Впрочем, это изменение слов Апостола созвучно толкованию Рим 9:31, которое даёт преподобный Максим Исповедник, который, изъясняя Евангельское повествование о смоковнице и особенно высказывание: “Возвращаясь, увидел при дороге смоковницу, листья только имеющую” (см. Мф 21:18; Мк 11:13), рассуж­дает так: Господь увидел “заключённое в тенях и образах телесное служение закона, лежащее, как на пути, на неустойчивом и мимолётном предании и состоящее из одних преходящих образов и установлений. Увидев это служение, подобно смоковнице обильно и затейливо украшенное, словно листьями, внеш­ними покровами телесных соблюдений закона, и не найдя плода, то есть правды, Он проклял его как не питающее Слово [Божие] Поэтому [Свя­щенное Писание] и гласит: не время было собирания смокв (Мк 11:13), то есть время, в которое властвовал над естеством человеческим закон, не было [вре­менем] плодов правды, но изображало, как тень, плоды правды и как бы указывало на будущую спасительную для всех Божественную и неизреченную благодать, не достигнув которой погиб через неверие ветхий народ. Ибо божественный Апостол говорит: Израиль, искавший закона праведности, то есть [закона, данного] в тени и образах, не достиг до закона праведности (Рим 9:31), то есть [не достиг] совершенного [закона] в духе по Христу”. — Творения преподобного Максима Исповедника. Книга II. М., 1994. С. 68–69. 57 Термин помимо ‘отдохновение, покой’, может иметь смысл ‘прекращение, свержение, низложение’. Относительно значения “покой” см. у блаженного Феодорита, изъясняющего Евр 4:3: “Апостол намеревается показать три наименованные в Божественном Писании покоя: первый — день седьмой, в который Бог совершил творение, второй — землю обетованную и третий — Небесное Царство”. — Творения блаженного Феодорита Кирского. М., 2003. С. 521. В данном случае блаженный Феодорит практически повторяет святителя Иоанна Златоуста. См.: Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста. Т. XII. Кн. 1. М., 2004. С. 59. 58 “Хотя не знаю, по каким законам соотношения или по какой силе седмиричного числа, однако же евреи чтут оное; и известно то, что Бог в шесть дней сотворил вещество, образовал и украсил его всякими видами и сочетаниями, и совершил сей видимый ныне мир, а в седьмой день почил от дел, что показывает и наименование субботы, означающей по-еврейски покой”.

http://pravmir.ru/uveshhevaniya/

— С. 490. 55 Ос.3:2 . 56 Лев.27:20–21 . 57 Лев.27:22–25 . 58 Руфь 4:2–10 ; Иер.32:7 . 59 Ис.5:8 . 60 Ис.7:23 . 61 Песнь Песней 8:11. 62 2Цар.24:24 . 63 3Цар.16:24 . 64 Мф.27:6–10 . 65 Иер.32:9 . 66 Иер.32:10–15 . 67 Лук.12:33 . 68 Мк.12:17 . 69 Рим.13:7–8 . 70 Экземплярский В.И. Учение древней церкви о собственности и милостыне. — Киев, 1910. – С. 16. 71 Мф.13:45–46 . 72 Мф.13:44 . 73 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. — Т. 10., — СПб., 1912. Репринт – Стокгольм, 1987. — С. 23. 74 Деян.2:44–45 . 75 Деян.4:36–37 . 76 Деян.2:46 . 77 Деян.5:1–4 . 78 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на деяния апостольские XII//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. — Т. IX, Кн. I. – М.: Радонеж, 2003. — С. 119. 79 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VI.6. 80 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VI.6. 81 «Работающий вправе пользоваться плодами своего труда: “Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?.. Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое” ( 1Кор.9:7,10 )»//Там же. VI. 6. 82 Быт.31:41 . 83 Лев.19:13 . 84 Втор.24:14–15 . 85 Иер.22:13 ; Мал.3:5 . 86 О ветхозаветном и христианском взглядах на труд более подробно см. Лукин С.В. Христианская экономия о видах и степенях труда//Проблемы современной экономики. 2006. — 1 ⁄ 2 (17/18). — С. 413–418; Лукин С.В. Виды, степени и двойственный характер труда в аспекте христианской экономии//XII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры (Минск 24–26 мая 2006 г.): Материалы чтений «Церковь и социальные проблемы современного общества»/Инт теологии им. свв. Мефодия и Кирилла, Бел. гос. унт культуры и искусств; отв. ред. и сост. А.Ю. Бендин. — Минск: Ковчег, 2007. — С. 7–26. 87 Пр.10:5; 12:11; 12:24; 28:19. 88 Суд. 17:10–12 . 89 4Цар.12:9–12; 22:5–9 . 90 1Пар.19:6–7 ; 2:Пар.25:6. 91 1Кор.10:31 . 92 Кол.3:17 .

