы. Приведенные из сочинений Поликарпа ссылки на Житие Антония дают основания для решения вопроса о времени составления этого памятника. Из них видно, что сам Поликарп относил это житие к глубокой древности: монах Федор, отвечая на заданный ему князем Мстиславом Святополковичем вопрос, ссылается на Житие Антония; допустив это, Поликарп очевидно предполагал что Житие существовало уже в XI столетии так как Мстислав Святополкович, о смерти которого он говорит через несколько страниц, был убит в 1099 году. Впрочем, в отрывке, помещенном за сказанием об Агапите, Поликарп выражается о времени составления Жития Антония еще определеннее: оно написано 160 лет до того года, когда он сочинил свое послание к Акиндину, игуменствовавшему уже 15-й год. Так следует понимать приведенное выше место: «се же речеся. в ei. 12 ) лето твоего игуменства, еже не бысть поминовения .р.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благоверные князья – святые управители государства, известные своим милосердием и заботой об укреплении православной веры. Столпники – святые, избравшие особый подвиг – стояние на столпе или на камне, сосредоточившись в постоянной молитве. Такие чины с течением времени при канонизации определила Церковь. Но, как уже было сказано, подвиги подвижников многообразны. Потому один и тот же святой может быть и столпником и юродивым, и преподобным или бессребником и мучеником (как Косьма и Дамиан), или святителем и равноапостольным и т.д. К именам некоторых святых прибавляют специальные эпитеты. Например: прп. Пимен многоболезный, прп. Нестор Летописец , прп. Алипий иконописец, прп. Прохор лебедник, прп. Моисей Угрин, свт. Иоанн милостивый и т.д. … «У Господа обители многи суть». Сокровищница церковная «Приникайте к святости», «роднитесь с небесными жителями» – учат нас отцы духовные. В наше время, когда на человека ежедневно обрушивается лавина отрицательного опыта, так важно приникать к святости, чтобы не стать пессимистом, чтобы, даже находясь в церковной ограде (а это, увы, слишком распространенно среди церковных интеллектуалов) не снедаться ядом иронии. Приникать к святости можно по-разному, но один из самых верных способов – внимательно воспринимать сокровища церковные – службы, посвященные святым. Мои «бабушки» – воспитывавшие меня бывшие члены революционных братств, учили прежде всего этому – ценить, дорожить сокровищницей богослужения. Каждый день начинался у них с того, что они открывали календарь и смотрели день какого святого празднует Церковь. Вместе с ними Господь сподобил меня прочитать службы святым по богослужебным Минеям. Они показали мне, как в службах святым своим, Церковь мудро соединяет рассказ о жизни подвижника с догматическими и нравственными наставлениями. После этого чтения красота богослужения открылась заново. А ведь каждая служба имеет и свои музыкальные особенности. Есть восемь церковных напевов, которые называются гласами. Но, кроме них, есть еще бесконечное множество «подобных» и «самоподобных». Соединение содержания и напевов дает такое богатство, такую красоту служб, такое разнообразие, что, по словам епископа Мефодия Кампанского († 1975), «внимательный слушатель в церкви никогда не будет скучать, а будет получать пищу для ума и для души. Вот почему не надо удивляться монахам, которые из года в год часами проводят в церкви и не тяготятся этим». По-настоящему пожить в церковном календаре действительно можно только в монастыре, когда ты не снедаешься суетой и заботами о работе, о домашних и хозяйстве. Изо дня в день выслушиваемое богослужение дает ощущение «полноты времен» – наполненности всего дня великим смыслом и даже приобщения к «небесным жителям».

http://azbyka.ru/k-dnyu-pamyati-vsex-svy...

