XV в. (ПСРЛ. Т. 41. С. 56). А. принял монашеский постриг в одном из афонских мон-рей (что это был рус. мон-рь Ксилургу - распространенная, но ни на чем не основанная догадка) и через нек-рое время вернулся на Русь. Сведения о 2 путешествиях А. на Афон (2-е было предпринято якобы вследствие междоусобия после смерти св. равноап. кн. Владимира в 1015) появляются только во 2-й Кассиановской редакции Патерика (1462) и являются следствием стремления редактора преодолеть хронологические противоречия своих источников. Еще более позднего происхождения (XVIII-XIX вв.) местные афонские предания о пострижении А. в Великой лавре св. Афанасия или мон-ре Эсфигмену . Согласно упомянутому реконструируемому древнему житию А., преподобный вернулся на Русь и поселился в Варяжской пещере на берегу Днепра не позднее нач. 30-х гг. XI в., когда к нему пришли прп. Моисей Угрин , а затем Иларион , буд. свт., митр. Киевский. В житии А. представлен в сане иеромонаха, к-рый сам постригает в монашество и рукополагает во священники; после поставления игуменом Варлаама он удаляетсяв затвор, где и пребывает 40 лет до самого преставления. В «феодосиевской» традиции наблюдается совсем иная, хронологически более достоверная картина. Вернувшись на Русь, А. не ранее 1051 г. поселился близ Берестова под Киевом в пещере, оставленной ушедшим на митрополию свт. Иларионом. Вскоре иноческий подвиг А. получил известность, и уже после смерти киевского кн. Ярослава Мудрого (1054) вокруг А. начала складываться община монашествующих, среди к-рых были постриженики из ближайшего окружения киевского кн. Изяслава Ярославича - Варлаам и Ефрем , буд. свт., митр. Переяславский, что вызвало конфликт с князем. А. сам не постригал в монахи, а благословлял делать это прп. Никона , т. к. тот имел сан священника («прозвутеру тому сущу и черноризцу искусну»). Видя умножение братии и стремясь к монашескому уединению, А. поставил Варлаама игуменом образовавшегося мон-ря, сам же удалился в пещеру по соседству. Формально не являясь настоятелем, А.

http://pravenc.ru/text/115866.html

Геннадий Костромской Любимоградский с монастырем 88, 89 Глеб, князь 59, 90 Гурий и Варсонофий Казанские 92, 93 Давид Ярославский 94 (предположительно), 95 Димитрий Прилуцкий 96–98 Димитрий царевич 101, 103 Димитрий царевич и Роман Угличский 102 Дионисий Радонежский 104 Евфросин Псковский 105 Евфросин Псковский, Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст 107 Евфросин Псковский, Иона архиепископ Новгородский 106 Евфросиния Суздальская 108 Ефрем и Аркадий Новоторжские с монастырем 109, 110 Зосима Соловецкий 111, 129 Зосима и Савватий Соловецкие 112–115 Зосима и Савватий Соловецкие с монастырем 116–126 Иаков брат Господень и Иаков Боровичский 132 Иаков Железноборовский 131 (предположительно) Иоанн Большой колпак 134–136 Иоанн Власатый Ростовский (предположительно) 141 Иоанн и Лонгин Яренгские 139 Иоанн Предтеча, Иоанн Милостивый и Иоанн (Илия) Новгородский 137 Иоасаф Каменский 140 Иона митрополит Московский 142 Иона и Филипп митрополиты Московские 143 Иосиф Волоцкий 144 Иосиф Волоцкий , Павел Комельский 138 Кирилл Белозерский 145, 147 Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский 146 Леонтий Ростовский 149–151 Макарий Желтоводский 153   Макарий Желтоводский, Сергей Радонежский, Кирилл Белозерский 156 Макарий Желтоводский с монастырем 154, 155 Макарий Калязинский 157, 158 Макарий Оредежский (предположительно) 159 Максим Блаженный Московский 163 (предположительно ), 165 Максим Грек 160–162 Максим и Василий блаженные московские 164 Михаил Черниговский 166, 167 Моисей Угрин (или Ипатий Печерский ?) 168 Московские святители и чудотворцы 170–178 Московские святые 169 Московские юродивые 179 Никита Новгородский 180 Никита Переяславский 182–184 Никодим Кожеезерский и Пахомий Кенский 185 Никодим Кожеезерский Хозьюгский 133 Николай Кочанов 99 Никон и Сергий Радонежские 187, 188 Никон Радонежский 186 Нил Сорский 189 Нил Столобенский с монастырем 190–196 Новгородские святители Евфимий, Нифонт и Иона (предположительно) 197 Новгородские чудотворцы 198 Обретение тела князя Глеба 91