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

842 См. на сей счёт наблюдения в кн.: Louth A. St. John Damascen. Tradition and Originality in Byzantine Theology. Oxford, 2002. P. 175. 843 Theophil. Bulg. Enarr. in Evang. Matth. XXIV, 36. PG 123, 417:11 – 39 (окончание отрывка см.: PG 123, 417. Примеч. 31). Рус. пер.: Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского, на Святое Евангелие. Ч. I. Μ., 1993. С. 218–219. Толкуя Мк.13:32 , этот святитель также подчёркивает педагогический смысл «неведения» Господа, отмечая, что Христос «ради нашей пользы скрыл (это время)» (Theophil. Bulg. Enarr. in Evang. Marci XIII, 32, PG 123, 640:20–21. Рус. пер.: Благовестник. Ч. I. с. 359–360). 844 Theophil. Bulg. Enarr. in Evang. Joan. XI, 33, PG 124, 100:59 – 101:8. Рус. пер.: Благовестник. Ч. II. Μ., 1993. C. 439. 845 Euth. Zigab. Comm. in Matth. XXIV, 36 (Cap. XVIII. De die et hora), PG 129, 621:48 – 624:26. Рус. пер.: Толкования Евангелия от Матфея и Евангелия от Иоанна, составленные по древним святоотеческим толкованиям византийским, XII века, учёным монахом Евфимием Зигабеном . СПб., 2000. С. 300–301. 849 См. на сей счёт высказывание: «Как в решении общего вопроса о характере знания Христа, так и ещё более в объяснении последнего места (sc. Мф.24:36 и Мк.13:32 ; разрядка моя – А. С.) не только позднейшие богословы, но и святые отцы несогласны между собой» (Скабалланович 1911. С. 609). Правда, мы бы не употребляли такого резкого и неадекватного выражения, как «несогласны», заменив его более корректным: «не всегда были единодушны между собой в частностях». 850 Святоотеческая точка зрения отразилась (в своём естественном преломлении) и у православных богословов и учёных XIX–XX вв. Так, Μ.Н. Скабалланович приходит к выводу, что решение рассматриваемого вопроса «возможно на почве строгого разграничения во Христе человеческого знания от Божественного. Божественное могло пользоваться органами человеческого и происходить в его формах (категориях и т. п.), а потому последнее не могло совпадать с первым и по объёму.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Грозные слова Божий исполнились. В назначенное время,  в полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль [во всей земле] Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца (Исх. XII, 29-30). Упорство фараона было сломлено. Он не только отпустил евреев, но и принуждал их сам уйти скорее. И призвал [фараон] Моисея и Аарона ночью и сказал [им]: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы... и пойдите и благословите меня. И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем (Исх. XII, 31-33). Вот в воспоминание этого великого события, ознаменовавшего перелом в истории еврейского народа и начало новой, независимой жизни в земле обетованной, евреи свято чтили праздник Пасхи, как повелел им Господь чрез Моисея; тем более, что нарушение праздника и неисполнение его устава навлекало грозное прещение:  кто чист и не находится в [дальней] дороге и не совершит Пасхи, - истребится душа та из народа своего (Чис. IX, 13). По уставу, данному Моисеем (Лев. ХХП1 и Втор. XVI), пасхального агнца нельзя было заколать в жилищах.  