В завершение похвалы “чину” русских преподобных Сергий (Шелонин) прославляет двух знаменитых духовных писателей — преподобных Иосифа Волоцкого и Максима Грека 33 . Однако на этом Похвальное слово русским преподобным еще не заканчивается: Сергий (Шелонин) продолжает его похвалой русским святителям, соединившим аскетический подвиг с пастырским служением. Святительский лик представлен в Слове Сергия (Шелонина) именами трех митрополитов московских ( Петра, Алексея и Ионы ), трех новгородских святителей ( Никиты, Иоанна и Евфимия ), четырех древнерусских иерархов, упомянутых в Киево-Печерском патерике ( Исаии Ростовского , Иоанна Черниговского , Антония Юрьевского и Луки Белгородского ) 34 , трех епископов — “просве­тителей” языческих народов ( Леонтия Ростовского , Стефана Пермского и Гурия Казанского ), а также борца за чистоту православной веры Геннадия Новгородского . Заключают этот список имена митрополита Филиппа и патриарха Гермогена 35 , отдавших жизнь за свою паству. Вместе с ними в состав лика русских святителей оказались включены также и два греческих иерарха — Марк Ефесский и Григорий Солунский , которых автор Слова объединил в одном контексте с патриархом Гермогеном , создав тем самым триаду святых защитников Православия, отстоявших пред лицом латинского “нечестия” догматы Православной веры 36 . Итак, характеризуя содержание Похвального слова русским преподобным, мы должны отметить проявившуюся в нем тенденцию к расширению “чина” русских преподобных за счет включения в него других “чинов” святости 37 и к постепенному превращению его в “собор” всех русских святых. В заключение приведем полный список имен святых, названных в Похвальном слове Сергия (Шелонина). Его составляют: 1. “Собор” киево-печерских святых: Антоний и Феодосий Печерские, игумен Варлаам, Исаакий Затворник, Моисей Угрин, Евстратий Постник, Никон Сухой, священномученик Кукша, Афанасий Затворник, Марк Пещерник, Феофил Многослезный, Спиридон Просвирник, Алимпий Иконописец, Никола Святоша, Агапит Целитель, Григорий Чудотворец, Иоанн Затворник, Прохор Лебедник, Пимен Многострадальный, страстотерпцы Федор и Василий. (Кроме них упомянуты также: Матвей и Онисифор, Никон, Дамиан, Герасим, Ларион, Ефрем, Герман, Стефан, Нифонт, Марин, Мина, Никола, Феоктист, Лаврентий).

http://pravmir.ru/pohvalnoe-slovo-russki...

и далее вместо «их же ни оум постигнет и память принесет» ... «постиже ... принесе». Если это так и если указанные изменения были сделаны при внесении рассматриваемого отрывка в середину между Поликарповыми сказаниями, слова «прежде речении черноризци» могут относиться ко всем тем подвижникам, сказания о которых заимствованы Поликарпом из Жития Антония: сюда могут принадлежать Григорий чудотворец , Лаврентий затворник, Моисей Угрин, Иоанн затворник. 6. Рассказав о подвижнической жизни Моисея Угрина, Поликарп говорит: «се же и в житии святого отца нашего Антония вписано есть о сем Моисии, како приде и скончася в добре исповедании о господе пребыв. Т. лет в монастыри, е. лет в плене страдав окован, з. лет за чистоту страдав в страсти» (Берсен. сп.). В Кассиановских редакциях последние слова несколько изме¬нены: «а в пленении страда в оузах. ?. лет, шестое лето за чистотоу»; кроме того выше вместо слов «како приде»: «бе бо пришел блаженный в дни святого Антония» (Румянц. Из слов Поликарпа видно, что рассказ о Моисее Угрине заимствован в существенных частях своих из Жития Антония. 7. В сказании о Федоре и Василии Поликарп влагает в уста Федора, поставленного на суд перед князем Мстиславом Святополковичем, который спросил его, много ли в найденном им сокровище золота, серебра и сосудов и известно ли, кем оно сокрыто в пещере, следующие слова: «в житии святого Антония поведается, варяжскии поклажяи есть, понеже съсоуди латиньстии соуть, и сего ради варяжская печера зовется и до ныне, злата же и сребра бесчислено множество». Из этих слов видно, что в Житии Антония говорилось между прочим о какой-то варяжской пещере, при чем объяснялось и происхождение самого названия ее. Указанные здесь места из Симоновых и Поликарповых сказаний дают нам возможность восстановить в общих чертах содержание Жития Антония. В этом любопытном памятнике были изложены предания, связанные с преподобным Антонием и с основанием Печерского монастыря. Поэтому здесь излагались и подвиги первых черноризцев святой обители; так здесь говорилось о прибытии к Антонию Моисея Угрина (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К типу «лечебников» с избранными святыми, куда входит и образ М., относятся немногочисленные иконы, написание к-рых было обусловлено нуждами заказчика, в т. ч. желанием иметь образ соименного святого. Напр., на иконе «Богородица «О Всепетая Мати», святые Маруф Мартиропольский, Нифонт Кипрский и Парфений» (XIX в., частное собрание, Украина) полуфигура М. помещена на левом поле, над ростовым изображением свт. Нифонта (в монашеских одеждах), на М.- крещатая риза, омофор, на голове митра; фигуры обращены к центру; на правом поле, очевидно, небесный патрон заказчика блж. Парфений Суздальский. М. изображен в рост на правом поле Черниговской иконы Божией Матери гуслицкого письма (кон. XIX в., собрание свящ. Михаила Егорова; см.: Гуслицкая икона из собр. о. Михаила Егорова (в печати)). У него длинная, слегка раздвоенная на конце борода, волосы спадают отдельными прядями-«космочками»; одежды святительские, в правой руке закрытое Евангелие. Ниже находится ростовое изображение свт. Нифонта в монашеских одеждах, на левом поле - ангел-хранитель и прп. Моисей (Угрин?). Нет достаточных оснований для того, чтобы рассматривать изображение святого, представленного на иконе «Арх. Михаил, побивающий трясовиц, сщмч. Сисиний и прп. Маруф, с мученичеством Сисиния» (1831, Тверь (?), собрание В. М. Федотова; см.: Коллекция иконописи В. Федотова. М., 2013. [Кн. 1]: Иконографические и художественные редкости. С. 160-161. Кат. 60), как образ М., поскольку, несмотря на надписание имени («Пр(д): Маруфъ»), святой, стоящий за сщмч. Сисинием, еп. Кизическим, облачен в одежды преподобного, а не святителя. Иными словами, на иконе вполне может быть изображен прп. Марон, часто встречающийся в этой композиции. Необходимо отметить сходство «функций» М. и прп. Марона - как помощников в борьбе с бесами. Поскольку «дополнительные» святые в композиции побивания архангелом трясовиц (лихорадок) и взирающего на это действие сщмч. Сисиния могли меняться, то вероятность того, что иконописец намеревался изобразить М., сохраняется, несмотря на тип одежды (ср., напр., упомянутый вариант изображения как преподобного свт. Нифонта, еп. Кипрского; в этом контексте следует привести формулировку в подлиннике по списку Филимонова, предваряющую описание облика М.: «…преподобного отца нашего Маруфа, епископа»).

