Та же часть белых хорватов – прарусинов, которая осталась на южных склонах Карпатских гор, сохранила свое древнее самоназвание – русины, войдя в состав Великой Моравии (а частично и в Древнее Болгарское царство) задолго до учреждения Киевской Руси. Соляной путь в то время пролегал из Болгарии в нынешний русинский Солотвин (город в Закарпатье), а потому это был один из наиболее удобных путей для святых Кирилла и Мефодия в Моравию (так как именно Закарпатье и входило в это государство). И наоборот, это был кратчайший путь и для учеников равноапостольных братьев, когда им пришлось бежать из Моравии в Болгарию. Мало кто знает, что довольно было в то время переплыть речку Тису в районе нынешнего закарпатского русинского Тячева-Солотвина, чтобы сразу же и попасть из Моравии в Болгарию. О местных жителях Подкарпатья свидетельствовали кочевые мадьярские племена, которые в конце века, хотя и с трудом, но перешли Карпатский хребет и нашли здесь местное население с именем русины. Именно русины вместе с болгарами через 100 лет после своего крещения шли крестить Киевскую Русь. Среди них был и преподобный Моисей Угрин (русин из Угрии). После прихода мадьяр, к началу века, русины постепенно были вытеснены пришельцами из своих низин в горы и стали на длительное время неизвестным народом, зажатым со стороны Европы мадьярским государством, а с востока – высоким Карпатским хребтом и почти 150-километровым густым лесным массивом. Русины под Карпатами на длительное время были мало заметны историкам. Но это произошло неслучайно. Бог оберегал древний славянский русинский народ от ассимиляции с титульными нациями, которые часто становились для русинов старшими братьями. Любопытный исторический факт: закарпатский русин, не выходя из своего дома, становился гражданином почти шести государств, которые поочередно старались выдавать его за своего исконного жителя. В 1917 году в России произошел большевистский антиправославный переворот. К власти пришли открытые антихристиане, которые не спешили отдать людям землю, но стали массово уничтожать храмы, монастыри, духовенство и даже язык.

http://pravoslavie.ru/560.html

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 8 августа 2012 г. скрыть способы оплаты Смотри также Прп. Антоний Киево-Печерский Дмитрий Рыбаков Иноков русских первоначальниче. Преподобный Антоний Киево-Печерский Дмитрий Рыбаков Благочестивая русская традиция сохранила за преподобным Антонием эпитет начальника всех русских иноков. Хотя, ко времени прихода преподобного с Афона на Русь в Киеве уже были княжеские патрональные монастыри (летопись упоминает три таких монастыря), но именно с безмолвнических подвигов преподобного Антония берёт своё начало то русское монашество, которому суждено было сыграть особую историческую роль в путях русской святости и всей нашей культуры в целом. Комментарии Римма 8 августа 2021, 14:27 Святой Моисей, помолись о нас грешных Помоги справиться с блудной страстью р.б.. Борису. Даруй радость, любовь и счастье ему в семье. Любовь 8 августа 2020, 05:01 Пусть всегда помогает Моисей Угрин простому народу, воинству благочистивым властям Руси нести свой Крест в этом лукавом запутанный сатаной мире 21 века. Научи нас Моисее Святой своему долготерпению. Молись Моисее за людей верно празднующих ныне твою память. Ты с нами Моисее Угрин, живой, потому что Ты Вечность вне времени. Молись за народ Российский. Христос ВОСКРЕСЕ! Яна (Jana W.) 8 августа 2016, 15:33 Преподобне Отче Моисее, моли Бога о нас! Спасибо за эту статью. И еще, большое спасибо за публикацию " Проповедь в день памяти преподобного Моисея Угрина " , (Схиархимандрит Зосима (Сокур)8 августа 2006 г.Произнесена 08.08.1999 г.) Там нет возможности оставить комментарий, но проповедь также посвящена Святому Преподобному Моисею Угрину, и в ней наставления, как себя вести, и в борьбе со страстями, и в др. напастях, в жизненных ситуациях. р.Б. Татьяна 14 августа 2014, 10:11 Неплохо было бы знать как сейчас в современной Венгрии в православных храмах говорят о своем таком великом соотечественнике? И добавит об этом в статье.