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

ДВЕНАДЦАТЬ ГРЕКОВ (2-я пол. XI - нач. XII в.), преподобные, Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие (пам. 14 февр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ЛУКА (XII-XIII вв.?), эконом, прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 6 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) МАКАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. (пам. 19 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Постник, в Ближних пещерах почивающий МАРК, ФЕОФИЛ И ИОАНН (2-я пол. XI - нач. XII в.), Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие, преподобные (пам. 29 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших) МАТФЕЙ († не ранее 1077/78, после 1088 (?)), прп. Киево-Печерский, Прозорливый (пам. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших) МОИСЕЙ УГРИН († сер. 60-х - нач. 70-х гг. XI в.), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, прп.(пам. 26 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, 7 мая - в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря)

http://pravenc.ru/rubrics/134699.html

дорогие отцы, братья и сестры, представители Римско-Католической Церкви, представители государственных властей! Сердечно благодарю Вас за братское приглашение посетить Святейшую Польскую Православную Церковь. Рад был вновь ступить на польскую землю, рад видеть в добром здравии Ваше Блаженство и возлюбленных собратьев-архипастырей, со многими из которых меня связывают долгие годы добрых братских отношений, и вместе с вами вознести совместную молитву под сводами этого прекрасного собора во имя равноапостольной Марии Магдалины, где прежде мне неоднократно довелось бывать. Однако в качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви я здесь впервые. Более того, впервые Патриарх Московский и всея Руси посещает Польшу. Тем не менее, наши связи имеют давнюю и славную историю. Как на Русь, так и в Польшу христианство восточной традиции принесено было учениками святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Эта восточная христианская традиция преобладала во многих землях Польши в то самое время, когда Великий князь Мешко I объединял земли в единое государство. На долгом историческом пути Православия в Польше — пути не всегда простом, нередко связанном с исповедничеством — суждено было долгое время Православию Польскому быть в органическом единстве с Русской Православной Церковью. Именно Русская Церковь-Мать положила начало становлению в Польше Православной Церкви, чтобы затем ввести ее как свою честнейшую Сестру в семью Поместных Православных Церквей. Отрадно, что Польская Православная Церковь свято хранит традиции, принятые ею у Русской Православной Церкви. Наше единство запечатлено и в церковном строе, и в архитектуре храмов, и в языке богослужения. Вместе с тем, эти русские традиции получили в Польше и самостоятельное творческое развитие, что нас очень радует. Испокон веков мы почитаем одних и тех же святых. Земная жизнь некоторых из них связана и с Польшей, и со странами Святой Руси. Их память и почитание соединяет наши сердца в любви к Подвигоположнику Господу Иисусу Христу. Такими святыми стали для нас преподобный Моисей Угрин и преподобноисповедница Параскева Дмитровская. Так же близок и дорог нам уроженец Холмщины, наш общий небесный заступник и ходатай священноисповедник Роман Медведь — клирик Русской Православной Церкви, который явил непоколебимую твердость веры во время жестоких гонений на Церковь Божию. Ныне он почивает своими святыми мощами в одном из храмов града Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/2409897.ht...