Не можешь ты заколать Пасху, - говорит он, - в котором-нибудь из жилищ твоих... но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы, пребывало там имя Его, заколай Пасху вечером при захождении солнца, в то самое время, в которое ты вышел из Египта; и испеки и съешь на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, а на другой день можешь возвратиться и войти в шатры твои (Втор. XVI, 5-7). Во исполнение этого постановления все евреи для совершения пасхальной жертвы собирались в Иерусалим, где был храм, считавшийся местом особого пребывания Божия. Повинуясь этому уставу, и Господь, пришедший  не нарушить закон, но исполнить, посылает учеников в Иерусалим, чтобы приготовить пасхального агнца.  И пошли ученики Его, и пришли в город... и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он приходит с двенадцатью (Мк. XIV, 16-17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Грозные слова Божий исполнились. В назначенное время, в полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль [во всей земле] Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца (Исх. XII, 29–30). Упорство фараона было сломлено. Он не только отпустил евреев, но и принуждал их сам уйти скорее . И призвал [фараон] Моисея и Аарона ночью и сказал [им]: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы… и пойдите и благословите меня. И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем (Исх. XII, 31–33). Вот в воспоминание этого великого события, ознаменовавшего перелом в истории еврейского народа и начало новой, независимой жизни в земле обетованной, евреи свято чтили праздник Пасхи, как повелел им Господь чрез Моисея; тем более, что нарушение праздника и неисполнение его устава навлекало грозное прещение: кто чист и не находится в [дальней] дороге и не совершит Пасхи, — истребится душа та из народа своего (Чис. IX, 13). По уставу, данному Моисеем (Лев. ХХП1 и Втор. XVI), пасхального агнца нельзя было заколать в жилищах. Не можешь ты заколать Пасху, — говорит он, — в котором-нибудь из жилищ твоих… но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы, пребывало там имя Его, заколай Пасху вечером при захождении солнца, в то самое время, в которое ты вышел из Египта; и испеки и съешь на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, а на другой день можешь возвратиться и войти в шатры твои (Втор. XVI, 5–7). Во исполнение этого постановления все евреи для совершения пасхальной жертвы собирались в Иерусалим, где был храм, считавшийся местом особого пребывания Божия. Повинуясь этому уставу, и Господь, пришедший не нарушить закон, но исполнить , посылает учеников в Иерусалим, чтобы приготовить пасхального агнца. И пошли ученики Его, и пришли в город… и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он приходит с двенадцатью (Мк. XIV, 16–17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2313...