http://pravoslavie.ru/55323.html

— Был блудником и гордецом, стал еретиком и кощунником! Горе мне, Господи! — рыдала женщина. — Все предаю в руки Твои, Господи, и здоровье, и богатство, и честь, и жизнь и мою, и его. Что хочешь твори, Господи, только спаси! Не лиши божественного света раба Твоего заблудшего Августина!  Читать всю историю Преподобная Мария Египетская. VI век, Палестина Она стремилась в Иерусалим — город небольшой по населению, но очень значимый и манивший огромные потоки паломников. Пилигримы, не считавшие зазорным совместить поклонение святыням с интимными похождениями, стали ее главными клиентами. Она появлялась в самых людных местах, не стесняясь заходить даже в храмы. И однажды именно в базилике Воскресения произошло с ней то, что перевернуло всю ее жизнь... Читать всю историю Преподобный Иоанн Лествичник. VII век, Синай Просьба, которая так смутила старого игумена, была действительно необычной — авва из Раифы поручил ему написать книгу, в которой раскрывались бы основные этапы духовного возрастания христианина, в особенности — монаха. Раифский настоятель не ошибся в выборе — пожалуй, во всей империи не нашлось бы того, кто смог бы лучше Синайского аввы соединить иноческий опыт с богословским осмыслением. Читать всю историю Преподобный Моисей Угрин. XI век, Киев По меркам обывателя, за свою высокую мечту раб заплатил очень дорого. Узнав о постриге, совершенном за ее спиной, хозяйка обратилась к королю. Правитель призвал обоих к себе, попытался уговорить юношу подчиниться госпоже. Услышав отказ, монарх сказал вдове: «Поступи с твоим рабом по своему желанию; чтобы и другие не осмеливались ослушаться своих господ». Она еще раз попыталась соблазнить слугу и после отказа приказала его нещадно бить и кастрировать. Читать всю историю Преподобный Никита Столпник. XII век, Переславль-Залесский Однажды Великим постом, когда он стоял в наполненной людьми церкви, его слух вдруг зацепили слова: «Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою; князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них».

http://foma.ru/9-velichayshih-primerov-p...

Протоиерей Артемий Владимиров      Дети не любят обыденщины – им необходим нравственный подвиг. Самое страшное, когда детям на уроке скучно. А чтобы не было скучно, должна быть борьба. Покажите детям, как мучительно трудно стяжать нравственную чистоту, какой это кровавый подвиг! Напрасно Рахметов лежал на гвоздях, ведь целомудрия-то он не имел. К тому же Чернышевский пишет, что его герой не мог думать, размышлять, предварительно не накурившись. И Дзержинский в этом смысле выше Рахметова не поднялся. А вы почитайте детям жития святых, да без купюр, и они поймут, о чем идет речь. Святой Моисей Угрин, молодой, красивый, попал в плен к гордой полячке. Она посадила его в замок, окружила роскошной обстановкой, всячески соблазняя на грех. Вы почитайте детям о том, как он сопротивлялся блудной женщине и ради чего… Вот на чем нужно воспитывать детей, это живые образы! Живая речь, живой подвиг, страдание и венец чистоты… Дети слушают так, что внимания не надо подхлестывать. А дидактического материала для педагогов хоть отбавляй. …Тот, кто решил осквернить наших самых маленьких, самых беззащитных, пусть услышит грозное предупреждение: Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною (Откр. 22:12). Главный вопрос сегодня: «С кем ты будешь, педагог?» Пусть сегодня «сексуальная» кампания не возымеет успеха, но через три года опять придут ее глашатаи, ведь телевидение продолжает свою «адову работу». С кем ты будешь, педагог? Что ты вручишь своему питомцу – свечу или запечатанный в целлофан презерватив? Предпримешь ли жертвенные усилия, чтобы спасти души малых, или позволишь соединить школу с публичным домом? скрыть способы оплаты Комментарии иерей Олег 10 сентября 2018, 16:05 Работа в школе - каторжный и неблагодарный труд. Учитель - забитый, несчастный человек об которого вытирают ноги абсолютно все! Заниматься своей, нет никакой возможности. Мужчины из школы бегут при любой возможности. О каком нравственном воспитание может идти речь? В прошлом учитель истории и обществознания Марина 12 сентября 2017, 13:10