Ефремом Новоторжским (память его 28 янв.), который завещал погребсти ее в своем гробу. А тела Георгия не нашли. Известно одно явление убиенного отрока. Третьим братом был прп. Моисей Угрин, скончавшийся в 1043 г. (память его 26 июля). Раненый князь выбежал из шатра. Убийцы окружили его, и он обратился к Богу с последней молитвой: «Ты, Господи, виждь и рассуди меня с братом моим, не поставь ему в вину греха сего и приими с миром душу мою!» И, сказав это, обратился к убийцам: «Братья, приступите и окончите повеленное вам!» Тогда они завернули его, истекавшего кровью, в шатер, положили на повозку и повезли. Но, узнав, что брат его еще жив, Святополк послал двух варягов, и они пронзили сердце св. князя мечами. Было это 24 июля 1015 г. Тогда Святополк послал сказать князю Глебу: «Иди скорей, отец зовет тебя, он очень болен!» Глеб, всегда послушный отцу, вскочил на коня и с небольшой дружиной помчался на зов. Недалеко от Волги конь его оступился и повредил себе ногу. Около Смоленска, когда он пересаживался на реке Смядынь в лодку, встретили его посланцы брата его — князя Ярослава новгородского, предупрежденного сестрой их княжной Предиславой. «Не ходи, — писала она ему, — отец твой умер, а брат убит Святополком». — «Увы мне, — воскликнул князь Глеб со слезами, — лучше мне было бы умереть с братом, чем жить на этом свете! Зачем я остался один? Где твои слова, которые ты говорил мне, брат мой любимый! Больше я не услышу твоих тихих наставлений! Если ты получишь дерзновение у Бога, помолись обо мне, чтобы и я принял ту же смерть. Лучше мне было бы с тобою умереть, чем жить в этом обманчивом свете!» Показались убийцы, посланные Святополком! Их было много. Долго гнались они за князем Глебом та лодках. Когда они приблизились, св. Глеб упросил своих спутников не браться за оружие и не противиться, говоря, что при покорности они просто отведут его к брату, а при сопротивлении всех порубят. По просьбе святого спутники его высадились на берег, с жалостью обращая свои взоры на блаженного, который остался посреди реки с отроками. Враги захватили его лодку. Свирепый Горясер закричал повару святого: «Бери нож и зарежь господина твоего, иначе погибнешь сам». Повар, родом из Торков — не так, как венгр Георгий, павший за Бориса, — вынул нож, взял Глеба за голову и перерезал горло блаженному, подобно незлобивому агнцу. Было это 5 сентября 1015 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/437492/

Живописные композиции в храме расположены с соблюдением традиционных требований. Изображение на темно-синем фоне в главном куполе Христа-Пантократора является доминирующим. В левой руке Он держит открытую книгу с надписью: " Азъ Свьтъ мира " , десница приподнята для благословения. Как Вседержитель Мира, Он окружен небесными силами - серафимами. Их изображения также размещены в боковых куполах, в центре каждого свода на одном уровне написано слово " Свят " , которым серафимы прославляют Бога. Ближе к Христу - на парусах по традиции изображены евангелисты, но в церкви Всех Святых изображены лишь два евангелиста: на юго-западном парусе - святой Марк со львом, на северо-западном парусе изображен святой Лука с его символом быком. Два других паруса прикрыты иконостасом. На арках в кругах на золотом фоне находятся лики апостолов. Фигуры апостолов размещены на арках, так как они символизируют опору церкви. Фигуры печерских святых на оконных откосах храма изображены попарно, в зависимости от их рода деятельности или места, которое они занимали в истории монастыря. Так в юго-восточном оконном проеме изображены прп. Никола Святоша и Прохор Лебедник. Далее, по кругу изображены - прп. Нестор Летописец, Исаакий Затворник, Моисей Угрин и Иоанн Многострадальный, Марк Пещерник, Авраамий Трудолюбивый, Леонтий и Геронтий - канонархи Печерские, прп. Иеремия и Матфей Прозорливый, Иоанн и Феофил Печерские. На оконных откосах северной части храма - изображения врачей прп. Агапита и Дамиана, иконописцев Григория и Алипия, диаконов Ахилы и Анастасия. Завершают круг фигуры прп. просфорников Спиридона и Никодима. По обеим сторонам входа в церковь в полный рост размещены изображения киевского князя Владимира и составителей славянской азбуки свв. Кирилла и Мефодия. На стене алтарной части, закрытой иконостасом, размещены изображения основателей Киево-Печерского монастыря прпп. Антония и Феодосия, первых игуменов монастыря прп. Никона и Варлаама, а также прпп. Тита, Кукши, Игнатия, Поликарпа. Живопись интерьера церкви отмечается богатством цветной гаммы, выдержанной в холодных тонах. Все картины и орнаменты написаны масляной краской, широкими мазками.