Домнин Солунский, 4 окт. Диоген, 5 окт. Ираида, 8 окт. Пелагея, 9 окт. Авраам и Лот, 9 окт. Анна, Елизавета и дружина, 17 окт. освящение храма Богородицы «в месте рекомемь раи», 17 окт. Леонт, Домент, Теронт, 26 окт. Артимидор, 30 окт. Астерий, 31 окт. Пантелеонт, Ираклий, Епимах, 4 нояб. Порфирий, 5 нояб. освящение храма св. Феодора в квартале Сфораникия, 27 нояб. Козма и Дамиян, 28 нояб. цари Константин и Маврикиан с чадами, 19 дек. Евтихий, 26 и 27 апр. Василий Амасийский, 27 апр. Поплион, 2 мая Еспер и Зоя, 6 мая Димитрий и Данат, 23 июля Аполлинарий Равеннский, 31 июля царь Феодосий младший, 5 авг. Ия. Кроме названных есть немало памятей, восходящих к календарю Св. Софии, которые разделяют с Остромировым Евангелием один или два более поздних славянских источника, однако и без того приведенный список достаточно велик, чтобы рассеять сомнение в наличии особой связи между уставом богослужения Св. Софии и Остромировым Евангелием[ 10 ] . Крайне важно, что среди чтений на разные потребы, которые обычно перечисляются в конце литургических рукописей, в Остромировом Евангелии находится « » (л. 289 об.). Само чтение не приведено, дана лишь отсылка к 7 августа, когда читается Мк. 11, 22-26 в память « » (л. 285). Обозначение варваров-аваров, от которых в 626 г. был спасен Константинополь, было по недоразумению воспринято как женское имя. Ср. греческий текст: λιτηαπρχεται ενΒλαχρναιςκατα τωνβαρβρων «лития отправляется во Влахерне на варваров». Чтения на победу царя изредка встречаются в рукописях XIV-XV в., но в списках предшествующей поры в этом случае упоминается князь (как это в Типографском Евангелии XII в.), что соответствует историческим условиям Руси, или же дается сокращенный вариант: (так в Архангельском Евангелии XI в.). Упоминание царя в Остромировом Евангелии может относиться к личности византийского императора и восходить к греческому оригиналу, отразившему практику Св. Софии. При точности в передаче малозначительных деталей царьградского богослужебного ритуала обращает на себя внимание отсутствие в Остромировом Евангелии такого важного церковного события X в.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/6/14...

Пресвитерская фелонь заменяется для Епископа Саккосом, который можно назвать ризою или фелонью архиерейскою. Именем и видом отличный от иерейской фелони, Саккос имеет одинаковое с нею духовное знаменование. По свидетельству Писания, Саккос ( σακκος вретище), есть одежда сокрушения, скорби и смирения ( Ис.20:2 . 2Цар.3:31 . Мф.11:21 . Ап.6:12 и проч.). В Христианстве ее изображает червленая хламида или багряница ( Мф.27:28,31 . Мк.15:17 ), в которую облечен был Спаситель в минуты своего крайнего уничижения и страдания за грехи мира, для оправдания нашего пред правосудием Божиим. Освященная страждущим Спасителем, одежда принята Церковию в число священных одежд для пресвитера и епископа, кои, по толкованию Симеона Солунского , носят образ Исполнившего вечную правду, одежд – известных под именем Фелони и Саккоса 248 . Посему при облачении в сии одежды произносят одни и те же слова: «священницы, или архиереи твои облекутся в правду». Впрочем архиерейская Фелонь и до принятия Саккоса иногда отличалась от пресвитерской многими крестами, и оттого называлась Полиставрион, или по–славянски ризы крещаты. Многие кресты украшали древле Фелонь архиерея, конечно в знамение того, что он преимущественно облекается в образ Спасителя, крестом и страданиями искупившего нас от греха. Первоначально Полиставрион был собственно принадлежностию патриархов 249 , и отличием некоторых экзархов, напр. ефесского, каппадокийского, коринфского и других. Впоследствии, когда для первенствующих архиереев принят был Церковию Саккос, Полиставрион стал принадлежать всем прочим Епископам; так было в Греции еще в XV веке 250 . Равно и в Церкви российской Полиставрий первоначально принадлежал собственно митрополитам 251 , но в знак особенного отличия возлагаем был и на других архиереев. По сказанию летописи, в XII веке около 1166 года киевский митрополит Иоанн IV благословил новгородского епископа Илию именоваться архиепископом и даровал ему «ризы и стихарь со источники» – ризы крещаты 252 . В 1348 году московский митрополит Феогност дал Полиставрион новгородскому архиепископу Василию 253 . Император Иоанн Кантакузин и константинопольский патриарх Филофей в 1363 году пожаловали крещаты ризы новгородскому архиепископу Моисею 254 . С 1675 года, по определению Собора московского, ризы крещаты в Церкви российской сделались принадлежностью всех епископов. Посему на древних иконах многие из святителей изображаются в Фелонях. С 1798, когда Император Павел, усвоил крещаты ризы придворным храмам, Полиставрион стали носить и священники.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