http://pravoslavie.ru/106280.html

Этнические сербы ходят в сербкий храм, румыны – в румынский. По крайней мере, у нас в Дебрецене, я могу сказать, что большинство прихожан действительно выходцы из стран бывшего СССР, которые уже десятилетиями проживают в Венгрии и находятся в такой удачной ситуации, что могут беспрепятственно практиковать свою веру и здесь. В мой приход ходит очень много наций: русские, болгары, армяне, есть даже одна грузинская супружеская пара. Соответственно, язык богослужений: венгерский, церковно-славянский и греческий, в зависимости от собравшихся прихожан. – Есть ли какие-то особенности у православия в Венгрии? – Тут я думаю, очень важно отметить, что православие было первой христианской верой в Венгрии. Это, к сожалению, знают очень немногие, и мне очень грустно, что в список исторических Церквей только недавно включили православную Церковь, притом, что православные более 1000 лет присутствуют в Венгрии. Православные общины существовали уже при Иштване I (первый король Венгрии, с его именем связано крещение Венгрии). В Венгрии пользуются большим уважением три венгерских православных святых, три брата: Преподобный Моисей Угрин, Преподобный Ефрем Новоторжский и Мученик Георгий. Они жили на территории Трансильвании в конце 900-х годов и служат только одним примером из многих, что уже тогда существовали православные общины в Венгрии. Очень интересно, например, что короновальная мантия Иштвана I, которая затем использовалась во время всех венгерских коронаций, и в наши дни хранится в Национальном Музее Венгрии, была свита православными монахинями в монастыре в долине Веспрема. Фото: amiganzunk.blogspot.hu А монастырь, в свою очередь, был основан в честь византийской жены Имре, сына Иштвана. Или же можем отметить здесь сумочный диск (металлический диск на маленьких сумочка с украшением у древних венгров и других степных народов), который датируется временем обретения Родины (ок. 896), и украшен византийским крестом в окружении древневенгерских орнаментов. Фото: martelyman.blogspot.hu

http://pravmir.ru/kak-garazh-stal-hramom...

Многие из выдающихся подвижников Русского Афона ждут своего прославления. Прежде всего, это великие и богоносные старцы Арсений, Иероним и Макарий, посредством которых Промыслом Божиим возродилось русское монашество на Афоне в XIX веке. Именно от них началось и продолжается до сих пор непрерывная духовная преемственность русского святогорского старчества. Достойны почитания и прославления земной Церквью многие подвижники Пантелеимонова монастыря, такие как старец Иоанн Вишенский, иеромонахи Арсений (Минин) и Иерон (Носов), старцы-основатели Андреевского скита Виссарион (Толмачов) и Варсонофий (Вавилов), а также Иннокентий (Сибиряков), подвижники Свято-Ильинского скита, многие русские пустынники и келлиоты, такие как Тихон (Голенков) — наставник преп. Паисия Святогорца, старцы Феодосий и Никодим Карульские, и многие, многие другие — все они без сомнения прославлены у Бога и молятся сейчас о своих соотечественниках. Они также поминаются в богослужебном последовании праздничной службы в качестве непоименнованных, но почитаемых русских святых.      Собор Преподобных Русских Святогорцев: 1. Преподобный Антоний Печерский (†1073). 2. Преподобный Моисей Угрин, Киево-Печерский (1043). 3. Святитель Савва, Архиепископ Сербский (1236) (прославлен Сербской ПЦ). 4. Преподобный Аммон Киево-Печерский (XIII век). 5. Преп. Исаия Афонский, Серб, игумен Руссика (†1380) (прославлен Сербской ПЦ). 6. Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси (†1406). 7. Преподобный Сергий Нуромский (†1412). 8. Святитель Дионисий Ростовский (†1425). 9. Преподобный Арсений Коневский, Новгородский чудотворец (†1447). 10. Преподобный Савва Крыпецкий (†1495). 11. Преподобный Савва Вишерский (†1461). 12. Преподобный Нил Сорский (†1508). 13. Мученик Антоний Карсотис (†1516) (прославлен Константинопольской ПЦ). 14. Преподобный Иннокентий Комельский (†1521). 15. Афанасий III Пателларий, Лубенский чудотворец, Патриарх Константинопольский (†1654). 16. Преподобномученик Пахомий Русин (†1730). 17. Прпмч. Константин (Константий) Русин, Лавриот, иером. (†1743). 26(8) января (прославлен Константинопольской ПЦ).