http://sobory.ru/article/?object=05646

Иконописные подлинники предписывают изображать А. с образом Богородицы в руках: «Сед, брада Сергиева, на конец поуже, власы с ушей свились, схима, в правой руке держит образ Богородицы, ризы преподобнические» (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 205, 30-е гг. XIX в.); так А. представлен в подлиннике XVIII в., принадлежавшем кн. М. А. Оболенскому (КККМ). Сохранилась гравюра с изображением А. (1656), выполненная мастером Ильёй для Киево-Печерского патерика (К., 1661): А. в преподобнических одеждах, с иконой Божией Матери Одигитрии и кистью в руках, внизу 3 сюжета: исцеление прокаженного; чудо с голубем, вылетевшим из уст Богоматери на иконе; ангел пишет за А. образ Успения Богородицы. В более поздних изданиях Патерика (напр., К., 1702) помещена гравюра с теми же эпизодами жития А. (здесь он изображен за работой над иконой преподобных Антония и Феодосия Печерских). На московской иконе «Успение Богородицы, со святыми на полях», кон. XVII в.?, из Новодевичьего мон-ря в Москве (ГИМ) А. представлен в одном из клейм пишущим икону Богоматери (в др. клеймах изображены преподобные Киево-Печерские Антоний, Феодосий, Моисей Угрин , Нестор , Иоанн Многострадальный ). Образ А. присутствует на иконах и эстампах с изображением Собора Киево-Печерских святых (литография 1883 г., мастерская А. Абрамова. ГРМ); в киевской гравюре подобный сюжет встречается с 1-й пол. XVIII в. В 60-х гг. XX в. архим. Алипием (Вороновым) была написана икона А., находящаяся в Псково-Печерском мон-ре . Сохранились прорись и подготовительный рисунок (МДАиС) с образом А., выполненные мон. Иулианией (Соколовой) . Ист.: Описание о российских святых. С. 19-20; Патерик Киевского Печерского монастыря/[Изд. Д. И. Абрамович]. СПб., 1911 (по указат.); Древнерусские патерики/[Изд. Л. А. Ольшевская и С. Н. Травников]. М., 1999. С. 66-72. Лит.: Успенские М. и В. И. Заметки о древнерусском иконописании: Известные иконописцы и их произведения. СПб., 1901. С. 3-33; Иона (Зырянов), еп. Первый русский иконописец (К 850-летию со дня кончины прп. Алипия иконописца)//ЖМП. 1964. 9. С. 61-66; Пуцко В. Г. Киевский художник XI века Алимпий Печерский (по сказанию Поликарпа и данным археологии)//Wiener slavist. Jb. 1979. Jg. 25. S. 63-88; Розанова Н. В. , Бекенева Н. Г. Иконопись XVII - нач. XV в.//ГТГ: Кат. собр. Т. 1. С. 28, 68-70; ГРМ. Русские монастыри. Б. м., 1997. С. 169; Маркелов Г. В. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 47-48.

http://pravenc.ru/text/114292.html

Радуйся, Мати Божия, Зимненския обители и всем православным Отрадо и Утешение. Кондак 3 Силу благодатную узрев патриарх Царьградский в иконе Твоей, Богородице, егда на брак благословил ею царевну Анну со славнейшим князем Владимиром. Ты же в ней благодать явила еси волынским людем, дабы пели Богу: Аллилуйя. Икос 3 Имея Твою дивную икону, благословение семейного таинства, и жития своего, равноапостольный князь Владимир, благодать на обитель и свой терем совводит в Зимно, добронравнии же людие взывают Богородице сице: Радуйся, патриаршее предвиденое благословение; Радуйся, царевны Анны на Русь Путеводительнице; Радуйся, великокняжеского супружества Благословение; Радуйся, дебри язычества в сады Христовы превратившая; Радуйся, страны нашей Охранительнице; Радуйся, семейных уз крепкая Поручительнице; Радуйся, добрая Воспитательнице юношества; Радуйся, теплая Отрадо иночества; Радуйся, мудрость просящим подавающия; Радуйся, чистых в райския обители приводящая; Радуйся, многоценный камень веры; Радуйся, обители древния утверждение: Радуйся, Мати Божия, Зимненския обители и всем православным Отрадо и Утешение. Кондак 4 Бурею многих зол колеблеми, прибегали к Твоей чудотворной иконе Святии епископы Волынстии Стефан и Амфилохий; хвалу подобающую возносяще, преподобнии Антоний и Варлаам Киево-Печерские под сим покровом облагодатствовали, преподобный Моисей Угрин и Зимненский игумен Нифонт, славный архиепископ Новгородский, непрестанно воспевали Богу, Аллилуйя. Икос 4 Слышавше чудеса Твоя, Богородице, и видевше храм Твой, яко ковчег Ноев, и икону, яко зарю многосветлую, сию Святую Гору просветившую, покаяние приносим Сыну Твоему и Богу нашему, слезы горькия изливающе пред пречистым Твоим образом, вопиюще Ти: Радуйся, надеждо ненадежных; Радуйся, тысячелетний столпе неугасающий; Радуйся, Волынская Купино неопалимая; Радуйся, Ладье Христова непотопляемая; Радуйся, теплая лампадо верных; Радуйся, семене цвета нашея веры; Радуйся, Света нашего Мати; Радуйся, огнь Божественный неопально держащая;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