София Премудрость Божия в издании Мартена и Кайе 86 . В пример оригинального сюжета Восточной, греко-русской иконописи прилагается здесь снимок с иконописного рисунка XVII в., изображающего Иоанна Предтечу Крылатого (рис. 31). Дидрон в своей «Христианской Иконографии», хотя и поместил подобный же рисунок, с фрески греческого монастыря Кайсариани, но он отличается от помещенного здесь важной подробностью 87 . На греческой фреске Предтеча держит свой голову, на нашем рисунке – агнца во образе Предвечного Младенца, в чаше. В русской иконописи распространены одинаково оба эти перевода, как в древней живописи Новгородской 88 и Московской, так и в позднейшей, сельской 89 . В основание крылатому типу Предтечи наша иконопись принимает Евангельский текст: «Яко же писано во пророцех: с аз посылаю Ангела моего пред лицем твоим, иже уготовит путь твой пред тобою» Мк.1:2 . Так как в деяниях Предтечи, то есть, в Крещении и в других событиях его жизни, этот тип не употребляется, и пишется Предтеча обыкновенно без крыльев; и так как Крылатый Предтеча изображается, ни в символической иконе Софии Премудрости, или по одну сторону Спасителя, восседающего на престоле в небесной славе, и имеющего по другую сторону предстоящую Богородицу, в иконе «Предста Царица одесную», или наконец, является он крылатым, когда изображается отдельно в иконостасе или на металлических складнях; то этот крылатый тип должен означать Иоанна Предтечу, уже не как лицо историческое, а как священный идеал, вознесенный из здешнего жития в горний мир, существо небесное, ангельское. Потому, не подчиняясь законам природы, он имеет две головы: одна на нем, другую держит он в сосуде или на блюде в руке; или же, как лицо символическое, имеет в чаше агнца, в виде Предвечного Младенца. Рис. 31. Св. Иоанн Предтеча (рисунок XVII века) Христианское искусство давало крылья и другим библейским личностям. Так изображен Евангелист Матфей на мозаике Св. Павла вне Римских стен; так же писан в Чешской Лицевой библии (в библ. князя Лобковица, в Праге) XII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Rigo A. Monaci... Р. 171,193 (цитированные слова св. Евфимия Зигавина), 210. Ср. на р. 209 перечень лиц, которые обладали благодатным, признаваемым Церковью даром пророчества – в их числе и св. Григорий Палама . История порицаний еретиков за лжепророчества насчитывает не одно столетие. Еще блаж. Феодорит обвинял мессалиан в предсказании будущего под воздействием непосредственного созерцания Св. Троицы физическими очами (Gouillard J. Quatre procès... P. 21 ). Подобные обвинения предъявлялись и в конце XI в. Феодору Влахернскому (Ibid. Р. 27). Учение о водительстве «совершенных», разработанное Влахернитом, также сходно с воззрениями богомилов его поры (Ibid. Р. 28). Упоминание τς τν Βογομλων θρησκεας встречаем и в акте осуждения монаха Клима Сасимского и Леонтия Валвисского (XI – начало XII вв.) (Ibid. Р. 72. 34; 74. 77). Всё это ставило Церковь – как и во времена св. Григория Паламы – перед проблемой различения истинного и ложного гносиса, т. е., в конечном итоге, – истинного и ложного богообщения: «берегитесь ( βλπετε), чтобы кто не прельстил ( πλανσ) вас, ибо многие придут под именем Моим...» ( Мф.24:4–5 ; ср.: Мк.13:5 ; Лк.21:8 ; Еф.5:6 ; 2Фес.2:3 ; 1Ин.2:18–23; 4:1–3 ; и др.). Именно опыт богообщения являлся отправной точкой Паламы в его прениях с Варлаамом. Поэтому и роль в богословии силлогизмов (с недоказанной посылкой) была им признана бесполезной, но переубедить Варлаама, мысль которого отправлялась от иных (и также имевших прецеденты в византийской культуре) – рационалистических – позиций, в конечном итоге не удалось (Podskalsky G. Barlaams theologische Methode und die byzantinische Tradition//XV e Congrès International des études byzantines. Athènes, 5–11 septembre 1976. Résumés des communications. Athènes, 1980; Medvedev I. P. Neue philosophische Ansätze im späten Byzanz//JÖB. 1981. Bd. 31/2. S. 532; Sinkewicz R. E. The Doctrine of the Knowledge of God in Early Writings of Barlaam the Calabrian//MS. 1982. Vol. 44. P. 197–202, 209–210, 219 и выводы работы в целом)..