http://pravenc.ru/text/2562488.html

Князь рассердился еще более и сказал: «одно из двух: или увещай их возвратиться в свой дом, или пошлю тебя в заточение и твоих сообщников, вместе с вашим учителем Антонием, и пещеру вашу прикажу раскопать!» Блаженный Никон отвечал: «все, князь, что перед глазами твоими. В твоей власти, делай как хочешь; мне же не приходится отвращать слуг от Царя небесного!» Гневные слова, сказанные князем блаженному Никону, привели в смущение святых отцов, и св. Антоний хотел было оставить совсем киевскую область и перейти в другую. Но один из отроков, услыхавши об этом, пересказал княгине; княгиня стала вспоминать небесную кару, посланную на ее отечество, землю Ляшскую, за преследование иноков при короле Болеславе храбром, и стала говорить князю Изяславу: «послушай меня, князь, и не гневайся! Ты своим гневом понуждаешь блаженных иноков оставить твою область и идти в другую, подобным образом и в нашей стране отогнаны были такие черноризцы и за это Бог наслал великую кару. Берегись, князь, чтобы и в твоей области не сталось подобное!» Слыша это, Изяслав убоялся гнева Божия, отпустил блаженного Никона и повелел ему идти в пещеру, а за ушедшими из пещеры послал с просьбой, чтобы снова возвратились, и три дня спустя они возвратились на прежнее место. Разбежавшиеся иноки собрались все, притом много других мирян стало приходить к пещере и просить св. Антония, чтобы наставил их на путь спасения и принял бы в число своей братии. Св. Антоний всех ласково принимал, научал их, как они должны последовать Христу, и блаженному Никону поручал совершать обряд пострижения. Число братии увеличилось до двенадцати; они расширили пещеру, притом устроили здесь церковь и келии. В числе иноков, пришедших в это время в пещеру, своим подвижничеством ознаменовали себя: Исакий затворник, Агапит врач безмездный, Моисей Угрин. Исакий был родом из города Торопца, по занятию богатый купец. Пожелавший быть иноком, он раздал свое имение бедным и монастырям, и пришел к преподобному Антонию в пещеру, прося его, чтобы принял в число иноков; св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