http://pravoslavie.ru/93739.html

Когда я кончил молитву, тотчас свет божественный блеснул как молния, и лютый змей тот исчез; и я его до сих пор не видал, по милости Божией. Я услышал тогда и голос Господа ко мне: – Иоанн, Иоанн! Вот тебе была помощь, теперь смотри сам, чтоб больше не пострадать в будущем веке. Я же (сказал он), поклонившись, сказал: – Господи, зачем ты оставил меня на жестокое мучение? Отвечал мне голос: – По мере твоего терпения было это послано тебе, чтоб ты, испытанный огнем, стал чист, как золото; выше силы не допустит Бог искушения человеку, чтоб не изнемог он и не был поруган лукавым змеем. Но как разумный хозяин поручает крепким и сильным рабам большую и тяжелую работу, а слабосильным и слабым – плохую и легкую, так понимай и ты о борьбе с телесною похотью, из-за которой ты молишься о себе. Но помолись тому мертвецу, который находится близ тебя, чтоб он излечил тебя от блудной страсти: он сделал больше Иосифа 4709 и может помогать страдающим от этой страсти. А я (продолжал он), не зная имени этого мертвеца, стал восклицать: – Господи, помилуй меня молитвами этого преподобного! Потом я узнал, что это был Моисей , родом угрин (венгерец). Тогда меня осиял несказанный свет, в котором я и теперь нахожусь, не нуждаясь в свете ни ночью, ни днем, и все достойные, которые приходят ко мне, довольствуются этим светом и видят воочию мое утешение, которое осветило меня в ту ночь Воскресения, давая надежду на будущий свет. Окончив этот рассказ о многострадальной жизни своей, преподобный отец наш Иоанн обратился к одержимому страстью плотскою и сказал: – Мы ведь сами, брат, помышляем своим умом о плотском, за это и попускает на нас Бог страдания Своим праведным судом, потому что мы не приносим достойных плодов покаяния. Но, брат, я скажу тебе: помолимся этому преподобному Моисею, и он поможет тебе. После этого он помолился вместе с одержимым страстью; потом взял одну кость от мощей преподобного Моисея и дал ему, говоря: – Приложи ее к своему телу. Сделав это, брат тотчас почувствовал, как угас жар в теле его; блудная страсть перестала беспокоить Иоанна и замерла в теле его; с тех пор не было ему более мучений от нее. Тогда святой и брат, одержимый страстью, вместе воздали хвалу Богу за то, что тех, которые прославили Его чистотою в своей жизни, прославляет Он и по смерти чудесами, очищающими людей от греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ист.: Абрамович Д. И. Патерик Киево-Печерского мон-ря. СПб., 1911. С. 203-206 [Арсениевская ред. Киево-Печерского патерика]; он же. Киево-Печерский патерик. К., 1991. С. 141, 142-149; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 48-53, 152-157; ПСРЛ. Т. 40. С. 50, 52. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 197-198; [Евгений (Болховитинов), митр.] Описание Киево-печерской лавры. К., 18473. С. 108; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 383; Описание о российских святых. С. 22; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 16-17; Шахматов А. А. Житие Антония и Печерская летопись//ЖМНП. 1898. 3. С. 134, 146; он же. Разыскания о древнейших русских летописных сводах//Разыскания о русских летописях. М., 2001. С. 188-209; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Июль. С. 288-290; Верный месяцеслов всех рус. святых. М., 1903. С. 26; Королюк В. Д. Летописное известие о крестьянском восстании в Польше в 1037-1038 гг.//Акад. Б. Д. Грекову ко дню 70-летия. М., 1952. С. 69-75; Иглои Э. «Повесть временных лет» о венграх//Slavica. Debrecen, 1963. Т. 3. S. 83-113; Феринц И. Моисей Угрин и его братья//SSASH. Bdpst, 1993. Vol. 38 (1-2). P. 19-25; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 150-151; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Артамонов Ю. А. Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского//Средневек. Русь. М., 2001. Вып. 3. С. 24-31; он же. Моисей Угрин//ДРСМ. 2014. С. 507-508; Лепахин В. В. Заметки о возрасте трех братьев-венгров - Ефрема, Моисея и Георгия - и о времени их прихода на Русь//SSASH. Bdpst, 2001. Vol. 46 (3-4). P. 271-276; он же. Прп. Моисей Угрин - «второй» или «другой» Иосиф//ТОДРЛ. 2003. Т. 54. С. 370-389; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 422-424; Юрасов М. К. Роль братьев Угринов в истории Руси 1-й пол. XI в.//Исследования по истории России: Мат-лы междисциплин. семинаров 2003-2005 гг. Сомбатхей, 2008. С. 3-28; он же. Подкарпатская Русь - одна из колыбелей христианства у восточных славян: Очерки ранней истории русинов. Saarbrücken, 2013. С. 93-113; Карпов А. Ю. Рус. Церковь X-XIII вв.: Биогр. словарь. М., 2016. С. 303-305 [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/2564012.html