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Б6 Евангелие-апракос, Никольского Единоверческого, в Москве, монастыря 150 (приобрет. архим. Павлом Прусским ), пис. на пергам. в малый лист, в два столбца, по 22–24 строки, на 108 л. уставом XII в. В рукописи два почерка, вторым писаны лл. 74–108. Заглавные буквы искусно рисованы разными красками. Правописание русское. Как в Галич. Ев. 1144 г. пишется христис 24. Текст не полон: начинается с средины чтения в четв. 4 нед. по пятидес., прерывается на чтении в четв. сыропустн. недели. После л. 90-го недостает чтений в среду, четв. и пят. 15-й нед. после Нового лета. Текст евангельский весьма близок к Мстиславову Евангелию. Б7 Евангелие и Апостол-апракос, хранящ. в ризнице Троице-Сергиевой Лавры, под 2, пис. на тонком пергамине, в квадратный лист, в два столбца, по 26 строк, на 266 л. широким и прямым уставом XIV в. Правописание русское. Рукопись обложена по доскам серебряным позолоченым окладом – от в. к. Симеона Иоанновича в 1344 г., о чем свидетельствует надпись, вычеканенная уставом и вязью на серебряной с чернью рамке верхнего оклада: в л . нв. мц декбр. и. на днь на памть стго мчника савастиана содано бы евнгли се блговрнымъ кньмь сем(е)номь Месяцеслов очень полный, с славянскими названиями месяцев. 24 июля: убьнь бори гл. Из Ев. Марка недостает только 1, 28, 45; 5:21. Мк. 2:14–17 пис. в суб. 5-ю поста, а 7:31–37 в суб. 3-ю поста. – Леонид, архим. Славянские рукописи, хранящ. в ризнице Свято-Троицкой Серг. Лавры, М. 1880, стр. 1–15. Древнеслав. Апостол, вып. I. 1892, стр. 33–34. Б8 Евангелие-апракос, хран. в ризнице Троице-Серг. Лавры 3, пис. на д. хорошем пергамине, в малый лист, в два столбца, по 24 строки, на 274 л. (у архим. Леонида ошибочно 284 л.) XIV в. Правописание русское. В месяцеслове 2 мая (а не 24 июля, как у архим. Леонида): стою му бори и глба. 23 мая: обр. м. стго еп (мощи еп. Ростовского Леонтия обретены в 1164 г. Празднование установлено в 1190 г.). На л. 1 об. надпись: «Сие Евангелие яко зело древнее хранить. Смиренный Платон, Митрополит Московский и Архимандрит Троицкия Сергиевы Лавры. 1798 года». Евангелие это – говорит архим. Леонид – по всем приметам принадлежало собственно Сергиеву монастырю и писано в оном же при жизни его св. основателя и есть самое древнее из всех уцелевших доселе («Слав. рукоп., хран. в ризн. Св. Тр. Серг. Лавры, стр. 17). Переплет старый – доски, обложенные малиновою камкою. Средник – распятие с предстоящими, а наугольники – евангелисты, серебрянные басменные, позолочены (уцелели лишь два с левой стороны); кругом средника 8 зерен крупного жемчуга и 4 (не 2, как у архим. Леонида) жемчужины близ наугольников; петли и застежки медныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010