С уважением, Вот что пишет Иосиф Исихаст , который за 8 лет достиг бесстрастия (или по крайней мере, очистился только от блудной страсти; под бесстрастием часто понимается освобождение в первую очередь от блудной страсти) ( письмо 20 ): Итак, прими дерзновение, дитя мое, и восстань от падения. Поднимись. Разгневайся на искушающего, зная, что он тот, кто строит все эти козни. Но ты ему не позволяй. Воюй с ним. И когда он приносит тебе воспоминание того лица, бери палку и крепко бей себя по бедрам, чтобы увяла плотская похоть. Ты заплачешь от боли, но ум очистится от воспоминания. Исчезнут образы, и уйдет обман воображения. Этого искушения, дитя мое, сильно бойся. Ибо это – осквернение для души. Этого нечистого нужно бить безжалостно. Здесь у всех моих молодых есть палка возле подушки. И как только им придет плотской помысел – они его палкой! Так увядает похоть и расцветает душа. Итак, другого лекарства нет – молитва, пост и палка! И тогда очищается ум. Легко приходит в умиление душа. Смягчается сердце. И ты получаешь дерзновение во время молитвы. На сколько я знаю, в монастыре в Аризоне, основанном учеником Иосифа Исихаста старцем Ефремом, тоже у всех монахов есть палка, и как только приходит блудный помысел — они бьют себя.  Действительно, это отгоняет помысел. Но должна быть решимость так сильно бороться, возникать как бы гнев на блудный помысел. Святые отцы вообще говорят, что для избавления от какой-либо страсти должен возникнуть гнев на нее. Но этот гнев может как приходить, так и уходить, и тогда человек больше не сможет прогневаться. Есть более мягкий совет: физическая нагрузка, чтобы к вечеру чувствовать усталость. Бывает, что это разжение попускается Богом из-за лени, а человек даже может не замечать, что ленится, и при этом часто лежит на диване и смотрит ТВ. Также хорошо молиться тем Святым, кто в прошлом преуспел в борьбе с блудной страстью и поэтому получил благодать освобождать от нее: преподобные Моисей Угрин, Иоанн Многострадальный, Мария Египетская, Виталий Александрийский, мученица Фомаида Александрийская и другие. И можете почитать, например, в Евергетине (глава 25 Что такое блудная брань и как с ней бороться), или Древнем Патерике (глава V), что делали разные подвижники в такой борьбе.

http://azbyka.ru/vopros/kak-udovletvorit...

Случилось ему в том же году быть в городе Хоищах у одного богатого помещика Хойского. После нескольких дней пребывания в Хоищах, Музеля тяжко заболел и, чувствуя приближение смерти, пригласил соседних священников, чтобы они совершили над ним помазание елеем; но вместо елея он положил в сосуд св. миро, принесенное из Киева, и когда было совершено над ним помазание этим миром, к удивлению всех присутствовавших при этом, Музеля встал с одра своего совершенно здоровым. 8 . Сам Господь иногда указывал нуждающимся в помощи искать ее у св. мощей угодников Божиих и подавал просимое чтущим оные. Св. Иоанн Многострадальный молился Господу об избавлении его от восстания телесной похоти. Тогда глас с неба повелел ему молиться, находящемуся против него мертвецу: «Сей может помогать боримым этою страстию». Мертвец этот был св. Моисей Угрин. Иоанн помолился пред мощами его – и страсть укротилась («Чет.-Мин.» июля 18 д.). В другой раз сам св. Иоанн, взявши кость от мощей св. Моисея, приложил ее к телу одного страждущего блудною страстию брата, и угасло разжение и омертвела страсть в плоти его («Чет.-Мин.» июля 18 д.). Муж некий, именем Мариан, имея особенную любовь к мученику Никите, по скончании его мученичества, взял страдальческое тело его и благочестно похоронил его в своем доме. И благословил Бог дом Мариана ради страстотерпца Никиты, и изобиловал он богатством вещественным и духовным. («Чет.-Мин.» сент. 15 д.). 9 . Не только самые св. мощи служили источники исцелений; но и другие вещи, соприкосновенные им и взятой от них, производили благодатные целебные действия на верующих. Один брат, боримый блудною страстию, пришел к преп. Даниилу Скитскому просить у него благодатной помощи в борьбе с нею. Преподобный послал его в монастырь, где лежало тело св. мученицы Фомаиды, пострадавшей за свое целомудрие от свекра, и повелел ему там молиться Богу молитвами мученицы. Брат, исполнив совет преподобного, помолился у гроба ее, помазался елеем от лампады, которая горела над гробом, положил главу на гроб ее – и совершенно освободился от беспокоившей его страсти («Чет.-Мин.» апр. 13 д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010