От крещения Руси и до наших дней не было кажется одного часа, чтобы в земле Русской не жил где либо святой, после кончины своей сделавшийся небесным предстателем за землю Русскую. Все области России, от Прикарпатской Руси (преподобные Моисей Угрин и Ефрем Новоторжский) до принадлежавшей недолгое время России Аляски (преподобный Герман) имели своих подвижников. Всякая страна в России, почти каждый значительный город имели свои святыни. Духовными же центрами ее были монастыри, влиявшие и на веси и на грады. Всякое место, всякое наречие освятились служением Богу. История России, полная дивных доказательств промышления Божиего о ней, есть история Божиего строительства, новая священная история. Воздействие на исторические события России ее святых мужей настолько велико, что нельзя отделить историю Русской Державы от истории Церкви. Церковностью были нанесены уклад и быт русского народа. Даже внешняя политика России во многом была выражением ее духовного облика. Так было некогда... Но где ты теперь, Святая Русь? Или тебя нет больше? Пал престол святого Владимира, поруганы святыни, разрушаются храмы. Сделался ли народ-богоносец зверем или красный дракон пожрал Русь Святую? Как место подвигов духовных сделалось местом гнусных преступлений и там, где спасались святые, ныне властвуют разбойники? Неужели нет и не будет больше Святой Руси или, быть может, даже и не было, а она лишь носила покров святости, ныне навсегда спадший? Нет! Не самообман и призрак, а истинная действительность есть Святая Русь! На небе не престает возноситься фимиам молитв святых, в земле Русской просиявших и ныне за нее молящихся пред престолом Божиим. Но не только на небе, а и здесь, на грешной земле продолжает быть Святая Русь. Власть богоборцев лишь поработила, но не уничтожила ее. Совет нечестивых, владевший русским народом, чужд ему, ибо не имеет ничего общего с сущностью России. Чужеземная международная власть, «интернационал», накинула на нее свое ярмо, но остается ее врагом. Даже те среди них, кто называл себя прежде русским, будучи таковыми по крови, ныне потерял то имя, ибо стал чужд Руси по духу. «От нас изыдоша, но не беша от нас» можно сказать про таковых (1 Ин. 2:19). Они отпали от русского народа, сделались угнетателями Руси. Отвергнув Бога, они отреклись богоподобия и превзошли диких зверей свирепостью и жестокостью

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3274...

Память 28 марта (Сергий, II, 79). 61. Преподобномученик Никон Сухий Был также в плену у Половцев и много мучен ими, но невидимо перенесен в Печерскую церковь . Житие изложено в том же послании св. Симона. Ум. около 1101 года. Мощи в Антониевой пещере. Память 11 декабря. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием сух излишне плотию, и блед видением, сед власы, брада доле Николины, на концы раздвоилась, ризы преподобническия, бос» (Филимонов, стр. 210). 62. Преподобномученик Григорий чудотворец, утоплен бысть в Днепре реке в лето 6601 месяца януария в 8 день Пострижен в 1064 году преп. Феодосием. Творил удеса и предвидел будущее. За обличение князя Ростислава Всеволодовича и предсказание, что он утонет на войне, был утоплен в Днепре по приказу князя в 1093 году (Собр. лет. I, 94, 11, 279. Послание Поликарпа к Акиндину). Память января 8. Мощи в Антониевой пещере. 63. Преподобный Моисей Угрин, преставися в лето 6549 месяца иулия в 25 день Родом из Венгрии, брат преп. Ефрема Новоторжского и Георгия, пострадавшего вместе с св. князем Борисом, мученик целомудрия. Был в плену у Ляхов и, за отказ в сожитии с одною неистовою полькою оскоплен ею. Житие его изложено в послании Поликарпа к Акиндину. Ум. вероятно в 1043 году (Филарет, Р. Св., июль, стр. 160). Мощи в пещере Антониевой. Память 26 июня. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием бел, лицем чист, власы рус, брада не велика, аки Златоустаго руса, на главе клобук черной, в руке четки, ризы преподобническия» (Филимонов, стр. 399). 64. Преподобный Иоанн многострадальный, опален бысть от змия, преставися в лето 6000 Представляет собою образец тяжкой борьбы с плотскою похотью. Он вкопал себя в Антониевой пещере в землю по плеча, напротив мощей преп. Моисея Угрина, которого призывал на помощь. В этом положении мощи преподобного Иоанна остаются и доныне. Ум. не ранее 1160 года. Житие рассказано в послании Поликарпа к Акиндину. Память 18 июня в день кончины. 65. Преподобный Пимен многоболезненный, преставися в лето 6647 месяца августа в 7 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