1195. Инок, находясь в городе на лечении, жил у одной благочестивой женщины; воспылав к ней нечистой страстью, он готов был совершить грех; женщина же своей твердостью предотвратила грех; будучи истинной христианкой, она не соблазнилась немощью инока, но убедила его закончить лечение и затем отпустила с миром См. также: Блудная брань ; Женщина мудрая ; Соблазн ; Твердость . Одного инока укусила змея, и он пришел в город лечиться. Его приняла к себе в дом благочестивая и богобоязненная женщина и стала лечить. Лишь только немного успокоилась боль, диавол стал внушать иноку блудные помыслы. Однажды он схватил ее за руку. “Нет, отец! – сказала женщина, – Побойся Христа! Вспомни о скорби и тяжести раскаяния, которые ты испытаешь в своей келии, вспомни о воплях и слезах, которые предстоят тебе.” Вот это и многое другое говорила женщина, и брань оставила инока. От стыда он не мог взглянуть на нее и хотел бежать из дому. Но женщина, проявив жалость к иноку ради Христа, сказала ему: “Не стыдись и не уходи, отец! Тебе еще надо подлечиться. А то был не помысл твоей чистой души, а козни злобного диавола.” Окончив лечение, она без всякого соблазна отпустила его с миром. (Луг духовный. С. 253). 1196. Подвиг преподобного Моисея Угрина См. также: Твердость ; Терпение . Преподобный Моисей Угрин в молодости был взят в плен и отведен в Польскую землю. Вели его, закованного по рукам и ногам в тяжкие железа, и крепко стерегли, потому что был он крепок телом и прекрасен лицом. И увидела его, прекрасного и юного, одна молодая вдова. Была же она из знати той земли, имела большое богатство и власть. И запала ей в душу его красота, и уязвилось ее сердце страстным желанием. Чтобы склонить к тому же и преподобного, она стала увещевать его льстивыми словами: “Зачем ты напрасно переносишь такие муки, когда имеешь разум, который мог бы избавить тебя от этих мук и страданий.” Моисей ответил: “Так Богу угодно.” Она же сказала ему: “Если покоришься мне, я избавлю тебя и сделаю великим во всей Польской земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Благодать Господа и Бога нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами. Аминь. 15/28–16/29 ноября 1922 г. Оптина Пустынь. Уже 2-й час ночи. Письмо М. Елизавете ... Прп. Мартиниан (13 февраля) Прп. Иоанн Многострадальный (18 июля) Прп. Моисей Мурин (28 августа) Прп. Моисей Угрин (26 июля) Прпмц. Евдокия (1 марта) Св. мц. Фомаида (13 апреля) Св. мц. дева Иустина (2 октября) Прп. Мария Египетская (1 апреля) Св. свщмч. Киприан (2 октября) Св. мч. Вонифатий (19 декабря) Выписка из письма прп. Старца Макария Оптинского (Письма к монашествующим. Отделение 2-е. Письмо 190. С.: 327–328). «... Со смирением прибегай к Богу, вопий к Нему: помилуй мя Господи, яко немощна есмь! Проси помощи тебе; Матерь Божию, которая есть корень девства и чистоты, призывай на помощь, св. мученицу Фомаиду, и св. Моисея Угрина, и Иоанна Многострадального, много пострадавших за чистоту; и узриши помощь Божию. Бог никогда не оставляет имеющих благое произволение к сохранению себя в чистоте и девстве ниспасть на брани сей; но за подвиг увенчает еще небесным венцем... ... Не оставляй смиренной молитвы ко Господу во всех твоих скорбях и искушениях. Он приемлет молитву смиренных, и услышит моления их ( Пс. 101, 18 ). Поручаю тебя Его всесильному покрову и заступлению Пречистой Девы Богородицы... Молитва ко Пресвятой Богородице О, Мати Господа моего Творца, Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты. О Богородительнице! Ты ми помози, немощной плотскою страстию, и болезненной сущей: едино бо Твое, и с Тобою Сына и Бога, имею заступление. Аминь. Сию молитву читай на всяк день, а паче во время брани плотской». Сестра Елизавета! Этот совет старца Макария 6 предлагаю тебе и я. Бог тебя да благословит. Грешный Иеромонах Никон. Оптина пустынь 10/21 января 1923 г. Письмо М. Елизавете Честнейшая о Господе сестра Елизавета! Мир тебе и Божие благословение. Слышу, что ты все скорбишь. Не скорби, чадо мое, не скорби. Веруй, что близ Господь, близ Его помощь, Его заступление. А если эта помощь как бы медлит придти к тебе, то значит так нужно и полезно. Потерпи поэтому и не унывай, Бог даст, или я буду в Козельске, то навещу тебя, или тебя как-либо привезем сюда. Тогда лично подробно побеседуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010