После революции 1989 года настало для меня время попасть в семинарию. Меня отослали в Венгрию, в униатскую семинарию, и только там я осознал, что есть существенная разница между конфессиями. Да, шли годы, а мою душу чем дальше, тем больше влекла назад печать дара Духа Святого, которую я получил в Православной Церкви. В моей жизни настало нелегкое время. Наконец победила правда, и после очень больших трудностей я бросил унию и послал прошение православному епископу о том, чтобы получить возможность служить в Православной Церкви священником. И вот, как видите, я служу здесь как православный священник уже тринадцать лет, а недавно принял монашеский постриг. А что касается будущего – как Бог даст. Но я считаю, что будет еще лучше, поскольку чувствую, что с нами Бог! – Испытывали ли вы в своем миссионерском и пастырском служении случаи особого попечения и помощи со стороны Господа и Его святых? – Естественно! Первый знак к получению священства тесно связан с помощью Пресвятой Богородицы. И сколько случаев таких было! Словно Она простерла надо мною Свой покров. Во-вторых, помогал преподобный Моисей Угрин, которого я уже много лет особо почитаю. Поэтому я и посвятил ему свой домовый храм, который сейчас стал храмом миссионерского центра. А третий, кто оказывает мне попечение, – мой любимый святой – батюшка Серафим, Саровский чудотворец, имя которого я получил в монашестве. Божия Матерь и святые меня всегда, в каждое время и на всякий час охраняли, думаю, что меня, многогрешного, не оставят и в будущем. Когда мне было особенно тяжело, преподобный Серафим явился мне во сне как старец в белой одежде, и утешил меня . И я чувствую, что он здесь словно был всегда, когда нужна была его помощь. Поглядим, получится ли построить во имя его часовню. Моя заветная мечта – побывать в Дивеево, поклониться честным мощам батюшки. Но для меня это только мечта. Слава Богу и за то, что и так Его угодник во время искушения возле меня стоит и поддерживает! – Не могли бы вы рассказать немного о ваших прихожанах?

http://pravoslavie.ru/41524.html

Психология религиозного добровольного мученичества, Martyrer-Psychologie, как ее называют некоторые немецкие исследования, конечно, присуща многим религиозным учениям, в том числе и христианству. Затворничество, столпничество, ношение вериг и суровый пост тоже являлись проявлением преувеличенного аскетизма, часто добровольного мученичества. У французских альбигойских катаров был даже обряд религиозного самоубийства, так называемая эндура. Обычно высшее посвящение давалось катарами — по-гречески: чистыми, пуританами — только или избранным высшего эзотерического круга или же мирянам перед их смертью. В случае же если посвященный перед смертью мирянин выздоравливал, то, чтобы он не погубил каким-нибудь грехом свою “чистую” душу, ему предлагалось покончить жизнь самоубийством. В случае же отказа другие “чистые” приканчивали удушением не желающего спастись собрата по вере. Во времена Реформации среди анабаптистов идея добровольного мученичества также была особенно сильна среди меннонитов и гернгутеров, а в Ст. Галлене, в Швейцарии, один восторженный анабаптист ради спасения своей души даже упросил своего брата, чтобы тот убил его. Да и сожжения католической инквизицией уже раскаявшихся еретиков, видимо, имели целью не только их наказание за заблуждения, но и духовную помощь этим заблуждавшимся для более верного спасения души и избавления от дальнейших искушений. Не только мученичество, отрицание благодати в мире, священства и таинств, но и предписание безбрачия, столь характерное для русского беспоповства, имело свое прошлое в предыдущей истории христианства и христианских и полухристианских-полудуалистических ересей. Не только еретики-богомилы и катары требовали полного воздержания от брака и половой жизни, но и “узкая дорога христианства” — монашество — предписывала отказ от брака. Уже со времени св. Антония, который сам был девственником и советовал девственность своим ученикам, брак казался трудно совместимым с полным христианским идеалом. В католической церкви и сейчас целибат строго требуется от всех представителей клира. В Киево-Печерском монастыре безбрачие было обязательным для монахов, но, видимо, оно проповедовалось и для желающих найти спасение в миру. Уже в XI веке вслед за апостолом Павлом преподобный Моисей Угрин напоминал, что “оженивийся печеться како угодити жене, а неженивийся како угодити Богу” (1 Коринф. VII, Через четыре столетия после него Иосиф Волоцкий не только писал, что “девство брака выше есть и много чеснейши”, но и предполагал, что брак даже не является единственной моральной возможностью продолжения рода человеческого, так как таковое по воле Божией может произойти и другим путем. “Нужды убо ради, а не иного чего брак бысть. Можеше убо Бог и инемь образом человечеськый род умножити”, — учил суровый Волоцкий а вслед за ним то же твердил и ученый Максим видимо, определивший свой духовный облик в той же обители, где жил и проповедовал Савонарола.

http://sedmitza.ru/lib/text/439589/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010